Научная статья на тему 'Конституционно-правовые основы формирования социального государства в России'

Конституционно-правовые основы формирования социального государства в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1470
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / WELFARE STATE / КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION / СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ / SOCIAL JUSTICE / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА / SOCIAL RIGHTS / ДОСТОЙНАЯ ЖИЗНЬ / DECENT LIFE / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / LEGISLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Милосердов Алексей Сергеевич

Предмет исследования нормы конституционного права, регулирующие развитие социального государства в современной России и социальные права личности. Цель статьи научный анализ понятия социального государства, его содержания и особенностей с позиций конституционного права. Методологию статьи составили общенаучные методы анализа и синтеза, системный подход, формально-юридический метод. В работе раскрываются современные подходы к понятию социального государства. Показано содержательное наполнение конституционного положения о социальном государстве. Автор связывает конституционную природу социального государства с реализацией социальных прав личности, а также с понятием социальной справедливости. Реализация социальных прав личности сегодня закономерно выступает одним из важнейших ориентиров в процессе формирования социального государства.Сделан вывод, что реализация конституционного положения о социальном государстве требует целенаправленных усилий со стороны государства. Эти усилия подразумевают комплексный характер соответствующей деятельности, которая требует необходимого ресурсного обеспечения и нравственного наполнения. Сформулированы практические предложения, направленные на формирование социального государства в современной России. Выводы исследования могут быть использованы в процессе законотворческой деятельности, а также для совершенствования социальной политики современного Российского государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Subject of research the rules of constitutional law governing the development of the social state in modern Russia and social rights of the individual. The purpose of the article is scientific analysis of the concept of the welfare state, in both its content and features from the standpoint of constitutional law. The methodology of the article is made up of General scientific methods of analysis and synthesis, systematic approach, formal-legal method. This article deals with modern approaches to the concept of the welfare state. Shows the content of the constitutional provisions about the social state. The author connects the constitutional nature of the welfare state with social rights of the individual, and also with the concept of social justice. The implementation of social rights of the individual today natural is one of the most important landmarks in the process of formation of the social state. It is concluded that the implementation of the constitutional provisions about the social state requires purposeful effort on the part of the state. These efforts involve the complex nature of the activity, which requires necessary resource support and ethical content. Formulated practical proposals for the formation of the social state in modern Russia. The findings of the study can be used in the process of lawmaking, but also for improving social policy of the modern Russian state.

Текст научной работы на тему «Конституционно-правовые основы формирования социального государства в России»

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

Милосердое Алексей Сергеевич

доцент Международного юридического института, кандидат юридических наук E-mail: miloserdovas@rambler.ru

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИИ

Аннотация.

Предмет исследования — нормы конституционного права, регулирующие развитие социального государства в современной России и социальные права личности.

Цель статьи — научный анализ понятия социального государства, его содержания и особенностей с позиций конституционного права.

Методологию статьи составили общенаучные методы анализа и синтеза, системный подход, формально-юридический метод.

В работе раскрываются современные подходы к понятию социального государства. Показано содержательное наполнение конституционного положения о социальном государстве. Автор связывает конституционную природу социального государства с реализацией социальных прав личности, а также с понятием социальной справедливости. Реализация социальных прав личности сегодня закономерно выступает одним из важнейших ориентиров в процессе формирования социального государства.Сделан вывод, что реализация конституционного положения о социальном государстве требует целенаправленных усилий со стороны государства. Эти усилия подразумевают комплексный характер соответствующей деятельности, которая требует необходимого ресурсного обеспечения и нравственного наполнения. Сформулированы практические предложения, направленные на формирование социального государства в современной России.

Выводы исследования могут быть использованы в процессе законотворческой деятельности, а также для совершенствования социальной политики современного Российского государства.

Ключевые слова: социальное государство; Конституция Российской Федерации; социальная справедливость; социальные права; достойная жизнь; законодательство.

Abstract.

