Научная статья на тему 'Конституционная модель формы российского государства'

Конституционная модель формы российского государства Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1395
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конституционная модель формы российского государства»

между объективной необходимостью повышения уровня готовности курсантов к профессиональной деятельности в вузах ГПС МЧС России и недостаточным научным обоснованием организационно-педагогических условий, необходимых для этого;

между образовательными потребностями курсантов, обусловливающими их физическую и интеллектуальную активность в процессе обучения, и недостаточными возможностями удовлетворения этих потребностей непосредственно в учебной деятельности, с использованием средств физической подготовки.

Список использованной литературы

1. Болотин А.Э., Требования, предъявляемые к профессиональной подготовленности специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях / А.Э. Болотин, В.С. Васильева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013.

2. Аганов С.С., Концепция и технология развития физической культуры обучающихся в вузах ГПС МЧС России: автореф. дисс...д.пед.н. - СПб.: Изд-во СПб ИГПС МЧС России, 2008.

3. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов / В.П. Беспалько, Ю.Г. Татур. - М.: Высш. шк. 1989. - 141 с.

4. Узун Л.С. Теория и практика профессиональной подготовки курсантов вузов МВД России к действиям в экстремальных ситуациях: дисс... д.пед.н. - 2000. - 355 с.

КОНСТИТУЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ФОРМЫ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

Н.М. Дудин, старший преподаватель, к.п.н.

Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Произошедшие стихийные манифестации в странах севера Африки и Ближнего Востока (Тунис, Египет, Бахрейн, Ливия, Сирия) со всей очевидностью подтверждают концептуальные аспекты политической системы общества: форма правления, государственный (политический) режим - являются важнейшими составными частями формы любого государства; их сущность и содержание позволяют провести значимую грань между политико-правовыми системами различных государств мира.

Так, например, демократический режим основывается на принципах народовластия, свободы и равенства граждан. Уроки истории объективно доказали, что такой режим наиболее благоприятен для стабильного и

поступательного развития государства (подтверждением сказанного может служить история развития и современное состояние таких государств, как: США, Франции, Германии, Великобритании, других стран Европейского союза, да и Юго-Восточной Азии). Его общая характеристика: отношения гражданина и государства носят в основном экономический характер, поскольку человек, обладающий собственностью, становится политически самостоятельным; осуществление государственного управления производится на основе принципа разделения властей; система «сдержек и противовесов» способствует уменьшению возможностей для злоупотребления властью; равноправие граждан, гарантированность их прав и свобод; законность и правопорядок [1].

На этой основе весьма любопытен пример России. По форме правления Россия представляет собой смешанную республику, где институты, образующие все три ветви власти, пока несовершенны, а взаимоотношения законодательной и исполнительной властей не сбалансированы и находятся в прямой зависимости от расстановки политических сил (наглядным подтверждением сказанного, являются результаты выборов в представительные органы власти в сентябре 2013 г.) как на региональном, так и на федеральном уровне [2].

Стоит обратить внимание и на избыточную зависимость Российского государства от личного авторитета и политической благосклонности главы государства к вопросам кадровых назначений, перестановок, ротаций - что убедительно свидетельствует о чрезмерности функций, конституционно присвоенных этому институту (институту президентства) российской государственности. Уместно здесь привести пример с новым назначением А. Сердюкова (бывший министра Обороны РФ был отправлен в отставку 6 ноября 2012 года в связи со скандалом, возникшим вокруг Минобороны и подконтрольного ведомству предприятия «Оборонсервис»). Как отмечает обозреватель «Новой газеты» Андрей Колесников, экс-министр А. Сердюков уже назначен на должность гендиректора Федерального исследовательского испытательного центра машиностроения ОАО «ФИИЦ М» [3].

Соответственно, это же свидетельствует о функциональной недостаточности других институтов - Федерального Собрания и Правительства. Этот дисбаланс нуждается в корректировке.

