Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИОННАЯ ЦЕННОСТЬ НАРОДОВЛАСТИЯ: ПРАКТИКА ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ'

КОНСТИТУЦИОННАЯ ЦЕННОСТЬ НАРОДОВЛАСТИЯ: ПРАКТИКА ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
18
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
конституционная ценность / народовластие / конституция / государства-участники СНГ / демократизм / аксиология / доверие / народ / constitutional value / democracy / constitution / CIS member states / democracy / axiology / trust / people

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Музалевская Екатерина Андреевна

Целью статьи является рассмотрение проблематики народовластия как конституционной ценности. Автором проводится анализ различных подходов к определению сущности конституционных ценностей. На основе деклараций (актов) о независимости (суверенитете), конституций, актов органов конституционного контроля государств-участников СНГ исследуется закрепление народовластия как конституционной ценности. Делается вывод о необходимости совершенствования функционирования публичной власти для обеспечения реального осуществления механизма народовластия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Музалевская Екатерина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONSTITUTIONAL VALUE OF DEMOCRACY: THE PRACTICE OF THE CIS MEMBER STATES

The purpose of the article is to consider the issue of democracy as a constitutional value. The author analyzes various approaches to determining the essence of constitutional values. Based on declarations (acts) on independence (sovereignty), constitutions, acts of constitutional control bodies of the CIS member states, the consolidation of democracy as a constitutional value is examined. The conclusion is made about the need to improve the functioning of public power to ensure the real implementation of the mechanism of democracy

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИОННАЯ ЦЕННОСТЬ НАРОДОВЛАСТИЯ: ПРАКТИКА ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ»

МУЗАЛЕВСКАЯ Екатерина Андреевна,

студент 4 курса Института публичного права и управления Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), e-mail: katerina.muzalevskaya13@gmail.com

КОНСТИТУЦИОННАЯ ЦЕННОСТЬ НАРОДОВЛАСТИЯ: ПРАКТИКА ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ

Аннотация. Целью статьи является рассмотрение проблематики народовластия как конституционной ценности. Автором проводится анализ различных подходов к определению сущности конституционных ценностей. На основе деклараций (актов) о независимости (суверенитете), конституций, актов органов конституционного контроля государств-участников СНГ исследуется закрепление народовластия как конституционной ценности. Делается вывод о необходимости совершенствования функционирования публичной власти для обеспечения реального осуществления механизма народовластия

Ключевые слова: конституционная ценность, народовластие, конституция, государства-участники СНГ, демократизм, аксиология, доверие, народ

MUZALEVSKAYA Ekaterina Andreevna,

4rd - year student of the Institute of Public Law and Management Kutafin Moscow State University of Law (MSAL)

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-11-60-66 NIION: 2018-0076-11/23-856 MOSURED: 77/27-023-2023-11-856

THE CONSTITUTIONAL VALUE OF DEMOCRACY: THE PRACTICE

OF THE CIS MEMBER STATES

Annotation. The purpose of the article is to consider the issue of democracy as a constitutional value. The author analyzes various approaches to determining the essence of constitutional values. Based on declarations (acts) on independence (sovereignty), constitutions, acts of constitutional control bodies of the CIS member states, the consolidation of democracy as a constitutional value is examined. The conclusion is made about the need to improve the functioning of public power to ensure the real implementation of the mechanism of democracy

Key words: constitutional value, democracy, constitution, CIS member states, democracy, axiology, trust, people

Отсутствие единого подхода к определению феномена конституционных ценностей является одной из проблем конституционной аксиологии.

Стоит отметить, что в настоящее время большинство ученых разделяет следующую систему конституционных ценностей [22]: 1) конституция как ценность; 2) ценности, непосредственно закрепленные в конституции; 3) имплицитно выраженные ценности, выявленные в результате интерпретации органом конституционного контроля; 4) ценности, являющиеся результатом интерпретации учеными конституционных норм [23].