Subject of research — the rules of constitutional law governing the development of the social state in modern Russia and social rights of the individual.

The purpose of the article is scientific analysis of the concept of the welfare state, in both its content and features from the standpoint of constitutional law.

The methodology of the article is made up of General scientific methods of analysis and synthesis, systematic approach, formal-legal method.

This article deals with modern approaches to the concept of the welfare state. Shows the content of the constitutional provisions about the social state. The author connects the constitutional nature of the welfare state with social rights of the individual, and also with the concept of social justice. The implementation of social rights of the individual today natural is one of the most important

Mf Конституционно-правовые основы формирования социального государства в России

landmarks in the process of formation of the social state. It is concluded that the implementation of the constitutional provisions about the social state requires purposeful effort on the part of the state. These efforts involve the complex nature of the activity, which requires necessary resource support and ethical content. Formulated practical proposals for the formation of the social state in modern Russia.

The findings of the study can be used in the process of lawmaking, but also for improving social policy of the modern Russian state.

Key words: welfare state; the Constitution of the Russian Federation; social justice; social rights; decent life; legislation.

В современных условиях важное значение имеет социальная политика государства, которая в своих концептуальных положениях опирается на нормы действующей Конституции 1993 г. Разработка и реализация обоснованной и эффективной социальной политики выступает залогом сохранения социального благополучия населения, важным фактором внутриполитической стабильности и демократии. Как отмечают современные учёные, улучшение качества жизни наших граждан население страны рассматривает как важный индикатор успешности проводимых правительством реформ, как критерий верности избранного курса1.

Статья 7 Конституции Российской Федерации провозглашает нашу страну социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Как видно из этой статьи, социальное государство Основной закон связывает с правом на достойную жизнь. Понятие права на достойную жизнь является не новым, оно выдвигалось и разрабатывалось еще в начале ХХ века известным русским правоведом и общественным деятелем П. И. Новгородцевым2. Но и сегодня продолжаются споры о том, что такое достойная

жизнь, каковые её критерии в современной ситуации.

Понимание сущности и конституционно-правовой природы социального государства должно опираться, во-первых, на понятие справедливости в её правовом наполнении, во-вторых, на понятие социальных прав личности, в-третьих, на доктринальные интерпретации социальной функции государства. При этом представляется логичным вести анализ данных факторов, начиная с последнего из перечисленных.

Наличие у государства социальной функции в доктрине рассматривается в качестве дискуссионного вопроса. В то же время большинство исследователей признают факт наличия у современного государства самостоятельной социальной функции, что вытекает из природы современного государства, его места в регулировании существующей системы общественных отноше-ний3. Необходимость достижения социального компромисса и определяет содержание социальной функции государства в её широком понимании.

Отметим, что есть и иная позиция. Например, А.А.Клишас полагает, что нет необходимости выделять в качестве отдельной социальную функцию государства, так как

1 ДорскаяА.А.Улучшение качества жизни большинства членов общества как критерий результативности правовых реформ // Правозащитник. 2014. № 1. С. 2.

2 Звонарёв А. В. Развитие общественно-политических взглядов П. И. Новгородцева в конце 1917 — первой половине 1918 гг. // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Юридические науки». 2017. № 2. С. 21.

3 ПашенцевД.А.Социальная функция государства в современных условиях // Вестник Академии права и управления. 2017. № 3. С. 89.

все функции государства по своей природе являются социальными4.

По нашему мнению, процитированная выше ст. 7 Конституции Российской Федерации, провозглашая курс на формирование социального государства, исходит из наличия у государства социальной функции и, более того, закрепляет эту функцию в конституционно-правовом пространстве. В конституционном смысле именно наличие у государства социальной функции выступает условием и предпосылкой формирования социального государства.

Содержанием социальной функции государства будут выступать достижение социальной стабильности, сглаживание социальных противоречий, реализация социальных прав личности, достижение социальной справедливости. Социальное государство есть высшая и конечная цель реализации государством его социальной функции.

