УДК 316.3:342
В.И. ЖУРАВЛЕВ
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Раскрывается исторический опыт формирования социального государства, а именно причины возникновения идеи социального государства, комплекс проблем, для решения которого появилась данная идея. Установлены факторы и условия, благодаря которым данная идея начала постепенно находить организационно-практическое, нормативное и особенно конституционное выражение. Автор раскрывает конституционные аспекты социального государства, анализируя законодательные документы в период с конца XIX до середины XX в.
Ключевые слова: социальное государство, социалистическое государство, конституция, конституционное законодательство, социализация законодательства.
The article expands the historical experience of forming of the social state, specifically the reasons of social state formation, the complex ofproblems, factors and conditions by which this idea can have organizational, practical and constitutional usage. The author explains constitutional aspects of social state by analyzing the law documentation starting from XIX century to the midXX century.
Key words: social state, socialistic state, constitution, constitutional law, law socialization.
Теоретико-правовая идея социального государства имеет долгую и сложную историю. С.В. Калашников утверждает, что «социальное государство формируется на определенном историческом этапе эволюции общества, когда возникают соответствующие политические и социально-экономические условия. Однако общепризнанного конкретизированного перечня данных условий, а тем более их анализа и предпосылок нет» [13, с. 5]. В связи с этим в исследовательских целях необходимо выявить причины возникновения идеи социального государства, а также комплекс проблем, для решения которого появилась данная идея, установить факторы и условия, бла-
© Журавлев В.И., 2013
годаря которым данная идея начала постепенно находить организационно-практическое, нормативное и особенно конституционное выражение.
А.Э. Евстратов к факторам, вызвавшим феномен социального государства, относит: а) превращение рабочего класса в главный класс - производитель, рост его квалификации и образовательного уровня; б) рост организованного рабочего движения в странах капитала; существование социалистических стран, оказывавших постоянное воздействие на капиталистический мир; в) ускорение научно-технического прогресса и значительное повышение производительности труда; г) выдвижение на первый план задач государственного регулирования экономических и социальных про-
цессов во имя социально-политической стабилизации общества [5, с. 9].
Ниже представлена наша собственная позиция в отношении установления факторов, породивших появление идеи социального государства в конституционном законодательстве. Но вначале надо отметить, что в данной статье рассматриваются первоначальные нормативно-правовые акты социальной направленности, первая идея, аргументирующая необходимость появления социального государства, а также в рамках рассмотрения конституционных предпосылок истории социального государства представляются первые нормативные элементы социальной направленности, получившие конституционное воплощение. Следует добавить, что вышеуказанные ракурсы исторического рассмотрения феномена социального государства мы проанализировали на отдельном примере России, а также некоторых других зарубежных государств, имеющих особенности становления социального государства. Здесь выражен явный плюрализм мнений по исследуемой проблеме.
Наше видение причин конституционного воплощения идеи социального государства заключается в следующих обстоятельствах. Во-первых, стремление правящей элиты сохранить социальную стабильность, социальный порядок, не допустить стихийного и, следовательно, неконтролируемого сценария государственно-правового развития. Элементарное воспроизведение в данной статье проблематики внешнего проявления недовольства рабочей части населения, выражающегося в активной стачечной борьбе, свидетельствует о том, что неадекватное реагирование правящей политической элиты
на текущее социально-экономическое положение в части улучшения всеобщих трудовых условий, а также других социальных гарантий привело бы к росту социально-политической напряженности в рассматриваемых государствах, что, в свою очередь, потенциально могло бы привести к революционному развитию сложившейся общественно-политической обстановки.
Л.Н. Кочеткова по этому поводу отмечает: «Теория социального государства в момент своего первоначального оформления представляла собой ... некий "третий путь" между крайностями либерального индивидуализма и опасностями революционного социализма, делая главный упор на устранение противоречий за счет усилий государства с целью сохранения самого общества» [18, с. 55].
Примерно аналогичного мнения придерживаются Р.А. Ромашова и Н.С. Нижник, которые считают, что «появление социального законодательства не было самоцелью зарождающейся социальной политики государств того времени. Социальные акты принимались вследствие многочисленных забастовок, манифестаций» [3, с. 266]. В ситуации социального напряжения правящая элита вынуждена была кардинально изменить государственную политику, улучшив определенным образом принятием социальных законов положение населения в аспекте социальной защищенности от комплекса соответствующих социальных рисков.
