7. Deputaty Samarskoj gubdumy uvelichili vozrast molodyozhi do 35 let URL:// https://www.samara.kp.ru/online/news/4224310/;
8. Konstitucii i Ustavy sub"ektov Rossijskoj Federacii [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://constitution.garant.ru/region/
9. Knyaz'kova E.A., Bereza N.A. Voprosy aktual'nosti instituta nastavnichestva v molodezhnyh soobshchestvah na mestnom urovne // Voprosy upravleniya. 2018. №5 (35). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/voprosy-aktualnosti-instituta-nastavnichestva-v-molodezhnyh-soobschestvah-na-mestnom-urovne (data obrashcheniya: 25.03.2021).
10. Kochetkov A.V. Analiz zakonov sub"ektov Rossijskoj Federacii v sfere gosudarstvennoj molodezhnoj politiki// Zakon i pravo. 2009. №».7. S.17-21.
11. Molodost' VS zdravyj smysl: v Priangar'e vnesli izmeneniya v zakon o molodezhnoj politike // URL:// https://i38.ru/obichnie-politika/molodost-vs-zdraviy-smisl-v-priangare-vnesli-izmeneniya-v-zakon-o-molodezhnoy-politike?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop
ВЕРЕЩАК СВЕТЛАНА БОРИСОВНА - кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова ([email protected])
АБРАМОВА ЛЮДМИЛА АЛЕКСЕЕВНА - доктор педагогических наук, профессор Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова ([email protected])
ВЕРЕЩАК АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ - кандидат педагогических наук, доцент Чувашского государственного аграрного университета ([email protected]).
VERESHCHAK, SVETLANA B. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Head of the Department of the Chuvash State University. I.N. Ulyanov ([email protected])
ABRAMOVA, LYUDMILA A. - Doctor of Pedagogy, Professor, Chuvash State University named after I.N. Ulyanov. VERESHCHAK, ALEXANDER V.- Ph.D. in Pedagogy, Associate Professor, Chuvash State Agrarian University.
УДК 336.1.07 DOI: 10.24412/2411-2275-2021-3-28-31
КИСЕЛЕВА А.В., КОЛЕСНИКОВ Ю.А. КОНСТИТУЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА И ФИНАНСОВОЕ ПРАВО
Ключевые слова: конституционная экономика, финансовая система, конституционное регулирование, Конституцию 2020 года, ограничительные процедуры, конституционное поле в дореволюционной России, М. Сперанский.
Финансовая система составляет важную часть экономики страны, подвергаясь регулирующему воздействию Конституции. Определенные ограничения в финансовой сфере, провозглашённые на конституционном уровне, определяют горизонты развития экономических процессов. Изучая проблему влияния Конституции на развитие финансовых систем, авторы рассматривают ее как с точки зрения конституционного, так и финансового права. Показано, что Конституция, как основной закон государства, влияет на финансовую систему прямо и опосредованно. Прямое воздействие выражается в непосредственном регулировании нормами основного закона соответствующей группы общественных отношений, а также в формировании отраслевого законодательства, регулирующего финансовую систему в соответствии с конституционными установками. Опосредованное влияние на финансовую систему конституция оказывает через регулирование экономических основ государства. Исследуя проблему в широком историко-правовом контексте, авторы обращаются к творческому наследию М. Спаранского, предложившего интересное видение исследуемой проблематики на стадии концептуального зарождения конституционного поля в дореволюционной России и, в частности, указавшего на публичный характер финансов и необходимость их включения в предмет конституционного регулирования. По мнению авторов, Конституция должна дать возможность самостоятельному развитию рынка и действиям субъектов общественных отношений по собственному разрешению, исходя из интересов частного характера. Именно такой подход был выработан одним из первых российских конституционалистов - М. Сперанским.
KISELEVA, A.V., KOLESNIKOV, Yu.A.
CONSTITUTIONAL ECONOMICS AND FINANCIAL LAW
Key words: constitutional economics, financial system, constitutional regulation, the 2020 Constitution, restrictive procedures, constitutional field in pre-revolutionary Russia, M. Speransky.