При определении сущности конституционных ценностей ученые используют следующие категории: «идеалы», «принципы», «стандарты»,

«цели», что говорит об отсутствии единообразного подхода к выявлению их природы. Например, С.П. Маврин рассматривает конституционные ценности как явно выраженные, либо подразумеваемые Конституцией РФ идеалы, принципы, цели, стандарты [24]. Г.Б. Ройзман говорит о конституционных ценностях как о приоритетных социальных принципах [25]. И.А. Карасева, определяя природу конституционных ценностей, раскрывает их как важнейшие правовые принципы, определяющие основные направления развития и защиты общественных отношений [26]. В.М. Бурла отмечает, что конституционные ценности являются наиболее значимыми для конкретного государственно организованного общества на определенном историческом этапе социальные ценности (цели, приоритеты, принципы организации и дея-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

тельности государства), объективированные конституцией, отражающие актуальный цивилизаци-онный выбор страны, выступающие в качестве инструмента государственного целеполагания, имеющие стратегическое (перспективное, программное) значение и направленные на обеспечение оптимального устойчивого развития и сбалансированной конституционно-правовой защиты личности, общества и государства[27].

В продолжение мысли В.М. Бурлы отметим, что зародившиеся к концу предыдущего столетия тенденции к универсализации правовых ценностей, открыли возможность для только обретающих независимость стран СНГ перенять опыт других государств. Н.А. Михалёва в свое время отмечала, что общее историческое прошлое и признание гуманистических ценностей предопределили характер конституционного развития государств-участников СНГ [28]. По мнению автора, благодаря гуманистическим ценностям конституции бывших союзных республик обретают иную сущность, закрепляя идею социальной солидарности, которая основана на балансе частных и публичных ценностей.

Так, идеал народовластия является общепризнанной конституционной ценностью [29], совокупностью конституционно-правовых институтов, обеспечивающих легитимность государственной власти в демократическом обществе [30], особой моделью социальных отношений [31].

Ценность народовластия была заложена еще в декларациях (актах) о независимости (суверенитете) государств-участников СНГ. Например, в Декларациях (актах) РСФСР (ст.3) [10], Республики Беларусь (ст.2) [11], Республики Армения (ст.3) [12], Азербайджанской Республики (ст.10) [13], Республики Казахстан (ст.4) [14], Республики Кыргызстан (ст.4) [15], Таджикской Республики (ст.2) [16] закреплено, что народ осуществляет свою власть как непосредственно, так и через представительные органы.

Конституционные ценности детерминируют представление об идеальных моделях, оказывая через конституционализацию влияние на всю правовую систему, вместе с тем, находя отражение в текущем законодательстве. Как отмечают некоторые авторы, именно преамбулы содержат те ценности, выражающие исторический выбор государств, и без которых сложно уяснить содержание и аксиологическое значение благ и возможностей, закрепленных в тексте Конституции [32]. Так, в некоторых преамбулах конституций государств-участников СНГ упоминается категория «незыблемости народовластия» (Республика Беларусь) [1], «подлинного народовластия» (Кыргызская Республика) [2]. Отметим, что народовластие включает

