самостоятельных занятий по физической подготовке: методические рекомендации / Б.В. Кузнецов.- Воронеж: ФГБОУ ВПО ВИ ГПС МЧС России, 2013. - 27с.
4. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учеб. для институтов физической культуры / Л.П. Матвеев - М.: ФиС, 1991. - 543с.
5. Наставление по физической подготовке личного состава федеральной противопожарной службы (Приказ МЧС России от 30.03.2011 № 153). - М.: ДКП МЧС России, 2011. - 41 с.
6. Общая физическая подготовка. Знать и уметь: учебное пособие / Ю.И. Гришина. - Изд. 2-е. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. - 249 с.
7. Толстых С.К. Врачебный контроль и гигиенические требования при занятиях физическими упражнениями: лекция / С.К. Толстых. -Воронеж: ВШ МВД РФ, 1994. - 45 с.
8. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учебное пособие / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. - М.:КНОРУС, 2012. - 240 с.
9. Физическая культура и спорт в Российской Федерации: новые вызовы современности. Монография / С.В. Алексеев, Р.Г. Гостев, Ю.Ф. Курамшин, А.В. Лотоненко, Л.И. Лубышева, С.И Филимонова. - М.: Научно-издательский центр «Теория и практика физической культуры и спорта», 2013. - 780 с.
10. Физическая подготовка: учеб. пособие / Ю.К. Демьяненко [и др.]. - М.: Воениздат, 1987. - 116 с.
11. Энциклопедия физической подготовки: методические основы развития физических качеств / А.В. Карасёв [и др.]. - М.: Лептос, 1994.368 с.
МЕТОДОЛОГИЯ УЧЕБНО-ДЕЛОВОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ДЕЛОВОЙ КУЛЬТУРЫ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПОЖАРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗАХ
А.А. Кузьмин, доцент, к.пед.н., доцент А.А. Пермяков, преподаватель Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России,
г. Санкт-Петербург
В отличие от деловой игры вообще, учебно-деловая игра имеет существенное качество - наличие однозначно сформулированной цели обучения, при которой предусматривается и саморазвитие личности субъектов учебно-деловой игры, и процесс формирования новых профессиональных компетентностей, характеризующийся определенной познавательно-учебной направленностью.
А.А. Вербицким предложена структурная схема, в которой обобщается представление о концептуальной базе учебно-деловой игры, в соответствии с которым в алгоритм таковых включают следующие основные этапы: [1]
- этап 1. Формирование плана учебно-деловой игры;
- этап 2. Конструирование сценария учебно-деловой игры, который должен включать общее руководство для ведущего преподавателя, подробные правила и методические рекомендации для проведения учебно-деловой игры, ролевые инструкции для субъектов учебно-деловой игры;
- этап 3. Поиск и структурирование необходимой начальной информации, подбор подходящих технических средств поддержки процесса учебно-деловой игры;
- этап 4. Создание соответствующих методов для оценки формирования новых успешности профессиональных компетенций в процессе учебно-деловой игры.
Имитационная составляющая модели учебно-деловой игры содержит отражение выбранного фрагмента реальной оперативной обстановки и определит содержание предметного контекста будущей профессиональной деятельности обучающегося в процессе курсового проектирования.
Игровая составляющая модели учебно-деловой игры может быть одним из способов регламентации деятельности обучающихся с имитационной составляющей модели, что определяет содержание социального контекста его будущей профессиональной деятельности. Однако не каждую предметную область можно использовать для игрового моделирования, а лишь ту, которая содержит актуальную для обучающегося проблему, например актуальную тему курсового проектирования.
Соотношения между имитационной и игровой составляющей учебно-деловой игры представлены на рисунке.
Цели учебно-деловой игры являются наиболее сложными структурными компонентами. При этом происходит задание педагогических целей в части задач формирования новых профессиональных компетенций и игровых целей, которые необходимы для поддержки необходимой мотивации обучающихся к активному участию в процессе учебно-деловой игры и созданию адекватного эмоционально-психологического фона. Поэтому игровые цели выступают в качестве средств достижения педагогических целей учебно-деловой игры.
Предметом учебно-деловой игры могут быть объекты, которые должны являться предметом будущей профессиональной деятельности субъектов учебно-деловой игры. Предмет учебно-деловой игры определяется на основе содержания модели специалиста и содержит в себе совокупность оперативно-тактических и технических процессов, а также
социально-экономических явлении, которые эмулируются в процессе курсового проектирования и требуют от обучающегося курсанта или студента конкретно-профессиональных ролевых действий по мере реализации сценария учебно-деловой игры.
е и н е ч е п с е б о е о к с е ч
и
д
о т е
Учебно-деловая _ игра______
Игровая составляющая УДИ
Имитационная составляющая УДИ
Педагогические цели Предмет Графичес- >
игры кая модель
Система оценки результата
Рис. Соотношения между имитационной и игровой составляющей
учебно-деловой игры
е и н е ч е п с е б о е о к с е ч и н х е
Н
Номенклатура ролей и содержание возможных функций субъектов учебно-деловой игры обязана соответствовать той картине выбранного фрагмента будущей профессиональной деятельности обучающегося, моделирование которого происходит в процессе курсового проектирования. Очень важное значение в ходе определения номенклатуры ролей и содержания функций субъектов учебно-деловой игры занимают возможные ограничения в численном составе субъектов и количестве организуемых микрогрупп.
