Научная статья на тему 'К вопросу о правовом регулировании национальной политики в республике Крым'

К вопросу о правовом регулировании национальной политики в республике Крым Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
38
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Ключевые слова
STATE NATIONAL POLICY / LANGUAGE POLICY / CRIMEA / CONSTITUTION / NATIONALITY / ETHNIC MINORITIES / LEGAL REGULATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Голованов М.О., Клюева К.В.

Статья посвящена рассмотрению конституционно-правового регулирования национальной политики в республике Крым. Проанализировано законодательство, непосредственно регулирующее данный вопрос.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о правовом регулировании национальной политики в республике Крым»

УДК 340:323.1(470.345)

Юридические науки

Голованов М.О., преподаватель кафедры государственного и административного права ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва», e-mail: prim em inister12@yandex.ru.

Клюева К.В., студентка юридического факультета ФГБОУ ВО «МГУ им.

Н.П.Огарёва»

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению конституционно-правового регулирования национальной политики в республике Крым. Проанализировано законодательство, непосредственно регулирующее данный вопрос.

Ключевые слова: государственная национальная политика, языковая политика, Крым, Конституция, народности, национальные меньшинства, правовое регулирование.

Annotation: The article deals with the constitutional and legal regulation of national policy in the Republic of Crimea. Legislation specifically regulating these issues was analyzed.

Keywords: state national policy, language policy, the Crimea, the Constitution, nationality, ethnic minorities, the legal regulation.

Прежде чем характеризовать правовое регулирование национальной политики Республики Крым, следует определиться с понятиями «государственная политика» и «национальная политика».Мы считаем, что под государственной политикой следует пониматьцеленаправленную деятельность органов государственной власти по достижению наиболее значимых направлений развития государства и отдельных сфер его жизнедеятельности. В

свою очередь, национальная политика представляет собой целенаправленную деятельность государственных органов по урегулированию отношений между различными народами, этническими и межэтническими общностями в конкретном государстве. Таким образом, национальная политика страны является одной из составляющих её государственной политики [7, с. 30]. Прежде всего, национальные особенности населения должны рассматриваться как предмет изучения исключительно при соблюдении его законных прав и интересов, а эффективность взаимодействия народов в государстве во многом зависит и от их уровня культурного развития.

Население Крымского полуострова характеризуется широким многообразием относительно национальной принадлежности. На данной территории проживают представители национальностей, которые имеют долгуюисторию совместного проживания. Среди них есть русские, украинцы, крымские татары, белорусы, армяне и многие другие. Неудивительно, что проблема сохранения взаимоотношений представителей разных народов Крыма является актуальной.

С вхождением16 марта 2014 года в состав Российской Федерации по результатам референдума двух новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополь, наша страна приняла на себя обязательства по сохранению на территории этих субъектов их уникальности, проявляющейся в местных традициях, языке и культуре. Данное событие повлекло за собой, в том числе, и необходимость разработки стратегии национальной политики России в отношении данных регионов.

Национальная политика России на федеральном уровне прежде всего находит свое выражение в конституционно-правовых положениях. Рассмотрим наиболее важные нормы Конституции РФ, касающейся данного вопроса. Самапреамбула Конституции РФ упоминает о равноправии и самоопределении многонационального российского народа. Важнейшей является гарантия равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения и других особенностей (ч. 2 ст. 19).

Сущность национальной политики нашей страны выражается и в существовании права определения национальной принадлежности и её указания, а такжев праве её не указывать (ч.1 ст.26). Большую значимость имеют нормыКонституции о праве пользования своим родным языком (ч.2 ст.26), а также наличие гарантий функционирования особых прав коренных малочисленных народов (ст. 69) [1].

Эти и другие конституционные положения были введеныи в региональное законодательство. Конституционные основы национальной политики субъектов, вступивших в Россию, построены на началах федеральной Конституции.