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

в себя несколько элементов, каждый из которых находит отражение в конституционных нормах государств-участников СНГ. Во-первых, это определение государства как демократического, во-вторых, раскрытие народовластия через идею о формах непосредственной демократии, в-третьих, уже более опционально, формы представительной демократии. Так, демократизм страны последовательно отражается в статье 1 конституций стран СНГ, определяя государство демократическим (например, Республика Армения [3], Республика Беларусь, Республика Казахстан [4], Кыргызская Республика, Республика Молдова [5], Российская Федерация [6], Республика Таджикистан [7], Республика Узбекистан [8]). Формы непосредственной демократии раскрываются следующим образом: народ Азербайджана осуществляет свое суверенное право непосредственно путем всенародного голосования - референдума... (ч.2 ст.2) [9]; народ Республики Армения осуществляет свою власть посредством свободных выборов и референдумов. (ст.2); народ Республики Казахстан осуществляет свою власть непосредственно через республиканский референдум и свободные выборы... (ст.3); граждане Кыргызской Республики осуществляют свою власть непосредственно на выборах и референдумах (всенародное голосование). (ст.2); высшим непосредственным выражением власти народа РФ являются референдум и свободные выборы (ст.3); высшим непосредственным выражением власти народа Республики Таджикистан являются общенародный референдум и выборы (ст.6). Представительная демократия осуществляется более разнообразно: депутат Палаты представителей, член Совета Республики Беларусь вправе обратиться с запросом к Премьер-министру, членам Правительства, руководителям государственных органов (ст.103); к исключительным полномочиям Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан относится направление парламентского запроса должностным лицам государственных органов и осуществления иных форм парламентского контроля (ч.10 ст.95); Президент РФ назначает Председателя Правительства, кандидатура которого утверждена Государственной Думой РФ. (п. а ст.83); право законодательной инициативы принадлежит Президенту Республики Таджикистан, депутату Маджлиси намояндагон (ст. 58).

Конституции многих государств-участников СНГ за время своего существования претерпели изменения, касающиеся усиления или, наоборот, ослабления ценности народовластия. Так, в Республике Армения до конституционной реформы 2015 года президент избирался на прямых выборах (ст.50), в настоящее время он изби-

рается Национальным Собранием Республики Армения (ч.1 ст.150). В Республике Молдова противоположная ситуация. Там прямые выборы президента были фактически возвращены Конституционным Судом в 2016 году [17].

Особое внимание стоит уделить конституционной реформе 2020 года в РФ, в ходе которой Конституция РФ была дополнена статьей 75.1, закрепляющей категорию «доверия», способствующей созданию дополнительных гарантий демократичности государственности в РФ [33]. Отметим, что идеи о социальной солидарности и доверии задают тенденции на укрепление ценности народовластия.

По мнению автора, в демократическом правовом государстве, которое выбрали своим эталоном государства—участники СНГ, вектор конституционного развития должен быть направлен в сторону обеспечения подлинного народовластия. В ином случае народовластие так и останется идеалом, а не как механизмом, обеспечивающим реальную власть народа.

Подтверждением данного тезиса является проводимая в 2014-2017 гг. муниципальная реформа, в ходе которой были введены новые виды муниципальных образований - внутригородские районы и городские округа с внутригородским делением. В настоящее время в РФ статусом городских округов с внутригородским делением наделены три муниципальных образования: Самара, Челябинск и Махачкала, в которых население путем публичных слушаний высказалось за разделение городского округа на внутригородские районы. Однако некоторые авторы указывают, что разделение городских округов на внутригородские районы недопустимо в силу того, что двухуровневая система местного самоуправления не сможет обеспечить населению реальный механизм участия в управлении городским округом и внутригородским районом [34].

Отдельно стоит отметить, что в вышеназванных муниципальных образованиях представительные органы формируются из состава представительных органов внутригородских районов, а не населением непосредственно. Данное положение ставит под сомнение конституционный принцип народовластия, сводя на нет возможность населения осуществлять местное самоуправление.

Еще одним вектором реформирования территориальной организации местного самоуправления являлось укрупнение муниципальных образований, целью которого было обеспечение интересов государственного управления, а не местного сообщества.

До апреля 2017 года Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах орга-

низации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривал, что изменение статуса городского поселения в связи с наделением либо лишением его статуса городского округа возможно только с согласия населения соответствующего поселения, а также населения муниципального района [18]. Мнение населения выявлялось в ходе голосования, проводимого отдельно на территории муниципального района и на территории городского поселения. Без согласия населения изменение статуса городского поселения не допустимо.

