Научная статья на тему 'Конституционная концепция обеспечения единства правового пространства'

Конституционная концепция обеспечения единства правового пространства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
158
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНОЕ ПРАВОВОЕ ПРОСТРАНСТВО / ОБЕСПЕЧЕНИЕ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / КОНСТИТУЦИЯ / ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО СУБЪЕКТОВ / UNIFORM LEGAL SPACE / PROVIDING / RUSSIAN FEDERATION / CONSTITUTION / FEDERAL LEGISLATION / LEGISLATION OF SUBJECTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пирбудагова Д. Ш.

В статье рассматриваются проблемы конституционно-правового регулирования обеспечения единства правового пространства Российской Федерации, а также механизмы его обеспечения. Предложены концепция единого правового пространства, модель взаимозависимости и взаимовлияния федерального законодательства и законодательства субъектов в вопросах обеспечения единого правового пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL CONCEPT OF ENSURING UNITY OF LEGAL SPACE

In the article problems of constitutional and legal regulation of ensuring unity of legal space of the Russian Federation, and also mechanisms of its providing are considered. The concept of uniform legal space, model of interdependence and interference of the federal legislation and the legislation of subjects in questions of providing uniform legal space are offered.

Текст научной работы на тему «Конституционная концепция обеспечения единства правового пространства»

УДК 342

КОНСТИТУЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ПРАВОВОГО ПРОСТРАНСТВА

Пирбудагова Д.Ш., заведующая кафедрой конституционного и муниципального права Дагестанского государственного университета, руководитель Центра регионального законодательства при ДГУ, кандидат юридических наук, доцент E-mail: kafedraconst@mail. ru

В статье рассматриваются проблемы конституционно-правового регулирования обеспечения единства правового пространства Российской Федерации, а также механизмы его обеспечения. Предложены концепция единого правового пространства, модель взаимозависимости и взаимовлияния федерального законодательства и законодательства субъектов в вопросах обеспечения единого правового пространства.

Ключевые слова: единое правовое пространство, обеспечение, Российская Федерация, Конституция, федеральное законодательство, законодательство субъектов.

CONSTITUTIONAL CONCEPT OF ENSURING UNITY OF LEGAL SPACE

Pirbudagova D.Sh., Head of Department of Constitutional and Municipal Law at Daghestan State University, Head of Center of the Regional Legislation at DSU, Candidate of Law sciences, Associate Professor

In the article problems of constitutional and legal regulation of ensuring unity of legal space of the Russian Federation, and also mechanisms of its providing are considered. The concept of uniform legal space, model of interdependence and interference of the federal legislation and the legislation of subjects in questions of providing uniform legal space are offered.

Key words: uniform legal space, providing, Russian Federation, Constitution, federal legislation, legislation of subjects.

Нынешний юбилей Конституции, ее 20-летие - серьезный повод для подведения некоторых итогов, осмысления конституционной практики, обсуждения повышения ее эффективности. Конституция оправдывает свое социальное назначение, удовлетворяет социальные ожидания лишь тогда, когда ее принципы и нормы претворяются в жизнь, включаются в общественную практику, когда они осуществляются в деятельности людей и их организаций, в общественных отношениях. Недостаточно иметь хорошую Конституцию, надо создать условия и механизмы, чтобы она не оказалась в забвении, чтобы она была реальным и действенным фактором общественного развития [1, с. 58].

Одним из механизмов реализации Конституции как Основного закона является развитие конституционных положений в действующем законодательстве. Конкретизация конституционных норм в текущем законодательстве отражает важную черту, внутренне присущую процессу осуществления права. Конкретизация

вполне закономерна и вытекает из диалектической связи общего и отдельного, абстрактного и конкретного [2, с. 81].

Конституция - это своего рода несущая конструкция, на которой строится практически все законодательство. Развитие законодательства немыслимо иначе как в параметрах, закрепленных Конституцией, что служит важнейшим условием обеспечения его единства, внутренней согласованности [3, с. 79].

