участие в приобретении относительно не дорогих природных ресурсов посредством инвестирования в свои филиалы, находящиеся за рубежом. Государство, желающее сохранять и поддерживать национальную торговую безопасность, должно оказывать помощь отечественным ТНК в приобретении ими зарубежных активов и применении различных форм международного экономического сотрудничества, а также должно способствовать изменению негативного имиджа российских корпораций за рубежом.
Список литературы
1. Forbes Global 2000 leading companies 2013 г. Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.forbes.com/global2000.
2. Голикова, Ю.А. Корпорации России: состояние и перспективы развития/ Российское предпринимательство. 2011. № 5. С. 46-51. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.creativeconomy.ru/articles/11676/
3. Кучмий, Т.И. Рост транс национализации российских компаний/ Вестник магистратуры. 2014. №2(29). С.104-106.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ И КРИТЕРИИ КЛАССИФИКАЦИИ ПРАВООТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дудин Николай Михайлович, к.п.н., старший преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Воронежский институт ГПС МЧС России
В статье рассматриваются некоторые методологические подходы к определению сущности, содержания, признаков правоотношений и их квалификация, на базе существующих понятий и представлений политико-правовой сферы общества.
Стремление выявить общие признаки правоотношений, рассматриваемых с различных методологических позиций, со всей очевидностью свидетельствует о том, что в политико-правовой сфере государства идет постоянный поиск новых путей их развития и совершенствования.
Учитывая данную посылку, следует отметить, что в отечественной юридической науке пока не выработано нового, четко обозначенного методологического подхода к определению понятия, содержания и признаков правоотношений. «Прогнозы и сценарии грядущих перемен, - отмечает эксперт Фонда «Институт развития им. Г.П. Щедровицкого», профессор Рац М.В., - разрабатываются на базе существующих понятий и представлений, но вряд ли оправданно таким образом построение идеальных картин будущего, противопоставляемых сегодняшнему состоянию дел [1]».
Выделим основные, наиболее общие подходы.
1. Правоотношения представляют собой особую разновидность общественных отношений. Опосредуя экономические, политические, социальные
и иные общественные отношения, правоотношения служат юридической формой взаимодействия между участниками этих отношений. Однако, некоторые исследователи: Симонян Р.Х., Нисневич Ю.А. [2] акцентируют внимание на том, что правоотношения сами по себе не порождают каких бы то ни было общественных отношений. Они выступают лишь как вид или форма самого реального отношения, и отдельно от него такая форма вообще существовать не может.
2. Правовые отношения складываются на основе правовых норм, в кото -рых выражается и закрепляется государственная воля. Многие общественные отношения регламентируются с помощью норм, содержащихся в обычаях, традициях, актах различных общественных организаций. Однако характер и форму правоотношения они могут приобрести только в связи с их урегулированием нормами права. Вызывают неподдельный интерес и «новые подходы» к формированию и оценке правовых отношений, изложенных ведущими сотрудниками Фонда Обеспечения содействию национальных интересов «Отчизна» В.В. Воложаниным, В.П. Петровым: «В законодательном поле, предстоит большая работа по совмещению и практическому воплощению нового правового поля, возникающего в результате наложения правовых последствий создания Российской империи и одновременного признания правопреемственности по отношению к «старой» Российской империи, Советскому Союзу, Российской Федерации и всем го -сударствам - членам Российского Имперского Союза [3]».
3. Правоотношения представляют собой такой вид общественных отношений, который складывается в результате сознательно-волевых действий их участников. В отличие от экономических отношений, которые возникают независимо от воли и сознания людей, правовые отношения носят сознательно-волевой характер.
Он проявляется в двух взаимосвязанных между собой аспектах:
- во-первых, правоотношения возникают на основе норм создающихся по воле и желанию законодателя и уже в силу этого имеющих сознательно-волевой характер;
- во-вторых, содержащиеся в них государственно-правовые веления, а также закрепленные в нормах права юридические права и обязанности реализуются благодаря сознательно-волевым действиям лиц.
4. Реализация правоотношения гарантируется возможностью государственного принуждения. Разумеется, в подавляющем большинстве случаев требования норм права и содержание возникающих на их основе правоотношений опираются на добровольное и сознательное поведение их участников. Так, например, корреспондент «Российской газеты» Петр Орлов отмечает, что «чиновников обяжут исполнять судебные решения в разумный срок; министерство юстиции России приступило к разработке законопроекта, который вводит компенсации за чиновничью волокиту при исполнении судебных решений» [4].
В Конституции Китайской Народной Республики записано, что каждый гражданин КНР пользуется правами, «предусмотренными Конституцией и законами, и в то же время должен выполнять обязанности, предусмотренные Конституцией и законами».
В Конституции Испании закрепляется, что «граждане и публичные власти обязаны соблюдать Конституцию и уважать правовой порядок». Эти и аналогичные предписания в конституциях других стран указывают на то, что даже на конституционном уровне, хотя и в косвенной форме, предусматривается возможность государственного принуждения при несоблюдении конституционных обязанностей, а также любого иного правового требования [5].
Несмотря на общие родовые признаки, теория права выделяет следующие критерии классификации правоотношений:
- в зависимости от отраслевой принадлежности норм, на основе которых они возникают, изменяются или прекращаются. Используя его, все правоотношения подразделяют на административно-правовые, уголовно-правовые, гражданско-правовые, трудовые и т.д.;
- в зависимости от количества участвующих в них сторон и характера распределения между ними прав и обязанностей. По этому критерию различают односторонние, двусторонние и многосторонние правоотношения;
- в зависимости от установления субъективных прав и обязанностей сторон и их реализации;
- в зависимости от характера содержащихся в них обязанностей. На основе данного критерия все правоотношения подразделяются на активные, которые предполагают совершение определенных действий со стороны лиц, имеющих те или иные обязательства, в пользу управомоченного лица, и на пассивные правоотношения - предусматривающие воздержание от нежелательных действий в отношении этого лица.
Таким образом, детальный анализ признаков и классификация правоотношений способствует выявлению интересов и потребностей в правовом регулировании различных социальных групп, обусловливает качество нормативно-правовых актов, их обоснованность, соответствие основным социально значимым целям и эффективность реализации.
Список литературы
1. Рац М.В. Политика, управление, власть: концептуальный проект системы (государственной) организационно-управленческой деятельности. - Полис № 2., - 2013 г. -С. 52.
2. Нисневич Ю.А. Политическая ответственность: институциональная постановка проблемы. - Полис № 4., - 2013 г. - С. 62 - 74.
3. Воложанин В.В., Петров В.П. Основы теории новой Российской Империи. - М.: Кислород, 2012 г. - С. 183.
4. Орлов П. А. Государство начнет выплачивать компенсации за чиновничью волокиту. - «Российская газета - неделя» № 6467 от 28.08.2014 г.
5. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. - Мишин А.А. Учебно-практическое пособие. - М.: Юстицинформ, - 2009 г. - 560 с.