КОНСТИТУЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА: КОНЦЕПЦИЯ И ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ
ЖУРАВЛЁВ Владимир Иванович
Аннотация. В статье рассматриваются факторы, способствующие появлению идеи социального государства в конституционном законодательстве, а также авторское видение причин конституционного воплощения идеи социального государства. Делается вывод о том, что социализация текущего законодательства, а также социализация конституционного текста - необходимые и неизбежные явления в государственно-правовой сфере.
Annotation. The article considers the factors contributing to the emergence of the idea of the social state in constitutional law, and the author’s vision of the reasons of the constitutional embodiment of the idea of the social state. The conclusion is that the socialization of current legislation, as well as the socialization of the constitutional text is necessary and inevitable phenomenon in the public law sphere.
Ключевые слова: конституционное законодательство, социальное государство, нормативно-правовые акты, исторический опыт, общественно-политическая обстановка.
Key words: constitutional law, social state normative legal acts, historical experience, sociopolitical situation.
Теоретико-правовая идея социального государства имеет свою долгую и сложную историю. С.В. Калашников утверждает, что «социальное государство формируется на определенном историческом этапе эволюции общества, когда возникают соответствующие политические и социально-экономические условия. Однако общепризнанного конкретизированного перечня данных условий, а тем более их анализа и предпосылок нет»1. В связи с этим в исследовательских целях необходимо выявить причины возникновения идеи социального государства, выделить комплекс проблем, для решения которых появилась данная идея, установить факторы и условия, благодаря которым данная идея начала постепенно находить организационно-практическое, нормативное и, в особенности, конституционное выражение.
По справедливому определению В.Д. Зорькина, «проблема социальной справедливости является стержневой для построения социального государства». Исходя из того, что в данной статье рассматриваются нормативно-правовые акты социальной направленности, первую идею, аргументирующую необходимость появления социального государства, а также в рамках рассмотрения конституционных
1 Калашников С.В. Социальная политика социального го-
сударства: эволюция теории и практики : автореф. дис. ... канд.
юрид. наук. М., 2003. С. 5.
предпосылок истории социального государства представляются первые нормативные элементы социальной направленности, получившие конституционное воплощение. Следует добавить, что вышеуказанные ракурсы исторического рассмотрения феномена социального государства проанализированы на отдельном примере России, а также взяты в поле зрения и некоторые другие зарубежные государства, имеющие особенности становления социального государства. Здесь выражен явный плюрализм мнений по исследуемой проблеме.
Наше видение причин конституционного воплощения идеи социального государства заключается в следующих обстоятельствах. Во-первых, стремление правящей элиты сохранить социальную стабильность, социальный порядок, не допустить стихийного и, следовательно, неконтролируемого сценария государственно-правового развития. Элементарное воспроизведение на страницах настоящего исследования проблематики внешнего проявления недовольства рабочей части населения, выражающегося в активной стачечной борьбе, свидетельствует о том, что неадекватное реагирование правящей политической элиты на текущее социально-экономическое положение в части улучшения всеобщих трудовых условий, а также других социальных гарантий, привело бы к росту социально-политической напряженности в рассматриваемых государствах, что, в свою очередь, потенциально могло
бы привести к революционному развитию сложившейся общественно-политической обстановки. Л.Н. Кочеткова отмечает: «Теория социального государства в момент своего первоначального оформления представляла собой <...> некий "третий путь” между крайностями либерального индивидуализма и опасностями революционного социализма, делая главный упор на устранение противоречий за счет усилий государства с целью сохранения самого общества»2. Примерно аналогичного мнения придерживаются Р.А. Ромашова и Н.С. Нижник, которые считают, что «появление социального законодательства не было самоцелью зарождающейся социальной политики государств того времени. Социальные акты принимались вследствие многочисленных забастовок, мани-фестаций»3. В ситуации социального напряжения правящая элита вынуждена была кардинально изменить государственную политику, улучшив определенным образом принятием социальных законов положение населения в аспекте социальной защищенности от комплекса соответствующих социальных рисков. Следует подчеркнуть, что первоначальная практика принятия социальных законов зарождается с начала XIX века, а с особой интенсивностью -во второй половине XIX века. В данный период в России принимаются следующие нормативные акты в социальной области: Закон «О малолетних, работающих на заводах, фабриках и мануфактурах» от 6 июня 1882 года, частично регламентировавший труд малолетних (он определил продолжительность рабочего дня, запретил работу в ночную смену малолетних, не достигших 12-летнего возраста)4; Закон «О воспрещении ночной работы несовершеннолетним и женщинам на фабриках, заводах и мануфактурах» от 3 июня 1885 года, который воспрещал ночную работу подростков до 17 лет и женщин на хлопчатобумажных, полотняных и шерстяных фабриках5. Вскоре данные законы с определенными корректировками были объединены в единый закон: «Об изменении постановлений о работе малолетних, подростков и лиц женского пола на фабриках, заводах
2 Кочеткова Л.Н. Теория и практика социального государства: социально-философский аспект : автореф. дис. ... д-ра филос. наук. М., 2010. С. 55.
