Научная статья на тему 'СУБЪЕКТЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА ПРИ РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ ПО ОБРАЩЕНИЯМ ГРАЖДАН КОНСТИТУЦИОННЫМ СУДОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И КОНСТИТУЦИОННЫМ СУДОМ РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ И ИХ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ'

СУБЪЕКТЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА ПРИ РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ ПО ОБРАЩЕНИЯМ ГРАЖДАН КОНСТИТУЦИОННЫМ СУДОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И КОНСТИТУЦИОННЫМ СУДОМ РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ И ИХ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
55
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Конституционный Суд / судопроизводство / субъекты конституционного судопроизводства / участники процесса / закон / Constitutional Court / judicial proceedings / subjects of constitutional proceedings / participants in the process / the law.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рябова Татьяна Владимировна

В статье рассматриваются субъекты конституционного судопроизводства при рассмотрении дел по обращениям граждан Конституционным Судом РФ и Конституционным Судом РА. Отмечены и проанализированы их отличительные черты. На основе проведенного исследования выявляется круг субъектов конституционного судопроизводства их роль в судебном процессе. Выделяются особенности каждого субъекта конституционного судопроизводства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Рябова Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBJECTS OF CONSTITUTIONAL PROCEEDINGS WHEN CONSIDERING CASES ON APPLICATIONS OF CITIZENS BY THE CONSTITUTIONAL COURT OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE CONSTITUTIONAL COURT OF THE REPUBLIC OF ARMENIA AND THEIR COMPARATIVE ANALYSIS

The article examines the subjects of constitutional legal proceedings when considering cases on citizens’ appeals by the Constitutional Court of the Russian Federation and the Constitutional Court of the Republic of Armenia. Their distinctive features are noted and analyzed. On the basis of the conducted research, the circle of subjects of constitutional legal proceedings and their role in the judicial process is revealed. The peculiarities of each subject of constitutional legal proceedings are highlighted.

Текст научной работы на тему «СУБЪЕКТЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА ПРИ РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ ПО ОБРАЩЕНИЯМ ГРАЖДАН КОНСТИТУЦИОННЫМ СУДОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И КОНСТИТУЦИОННЫМ СУДОМ РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ И ИХ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-10-263-271 РЯБОВА Татьяна Владимировна,

NIION: 2018-0076-10/23-797 кандидат юридических наук,

MOSURED: 77/27-023-2023-10-797 старший преподаватель кафедры

конституционного и муниципального права Юридического Института ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет»,

Россия, г. Пятигорск, e-mail: taiv805@rambler.ru

СУБЪЕКТЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА ПРИ РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ ПО ОБРАЩЕНИЯМ ГРАЖДАН КОНСТИТУЦИОННЫМ СУДОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И КОНСТИТУЦИОННЫМ СУДОМ РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ И ИХ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация. В статье рассматриваются субъекты конституционного судопроизводства при рассмотрении дел по обращениям граждан Конституционным Судом РФ и Конституционным Судом РА. Отмечены и проанализированы их отличительные черты. На основе проведенного исследования выявляется круг субъектов конституционного судопроизводства их роль в судебном процессе. Выделяются особенности каждого субъекта конституционного судопроизводства.

Ключевые слова/ Конституционный Суд, судопроизводство, субъекты конституционного судопроизводства, участники процесса, закон.

RYABOVA Tatyana Vladimirovna,

Candidate of Legal Sciences, senior lecturer at the Department of Constitutional and Municipal Law of the Law Institute, Pyatigorsk State University,

Russia, Pyatigorsk

SUBJECTS OF CONSTITUTIONAL PROCEEDINGS WHEN CONSIDERING CASES ON APPLICATIONS OF CITIZENS BY THE CONSTITUTIONAL COURT OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE CONSTITUTIONAL COURT OF THE REPUBLIC OF ARMENIA AND THEIR COMPARATIVE ANALYSIS

Annotation. The article examines the subjects of constitutional legal proceedings when considering cases on citizens' appeals by the Constitutional Court of the Russian Federation and the Constitutional Court of the Republic of Armenia. Their distinctive features are noted and analyzed. On the basis of the conducted research, the circle of subjects of constitutional legal proceedings and their role in the judicial process is revealed. The peculiarities of each subject of constitutional legal proceedings are highlighted.

Key words: Constitutional Court, judicial proceedings, subjects of constitutional proceedings, participants in the process, the law.

Исходя из предмета рассмотрения в конституционном судопроизводстве можно выявить и круг его субъектов. Субъектами конституционного судопроизводства в общем понимании признаются участники конституционного судебного процесса, которые обладают определенными субъективными правами и несут определенные юридические обязанности [20, с. 97]. Под субъектом конституционного судо-

производства в более узком смысле следует понимать государственный орган, физическое, юридическое или должностное лицо, которое обладает в силу особых конституционно-судебных процессуальных норм субъективными правами и обязанностями и реализует их в рамках конституционного судопроизводства [15, с. 10].

Стоит отметить, что субъектный состав конституционного судопроизводства и правовое

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

положение субъектов меняется в зависимости от вида производств [15, с. 48]. Иными словами, предмет рассмотрения в конституционном судопроизводстве определяет круг его участников [17, с. 203], их права и обязанности. Поскольку рассмотрение дел о конституционности законов по жалобам (обращениям) граждан на нарушение их конституционных прав и свобод является самым распространенным видом конституционного судопроизводства в России и в Армении, в рамках данной статьи нами будут исследованы субъекты именно этого вида конституционного судопроизводства.