Следует подчеркнуть, что первоначальная практика принятия социальных законов зарождается с начала XIX в., а с особой интенсивностью -во второй половине XIX в. В иссле-
дуемый период в России были приняты следующие нормативные акты в социальной области: закон от 6 июня 1882 г. «О малолетних, работающих на заводах, фабриках и мануфактурах», частично регламентировавший труд малолетних (он определил продолжительность рабочего дня, запретил работу в ночную смену малолетних, не достигших 12-летнего возраста) [9, с. 213]; закон от 3 июня 1885 г. «О воспрещении ночной работы несовершеннолетним и женщинам на фабриках, заводах и мануфактурах», который воспрещал ночную работу подростков до 17 лет и женщин на хлопчатобумажных, полотняных и шерстяных фабриках [36]. Вскоре данные законы с определенными корректировками были объединены в единый закон «Об изменении постановлений о работе малолетних, подростков и лиц женского пола на фабриках, заводах и мануфактурах и о распределении правил о работе и обучении малолетних на ремесленные заведения», утвержденный 24 апреля 1890 г. [36].
В 1886 г. под влиянием Морозов-ской стачки принимаются «Правила о надзоре за заведениями фабричной промышленности и о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих» [37], которые в определенной мере регламентировали взимание штрафов, определяли их размер. 2 июня 1897 г. был принят закон «О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской промышленности» [37]. Нормы закона определяли максимально допустимое рабочее время в 11,5 часов, а накануне праздников и в ночной смене - 10 часов [2, с. 306]. По словам А.Т. Сте-панищева, «большинству стран такой закон еще даже и не снился, несмотря
на более длительное развитие у них промышленности и гораздо большую численность рабочего класса» [30, с. 590].
Первый общероссийский закон, который фактически вводил в России обязательное страхование рабочих, был принят только 2 июня 1903 г. и назывался «О вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств, в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности» [6, с. 81]. Государственной Думой 23 июня 1912 г. был принят пакет законодательных актов по обязательному государственному социальному страхованию, включавший следующие законы: «О страховании рабочих от несчастных случаев», «Об обеспечении рабочих на случай болезни», «Положение о Присутствиях по делам страхования рабочих», «Положение о Совете по делам страхования рабочих» [24, с. 171]. Следует учесть замечание З.М. Чер-ниловского, полагавшего, что на социальные законы «согласились не только потому, что не было иного выхода, но еще и потому, что половина и даже большая часть расходов, вызванных уплатой пособий, возлагались на самих застрахованных» [35, с. 419].
Нормативно-правовые мероприятия аналогичной направленности наблюдались в указанный период в Соединенном Королевстве, Германии, США, во Франции и ряде других стран. Так, 29 августа 1833 г. в Соединенном Королевстве принимается «Акт, регулирующий труд детей и подростков на фабриках Соединенного Королевства» [4, с. 610]. В 1834 г. был принят новый закон о бедных, в соответствии с которым все виды пособий были заменены
помещением бедняков и безработных в специально построенные работные дома, бытовые условия в которых носили бесчеловечный характер [25, с. 35]. В 1883 г. издается закон, согласно которому в текстильной промышленности ночной труд детей запрещался, рабочий день для подростка от 9 до 13 лет не мог превышать 8 часов, а для подростков до 18 лет - 12 часов [8, с. 569].
Во Франции забастовки стали легальными в 1864 г., профсоюзы - в 1884 г. 15 июля 1893 г. был принят закон о бесплатной медицинской помощи, 8 апреля 1898 г. - закон о несчастных случаях на производстве. В 1881 г. принимаются знаменитые «школьные законы». По этим законам школа была отделена от церкви, образование стало светским. Обучение становилось обязательным для всех детей до 13 лет и бесплатным, т.е. доступным и для детей из бедных семей. Чуть позже, а именно 14 июля 1905 г., был принят закон об оказании государственной помощи старикам, немощным и неизлечимо больным, в 1906 г. - законы об установлении еженедельного отдыха работников, в 1910 г. - закон о пенсиях для рабочих и крестьян (не с 70 лет, как в Германии и Англии, а с 65 лет) [28, с. 33, 149].