3 Государство, общество, личность: проблемы совместимости / под общ. ред. Р.А. Ромашова, Н.С. Нижник. М. : Юристъ, 2005. С. 266.
4 История государства и права России : учеб. / под ред. Ю.П. Титова. М. : ТК Велби, 2003. С. 213.
5 Трудовое законодательство в России в XIX веке. URL: http://unionalls.ru/ (дата обращения: 10.01.2012).
и мануфактурах и о распределении правил о работе и обучении малолетних на ремесленные заведения», утвержденный 24 апреля 1890 года6; в 1886 году под влиянием морозов-ской стачки принимаются «Правила о надзоре за заведениями фабричной промышленности и о взаимных отношениях фабрикантов и ра-бочих»7, которые в определенной мере регламентировали взимание штрафов, определяли их размер. 2 июня 1897 года принят Закон «О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-завод-ской промышленности»8. Нормы закона определяли максимально допустимое рабочее время в 11,5 часов, а накануне праздников и в ночной смене - 10 часов9. По словам А.Т. Степанишева, «большинству стран такой закон еще даже и не снился, несмотря на более длительное развитие у них промышленности и гораздо большую численность рабочего класса»10. Первый общероссийский закон, который фактически вводил в России обязательное страхование рабочих, был принят только 2 июня 1903 года, который назывался «О вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств, в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности»11. Государственной думой 23 июня 1912 года был принят пакет законодательных актов по обязательному государственному социальному страхованию, включавший следующие законы: «О страховании рабочих от несчастных случаев», «Об обеспечении рабочих на случай болезни», «Положение о Присутствиях по делам страхования рабочих», «Положение о Совете по делам страхования рабо-чих12. Следует учесть замечание З.М. Черни-ловского, полагающего, что на социальные законы «согласились не только потому, что не было иного выхода, но еще и потому, что половина и даже большая часть расходов,
6 Трудовое законодательство в России в XIX веке.
7 URL: http://www.lomonosov-fund.ru/enc/ru/encyclopedia: 0134420 (дата обращения: 19.11.2011).
8 Там же.
9 Воронкова С.В., Цимбаев Н.И. История России 18011917 : учеб. пособие для студентов вузов. М. : Аспект Пресс,
2007. С. 306.
10 Степанишев А.Т. История России: Учебный минимум для абитуриентов : учеб. пособие. М. : Высшая школа, 2008. С. 590.
11 Ермаков Д.Н. Социальное страхование в Российской империи // Правовая политика и правовая жизнь. 2011. № 2. С. 81.
12 Право социального обеспечения России : учеб. / отв. ред.
К.Н. Гусов. 4-е изд., перераб. и доп. М. : ТК Велби : Проспект,
2008. С. 171.
вызванных уплатой пособий, возлагались на самих застрахованных»13.
Нормативно-правовые мероприятия аналогичной направленности наблюдались в указанный период в Соединенном Королевстве, Германии, США, во Франции и ряде других стран. Так, 29 августа 1833 года в Соединенном Королевстве принимается «Акт, регулирующий труд детей и подростков на фабриках Соединенного Королевства»14. В 1834 году был принят новый закон о бедных, в соответствии с которым все виды пособий были заменены помещением бедняков и безработных в специально построенные работные дома, бытовые условия в которых носили бесчеловечный характер15. В 1883 году издается закон, согласно которому в текстильной промышленности ночной труд детей запрещался, рабочий день для подростка от 9 до 13 лет не мог превышать 8 часов, а для подростков до 18 лет -
16
12 часов .