И это не случайно, так как основное предназначение современного правового государства заключается в служении человеку как высшей ценности. Защита прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Армения, является одной из основных целей конституционного судопроизводства, осуществляемого органами судебного конституционного контроля данных государств. Рассмотрение индивидуальных и коллективных жалоб граждан Конституционным Судом является наиболее эффективным способом восстановления нарушенных прав и свобод граждан, потому как заявители в каждом отдельном случае прямо заинтересованы в наиболее быстром и надлежащем реагировании органов конституционного контроля на факт нарушения их конституционных прав.

Круг субъектов конституционного судопроизводства при рассмотрении Конституционным Судом дел о конституционности законов по жалобам (обращениям) граждан на нарушение их конституционных прав и свобод установлен действующим законодательством и им же ограничен. Так, в настоящее время в Российской Федерации он включает в себя: Конституционный Суд РФ; стороны и их представителей; свидетелей; экспертов; переводчиков; лиц к котором Суд обращается с требованиями в порядке ст. 50 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ; лиц, желающих присутствовать на судебном заседании; научные организации (граждане), осуществляющие деятельность в сфере права; лиц, обеспечивающих порядок в судебном заседании. В Республике Армения круг субъектов составляет: Конституционный Суд РА, стороны и их представители; свидетели, эксперты; переводчики; лица, к которым Суд обращается с требованиями в порядке ст. 42 Конституционного закона РА «О Конституционном Суде»; приглашенные лица; лица, обеспечивающие порядок в судебном заседании.

Таким образом, перечень субъектов в России и Армении, установленных Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде

Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ [2] и, соответственно, Конституционным законом РА «О Конституционном Суде» от 17 января 2018 г. ЗР-42 [4], по данной категории дел практически идентичен.

Однако, Конституционный закон РА «О Конституционном Суде» (ст. 44) в отличие от ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» содержит категорию «приглашенные лица» и конкретное указание на перечень лиц, выступающих в статусе приглашенных. К таковым относятся: Представители Президента Республики, Национального Собрания, Правительства, Высшего судебного совета, Кассационного суда, Защитника прав человека, Генерального прокурора. Статья также предоставляет им право на обращение в орган судебного конституционного контроля РА с целью получения материалов по рассматриваемому делу.

Некоторые российские юристы предлагают расширить перечень участников конституционного судебного процесса в Российской Федерации, дополнив его такой категорией участников, как «приглашенные лица» [15, с. 230]. К данному предложению следует отнестись критически. В обоснование этому прежде всего следует определиться с терминологией. Если под термином «участник» конституционного судопроизводства понимать лицо, участвующее в деле, непосредственно юридически заинтересованное в разрешении дела по существу и независимо от степени и мотива, а также выступающее в процессе от своего имени и влияющее на его ход в силу обладания процессуальными правами, дающими ему такую возможность, то в этом контексте «приглашенные лица» не могут попадать под определение «участника процесса» в силу отсутствия определенных процессуальных прав и возможностей, к примеру, прямо влиять на ход судебного процесса, а также быть юридически заинтересованными в исходе дела, как, в частности, стороны процесса, которые имеют конкурирующие правовые позиции и непосредственно заинтересованы в конкретных юридических результатах [19, с. 159]. К тому же информация, представляемая приглашенными лицами в судебном процессе, не всегда оказывает существенное влияние на формирование мнения Суда. Думается, все-таки в понятие «участник процесса» вложен иной юридический смысл. К слову, как было отмечено выше, законодатель Республики Армения предусмотрел в конституционном законе участие в процессе приглашенных лиц, но только в законе он разграничил участников процесса и приглашенных лиц и определил их статус (ст. 44 Конституционного закона РА «О Конституционном Суде»), что, на наш взгляд, является вполне логичным.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

Субъектов рассматриваемого вида конституционного судопроизводства принято разделять на обязательных и факультативных [18, с. 156]. Обязательными субъектами являются Конституционный Суд и стороны. К факультативным относятся представители сторон, свидетели, переводчики, эксперты, специалисты, Секретариат (Аппарат), работники, обеспечивающие деятельность суда.

Сообразно целям исследования необходимо рассмотреть субъекты, которые в силу своего процессуального положения, а также предоставленных им прав и обязанностей способны оказывать влияние на конституционный судебный процесс.

Конституционный Суд РФ и Конституционный Суд РА как субъекты конституционного судопроизводства при рассмотрении дел по обращениям граждан обладают рядом особенностей. Конституционные Суды России и Армении являются обязательными субъектами конституционного судопроизводства в силу того, что осуществление правосудия без их участия невозможно. Данное утверждение исходит из законодательно установленных их сущностных характеристик. Так, Конституционные суды России и Армении являются судебными органами конституционного контроля, независимо и самостоятельно осуществляющими судебную власть посредством конституционного судебного процесса (ст. 1 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ и ст. 1 Конституционного закона РА «О Конституционном Суде» от 17 января 2018 г. ЗР-42).