В Германии 15 июня 1883 г. приняли закон о страховании рабочих в случае болезни [32, с. 275-278], а 6 июля 1884 г. - закон о страховании при несчастных случаях [32, с. 278-280], 22 июня 1889 г. - закон о страховании на случай инвалидности и старости [32, с. 280].
В Германии периода Веймарской республики был принят ряд нормативных актов в сфере трудового и социального законодательства, среди которых можно отметить следующие: указ
о коллективных договорах, комитетах рабочих и служащих и разрешении трудовых споров от 23 декабря 1918 г.; распоряжение о регулировании времени работы индустриальных рабочих от 23 ноября 1918 г. [32, с. 439], в котором немногим более одного года после постановления советского правительства «О восьмичасовом рабочем дне, продолжительности и распределении рабочего времени» от 29 октября 1917 г. было закреплено положение о восьмичасовом рабочем дне; закон о производственных советах от 4 февраля 1920 г.; указ о попечении безработных от 13 ноября 1918 г. [32, с. 441].
К началу 1930-х гг. производство в США снизилось наполовину, национальный доход - на 48%, обанкротилось 40% банков, безработица достигла небывалого в истории этой страны размаха - безработным оказался каждый четвертый рабочий и служащий [4, с. 601]. А по данным Американской федерации труда, в 1932 г. полностью занятыми остались только 10% рабочих [12, с. 153].
Н.А. Крашенинникова пишет, что «при отсутствии государственной системы социальной защиты жертв ... кризис ... привел к невиданным ранее в США выступлениям рабочих» [8, с. 21211]. В этих условиях Президент США Ф.Д. Рузвельт при поддержке своих ближайших советников, получивших название «мозговой трест», объявил политику социально-политических реформ - «Новый курс». Смысл данного курса был раскрыт Ф.Д. Рузвельтом в речи перед избирателями: введение элементов экономического планирования в целях «более справедливого распределения богатств и товаров и приспособления существенных элементов экономической организации к нуждам
народа» [21, с. 340]. В.Л. Мальков отмечает, что «важнейшим фактором, вынудившим рузвельтовскую администрацию ... прибегать к социальному маневрированию, был подъем массовой борьбы трудящихся ... Все планы правительства были нацелены на то, чтобы избежать стихийного взрыва всеобщего возмущения, которое могло принять форму революционного действия против самих устоев существующего строя» [12, с. 254]. Новая администрация инициировала ряд мероприятий, направленных на улучшение сложившейся кризисной ситуации. 12 мая 1933 г. принимается закон по борьбе с безработицей, на реализацию которого сразу выделялось 500 млн долларов на помощь безработным [27, с. 116]. Правительство организовало систему лесных молодежных лагерей на срок до 6 месяцев с гарантированной оплатой в 30 долларов, через которые смогли пройти до 2 млн человек в возрасте до 25 лет, что послужило быстрому снятию напряженности с занятостью в городах [21, с. 223]. Законом об оздоровлении национальной промышленности, поощрении здоровой конкуренции, организации полезных общественных работ и достижении некоторых других целей от 16 июля 1933 г. [32, с. 305-307] вся экономика была поделена на 17 групп. Их деятельность регулировалась специальными законами - так называемыми кодексами честной конкуренции, в которых были даны квоты на выпуск продукции, распределялись рынки сбыта, уточнялись условия кредитования и цены на продукцию, устанавливались продолжительность рабочего времени и размеры заработной платы. Например, в соответствии с Кодексом справедливой конкуренции для хлопчато-
бумажной текстильной промышленности от 17 июля 1933 г. [32, с. 307-308] на текстильных фабриках - 12 долларов в неделю в южном поясе и 13 долларов в северном поясе за 40 часов работы. По закону о трудовых отношениях 1935 г. (закон Вагнера) была впервые осуществлена легализация деятельности профсоюзов на общефедеральном уровне [4, с. 603]. Законом о страховании от 17 августа 1935 года вводились - впервые в США - пособия по безработице и пенсия по старости [21, с. 343]. Социальная политика «Нового курса», по мнению Н.В. Сивачева, ориентировалась на то, чтобы удержать население «в рамках несколько подновленных традиционных ценностей, не давая им увлечься революционными идеями» [12, с. 227].