Однако Федеральный закон от 03.04.2017 № 62-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» реформировал данную норму [19]. Теперь изменение статуса городского поселения возможно с согласия населения городского поселения и муниципального района, выраженного представительными органами данных муниципальных образований. Такое положение лишает население, проживающее на соответствующей территории, возможности выразить свое согласие или несогласие на осуществляемые изменения. Его мнение фактически подменяется мнением представительного органа, которое может не совпадать с интересами населения.

По данному вопросу не раз высказывался Конституционный Суд РФ, который в своих определениях отмечал, что изменение статуса городского поселения возможно только с согласия населения, выраженного в ходе голосования (Определение Конституционного Суда от 15.05.2007 г. №344-О-П [20]; Определение Конституционного Суда РФ от 29.09.2011 г. №1339-О-О [21]).

В заключении автор приходит к выводу о том, что в настоящее время теория конституционной аксиологии не получила должного развития. Не до конца исследованным является само понятие конституционных ценностей. В связи с проведенным анализом представляется, что перечень конституционных ценностей не является исчерпывающим и подлежит изменениям в силу динамичного характера изменений общества и государства. Так, в связи с обретением независимости государств-участников СНГ особую значимость приобрела ценность народовластия. Безусловно, осознавая сложности концепта демократии, нельзя не признавать перспективы и потенциал отражающей национальную специфику теории народовластия для общественно-политического развития стран, в которых не так давно произошли и продолжаются изменения. Для реализации действенного механизма, обеспечивающего реальную власть народа, видится необходимым осу-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

ществление ротации публичной власти с одновременным совершенствованием системы выборов, что обеспечит наиболее эффективное функционирование публичной власти, сделав его подлинно народным.

Список литературы:

[1] Конституция Республики Беларусь с изменениями и дополнениями, выносимыми на референдум. - Минск: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2022. -60 с.

[2] Конституция Республики Кыргызстан (принята референдумом (всенародным голосованием) 11 апреля 2021 года // Централизованный банк данных правовой информации Министерства юстиции Кыргызской Республики. — URL: http:// cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/112213 (дата обращения:10.10.23).

[3] Конституция Республики Армения (принята всенародным референдумом 5 июля 1995 года) (с учетом поправок от 6 декабря 2015 года) // Официальный сайт Президента Республики Армения. — URL: https://www.president.am/ru/ constitution-2015 (дата обращения: 10.10.23).

[4] Конституция Республики Казахстан (на республиканском референдуме 30 августа 1995 года). // Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1996 г., № 4, ст. 217.

[5] Конституция Республики Молдова (принята 29 июля 1994 года) // Справочно-правовая система «Законодательство стран СНГ». — URL: http://base.spinform.m/show_doc.fwx?rgn=3249 (дата обращения: 10.10.23).

[6] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) (с учётом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. — 2020.

— № 31. — Ст. 4398.

[7] Конституция Республики Таджикистан (принята всенародным референдумом 4 ноября 1994 года) // Национальный центр законодательства при Президенте Республики Таджикистан. — URL: http://ncz.tj/ (дата обращения: 10.10.23).

[8] Конституция Республики Узбекистан (принята 8 декабря 1992 года)// Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан.

— URL: https://lex.uz/docs/35869 (дата обращения: 10.10.23).

[9] Конституция Азербайджанской Республики (принята всенародным референдумом 12 ноября 1995 года) // Справочно-правовая система «Законодательство стран СНГ». — URL: http:// base.spinform.m/show_doc.fwx?rgn=2618 (дата обращения:10.10.23).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

[10] Декларация от 12 июня 1990 г. № 22-1 О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики // «Советская Россия» от 14.6.1990 г. (Вед. РСФСР, 1990, № 2, ст.22).

[11] Декларация Верховного Совета Республики Беларусь от 27 июля 1990 года № 193-XII «О государственном суверенитете Республики Беларусь» // Собрание законов Белорусской ССР, указов Президиума Верховного Совета Белорусской ССР, постановлений Совета Министров Белорусской ССР, 1990 г., № 22, ст. 432.