The financial system is an important part of the country's economy, subject to the regulatory influence of the Constitution. Certain restrictions in the financial sphere, claimed at the constitutional level, determine the horizons for the development of economic processes. Studying the problem of the influence of the Constitution on the development of financial systems, the authors consider it both from the point of view of constitutional and financial law. It is shown that the Constitution, as the main law of the state, affects the financial system directly and indirectly. The direct impact is expressed in the direct regulation of the relevant group of social relations by the norms of the basic law, as well as in the formation of sectoral legislation regulating the financial system in accordance with constitutional provisions. The constitution exerts an indirect influence on the financial system through the regulation of the economic foundations of the state. Exploring the problem in a broad historical and legal context, the authors turn to the creative heritage of M. Sparansky, who offered an interesting vision of the problem under study at the stage of conceptual emergence of the constitutional field in pre-revolutionary Russia and, in particular, pointed out the public nature of finance and the need to include them in the subject of constitutional regulation. According to the authors, the Constitution should enable the independent development of the market and the actions of subjects of public relations at their own permission, based on private interests. This approach was developed by one of the first Russian constitutionalists - M. Speransky.
Актуальность проблематики, связанной с конституционным характером экономики и конституционным воздействием на финансы, возросла в настоящее время, особенно в связи с глобальным финансовым преобразованием в плане цифровизации экономики и необходимости преодолеть последствия ковидных ограничений. Проблема подвергалась изучению с точки зрения конституционного права и с точки зрения финансоведов, однако глобальное комплексное исследование до настоящего времени, на наш взгляд, не осуществлено. Исторические подходы к
рассматриваемой сфере дают возможность изучить доктринальную опору современных тенденций развития общественных процессов и формирование законодательного регулирования.
Научная новизна статьи заключается в комплексном конституционном и финансово-правовом анализе формирования конституционной экономики, как таковой, и появления конституционного поля в дореволюционной России. Целью исследования является изучение тенденций конституционного воздействия на экономику, определение современного тренда такого влияния на основы богатого российского исторического опыта правовой конституционной культуры. Среди задач, которые поставили перед собой авторы, можно выделить следующие. Прежде всего, представлено авторское понимание финансовой системы. Во-вторых, авторы попытались определить пределы конституционного воздействия на экономику. В-третьих, был проведен исторический ретроспективный анализ нормативного воздействия на экономику. В-четвертых, предпринята попытка сделать прогноз тенденций нормативного воздействия на экономику в условиях цифровой действительности. Теоретическая значимость представленной работы заключается в новом подходе к осмыслению исторического опыта воздействия права на экономику, в целом, и фонды производства, как ее правовое отражение - в частности. С точки зрения практического применения, статья дает понимание верных границ воздействия конституций и законодательств на финансовые отношения.
Для выполнения целей и задач статьи нами используется, в первую очередь, метод диалектического материализма, как основной метод научного познания. Мы также применяем метод компаративистского исследования, логического анализа, метод контент-анализа, метод дедукции, метод анализа научной литературы, а также экономико-статистический метод анализа.
Конституционное воздействие на экономику подвергалось тщательному исследованию как в России, так и за рубежом. Научные разработки в данном направлении получили название «конституционная экономика», в рамках которой анализируется взаимное влияние конституционного права и экономических элементов, факторов экономической политики [1]. Как отмечают ряд российских ученых: «конституционная экономика - научное направление, изучающее принципы оптимального сочетания экономической целесообразности с достигнутым уровнем экономического развития, отраженным в нормах конституционного права, регламентирующих экономическую и политическую деятельность в государстве» [2].
Поскольку финансовая система составляет важную часть экономики, постольку имеет место опосредованное воздействие на нее конституции через влияние на экономику. При этом необходимо отметить, что определенные ограничения, налагаемые на конституционном уровне на монарха в финансовой сфере, послужили началом развитии демократических процессов в различных государствах [3]. Финансовая система, обеспечивая денежное наполнение экономики, непосредственно связана с ее типом, зависящим от форм собственности, признаваемых государством [4].