Итак, первые нормативно-правовые акты социальной направленности появились вследствие соответствующих обстоятельств, определенный срез характера которых мы обозначили ранее. Теперь остается подкрепить сформулированное положение определенными статистическими выкладками, сигнализирующими умонастроения широких слоев населения. Последнее, на наш взгляд, имело большое значение в мотивационной конфигурации правящей элиты в период возникновения нормативно-правовой, в общем, и конституционно-правовой баз, в частности, идеи социального государства. Приведем сугубо фактический материал, свидетельствующий о первом обстоятельстве социализации законодательства.
Итак, оперируя в фактологической плоскости в рамках трех лет в России -с 1878 по 1881 г., было зафиксировано 29 выступлений, в которых приня-
ло участие почти 35 тыс. человек [20, с. 23]. А в пятилетний период с 1881 по 1886 г. отмечено 87 стачек, участниками которых стали 75 тыс. текстильщиков [26, с. 364]. В 1910 г. в России число стачек равнялось 47 тыс., в 1911 г. -105 тыс., после трагических Ленских событий в 1912 г. бастовало 400 тыс. чел. [7, с. 114]. Если в 1915 г. бастовала 571 тыс. рабочих, то в 1916 г. вследствие неурожая - 1 млн 172 тыс. [34, с. 410].
Аналогичные народные выступления недовольного характера произошли в ряде других стран. К примеру, в 1871-1879 гг. в Англии было 2352 стачки. Крупной, в количестве 300 тыс. стачечников, в 1878 г. стала стачка рабочих хлопчатобумажной промышленности [31, с. 13]. Возмущение рабочих во Франции выражалось, в том числе, и в стачечном движении. Так, с 1874 по 1887 г. здесь произошло 1,073 тыс. стачек [1, с. 163]. В 1884 г., с 21 февраля по 18 апреля, продолжалась одна из крупнейших в то время стачек шахтеров бассейна Анзен, охватившая более 10 тыс. рабочих, а если учесть все предприятия, то бастующих было свыше 50 тыс. человек. За первые шесть лет XX в. во Франции в стачечном движении приняли участие 180 тыс. человек, а в 1906 г. произошло 1,309 тыс. стачек, охвативших 438 466 человек. В 1916 г. произошло уже 314 стачек, в которых участвовало 41 409 человек, а в 1917 г. бастовало 293,81 тыс. человек [1, с. 185, 348, 447, 454]. В США в 1931 г. число стачечников в США увеличилось до 342 тыс. Примерно на этом же уровне (324 тыс.) оно оставалось и в 1932 г. В 1933 г. в США бастовало свыше 1 млн человек, а в 1934 г. число участников забастовочного движения перевалило за 1,5 млн [12, с. 164, 254].
Подобные социальные волнения не могли не найти созвучного восприятия и в определенной степени адекватной реакции со стороны политических кругов, занимающих господствующие позиции в государственной власти.
Во-вторых, к обстоятельству социализации законодательства относится научно-технический прогресс и связанный с ним промышленный переворот, которые произвели кардинальные изменения в производственном процессе. Внедрение инновационных методов производства способствовало стремительному росту безработного населения в городах в условиях отсутствия социального законодательства. XIX в. был воплощением неслыханного технического прогресса: произошла замена мануфактурного производства на промышленное, фабричное. Известный отечественный ученый С.С. Алексеев отмечает, что объективными предпосылками идеи социального государства являются «гигантский научно-технический прогресс, переход общества от традиционных к либеральным цивилизациям, потребовавшие гуманистического содержания либерализма, обеспечения достойного уровня жизни людей, выработки форм социальной, в том числе государственной деятельности, направленной на общественное служение» [17, с. 90]. Научно-технический прогресс посодействовал повсеместному зарождению фабрично-заводского производства, объединявшего в помещении одной производственной единицы множество рабочих, вынужденных осуществлять трудовую деятельность более 8 часов в день при отсутствии условий гигиены труда, не застрахованных от целой группы соци-
альных рисков: производственного травматизма, безработицы, достижения предельного возраста, после которого осуществление трудовой деятельности не представляется возможным, и ряда других.