[12] Декларация о независимости Армении от 23 августа 1990 года // Официальный сайт Правительства Республики Армения: URL: https:// www.gov.am/ru/independence/ (дата обращения: 10.10.23).

[13] Конституционный закон Азербайджанской ССР о суверенитете Азербайджанской Советской Социалистической Республики. - Баку: Азербайджанское государственное издательство, 1989.

[14] О Декларации о государственном суверенитете Казахской Советской Социалистической Республики, принята Постановлением Верховного Совета Казахской ССР от 25 октября 1990 г. № 307-XII // Ведомости Верховного Совета Казахской ССР, 1990 г., № 44, ст. 408.

[15] Закон Республики Кыргызстан от 15 декабря 1990 года № 273-XII «Декларация о государственном суверенитете Республики Кыргызстан» // Централизованный банк данных правовой информации Министерства юстиции Кыргызской Республики. — URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/ view/ru/205081/10?mode=teks (дата обращения: 10.10.23).

[16] Декларация о суверенитете Таджикской Советской Социалистической Республики, принята постановлением Верховного совета Таджикской ССР 24 августа 1990 года (в редакции постановления от 9.09.1991 № 391) // Централизованный банк правовой информации Республики Таджикистан. — URL: http://www.adlia.tj/show_doc. fwx?Rgn=1052 (дата обращения: 10.10.23).

[17] Постановление Конституционного Суда Республики Молдова от 4 марта 2016 г. № 7 «О контроле конституционности некоторых положений Закона № 1115-XIV от 5 июля 2000 года о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Молдова (порядок избрания Президента)»: URL: http://lex.justice.md/ru/363742/ (дата обращения: 10.10.23).

[18] Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 2003 г., № 40, ст. 3822.

[19] Федеральный закон от 03.04.2017 № 62-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 10 апреля 2017 г. № 15 (часть I) ст. 2137.

[20] Определение Конституционного Суда РФ от 15 мая 2007 г. № 344-О-П «По жалобам главы муниципального образования «Село Маган» Республики Саха (Якутия) и граждан Т.Р. Алексеевой и Е.С. Мондаровой на нарушение их конституционных прав положениями Закона Республики Саха (Якутия) «Об установлении границ территорий и о наделении статусом городского округа муниципальных образований Республики Саха (Якутия)» // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации, 2007 г., №5.

[21] Определение Конституционного Суда РФ от 29 сентября 2011 г. № 1339-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Соболева Александра Алексеевича на нарушение его конституционных прав Законом Челябинской области «О статусе и границах Миасского городского округа» // Официальный сайт Конституционного Суда Российской Федерации. - URL: http:// www/ksrf.ru.

[22] Бондарь Н. С. Аксиология судебного конституционализма: конституционные ценности в теории и практике конституционного правосудия. Серия «Библиотечка судебного конституционализма». Вып. 2. 2-е изд., доп. М.: Юрист, 2014. С. 15.

[23] Комарова В.В. Наполнение и видовое многообразие правовой категории «конституционные ценности» (конституционно-правовой аспект) // Успехи современного естествознания. 2015. № 1-8. С.1386.

[24] Маврин С. П. Конституционные ценности и их роль в российской правовой системе / С. П. Маврин // Журнал Конституционного правосудия. - 2012. - № 3. - С. 11.

[25] Ройзман Г. Б. Ценности в конституционном праве Российской Федерации. С. 8

[26] Карасёва И. А. Злоупотребление правом как одна из причин мнимой конкуренции конституционных ценностей // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 7. С. 10.

[27] Бурла В.М. Система ценностей в конституциях государств-членов Содружества Независимых Государств. Дис. ... канд. юрид. наук. -Москва, 2022. С. 35.

[28] Михалёва Н. А. Конституционное право зарубежных стран СНГ: Учеб. пособие. М. : Юри-стъ, 1999. С. 92.