Однако несовершенство конституционноправового регулирования обеспечения единства правового пространства, существующее на сегодняшний день, обуславливает обращение к данной проблематике вновь.

Так, к числу нерешенных проблем следует отнести: отсутствие единообразного понимания сущности термина «единое правовое пространство», в том числе научно обоснованной и методологически выверенной концепции единого правового пространства. Изменения, политизация данного института на фоне свободной ин-

терпретации Конституции, понятийного аппарата нивелируют само конституционное содержание процесса обеспечения единого правового пространства как конституционной цели, ведут к недооценке роли данного конституционноправового института в обеспечении государственной целостности и суверенитета современного Российского государства.

Исходя из различных пониманий единого правового пространства, можно предположить, что в узком смысле основное содержание единого правового пространства составляет иерархич-ная упорядоченная совокупность правовых норм, а в широком - в содержание необходимо включить и такие явления правовой жизни, как пра-вопонимание, государственные органы и учреждения, правосознание, правовая культура, юридическая практика и т.п.

Вместе с тем представляется, что содержание концепции единого правового пространства должно быть основано на конституционном правопонимании, конституционной интерпретации, конституционном правоприменении и конституционном правопользовании.

Следовательно, исходя исключительно из конституционного правопонимания данной правовой категории, характеристиками единого правового пространства выступают конституционные положения, характеризующие правовую систему Российской Федерации. Так, конституционное форматирование единого правового пространства нашло свое закрепление в ряде статей Основного закона РФ, которые, по своей сути, являются требованиями конституционноправовой целостности Российского государства: двухуровневое построение правовой системы Российской Федерации и ее единство (ст. 1, 4, 5 Конституции Российской Федерации); конституционными нормами урегулированы сферы исключительного и совместного ведения Федерации и ее субъектов (ст. 71, 72 Конституции Российской Федерации); гарантирована самостоятельность субъектов Российской Федерации в сфере законотворчества (ч. 4 ст. 76 Конституции Российской Федерации); введена общая процедура разрешения юридических коллизий путем отнесения к ведению Федерации федерального коллизионного права (п. "п" ст. 71 Конституции Российской Федерации) [4].

Закрепленное в Основном законе верховенство Конституции и федеральных законов на всей территории Российской Федерации служит юридическим выражением суверенитета РФ.

Как уже было отмечено, единство правового пространства, основанное на строгом соблюдении федеральной Конституции, является одним из основных элементов целостности госу-

дарства. Сохранение единства Российской Федерации - обязательное условие ее существования как суверенного государства.

Соответственно, под единством правового пространства понимается конституционная характеристика правовой системы Российской Федерации как единой системы федерального права, которой соответствует единая система федерального законодательства, предполагающая как собственно правовое регулирование, осуществляемое Федерацией, так и правовое регулирование, осуществляемое ее субъектами, основанное на конституционных принципах.

Данное положение неразрывно связано с эффективностью обеспечения единства правового пространства, которое непосредственно зависит от содержательного наполнения правовой системы государства базовыми основополагающими принципами, в соответствии с которыми и должно осуществляться ее функционирование.

В свою очередь, обеспечение единства правового пространства - это конституционный процесс, представляющий собой правообеспечительную и правоприменительную деятельность специальных уполномоченных органов государства и других субъектов конституционного права, направленных на реализацию материальноправовых норм, а именно конституционных принципов формирования и функционирования правовой системы посредством их нормативной конкретизации, осуществление конституционного контроля и надзора и иных полномочий, способствующих достижению конституционной цели [5].

Однако заданный Конституцией Российской Федерации алгоритм обеспечения единства правового пространства способен выполнить свое социальное назначение и оправдать социальные ожидания лишь при условии создания механизма его реализации, от эффективности которого будет зависеть конечный результат, выраженный в достижении конституционной цели [6, с. 5].

