депутатов, а не полного состава палаты. Данный фактор является характерным признаком парламентаризма в странах с развитой демократией.
Таким образом, в отличие от Франции и России в балансе политических сил «треугольника власти» президент - парламент -правительство в Польше наблюдается условный паритет между главой государства и законодательной ветвью в первую очередь в вопросе формирования исполнительной власти. Следовательно, Польша представляет собой более уравновешенную (сбалансированную, симметричную) смешанную республику по сравнению с Францией и Россией, являющихся яркими примерами президент-ско-парламентской формы правления. В то же время потенциальная проблема «сосуществования» президента и парламента как в России, так и в Польше остается нерешенной.
Ю.А. Куликова
ОБ ОСНОВАХ РЕГУЛИРОВАНИЯ СРОКОВ В КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ*
Юридический срок представляет собой установленный правовой нормой и обусловленный совокупностью физических, исторических, социальных, психологических признаков временной период, обладающий свойствами симметричности, инвариантности, дополнительности и простоты, с наступлением или с истечением которого связано то или иное событие или действие (бездействие), имеющее правовое значение1. Действительно, любой юридический срок - это определенное время (промежуток или период времени), с которым правовые предписания связывают возникновение, изменение и прекращение правоотношений и соответствующие юридические последствия. Наступление или истечение срока автоматически порождает, изменяет и прекращает правоотношения.
* Статья рекомендована к печати кандидатом юридических наук С.И. Некрасовым.
1 См.: Васекина Э.М. Юридические сроки: теоретико-правовое исследование: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2011. С. 27. 28
Труды Института государства и права Российской академии наук. № 2/2014.
В настоящее время различного рода сроки предусмотрены практически для всех публично-правовых отношений, в том числе и составляющих предмет конституционного права РФ. Они определяют продолжительность существования тех или иных конституционно-правовых отношений, а также порядок, процедуру и временные рамки совершения субъектами конституционного права юридически значимых действий.
Вместе с тем в современном российском конституционном праве отсутствует точное и единообразное определение понятия «срок», не закреплены и правила исчисления конституционно-правовых сроков. Это порождает трудности при применении норм конституционного права органами государственной власти.
В российской науке конституционного права проблеме конституционно-правовых сроков уделяется недостаточное внимание. Фрагментарно вопрос о сроках поднимается при рассмотрении проблем избирательного права А.А. Вешняковым, Е.И. Колюши-ным, С.Д. Князевым, В.И. Лысенко, А.Е. Постниковым, М.С. Ма-тейковичем; института президентства - Н.А. Сахаровым, В.Е. Чир-киным, Г.В. Дегтевым, Л.А. Окуньковым, В.И. Радченко; парламентского права - С.А. Авакьяном2, О.Н. Булаковым, Т.Я. Хабрие-вой. Проблемы сроков недостаточно полно освещены также и в учебной литературе как по конституционному праву РФ в целом, так и по отдельным его институтам.
Конституционно-правовые сроки - это промежутки времени, закрепляемые в конституции, законах, договорах и соглашениях конституционно-правового характера в целях регламентации вре-меннь1х границ совершения органами публичной власти или должностными лицами юридически значимых действий, вытекающих из их конституционных обязанностей, а также осуществления действий (акций) субъектами конституционно-правовых отношений, имеющих важное общественное значение.
В конституционно-правовых отношениях значение имеет не истечение времени вообще, а истечение определенного срока, наступление определенного момента. Даже в том случае, когда срок точно не определен, юридическое значение имеет не время
2 Вместе с тем нельзя не отметить значительный вклад С. А. Авакьяна, О.Е. Кута-фина, В.Е. Чиркина, М.В. Баглая в разработку других институтов конституционного права, в том числе и в части рассматриваемой проблемы.
вообще, а его неопределенный отрезок. Поэтому конституционный срок как юридический факт имеет волевой характер, его течение может быть изменено волей и деятельностью людей. «В сущности сроков как юридических фактов, - указывает В.П. Грибанов, - сочетаются объективный и субъективный факторы. Объективный фактор состоит в том, что течение определенного срока - частный случай течения времени, которое течет независимо от воли и деятельности людей»3. Субъективный фактор заключается в том, что посредством сознательной волевой деятельности людей исторически был избран определенный масштаб времени, применяемый в практической деятельности; посредством волевой сознательной деятельности человека фиксируются отрезки времени как объективного процесса. При этом в нормах конституционного права регламентируются только юридически значимые отрезки времени (сроки), которые в силу формального характера правовых предписаний приобретают ряд свойств, не присущих времени в философском смысле слова (срок может быть продлен, приостановлен, восстановлен и т.д.).
