Научная статья на тему 'Национальная политика и вопросы толерантности в Крыму'

Национальная политика и вопросы толерантности в Крыму Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
669
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Базис
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / NATIONAL POLICY / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / TOLERANCE / РЕСПУБЛИКА КРЫМ / REPUBLIC OF CRIMEA / СЕВАСТОПОЛЬ / SEVASTOPOL / РЕЖИМ ПРАВОВЫХ СТАТУСОВ / LEGAL STATUS REGIME / ЯЗЫКОВАЯ И КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / LANGUAGE AND CULTURAL POLICY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Заметина Тамара Владимировна

Статья посвящена вопросам реализации государственной национальной политики на территории Республики Крым и г. Севастополь, особенностях её правового регулирования на этих территориях, также анализируются проблемы языковой политики в Крыму, меры по обеспечению государственного единства и гармонизации сферы языковых отношений в новых субъектах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL POLICY AND ISSUES OF TOLERANCE IN THE CRIMEA

The article is devoted to the issues of implementation of the state national policy in the territory of the Republic of Crimea and Sevastopol, peculiarities of its legal regulation in these territories, problems of language policy in the Crimea, measures to ensure state unity and harmonization of the sphere of language relations in new subjects are analyzed.

Текст научной работы на тему «Национальная политика и вопросы толерантности в Крыму»



?ffMP"

■ SISH^ '

УДК 342.724

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ВОПРОСЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ В КРЫМУ

NATIONAL POLICY AND ISSUES OF TOLERANCE IN THE CRIMEA

<

X Ш

s

^

о

Ш

Û. 2

© Заметина Тамара Владимировна

Tamara V. Zametina доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного права, Саратовская государственная юридическая академия. DSc (Law), Professor of the Department Constitutional Law, Saratov State Law Academy.

И

Аннотация. Статья посвящена вопросам реализации государственной национальной политики на территории Республики Крым и г. Севастополь, особенностях её правового регулирования на этих территориях, также анализируются проблемы языковой политики в Крыму, меры по обеспечению государственного единства и гармонизации сферы языковых отношений в новых субъектах.

Ключевые слова: национальная политика, толерантность, Республика Крым, Севастополь, режим правовых статусов, языковая и культурная политика.

Республика Крым по своей природе представляет собой национально-территориальное государственное образование. Российское государство исторически сложившееся как многонациональный союз никогда не ставило своей целью достижения гражданского единства и согласия за счёт нивелирования этнических и религиозных различий. Как отмечает В. Г. Анненкова, в развитии такой многонациональной страны как Россия можно выделить две основополагающие тенденции - стремление к интеграции в европейское, мировое сообщество и движение к курсу на самодостаточность и самообеспечение [1, с. 7] . Современная российская национальная политика основана на принципах толерантности, равенства всех независимо от национальной и религиозной принадлежности, свободной национальной

Abstract The article is devoted to the issues of implementation of the state national policy in the territory of the Republic of Crimea and Sevastopol, peculiarities of its legal regulation in these territories, problems of language policy in the Crimea, measures to ensure state unity and harmonization of the sphere of language relations in new subjects are analyzed.

Key words: national policy, tolerance, the Republic of Crimea, Sevastopol, legal status regime, language and cultural policy.

самоидентификации, всестороннего развития национального самосознания, языка и культуры. Федерализм - это форма государственного устройства, которая создаёт условия для развития всех национальностей, проживающих на территории государства [2, с. 302, 303].

В преамбуле к ст. 2 Конституции Республики Крым от 11 апреля 2014 г. подчёркивается многонациональный состав населения, многообразие и самобытность национальных культур, исторически сложившихся на территории республики, обеспечения их равноправного развития и взаимообогащения. Согласно ч. 5 ст. 6 Конституции органы государственной власти Республики Крым учитывают исторические, религиозные, национально-культурные и иные особенности Республики Крым. К числу полномочий Совета Министров Республики Крым (п. 4 ст. 83) относится осуществление мер «по обеспечению государственных гарантий равенства прав, свобод и законных интересов человека и гражданина независимо от расы,

национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств; предотвращению ограничения прав и дискриминации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности; сохранению и развитию этнокультурного многообразия народов Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым, их языков и культур; защите прав национальных меньшинств; социальной и культурной адаптации мигрантов; профилактике межнациональных (межэтнических) конфликтов и обеспечению межнационального и межконфессионального согласия» [3].