[29] Комарова В. В. Демократия через призму конституционных ценностей // Народовластие

как конституционная ценность: правовое регулирование и гарантии реализации: коллективная монография / ответственные редакторы В. А. Виноградов, А. А. Ларичев; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Факультет права. Москва: Издательский дом Высшей школы экономики, 2021. С. 12-19.

[30] Чепурнова Н.М. Конституционный принцип народовластия в Российской Федерации: проблемы реализации // Вестник Московского ун-та МВД России. 2018. № 5. С. 55-62.

[31] Зенин С.С. Народовластие в конституционной системе демократического государства // Актуальные проблемы росс. права. 2015. № 10. С.78-82.

[32] Крусс В. И. Российская конституционная аксиология: актуальность и перспективы. 2007. № 2. С. 8.

[33] Комарова В.В. Конституционно-правовая доктрина «Доверие» в научной школе российского конституционализма. Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2022;(6):29-38.

[34] Костюков А.Н. Исчезающее народовластие... / А.Н. Костюков // Конституционное и муниципальное право. - 2017. - № 8. - С. 61-64.

Spisok literatury:

[1] Konstituciya Respubliki Belarus' s izmeneni-yami i dopolneniyami, vynosimymi na referendum. -Minsk: Nacional'nyj centr pravovoj informacii Respub-liki Belarus', 2022. - 60 s.

[2] Konstituciya Respubliki Kyrgyzstan (prin-yata referendumom (vsenarodnym golosovaniem) 11 aprelya 2021 goda // Centralizovannyj bank dannyh pravovoj informacii Ministerstva yusticii Kyrgyzskoj Respubliki. — URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/ view/ru-ru/112213 (data obrashcheniya:10.10.23).

[3] Konstituciya Respubliki Armeniya (prinyata vsenarodnym referendumom 5 iyulya 1995 goda) (s uchetom popravok ot 6 dekabrya 2015 goda) // Oficial'nyj sajt Prezidenta Respubliki Armeniya. — URL: https://www.president.am/ru/constitution-2015 (data obrashcheniya: 10.10.23).

[4] Konstituciya Respubliki Kazahstan (na respublikanskom referendume 30 avgusta 1995 goda). // Vedomosti Parlamenta Respubliki Kazah-stan, 1996 g., № 4, st. 217.

[5] Konstituciya Respubliki Moldova (prinyata 29 iyulya 1994 goda) // Spravochno-pravovaya sistema «Zakonodatel'stvo stran SNG». — URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=3249 (data obrashcheniya: 10.10.23).

[6] Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12 dekabrya 1993 goda) (s uchyotom popravok, vnesennyh Zakonami RF o popravkah k Konstitucii RF ot 30.12.2008 № 6-FKZ,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

ot 30.12.2008 № 7-FKZ, ot 05.02.2014 № 2-FKZ, ot 01.07.2020 № 11-FKZ) // SZ RF. — 2020. — № 31. — St. 4398.

[7] Konstituciya Respubliki Tadzhikistan (prin-yata vsenarodnym referendumom 4 noyabrya 1994 goda) // Nacional'nyj centr zakonodatel'stva pri Prezi-dente Respubliki Tadzhikistan. — URL: http://ncz.tj/ (data obrashcheniya: 10.10.23).

[8] Konstituciya Respubliki Uzbekistan (prin-yata 8 dekabrya 1992 goda)// Nacional'naya baza dannyh zakonodatel'stva Respubliki Uzbekistan. — URL: https://lex.uz/docs/35869 (data obrashcheniya: 10.10.23).

[9] Konstituciya Azerbajdzhanskoj Respubliki (prinyata vsenarodnym referendumom 12 noyabrya 1995 goda) // Spravochno-pravovaya sistema «Zakonodatel'stvo stran SNG». — URL: http://base. spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=2618 (data obrash-cheniya:10.10.23).