В научной среде конституционный суд как субъект правосудия характеризуется следующим образом. Так, Б.С. Эбзеев определяет его в качестве высшего органа правосудия в РФ, хотя и не осуществляющего надзор за деятельностью других судов [23, с. 500]. Аналогичного мнения придерживается и Н.В. Витрук, отмечая главенствующее место Конституционного Суда РФ в судебной системе [17, с. 87]. При этом Б.С. Эбзеев и Н.В. Витрук исходят не из иерархической подчиненности Конституционному Суду РФ других судов, поскольку конституционная юстиция не основана на принципе инстанционности, а из реализации его полномочий по разрешению конституционных споров и влияния на правотворческую и правоприменительную практику, а также обязательности его решений для других судов. Н.С. Бондарь считает его уникальным публично-властным субъектом, находящим оптимальный баланс между публичными и частными интересами, а также способным защищать государство, общество и личность от необоснованных посягательств [16, с. 29].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

Таким образом, конституционный суд, как с точки зрения законодательства, так и с научной точки зрения, является обособленным судебным органом, уникальность которого в том, что только он правомочен осуществлять проверку конституционности законов и иных нормативных правовых актов в рамках конституционного судопроизводства, конечные результаты которого (судебные акты) обязательны для других судов, действующих в территориальных рамках государства. Стоит отметить, что до 2020 года Конституционный Суд РФ был правомочен осуществлять проверку конституционности только законов, и лишь после конституционной реформы 2020 года, получил право осуществлять проверку и иных нормативных правовых актов.

Порядок образования, полномочия и деятельность Конституционного Суда РФ и Конституционного Суда РА регулируют только Конституция РФ, Конституция РА, Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ и Конституционный закон Республики Армения «О Конституционном Суде» от 17 января 2018 г. ЗР-42. В правосудной деятельности роль Суда как субъекта конституционного судопроизводства активна: он участвует на всех стадиях конституционного судопроизводства; его указания обязательны для исполнения всеми участниками процесса; он руководит процессом осуществления судопроизводства, а также непосредственно его осуществляет; участвует в доказательственной деятельности, оказывая содействие в получении доказательств.

Конституционные Суды Российской Федерации и Республики Армения самостоятельно исследуют все вопросы, необходимые для разрешения дела по существу. Так, в процессе доказывания основная роль принадлежит суду, который собирает, исследует и оценивает доказательства. Он не обременен доказательствами, ходатайствами, предложениями, разъяснениями, представленными участниками конституционного судебного процесса, и по собственной инициативе принимает меры для получения сведений и материалов, необходимых для рассмотрения и разрешения дела.

Конституционный Суд России и Конституционный Суд Армении рассматривают дела и принимают судебные акты коллегиально в составе Председателя, его заместителей и других судей. Председатель Суда осуществляет созыв заседаний Конституционного Суда РФ, председательствует на них, а также руководит их подготовкой. Кроме того, он вносит на обсуждение Суда вопросы, подлежащие рассмотрению в ходе процесса.

Другими обязательными субъектами рассматриваемого вида конституционного судопроизводства являются стороны. Ввиду того, что Конституционный Суд РФ и Конституционный Суд РА по собственной инициативе не вправе возбуждать дела, конституционный судебный процесс может инициироваться только при обращении стороны, обладающей правом на такое обращение в соответствии с действующим законодательством о конституционном судопроизводстве. Сторонами являются органы и лица, непосредственно заинтересованные в исходе дела. Термином «сторона» охватывается и заявитель, направивший обращение в конституционный суд, и субъект, занимающий противоположную заявителю позицию, а именно: орган или должностное лицо, издавшее акт, конституционность которого подлежит проверке. Сторонами конституционного судопроизводства в Российской Федерации являются: заявители - граждане или их объединения, чьи права и свободы непосредственно нарушены законом, и органы или должностные лица, издавшие либо подписавшие акт, конституционность которого подлежит проверке (ст. 53 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»). В качестве противоположной заявителю стороны (в лице официальных представителей), к примеру, в России, в заседании участвуют полномочный представитель Государственной Думы в Конституционном Суде Российской Федерации, представитель Совета Федерации, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации.

В Республике Армения согласно Конституционному закону РА «О Конституционном Суде» сторонами по данной категории дел являются: заявитель - лицо (физическое или юридическое), имеющее право обращения в Конституционный Суд, и ответчик - орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт. Так, в качестве стороны-ответчика по делу (в лице официальных представителей) в Армении могут привлекаться главный специалист Отдела правовой экспертизы Юридического управления Аппарата Национального Собрания РА, советник Председателя Национального Собрания РА. Примечательно, что в ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» в качестве противоположной заявителю стороны орган, издавший либо подписавший акт, конституционность которого подлежит проверке, не называется термином «ответчик», как в Законе Республики Армения «О Конституционном Суде». Тем самым в России особенно подчеркивается факт того, что конституционный судебный процесс имеет свои особенности по сравнению с другими видами судопроизводства, где существуют в «классическом варианте» истец и ответчик. В Рос-

сии термин «ответчик» наиболее характерен для гражданского судопроизводства, которое направлено на разрешение различных конфликтов между отдельными лицами по поводу осуществления субъективных прав и обязанностей.