Социальная справедливость, которая лежит в основе социального государства, представляет собой не столько правовую, сколько нравственную категорию. Справедливость — это точка пересечения права и морали, которые, в свою очередь, представляют собой две взаимосвязанных стороны одного общего процесса регулирования социальных отношений. На тесную взаимосвязь права и морали указывал член-корреспондент РАН Г.В.Мальцев, полагавший, что и мораль, и право в основе своей представляют волевые акты5. Мораль, как и право, есть нормативно-регулятивная система. Справедливость, исходно выступавшая моральным понятием, глубоко проникла в право, превратившись в один из правовых принципов6.

В условиях социального государства справедливость подразумевает определённое выравнивание уровня жизни членов общества, чтобы достигнуть провозглашаемого

Конституцией права на достойную жизнь. Государство, ориентируясь на конституционные нормы, предпринимает усилия для того, чтобы осуществлять перераспределение доходов в обществе, сглаживая социальные противоречия, поднимая уровень жизни тем категориям населения, которые не в состоянии самостоятельно его обеспечить. Речь идёт о так называемых социально незащищенных слоях населения: пенсионерах, инвалидах, сиротах, многодетных семьях, одиноких матерях. Наиболее распространённый вариант такого перераспределения общественного дохода осуществляется в рамках системы налогообложения, что достигается с помощью прогрессивного подоходного налогообложения и конституционной обязанности каждого платить законно установленные налоги (ст. 57 Конституции Российской Федерации).

Анализ конституционных норм свидетельствует и о наличии иных аспектов, которые тесным образом связаны с вопросами социальной справедливости в их конституционно-правовой обусловленности. Например, Н. Е. Борисова поднимает вопрос о том, насколько соответствует принципам социального государства закреплённое Конституцией отнесение значительной части социальных вопросов к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (п. «ж» ст. 72)7. Речь идёт о таких аспектах, как координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение. Цитируемый автор обращает внимание на существующее и объективно обусловленное неравенство субъектов «в географическом, национальном, культурном, сырьевом, экономическом отношениях, а, следовательно, их различные возможности в финансовом обеспечении социальной политики соответствующе-

4 Клишас А. А. Социальное государство. М.: Международные отношения, 2017. С. 135.

5 Мальцев Г. В. Нравственные основания права. М., 2009. С. 67.

6 Пашенцев Д.А. Принцип справедливости и особенности его реализации в гражданском праве // Принципы права: сб. статей. М.: Русайнс, 2015. С. 102.

7 Борисова Н. Е. Понятие социального государства: актуализация развития // Социальное государство. М.: Русайнс, 2016. С. 39.

Конституционно-правовые основы формирования социального государства в России

дг

го региона»8. Итогом такой конституционной нормы является отсутствие социального равенства между жителями различных субъектов Российской Федерации, что явно противоречит принципу социальной справедливости.

Реализация социальной справедливости в контексте обеспечения права каждого на достойную жизнь предполагает изменение отношения к труду. Обязанность каждого трудиться, которая, к сожалению, отсутствует в действующей Российской Конституции, могла бы иметь глубокое нравственное значение и играть свою стимулирующую роль. Этот относится и к положению Всеобщей декларации прав человека о справедливом вознаграждении за труд, что предполагает установление минимальной оплаты труда не ниже прожиточного минимума9. В идеале работающий человек должен получать такую заработную плату, чтобы он мог самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни как себе, так и своей семье, включая детей.

Важнейшей конституционной категорией, которая опосредует сущность социального государства, выступают социальные права личности.

В современной научной литературе существует несколько основных классификаций прав человека. Одна из наиболее распространённых предполагает выделение трёх основных групп или категорий:

1) личные права человека, направленные на защиту его жизни, свободы, а также физической и моральной ценности личности;

2) гражданские и политические права;

3) экономические, социальные и культурные права10.

