Научная статья на тему 'Конституционно-правовое регулирование инноваций и инновационной деятельности в Российской Федерации '

Конституционно-правовое регулирование инноваций и инновационной деятельности в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
243
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
инновация / инновационная деятельность / инновационная политика / инновационное развитие / права и свободы человека и гражданина / конституционно-правовое регулирование инновационной деятельности / innovation / innovation activity / innovation policy / innovative development / human and civil rights and freedoms / constitutional and legal regulation of innovation activity

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сона Артуровна Степанян

В статье рассматриваются понятия «инновация» и «инновационная деятельность» в правовом аспекте, исследуются различные подходы к их определению, раскрываются сущность и содержание данных терминов. Настоящая работа в рамках конституционного права по-новому раскрывает общетеоретические и научно-практические проблемы реализации инноваций и инновационной деятельности в Российской Федерации. Приводятся различные точки зрения исследователей на понятие «инновация», анализируется понятие с точки зрения законодательного регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constitutional and legal regulation of innovation and innovation activity in the Russian Federation

The article discusses the concepts of «innovation» and «innovative activity» in the legal aspect, explores various approaches to the definition of these concepts, reveals the essence and content of these terms. Within the framework of constitutional law this work reveals in a new way the general theoretical and scientific-practical problems of the implementation of innovations and innovative activities in the Russian Federation. Various viewpoints of researchers on the concept of «innovation» are given, the concept is analyzed in the context of legislative regulation.

Текст научной работы на тему «Конституционно-правовое регулирование инноваций и инновационной деятельности в Российской Федерации »

Закон и право. 2022. № 6. С. 39-42. Law and legislation. 2022;(6):39-42.

Научная статья

УДК 342 NIION: 1997-0063-6/22-314

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-6-39-42 MOSURED: 77/27-001-2022-6-514

Конституционно-правовое регулирование инноваций и инновационной деятельности в Российской Федерации

Сона Артуровна Степанян

Российский университет дружбы народов, Москва, Россия, Sona.Stepanyan1996@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются понятия «инновация» и «инновационная деятельность» в правовом аспекте, исследуются различные подходы к их определению, раскрываются сущность и содержание данных терминов. Настоящая работа в рамках конституционного права по-новому раскрывает общетеоретические и научно-практические проблемы реализации инноваций и инновационной деятельности в Российской Федерации. Приводятся различные точки зрения исследователей на понятие «инновация», анализируется понятие с точки зрения законодательного регулирования.

Ключевые слова: инновация, инновационная деятельность, инновационная политика, инновационное развитие, права и свободы человека и гражданина, конституционно-правовое регулирование инновационной деятельности.

Для цитирования: Степанян С.А. Конституционно-правовое регулирование инноваций и инновационной деятельности в Российской Федерации // Закон и право. 2022. № 6. С. 39—42. https://doi.org/ 10.24412/2073-3313-2022-6-39-42.

Original article

Constitutional and legal regulation of innovation and innovation activity in the Russian Federation

Sona A. Stepanyan

Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russia,

Sona.Stepanyan1996@yandex.ru

Abstract. The article discusses the concepts of «innovation» and «innovative activity» in the legal aspect, explores various approaches to the definition of these concepts, reveals the essence and content of these terms. Within the framework of constitutional law this work reveals in a new way the general theoretical and scientific-practical problems of the implementation of innovations and innovative activities in the Russian Federation. Various viewpoints of researchers on the concept of «innovation» are given, the concept is analyzed in the context of legislative regulation.

Keywords: innovation, innovation activity, innovation policy, innovative development, human and civil rights and freedoms, constitutional and legal regulation of innovation activity.

For citation: Stepanyan S.A. Constitutional and legal regulation of innovation and innovation activity in the Russian Federation // Law and legislation. 2022;(6):39—42. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-6-39-42.

На сегодняшний день наиболее важными целями Российской Федерации в области развития науки и технологий в условиях глобализации являются разработка опре-

© Степанян С.А. М., 2022.

деленных положений для перехода государства к инновационному развитию, повышению роли науки для обеспечения усиления позиций нашей страны на международном уровне и повышения конкурентоспособности. И самое главное — инновационная деятельность является ключевым фактором развития государства, ко-

LAW & LEGISLATION • 06-2022

торая играет центральную роль в повышении благосостояния страны.

Одним из наиважнейших аспектов, оказывающих влияние на формирование и результативное развитие инновационной деятельности, является право. В частности, в данном случае право выступает как необходимый фактор развития человечества и являет собой некий инструмент решения общественных проблем путем их рационального регулирования. Исследуя правовой подход к понятию инноваций и инновационного становления, можно прийти к заключению, что право, с одной стороны, является одним из важнейших условий формирования благоприятного инновационного климата, а, с другой стороны, актуальная нормативно-правовая база необходима для эффективного регулирования уже существующих отношений в сфере инновационной деятельности.