Помимо объективной необходимости учёта различных этнических интересов народов Крыма, на включение данных положений в текст Конституции мог повлиять тот факт, что в её разработке принимали участие представители крымских татар [4].

Учитывая многонациональный характер населения Республики Крым и наличие нерешённых межнациональных проблем, считаем целесообразным закрепление в Конституции этого субъекта, в рамках отдельной статьи, естественного права народов на сохранение своей национальной самобытности путём развития национально-культурных автономий, национально-культурных центров и ассоциаций, а также положения о поощрении со стороны региональных властей деятельности этих общественных объединений, не противоречащей российскому законодательству.

После согласования позиций всех заинтересованных этносов и конфессий, проживающих на территории Республики Крым и г. Севастополя были выработаны программные документы в области этнокультурного развития народов: в Крыму - Государственная программа Республики Крым по укреплению единства российской нации и этнокультурному развитию народов России «Республика Крым - территория межнационального согласия» на 2015-2017 годы, в Севастополе - Государственная программа «Укрепление межнационального единства на 2015-2020 годы» [5].

Позитивный момент названных документов заключается в том, что в них вполне реалистично сформулированы риски реализации программ (или ключевые сдерживающие факторы), среди которых нестабильность социально-политической обстановки в восточной части Украины, территориальные диспропорции в уровне и качестве жизни населения и т. д., а также закреплены целевые индикаторы и показатели эффективности реализации программ, в числе которых, например, строительство объектов жилищного, коммунального и социального назначения для представителей армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов в Республике Крым, подвергшихся незаконной депортации, укрепление материально-технической базы учреждений

культуры, самодеятельных творческих коллективов, этнокультурных центров; доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, в общем количестве граждан города федерального значения Севастополя; уровень толерантного отношения к представителям другой национальности и др. Указанные индикаторы призваны обеспечить возможность проведения мониторинга реализации программы, должны препятствовать недофинансированию программы, формальному подходу к её реализации.

Использование комплексного целевого, программного подхода к регулированию национальных отношений в Крыму на данном этапе вполне оправданно, поскольку позволяет мобилизовать экономические, организационные, финансовые и иные ресурсы. Однако, на наш взгляд, предпочтительнее регулирование этой сферы отношений путём принятия Концепции региональной национальной политики, которая рассчитана на длительный период, содержит анализ этнополитической ситуации в регионе, принципы и приоритеты национального развития, отражает существующие проблемы в этой сфере, решает вопросы создания условий для удовлетворения этнополитических, этносоциальных и этнокультурных потребностей проживающих в республике народов и этнических общностей.

Оптимальной моделью правовой регламентации отношений в национальной сфере может стать принятие двух документов: рассчитанной на длительное действие Концепции государственной национальной политики в субъекте Российской Федерации и плана мероприятий по реализации государственной национальной политики. Последний может быть рассчитан на два, три года и подвергаться необходимой корректировке по мере изменения этнополи-тической ситуации в регионе.

Объектами государственной культурной политики выступает также русский язык, языки народов, проживающих на территории Республики Крым, развитие межкультурных коммуникаций, международное культурное сотрудничество. Согласно ст. 10 Конституции Республики Крым государственными языками Республики Крым являются русский, украинский и крымско-татарский языки.

Русский язык играет колоссальную роль в деле межкультурного обмена народов, проживающих на территории Республики Крым, он способствовал консолидации и сохранению «культурного кода» русского населения в период пребывания Крыма в составе Украины. Не только использование языка в деятельности органов государственной власти, учреждений культуры, но и организация гуманитарных проектов, направленных на развитие русской культуры, укрепление позиций Русского мира и русского языка, развитие международного сотрудничества в гуманитарной сфере, расши-

Научно-практический журнал. ISSN2587-8042

■ вк*4'

<

X ш

о

ш

о. 2

ряют сферу его использования. Так, например, с 2015 года в Крыму проводится Международный фестиваль «Великое русское слово». В рамках Фестиваля проводятся концертные, художественные и образовательные программы, общественно-политические форумы, научные конференции, творческие встречи, литературные и церковно-педагогические чтения, в которых принимают участие деятели культуры, науки, образования, представители общественно-политических организаций и государственных органов, православного духовенства.