Подробнее рассмотрим некоторые положения Конституции Республики Крым.Анализируя нормы Конституции Крыма, можно заметить некую двойственность содержания её положений относительно национальной политики данного субъекта. С одной стороны, нормы гласят об обеспечении равных прав и свобод человека и гражданина независимо его от национальной принадлежности. Так, ч.2 ст.13 повторяет положение федеральной конституции о равенстве прав человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения и других особенностей. Также, ч.1 ст.19 провозглашает право самостоятельного определения национальной принадлежности и наличие права её не определять.

С другой же стороны, некоторые положения говорят о проявлении особого внимания к национальным интересам населения. Например, ч.5 ст. 6 говорит о том, что государственная власть Крыма учитывает исторические, национальные, культурные, иные особенности республики Крым.Ч.2 ст.10 закрепляет принцип многообразия культур, что выражается в обеспечении их равноправного развития и взаимообогащения. Сама Преамбула, говоря о стремлении защитить и гарантировать равные права и свободы человека независимо от существующих особенностей крымского населения, имеет своей целью сохранить многообразие и самобытность национальных культур, исторически сложившихся на территории республики [2].

Общеизвестно, что разработка текста Конституции Крыма от11 апреля 2014 года осуществлялась специальной Конституционной комиссией, в которую вошли не только депутаты крымского парламента, эксперты различных областей общественной жизни, но и представители от национальных культурных общин. Можно предположить, что благодаря этому факту Крымская Конституция уделяет особое внимание учету национальных особенностей и интересов своего региона, что очень ценно как для сохранения их самобытной культуры, так и для развития межэтнических отношений.

Одним из важнейших элементов национальной политики является языковая политика. Именно право пользования родным языком,по нашему мнению, способствует определению принадлежности человека к той или иной национальности, а также влияет на национальное развитие. Учитывая национальные особенности большинства представителей крымского населения, ч.1 ст.10 Конституции Крыма провозглашает государственными языками русский, украинский и крымско-татарский.Одним из примеров успешного осуществления языковой политики на территории Крыма является функционирование общеобразовательных учебных заведений, обучение в которых осуществляется на украинском и крымско-татарском языках. Развитие национального самосознания будущего поколения является залогом сохранения самобытности и поддержания его национальной культуры, что является первостепенной задачей национальной политики. Этим и объясняется особая значимость языковой политики.

Наряду с указанной задачей существуют и другие, не менее важные. Скажем, в настоящее время в данном регионе всё ещё имеет место вопрос стабилизации национально-политической обстановки в республике. Ведь несмотря на то, что присоединение Крыма к России было выражением воли большинства населения этого субъекта, некоторые жители высказывались против указанного события. Данная категория населения придерживалась позиции оставления Крыма в составе Украины и не пожелала принять российское гражданство. По официальным данным, всего около 3 тысяч

человек, проживающих в Крыму, отказались от принятия нового гражданства[6]. В связи с этой ситуацией необходимо уделить должное внимание не только вопросу совместного проживания и взаимодействия народов в Крыму, но и национального согласиялиц, имеющих разные политические мнения, чтобы не допустить развитие экстремизма и дискриминации по национальному признаку в данном регионе.

На территории республики Крым находится город федерального значения - Севастополь. В преамбуле его Устава от 14 апреля 2014 года закреплено признаниесоциального и межнационального мира и согласия. Необходимо заметить, что количество в этом Уставе норм, посвящённых вопросам национальной политики, намного меньше, чем в Конституции Республики Крым. Тем ни менее, важное положение содержится в п.2. ч.2. ст. 34, где, помимо прочих, перечисляются полномочия Правительства Севастополя, касающиеся реализации его национальной политики [3]. Так, оноосуществляет меры пообеспечению государственных гарантий равенства прав, свобод и законных интересов человека и гражданина независимо от национальных и других признаков; по предотвращению ограничения прав и дискриминации по национальным, языковым и иным признакам; по сохранению и развитию этнокультурного многообразия народов Российской Федерации, проживающих на территории города Севастополя, их языков и культуры; по защите прав национальных меньшинств, профилактике межнациональных (межэтнических) конфликтов и обеспечению межнационального и межконфессионального согласия.Таким образом, рассматриваемое положение со всей полнотой характеризует отношение государственной власти города Севастополь к вопросу национальной политики. На основании этих норм, можно сделать вывод, что данный акттакже, закрепляет федеральные стандарты национальной политики иподчеркивает особенности национального состава населения Севастополя.