Наконец, в-третьих, появление первичного социального законодательства обязано обстоятельству зарождения организованной формы выражения социально-рабочего протеста против невыносимых условий труда. Так, во второй половине XIX в. в России, Англии, Франции, США, Германии и других странах активизировалось интенсивное повсеместное создание различной степени сплоченности организаций рабочих, что можно подтвердить фактическим материалом. В 1875 г. в Одессе создается Южнороссийский союз рабочих [10, с. 237], а в 1878 г. в Петербурге возникает Северный союз русских рабочих [38].
В феврале 1834 г. в Англии учреждается Великий национальный союз профессий, в который вошло около 500 тыс. рабочих, однако просуществовавший недолгий период (февраль -август 1834 г.), а в 1840 г. создается первая в мировой истории самостоятельная рабочая партия - Национальная чартистская партия [25, с. 31, 41].
В 1875 г. была создана Социал-демократическая партия Германии (СДПГ) [22, с. 28], отстаивавшая интересы рабочего класса.
В 1879 г. основывается Рабочая партия - первая в истории Франции политическая партия рабочего класса, стремившаяся к свержению капитализма и созданию социалистического общества [28, с. 20].
В декабре 1886 г. в США была образована Американская федерация труда [11, с. 67], в Чикаго 27 июня 1905 г. соз-
дана организация под названием «Индустриальные рабочие мира». В 1901 г. в Индианаполисе была создана Социалистическая партия Америки [11, с. 197, 213].
У.А. Старшова, выделяя основные факторы возникновения социального государства, отмечает, что «...это деятельность различных политических сил, прежде всего социал-реформистских, которые последовательно выступили за воплощение идей социального государства» [29, с. 10]. Можно привести весьма емкий перечень подобных организаций, выражавших интересы трудящихся и созданных в XIX - начале XX в., однако следует признать, что организационные единицы рабочих и трудящихся, объединенных общностью целевых установок, создали условия для коллективного маневрирования и последовательного отстаивания собственных, но справедливо обоснованных требований улучшения жизненных и трудовых условий. Соответствующие изменения самосознания рабочих в комплекте с обозначенными обстоятельствами обусловили организованное выражение деятельной активности рабочей части населения, лишенной элементарных условий достойной жизнедеятельности.
Далее необходимо остановиться на родоначальнике идеи социального государства, в трудах которого исследуемое явление впервые нашло теоретическое обоснование. Теория социального государства была выработана немецким ученым Лоренцом фон Штейном. По мнению Л.Н. Кочетковой, «именно ему (Лоренцу фон Штейну) принадлежит научный приоритет в разработке теоретической концепции, содержащей новаторские для своего вре-
мени идеи о новой роли государства» [18, с. 39]. В свою очередь, А.Э. Евстра-тов также отмечает, что «многочисленные работы по теории социального государства обращаются к творчеству такого известного немецкого философа, политика и государствоведа XIX века, как Лоренц фон Штейн, признаваемого отцом-создателем идеи и понятия социального государства» [5, с. 3].
Лоренц фон Штейн в своем произведении прямо ставит весьма злободневный для своего времени вопрос: «Как бескапитальный труд может достигнуть хозяйственной самостоятельности посредством приобретения капитала?». Лоренц фон Штейн настаивает на создании условий, позволяющих каждому человеку обеспечивать собственное благосостояние. Под этими условиями он понимает «не духовное или хозяйственное богатство как таковое, а именно живое и свободное движение [межклассовое движение], которое делает это богатство достижимым для каждого человека» [18, с. 49-50]. Здесь Лоренц фон Штейн выдвигает необходимую и весьма конструктивную мысль о создании в рамках государственно-организованного общества условий, обеспечивающих эффективную социальную мобильность граждан, механизм социальных лифтов, движение в рамках которых возможно достичь трудовыми усилиями отдельного человека, что весьма актуально для современной России [23]. Причем ответственность за учреждение данных условий возлагается на государство, которое собственными усилиями должно осуществить новую, не присущую ему ранее миссию.