Буквально с английского языка «innovation» переводится как новшество, нововведение, в определенном смысле это направление развития.

Для начала следует уделить внимание исследованию понятия «инновация». Многие деятели науки и специалисты обсуждают данный термин, используя в качестве основы понятие «нововведение».

Например, с позиции Л.Я. Аврашкова «слово «инновация» выступает синонимом нововведения или новшества, и может использоваться наряду с ними» [3, с. 5].

Согласно ст. 2 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» под инновационной деятельностью следует понимать «деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленную на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности».

Также данная статья гласит: «Инновации — введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях» [2].

Однако сегодня данное определение кажется слишком узким, особенно если учесть особую динамику инноваций в настоящее время и их вероятную эволюцию в ближайшие годы. Следует учесть, что термин «инновация» имеет более широкое значение.

А.Л. Суворова считает, что «инновация — это использование результатов научных исследова-

ний и разработок, направленных на совершенствование процесса деятельности производства, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования и других сферах деятельности» [6, с. 15].

В связи с вышесказанным существует объективная необходимость в формировании направлений государственной политики, а также в создании гибкой системы правового регулирования инноваций и инновационной деятельности, удовлетворяющих потребности общества, с целью поддержания и совершенствования научно-технического потенциала государства.

В сегодняшних реалиях инновации являются огромным шагом вперед для любого государства, которое ставит перед собой цель на перспективное развитие. «Во многих официальных документах провозглашается, что мы строим инновационное общество, экономику, культуру и государство. В связи с этим понятие инноваций выходит далеко за рамки потребностей сохранения бюджетных средств и становится понятием не столько сугубо юридическим, сколько политико-правовым и философско-правовым (ценностным, аксиологическим)» [5].

Принимая во внимание то, что конституционное право является основополагающей отраслью права в государстве, анализ его положений приобретает особое значение для всей правовой системы страны. Данное исследование имеет как большое теоретическое значение, в первую очередь заключающееся в разработке принципиально новых теоретических концепций и во внесении определенного вклада в общую теорию норм в контексте науки конституционного права, так и практическое значение, состоящее в рассмотрении и анализе норм Конституции и выявлении особенностей их воздействия на общественные отношения.

Сущность вышеизложенного сводится к тому, что представляется очень важным исследование норм конституционного права как элементов системы правового регулирования инновационной деятельности в Российской Федерации.

В современных условиях инновации выступают как некий механизм развития личности, общества и государства в целом. Однако существенно то, что в современном мире, который находится в постоянном движении, развитии и реализации инноваций в различных сферах жизни, человек сталкивается не только с повышением уровня и качества жизни, технологий, услуг, но и усилением неопределенности, опасности и рисков.

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2022

При этом добавим, что под угрозу попадают интересы людей, в частности, конституционные права и свободы человека, так как столь стремительное развитие инноваций и достижений науки за последние годы сказывается на защите этих прав. Следовательно, необходимо более детально и аккуратно регулировать вопросы, связанные с внедрением инноваций и их развитием, не подвергая опасности фундаментальные права человека.

Способствуя развитию одних прав, современные технологии, в свою очередь, создают новые способы нарушения и умаления других прав, и прежде всего тех, которые указаны в статьях 23 и 24 Конституции Российской Федерации, а именно: «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются» [1].

Это связано с тем, что различного рода передовые технологии сделали информацию более доступной, включая сведения личного характера. Сегодня мы довольно часто получаем различные услуги посредством интернет-ресурсов в силу ряда причин, указывая там свои персональные данные. Это облегчает сбор, хранение и обработку наших персональных данных определенными лицами в целях мошенничества и проч.

В связи с этим необходимо подчеркнуть, что пристальное внимание в процессе формирования инновационной политики Российской Федерации должно быть уделено правам и свободам человека и гражданина, закрепленным в Конституции. То есть, преимущественно с этой стороны необходимо анализировать те преобразования, которые затронут экономику, социальную сферу и власть.

Как утверждает Т. Хабриева, «инновационное развитие — это путь не только к экономическому процветанию, но и к более совершенным формам организации общества и государства, поскольку инновации затрагивают все стороны современной жизни. И о какой бы из них не шла речь, именно право создает нормативно очерченную модель инновационного общества. Оно определяет параметры его развития, закрепляет формы участия государства, общества и личности в инновационных процессах, обеспечива-

ет необходимые финансовые, материальные и людские ресурсы, вводит в действие правозащитные механизмы» [7, с. 51].