[10] Deklaraciya ot 12 iyunya 1990 g. № 22-1 O gosudarstvennom suverenitete Rossijskoj Sovetskoj Federativnoj Socialisticheskoj Respubliki // «Sovets-kaya Rossiya» ot 14.6.1990 g. (Ved. RSFSR, 1990, № 2, st.22).

[11] Deklaraciya Verhovnogo Soveta Respubliki Belarus' ot 27 iyulya 1990 goda № 193-XII «O gosudarstvennom suverenitete Respubliki Belarus'» // Sobranie zakonov Belorusskoj SSR, ukazov Prezidi-uma Verhovnogo Soveta Belorusskoj SSR, postanov-lenij Soveta Ministrov Belorusskoj SSR, 1990 g., № 22, st. 432.

[12] Deklaraciya o nezavisimosti Armenii ot 23 avgusta 1990 goda // Oficial'nyj sajt Pravitel'stva Respubliki Armeniya: URL: https://www.gov.am/ru/ independence/ (data obrashcheniya: 10.10.23).

[13] Konstitucionnyj zakon Azerbajdzhanskoj SSR o suverenitete Azerbajdzhanskoj Sovetskoj Socialisticheskoj Respubliki. - Baku: Azerbajdzhans-koe gosudarstvennoe izdatel'stvo, 1989.

[14] O Deklaracii o gosudarstvennom suvereni-tete Kazahskoj Sovetskoj Socialisticheskoj Respub-liki, prinyata Postanovleniem Verhovnogo Soveta Kazahskoj SSR ot 25 oktyabrya 1990 g. № 307-XII // Vedomosti Verhovnogo Soveta Kazahskoj SSR, 1990 g., № 44, st. 408.

[15] Zakon Respubliki Kyrgyzstan ot 15 dekabrya 1990 goda № 273-XII «Deklaraciya o gosudarstvennom suverenitete Respubliki Kyrgyzstan» // Centralizovannyj bank dannyh pravovoj informacii Ministerstva yusticii Kyrgyzskoj Respubliki. — URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ ru/205081/10?mode=teks (data obrashcheniya: 10.10.23).

[16] Deklaraciya o suverenitete Tadzhikskoj Sovetskoj Socialisticheskoj Respubliki, prinyata post-anovleniem Verhovnogo soveta Tadzhikskoj SSR 24

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

avgusta 1990 goda (v redakcii postanovleniya ot 9.09.1991 № 391) // Centralizovannyj bank pravovoj informacii Respubliki Tadzhikistan. — URL: http:// www.adlia.tj/show_doc.fwx?Rgn=1052 (data obrashcheniya: 10.10.23).

[17] Postanovlenie Konstitucionnogo Suda Respubliki Moldova ot 4 marta 2016 g. № 7 «O kon-trole konstitucionnosti nekotoryh polozhenij Zakona № 1115-XIV ot 5 iyulya 2000 goda o vnesenii izmen-enij i dopolnenij v Konstituciyu Respubliki Moldova (poryadok izbraniya Prezidenta)»: URL: http://lex.jus-tice.md/ru/363742/ (data obrashcheniya: 10.10.23).

[18] Federal'nyj zakon ot 06.10.2003 № 131-FZ «Ob obshchih principah organizacii mestnogo samo-upravleniya v Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii ot 2003 g., № 40, st. 3822.

[19] Federal'nyj zakon ot 03.04.2017 № 62-FZ «O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon «Ob obshchih principah organizacii mestnogo samouprav-leniya v Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii ot 10 aprelya 2017 g. № 15 (chast' I) st. 2137.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[20] Opredelenie Konstitucionnogo Suda RF ot 15 maya 2007 g. № 344-O-P «Po zhalobam glavy municipal'nogo obrazovaniya «Selo Magan» Respub-liki Saha (YAkutiya) i grazhdan T.R. Alekseevoj i E.S. Mondarovoj na narushenie ih konstitucionnyh prav polozheniyami Zakona Respubliki Saha (YAkutiya) «Ob ustanovlenii granic territorij i o nadelenii statu-som gorodskogo okruga municipal'nyh obrazovanij Respubliki Saha (YAkutiya)» // Vestnik Konstitucionnogo Suda Rossijskoj Federacii, 2007 g., №5.

