Научная статья на тему 'Правовой статус национальных меньшинств (на основании анализа международных правовых актов)'

Правовой статус национальных меньшинств (на основании анализа международных правовых актов) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2504
594
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЙ СТАТУС НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ / НОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА / РАМОЧНАЯ КОНВЕНЦИЯ О ЗАЩИТЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ / МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЙ НАРОД РОССИИ / РАСОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА / FRAMEWORK CONVENTION FOR THE PROTECTION OF NATIONAL MINORITIES (FCNM) / LEGAL STATUS OF ETHNIC MINORITIES / NORMS OF INTERNATIONAL LAW / MULTINATIONAL PEOPLE OF RUSSIA / RACIAL DISCRIMINATION / CONSTITUTIONAL RIGHTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Долотказина Аида Алиевна

В статье "Правовой статус национальных меньшинств (на основании анализа международных источников)», автор анализирует международные нормы права, имеющие отношение к правовому статусу, правам и свободам национальных меньшинств. Данные международные нормативные правовые акты представляют собой большой пласт источников права на основании изучения которых, законодательные органы Российской Федерации могут преобразовать внутренние источники, что даст больше правовых оснований для реализации конституционных прав национальных меньшинств на территории нашего государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The legal status of ethnic minorities (according to analyze of international sources)

In the article «The legal status of ethnic minorities (according to analyze of international sources)», author analyzes the norms of international law which relates to legal status, rights and liberties of ethnic minorities. These international regulatory acts represent the stratum of sources of law and studying them will allow legislative bodies of Russian Federation to reform its inner legislation which will give more legal grounds to carry out constitutional rights of ethnic minorities in Russia.

Текст научной работы на тему «Правовой статус национальных меньшинств (на основании анализа международных правовых актов)»

1.8. ПРАВОВОЙ СТАТУС НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ (НА ОСНОВАНИИ АНАЛИЗА МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ)

Перейти на Гпавное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Долотказина Аида Алиевна, аспирант. Место учебы: НОУ ВПО «Академия управления «ТИСБИ» e-mail: ai-da2583@mail.ru

Аннотация: В статье "Правовой статус национальных меньшинств (на основании анализа международных источников)», автор анализирует международные нормы права, имеющие отношение к правовому статусу, правам и свободам национальных меньшинств. Данные международные нормативные правовые акты представляют собой большой пласт источников права на основании изучения которых, законодательные органы Российской Федерации могут преобразовать внутренние источники, что даст больше правовых оснований для реализации конституционных прав национальных меньшинств на территории нашего государства.

Ключевые слова: правовой статус национальных меньшинств, нормы международного права, Рамочная Конвенция о защите национальных меньшинств, многонациональный народ России, расовая дискриминация, конституционные права.

THE LEGAL STATUS OF ETHNIC MINORITIES (ACCORDING TO ANALYZE OF INTERNATIONAL SOURCES)

Dolotkazina Aida Alievna, postgraduate student. Place of study: TISBi Management academy.

Annotation: In the article ««The legal status of ethnic minorities” (according to analyze of international sources)», author analyzes the norms of international law which relates to legal status, rights and liberties of ethnic minorities. These international regulatory acts represent the stratum of sources of law and studying them will allow legislative bodies of Russian Federation to reform its inner legislation which will give more legal grounds to carry out constitutional rights of ethnic minorities in Russia. Keywords: legal status of ethnic minorities, norms of international law, Framework Convention for the Protection of National Minorities (FCNM), multinational people of Russia, racial discrimination, constitutional rights.

В соответствии со ст.19 Конституции Российской Федерации «Государство является гарантом равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.»1. Этими и рядом других статей Кон-

1 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г.//Российская газета-1993, 25 декабря- №237

ституция Российской Федерации закрепляет правовой статус личности в целом, в том числе, конечно же и правовой статус национальных меньшинств, которые также являются частью многонационального народа России.

В ст.17 Конституции РФ продекларировано «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.»2. Многочисленными принципами и нормами международного права являются - Конвенции, Декларации, протоколы, часть из них ратифицировано и таким образом юридически действует на территории Российской Федерации, другие не ратифицированы и не имеют юридической силы. Так или иначе, все они представляют собой глубокий пласт законодательного нормотворчества, который мы должны учитывать и при создании внутреннего законодательства в сфере национальных отношений в целом и вопроса национальных меньшинств в частности. Проанализируем некоторые из международных правовых актов с тем, чтобы понять и сделать соответствующие выводы о ходе развития международного законодательства в области защиты прав и свобод национальных меньшинств.