Однако следует отметить, что наличие довольно значительного объема нормативно-правовой базы, как на федеральном, так и на уровне субъектов, регулирующей инновационную деятельность, не исключает возникновения определенных проблемных моментов, вопросов, вызывающих споры. Существует целый ряд про -блем, относящихся к механизму правового регулирования в сфере инновационной деятельности, а именно, малоизученность ее теоретических основ и недостаточность научного исследования понятийного аппарата в данной отрасли.

Конституция Российской Федерации — это фундаментальный источник российского права, она являет собой первичную нормативную базу для всего права и законодательства в целом, в том числе касается и вопросов, посвященных инновациям и инновационной деятельности. «В целом же можно отметить, что современная роль Российского государства относительно формирования нормативно-правовой базы развития инновационной деятельности выступает не только в качества партнера, который располагает значительным объемом ресурсов, но и выступает в роли организатора и регулятора институциональной основы инновационного процесса» [4].

Наиболее существенным для успешного функционирования является логически выстроенная система правовых норм, обеспечивающая стабильность и результативность правовых отношений в сфере инновационной деятельности и гарантирующая права субъектов и их роль, функции в данной области.

Очевидно, существует множество проблем, связанных с недостаточным нормативно-правовым регулированием сферы инноваций и инновационной деятельности, которые необходимо разрешать. Ввиду этого предполагается, что одной из важнейших задач государства является создание действенных механизмов и моделей правового регламентирования инноваций и инновационной деятельности в системе норм конституционного права.

Представляется целесообразным, с практической точки зрения, разработка и принятие соответствующего федерального закона «Об инновационной деятельности», который конкретизировал бы понятийный аппарат, а именно, следует закрепить в нем единое определение понятий «инновация» и «инновационная деятельность»

ЬАМ & LEGISLATION • 06-2022

для последующей гарантии стабильного функционирования и их реализации на практике; уделить особое внимание статусу и правам субъектов инновационных отношений.

В частности, необходимо установить определенные запреты и ограничения и, конечно же, направления развития инновационной деятельности. Это позволит модернизировать законодательство Российской Федерации в области науки и инноваций, что, в свою очередь, позволит обеспечить технологическое единство инновационной деятельности.

Список источников

1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) // http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW

2. Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 № 127-ФЗ (с изм. на 30.12.2020) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc _LAW

3. Аврашков Л.Я. Инновационный менеджмент: Учебник. М.: ИНФРА, 2005.

4. Игнатова Т.В., Глущенко А.В. Особенности регулирующего воздействия на развитие инновационной деятельности в России // ЕГИ. 2020. № 4 (30): URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/osobennosti-reguliruyuschego-vozdeyst-viya-na-razvitie-innovatsionnoy-deyatelnosti-v-rossii (Дата обращения: 27.03.2022)

5. Кожокаръ И.П. Инновации и инновационная деятельность: правовой аспект // Тр. Ин-та гос-ва и права РАН. 2020. № 3: URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/innovatsii-i-innovat-

sionnaya-deyatelnost-pravovoy-aspekt (Дата обращения: 25.03.2022)

6. Суворова АЛ. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие. Йошкар-Ола: Мар. ГТУ, 1999.

7. Хабриева Т. Век инноваций и право // Эко-номич. политика. 2010. № 2.

References

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993, subject to amendments made by the Laws of the Russian Federation on Amendments to the Constitution of the Russian Federation of 30.12.2008 № 6-FKZ, of 30.12.2008 № 7-FKZ, of 05.02.2014 № 2-FKZ, of 01.07.2020 № 11-FKZ) // http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW

2. Federal Law «On Science and State Scientific and Technical Policy» of 23.08.1996 № 127-FZ (as amended on 30.12.2020) // http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW

3. Avrashkov L.Ya. Innovative management: Textbook. M.: INFRA, 2005.

4. Ignatova T. V., Glushchenko A. V. Features of regulatory impact on the development of innovation activity in Russia // EGI. 2020. № 4 (30): URL: https: / / cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-reguliruyuschego-vozdeystviya-na-razvitie-in-novatsionnoy-deyatelnosti-v-rossii (Accessed: 03.27.2022)

5. Kozhokar I.P. Innovations and innovative activity: legal aspect / / Proceedings of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences. 2020. № 3: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ innovatsii-i-innovatsionnaya-deyatelnost-pravovoy-aspekt (Accessed: 03.25.2022)

6. Suvorova A.L. Innovative management: Textbook. Yoshkar-Ola: Mar. GTU, 1999.

7. Khabrieva T. The Century of Innovation and law // Economic policy. 2010. № 2.

Информация об авторе

Степанян С.А. — аспирант

Information about the author

Stepanyan S.A. — postgraduate student

Статья поступила в редакцию 30.03.2022; одобрена после рецензирования 08.05.2022; принята к публикации 14.05.2022.

The article was submitted 30.03.2022; approved after reviewing 08.05.2022; accepted for publication 14.05.2022.

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.