Во Франции забастовки стали легальными в 1864 году, профсоюзы - в 1884 году. 15 июля 1893 года принимается закон о бесплатной медицинской помощи, 8 апреля 1898 года -закон о несчастных случаях на производстве. В 1881 году принимаются знаменитые «школьные законы». По ним школа отделялась от церкви, образование становилось светским. Обучение было обязательным для всех детей до 13 лет, бесплатным, то есть доступным и для детей из бедных семей, чуть позже, а именно 14 июля 1905 года - Закон об оказании государственной помощи старикам, немощным и неизлечимо больным, законы об установлении еженедельного отдыха работников (1906), в 1910 году принимается закон о пенсиях для рабочих и крестьян (не с 70 лет, как в Германии и Англии, а с 65)17.
В Германии 15 июня 1883 года принимается Закон о страховании рабочих в случае бо-лезни18, а 6 июля 1884 года - Закон о страхова-
13 Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М., 1995. С. 419.
14 Графский В.Г. Всеобщая история права и государства : учеб. для вузов. М. : Норма, 2004. С. 610.
15 Рабочее движение Великобритании. Х1Х-ХХ вв. / отв. ред. Б.А. Рожков. М. : Наука, 1979. С. 35.
16 История государства и права зарубежных стран : учеб. для вузов : в 2 ч. / под ред. О.А. Жидкова, Н.А. Крашенинниковой. 2-е изд., стер. М. : НОРМА, 2002. Ч. 2. С. 569.
17 Смирнов В.П. Франция в ХХ веке : пособие для студентов вузов. М. : Дрофа, 2001. С. 33, 149.
18 Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / под ред. К.И. Батыра, Е.В. Поликарповой. М. : Юристъ, 2003. Т. 2. С. 275-278.
нии при несчастных случаях19, закон относительно страхования на случай инвалидности и старости был принят 22 июня 1889 года20.
В Германии периода Веймарской республики был принят ряд нормативных актов в сфере трудового и социального законодательства, среди которых можно отметить следующие: Указ о коллективных договорах, комитетах рабочих и служащих и разрешении трудовых споров от 23 декабря 1918 года, Распоряжение о регулировании времени работы индустриальных рабочих от 23 ноября 1918 года21, в котором немногим более одного года позже постановления советского правительства «О восьмичасовом рабочем дне, продолжительности и распределении рабочего времени» от 29 октября 1917 года было закреплено положение о восьмичасовом рабочем дне, Закон о производственных советах от 4 февраля 1920 года, Указ о попечении о безработных от 13 ноября 1918 года22.
К началу 1930-х годов производство в США снизилось наполовину, национальный доход -на 48 процентов, обанкротилось 40 процентов банков, безработица достигла небывалого в истории этой страны размаха - безработным оказался каждый четвертый рабочий и служащий23. А по данным Американской федерации труда, в 1932 году полностью занятыми остались только 10 процентов рабочих24. Н.А. Крашенинникова пишет, что «при отсутствии государственной системы социальной защиты жертв <...> кризис <...> привел к невиданным ранее в США выступлениям рабочих»25. В этих условиях Президент США Ф.Д. Рузвельт при поддержке своих ближайших советников, получивших название «мозговой трест», объявил политику социально-политических реформ, известную под названием «новый курс». Смысл данного курса был раскрыт Ф.Д. Рузвельтом в речи перед избирателями: введение элементов экономического планирования в целях «более справедливого распределения богатств и товаров и приспособления существенных элементов экономической организации
19 Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. С. 278-280.
20 Там же. С. 280.
21 Там же. С. 439.
22 Там же. С. 441.
23 Графский В.Г. Указ. соч. С. 601.
24 История США : в 4 т. Т. 3 : 1918-1945 / отв. ред. Г.Н. Севостьянов. М. : Наука, 1985. С. 153.
25 История государства и права зарубежных стран : учеб.
для вузов : в 2 ч. Ч. 2. С. 210-211.