Раскрывая понятие социального государства, Лоренц фон Штейн сформулировал, что «государство обязано
поддерживать абсолютное равенство в правах для всех различных общественных классов, для отдельной самоопределяющейся личности благодаря своей власти. Государство обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо, в конечном счете, развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве» [19, с. 82]. Здесь утверждается, что только стремление к всеобщему развитию всех граждан приведет в результате к развитию самого государства.
Подробнее раскроем начальную стадию конституционной истории нормативно-правовой социализации. Впервые конституционное воплощение идея социального государства нашла лишь в 1949 г. в Конституции Германии, но до указанной даты конституционное выражение получили отдельные нормативно-правовые элементы социальной направленности. Так, еще в Конституции Франции от 3 сентября 1791 г., первой в истории Франции, а также впервые закрепившей конституционную монархию во Франции, в разделе 1 было закреплено: «Будет обеспечено и организовано народное образование для всех граждан, бесплатное в части, необходимой для всех людей...» [14, с. 95]. В период чрезвычайного режима революционной диктатуры якобинцев 24 июня 1793 г. была принята новая Конституция Франции, провозгласившая первую республику в этой стране. В Декларацию прав человека и гражданина, входившую в состав Конституции Франции от 24 июня 1793 г., был включен ряд социальных норм, которым не суждено было осуществиться в реальности. В статье 21 Декларации прав человека и граж-
данина устанавливалось: «Общественное призрение есть священный долг. Общество обязано давать пропитание неимущим, как приискивая им работу, так и обеспечивая средства существования лицам, не способным к труду» [15, с. 112].
Эти конституционные положения социального характера были новаторскими для своего времени. Впервые на конституционном уровне оформились в Конституции Франции, хотя и в усеченном виде, элементы теоретико-правовой идеи социального государства. Никогда ранее конституционные акты не содержали в себе в таком объеме социальную нормативную составляющую. Впервые на самом высшем нормативном уровне была провозглашена ценность общественного призрения, устанавливались определенные контуры государственной политики в сфере занятости. С этого момента началась конституционная история нормативных элементов теоретико-правовой идеи социального государства, а само непосредственное провозглашение определенной страны социальным государством датируется 1949 г. Эту миссию на себя взяла Конституция Германии.
В статье 13 Конституции Франции от 4 ноября 1848 г. закреплялись положения о «свободе труда и промышленности», в целях реализации данной свободы Конституция предусматривала «безвозмездное первоначальное обучение, средства к профессиональному образованию», «равенство в отношениях хозяина и рабочего», «общественные работы, предназначенные доставлять безработным занятие». Данная Конституция также содержала норму об оказании помощи «покинутым детям, калекам и старцам, не име-
ющим ни средств к существованию, ни родни, которая могла бы их содержать» [16, с. 134].
Как отмечает О.А. Жидкова, «Конституция Мексики раньше, чем это имело место даже в развитых странах Запада, признала важные социальные права трудящихся». Кроме того, сказано, что данная Конституция «отступает ... от традиционных идей индивидуализма. В ней делается упор на "социальную справедливость", на "гармонию частных и общественных интересов"» [8, с. 484-485].
В Веймаре 11 августа 1919 г. под влиянием социалистов была составлена и принята учредительным собранием Конституция федеральной республики. В части второй данной Конституции имелась глава «Хозяйственная жизнь», которая содержала инновационные элементы социального характера, прежде всего право на достойное человека существование. В статье 151 Веймарской Конституции 1919 г. было записано: «Строй хозяйственной жизни должен соответствовать началам справедливости, имея целью гарантировать для всех достойное человека существование...» [32, с. 340]. Данное принципиальное положение дополняется еще одним важным требованием: «Собственность обязывает. Пользование ею должно быть в то же время служением общему благу» [32, с. 340] (статья 153). По мнению Н.А. Краше-нинниковой, декларативные положения данной главы Конституции для проведения в жизнь «нуждались в конкретных социальных программах.» [8, с. 316]. Продолжая свою мысль, она пишет, что «для их осуществления в Веймарской Германии не было соответствующих условий, необходимой экономической базы, должного уров-
ня общественного сознания, а главное, политической стабильности» [8, с. 316].