Конституционное судопроизводство имеет несколько иную правовую сущность. Конституционный суд при осуществлении конституционного судопроизводства решает исключительно вопросы права, воздерживаясь от исследования и установления фактических обстоятельств во всех случаях, когда это составляет компетенцию других судов (ст. 3 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»). Соответственно, и положение субъектов конституционного судопроизводства отличается от положения субъектов уголовного, гражданского, административного и арбитражного процессов. В рамках конституционного судопроизводства не разрешается конфликт между отдельными лицами по поводу осуществления ими субъективных прав и обязанностей, и, соответственно, термин «ответчик» к противоположной заявителю стороне, на наш взгляд, не совсем приемлем.

Помимо этого, стороны (заявитель и противоположная ему сторона) должны обладать правоспособностью и дееспособностью [21, с. 83] для возможности участия в процессе. Применительно к рассматриваемому виду конституционного судопроизводства физическое лицо должно достичь восемнадцатилетнего возраста; юридическое лицо, общественное объединение - иметь государственную регистрацию; должностное лицо должно быть назначенным либо избранным; орган государственной власти должен быть сформированным либо избранным.

Наряду с гражданами России правом на обращение в Конституционный Суд РФ обладают иностранные граждане и лица без гражданства. Данное правомочие исходит из ч. 3 ст. 62 Конституции России, согласно которой указанные категории лиц пользуются правами в РФ и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международными договором. Такая практика обращений, сложившаяся в конституционном судопроизводстве и отмечаемая как демократическая. Указанные категории граждан в основном оспаривают нормы миграционного законодательства и законодательства о гражданстве (Постановление Конституционного Суда РФ от 19 июля 2017 г. № 22-П [6], Постановление Конституционного Суда РФ от 29 мая 2018 г. № 21-П [7]).

В Республике Армения подобная правовая конструкция закреплена не Конституцией РА, а в Законом Республики Армения от 16 января 2007 года № ЗР-47 «Об иностранных лицах», согласно

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

которому иностранные лица имеют в Республике Армения права, свободы и обязанности наравне с гражданами Республики Армения (ст. 5) [5]. Как и в России, предметом спора также являются нормы миграционного законодательства (Постановление Конституционного Суда РА от 20 октября 2009 г. № ПКС-834) [10].

Субъектом обращения в России может выступать как индивид (отдельное лицо), так и группа лиц, поскольку согласно ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» жалоба в судебный орган конституционного контроля может быть как индивидуальной, так и коллективной. Индивидуальная жалоба направляется отдельным лицом (индивидом), чье конституционное право нарушено, однако он не вправе выступать от имени группы лиц, в отношении которых отсутствовало конкретное дело, даже если закон затрагивает их конституционные права и свободы. Коллективная жалоба направляется группой лиц, причем каждое из которых обладает правом на подачу индивидуальной жалобы.

Конституционным Законом Республики Армения «О Конституционном Суде» по обращениям физических и юридических лиц по рассматриваемой категории дел предусмотрен только один вид обращения - индивидуальное обращение (ст. 69). Соответственно, субъектом обращения в Конституционный Суд РА, согласно указанной норме, может быть только отдельное лицо. Однако в некоторых постановлениях Конституционного Суда РА указывается несколько заявителей. Видимо, тем самым не исключается возможность обращения нескольких заявителей в рамках индивидуального обращения. Так, в Постановлении Конституционного Суда Республики Армения от 24 февраля 2012 г. ПКС-1009 указано, что «поводом к рассмотрению дела явилось обращение гражданина Ш.Мкртчяна и других» [11].

Объединения граждан реализуют свое право на обращение в Конституционный Суд РФ путем подачи конституционной жалобы в защиту интересов граждан, для реализации прав которых оно создано, а также в защиту прав самого объединения, если целью объединения является коллективное осуществление прав граждан, являющихся его участниками, учредителями. К таковым относятся: товарищества и общества, созданные гражданами для реализации определенных целей предпринимательской деятельности, различные виды общественных объединений граждан, религиозные объединения. В рамках данного правомочия в настоящее время также реализуют свое право на обращение в орган конституционного контроля РФ государственные и муниципальные учреждения и предприятия [8]. Политические партии в рамках данной категории заявителей тоже

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

используют свое право на обращение в Конституционный Суд РФ.

В соответствии с Конституционным законом Республики Армения «О Конституционном Суде» круг таких субъектов несколько уже. Правом на обращение обладают только юридические лица, как правило, коммерческие организации, со ссылкой на статью Конституции РА, в соответствии с которой основные права и свободы распространяются также на юридических лиц, постольку поскольку эти права и свободы применимы к ним по своей сути (ст. 74 Конституции РА, ст. 23 Конституционного закона РА «О Конституционном Суде»). Используют данное право в основном общества с ограниченной ответственностью и закрытые и открытые акционерные общества (Постановления Конституционного Суда РА от 19 января 2016 г. ПКС-1251, от 18 апреля 2017 г. ПКС-1363) [12], хотя встречаются и обращения политических организаций (Постановление Конституционного Суда РА от 17 июля 2021 г. ПКС-1606, с участием нескольких заявителей-представителей различных партий (блок «Армения», Национальная христианская партия «Пробуждение», партия «Армянская Родина») [13].