Вместе с тем приходится констатировать наличие недостатков в механизме обеспечения единства правового пространства - таких, как громоздкость процедуры выявления и устранения несоответствий нормативных правовых актов субъектов РФ Конституции РФ, федеральному законодательству; отсутствие четкого разграничения функций и компетенции между элементами механизма обеспечения единого правового пространства в РФ; отсутствие механизма реализации негативной конституционно-правовой ответственности за нарушение единого правового пространства государства [7, с. 50; 8].

Формула взаимозависимости и взаимо-

Д.Ш. ПИРБУДАГОВА

влияния федерального законодательства и законодательства субъектов в опросах обеспечения единого правового пространства предполагает ведущую роль Федерации в конкретизации конституционных основ обеспечения единого правового пространства. В свою очередь, субъекты Федерации посредством принятия собственных законодательных актов должны вносить нормативную определенность в целях конкретизации федеральных основ.

Реализация конституционных принципов, составляющих основу обеспечения единства правового пространства, возможна при условии создания эффективного механизма их организационно-правового обеспечения, которое предполагает осуществление специальных гарантий и процедур через юридическую форму и организационную деятельность государства [9, с. 32].

В этой связи вопросы обеспечения единого правового пространства неразрывно связаны с еще одним правовым явлением, каковым является правовой мониторинг. Отсутствие единого концептуально обоснованного подхода к правовому мониторингу как основному инструменту (средству) обеспечения единого правового пространства приводит к снижению эффективности всего механизма обеспечения единого правового пространства.

В современной правовой доктрине и правоприменительной практике правовой мониторинг получил свободную интерпретацию. На сегодняшний день в юридической науке отсутствует единообразный подход к пониманию сущности правового мониторинга и в соответствии с этим его целей и задач [10; 11; 12; 13; 14, с. 28], хотя мониторинг законодательства и правоприменительной практики является современным инновационным институтом государства, призванным решать самые различные задачи, а самое главное - решить задачу по повышению качества законов и их эффективной реализации [15, с. 58-59]. В законодательстве девяти субъектов Российской Федерации нет определения термина «правовой мониторинг», не определены признаки, присущие правовому мониторингу, его задачи, цели, а также правовые последствия.

Отсутствие в России на федеральном уровне нормативного правового регулирования организации и проведения правового мониторинга привело к восполнению данного пробела субъектами Федерации.

Так, в некоторых из них такая работа была проведена. Однако следует отметить, что нормативная основа правового мониторинга находится на начальном этапе своего развития и касается определения лишь статутных вопросов.

На основе анализа действующего законодательства предлагаем следующую модель Закона «О правовом мониторинге».

В нем должно быть отражено следующее:

• достижение в понимании сути правового мониторинга как деятельности единства заинтересованных субъектов по анализу, оценке, обобщению содержания, формы нормативноправовых актов и практики их реализации в соответствии с базовыми принципами Конституции Российской Федерации;

• принципы осуществления правового мониторинга нормативных правовых актов следует разделить на базовые, общие и специальные принципы;

- к базовым принципам относятся принципы конституционного мировоззрения и гуманитарно-правовой экспертизы;

- к общим принципам - разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, иерархичность, гласность, единство органов государственной власти;

- к специальным принципам - полнота анализа нормативных правовых актов, достоверность, обоснованность, системность, целенаправленность;

• определение субъектов правового мониторинга как уполномоченных органов государственной власти, местного самоуправления, а также научных учреждений, общественных организаций.

• отнесение к объектам правового мониторинга а) федеральных законов и иных нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, б) нормативных правовых актов субъектов, содержащихся в федеральном регистре нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;

• проведение правового мониторинга по схеме: конституционная норма - закон - подзаконный акт - акты реализации правовых норм [16, с. 55-56].

Обобщая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы.

Совершенствование законодательного регулирования порядка проведения правового мониторинга предполагает принятие базового федерального закона о правовом мониторинге, о котором было сказано выше.

