Научная статья на тему 'Об основах регулирования сроков в конституционно-правовых отношениях'

Об основах регулирования сроков в конституционно-правовых отношениях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
183
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКИЙ СРОК / ЮРИДИЧЕСКИЕ ФАКТЫ / КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СРОК / КЛАССИФИКАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ СРОКОВ / ИСЧИСЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ СРОКОВ / СРОКИ-МОМЕНТЫ / СРОКИ-ПЕРИОДЫ / ИЗМЕНЕНИЯ СРОКОВ: ВОССТАНОВЛЕНИЕ / ПРОДЛЕНИЕ / ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Куликова Юлия Альбертовна

В статье раскрывается понятие срок, его назначение и роль в воздействии права на общественные отношения. Рассматривается юридическая природа сроков, их принадлежность к юридическим фактам. Дано определение конституционно-правового срока, определена его природа, сущность в виде субъективного и объективного фактора. Проведена классификация конституционно-правовых сроков по различным основаниям на примере срока пребывания президента в должности. Указаны общие правила исчисления юридических сроков и особенности исчисления конституционно-правовых сроков. Перечислены различные режимы изменения публично-правовых сроков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To a question of bases of regulation of terms in constitutional legal relations

In article the concept the term, its appointment and a role in impact of the right on the public relations reveals. The legal nature of terms, their belonging to the legal facts is considered. Determination of constitutional and legal term is given, its nature, essence in the form of a subjective and objective factor is defined. Classification of constitutional and legal terms by various bases on the example of the term of stay of the president is carried out to positions. The general rules of calculation of legal terms and feature of calculation of constitutional and legal terms are specified. Various modes of change of public terms are listed

Текст научной работы на тему «Об основах регулирования сроков в конституционно-правовых отношениях»

депутатов, а не полного состава палаты. Данный фактор является характерным признаком парламентаризма в странах с развитой демократией.

Таким образом, в отличие от Франции и России в балансе политических сил «треугольника власти» президент - парламент -правительство в Польше наблюдается условный паритет между главой государства и законодательной ветвью в первую очередь в вопросе формирования исполнительной власти. Следовательно, Польша представляет собой более уравновешенную (сбалансированную, симметричную) смешанную республику по сравнению с Францией и Россией, являющихся яркими примерами президент-ско-парламентской формы правления. В то же время потенциальная проблема «сосуществования» президента и парламента как в России, так и в Польше остается нерешенной.

Ю.А. Куликова

ОБ ОСНОВАХ РЕГУЛИРОВАНИЯ СРОКОВ В КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ*

Юридический срок представляет собой установленный правовой нормой и обусловленный совокупностью физических, исторических, социальных, психологических признаков временной период, обладающий свойствами симметричности, инвариантности, дополнительности и простоты, с наступлением или с истечением которого связано то или иное событие или действие (бездействие), имеющее правовое значение1. Действительно, любой юридический срок - это определенное время (промежуток или период времени), с которым правовые предписания связывают возникновение, изменение и прекращение правоотношений и соответствующие юридические последствия. Наступление или истечение срока автоматически порождает, изменяет и прекращает правоотношения.

* Статья рекомендована к печати кандидатом юридических наук С.И. Некрасовым.

1 См.: Васекина Э.М. Юридические сроки: теоретико-правовое исследование: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2011. С. 27. 28

Труды Института государства и права Российской академии наук. № 2/2014.

В настоящее время различного рода сроки предусмотрены практически для всех публично-правовых отношений, в том числе и составляющих предмет конституционного права РФ. Они определяют продолжительность существования тех или иных конституционно-правовых отношений, а также порядок, процедуру и временные рамки совершения субъектами конституционного права юридически значимых действий.

Вместе с тем в современном российском конституционном праве отсутствует точное и единообразное определение понятия «срок», не закреплены и правила исчисления конституционно-правовых сроков. Это порождает трудности при применении норм конституционного права органами государственной власти.

