Научная статья на тему 'Конституционное право определять и указывать свою национальную принадлежность как реализация этнической самоидентификации личности в контексте обеспечения прав человека в Российской Федерации'

Конституционное право определять и указывать свою национальную принадлежность как реализация этнической самоидентификации личности в контексте обеспечения прав человека в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1365
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНОСТЬ / РЕАЛИЗАЦИЯ / САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ / КОНСТИТУЦИЯ / ГАРАНТИИ / RIGHT / ACCESSORY / NATIONALITY / REALIZATION / SELF-IDENTIFICATION / CONSTITUTION / GUARANTEES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пирбудагова Д. Ш., Гамзатова М. М.

В статье анализируются конституционно-правовые аспекты реализации этнической идентичности личности. Делается вывод о том, что конституционное содержание права определять и указывать свою национальную принадлежность не ограничивается гарантиями равенства прав и свобод независимо от национальности, а предполагает необходимость правового обеспечения государством равенства возможностей пользования правами посредством закрепления в законодательстве дополнительных гарантий осуществления прав.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL LAW TO DEFINE AND SPECIFY THE NATIONAL IDENTITY AS REALIZATION ETHNIC SELF-IDENTIFICATION OF THE PERSONALITY IN A CONTEXT OF ENSURING HUMAN RIGHTS IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article analyzes the constitutional and legal aspects of realization of ethnic identity of the personality. The authors comes to the conclusion that the constitutional content of the right to define and to point out the national identity is not limited by the guarantees of equality of the rights and freedoms irrespective of nationality but state assumes the need of legal ensuring of equal opportunities to use the rights by means of fixing additional guarantees to implement the rights in the legislation.

Текст научной работы на тему «Конституционное право определять и указывать свою национальную принадлежность как реализация этнической самоидентификации личности в контексте обеспечения прав человека в Российской Федерации»

УДК 342.7

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ОПРЕДЕЛЯТЬ И УКАЗЫВАТЬ СВОЮ НАЦИОНАЛЬНУЮ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ КАК РЕАЛИЗАЦИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Пирбудагова Д.Ш., заведующая кафедрой конституционного и муниципального права Дагестанского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент E-mail: kafedraconst@mail.ru

Гамзатова М.М., ассистент кафедры конституционного и муниципального права Дагестанского государственного университета, кандидат юридических наук E-mail: gamzatova@yandex.ru

В статье анализируются конституционно-правовые аспекты реализации этнической идентичности личности. Делается вывод о том, что конституционное содержание права определять и указывать свою национальную принадлежность не ограничивается гарантиями равенства прав и свобод независимо от национальности, а предполагает необходимость правового обеспечения государством равенства возможностей пользования правами посредством закрепления в законодательстве дополнительных гарантий осуществления прав.

Ключевые слова: право, принадлежность, национальность, реализация, самоидентификация, Конституция, гарантии.

CONSTITUTIONAL LAW TO DEFINE AND SPECIFY THE NATIONAL IDENTITY AS REALIZATION ETHNIC SELF-IDENTIFICATION OF THE PERSONALITY IN A CONTEXT OF ENSURING HUMAN RIGHTS IN THE RUSSIAN FEDERATION

Pirbudagova D.Sh., Head of the Department of Constitutional and Municipal Law at Daghestan State University, Candidate of Law sciences, associate professor

Gamzatova M.M., competitor of the Department of Constitutional and Municipal Law at Daghestan State University, Candidate of Law sciences

The article analyzes the constitutional and legal aspects of realization of ethnic identity of the personality. The authors comes to the conclusion that the constitutional content of the right to define and to point out the national identity is not limited by the guarantees of equality of the rights and freedoms irrespective of nationality but state assumes the need of legal ensuring of equal opportunities to use the rights by means of fixing additional guarantees to implement the rights in the legislation.

Key words: right, accessory, nationality, realization, self-identification, Constitution, guarantees.

Одной из категорий конституционноправового института прав человека, вызывающей неоднозначное толкование и подходы, является право каждого определять и указывать свою национальную принадлежность, выражающуюся в

этнической идентичности и самоидентификации личности.