к нуждам народа»26. В.Л. Мальков отмечает, что «важнейшим фактором, вынудившим руз-вельтовскую администрацию <...> прибегать к социальному маневрированию, был подъем массовой борьбы трудящихся <...> Все планы правительства были нацелены на то, чтобы избежать стихийного взрыва всеобщего возмущения, которое могло принять форму революционного действия против самих устоев существующего строя»27. Новая администрация инициировала ряд мероприятий, направленных на улучшение сложившейся кризисной ситуации. 12 мая 1933 года принимается закон по борьбе с безработицей, на реализацию которого сразу выделялось 500 млн долларов на помощь безработным28. Правительство организовало систему лесных молодежных лагерей на срок до 6 месяцев с гарантированной оплатой в 30 долларов, через которые смогли пройти до 2 млн человек в возрасте до 25 лет, что послужило быстрому снятию напряженности с занятостью в городах29. Законом об оздоровлении национальной промышленности, поощрении здоровой конкуренции, организации полезных общественных работ и достижении некоторых других целей от 16 июля 1933 года30 вся экономика была поделена на 17 групп. Их деятельность регулировалась специальными законами - так называемыми кодексами честной конкуренции, в которых были даны квоты на выпуск продукции, распределялись рынки сбыта, уточнялись условия кредитования и цены на продукцию, устанавливались продолжительность рабочего времени и размеры заработной платы, например, в соответствии с Кодексом справедливой конкуренции для хлопчатобумажной текстильной промышленности от 17 июля 1933 года31 на текстильных фабриках - 12 долларов в неделю в южном поясе и 13 долларов в северном поясе за 40 часов работы. По Закону о трудовых отношениях 1935 года (Закон Вагнера) была впервые осуществлена легализация деятельности профсоюзов на общефедеральном уровне32. Законом
26 Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права : учеб. : в 2 т. М. : ТОН - ПРИОР, 1999. Т. 2. С. 340.
27 История США. С. 254.
28 Рамазанов А.Х., Халифаева А.К. История государства и права зарубежных стран: краткий курс лекций. М. : Юристъ, 2004. С. 116.
29 Омельченко О.А. Указ. соч. С. 343 ; История США.
С. 223.
30 Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. С. 305-307.
31 Там же. С. 307-308.
32 Графский В.Г. Указ.соч. С. 603.
о страховании от 17 августа 1935 года вводились - впервые в США - пособия по безработице и пенсия по старости33. Социальная политика «нового курса», по мнению Н.В. Сиваче-ва, ориентировалась на то, чтобы удержать население «в рамках несколько подновленных традиционных ценностей, не давая им увлечься революционными идеями»34.
Итак, данные первые нормативно-правовые акты социальной направленности появились вследствие соответствующих обстоятельств, определенный срез характера которых мы обозначили ранее. Остается теперь подкрепить сформулированное положение определенными статистическими вкладками, сигнализирующими умонастроения широких слоев населения; последнее, на наш взгляд, имело серьезное значение в мотивационной конфигурации правящей элиты в период возникновения нормативно-правовой в общем и конституционно-правовой баз в частности идеи социального государства. Приведем на страницах настоящей статьи сугубо и исключительно фактический материал, свидетельствующий о первом обстоятельстве социализации законодательства. Итак, оперируя в фактологической плоскости в рамках трех лет в России -с 1878 по 1881 год - было зафиксировано 29 выступлений, в которых приняло участие почти 35 тыс. человек . А в пятилетний период с 1881 по 1886 год отмечено 87 стачек, участниками которых стали 75 тыс. текстильщиков36. В 1910 году в России число стачек равнялось 47 тыс.37, в 1911 году - 105 тыс.38, после трагических Ленских событий в 1912 году бастовало 400 тыс. чел. Если в 1915 году бастовала 571 тыс. рабочих, то в 1916 вследствие неурожая поднялся 1 млн 172 тыс.40 Аналогичные народные выступления недовольного характера произошли в ряде других стран. К примеру, в 1871-1879 годах в Англии было 2 352 стачки. Крупной, в количестве 300 тыс. человек в 1878 году произошла стачка рабочих
33 Омельченко О.А. Указ. соч. С. 343.
34 История США. Т. 3. С. 227.
35 Морозовская стачка. 1885-1935 : сб. ст., документов и воспоминаний. М. : Московский рабочий, 1935. С. 23.
36 Рабочий класс России от зарождения до начала XX в. М. : Наука, 1989. С. 364.
37 Жарова Л.Н., Мишина И.А. История Отечества. 19001940. СПб. : СМИО Пресс, 1998. С. 114.