Договором между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов от 18 марта 2014 года [6] закреплены определённые гарантии языковых прав крымских татар. Согласно статье 3 Договора Российская Федерация гарантирует всем народам, проживающим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

Язык крымских татар относится к тюркской языковой семье, основан на латинской графике. Позиция Российского государства по этому вопросу была изложена в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2004 года по делу о проверке конституционности положений пункта 2 статьи 10 Закона Республики Татарстан «О языках народов Республики Татарстан», части второй статьи 9 Закона Республики Татарстан «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан», п. 2 ст. 6 Закона Республики Татарстан «Об образовании» и пункта 6 статьи 3 Закона Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина С. И. Хапугина и запросами Государственного Совета Республики Татарстан и Верховного Суда Республики Татарстан [7].

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации отмечалось, что статус государственных языков республик в составе Российского государства, непосредственно связан со статусом государственного языка России, правами и свободами её граждан в сфере образования и культуры и не может быть предметом исключительного ведения

субъектов Российской Федерации. Установив единую графическую основу алфавитов государственного языка Российской Федерации и государственных языков республик, федеральный законодатель прежде всего констатировал и легитимировал исторически сложившиеся в Российской Федерации реалии - существование и развитие языков народов России, получивших статус государственного языка, на графической основе кириллицы. В целях обеспечения единства государства нельзя согласиться с положением о делимости суверенитета вообще, в федерации в частности [8, с. 106]. Очевидно, что создание правовых основ языкового суверенитета в стране одно из главных условий обеспечения государственного суверенитета.

Для того, чтобы обеспечить государственное единство и гармонизацию сферы языковых отношений необходимы определённые усилия со стороны органов государственной власти на федеральном и региональном уровнях, комплекс мероприятий по созданию условий сохранения и развития языков народов, проживающих на соответствующих территориях. Право на пользование родным языком - важнейшее конституционное право, относящееся к категории прав и свобод человека и гражданина. Его реализация способствует всестороннему развитию личности, её социальной и культурной адаптации, включённости в общенациональный и общегосударственный социум. Сохраняющиеся противоречия в области языковых отношений, обусловленные, в частности, отказом Федерации признавать право субъектов на смену графической основы алфавита, могут быть нивелированы конституционно-правовыми и организационно-финансовыми гарантиями режима равенства статусов всех языков народов и этнических групп, проживающих на территории Российской Федерации. Решению этих и других проблем может способствовать принятие государственной программы, направленной на сохранение и развитие языков, народов, проживающих на территории Республики Крым.

Популяризация самобытной крымской культуры, в частности крымской литературы в России и в мире, - другая важная задача федеральных и региональных органов власти, институтов гражданского общества и творческих объединений. С сентября 2015 года редакция «Литературной газеты» представляет крымским авторам страницы своего ежемесячного приложения, посвящённого литературе и литературным событиям в Республике Крым. В апреле 2016 года в Крымской республиканской библиотеке им. И. Франко была проведена встреча с более чем 50 крымскими авторами - поэтами, бардами, прозаиками и публицистами, стихи и проза многих из которых были опубликованы в «Литературной газете» с названием «Муза Тавриды»1.

1 Смирнов-Шумилов В. Под знаком любви к Отечеству // Муза Тавриды. Литературная газета. 2016. 20-26 апреля.

Историки и политологи Крыма разделяют мнение жителей Республики о том, что события, происходящие в период вхождения Крыма в состав России, должны войти в учебники истории, и будущее поколение имеет право знать и гордиться таким феноменом, как «Крымская весна». Это событие оказало огромное влияние на развитие самосознания не только крымского общества, но и всего многонационального народа Российской Федерации. Указанные обстоятельства послужили основанием введения в программу образования предмета «Крымоведение». С 2015-2016 учебного года в учреждениях образования Республики Крым вводится изучение учебного курса «Крымоведение» в 5-9 классах, утверждённого коллегией Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым от 22 апреля 2015 года № 2/7. Это не только краеведческая дисциплина, которая предполагает комплексное изучение взаимосвязей природных и социальных явлений родного края, но и учебный курс, ориентированный на формирование идей патриотизма, гражданственности и толерантности как важнейших приоритетных направлений воспитания школьников.