Основная функция этнической идентичности направлена на консолидацию этнической общности, фиксацию единства интересов ее членов, обеспечение их самосохранения и защиты.

В конституциях зарубежных стран обычно об этом праве не говорится. Кроме того, слово «национальность» во многих западных языках имеет значение «гражданство», а для обозначения национальности в нашем значении этого слова используется термин «этничность», но он официально по отношению к человеку в документах не употребляется, как не используется в личных документах человека и указание на его национальность (принадлежность к определенному этносу). Во Франции даже был принят специальный закон о неразличении этничности. Все являются французами [1, с. 3-20].

Однако государство не может не учитывать, что реализация прав и свобод человека и гражданина неразрывно связана с его национальной самоидентификацией. Поэтому Н.А. Богданова выделяет в классификации конституционных прав и свобод человека «национальные права». При этом она указывает, что национальными правами обладает каждый, что подчеркивает естественно-правовую природу таких прав [2, с. 70].

Вместе с тем «специальные», или «национальные», права - это не какая-то дополнительная конструкция прав, которыми обладают лица в связи с их национальной принадлежностью. Здесь можно согласиться с С.А. Авакьяном, утверждающим, что «практически нет каких-либо прав и свобод, которыми граждане обладают исключительно в силу национальной принадлежности» [3, с. 9]. Национальные, или специальные, права - это те права человека, которые определяют его общее положение в обществе и государстве. Лицам, относящим себя к этническим общностям, находящимся в ситуации национального меньшинства, на определенной территории труднее реализовать свою национальную самобытность (в области языка, культуры, традиций и пр.), чем лицам, принадлежащим к этническому большинству. Это и предопределяет тот набор дополнительных гарантий для реализации ими своих прав, которые государство закрепляет за ними в своих законах.

В конституционно-правовом аспекте этническая идентичность понимается как право человека определять свою принадлежность к определенной этнической общности. Конституционная конструкция ст. 26 Конституции Российской Федерации, закрепившей право каждого определять и указывать свою национальную принадлежность, с одной стороны, означает признание государством права на этническую, политическую и идеологиче-

скую идентификацию, а с другой - свидетельствует о вариантах такого выбора. При этом следует отметить, что такой выбор не может основываться исключительно на субъективных индивидуальнооценочных предпочтениях человека, учету подлежат и объективные критерии (антропоморфные признаки, язык, психический склад, культурный архетип, образ жизни и т.п.). Вместе с тем, указанные признаки могут быть не связаны с национально-этническим происхождением, а быть приобретенными в силу длительного пребывания человека в соответствующей социокультурной среде [4, с. 252].

Для обеспечения соблюдения права свободно определять и указывать свою национальность большое значение имеет и закрепленное в Конституции положение о том, что никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. Конституционный смысл данного положения заключается в свободе в соответствии с конституционно признанными возможностями определять и указывать национальную принадлежность, не предполагающими официального фиксирования либо документирования этой информации. Это означает, что с юридической точки зрения в смысловом единстве со ст. 19 Конституции Российской Федерации, гарантирующей равенство прав и свобод независимо, в том числе, и от национальности не влечет каких-либо правовых последствий. Однако в данном контексте «правовые последствия» следует рассматривать с точки зрения возникновения ситуации в результате определения и указания национальной принадлежности, ведущей к ограничению возможности пользования другими правами человека. В то же время установление национальной принадлежности в определенных случаях непосредственно связано с обеспечением равноправия, поскольку дает возможность лицу в силу его принадлежности к этнической общности, находящейся в состоянии меньшинства, получить дополнительные, установленные государством гарантии осуществления основных прав и свобод человека и гражданина. В этой связи государство обязано обеспечить путем правового (юридического) способа возможность такого установления. В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации данное право может быть реализовано в судебном порядке путем установления соответствующего юридического факта [5, с. 253].

Таким образом, значение национальной принадлежности человека не следует недооценивать. Право на сохранение и развитие национальных особенностей входит в состав основных, неотъемлемых прав народа (этноса) и личности, зафиксированных в основных международноправовых актах.