В целях защиты прав и свобод граждан в Конституционные Суды России и Армении могут также обращаться и другие субъекты, которых можно выделить в качестве специальных субъектов. К таковым относятся - суды, Генеральный прокурор и Уполномоченный по правам человека. При этом обращения Генерального прокурора РА и Защитника прав человека РА в Армении имеют свои особенности. Если говорить о нарушении конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, то в Российской Федерации в орган конституционного контроля вправе обращаться Генеральный Прокурор РФ (ч. 6 ст. 35 Федерального закона о «Прокуратуре Российской Федерации») и Уполномоченный по правам человека (пп. 5 п. 1 ст. 29 ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»). Причем указанные лица имеют право на обращение в Конституционный Суд РФ на любой стадии применения закона, подлежащего проверке на предмет конституционности, как примененного в деле гражданина, так и подлежащего применению, в отличие от граждан (после окончательного решения по делу, когда закон уже применен) и судов (до принятия решения по существу, когда закон только подлежит применению).

В Республике Армения предусмотрено иное обращение указанных лиц. Так, Генеральный прокурор реализует свое право на обращение в Конституционный Суд РА только по вопросам конституционности нормативных правовых актов, касаю-

щихся конкретного производства, осуществляемого Прокуратурой (п. 9 ч. 1 ст. 169 Конституции РА). Генеральный прокурор может обращаться в судебный орган конституционного контроля после принятия конкретного дела в свое производство до направления его в соответствующий суд (п. 3 ст. 71 Конституционный закон Республики Армения «О Конституционном Суде» от 17 января 2018 г. ЗР-42). Защитник прав человека РА может обращаться в Конституционный Суд РА только по вопросам соответствия законов, постановлений Национального Собрания, распоряжений и указов Президента РА, постановлений Премьер-министра и Правительства положениям главы 2 Конституции, закрепляющей основные права и свободы человека и гражданина (п. 10 ч. 1 ст. 169 Конституции РА). Однако ни в Конституции РА ни в Конституционном законе РА «О Конституционном Суде» не указана привязка его обращения в связи с конкретным делом гражданина. Таким образом, Защитник прав человека в Армении обращается в Конституционный Суд РА не в защиту интересов конкретного лица, а лишь по вопросам соответствия законов и иных нормативных правовых актов положениям гл. 2 Конституции РА, закрепляющей основные права и свободы человека.

Тем не менее обращение данных субъектов оказывает существенное влияние на судебную защиту прав и свобод граждан, поскольку нормы, признанные конституционными судами по результатам их обращений неконституционными, либо выявлен иной смысл их применения, касаются непосредственно защиты прав и свобод граждан.

Суды могут обращаться в органы судебного конституционного контроля Республики Армения и Российской Федерации по вопросу конституционности нормативного правового акта, подлежащего применению по конкретному делу, которое находится в производстве суда, при условии, что имеются обоснованные подозрения относительно его конституционности и разрешение данного дела возможно только посредством применения этого нормативного акта (ч. 4 ст. 169 Конституции РА и ч. 4 ст. 125 Конституции РФ). И в том, и в другом случае инициатива обращения в Конституционный Суд исходит не от граждан, а от самих судов, тот есть независимо от воли граждан, хотя в России запрос суда может быть инициирован стороной судебного разбирательства, но суд все-таки принимает решение самостоятельно. При рассмотрении такого обращения Конституционным Судом стороной конституционного судопроизводства выступает не гражданин, а суд, направивший запрос. Стоит отметить, что, и в России и в Армении существует практика, когда обращение (жалоба) гражданина и запрос суда в орган судеб-

ного конституционного контроля по конкретному делу, касающиеся одного и того же предмета, могут последовать одновременно, и от заявителя, и от суда. В этом случае Конституционный Суд соединяет дела по этим обращениям в одном производстве (Постановление КС РФ от 19.03.2003 № 3-П/2003 [9]; Постановление КС РА от 26.03.2021 ПКС-1586 [14]) .

Факультативные субъекты конституционного судопроизводства рассматриваемой категории дел в России и Армении также имеют свои особенности. Конституционный Суд РФ и Конституционный Суд РА строго соблюдают правила представительства сторон в конституционном судебном процессе. Законы обоих государств четко устанавливают перечень представителей сторон в конституционном судопроизводстве для всех видов производств. Представителей сторон различают по должности и по доверенности. Представителями по должности по рассматриваемой категории дел могут быть: руководитель органа, подписавший обращение в Конституционный Суд; руководитель органа, издавшего оспариваемый акт. Представителями сторон по найму (доверенности) могут быть: адвокат или лица, имеющие высшее юридическое образование (в Республике Армения); лица, имеющие ученую степень по юридической специальности (в России). Законом установлено и количество представителей, которое может иметь каждая сторона, оно составляет не более трех.

Свидетелями могут быть лица, которые располагают сведениями или материалами о фактических обстоятельствах по рассматриваемого делу, которые они обязаны сообщить Конституционному Суду, а также ответить на вопросы судей и сторон.

Экспертом в конституционном судопроизводстве может быть лицо, обладающее специальными познаниями по вопросам, касающимся рассматриваемого дела, и не заинтересованное в исходе дела. Экспертами могут выступать и лица, обладающие специальными познаниями в области экономики, налогообложения, общественной психологии, этнографии и социологии, если того требует специфика рассматриваемого Конституционным Судом дела.