Первая Конституция социалистического толка появилась в России (Российской Социалистической Федеративной Советской Республике) 10 июля 1918 г. Данный нормативный акт содержал солидную социальную составляющую по широкому кругу вопросов и представлял собой уникальный для своего периода документ. Так, Конституция РСФСР 1918 г. в главе пятой раздела второго части 10 провозглашала, что «Российская Республика есть свободное социалистическое общество всех трудящихся России» [33, с. 290]. Конституция РСФСР включала следующий важный блок социальных положений: ставилась задача «предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее и бесплатное образование» (часть 17); труд признавался «обязанностью всех граждан Республики», подкрепив последнее соответствующим лозунгом: «Не трудящийся да не ест» (статья 18); признавалось равенство граждан независимо от расовой и национальной принадлежности (часть 22).
Активное и пассивное избирательное право предоставлялось трудящимся гражданам РСФСР независимо от вероисповедания, национальности, оседлости, пола (часть 64) [33, с. 291-292, 297].
Однако существуют серьезные различительные особенности между социальным государством и социалистическим государством. Данные различия не позволяют нам отнести социалистическое государство к социальному государству с точки зрения современного понимания последнего в разрезе генеральных ценностей основ
конституционного строя Российской Федерации.
В заключение необходимо отметить, что социализация текущего законодательства, а также социализация конституционного текста суть явления в государственно-правовой сфере необходимые и неизбежные, поскольку основные конституционные ценности - демократия, правовое государство, принцип разделения властей, народ как источник суверенитета, многообразие и равноправие форм собственности, свобода экономической деятельности, признание местного самоуправления, идеологическое многообразие и политический плюрализм, неотъемлемые основы правового положения личности и многие другие - не решали вопросы бедности значительной части населения, тяжелых условий труда, безработицы, низкого размера оплаты труда, возможных случайных рисков болезни и трудового увечья, неминуемого достижения людьми пенсионного возраста, после чего трудовая деятельность чисто физически не представляется возможной, что приводит к утрате жизненно необходимого заработка, а также появлению многих других неизбежных проблем, вытекающих из сути человеческой природы и сообщества людей, организованных на государственных началах. В противном случае продолжительная социальная незащищенность большей части населения государства в вышеперечисленных аспектах жизни приведет к росту недовольства среди них, что влечет за собой дестабилизацию общественно-политической обстановки в государстве.
Таким образом, социализация конституционного материала суть объективная тенденция развития миро-
вого конституционализма, поскольку конституция юридически закрепляет важнейшие устои государственной и общественной жизни. В связи с этим трудно себе представить конституционно оформленный государственный организм без социальной составляющей, внутренняя структура идеального варианта конституции должна содержать соответствующую социальную составляющую.
Достойные условия жизнедеятельности человека, начиная с самого его
рождения и предусматривая все возможные сферы реализации потенциальной его активности, можно создать перманентным конституционным воплощением идеи социального государства.
Указанные обстоятельства, на наш взгляд, послужили основой возникновения идеи социального государства, затем первых социальных законов, а позднее - появления идеи социального государства уже в конституционном аспекте.
ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
1. Антюхина-Московченко В.И. Третья республика во Франции. 1870-1918. М.: Мысль, 1986. С. 163.
2. Воронкова С.В., Цимбаев Н.И. История России 1801-1917: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2007.
3. Государство, общество, личность: проблемы совместимости/под общ. ред. Р.А. Ромашова, Н.С. Нижник. М.: Юристъ, 2005.
4. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: учеб. для вузов. М.: Норма, 2004.
5. Евстратов А.Э. Генезис идеи социального государства: историко-теоретические пробле-мы:автореф. дис.... канд. юрид. наук. Омск, 2005.
6. Ермаков Д.Н. Социальное страхование в Российской империи // Правовая политика и правовая жизнь. 2011. № 2. С. 81.
7. Жарова Л.Н., Мишина И.А. История Отечества. 1900-1940. СПб.: СМИОПресс, 1998.
8. История государства и права зарубежных стран: учеб. для вузов: в 2 ч. Ч. 2/под ред. О.А. Жидкова и Н.А. Крашенинниковой. 2-е изд., стер. М.: Норма, 2002.
9. История государства и права России: учеб. / под ред. Ю.П. Титова. М.: ООО «ТК Велби», 2003. С. 213.