Надо сказать, что реализация конституционных принципов, составляющих основу обеспечения единства правового пространства, возможна при условии создания эффективного механизма их организационно-правового обеспечения, который предполагает осуществление специальных гарантий и процедур через юриди-

ческую форму и организационную деятельность государства.

Соответственно, полагаем, что федеральный законодатель, учитывая конституционный принцип федерализма и вытекающие из этого принципа взаимные права и обязанности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, необходимость их согласованной деятельности по обеспечению соответствия нормативных актов субъектов Российской Федерации федеральной Конституции и федеральным законам, должен установить такой контрольный механизм, который бы обеспечивал эффективное исполнение органами государственной власти субъектов Федерации их конституционной обязанности соблюдать Конституцию Российской Федерации и федеральные законы, не допуская принятия законов и иных нормативных актов, противоречащих им.

Литература

1. Лучин В. О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. С. 58.

2. Лучин В.О. Указ. соч. С. 81.

3. Там же. С. 79.

4. Пирбудагова Д.Ш. Единое правовое пространство и проблемы обеспечения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 18.

5. Рамазанова Х.В. Роль института федерального вмешательства в обеспечении единства правового пространства Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Махачкала, 2012.

6. Рамазанова Х.В. Указ. соч. С. 5.

7. Обеспечение единого правового пространства Российской Федерации: мониторинг регионального законодательства: отчет о деятельности Центра регионального законодательства при ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет» / под ред. канд. юрид. наук, доц. Д.Ш. Пирбудаговой. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2011. С. 50.

8. Пирбудагова Д.Ш. Конституционноправовая ответственность в России и проблемы обеспечения прав и свобод человека и гражданина // Современные проблемы конституционного и муниципального строительства: опыт России и зарубежных стран: материалы международной

научно-практической конференции. Юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. Москва, 10-13 марта 2010 года / отв. ред. - д-р юрид. наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации С.А. Авакьян. М.: «Издательский дом РоЛиКС», 2010.

9. Пирбудагова Д.Ш. К вопросу об обеспечении единства правового пространства в Российской Федерации // Обеспечение единого правового пространства: мониторинг законодательства субъектов Российской Федерации: материалы всероссийской научно-практической конференции. 26-27 сентября, Махачкала / отв. ред. С.А. Авакьян, Д.Ш. Пирбудагова. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2011. С. 32.

10. Балашов Е.Б., Наумов Е.А., Савин

М.С., Потемкин О.А. О системе мониторинга законодательства и правоприменительной практики в научно-технической сфере и сфере инновационной деятельности. иЯЪ:

http://www.innovbusiness.ru/ соп-

tent/document_r_DE94841C-26El-404B~9101-AB71D6B37A06.html

11. Тихомиров Ю.А. Организация и проведение правового мониторинга // Право и экономика. 2006. № 10.

12. Мониторинг права - важнейшее средство повышения эффективности государственного управления: сб. статей. Раздел 1: Общие положения. Совет Федерации, август, 2004.

13. Наконечный Я.Е. Мониторинг в правотворчестве (проблемы теории и практики): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Владимир, 2008.

14. Пирбудагова Д.Ш., Азизова В.Т. Мониторинг конституционного законодательства в Северо-Кавказском федеральном округе и Южном федеральном округе // Юридический вестник ДГУ. 2011. №4. С. 28 и др.

15. Магомедов Ш.Б., Магомедов М.М. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в механизме обеспечения единого правового пространства России // Юридический вестник ДГУ. 2012. № 3. С. 58-59.

16. Обеспечение единого правового пространства Российской Федерации: мониторинг регионального законодательства: отчет о деятельности Центра регионального законодательства при ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет» / под ред. канд. юрид. наук, доц. Д.Ш. Пирбудаговой. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2011. С. 55-56.

Поступила в редакцию 10 ноября 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.