Для обеспечения права участников конституционного судопроизводства пользоваться родным языком участникам конституционного судопроизводства предоставляются услуги переводчиков, назначаемых Конституционным Судом. Так, в России и в Армении стороны обладают равными процессуальными правами, которые перечислены в вышеуказанных актах. Примечательно, что в Конституционном Суде Республики Армения сторона по делу может выступить и в качестве

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

свидетеля, если ей известен какой-либо подлежащий выяснению факт по данному делу, причем выступать по своей инициативе. Данное правомочие закреплено Конституционным законом РА «О Конституционном Суде». Кроме того, согласно указанному закону, в случае если полученных доказательств недостаточно для принятия постановления, а стороне может быть известен какой-либо факт, подлежащий выяснению по делу, данное право стороны может стать ее обязанностью, либо об этом также может ходатайствовать другая сторона (ст. 52 Конституционного Закона РА «О Конституционном Суде»).

В конституционном судебном процессе в Российской Федерации такое право стороны, равно как и обязанность, действующим ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» не предусмотрено. Слияние, если можно так определить, в одном лице стороны по делу и свидетеля в гражданском, уголовном, административном и арбитражном судопроизводстве может вызвать недоумение из-за существенного различия их правового положения. Сторона, как правило, это лицо заинтересованное в исходе дела; свидетель - это лицо, которое лишь сообщает суду некие сведения о фактах, ему известных и предположительно имеющих значение для разрешения дела по существу, лицо незаинтересованное и вызванное в суд для дачи показаний. Ведь не случайно, в судопроизводстве, при проведении слушания по делу свидетелей не допускают в зал судебного заседания до тех пор, пока они не дадут свидетельские показания.

В конституционном судопроизводстве в Республике Армения допустимость такого слияния объясняется, по-видимому, особенностью доказывания (доказательств) и иной ролью свидетеля, нежели в судах общей юрисдикции, а также самой спецификой конституционного судебного процесса.

Подводя итог, можно отметить, что субъекты конституционного судопроизводства по рассмотрению обращений граждан на нарушение их конституционных прав и свобод, их права и обязанности в России и в Армении имеют свои особенности, которые состоят в следующем:

- в терминологии. Согласно Конституционному закону РА «О Конституционном Суде» противоположная заявителю сторона называется термином «ответчик». В Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде Российской Федерации» в качестве противоположной заявителю стороны указаны органы или должностные лица, издавшие либо подписавшие акт, конституционность которого подлежит проверке. Кроме того, российский Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Россий-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

ской Федерации» не закрепляет понятие «доказательств» в отличие от Конституционного закона РА «О Конституционном Суде», в соответствии с которым доказательствами в конституционном судопроизводстве Армении являются полученные в установленном законом порядке сведения, на основании которых Суд выясняет отсутствие либо наличие фактов, обосновывающих возражения и требования сторон;

- в институте представительства. В России представителями по найму могут быть, помимо адвокатов, только лица, имеющие ученую степень по юридической специальности. В Армении, чтобы быть представителем в Конституционном Суде РА достаточно просто иметь высшее юридическое образование.

- в процессуальных правах сторон. В Республике Армения сторона по делу может выступать в с качестве свидетеля как по собственной инициативе, так и по ходатайству Конституционного Суда РА либо по ходатайству противоположной стороны, если ей известен какой-либо подлежащий выяснению факт в рамках рассматриваемого дела. В Российской Федерации предоставление такого права сторонам законодательством не предусмотрено.

Граждане и юридические лица как субъекты обращений имеют широкий доступ в органы судебного конституционного контроля России и Армении, поскольку обладают правом прямого обращения в указанные органы, в отличие, например, от Франции, где граждане могут обращаться в конституционный совет опосредованно, то есть через суд общей юрисдикции (в этом случае субъектом обращения выступает суд). Однако даже предоставляя гражданам широкий доступ в Конституционный Суд РФ и Конституционный Суд РА, Россия и Армения тем не менее его регламентируют за счет установления условий допустимости жалобы, что делается в целях снижения нагрузки работы органов судебного конституционного контроля.

Полномочия выделенных специальных субъектов обращений в России и Армении также имеют свои различия. Так, в России - Генеральный прокурор и Уполномоченный по правам человека могут обращаться в Конституционный Суд РФ в защиту прав и свобод граждан на любой стадии применения закона; в Армении Генеральный прокурор обращается в Конституционный Суд РА после принятия конкретного дела в свое производство до направления его в соответствующий суд, а Защитник прав человека обращается в Конституционный Суд РА не в защиту интересов конкретного лица, а по вопросам соответствия законов и иных нормативных правовых актов конституционным положениям, закрепляющим основные права и свободы человека.

Список литературы:

[1] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». - URL: http: //base.consultant. ru/ (дата обращения 20.07.2023).

[2] Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». - URL: http: //base. consultant.ru/ (дата обращения 20.07.2023).

[3] Конституция Республики Армения принята референдумом Республики Армения 5.07.1995 (с изм. внесенными референдумом 27.11.2005, 6.12.2015) [Электронный ресурс] // Президент Республики Армения. - URL: http:// www.president.am/ru (дата обращения: 20.07.2023).

[4] Конституционный закон Республики Армения от 17.01.2018 № ЗР-42 «О Конституционном Суде» (по сост. на 29.03.2019) [Электронный ресурс] // Парламент РА. - URL: http://www. parliament.am/ (дата обращения 20.07.2023).

