Научная статья на тему 'Трехмерное моделирование как одно из направлений информатизации учебного процесса'

Трехмерное моделирование как одно из направлений информатизации учебного процесса Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
79
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Иванов В.Е., Никитина С.А., Зарубин В.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трехмерное моделирование как одно из направлений информатизации учебного процесса»

Список использованной литературы

1. Воскресенский А.Д. Социальные порядки и пространство мировой политики (историческая эволюция мировой системы). - Полис №2, 2013 г. -С. 6-23.

2. Красин Ю.А. Государство и общество: сдвиги во властном поле. -Полис №5, 2013. - С. 51-58.

3. «Новая газета» за 18.11.2013 г.

4. Воложанин В.В., Петров В.П. Основы теории новой Российской Империи. - М.: Кислород, 2012. - С. 288.

5. Кищин В.А. Правовая реформа в России. - Государство и право, 2005. - № 6. - С.124-126.

6. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993. (в ред. от 30.12.2008г.) [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации, 2009. - № 4. - Ст. 445.

7. Красин Ю.А. Государство и общество: сдвиги во властном поле. - Полис № 5., - 2013. - С. 58.

8. Такие разные России / круглый стол журнала «Полис» и сектора социальной философии Института философии РАН, 2013. - № 3. - С. 87112.

ТРЕХМЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

В.Е. Иванов, преподаватель, к.т.н.

С.А. Никитина, начальник кафедры, к.т.н., доцент В.П. Зарубин, старший преподаватель, к.т.н., доцент Ивановский институт ГПС МЧС России, г. Иваново

Существует множество направлений совершенствования высшего профессионального образования. Одним из направлений является разработка и внедрение в учебный процесс современных информационных технологий. Информатизация учебного процесса возможна путем применения трехмерных геоизображений (моделей).

Использование трехмерных моделей в учебном процессе при изучении вопросов, связанных с организацией пожарно-профилактической, инженерно-технической и аварийно-спасательных работ в специализированных учебных заведениях МЧС России, является на данный момент актуальной задачей.

При обучении специалистов на примере трехмерной виртуальной модели здания или сооружения, легко смоделировать различные аварийные ситуации, а также без затруднений представить планы и

чертежи в необходимом на данный момент виде (фасад, внутренний вид, карта, ЭЭ-проекция и т.д.) [1,2]. Используя 3D-модель объекта можно оценить зону возможных разрушений, разработать меры предупреждения и план ликвидации чрезвычайной ситуации, применительно к конкретному объекту. ЭЭ-моделирование зданий и сооружений в графических системах позволяет отразить особенности их строения и характеристики местности, провести их детальную проработку в масштабе 1:1, так же технология 3Э-моделирования позволяет создать единую информационную модель определенного участка города [3]. Используя готовый виртуальный макет можно проводить анализ, моделирование, прогнозирование аварийных и чрезвычайных ситуаций и проводить отработку действий по их устранению.

Например, выполнение задания по планированию и расстановке сил и средств при пожаротушении с использованием трехмерной модели здания (рис.), позволяет заинтересовать обучающихся, повысить мотивацию к выполнению задания, что несомненно повышает эффективность обучения.

Рис. Моделирование ликвидации пожара в пятиэтажном здании

Такой подход способствует развитию профессиональных компетенций у обучающихся:

- способность осуществлять оценку оперативно-тактической обстановки и принятия управленческого решения на организацию и ведение оперативно-тактических действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ (ПСК-13);

- способность руководить тактико-техническими действиями подразделения пожарной охраны по тушению пожаров и осуществлению аварийно-спасательных работ с применением сил и средств, в том числе и газодымозащитной службы (ПСК-19);

- умение моделировать различные технические системы и

технологические процессы с применением средств автоматизированного проектирования для решения задач пожарной безопасности (ПСК-31).

Ярким примером использования ЭЭ-модели для анализа последствий стихийных бедствий является моделирование ландшафта озера Мылка и «Мылкинской дамбы», расположенных в г.Комсомольск-на-Амуре. Разработанная модель в настоящее время используются для подготовки обучающихся в учебном центре управления в кризисных ситуациях Ивановского института ГПС МЧС России [4].

Таким образом, применение ЭЭ-моделей является эффективным инструментом для получения курсантами и студентами необходимых знаний и умений на учебных занятиях, что способствует повышению качества обучения.

Список использованной литературы

1. AutoCAD 2010. Официальное руководство. Autodesk, Inc., 2009.

2. Компьютерное проектирование в архитектуре. Archicad 11 - М.: ДМК Пресс, 2007. - 800 с.

3. Орлов А.А. AutoCAD 2010. - СПб.: Питер, 2010 - 7Э1 с.

4. Разработка 3D виртуальных макетов для отработки навыков пожаротушения. Девятая международная научно-техническая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых Энергия 2014. Материалы конференции. В 7 т. Т.4 - Иваново: ФГБОУ ВПО ИГЭУ им. В.И. Ленина, 15-17 апреля 2014 г. - С. ЭЭ9-341.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА ВОЙНЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Е.В. Ишимская, преподаватель, к.филос.н.

А.А. Рахметов, курсант ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г.Воронеж

«Где-то высоко в «инфосфере», куда отправляются после смерти социологи, слышен циничный смех итальянца Гаэтано Моска. Почему, спрашивает он себя, столько считавшихся блестящими умами людей -политики, журналисты, специалисты по международным отношениям, гуру всех мастей, - поражены или удивлены насилием, вспыхнувшим по всему миру после холодной войны?» [1, с. 140-141]. Ныне живущих действительно должно поражать, что в 90-е гг. прошлого столетия произошло более 100 войн, в которых участвовало 90 государств и погибло до 9 млн. человек [2, с. 7]. И сегодня все еще рано говорить о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.