Пределы конституционного регулирования в этой сфере отличаются своеобразием в каждом государстве, однако практически везде они, так или иначе, затрагивают вопросы собственности, исходя из которых устанавливается тип экономики страны. По мнению Н.С. Бондаря: «собственность в ее конституционных оценках, с одной стороны, всеобщность как воплощение свободы - с другой, - это тоже власть, власть экономическая» [5].
Каким образом реализуется опосредованное - через экономику - воздействие конституции на финансовую систему? Где устанавливается предел предмета конституционного регулирования? Очевидно, ответ лежит в сфере понимания сущности феномена конституции, понимания её специфики как основного закона государства и источника текущего законодательства [6]. Утихшая дискуссия на эту тему, вновь получила импульс в связи с изменениями в Конституции 2020 года, существенно расширившими сферу её воздействия на общественные отношения в Российском государстве.
Дискуссия, в плане определения предмета отрасли конституционного права, в истории отечественной науки имеет давние истоки.
Одной из особенностей конституционного права в России является достаточно позднее обращение к феномену конституционного ограничения абсолютизма в монархический период, а также этатизирование общества, прав иных социальных институтов в советский период, когда учёными разрабатывались концепции государственного, а не конституционного права [7].
Царская Россия отличилась тем, что в ней был смещён баланс между императором и государственным аппаратом. Весь государственный механизм был выстроен таким образом, что любое подготовленное решение государственных органов могло разбиться о политическую волю монарха, что неизбежно накладывало свой отпечаток на восприятие того круга норм, который регулировал важные государственные устои и положение подданных империи.
М.М. Сперанский был одним из первых российских ученых, сформулировавших ценности конституционализма для имперской России. В частности, он отмечал: «Во всяком благоустроенном государстве должны быть начала законодательства положительные, постоянные, неподвижные, с каким бы все другие законы могли быть соображаемы. Сии положительные начала суть коренные государственные законы... Предмет и свойство государственных коренных законов есть определить образ, коим силы государственные сопрягаются и действуют в своем соединении» [8].
В качестве предмета коренных законов М.М. Сепарнский видел «государственные силы». Он полагал, что коренные законы в совокупности производят державную власть и её политические права. При этом, по его мнению, в раздельном состоянии коренные законы определяют степень свободы подданных, в том числе и в отношении их имущества. Таким образом, в понимании М.М. Сперанского, в предмет коренных законов должны быть включены, прежде всего, права державной власти, законы, опосредующие эту власть и права подданных [9]. Примечательно, что в отделение о державной власти Сперанский включал, в том числе экономическую часть. Особо он отмечал предоставление права собственности на землю всем свободным состояниям и необходимость публичного установления и порядка, охраняющего финансы [10]. Соответственно, как мы можем заметить, Сперанский еще в начале 19 века указывал на публичный характер финансов и необходимость их включения в предмет конституционного регулирования.
В целом, Сперанский, включавший в предмет регулирования коренных законов государственный механизм, отношения людей с властью и между собой, положение каждого из сословий, прослеживал наличие тесной связи политических прав с наличием собственности. Особо ученый подчеркивал необходимость соответствия текущего законодательства коренным законам, что, по его мнению, должно было упорядочить все процессы в области законотворчества и исполнения законов, а также судопроизводства.
Необходимо отметить, что сами взгляды Сперанского на суть коренных законов были весьма прогрессивны для того времени и, в значительной мере, явились прообразом позднейшей социологической концепции Ф. Лассаля о сущности конституции [11]. Так, Сперанский различал внешний образ правления, закреплённый в коренных законах, и действительную расстановку государственных сил, которая является сущностным началом коренных законов [12].
Безусловно, что к основам, из которых вырастают коренные законы, М. Сперанский относил, прежде всего, экономические отношения. Прежде всего, он полагал необходимым придать бюджету силу закона, как на тот момент это было уже реализовано в некоторых европейских государствах. В его трактовке, финансы должны были непременно носить публичный характер, а принятие бюджета должно было сопровождаться гласными процедурами. При этом Сперанский сформулировал одно из важнейших бюджетных правил соотнесения доходов и расходов.