[5] Закон Республики Армения от 16.01.2007 № ЗР-47 «Об иностранных лицах» [Электронный ресурс] // Парламент РА. - URL: http://www. parliament.am/ (дата обращения: 20.07.2023).

[6] Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19.07.2017 № 22-П по делу о проверке конституционности положений части 1 и пункта 2 части 2 статьи 20 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» в связи с жалобами граждан США Н.Д. Вордена и П.Д. Олдхэма // Российская газета. 2017. 9 августа. № 175 (7341).

[7] Постановление Конституционного Суда РФ от 29.05.2018 № 21-П [Электронный ресурс] // Официальный сайт Конституционного Суда РФ. -URL: http://www.ksrf.ru (дата обращения: 20.07.2023).

[8] Постановление Конституционного Суда РФ от 05.07.2017 №18-П/2017 // Российская газета. 2017. 17 июля. № 155 (7321).

[9] Постановление Конституционного Суда РФ от 19.03.2003 № 3-П/2003 [Электронный ресурс]. Официальный сайт Конституционного Суда РФ. - URL: https://ksrf.ru/ru/Decision/Pages/ default.aspx (дата обращения: 20.07.2023).

[10] Постановление Конституционного Суда РА от 20.10.2009 № ПКС-834 по делу об определении вопроса соответствия Конституции РА статьи 25 Закона РА «О беженцах» на основании заявлений Арама Карамяна и Айка Айрапетяна [Электронный ресурс] // Конституционный Суд РА.

- URL: http://www.concourt.am/ (дата обращения: 20.07.2023).

[11] Постановление Конституционного Суда РА от 24.02.2012 ПКС-1009 по делу об определении вопроса соответствия части 3 статьи 198 Гражданского Кодекса РА Конституции РА на основании обращения Ш. Мкртчяна и других [Электронный ресурс] // Конституционный Суд РА.

- URL: http://www.concourt.am/ (дата обращения: 20.07.2023).

[12] Постановления Конституционного Суда РА от 19.01.2016 ПКС-1251, от 18.04.2017 ПКС-1363 [Электронный ресурс] // Конституционный Суд РА. -URL: http://www.concourt.am/ (дата обращения: 20.07.2023).

[13] Постановление Конституционного Суда РА от 17.07.2021 ПКС-1606 [Электронный ресурс] // Конституционный Суд РА. - URL: https://www. concourt.am/decision/full_

text/63284ae652500_1606.pdf (дата обращения: 20.07.2023).

[14] Постановление Конституционного Суда РА от 26.03.2021 ПКС-1586 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Конституционного Суда РА.

- URL: https://www.concourt.am/decision/full_ text/625fe138e3bc8_1586.pdf (дата обращения: 20.07.2023).

[15] Бердюгина Ю.М. Субъекты конституционного судопроизводства / Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Екатеринбург, 2011. - 233 c.

[16] Бондарь Н.С. Власть и свобода на весах конституционного правосудия: защита прав человека Конституционным Судом РФ. - М.: Юстицин-форм, 2005. - 592 с.

[17] Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс: Учебное пособие. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1998. - 383 с.

[18] Кравец И.А. Конституционное правосудие: теория судебного конституционного права и практика судебного конституционного процесса. Учебное пособие. - М.: Юстицинформ, 2017. -400 с.

[19] Кряжков В.А., Лазарев Л.В. Конституционная юстиция в Российской Федерации. - М.: БЕК, 1998. - 439 с.

[20] Конституционный судебный процесс: Учебник / отв. ред. М.А. Митюков, В.В. Комарова.

- М.: Норма: ИНФРА-М, 2017. - 351 с.

[21] Конституционный судебный процесс: Учебник / отв. ред. М.С. Саликов. - М.: Норма, 2003. - 405 с.

[22] Нарутто С.В. Роль Конституционного Суда РФ в определении парадигмы современного правопонимания // Конституционное и муниципальное право 2016. № 11. - C. 64-70.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[23] Эбзеев Б.С. Введение в Конституцию России: Монография. - М.: ИНФРА-М, 2013. -560 с.

Spisok literatury:

[1] Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 s izm., odo-brennymi v hode obshcherossijskogo golosovaniya 01.07.2020) [Elektronnyj resurs] // SPS «Konsul'tant Plyus». - URL: http: //base.consultant.ru/ (data obrashcheniya 20.07.2023).

[2] Federal'nyj konstitucionnyj zakon ot 21.07.1994 № 1-FKZ «O Konstitucionnom Sude Rossijskoj Federacii» [Elektronnyj resurs] // SPS «Konsul'tant Plyus». - URL: http: //base.consultant. ru/ (data obrashcheniya 20.07.2023).

[3] Konstituciya Respubliki Armeniya prinyata referendumom Respubliki Armeniya 5.07.1995 (s izm. vnesennymi referendumom 27.11.2005, 6.12.2015) [Elektronnyj resurs] // Prezident Respubliki Armeniya. - URL: http://www.president.am/ru (data obrashcheniya: 20.07.2023).

[4] Konstitucionnyj zakon Respubliki Armeniya ot 17.01.2018 № ZR-42 «O Konstitucionnom Sude» (po sost. na 29.03.2019) [Elektronnyj resurs] // Parlament RA. - URL: http://www.parliament.am/ (data obrashcheniya 20.07.2023).