По причине этого Конституция гарантирует всем народам Российской Федерации, независимо от места их проживания, право на сохранение родного языка, создание условий для его использования и развития, а также гарантирует права коренных малочисленных народов, защиту их исконной среды обитания и традиционного образа жизни, защиту прав национальных меньшинств и целый ряд других прав и свобод человека, обусловленных его национальной принадлежностью [6, с. 260].

Как было отмечено, к числу основных признаков идентичности относится язык. Часть 2 статьи 26 Конституции закрепляет положения, в соответствии с которыми каждый человек имеет право не только пользоваться родным языком, но и осуществлять свободный выбор языка общения, воспитания, образования и творчества. Следует отметить структурно-содержательную специфику данного положения: во-первых, это конституционное установление закрепляет два взаимосвязанных, но все же самостоятельных конституционных права; во-вторых, осуществление как первого, так и второго индивидуального права предполагает коллективную форму осуществления, а обеспечение субъективного права происходит путем закрепления коллективных прав народов [7, с. 14].

Конституционное закрепление прав народов и их этнической идентичности по объему незначительно, к таковому можно причислить обеспечение национального равноправия (ч. 2 ст. 19), языкового равноправия (ч. 2 ст. 26, ч. 3 ст. 68), гарантии прав и свобод национальных меньшинств и коренных малочисленных народов (ст. 69, п. "в" ст. 71, п. "б" ст. 72).

Следовательно, нормативное значение индивидуального права, зафиксированного в части 1 статьи 26, равно как и нормативное содержание индивидуальных прав, получивших свое закрепление в части 2 данной статьи, проявляется в системном единстве с конституционными положениями, отражающими многонациональную природу Российского государства и выражающимися в единстве и взаимосвязи этнических (коллектив-

ных) прав народов (этносов), его населяющих, и индивидуальных прав и свобод человека и гражданина.

Так, учитывая многонациональный состав Российской Федерации, насчитывающий более 180 народов и входящих в них этнических групп, часть 3 статьи 68 закрепляет право всех ее народов на сохранение собственных языков и гарантирует создание условий для их изучения и развития. Таким образом, российская Конституция не только не создает каких-либо препятствий утверждению национального начала в обществе, но и образует правовую базу для сохранения и развития всех народов, проживающих на территории страны [8, с. 534]. Без этого невозможна самоидентификация личности, поскольку одной из главных черт, определяющих принадлежность человека к тому или иному народу, помимо территории проживания, культуры, является язык, на котором он говорит. Именно языковая культура определяет самосознание каждого человека и народа в целом. В особую группу выделяются коренные малочисленные народы (ст. 69) и национальные меньшинства (п. «в» ст.71, п. «б» ст.72).

Гарантируя данное право, Российская Федерация подтверждает свою приверженность международно-правовым стандартам в данной области [9]. Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств [10] предусматривает, что ее участники - государства будут обеспечивать развитие языков национальных меньшинств, защищать их представителей от дискриминации по языковому признаку, создавать условия для использования данных языков в частной и публичной жизни, способствовать изучению языков национальных меньшинств и получать на них образование. Более развернутые меры в указанном отношении содержит Европейская хартия о региональных языках и языках меньшинств [11].

Так, лица, принадлежащие к национальным меньшинствам, имеют право свободно пользоваться своим родным языком в личной и общественной жизни, распространять информацию, иметь доступ к ней и обмениваться информацией на своем родном языке. В свою очередь на государство возлагается обязанность по созданию надлежащих условий, обеспечивающих возможность по обучению и использованию этими лицами своего родного языка. На создание условий для сохранения и равноправного и самобытного развития языков населяющих Российскую Федерацию народов на-

правлен Закон о языках народов РФ [12], который, конкретизируя положения ст. 68 Конституции РФ, определяет, что Российская Федерация в лице высших органов государственной власти осуществляет установление общих принципов законодательства РФ о языках народов Российской Федерации, обеспечение функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации, содействие развитию государственных языков республик.

