2015'07
ВЛАСТЬ
201
Поленина С.В., Сильченко Н.В. 1987. Научные основы типологии нормативно-правовых актов в СССР. М.: Наука. 151 с.
Сравнительное конституционное право (под ред. В.Е. Чиркина). 2002. М.: Международные отношения. 448 с. Тихомиров Ю.А. 1996. Курс сравнительного правоведения. М.: Норма. 432 с.
SAFINA Svetlana Borisovna, Cand.Sci.(Legal), Associate Professor, Head of the Chair of State and Administrative Law, Bashkir State Academy of Public Administration and Management under the President of the Republic of Bashkortostan (40, Zaki Validi St, Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia, 450008; svetlanasafina@mail.ru)
CONSTITUTIONAL LAW IN THE RUSSIAN FEDERATION: CONCEPT AND SUBJECT OF THE REGULATION
Abstract. The author investigates federal constitutional laws, constitutional laws of republics as the parts of the Russian Federation. Their concepts, features, legal confirmation in the federal legislation and republican legislation are under consideration. The article analyzes relations, involved in the subject of the regulation by the constitutional law; and also problems of normative consolidation of the constitutional law's concept.
Keywords: federal constitutional laws, constitutional laws of republics as the parts of the Russian Federation, constitution, law on constitutional amendment, regular law
ШУЛЬГА Руслан Юрьевич — научный сотрудник Вневедомственного научно-исследовательского института изучения безопасности и сыска (ВНИиБиС) (Россия, Москва; delta_aria@mail.ru)
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА ПРИ ОБЕСПЕЧЕНИИ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Аннотация. В статье рассматривается возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина в мирное время и в период военного положения на конституционном уровне правового регулирования. Автор предлагает совершенствование действующего законодательства в части, касающейся осуществления специальной деятельности органами безопасности и правоохранительными органами в военное время.
Ключевые слова: военная безопасность, ограничение прав и свобод, оперативно-разыскная деятельность
Современная Военная доктрина Российской Федерации1 определяет, что военная безопасность — это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних военных угроз, связанных с применением военной силы или угрозой ее применения, характеризуемое отсутствием военной угрозы либо способностью ей противостоять. Данное состояние защищенности должно достигаться с помощью определенных сил и средств, используемых государством [Фатеев 2005], а само непосредственное обеспечение безопасности может быть связано с ограничением прав и свобод человека и гражданина. Военная доктрина, сохраняя в себе положения основополагающих правовых актов в сфере безопасности и предыдущей доктрины, к
1 Военная доктрина Российской Федерации. Утв. Указом Президента РФ от 25.12.2014 № Пр-2976. — Российская газета. № 298. 30 дек.
202
ВЛАСТЬ
2 01 5' 0 7
своей правовой основе относит Конституцию РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ в области обороны, контроля над вооружениями и разоружения, федеральные конституционные законы, федеральные законы, а также нормативные правовые акты президента РФ и правительства РФ. Конституционный уровень правового регулирования [Шумилов 2008: 52-54] представляют Основной закон государства (Конституция) и федеральные конституционные законы [Рогов, Нестеров 2015: 182-184]. И так как основные права и свободы человека и гражданина регламентированы именно данными правовыми актами, рассмотрим случаи, когда они могут быть ограничены в той или иной мере.
1. Право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23 Конституции РФ) можно ограничить только по решению суда. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» указываются случаи, когда суды дают такое решение: при наличии у органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, информации а) о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно; б) о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно; в) о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ.
2. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55 Конституции РФ).
3. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия (ст. 56 Конституции РФ). Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные ст. 20, 21, 23 (ч .1), 24, 28, 34 (ч. 1), 40 (ч. 1), 46—54 Конституции РФ (право на жизнь, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, свобода совести, свобода вероисповедания, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, право на жилище и др.).