В первую очередь, это, конечно, «Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств» 3, принятая 1.02.1995г. в Страсбурге и подписанная изначально 21 государством. Государства, подписавшие и ратифицировавшие ее, согласились содействовать процессу кодификации прав лиц, относящихся к национальным меньшинствам, на двустороннем, региональном и универсальном уровнях. С этой целью ими будут предприниматься дальнейшие усилия через ООН и ОБСЕ 4. Решение о создании рамочной конвенции изначально было зафиксировано в приложении II к Венской Декларации, (Вена, 9 октября, 1993г.)5.

Одним из решающих критериев при оценке поступающих от государств заявлений на принятие в Совет Европы в числе прочих является защита национальных меньшинств и соблюдение принципов международного права, в том числе и посредством внесения прав и свобод национальных меньшинств в содержание своих внутренних законов и в первую очередь в свои Конституции. Из этого можно сделать вывод, что все цивилизованные Европейские государства ставят одной из приоритетных задач своей внутренней и внешней политики защиту национальных меньшинств.

Все страны, в которых внутреннее законодательство в отношении национальных меньшинств не развито должны принимать активное участие в развитии этого законодательства, для того, чтобы национальные меньшинства имели возможность на гармоничное развитие, сохранение своей уникальной культуры, наследия своего народа, своего языка, своего лица. Трудно не согласится с Приложением II к Венской Декларации, которая так и называется «Национальные меньшинства» Приведем в своей статье цитаты, с которыми мы

2 Там же.

3 Рамочная Конвенция о защите национальных меньшинств от 01.02.1995 г. (Конвенция вступила в силу в РФ 1.12.1998г.)// Собрание законодательства Российской Федерации» от 15.03.1999г.-№11,ст.1256

4 Рахманина Т.Н. Актуальные вопросы кодификации российского законодательства// Журнал российского права. 2008г. №4

5 Венская декларация (Вена, 9 октября 1993г)//Информационно-

правовая система «Гарант» по состоянию на 08.07.2009г.

согласны в полной мере: «Исторически сложившиеся в Европе национальные меньшинства должны стать объектом защиты и уважения, с тем, чтобы они могли внести свой вклад в обеспечение стабильности и мира.»6.

Итак, согласно статуса данной Конвенции, она открыта для подписания государствами-членами Совета Европы. В настоящее время эту Конвенцию подписали порядка 40 государств. Наша страна подписала данную Конвенцию 28.02.1996г, ратифицировала Федеральным законом от 18.06.1998г №84-ФЗ (с заявлением) и официально данная Конвенция вступила в силу на территории России 1.12.1998г7.

Также Рамочная Конвенция декларировала такие важные аспекты, как «уважение национального меньшинства» и «создание соответствующих условий для развития национальных меньшинств» Согласно положений ст.3, любое лицо, принадлежащее к национальному меньшинству, само выбирает рассматриваться как национальное меньшинство или нет. Трудно не согласиться с этой догмой, однако тут же возникает вопрос, как же этот представитель должен относить себя к национальным меньшинствам, если Рамочная конвенция не содержит определения понятия «национальные меньшинства» Это, наверное, можно отнести к недостатку данной Конвенции, которая возможно предполагает, что каждое государство в своем Федеральном законе должно самостоятельно определить это дискуссионное понятие. С нашей точки зрения, все же Конвенция должна была бы содержать определение данного понятия, чтобы избежать в дальнейшем разночтений в различных национальных законах и позволить тем самым национальным меньшинствам на практике осуществлять продекларированные в ст.3. права.

Относительно Конвенции, хотелось бы верить, что высокие принципы равноправия всех народов, провозглашенные в Конвенции, отражались и в законах Российской Федерации, а созданные Конвенцией необходимые условия давали возможность народам в не зависимости от их численности развивать свою культуру и сохранять самобытность.

Среди условий-рекомендаций заключения №193 по заявке России на вступление в Совет Европы (Страсбург, 25 января 1996г.) от России ожидается, что будут приняты соответствующие стандартам Совета Европы новые законы, в том числе и о защите национальных меньшинств8.

Следующий международный акт, который подлежит анализу в отношении реализации прав национальных меньшинств это Конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая в Риме 4.10.1950г9. Конвенция ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 30 марта 1998 г. Ы54-ФЗ с ого-

6Приложении II к Венской Декларации, (Вена, 9 октября, 1993г.) // Информационно-правовая система «Гарант» по состоянию на 08.07.2009г.

7 Федеральный закон от 18.06.1998г. №84-ФЗ «О ратификации Рамочной Конвенции о защите национальных меньшинств» Собрание законодательства Российской Федерации. 22.06. 1998 г.,-N 25, ст. 2833

8 Заключение №193 по заявке России на вступление в Совет Европы (Страсбург, 25 января 1996г.)//Информационно-правовая система «Консультант-плюс» по состоянию на 12.12.2008г.