Права индивидов, идентифицирующих себя с определенной этнической общностью, на использование родного языка регулируют и другие законодательные акты - такие, как: Закон об образовании, который определяет условия получения образования на родном языке посредством установления права образовывать негосударственные (общественные) дошкольные учреждения или группы в таких учреждениях с воспитанием на национальном (родном) языке; создавать негосударственные (общественные) образовательные учреждения (общеобразовательные, начального, среднего и высшего профессионального образования) с обучением на национальном (родном) языке; Основы законодательства РФ о культуре, относящие языки, диалекты и говоры к области народной культуры; закрепляющие право национальных культурных центров, обществ и землячеств создавать национальные клубы, студии и библиотеки по изучению национального языка; Федеральный закон от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ «О национальнокультурной автономии», ГПК, УПК, АПК, регулирующие порядок использования родного языка в суде [13, с. 547]. Помимо вышеуказанных законодательных актов федерального уровня, особую роль для национальных и языковых меньшинств играет обеспечение защиты реализации ими права на использование национального (родного) языка и его регламентация на уровне субъектов Российской Федерации. Эта регламентация осуществляется как в основных законах субъектов Федерации, так и в специальных законах о языках.

Обобщая изложенное, отметим, что анализ конституционных положений о праве каждого определять и указывать свою национальную принадлежность показал, что Конституция Российской Федерации закрепляет принцип свободной этнической самоидентификации, который, с одной стороны, коррелирует со ст. 19 Конституции Российской Федерации, закрепляющей равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от нацио-

нальности (запрет дискриминации, в том числе по основаниям ч. 5 ст. 13 и ч. 2 ст. 29 Конституции РФ), с другой - принцип самоидентификации непосредственно связан с правом народов на самоопределение, производным от которого является право на национальную принадлежность. Следовательно, конституционное содержание права определять и указывать свою национальную принадлежность, вопреки расхожему мнению, не исчерпывается пониманием гарантий равенства прав и свобод независимо от национальности, а предполагает необходимость правового обеспечения государством равенства возможностей пользования правами посредством закрепления в законодательстве дополнительных гарантий осуществления прав.

Литература

1. Чиркин В.Е. Конституционные личные права человека и гражданина: Россия и зарубежные страны // Гражданин и право. 2010. № 1. С. 3-20.

2. Богданова Н.А. Система науки конституционного права. М., 2001.

3. Авакъян С.А. Национальный вопрос и государственное строительство: проблемы России и опыт зарубежных стран // Национальный вопрос и государственное строительство: проблемы России и опыт зарубежных стран: материалы научной конференции. М., 2000.

4. Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. М.: Эксмо, 2009.

5. Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. ...

6. Андриченко Л.В. Регулирование и защита прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов в Российской Федерации. М.: ОАО «Издательский дом «Городец», 2005.

7. Андрианова В.В. Право национальной принадлежности - новелла личных прав // Миграционное право. 2010. № 4. С. 14.

8. Гамзатова М.М. Национальное равноправие в Российской Федерации: конституционноправовые аспекты // 15 лет Конституции Российской Федерации: проблемы теории и практики: материалы всероссийской научно-практической конференции (27-28 ноября, 2008, г. Махачкала). Ч.1. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2008.

9. Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.). Пакт ратифицирован Указом Президиума Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г. // Ведомости ВС СССР. 1973. № 40, ст. 564.

10. Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств (Страсбург, 1 февраля 1995 г.). Ратифицирована Федеральным законом от 18 июня 1998 г. «О ратификации Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. №11, ст. 1256.

11. Европейская хартия о региональных

языках и языках меньшинств (Страсбург, 5 ноября 1992 г.). Подписана 10 мая 2001 г. Не ратифицирована. Распоряжение Президента РФ от 22 февраля 2001 г. № 90-рп // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 9, ст. 849.

12. О языках народов Российской Федерации: закон Рос. Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 (в ред. от 11 декабря 2002 г.) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 50, ст. 1740.

13. Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. М.: Эксмо, 2009.

Поступила в редакцию 5 мая 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.