[5] Zakon Respubliki Armeniya ot 16.01.2007 № ZR-47 «Ob inostrannyh licah» [Elektronnyj resurs] // Parlament RA. - URL: http://www.parliament.am/ (data obrashcheniya: 20.07.2023).

[6] Postanovlenie Konstitucionnogo Suda Rossijskoj Federacii ot 19.07.2017 № 22-P po delu o proverke konstitucionnosti polozhenij chasti 1 i punkta 2 chasti 2 stat'i 20 Federal'nogo zakona «O migra-cionnom uchete inostrannyh grazhdan i lic bez grazh-danstva v Rossijskoj Federacii» v svyazi s zhalobami grazhdan SSHA N.D. Vordena i P.D. Oldhema // Rossijskaya gazeta. 2017. 9 avgusta. № 175 (7341).

[7] Postanovlenie Konstitucionnogo Suda RF ot 29.05.2018 № 21-P [Elektronnyj resurs] // Oficial'nyj sajt Konstitucionnogo Suda RF. -URL: http://www. ksrf.ru (data obrashcheniya: 20.07.2023).

[8] Postanovlenie Konstitucionnogo Suda RF ot 05.07.2017 №18-P/2017 // Rossijskaya gazeta. 2017. 17 iyulya. № 155 (7321).

[9] Postanovlenie Konstitucionnogo Suda RF ot 19.03.2003 № 3-P/2003 [Elektronnyj resurs]. Oficial'nyj sajt Konstitucionnogo Suda RF. - URL: https:// ksrf.ru/ru/Decision/Pages/default.aspx (data obrashcheniya: 20.07.2023).

[10] Postanovlenie Konstitucionnogo Suda RA ot 20.10.2009 № PKS-834 po delu ob opredelenii voprosa sootvetstviya Konstitucii RA stat'i 25 Zakona RA «O bezhencah» na osnovanii zayavlenij Arama Karamyana i Ajka Ajrapetyana [Elektronnyj resurs] //

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

Konstitucionnyj Sud RA. - URL: http://www.concourt. am/ (data obrashcheniya: 20.07.2023).

[11] Postanovlenie Konstitucionnogo Suda RA ot 24.02.2012 PKS-1009 po delu ob opredelenii voprosa sootvetstviya chasti 3 stat'i 198 Grazhdan-skogo Kodeksa RA Konstitucii RA na osnovanii obrashcheniya SH. Mkrtchyana i drugih [Elektronnyj resurs] // Konstitucionnyj Sud RA. - URL: http://www. concourt.am/ (data obrashcheniya: 20.07.2023).

[12] Postanovleniya Konstitucionnogo Suda RA ot 19.01.2016 PKS-1251, ot 18.04.2017 PKS-1363 [Elektronnyj resurs] // Konstitucionnyj Sud RA. -URL: http://www.concourt.am/ (data obrashcheniya: 20.07.2023).

[13] Postanovlenie Konstitucionnogo Suda RA ot 17.07.2021 PKS-1606 [Elektronnyj resurs] // Konstitucionnyj Sud RA. - URL: https://www.concourt. am/decision/full_text/63284ae652500_1606.pdf (data obrashcheniya: 20.07.2023).

[14] Postanovlenie Konstitucionnogo Suda RA ot 26.03.2021 PKS-1586 [Elektronnyj resurs] // Oficial'nyj sajt Konstitucionnogo Suda RA. - URL: https://www.concourt.am/decision/full_text/ 625fe138e3bc8_1586.pdf (data obrashcheniya: 20.07.2023).

[15] Berdyugina YU.M. Sub"ekty konstitucionnogo sudoproizvodstva / Dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni kandidata yuridicheskih nauk. Ekaterinburg, 2011. - 233 c.

[16] Bondar' N.S. Vlast' i svoboda na vesah konstitucionnogo pravosudiya: zashchita prav cheloveka Konstitucionnym Sudom RF. - M.: YUs-ticinform, 2005. - 592 s.

[17] Vitruk N.V. Konstitucionnoe pravosudie. Sudebnoe konstitucionnoe pravo i process: Ucheb-noe posobie. - M.: Zakon i pravo, YUNITI, 1998. -383 s.

[18] Kravec I.A. Konstitucionnoe pravosudie: teoriya sudebnogo konstitucionnogo prava i praktika sudebnogo konstitucionnogo processa. Uchebnoe posobie. - M.: YUsticinform, 2017. - 400 s.

[19] Kryazhkov V.A., Lazarev L.V. Konstitucion-naya yusticiya v Rossijskoj Federacii. - M.: BEK, 1998. - 439 s.

[20] Konstitucionnyj sudebnyj process: Ucheb-nik / otv. red. M.A. Mityukov, V.V. Komarova. - M.: Norma: INFRA-M, 2017. - 351 s.

[21] Konstitucionnyj sudebnyj process: Ucheb-nik / otv. red. M.S. Salikov. - M.: Norma, 2003. - 405 s.

[22] Narutto S.V. Rol' Konstitucionnogo Suda RF v opredelenii paradigmy sovremennogo pravo-ponimaniya // Konstitucionnoe i municipal'noe pravo 2016. № 11. - C. 64-70.

[23] Ebzeev B.S. Vvedenie v Konstituciyu Rossii: Monografiya. - M.: INFRA-M, 2013. - 560 c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.