Непризнание Крыма частью Российской Федерации со стороны международного сообщества приводит к объективным сложностям в области поддержки и расширения международных культурных контактов. Остаётся надеяться на постепенное расширение сотрудничества первоначально хотя бы на уровне профессиональных связей, отдельных научных и культурных организаций и сообществ в области осуществления совместных культурных проектов, а впоследствии и к налаживанию широкого сотрудничества крымских организаций культуры с соответствующими культурными

организациями зарубежных стран, участие Крыма в реализации международных проектов в области культуры и искусства.

Политика мультикультурализма осуществляемая в различных странах, и направленная на интеграцию разнородных этнокультурных общностей в единый политико-территориальный социум при условии сохранения и создания условий для развития их национальной идентичности в ряде стран наталкивается на определённые трудности. Российская Федерация как часть мирового сообщества не остаётся в стороне от миграционных процессов, и связанных с ними проблем национально-культурной адаптации мигрантов. Многонациональный характер Российского государства обусловливает объективные потребности развития национально-культурного самосознания и самобытности народов России, гармоничных национально-культурных и религиозных отношений, полноценного духовного развития общества как важнейших условий сохранения государственной целостности и единства страны.

Реализация стратегических планов развития новых субъектов в экономической, социальной и иных областях невозможна без полноценных перемен в области культурной политики. Речь идёт о модернизации инфраструктуры в сфере культуры и искусства Республики Крым и города Севастополя, улучшении материально-технической базы учреждений культуры, повышении качества услуг в этой сфере, сохранении кадрового потенциала, поддержке развития творческой деятельности и традиций отечественной культуры на территориях новых субъектов Российской Федерации.

Материалы поступили в редакцию 16.10.2017 г.

Библиографический список (References)

1. Анненкова В. Г. Становление российского федерализма как основы единства многонационального государства / В. Г. Анненкова // Конституция Российской Федерации и развитие современной российской государственности : матер. Междунар. научно-практ. конф., посвя-щённой 20-летию Конституции РФ. Энгельс : Поволжский кооперативный институт, 2013. 156 с. ISBN 978-5-8031-0179-6

2. Анненкова В. Г. Федерация как форма государственного устройства: содержание и основные проявления / В. Г. Анненкова // Детерминация научного познания и общественной практики : матер. Междунар. заочной науч.-практ. конф., посвящённой 70-летию ректора РУК, д.э.н., профессора А.Е. Бусыгина. М. : МарК, 2017. 310 с.

ISBN 978-5-904325-25-1.

3. Конституция Республики Крым (принята Государственным Советом Республики Крым 11.04.2014) // Крымские известия. 2014. 12 апр. № 68 (5479).

1. Annenkova V. G. (2013). Stanovlenie rossijskogo federalizma kak osnovy edinstva mnogonacional'nogo gosudarstva [Formation of Russian federalism as the basis of the unity of multinational States]. Konstitucija Rossijskoj Federacii i razvitie sovremennoj rossijskoj gosudarstvennosti. Mater. Mezhdunar. nauchno-prakt. konf. Jengel's. Povolzhskij kooperativnyj institut. 156 p. ISBN 978-5-8031-0179-6

2. Annenkova V. G. (2017). Federacija kak forma gosudarstvennogo ustrojstva: soderzhanie i osnovnye projavlenija [Federation as a form of government: the contents and the main manifestations]. Determinacija nauchnogo poznanija i obshhestvennoj praktiki. Mater. Mezhdunar. zaochnoj nauch.-prakt. konf. Moscow. MarK. 310 p. ISBN 978-5-904325-25-1.

3. (2014). Konstitucija Respubliki Krym (prinjata Gosudarstvennym Sovetom Respubliki Krym 11.04.2014) [The Constitution of the Republic of Crimea]. Krymskie izvestija. 2014. 12 apr. № 68 5479).

Научно-практический журнал. ISSN2587-8042

< X

ш

s

^

о ш

Û. 2

?ffMP"

■ SISH^ '

4. Представители крымских татар подключились к разработке новой конституции Крыма [Электронный ресурс] // ТАСС. Информационное агентство России. URL: http://http:// tass.ru/p0litika/1095775 (дата обращения: 10.10.2017).