Заимствованный у парламентской республики принцип ответственного правительства, в значительной мере носит формальный характер, ибо право Государственной Думы выразить недоверие Правительству или не согласиться с предложенной Президентом кандидатурой Председателя Правительства «уравновешено» возможностью его роспуска (ст.111, 117 Конституции РФ). Подобный механизм многие исследователи рассматривают как закамуфлированную модель президентской республики, согласующуюся с принципом

разделения властей: номинальное участие парламента в формировании правительства, парламентский контроль «без санкций» (когда выражение недоверия правительства не ведет к его отставке) и отсутствие (при соблюдении этих условий) у президента права роспуска парламента [4].

Показательно, что политологи и специалисты в области государственного права по-разному определяют предусмотренную в Конституции форму правления, хотя большинство из них склоняется к термину «полупрезидентская» республика. Впрочем, определенная авторитарность управления в переходный период неизбежна, и, чем она более легальна (конституционно регламентирована), тем лучше [5].

Своеобразен и государственный режим современный России. Конституция провозглашает режим демократического социального правового государства (ст.1, 7, 8, 10, 13, 14 и др.). Однако на деле российский режим содержит в себе за исключением тоталитаризма, разумеется, элементы всех его разновидностей [6].

Разумеется, иного в посттоталитарный период трудно было бы ожидать. Проблема заключается в том, какие элементы и в каком виде возобладают. В подавляющем большинстве случаев требования норм права и содержание возникающих на их основе правоотношений опираются на добровольное и сознательное поведение их участников. Однако, государственное принуждение в случае нарушения правовых предписаний никогда при этом не исключается. «Шансы на изменения в российском политическом пространстве, в том числе и в поле взаимоотношений государства и гражданского общества, - отмечает профессор Красин Ю.А., - это шансы на успешное продвижение по узкому проходу между Сциллой жесткой властной иерархии и Харибдой анархистской вольницы, к которой в России всегда тяготели спонтанные взрывы протестных настроений снизу [7]».

Российская конституционная модель формы государства инвариантна. Она может развиваться и в русле современного конституционализма, и в духе характерной для России тенденции к монополизации и бесконтрольности власти, авторитарности управления. Какое из этих направлений окажется реализованным, зависит от успешности формирования гражданского общества [8].

Таким образом, российское государство сегодня - это важнейший элемент системы общества и свои функции оно выполняет во взаимодействии со всеми социальными институтами. Политическая система общества есть органическое единство государства и других социальных элементов, объективно объединяющихся вокруг целей и идеалов, направленных на завоевание, удержание и использование государственной власти и связанных с ней ценностей.

Список использованной литературы

1. Воскресенский А.Д. Социальные порядки и пространство мировой политики (историческая эволюция мировой системы). - Полис №2, 2013 г. -С. 6-23.

2. Красин Ю.А. Государство и общество: сдвиги во властном поле. -Полис №5, 2013. - С. 51-58.

3. «Новая газета» за 18.11.2013 г.

4. Воложанин В.В., Петров В.П. Основы теории новой Российской Империи. - М.: Кислород, 2012. - С. 288.

5. Кищин В.А. Правовая реформа в России. - Государство и право, 2005. - № 6. - С.124-126.

6. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993. (в ред. от 30.12.2008г.) [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации, 2009. - № 4. - Ст. 445.

7. Красин Ю.А. Государство и общество: сдвиги во властном поле. - Полис № 5., - 2013. - С. 58.

8. Такие разные России / круглый стол журнала «Полис» и сектора социальной философии Института философии РАН, 2013. - № 3. - С. 87112.

ТРЕХМЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

В.Е. Иванов, преподаватель, к.т.н.

С.А. Никитина, начальник кафедры, к.т.н., доцент В.П. Зарубин, старший преподаватель, к.т.н., доцент Ивановский институт ГПС МЧС России, г. Иваново

Существует множество направлений совершенствования высшего профессионального образования. Одним из направлений является разработка и внедрение в учебный процесс современных информационных технологий. Информатизация учебного процесса возможна путем применения трехмерных геоизображений (моделей).

Использование трехмерных моделей в учебном процессе при изучении вопросов, связанных с организацией пожарно-профилактической, инженерно-технической и аварийно-спасательных работ в специализированных учебных заведениях МЧС России, является на данный момент актуальной задачей.

При обучении специалистов на примере трехмерной виртуальной модели здания или сооружения, легко смоделировать различные аварийные ситуации, а также без затруднений представить планы и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.