10. История России XIX - начала XX в. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2008.536 с.
11. История США: в 4 т. Т. 2: 1877-1918/ отв. ред. Г.П. Куропятник. М.: Наука, 1985.
12. История США: в 4 т. Т. 3: 1918-1945/ отв. ред. Г.Н. Севостьянов. М.: Наука, 1985.
13. Калашников С.В. Социальная политика социального государства: эволюция теории и
практики: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М, 2003.
14. Конституция Франции от 3 сен. 1791 г. // Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права. Т. 2.
15. Конституция Франции от 24 июня 1793 г. //Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права. Т. 2.
16. Конституция Франции от 4 ноября 1848 г. //Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права. Т. 2.
17. Кочетков В. Конституционные проблемы социального государства // Федерализм. 2011. № 2. С. 90.
18. Кочеткова Л.Н. Теория и практика социального государства: социально-философский анализ: дис. ... д-ра филос. наук. М, 2010.
19. Милецкий В.П. Социальное государство: эволюция идей, сущность и перспективы становления в современной России // Политические процессы в России в сравнительном измерении. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1997.
20. Морозовская стачка. 1885-1935: сб. ст., документов и воспоминаний. М.: Московский рабочий, 1935. С. 23.
21. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права: учеб.: в 2 т. Т. 2. М.: ТОН-ПРИОР, 1999.
22. Патрушев А.И. Германия в XX веке: учеб. пособие. М.: Дрофа, 2004. С. 28.
23. Путин В.В. Строительство справедливости. Социальная политика для России // Комсомольская правда. 2012. 13 фев.
24. Право социального обеспечения России: учеб./отв. ред. К.Н. Гусов. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Проспект, 2008.
25. Рабочее движение Великобритании. XIX-XX вв./отв. ред. Б.А. Рожков. М.: Наука, 1979.
26. Рабочий класс России от зарождения до начала XX в. М.: Наука, 1989.
27. Рамазанов А.Х., Халифаева А.К. История государства и права зарубежных стран: краткий курс лекций. М.: Юристъ, 2004.
28. Смирнов В.П. Франция в ХХ веке: пособие для студ. вузов. М.: Дрофа, 2001.
29. Старшова У.А. Конституционные основы социального государства в Российской Федерации: дис.... канд. юрид. наук. Саратов, 2004.
30. Степанищев А.Т. История России:учеб. минимум для абитуриентов: учеб. пособие. М.: Высш. шк, 2008.
31. Туполева Л.Ф. Социалистическое движение в Англии в 80-е годы XX в. М.: Наука, 1973. С. 13.
32. Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права. Т. 2 / под ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. М.: Юристъ, 2003.
33. Хрестоматия по истории государства и права России:учеб. пособие/сост. Ю.П. Титов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Проспект, 2005.
34. Цимбаев Н.И. История России XIX -начала XX вв. М.: Филол. общество «СЛОВО»; Эксмо, 2004. С. 410.
35. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М, 1995.
36. Трудовое законодательство в России в XIX веке. URL: http://unionalls.ru (дата обращения: 10.01.2012).
37. URL: http://www.lomonosov-fund.ru/ enc/ru/encyclopedia:0134420 (дата обращения: 19.11.2013).
38. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ bse/130903/Северный (дата обращения: 22.022012).
УДК 332.012.2
В.П. СЕРГЕЕВ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА
Рассмотрены проблемы формирования социального государства в контексте реализации приоритетных направлений государственной социальной политики, направленной на защиту социальных прав населения. На основе анализа проблемы выделяются три модели участия государства в решении задач защиты социальных прав населения.
Ключевые слова: социальное государство, социальная политика государства, защита социальных прав населения, угрозы социальному самочувствию человека.
This article reviews the problematic of social state formation in the context of realization of priority directions of national policy of social protection. Basing on the analyses of the problem author offers three models, which can be used by the state to result the problems of social rights protection of the population.
Key words: social state, social policy, protection of social rights, threats to social climate.
Социальная сторона жизнедеятельности человека, государства и обще-
© Сергеев В.П., 2013
ства - это совокупность необходимых и достаточных условий существования человека как биологического и общественного существа. К таким условиям