Мы разделяем точку зрения Е.Ю. Догадайло о том, что социальное значение юридической конструкции «срок» заключается в необходимости ограничения юридически значимых действий и правоотношений во времени путем установления сроков в целях обеспечения баланса публичных интересов государства и частноправовых интересов индивидов и их объединений, а также для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина4. При анализе сроков как выражения длительности времени при нормативном регулировании общественных отношений важно, что они служат для обеспечения нормального ритма юридического процесса. В законотворческой деятельности соблюсти подобные требования не так просто, как кажется. Юридическая конструкция «срок» должна рассматриваться в двух аспектах: как средство фиксации ограничения во времени возможности пересмотра совершенного юридически значимого акта и как средство обеспечения упорядоченности правовой жизни, с помощью которого обеспечивает-
3 Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав. М., 2001. С. 248.
4 См.: ДогадайлоЕ.Ю., КарташовА.А. Сроки в конституционном праве Российской Федерации // Научные труды РАЮН. В 3 т. Т. 1. Вып. 8. М., 2008. С. 803-807.
ся оперативность совершения действий, связанных с выполнением субъективной юридической обязанности стороны правоотношения и с возможностью воспользоваться субъективным юридическим
5
правом .
Однако иногда юридическая конструкция «срок» позволяет абстрагироваться от календарного времени и его существенных свойств настолько, что предоставляет возможность субъектам права совершать различные манипуляции с социальной формой времени, например, приостанавливать или продлевать сроки (тогда как приостановить или продлить течение общего календарного времени невозможно: свойство необратимости времени), восстанавливать истекшие по уважительным причинам сроки (тогда как календарному времени присущи свойства последовательности смены состояний и асимметричности), устанавливать начало и конец течения сроков, в частности, путем перенесения окончания срока, приходящегося на нерабочий день, на ближайший, следующий за ним рабочий день.
Итак, отталкиваясь от данных характеристик природы юридического срока, можно констатировать, что конституционно-правовой срок может рассматриваться: а) как форма существования явлений и процессов, входящих в сферу регулирования конституционного права (за исключением сроков-моментов); б) как величина физического времени, определяющая длительность (через начальный и конечный момент течения срока, а также через его продолжительность) и (или) последовательность общественных отношений, явлений и процессов реальной действительности, входящих в сферу конституционно-правового регулирования; в) как период существования явлений реальной действительности (в том числе период человеческой деятельности), измеряемый в необходимых случаях в эталонах календарного времени, либо отдельный момент данного периода, выделяемый в юридически значимых целях.
Конституционно-правовые сроки можно классифицировать по различным основаниям. В частности, выделяют:
1) в зависимости от места в механизме правового регулирования конституционно-правовых отношений - нормативно-правовые
5 См.: ДогадайлоЕ.Ю. Формы проявления времени в правовой системе // Право и политика. 2007. № 6. С. 137-138.
сроки (устанавливаются в нормативных актах), индивидуально -определенные (устанавливаются органами государственной власти на основании предписаний конституционного законодательства), договорные (устанавливаются в нормативных договорах субъектов конституционного права);
2) в зависимости от сферы правового регулирования - сроки, относящиеся к конституционным основам правового положения человека и гражданина; сроки в избирательном и референдумном праве; сроки в сфере государственного устройства; сроки, установленные в конституционных основах организации и деятельности органов государственной власти; сроки, установленные конституционными основами местного самоуправления;
3) в зависимости от продолжительности отведенного времени и степени его ограничения - сроки-моменты (указаны моменты начала и окончания полномочий государственных органов) и сроки-периоды (указан срок полномочий государственных органов);
4) в зависимости от степени обязательности - императивные, диспозитивные и императивно-диспозитивные сроки;
5) в зависимости от характера распространения действий -общие сроки (устанавливаются конституциями) и специальные (устанавливаются органами государственной власти в порядке исключения).
Правила исчисления юридических сроков прописаны, как правило, в соответствующих кодифицированных нормативных правовых актах (Гражданском кодексе РФ, Кодексе об административных правонарушениях РФ, Гражданском процессуальном кодексе РФ, Уголовно-процессуальном кодексе РФ и др.). Однако в связи с многообразием источников конституционного права РФ невозможно законодательное закрепление в каком-либо одном нормативном правовом акте единых правил исчисления конституционно-правовых сроков. Их исчисление можно определить как волевую сознательную деятельность субъектов конституционного права по установлению подлинного смысла соответствующих правовых предписаний о сроках и определению с помощью математи-
ческих и календарных расчетов их параметров применительно к
6
конкретным правоотношениям .
В зависимости от способа исчисления конституционно-правовые сроки можно разделить на: а) сроки, продолжительность которых исчисляется часами (представляют собой редчайшее исключение; например, срок временной передачи полномочий Президента РФ Председателю Правительства РФ); б) сроки, исчисляемые сутками (днями) (например, сроки избирательных и референ-думных кампаний); в) сроки, исчисляемые месяцами и годами (сроки полномочий государственных органов и органов местного самоуправления, к ним же относятся сроки пребывания президента в должности).