9 Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 октября 1950г.)// Собрание законодательства Российской Федерации от 8 января 2001 г., N 2, ст. 163

воркой и заявлениями10. Согласно ст.14 данной Конвенции пользование правами и свободами,

ными в настоящей Конвенции должно быть обеспечено без какой-бы то ни было дискриминации в том ле и по признаку принадлежности к национальным меньшинствам11. Таким образом, уже в 1950г. в ряде стран Европы действовал правовой акт, согласно торому права и свободы национальных меньшинств защищаются в равнозначной степени с остальными с гражданами.

Отрадно, что данная Конвенция учреждает международный правовой контрольный механизм-Суд, который предлагает свои услуги сторонам в споре с целью заключения мирового соглашения на основе уважения прав человека в том виде, в каком они определены в Конвенции и в Протоколах к ней. Заседания Суда являются открытыми, если в силу исключительных обстоятельств Суд не примет иного решения.

Несмотря на то, что в Российской Федерации эта Конвенция была ратифицирована лишь в 1998г., все же сам факт функционирования в нашей стране таких законов позволяет надеяться на то, что права и свободы наших граждан имеют первостепенное значение в независимости от принадлежности определенных этносов к категории национальных меньшинств.

После распада Советского союза, в условиях формирования новой международной политики и экономики Российская Федерация подала заявку

на вступление в Совет Европы. Заключение №193 по Заявке России на вступление в Совет Европы содержит пункт, согласно которого Совет Европы ожидает от России в числе прочего, «что в России будут приняты соответствующие стандартам совета Европы новые законы о защите национальных меньшинств» Приходиться констатировать, что в России за прошедшее десятилетие было принято множество законов, регулирующих права коренных малочисленных народов и национальных меньшинств, однако закон «О национальных меньшинствах» остается лишь на уровне законопроекта до настоящего времени.

Следующим документом, который представляет для нас интерес в контексте изучаемой нами проблематики является Конвенция об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам (Москва, 21 октября 1994 г.)12. Письмом Президента РФ от 14.09.95 N ИПр-1269 настоящая Конвенция внесена на ратификацию в Государственную Думу РФ13. Согласно данного Письма «Введение Конвенции в действие позволит обеспечить правовую защиту прав и законных интересов принадлежащих к национальным меньшинствам лиц, связанных этническими, культурными, религиозными и другими историческими узами и традициями с Россией, проживающих в государствах - участниках Содружества Независимых Государств и являющихся их гражданами, содействовать сохранению этнической, языковой, культурной и религиозной самобытности национальных меньшинств Договари-

10 Федеральный закон от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней"// «Российская газета» от 7.04. 1998г.

11 Конвенция о защите прав человека и основных свобод (для России вступила в силу 5.05.1998г.// «Собрание законодательства Российской Федерации» от 08.01.2001 г.-№2,СТ.163

12 Конвенция об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам (Москва, 21 октября 1994г.// Информационный Вестник Совета глав правительств СНГ «Содружест-во»,1999 г .,№3,С.74

13 Письмо Президента РФ от 14.09.95 №Ипр-1269//Информационно-правовая система «Гарант» -2000г-1 мая

вающихся Сторон.» Настоящая Конвенция вступает в силу со дня сдачи депозитарию третьего уведомления, подтверждающего выполнение Договаривающимися Сторонами необходимых внутригосударственных процедур для вступления ее в силу. На основании изложенного Конвенция вступила в силу на территории таких бывших союзных республик, как: Беларусь, Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Таджикистан, Кыргызская Республика. Российская Федерация сдала уведомление, которое было депонировано в 2004г. и приводит в соответствие внутригосударственное законодательство. Конечно, принятие данной Конвенции является необходимостью, так как после распада Союза Советских социалистических республик многие граждане, имеющие гражданство одной из договаривающихся сторон по своему этническому происхождению, языку, культуре, религии или традициям отличаются от основного населения данной Договаривающейся Стороны. Посредством принятия этой Конвенции и у России, и у других участников Союза Независимых Государств появится возможность защищать права своего народа, проживающего на территории других государств-членов СНГ и являющихся гражданами этих государств.

Следующим документом является Конвенция Содружества независимых государств о правах и основных свобод (Минск 26 мая 1995г.)14. Конвенция ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 4 ноября 1995 г. N 163-ФЗ15. Данная Конвенция развивает положения, содержащиеся во Всеобщей декларации прав человека и других международных документах о правах человека. Кроме того, рассматриваемый международный документ содержит нормы и о правах лиц, относящихся к национальным меньшинствам, в частности право на индивидуальное, совместное и беспрепятственное выражение, сохранение и развитие своей этнической, языковой, культурной или религиозной самобытности.