В российской науке конституционного права проблеме конституционно-правовых сроков уделяется недостаточное внимание. Фрагментарно вопрос о сроках поднимается при рассмотрении проблем избирательного права А.А. Вешняковым, Е.И. Колюши-ным, С.Д. Князевым, В.И. Лысенко, А.Е. Постниковым, М.С. Ма-тейковичем; института президентства - Н.А. Сахаровым, В.Е. Чир-киным, Г.В. Дегтевым, Л.А. Окуньковым, В.И. Радченко; парламентского права - С.А. Авакьяном2, О.Н. Булаковым, Т.Я. Хабрие-вой. Проблемы сроков недостаточно полно освещены также и в учебной литературе как по конституционному праву РФ в целом, так и по отдельным его институтам.

Конституционно-правовые сроки - это промежутки времени, закрепляемые в конституции, законах, договорах и соглашениях конституционно-правового характера в целях регламентации вре-меннь1х границ совершения органами публичной власти или должностными лицами юридически значимых действий, вытекающих из их конституционных обязанностей, а также осуществления действий (акций) субъектами конституционно-правовых отношений, имеющих важное общественное значение.

В конституционно-правовых отношениях значение имеет не истечение времени вообще, а истечение определенного срока, наступление определенного момента. Даже в том случае, когда срок точно не определен, юридическое значение имеет не время

2 Вместе с тем нельзя не отметить значительный вклад С. А. Авакьяна, О.Е. Кута-фина, В.Е. Чиркина, М.В. Баглая в разработку других институтов конституционного права, в том числе и в части рассматриваемой проблемы.

вообще, а его неопределенный отрезок. Поэтому конституционный срок как юридический факт имеет волевой характер, его течение может быть изменено волей и деятельностью людей. «В сущности сроков как юридических фактов, - указывает В.П. Грибанов, - сочетаются объективный и субъективный факторы. Объективный фактор состоит в том, что течение определенного срока - частный случай течения времени, которое течет независимо от воли и деятельности людей»3. Субъективный фактор заключается в том, что посредством сознательной волевой деятельности людей исторически был избран определенный масштаб времени, применяемый в практической деятельности; посредством волевой сознательной деятельности человека фиксируются отрезки времени как объективного процесса. При этом в нормах конституционного права регламентируются только юридически значимые отрезки времени (сроки), которые в силу формального характера правовых предписаний приобретают ряд свойств, не присущих времени в философском смысле слова (срок может быть продлен, приостановлен, восстановлен и т.д.).

Мы разделяем точку зрения Е.Ю. Догадайло о том, что социальное значение юридической конструкции «срок» заключается в необходимости ограничения юридически значимых действий и правоотношений во времени путем установления сроков в целях обеспечения баланса публичных интересов государства и частноправовых интересов индивидов и их объединений, а также для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина4. При анализе сроков как выражения длительности времени при нормативном регулировании общественных отношений важно, что они служат для обеспечения нормального ритма юридического процесса. В законотворческой деятельности соблюсти подобные требования не так просто, как кажется. Юридическая конструкция «срок» должна рассматриваться в двух аспектах: как средство фиксации ограничения во времени возможности пересмотра совершенного юридически значимого акта и как средство обеспечения упорядоченности правовой жизни, с помощью которого обеспечивает-

3 Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав. М., 2001. С. 248.

4 См.: ДогадайлоЕ.Ю., КарташовА.А. Сроки в конституционном праве Российской Федерации // Научные труды РАЮН. В 3 т. Т. 1. Вып. 8. М., 2008. С. 803-807.

ся оперативность совершения действий, связанных с выполнением субъективной юридической обязанности стороны правоотношения и с возможностью воспользоваться субъективным юридическим

5

правом .

Однако иногда юридическая конструкция «срок» позволяет абстрагироваться от календарного времени и его существенных свойств настолько, что предоставляет возможность субъектам права совершать различные манипуляции с социальной формой времени, например, приостанавливать или продлевать сроки (тогда как приостановить или продлить течение общего календарного времени невозможно: свойство необратимости времени), восстанавливать истекшие по уважительным причинам сроки (тогда как календарному времени присущи свойства последовательности смены состояний и асимметричности), устанавливать начало и конец течения сроков, в частности, путем перенесения окончания срока, приходящегося на нерабочий день, на ближайший, следующий за ним рабочий день.