Правила учебно-деловой игры являются нормой поведения для субъектов этой игры. Функцией этих правил становится отражение в учебно-деловой игре как реального, так и игрового, условного плана служебно-профессиональной деятельности, а также предметно-социальный контекст тематики курсового проектирования, если игра является инструментом ее организации.
А.А. Вербицким сформулированы и систематизированы основные требования к правилам учебно-деловой игры:
- правила учебно-деловой игры должны содержать некоторые ограничения, которые касаются таких аспектов игры как технология игры, регламент игровой процедуры, роль и функции ведущих игру преподавателей, система оценки процедуры взаимодействия субъектов игры, возможность ввода нестандартных игровых ситуаций;
- базовых правил учебно-деловой игры не стоит вводить очень много, в противном случае такая игра сведется к зазубриванию
многочисленных правил и не сможет достигнуть своей цели. Наиболее оптимальным представляется число из первого десятка и такие правила можно представить в форме вопросов, которые предполагают принятие оперативных решений в ходе подготовки и ведения учебно-деловой игры;
- особенности правил учебно-деловой игры обеспечивают достижение не только реальных целей в виде организации процесса курсового проектирования, но также и игровых целей в виде продолжения формирования новых общекультурных компетенций;
- содержание правил учебно-деловой игры должно быть достаточно тесно увязано с иными структурными компонентами учебно-деловой игры, главным образом с системой оценки результатов игры и подробно отражаться в содержании инструкций играющих курсантов или студентов [1].
Система оценивания, которая входит в структуру учебно-деловой игры в качестве обязательного компонента должна выполнять не только функцию контроля со стороны руководителя игры, но и функцию самоконтроля собственных действий субъекта игры. Формируя систему оценки результатов учебно-деловой игры, желательно найти ответы на следующие принципиальные вопросы:
- какие параметры могут подлежать оценке в процессе учебно-деловой игры;
- какими силами будет организована оценка результатов учебно-деловой игры;
- какие единицы измерения будут использованы в процессе оценки результатов учебно-деловой игры.
Процесс оценки результатов учебно-деловой игры обычно осуществляет руководитель, т.е. преподаватель, при этом при оценке деятельности микрогрупп и отдельно выделенных субъектов применяются как формализованные критерии, так свободная форма отображения этих результатов. Возможно при этом участие и самих субъектов учебно-деловой игры. В оценке результатов учебно-деловой игры возможно использование анкетирования, графических форм, содержательного анализа игровой деятельности обучающихся курсантов или студентов.
Методическое и технологическое обеспечение учебно-деловой игры обычно состоит из:
- обобщенного проекта учебно-деловой игры, который определят ее цели и ставит задачи;
- подробного сценария учебно-деловой игры, который позволяет распределить игровые роли между субъектами игры;
- методических рекомендаций по организации и проведению учебно-деловой игры, а так же форм презентации обучающимися итогов учебно-деловой игры;
- набора разнообразных типов бланковой документации, а также
форм электронных баз данных;
- перечня технологических инструментов обеспечения хода учебно-деловой игры;
- информационного и математического обеспечения процесса реализации целей учебно-деловой игры.
Одним из таких методов является метод анализа конкретных оперативных ситуаций, который считается достаточно эффективным методом формирования новых профессиональных компетенций в процессе курсового проектирования. Применение метода анализа конкретной оперативной ситуации позволяет развивать у обучающихся интеллектуальные возможности эффективного анализа нерафинированной оперативной обстановки, которая складывается в ходе ведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ. В ходе проведения учебно-деловой игры происходит выделение проблемы из конкретной ситуации, и разработать операции, направленные на ее решения, при этом субъект учебно-деловой игры должен определить собственное отношение к анализируемой проблеме.
В.П. Беспалько и Ю.Г. Татур выявили активные методы и способы формирования новых профессиональных компетенций, которые могут быть положены в основу технологического и методического ядра учебно-деловых игр [2].
Одним из таких методов является метод анализа конкретных оперативных ситуаций, который считается достаточно эффективным методом формирования новых профессиональных компетенций в процессе курсового проектирования. Применение метода анализа конкретной оперативной ситуации позволяет развивать у обучающихся интеллектуальные возможности эффективного анализа нерафинированной оперативной обстановки, которая складывается в ходе ведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ. В ходе проведения учебно-деловой игры происходит выделение проблемы из конкретной ситуации, и разработать операции, направленные на ее решения, при этом субъект учебно-деловой игры должен определить собственное отношение к анализируемой проблеме.
Список использованной литературы
1. Вербицкий А.А. Психолого-педагогические особенности деловой игры как формы знаково-контекстного обучения / А.А. Вербицкий // Игровое моделирование: методология и практика. - Новосибирск: Наука, 1987. - 21 с.
2. Беспалько В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов / В.П. Беспалько, Ю.Г. Татур. - М.: Высш. шк., 1989. - 144 с.