Научная статья на тему 'Методические основы разработки деловых игр применительно к особенностям функционирования пожарно-технических вузов'

Методические основы разработки деловых игр применительно к особенностям функционирования пожарно-технических вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пермяков А. А., Кузьмин А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические основы разработки деловых игр применительно к особенностям функционирования пожарно-технических вузов»

не внушает оптимизма. Но, поскольку мы уже не первый год на этом пути, результаты не заставят себя долго ждать. Только вряд ли мы им обрадуемся.

Список использованной литературы

1. Приказ Минобрнауки РФ от 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки (специальности) 20.05.01 Пожарная безопасность (уровень специалитета)»

2. Весна Е.Б., Гусева А.И. Модели взаимодействия организаций при сетевой форме реализации образовательных программ // Современные проблемы науки и образования, 2013. - № 6.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ДЕЛОВЫХ ИГР ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ОСОБЕННОСТЯМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПОЖАРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ

А.А. Пермяков, соискатель, А.А. Кузьмин, доцент, к.п.н., Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, г. Санкт-Петербург

Увеличение продуктивности процесса профессиональной подготовки квалифицированных сотрудников для Государственной противопожарной службы (ГПС) на базе использования современных новых эффективных форм и методов формирования новых профессиональных компетенций является важной задачей, которая стоит перед преподавательским составом пожарно-технических вузов. Таким эффективным методом профессионального обучения квалифицированных специалистов, который уже получил достаточно широкое применение в других отраслях народного хозяйства, как за рубежом, так и в Российской Федерации, могут быть учебные деловые игры (далее - ДИ).

Учебные ДИ, основанные на использовании высокопроизводительных персональных компьютеров, дают возможность эмулировать все разнообразие детерминированных и стохастических процессов, поддерживая в режиме временного сжатия взаимозависимый поток конгруэнтных ситуаций, протекающих в реальной жизни подразделений ГПС. В ходе проведения учебных ДИ курсантам и студентам предоставляется потенциальная возможность на базе анализа конкретной, но перманентно меняющейся оперативной обстановки находить и формулировать требуемые сценарием игры решения, которые могут оперативно учитываться персональным компьютером в ходе моделирования последующих фаз эволюции игры. Поэтому применение ДИ как формы обучения может обеспечить необходимые условия для объективной оценки уровня сформированности необходимых профессиональных компетенций у субъекта ДИ, способствует росту его профессионализма и закреплению необходимых практических навыков.

В процессе ДИ с применением персонального компьютера поддерживается связь некоторых аспектов служебно-производственной деятельности подразделения ГПС и их возможное влияние на результирующий итог игровой деятельности, поддерживается процесс выявления главных и периферийных связей в оперативно-служебной обстановке, технические возможности ИК технологий и эффективность их использования для изучения и возможного регулирования. Процесс планирования игровой деятельности по заданному сценарием числу показателей с последующей отчетностью, формирует интегральные оценки, отражающие различные стороны деятельности подразделения. Содержание подобных оценок состоит в противоречиях между ежеминутным положительным эффектом и перспективами на будущее [1]. Взаимозависимость между прогнозируемыми параметрами и реально полученными результатами предполагает наличие конфликта. Для выработки эффективных управленческих решений при такой ситуации необходимы специфические знания. Можно предположить, что, осуществив данную деятельность, будущий сотрудник ГПС получит необходимые для своей будущей профессиональной деятельности профессиональные компетенции.

Методика организации ДИ дают возможность эффективного сочетания профессионального интереса курсантов и студентов пожарно-технических вузов к современным методам профессиональной подготовки с духом персонального соперничества.

Разработка сценария учебно-деловой игры связывают с процессом создания комплекта учебно-методического обеспечения процесса проведения ДИ и считается сложной научно-технической задачей, стоящей перед организаторами игры.

ДИ, как и другие методы активного обучения будущих сотрудников ГПС, нацелена на накопление необходимого организационно-управленческого опыта у обучающихся, который был бы конгруэнтен реальному опыту. По своему содержанию реальный организационно-управленческий опыт заменяется квазилабораторным опытом, поскольку посредством ДИ это можно сделать даже более эффективно, чем при применении других методах обучения, что подтверждается следующими позициями.

Позиция 1. ДИ может достаточно реально имитировать возможную профессиональную деятельность сотрудника ГПС.

Позиция 2. В ходе проведения ДИ возникают условия, способствующие формированию динамичных организационных моделей профессиональной деятельности сотрудника ГПС.

Позиция 3. Участие обучающихся курсантов и студентов пожарно-технических вузов в ДИ интенсивно побуждают их к достижению выбранной ранее цели.

ДИ в сфере обучения курсантов и студентов пожарно-технических вузов навыкам оперативного управления в процессе обеспечения пожарной безопасности народно-хозяйственных объектов нацелены на приобретение более широкого практического опыта по формированию управленческих решений в условиях учебной лаборатории вуза.