5. Постановление Совета министров Республики Крым от 09.04.2015 № 185 (ред. от 27.03.2017) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/regbase/ cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW 509;n=27918#0 (дата обращения: 05.10.2017).

6. Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. URL: http:// www.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=160398#0 (дата обращения: 05.10.2017).

7. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2004 г. № 16-П [Электронный ресурс] // Российская газета. URL: https://rg.ru/2004/11/23/tatar-yazyk-dok.html (дата обращения: 05.10.2017).

8. Анненкова В. Г. Суверенитет федеративного государства: теоретические и практические аспекты / В. Г. Анненкова // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2012. № 5. ISSN 2076-9288.

4. Predstaviteli krymskih tatar podkljuchilis' k razrabotke novoj konstitucii Kryma [The representatives of the Crimean Tatars joined the drafting of a new Constitution of the Crimea]. TASS. Informacionnoe agentstvo Rossii. URL: http://http://tass.ru/politika/i095775 (accessed 10 October, 2017).

5. Postanovlenie Soveta ministrov Respubliki Krym ot 09.04.2015 № 185 (red. ot 27.03.2017) [The resolution of Council of Ministers of the Republic of Crimea from 09.04.2015 No. 185]. URL: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/ online.cgi?req=doc;base=RLAW509; n=27918#0 (accessed 05 October, 2017).

6. Dogovor mezhdu Rossijskoj Federaciej i Respublikoj Krym o prinjatii v Rossijskuju Federaciju Respubliki Krym i obrazovanii v sostave Rossijskoj Federacii novyh sub#ektov [The agreement between the Russian Federation and the Republic of Crimea about acceptance to the Russian Federation the Republic of Crimea and the formation within the Russian Federation new subjects]. URL: http://www.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=160398#0 (accessed 05 October, 2017).

7. Postanovlenie Konstitucionnogo Suda Rossijskoj Federacii ot 16 nojabrja 2004 g. № 16-P [The decision of the constitutional Court of the Russian Federation of 16 November 2004 No 16-P]. Rossijskaja gazeta. URL: https://rg.ru/2004/11/23/ tatar-yazyk-dok.html (accessed 05 October, 2017).

8. Annenkova V. G. (2012). Suverenitet federativnogo gosudarstva: teoreticheskie i prakticheskie aspekty [Sovereignty in a Federal state: theoretical and practical aspects]. Fundamental'nye i prikladnye issledovanija kooperativnogo sektora jekonomiki. No 5. ISSN 2076-928

■ a

Российский университет кооперации

Поволжский кооперативный институт

щ

Высшее образование

Бакалавриат:

* Прн<поД1|Лп кнфарыли ИК0; ч ^HjghiDMHHji;

» Мгиедлмерт;

* ТОЫрОВСДСиНе,

■ ЙЬЦНПЫИИ рггстз.

* KJpt<ïipy£ehuwv

* Сервис.

Формы обучения;

ш

* MCAv'ÜP

L ч>ч Г t HW^H ^н ^ilw г-|н ТТин^лПнныа

Tf)]<OHmï

теплены яремной «MKïïHri - mmsMtib ' ä'&j 52)56-65-»

■ e-427 irî-i& so

AiOtt Г Эи ■ . Л,; . vi: -los ;н - Î4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Среднее профееснанальное □CpaiDванне нэ Gaie 9,11 классов

* Экаьомк'.^ I* йучпиттергкни [ira (гтраглямк

- "In ПН ü LH СОи*ЛЛЬКСГО

* Социальная удЬота;

> дел®,

* Стоаксчгаи h^hl;

> cin(jHiiLon44ii .ЦЦГГАЛ носи» е пегие™!» :

■ "Olli: « IKCltflTHJil ЛИО

потрЛчтельскщ т™ров:

t LHCicKt* |ira oiivc.VIM!;

» псми-шши Hn^&pujrma (по -атрасля«!-. : Сервис дсмлшпгга И ЧСММ^К^ПЬНОГО ншйстп

Ч. - 4L » 'iSc^ili i I ■ ■■

v >1 -w a14 ™

ч ¿НАШ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.