Итак, отталкиваясь от данных характеристик природы юридического срока, можно констатировать, что конституционно-правовой срок может рассматриваться: а) как форма существования явлений и процессов, входящих в сферу регулирования конституционного права (за исключением сроков-моментов); б) как величина физического времени, определяющая длительность (через начальный и конечный момент течения срока, а также через его продолжительность) и (или) последовательность общественных отношений, явлений и процессов реальной действительности, входящих в сферу конституционно-правового регулирования; в) как период существования явлений реальной действительности (в том числе период человеческой деятельности), измеряемый в необходимых случаях в эталонах календарного времени, либо отдельный момент данного периода, выделяемый в юридически значимых целях.

Конституционно-правовые сроки можно классифицировать по различным основаниям. В частности, выделяют:

1) в зависимости от места в механизме правового регулирования конституционно-правовых отношений - нормативно-правовые

5 См.: ДогадайлоЕ.Ю. Формы проявления времени в правовой системе // Право и политика. 2007. № 6. С. 137-138.

сроки (устанавливаются в нормативных актах), индивидуально -определенные (устанавливаются органами государственной власти на основании предписаний конституционного законодательства), договорные (устанавливаются в нормативных договорах субъектов конституционного права);

2) в зависимости от сферы правового регулирования - сроки, относящиеся к конституционным основам правового положения человека и гражданина; сроки в избирательном и референдумном праве; сроки в сфере государственного устройства; сроки, установленные в конституционных основах организации и деятельности органов государственной власти; сроки, установленные конституционными основами местного самоуправления;

3) в зависимости от продолжительности отведенного времени и степени его ограничения - сроки-моменты (указаны моменты начала и окончания полномочий государственных органов) и сроки-периоды (указан срок полномочий государственных органов);

4) в зависимости от степени обязательности - императивные, диспозитивные и императивно-диспозитивные сроки;

5) в зависимости от характера распространения действий -общие сроки (устанавливаются конституциями) и специальные (устанавливаются органами государственной власти в порядке исключения).

Правила исчисления юридических сроков прописаны, как правило, в соответствующих кодифицированных нормативных правовых актах (Гражданском кодексе РФ, Кодексе об административных правонарушениях РФ, Гражданском процессуальном кодексе РФ, Уголовно-процессуальном кодексе РФ и др.). Однако в связи с многообразием источников конституционного права РФ невозможно законодательное закрепление в каком-либо одном нормативном правовом акте единых правил исчисления конституционно-правовых сроков. Их исчисление можно определить как волевую сознательную деятельность субъектов конституционного права по установлению подлинного смысла соответствующих правовых предписаний о сроках и определению с помощью математи-

ческих и календарных расчетов их параметров применительно к

6

конкретным правоотношениям .

В зависимости от способа исчисления конституционно-правовые сроки можно разделить на: а) сроки, продолжительность которых исчисляется часами (представляют собой редчайшее исключение; например, срок временной передачи полномочий Президента РФ Председателю Правительства РФ); б) сроки, исчисляемые сутками (днями) (например, сроки избирательных и референ-думных кампаний); в) сроки, исчисляемые месяцами и годами (сроки полномочий государственных органов и органов местного самоуправления, к ним же относятся сроки пребывания президента в должности).

Полагаем, что правила исчисления сроков различаются в зависимости от вида сроков в указанной классификации, а также от особенностей конституционно-правовых отношений, продолжительность которых они определяют.