Полагаем, что правила исчисления сроков различаются в зависимости от вида сроков в указанной классификации, а также от особенностей конституционно-правовых отношений, продолжительность которых они определяют.
Как известно, публично-правовые сроки могут претерпевать различные изменения: восстановление, приостановление, прекращение. Что касается конституционно-правовых сроков, то их изменение возможно в исключительных случаях, предусмотренных законами. Восстановление сроков в конституционном праве, как правило, невозможно, поскольку ставит развитие конституционных правоотношений в зависимость от усмотрения органа исполнительной или судебной власти. Продлеваться конституционно -правовые сроки могут только в случае, прямо предусмотренном в законе, в целях обеспечения реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина, а также положений о демократическом, правовом, федеративном характере российского государства. Например, основанием продления срока полномочий выборных органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц является введение в Российской Федерации или на части ее территории чрезвычайного или военного положения, когда выборы не проводятся (ст. 14 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ «О чрезвычайном по-
6 См.: КарташовА.А. Конституционно-правовые сроки: понятие, сущность, классификация // Государственное строительство и право / Под общ. ред. Г.В. Мальцева. Вып. 21. М., 2007. С. 84.
ложении»7). При введении чрезвычайного положения на всей территории РФ Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания РФ продолжают свою работу в течение всего периода действия чрезвычайного положения (ст. 8 указанного Закона). Прерывание или приостановление конституционно-правового срока возможно в соответствии с федеральным законодательством. Досрочное прекращение исполнения Президентом РФ своих полномочий (по различным основаниям) может служить примером прекращения или приостановления конституционно-правового срока (ч. 2 ст. 92 Конституции РФ). Роспуск Государственной Думы Президентом РФ в случаях, предусмотренных Конституцией РФ, может являться примером прерывания или приостановления конституционно-правового срока (ч. 1 ст. 109 Конституции РФ).
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что сроки позволяют не только фиксировать во времени подлежащие правовому регулированию общественные отношения, но и сами становятся формой существования правовых явлений. Участники этих отношений, общество в целом заинтересованы в том, чтобы права и обязанности осуществлялись надлежащим образом и своевременно. Все публично-правовые отношения (равно как и правоотношения вообще) существуют во времени, которое во многих случаях оказывает влияние на их развитие. Защита нарушенных прав в этих правовых сферах также ограничена временными рамками, и юридическое значение имеет не сам процесс течения времени, а его отдельные этапы или отрезки, называемые сроками.
Касаясь сферы конституционно-правовых отношений, надо отметить важность и большую значимость установления определенных временных рамок в виде сроков. В конституционном праве установление сроков определяет легитимность государственных органов, рассматривается как препятствие узурпации государственно-властных полномочий одним лицом или группой лиц. Срок имеет значение и для предупреждения злоупотреблений государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами своими юридическими правами или полномочиями. Таким образом, конституционно-правовой срок является средством упорядочения правового поведения субъектов, когда оно
7 СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2277. 34
связано с совершением юридически значимых действий в определенные отрезки времени.
С.И. Колотыркина
КАРАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ЕЕ САНКЦИИ*
Вопрос о характере и содержании карательной функции в системе конституционной ответственности сложен, спорен и дискуссионен. Связано это с тем, что данная функция права - отнюдь не самый существенный ее признак. Праву присуща в первую очередь созидательная роль. В цивилистике, к примеру, преобладают не санкции, не наказания, а правила поведения в определенной ситуации, права и обязанности сторон договора. Конституционное право, в первую очередь его источники, служит ориентиром, стабилизирующим фактором, основные положения которых получают конкретизацию в других нормативных актах. Однако это ни в коей мере не может означать, что конституция не имеет самостоятельного карательного механизма.
С данной точкой зрения не согласен ряд ученых. Н.В. Щербакова, в частности, отмечает, что «конституционные нормы, связывающие воедино все отрасли права, не имеют и не могут иметь «утверждающего» характера, им чужда карательная функция»1. Не соглашаясь с мнением уважаемой коллеги, тем не менее отметим, что карательная функция в рамках конституционной ответственности, безусловно, имеет серьезные отличия от карательной функции в рамках, например, ответственности уголовной. Данные отличия идут из самой сущности и природы конституционной ответственности в целом, в связи с чем представляется необходимым кратко
* Статья рекомендована к печати заслуженным юристом РФ, доктором юридических наук, профессором Ю.Л. Шульженко.
1 Щербакова Н.В. О санкциях в конституционном (государственном праве) // Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных государств / Под ред. С.А. Авакьяна. М., 2001.