38 Там же.
39 Там же.
40 Цимбаев Н.И. История России XIX - начала XX в. М. : Филол. о-во «СЛОВО» : Эксмо, 2004. С. 410.
хлопчатобумажной промышленности41. Также возмущение рабочих во Франции выражалось, в том числе, и в стачечном движении. Так, с 1874 по 1887 год здесь произошли 1,073 тыс. стачек42. В 1884 году с 21 февраля по 18 апреля продолжалась одна из крупнейших в то время стачек шахтеров бассейна Анзен, охватившая более 10 тыс. рабочих, а если учесть все предприятия, то бастующих было свыше 50 тыс. человек43. За первые шесть лет XX века во Франции в стачечном движении приняли участие 180 тыс. человек, а в 1906 году произошло 1,309 тыс. стачек, охвативших 438 466 человек . В 1916 году произошло уже 314 стачек, в которых участвовала 41 409 человек45, а в 1917 году бастовало 293,81 тыс. человек46. В США в 1931 году число стачечников увеличилось до 342 тыс. Примерно на этом же уровне (324 тыс.) оно оставалось и в 1932 году47. В 1933 году в США бастовало свыше миллиона людей, а в 1934 году число участников забастовочного движения перевалило за 1,5 млн.48
Подобные социальные волнения не могли не найти созвучное восприятие и в определенной степени адекватную реакцию со стороны политических кругов, занимающих господствующие позиции в государственной власти.
Во-вторых, к обстоятельству социализации законодательства относится научно-технический прогресс и связанный с ним промышленный переворот, которые произвели кардинальные изменения в производственном процессе, внедрение инновационных методов производства способствовало стремительному росту безработного населения в городах в условиях отсутствия социального законодательства, XIX век был воплощением неслыханного технического прогресса, произошла замена мануфактурного производства на промышленное, фабричное. Известный отечественный ученый С.С. Алексеев отмечает, что объективными предпосылками идеи социального государства являются «гигантский научно-технический прогресс, переход общества от традиционных к либеральным цивилизациям, потребо-
41 Туполева Л.Ф. Социалистическое движение в Англии в 80-е годы XX века. М. : Наука, 1973. С. 13.
42 Антюхина-Московченко В.И. Третья республика во Франции. 1870-1918. М. : Мысль, 1986. С. 163.
43 Там же. С. 185.
44 Там же. С. 348.
45 Там же. С. 447.
46 Там же. С. 454.
47 История США. Т 3. С. 164.
48 Там же. С. 254.
вавшие гуманистического содержания либерализма, обеспечение достойного уровня жизни людей, выработки форм социальной, в том числе государственной деятельности, направленной на общественное служение»49. Научнотехнический прогресс посодействовал повсеместному зарождению фабрично-заводского производства, объединявшего в помещении одной производственной единицы множество рабочих, вынужденных осуществлять трудовую деятельность намного более 8 часов в день, в положении отсутствия условий гигиены труда, будучи никоим образом не застрахованным от целой группы социальных рисков: производственного травматизма, безработицы, достижения предельного возраста, после которого осуществление трудовой деятельности не оказывается возможным и др. Нельзя также не согласиться с В.В. Мамоновым, который пишет: «С позиций конституционного права и концепции социального государства вопрос о социальном партнерстве ставится гораздо шире. Сюда следует отнести также общественную благотворительную деятельность как форму взаимодействия общества с государством».
Наконец, в-третьих, появление первичного социального законодательства обязано обстоятельству зарождения организованной формы выражения социально-рабочего протеста против невыносимых условий труда. Так, во второй половине XIX века в России, Англии, Франции, США, Германии и других странах активизировалось интенсивное повсеместное создание различной степени сплоченности организаций рабочих, что можно подтвердить фактическим материалом. В 1875 году в Одессе создается Южнороссийский союз рабочих50, а в 1878 году в Петербурге возникает «Северный союз русских рабочих»51. В феврале 1834 года в Англии учреждается Великий национальный союз профессий, в который вошли около 500 тыс. рабочих, но просуществовавший недолгий период (февраль - август 1834 года)52, а в 1840 году создается первая в мировой истории самостоятельная рабочая партия - Национальная чартистская партия53. В 1875 году была создана Социал-демократическая партия Гер-
49 Цит. по: Кочетков В. Конституционные проблемы социального государства // Федерализм. 2011. № 2. С. 90.