[21] Opredelenie Konstitucionnogo Suda RF ot 29 sentyabrya 2011 g. № 1339-O-O «Ob otkaze v prinyatii k rassmotreniyu zhaloby grazhdanina Sobol-eva Aleksandra Alekseevicha na narushenie ego konstitucionnyh prav Zakonom CHelyabinskoj oblasti «O statuse i granicah Miasskogo gorodskogo okruga» // Oficial'nyj sajt Konstitucionnogo Suda Rossijskoj Federacii. - URL: http://www/ksrf.ru.

[22] Bondar' N. S. Aksiologiya sudebnogo kon-stitucionalizma: konstitucionnye cennosti v teorii i praktike konstitucionnogo pravosudiya. Seriya «Bib-liotechka sudebnogo konstitucionalizma». Vyp. 2. 2-e izd., dop. M.: YUrist, 2014. S. 15.

[23] Komarova V.V. Napolnenie i vidovoe mno-goobrazie pravovoj kategorii «konstitucionnye cen-nosti» (konstitucionno-pravovoj aspekt) // Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya. 2015. № 1-8. S.1386.

[24] Mavrin S. P. Konstitucionnye cennosti i ih rol' v rossijskoj pravovoj sisteme / S. P. Mavrin // ZHurnal Konstitucionnogo pravosudiya. - 2012. - № 3. - S. 11.

[25] Rojzman G. B. Cennosti v konstitucionnom prave Rossijskoj Federacii. S. 8

[26] Karasyova I. A. Zloupotreblenie pravom kak odna iz prichin mnimoj konkurencii konstitu-cionnyh cennostej // Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. 2013. № 7. S. 10.

[27] Burla V.M. Sistema cennostej v konstituci-yah gosudarstv-chlenov Sodruzhestva Nezavisimyh Gosudarstv. Dis. ... kand. yurid. nauk. - Moskva, 2022. S.35.

[28] Mihalyova N. A. Konstitucionnoe pravo zar-ubezhnyh stran SNG: Ucheb. posobie. M. : YUrist", 1999. S. 92.

[29] Komarova V. V. Demokratiya cherez prizmu konstitucionnyh cennostej // Narodovlastie kak kon-stitucionnaya cennost': pravovoe regulirovanie i garantii realizacii: kollektivnaya monografiya / otvetst-vennye redaktory V. A. Vinogradov, A. A. Larichev; Nacional'nyj issledovatel'skij universitet «Vysshaya shkola ekonomiki», Fakul'tet prava. Moskva:

Izdatel'skij dom Vysshej shkoly ekonomiki, 2021. S. 12-19.

[30] CHepurnova N.M. Konstitucionnyj princip narodovlastiya v Rossijskoj Federacii: problemy realizacii // Vestnik Moskovskogo un-ta MVD Rossii. 2018. № 5. S. 55-62.

[31] Zenin S.S. Narodovlastie v konstitucionnoj sisteme demokraticheskogo gosudarstva // Aktual'nye problemy ross. prava. 2015. № 10. S. 78-82.

[32] Kruss V. I. Rossijskaya konstitucionnaya aksiologiya: aktual'nost' i perspektivy. 2007. № 2. S. 8.

[33] Komarova V.V. Konstitucionno-pravovaya doktrina «Doverie» v nauchnoj shkole rossijskogo konstitucionalizma. Vestnik Universiteta imeni O.E. Kutafina (MGYUA). 2022;(6):29-38.

[34] Kostyukov A.N. Ischezayushchee narodovlastie... / A.N. Kostyukov // Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. - 2017. - № 8. - S. 61-64.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.