Стоит отметить, что обеспечение военной безопасности выходит на первое место в случае военного времени и в боевой обстановке. В ст. 7 Федерального конституционного закона от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении» предусмотрено следующее ограничение прав и свобод человека и гражданина:
1) введение и обеспечение особого режима въезда на территорию, на которой введено военное положение, и выезда с нее, а также ограничение свободы передвижения по ней;
2) запрещение или ограничение выбора места пребывания либо места жительства;
3) запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий;
4) ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра;
5) запрещение нахождения граждан на улицах и в иных общественных местах;
6) введение военной цензуры в отношении почтовых отправлений и сообщений, передаваемх с помощью телекоммуникационных систем, а также контроля за телефонными переговорами, создание органов цензуры, непосредственно занимающихся указанными вопросами;
7) запрещение или ограничение выезда граждан за пределы территории РФ.
В ст. 18 данного закона указано, что в период действия военного положения граждане пользуются всеми установленными Конституцией РФ правами и свободами
2 015'07
ВЛАСТЬ
203
человека и гражданина, за исключением прав и свобод, ограничение которых установлено настоящим федеральным конституционным законом и другими федеральными законами.
Таким образом, ограничение прав и свобод граждан при обеспечении военной безопасности можно условно разделить на две группы:
1) ограничение прав и свобод граждан при обеспечении военной безопасности в мирное время: только по решению суда на основании наличия у компетентных органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, информации о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, создающего угрозу военной безопасности Российской Федерации;
2) ограничение прав и свобод граждан при обеспечении военной безопасности в военное время: для обеспечения военного положения могут ограничиваться дополнительные права и свободы граждан, но уже без решения судебных органов.
Автор отмечает, что ограничение прав и свобод не является общеобязательным при обеспечении любого вида безопасности. Но в некоторых случаях данная мера является вынужденной либо крайне необходимой. Стоит отметить интересный факт, что осуществление оперативно-разыскной деятельности в военное время не регламентировано, т.е. решение суда остается обязательным условием возможности ограничения прав и свобод даже при выявлении реальной угрозы военной безопасности страны. По мнению автора, в военное время любая угроза может привести к серьезному нанесению ущерба государству, а также к возможности гибели граждан. Предлагается в федеральном конституционном законе «О военном положении» ввести норму, предусматривающую ограничение прав и свобод граждан при осуществлении оперативно-разыскной деятельности без решения суда в случае обеспечения военной безопасности или отражения военной угрозы. В период, когда промедление в противодействии угрозам может фатально сказаться на обороноспособности и безопасности страны, такая норма может существенно помочь спецслужбам и правоохранительным органам в их деятельности по обеспечению безопасности личности, общества и государства.
Список литературы
Рогов А.С., Нестеров О.А. 2015. Конституционный уровень правового регулирования противодействия коррупции в Российской Федерации. — Власть. № 2. С. 182-184.
Фатеев К.В. 2005. Правовое регулирование обеспечения военной безопасности Российской Федерации: дис. ... д.ю.н. М.
Шумилов А.Ю. 2008. Проблемы законодательного регулирования в оперативно-разыскной деятельности: десять лет спустя (конституционные, административные, уголовные, уголовно-процессуальные и уголовно-сыскные аспекты): монография. 2-е изд., испр. и доп. М.: ИД Шумиловой И.И. 260 с.
SHUL'GA Ruslan Yur'evich, Researcher of the Non-departmental Research Institute of Safety and Investigation Studies (Moscow, Russia; delta_aria@mail.ru)
CONSTITUTIONAL AND LEGAL REGULATION OF RESTRICTION ON RIGHTS AND FREEDOMS OF MAN AND CITIZEN WHEN ENSURING MILITARY SECURITY
Abstract. In the article the possibility of restriction on the rights and freedoms of man and citizen in a peace time and in the period of a warlike situation at the constitutional level of legal regulation is considered. The author offers the improvement of the current legislation regarding the special activity of security service and law enforcement agencies in wartime. Keywords: military security, restriction on the rights and freedoms, operational search activity