Нельзя не отметить ещё одинакт в области реализации национальной политики Крымской республики. 21 апреля 2014 года Президент

Россииподписал Указ «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития», который был принят в целях восстановления исторической справедливости, устранения последствий незаконной депортации с территории Крымской АССР армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов и допущенных нарушений их прав[4].В Указе содержатся меры по социально-экономическому обустройству некоторых территорий Крымского полуострова. В соответствии с этим Указом,реализация федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» осуществляется в соответствии с мерами, направленными на национально-культурное и духовное возрождение указанных народов [5]. Данный пример фактически подтверждает и тот факт, что политика нашего государства в отношении национальных меньшинств Крыма выражается не только в обеспечении их законных прав, свобод и интересов, сохранении их самобытности, но иво всевозможной материальной поддержке.

Таким образом, можно сделать вывод, что национальная проблематика для современной Российской Федерации является одним из ведущих направлений государственной политики. На федеральном уровне закреплен достаточный перечень положений относительно этого вопроса. В целом,стратегия государственной национальной политики имеет прогрессивный характер, но при этом отличается относительной половинчатостью, что сужает её возможности в плане урегулирования и решения некоторых этнических проблем. Приведём пример в отношениигосударственной языковой политики на Крымском полуострове. Она, несомненно, достигла существенных результатов в своём развитии. Были законодательно закреплены официальные государственные языки, определено положение других языков по отношению к государственным. Наряду с этим нужно продолжать бороться с массовой безграмотностью населения и повышать уровень его национальной культуры.

Поскольку государственная национальная политика Российской Федерациисоздает условия, позволяющие всем регионам и народам сохранить своёнациональное достоинство, самосознание, осуществлять свободное развитие, то на наш взгляд, начала, закрепленные в федеральной законодательстве, должны более детально раскрываться в региональном, скажем, - в Уставе города федерального значения Севастополь. При этомнациональная политика в Крыму должна являться фактором национальной консолидации различных народов России и иметь своей направленностью поддержание духа межнационального общения и сотрудничества, что позволит избежать межэтнической напряженности и конфликтов между проживающими там народами.

Библиографический список:

1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : принята всенарод. голосованием 12.12.1993 (с изм. и доп.). - Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/(25.04.2017).

2. Конституция Республики Крым [Электронный ресурс] : принята Государственным Советом Республики Крым 11.04.2014. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi? req=doc;base=RLAW509;n=121#0(29.04.2017).

3. Закон города Севастополя «Устав города Севастополя» от 14.04.14 № 1-ЗС [Электронный ресурс] :// Севастопольские известия. - 2014. - 15 апреля. - Режим доступа: https://sevzakon.ru/view/laws/bank/aprel_2014/ustav_goroda_sevastopolya (03.05.2017).

4. О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развитияот 21.04.14 [Электронный ресурс] : указ Президента РФ

№ 268 //Российская газета. - 2014. - №6364 (92).- Режим доступа: https://rg.ru/2014/04/21/reabilitaciya-site-dok.html(03.05.2017).

5. Об утверждении федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 11.08.14(ред. от 29.11.2016) № 790 // - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_167146/(03.05.2017).

6. Аксенов С. В. Большинство крымских татар получили российские паспорта [Электронный ресурс] / С. В. Аксенов // ВЕДОМОСТИ : [офиц. сайт газеты]. - [М., 2015]. - Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/politics/news/2015/03/14/aksenov-bolshinstvo-krimskih-tatar-poluchili-rossiiskie-pasporta (25.04.2017).

7. Заметина Т.В. Конституционно-правовое регулирование национальной политики в республике Крым и городе Севастополе / Т. В. Заметина // Вестник Саратовской государственной юридической академии. -2015. - №5. - С. 29-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.