Условия для возможных рисков, которые вводятся в учебно-деловые игры, предполагают инициацию определенных возможностей в принятии решений при условии нехватки начальной информации и оперативной напряженности, что в дальнейшем даст возможность курсанту и студенту пожарно-технического вуза, будущему сотруднику ГПС, вырабатывать оперативно-управленческие, очень часто достаточно рискованные, решения. При этом моделируется оперативная ситуация и приобретаются необходимые умения и практические навыки оперативно-тактической деятельности без потерь для функционирования комплектующего подразделения в будущем. Накопленный практический опыт даст возможность будущему сотруднику ГПС в реальной оперативной обстановке, в случае необходимости, вырабатывать обоснованные тактические решения.

Другой областью применения ДИ может стать научный поиск обучающихся. Если ДИ базируется на имитации оперативно-тактических ситуаций, возникающих в практической деятельности подразделений ГПС, то при соблюдении конгруэнтности реальных условия сценарию игры, такой метод исследования может применяться как удобный и эффективный научный инструмент первичного подключения обучающихся курсантов и студентов пожарно-технических вузов к научному поиску [2].

Прежде всего, посредством имитаций в ходе ДИ возможно проводить виртуально-симулирующие эксперименты поисковой направленности, в ходе которых исследуются служебные взаимные связи посредством возможных изменений эквивалентных переменных, описывающих имитационную модель изучаемой предметной области. Организация эксперимента с реальными процессами в служебной деятельности структур ГПС возможна и при использовании других натурно-имитационных моделей, в частности посредством динамического моделирования на высокопроизводительных персональных компьютерах, при этом исключительно в ходе ДИ изучаемыми объектами являются индивидуумы - будущие сотрудники ГПС. Присутствие отдельных индивидуумов в системах, имитирующих процессы взаимодействия, дает возможность в ходе ДИ организовывать не только оперативно-тактические, но и социальные, экономические, организационные и психологические эксперименты.

Некоторая категория процессов в управлении структурами ГПС описывается качественными параметрами и поэтому не находит своего адекватного отражения при статистическом описании возможных изменений в сложной системе. Компенсировать этот пробел в некоторой степени может организация ДИ. Областью исследования может стать, отношения руководства подразделений ГПС и сотрудников, непосредственно осуществляющих мероприятия по обеспечению пожарной безопасности народно-хозяйственных объектов касательно применения необходимых стимулов, индивидуальных и групповых интересов и поставленных целей в структуре управления комплектующим подразделением. Именно поэтому посредством игровой имитации в ходе проведения ДИ оптимизирует система материально-экономического и личностно-материального стимулирования действия личного состава непосредственно в структурах ГПС.

Список использованной литературы

1. Алапьева В.Г. Методические рекомендации по организации учебно-технических и деловых игр. - Екатеринбург: Деловая книга, 1999.

2. Хруцкий Е.А. Организация проведения деловых игр: Учеб. пособие для преподавателей сред. спец. учеб, заведений. - М.: Высш. шк., 1991. - 320 с.

АКТУАЛНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ ДОСТАТОЧНОСТИ ВОДОСНАБЖЕНИЯ ДЛЯ ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ НЕФТЕХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Н.Ю. Пивоваров, адъюнкт, Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, г. Санкт-Петербург

Предприятия нефтехимической промышленности являются одной из важных составляющих экономики России. Они приносят наибольшую валютную выручку и обеспечивают основные денежные поступления в бюджет страны. По статистическим данным Межгосударственного совета стран СНГ по промышленной безопасности за 2013 год на предприятиях нефтехимической промышленности в Российской Федерации произошло 14 аварий с экономическим ущербом 522564 тыс. дол. США и количеством травмированных 5 человек (в том числе 3 со смертельным исходом) [1]. Аварии, связанные с взрывом технологического оборудования и технологических установок, на предприятиях нефтехимической промышленности, в большинстве случаев сопровождаются возникновением крупных пожаров, для ликвидации которых требуется большое количество пожарной техники, личного состава государственной противопожарной службы и огнетушащих веществ [2].

Основным огнетушащим веществом при тушении пожаров на предприятиях нефтехимической промышленности является воздушно-механическая пена средней кратности, подаваемая на поверхность горючей жидкости. Однако для ее получения и защиты не горящего технологического оборудования и технологических установок требуется большое количество воды, основными источниками которой являются системы наружного противопожарного водоснабжения (НППВ). При разработке документов предварительного планирования действий по тушению пожаров на данные предприятия, в них рассчитываются основные показатели, характеризующие условия возможной локализации и дальнейшей ликвидации возможного пожара, одним из которых является расход огнетушащего вещества [3].

Существующая методика оценки достаточности водоснабжения при тушении вероятного пожара заключается в последовательном определении формы и размера пожара, возможного на объекте, величины фактического расхода огнетушащего вещества ^ф) для его ликвидации и исследовании характеристик сетей НППВ. Для оценки обеспеченности объекта водой величину Рф сравнивают с величиной водоотдачи водопроводной сети ^вс), используя

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.