50 Цимбаев Н.И. Указ. соч. С. 237.
51 URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/130903/Северный (дата обращения: 22.02.2012).
52 Рабочее движение Великобритании. С. 31.
53 Там же. С. 41.
мании (СДПГ)54, отстаивавшая интересы рабочего класса. В 1879 году основывается Рабочая партия - первая в истории Франции политическая партия рабочего класса, стремившаяся к свержению капитализма и созданию социалистического общества55. В декабре 1886 года в США была образована Американская федерация труда56. В Чикаго 27 июня 1905 года создана организация под названием «Индустриальные рабочие мира»57, в 1901 году в Индианаполисе была создана Социалистическая партия Америки58. У.А. Старшова, выделяя основные факторы возникновения социального государства, отмечает, что « <...> это деятельность различных политических сил, прежде всего социал-реформистских, которые последовательно выступили за воплощение идей социального государства»59. Можно привести весьма емкий перечень подобных организаций, выражавших интересы трудящихся и созданных в XIX - начале XX века, однако следует признать, что организационные единицы рабочих и трудящихся, объединенных общностью целевых установок, создали условия для коллективного маневрирования и последовательного отстаивания собственных, но справедливо обоснованных требований улучшения жизненных и трудовых условий. Соответствующие изменения самосознания рабочих в комплекте с обозначенными обстоятельствами обусловили организованное выражение деятельной активности рабочей части населения, лишенной элементарных условий достойной жизнедеятельности.
Далее необходимо остановиться на родоначальнике идеи социального государства, в трудах которого исследуемое явление впервые нашло теоретическое обоснование. Теория социального государства была выработана немецким ученым Лоренцом фон Штейном. По мнению Л.Н. Кочетковой, «Именно ему (Лоренцу фон Штейну) принадлежит научный приоритет в разработке теоретической концепции, содержащей новаторские для своего вре-
54 Патрушев А.И. Германия в XX веке : учеб. пособие. М. : Дрофа, 2004. С. 28.
55 Смирнов В.П. Указ. соч. С. 20.
56 История США : в 4 т. Т. 2 : 1877-1918 / отв. ред. Г.П. Куропятник. М. : Наука, 1985. С. 67.
57 Там же. С. 197.
58 Там же. С. 213.
59 Старшова У.А. Конституционные основы социального
государства в Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук.
Саратов, 2004. С. 10.
мени идеи о новой роли государства»60, в свою очередь А.Э. Евстратов также отмечает, что «многочисленные работы по теории социального государства обращаются к творчеству такого известного немецкого философа, политика и государствоведа XIX века, как Лоренц фон Штейн, признаваемого отцом-создателем идеи и понятия социального го-сударства»61.
Лоренц фон Штейн в своем произведении прямо ставит весьма злободневный для своего времени вопрос: «Как безкапитальный труд может достигнуть хозяйственной самостоятельности посредством приобретения капитала и есть социальный вопрос»62. Лоренц фон Штейн настаивает на создании условий, позволяющих каждому человеку обеспечивать собственное благосостояние. Под этими условиями ученый понимает «не духовное или хозяйственное богатство как таковое, а именно живое и свободное движение [межклассовое движение], которое делает это богатство достижимым для каждого человека»63. Здесь Лоренц фон Штейн выдвигает необходимую и весьма конструктивную мысль создания в рамках государственно организованного общества условий, обеспечивающих эффективную социальную мобильность граждан, механизм социальных лифтов, движение, в рамках которых возможно достичь трудовыми усилиями отдельного человека, что весьма актуально для современной России64. Причем ответственность за учреждение данных условий возлагается на государство, которое собственными средствами должно осуществить новую, не присущую ей ранее, миссию.
Раскрывая понятие социального государства, Лоренц фон Штейн сформулировал, что «государство обязано поддерживать абсолютное равенство в правах для всех различных общественных классов, для отдельной самоопределяющейся личности благодаря своей власти. Государство обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо в конечном счете развитие одного выступает условием развития другого,
60 Кочеткова Л.Н. Указ. соч. С. 39.
61 Евстратов А.Э. Генезис идеи социального государства -историко-теоретические проблемы : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Омск, 2005. С. 3.