В Конституции Российской Федерации закреплено, что единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Историческое наличие на территории нашего государства множества наций, накладывает на государство обязательное осуществление «политики эмансипации - осуществления прав человека для всех, включая в первую очередь ликвидацию всех форм дискриминации по признаку расы, языка, цвета кожи, националь-

16

ного или этнического происхождения» . В этом отношении наибольший интерес с точки зрения международного права представляет Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (Нью-Йорк, 7 марта, 1966г.)1 , которая выступает против дискриминации в любых ее проявлениях, в том числе и подстрекательство к дискриминации. Конвенция была ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета

СССР 22 января 1969 г. с оговоркой по статье 22 и с заявлением по п.1. ст.1718.

Исходя из того, что настоящая конвенция выражение «расовая дискриминация» рассматривает как любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное и на признаках национального или этнического происхождения в том числе, можно, пожалуй, назвать эту конвенцию на сегодняшний день первостепеннейшим инструментом содействия обеспечению равенства между различными национальностями и этническими группами.

В связи с этим, хочется надеяться, что политика расовой сегрегации, апартеида и дискриминации остаются в прошлом, что в настоящее время весь мир осознал неправомерность, жестокость и несправедливость такой политики, осудил колониализм и перешел на следующий этап своего развития, когда все люди, в не зависимости от цвета кожи и принадлежности к различным этническим группам, имеют равный набор прав и свобод, гарантированных государствами, чьими гражданами они являются и мировым сообществом в целом.

При чтении международных актов нельзя не восхититься теми высокими принципами морали, гуманности, справедливости, демократии и стабильности. Кто-то скажет этого не достаточно, что эти нормы остаются зачастую только на бумаге и с трудом находят свое отражение в реальной внутригосударственной жизни. Однако, это не совсем так. Почти во всех Конституциях Европы нормы относительно прав и свобод также нашли свое закрепление, многие государства Европы принимают и соответствующие специальные законы в сфере регулирования прав национальных меньшинств, их участие в общественной политической жизни, в развитии экономического процесса. Российскую Федерацию также можно отнести к этим государствам, несмотря даже на отсутствие специального закона, существует множество законодательных актов, определяющих правовой статус национальных меньшинств России.

14 Конвенция Содружества независимых государств о правах и основных свобод // Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ «Содружество» 1995г.,№2,с.30

15 Федеральный закон от 4 ноября 1995г. №163-ФЭ «О ратификации Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека» Бюллетень международных договоров, 1996г., №2, с.64

16 Конституционное право государств Европы: Учебное пособие для студентов юридических вузов и факультетов// отв. редактор Д.А. Ковачев-М.: Волтерс Клувер, 2005

17 Международная Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (Нью-Йорк, 7 марта, 1966г.)// «Ведомости Верхов-

ного Совета СССР» от 18 июня 1969 г. №25, ст. 219

18 Указ Президиума ВС СССР от 22 января 1969 г. N 3534-УП "О ратификации Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации"//«Ведомости Верховного Совета

СССР» 1 966, №5, ст.33

Рецензия

на статью аспирантки Академии Управления «ТИСБИ» А.А. Долотказиной «Правовой статус национальных меньшинств (на основе анализа международных правовых актов)»

В рецензируемой статье автором предпринята попытка проанализировать нормы международного права с целью определить правовой статус национальных меньшинств согласно норм международного права. Это представляется актуальным в связи с всеобщей глобализацией, и с практической точки зрения, ведь опыт, содержащийся в этих источниках можно привнести во внутреннее законодательство Российской Федерации.

По результатам исследования, автор отмечает, правовой статус национальных меньшинств затрагивается во многих международных и европейских источниках права. Многие нормы, закрепленные в Конвенциях, нашли свое отражение и в Конституции Российской Федерации, такие как: осуждение всех форм и видов дискриминации, равноправие народов, право народов на изучение и использование своего родного языка и многие другие. Россия в процессе присоединения ко многим международным Конвенциям обязуется привести в соответствии с международными нормами и свое внутреннее законодательство. Работа по приведению в соответствие законодательства России уже идет, приводятся в соответсвие многие отраслевые источники, что в будущем должно привести к принятию закона «О национальных меньшинствах», так как отсутствие этого законодательного акта приводит к трудностям самоидентификации национальных меньшинств.

Представленная статья в полной мере отвечает требованиям предъявляемым к научным работам и рекомендуется к публикации.

Научный руководитель

К.ю.н., доцент кафедры конституционного

и международного права -

Академии Управления «ТИСБИ»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.