Социальные права личности получили отражение и закрепление в Конституции Российской Федерации. Отечественная Конституция в этом отношении практически

полностью соответствует общепризнанным положениям такого акта, как Всеобщая декларация прав человека. Указанный документ провозглашает: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой» (ст. 25).

Социальные права отличаются от иных категорий прав человека тем, что в наибольшей степени зависят от ресурсного обеспечения. Реализация социальных прав личности требует от государства, которое провозглашает себя социальным, существенных затрат на выплату пенсий и пособий, на создание необходимой инфраструктуры для инвалидов, обеспечение их занятости, на решение проблем материнства и детства. Только при условии достаточного финансирования социальной сферы можно говорить о возможности полноценной реализации социальных прав личности и формировании социального государства.

Следует учитывать, что к числу социально-экономических прав человека относятся не только названные выше права, имеющие непосредственное и конкретно выраженное социальное содержание. К ним также относятся право на образование, реализация которого предоставляет возможности для самостоятельного обеспечения своих потребностей, право на медицинское обслуживание, право на пользование достижени-

8 БорисоваН.Е.Указ. соч. С. 39-40.

9 Борисова Н. Е. Детский омбудсмен в системе защиты прав ребёнка // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Юридические науки». 2016. № 1. С. 14.

10 Мутагиров Д. З. Права и свободы человека. М.: Логос, 2006. С. 123-124.

ями культуры, право на охрану труда, право на охрану материнства и детства и другие11.

Реализация социальных прав личности сегодня закономерно выступает одним из важнейших ориентиров в процессе формирования социального государства. Социальные права личности, гарантированные Конституцией Российской Федерации, служат важнейшей целью общественного развития. Они являются не только правовой категорией, требующей закрепления в действующем законодательстве, но и нравственным началом, определяющим смысл всей деятельности государства в социальной сфере.

Таким образом, реализация конституционного положения о социальном государстве требует целенаправленных усилий со стороны государства. Эти усилия подразумевают комплексный характер соответствующей деятельности, которая требует соответствующего ресурсного обеспечения и нравственного наполнения. В практическом аспекте формирование социального государства в современной России может

осуществляться с учётом следующих рекомендаций:

1) принятие мер для выравнивания региональных расходов на социальную сферу, в том числе путём передачи ряда соответствующих полномочий на федеральный уровень;

2)внедрение механизмов перераспределения ресурсов в пользу социально незащищенных слоев населения за счёт введения системы прогрессивного подоходного налогообложения;

3) закрепление в конституционном праве обязанности всех трудоспособных граждан трудиться, которая имеет важное морально-нравственное значение;

4) повышение минимального размера заработной платы, который должен не просто превышать прожиточный минимум, но и обеспечивать возможности для достойного существования работающих лиц.

Библиографический список

1. Борисова, Н.Е.Понятие социального государства: актуализация развития // Социальное государство. М.: Русайнс, 2016.

2. Борисова, Н. Е. Детский омбудсмен в системе защиты прав ребёнка // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Юридические науки». 2016. № 1.

3. Дорская, А. А. Улучшение качества жизни большинства членов общества как критерий результативности правовых реформ // Правозащитник. 2014. № 1.

4. Звонарёв, А. В. Развитие общественно-политических взглядов П. И. Новгородцева в конце 1917 — первой половине 1918 гг. // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Юридические науки». 2017. № 2.

5. Клишас, А. А. Социальное государство. М.: Международные отношения, 2017.

6. Мальцев, Г. В. Нравственные основания права. 2-е изд. М.: Изд-во СГУ, 2009.

7. Мутагиров, Д. З. Права и свободы человека. М.: Логос, 2006.

8. Пашенцев, Д.А. Социальная функция государства в современных условиях // Вестник Академии права и управления. 2017. № 3.

9. Пашенцев, Д. А. Принцип справедливости и особенности его реализации в гражданском праве // Принципы права: сб. статей. М.: Русайнс, 2015.

11 КлишасА.А.Указ. соч. С. 139.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.