62 Цит. по: Кочеткова Л.Н. Указ. соч. С. 49.
63 Там же. С. 50.
64 Путин В.В. Строительство справедливости. Социальная политика для России // Комсомольская правда. 2012. 13 фев.
и именно в этом смысле говорится о социальном государстве»65. Здесь утверждается, что только стремление к всеобщему развитию всех граждан приведет в результате к развитию самого государства.
Теперь необходимо подробнее раскрыть начальную стадию конституционной истории нормативно-правовой социализации. Здесь нужно отметить, что впервые конституционное воплощение идея социального государства в буквальной вариации нашла лишь в 1949 году в Конституции Германии, но до указанной даты конституционное выражение получили отдельные нормативно-правовые элементы социальной направленности. Так, еще в Конституции Франции от 3 сентября 1791 года, первой в истории Франции, а также впервые закрепившей конституционную монархию во Франции, в разд. 1 было закреплено: «Будет обеспечено и организовано народное образование для
всех граждан, бесплатное в части, необходи-
66
мой для всех людей. » . В период чрезвычайного режима революционной диктатуры якобинцев 24 июня 1793 года была принята новая Конституция Франции, провозгласившая первую республику в этой стране. В Декларацию прав человека и гражданина, входившую в состав Конституции Франции от 24 июня 1793 года, был включен ряд социальных норм, которым, к сожалению, не суждено было осуществиться в реальности. В ст. 21 Декларации прав человека и гражданина устанавливалось: «Общественное призрение есть священный долг. Общество обязано давать пропитание неимущим, как приискивая им работу, так и обеспечивая средства существования лицам, не способным к труду»67.
Следует отметить, что эти конституционные положения социального характера были новаторскими для своего времени. Впервые на конституционном уровне оформились в Конституции Франции, хоть и в сильно усеченном виде, элементы теоретико-правовой идеи социального государства. Никогда ранее конституционные акты не содержали в себе в таком объеме социальную нормативную составляющую. Впервые на самом высшем нормативном
65 Цит. по: Милецкий В.П. Социальное государство: эволюция идей, сущность и перспективы становления в современной России // Политические процессы в России в сравнительном измерении. СПб. : Изд-во С-Петерб. ун-та, 1997. С. 82.
66 Конституция Франции от 3 сентября 1791 г. // Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Т. 2. С. 95.
67 Конституция Франции от 24 июня 1793 г. // Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Т. 2. С. 112.
уровне была провозглашена ценность общественного призрения, устанавливались определенные контуры государственной политики в сфере занятости. С этого момента началась конституционная история нормативных элементов теоретико-правовой идеи социального государства, а само непосредственное провозглашение определенной страны социальным государством датируется 1949 годом, эту миссию на себя взяла Конституция Германии.
В ст. 13 Конституции Франции от 4 ноября 1848 года закреплялись положения о «свободе труда и промышленности»69, в целях реализации данной свободы Конституция предусматривала «безвозмездное первоначальное обучение, средства к профессиональному об-разованию»70, «равенство в отношениях хозяина и рабочего» , «общественные работы, предназначенные доставлять безработным за-нятие»72. Данная Конституция также содержала норму об оказании помощи «покинутым детям, калекам и старцам, не имеющим ни средств к существованию, ни родни, которая могла бы их содержать»73.
Как отмечает О.А. Жидкова, «Конституция Мексики раньше, чем это имело место даже в развитых странах Запада, признала важные социальные права трудящихся»74. Также отмечается, что данная Конституция «отступает <...> от традиционных идей индивидуализма. В ней делается упор на «социальную справедливость», на «гармонию частных и общественных интересов»75.
В Веймаре 11 августа 1919 года под значительным влиянием социалистов была составлена и принята учредительным собранием Конституция федеральной республики. В данной Конституции в части второй имелась глава под названием «Хозяйственная жизнь», которая содержала инновационные элементы социального характера. Прежде всего обращает на себя внимание право на достойное человека существование, которое впервые было включено в конституционный текст. В ст. 151 Вей-
68 Конституция Франции от 4 ноября 1848 г. // Хрестоматия по всеобщей истории государства и права Т. 2. С. 134.
69 Там же.
70 Там же.
71 Там же.
72 Там же.
73 Там же.
74 История государства и права зарубежных стран. С. 484.
75 Там же. С. 485.