Как известно, публично-правовые сроки могут претерпевать различные изменения: восстановление, приостановление, прекращение. Что касается конституционно-правовых сроков, то их изменение возможно в исключительных случаях, предусмотренных законами. Восстановление сроков в конституционном праве, как правило, невозможно, поскольку ставит развитие конституционных правоотношений в зависимость от усмотрения органа исполнительной или судебной власти. Продлеваться конституционно -правовые сроки могут только в случае, прямо предусмотренном в законе, в целях обеспечения реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина, а также положений о демократическом, правовом, федеративном характере российского государства. Например, основанием продления срока полномочий выборных органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц является введение в Российской Федерации или на части ее территории чрезвычайного или военного положения, когда выборы не проводятся (ст. 14 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ «О чрезвычайном по-

6 См.: КарташовА.А. Конституционно-правовые сроки: понятие, сущность, классификация // Государственное строительство и право / Под общ. ред. Г.В. Мальцева. Вып. 21. М., 2007. С. 84.

ложении»7). При введении чрезвычайного положения на всей территории РФ Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания РФ продолжают свою работу в течение всего периода действия чрезвычайного положения (ст. 8 указанного Закона). Прерывание или приостановление конституционно-правового срока возможно в соответствии с федеральным законодательством. Досрочное прекращение исполнения Президентом РФ своих полномочий (по различным основаниям) может служить примером прекращения или приостановления конституционно-правового срока (ч. 2 ст. 92 Конституции РФ). Роспуск Государственной Думы Президентом РФ в случаях, предусмотренных Конституцией РФ, может являться примером прерывания или приостановления конституционно-правового срока (ч. 1 ст. 109 Конституции РФ).

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что сроки позволяют не только фиксировать во времени подлежащие правовому регулированию общественные отношения, но и сами становятся формой существования правовых явлений. Участники этих отношений, общество в целом заинтересованы в том, чтобы права и обязанности осуществлялись надлежащим образом и своевременно. Все публично-правовые отношения (равно как и правоотношения вообще) существуют во времени, которое во многих случаях оказывает влияние на их развитие. Защита нарушенных прав в этих правовых сферах также ограничена временными рамками, и юридическое значение имеет не сам процесс течения времени, а его отдельные этапы или отрезки, называемые сроками.

Касаясь сферы конституционно-правовых отношений, надо отметить важность и большую значимость установления определенных временных рамок в виде сроков. В конституционном праве установление сроков определяет легитимность государственных органов, рассматривается как препятствие узурпации государственно-властных полномочий одним лицом или группой лиц. Срок имеет значение и для предупреждения злоупотреблений государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами своими юридическими правами или полномочиями. Таким образом, конституционно-правовой срок является средством упорядочения правового поведения субъектов, когда оно

7 СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2277. 34

связано с совершением юридически значимых действий в определенные отрезки времени.

С.И. Колотыркина

КАРАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ЕЕ САНКЦИИ*

Вопрос о характере и содержании карательной функции в системе конституционной ответственности сложен, спорен и дискуссионен. Связано это с тем, что данная функция права - отнюдь не самый существенный ее признак. Праву присуща в первую очередь созидательная роль. В цивилистике, к примеру, преобладают не санкции, не наказания, а правила поведения в определенной ситуации, права и обязанности сторон договора. Конституционное право, в первую очередь его источники, служит ориентиром, стабилизирующим фактором, основные положения которых получают конкретизацию в других нормативных актах. Однако это ни в коей мере не может означать, что конституция не имеет самостоятельного карательного механизма.

С данной точкой зрения не согласен ряд ученых. Н.В. Щербакова, в частности, отмечает, что «конституционные нормы, связывающие воедино все отрасли права, не имеют и не могут иметь «утверждающего» характера, им чужда карательная функция»1. Не соглашаясь с мнением уважаемой коллеги, тем не менее отметим, что карательная функция в рамках конституционной ответственности, безусловно, имеет серьезные отличия от карательной функции в рамках, например, ответственности уголовной. Данные отличия идут из самой сущности и природы конституционной ответственности в целом, в связи с чем представляется необходимым кратко

* Статья рекомендована к печати заслуженным юристом РФ, доктором юридических наук, профессором Ю.Л. Шульженко.

1 Щербакова Н.В. О санкциях в конституционном (государственном праве) // Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных государств / Под ред. С.А. Авакьяна. М., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.