марской Конституции 1919 года было записано следующее: «Строй хозяйственной жизни
должен соответствовать началам справедливости, имея целью гарантировать для всех достойное человека существование.» . Данное принципиальное положение дополняется еще одним важным требованием: «Собственность обязывает. Пользование ею должно быть в то же время служением общему благу»77 (ст. 153). По мнению Н.А. Крашенинниковой, декларативные положения данной главы Конституции для проведения в жизнь «нуждались в конкретных социальных программах <...> » . Продолжая данную мысль, автор пишет, что «для их осуществления в Веймарской Германии не было соответствующих условий, необходимой экономической базы, должного уровня общественного сознания, а главное, политической стабильности»79.
Первая конституция социалистического толка появилась в России (Российской Советской Федеративной Социалистической Республике, далее - РСФСР) 10 июля 1918 года. Данный нормативный акт содержал солидную социальную составляющую по широкому кругу вопросов и представлял собой уникальный для своего периода документ. Так, Конституция РСФСР 1918 года в главе пятой раздела второго части 10 провозглашала, что «Российская Республика есть свободное социалистическое общество всех трудящихся России»80. Конституция РСФСР включала в себя следующий важный блок социальных положений: ставилась задача «предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее и бесплатное образование»81 (ч. 17); труд признавался «обязанностью всех граждан Республи-ки»82, подкрепив последнее соответствующим лозунгом: «Не трудящийся да не ест»83 (ст. 18); признавалось равенство граждан независимо от расовой и национальной принадлежности (ч. 22)84. Активное и пассивное избирательное право предоставлялось трудящимся гражданам
76 Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Т. 2. С. 340.
77 Там же.
78 История государства и права зарубежных стран. С. 316.
79 Там же.
80 Хрестоматия по истории государства и права России : учеб. пособие / сост. Ю.П. Титов. 2-е изд., перераб. и доп. М. : ТК Велби : Проспект, 2005. С. 290.
81 Там же. С. 291.
82 Там же.
83 Там же.
84 Там же. С. 291-292.
РСФСР независимо от вероисповедания, национальности, оседлости, пола (ч. 64)85.
Однако существуют серьезные различительные особенности между социальным и социалистическим государствами. Данные различия не позволяют нам отнести социалистическое государство к социальному с точки зрения современного понимания последнего в разрезе генеральных ценностей основ конституционного строя Российской Федерации.
Итак, в заключение необходимо отметить, что социализация текущего законодательства, а также социализация конституционного текста суть явления в государственно-правовой сфере необходимые и неизбежные, поскольку основные конституционные ценности: демократия, правовое государство, принцип разделения властей, народ как источник суверенитета, многообразие и равноправие форм собственности, свобода экономической деятельности, признание местного самоуправления, идеологическое многообразие и политический плюрализм, неотъемлемые основы правового положения личности и многие другие - не решали вопросы бедности значительной части населения, тяжелых условий труда, безработицы, низкого размера оплаты труда, возможных случайных рисков болезни и трудового увечья, неминуемого достижения людьми пенсионного возраста, после чего трудовая деятельность чисто физически не представляется возможным, что приводит к утрате жизненно необходимого заработка, а также многих других неизбежных проблем, вытекающих из сути человеческой природы и сообщества людей, организованных на государственных началах. В противном случае, продолжительная социальная незащищенность большей части населения государства в вышеперечисленных аспектах жизни приведет к росту недовольства среди них, что влечет за собой дестабилизацию общественно-политической обстановки в государстве.
Таким образом, социализация конституционного материала суть объективная тенденция развития мирового конституционализма, поскольку конституция юридически закрепляет важнейшие устои государственной и общественной жизни. В связи с этим трудно себе представить конституционно оформленный
85 Хрестоматия по истории государства и права России.
С. 297.
государственный организм без социальной части, внутренняя структура идеального варианта конституции должна содержать соответствующую социальную составляющую. Достойные условия жизнедеятельности человека, начиная с самого рождения и предусматривая все возможные сферы реализации потенциальной его активности, можно создать перманент-
ным конституционным воплощением идеи социального государства.
Указанные обстоятельства, на наш взгляд, послужили основой возникновения идеи социального государства, затем первых социальных законов, а позднее - появления идеи социального государства уже в конституционном аспекте.