С целью реализации этого принципа, в России предлагалось установить новые налоги, одновременно сократив государственные расходы. Важно, что Сперанскому удалось предложить правовые ограничительные процедуры в плане финансовой деятельности государства. Например, в его проекте, дополнительные расходы моги производиться только с одобрения Государственного совета [13].
Таким образом, круг конституционного регулирования, по мнению М.М. Сперанского, должен был очерчиваться вопросами организации органов государственной власти, положением сословий, основными принципами частных прав (в основном касающимися собственности), организацией финансовой системы [14].
Взгляды этого ученого и политического деятеля были исключительно прогрессивными для России того времени, несмотря на то, что он полагал, что конституционная реформа может происходить только по воле императора. Фактическая же реализация его идей происходит и в настоящее время [15].
Подводя итоги статьи, следует подчеркнуть, что особая конституционная сущность обуславливает пределы конституционного воздействия. Они не могут быть чрезмерно широкими. Воздействие конституций на всю глубину общественных отношений может иметь не только нейтральный, но и даже негативный характер. Конституция должна дать возможность самостоятельному развитию рынка и действиям субъектов общественных отношений по собственному разрешению, исходя из интересов частного характера. Именно такой подход был выработан одним из первых российских конституционалистов - M. Сперанским.
Однако современный законодатель не вполне следует данным установкам. Богатый российский опыт в правовом поле, гармоничное развитие конституциональных и финансовых правоотношений, создающие мощную подушку, на которую может опираться современный законодатель, дают объективную возможность формирования оптимального нормативного импульса для цифровой современной экономики. Это хорошо ложится в авторское понимание финансовой системы, которая представляет из себя динамический феномен - совокупность институтов, в т.ч. властных, принципов и механизмов, воздействующих (управляющих) фондами.
Соответственно, финансовая система является нормативным отражением экономики. A конституционная экономика ставит в центр государственного воздействия интерес личности.
Литература и источники
1. Ливеровский A.A., Гаджиев T.A., Баренбойм П.Д. Ежегодник конституционной экономики. 2Q19. M.: Лум, 2Q19. 528 с.
2. Лндриченко Л.В., Постников A.E. Институты конституционного нрава. M.: ИД «Юриспруденция», 2Q11. 496 с.
3. Гаджиев ГА., Баренбойм П.Д., Лафитский В.И., May ВА., Захаров A.В. Конституционная экономика. M.: ВШЭ, 2Q17. 488с.
4. Витте С.Ю. Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве, читанных его императорскому высочеству великому князю Mихaилy Aлексaндровичy в 19QQ-19Q2 гг. СПб.: Брокгауз-Ефрон, 1912. 568 с.
5. Бондарь Н.С. Власть и свобода на весах конституционного правосудия: защита нрав человека Конституционным Судом Российской Федерации. M.: Юстицинформ, 2QQ5. 592 с.
6. Myсaловa ЗЖ. Конституционная экономика: тенденции и перспективы развития // Конституционное и муниципальное нраво. 2QQ8. № 17. С. 11-14.
7. Озеров И.Х., Основы финансовой науки. M.: ЮрИнфор, 2QQ8. 622 с.
8. Иванов В.С. M.M. Сперанский о коренных законах // История, теория, практика российского нрава. Курск, 2Q1Q. С.116-122.
9. Сперанский M.M. Избранное. M.: Статут, 2Q13. 359 с.
1Q. Томсинов ВА., Сперанский M.M. Юридические произведения. M.: Зерцало, 2QQ8. 48Q с.
11. Войтович В.Ю., Теоретические основы сущности конституции: учебное пособие. Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2Q12. 6Q с.
12. Лассаль Ф. О сущности конституции: речь, произнесенная в одном Берлинском ферейне. Одесса: Буревестник, 19Q5. 32 с.
13. Крашенинников П.В. Юристы, изменившие нраво, государство и общество. M.: Статут, 2Q15. 368 с.
14. Сперанский M.M. План государственного преобразования графа M.M. Сперанского. M.: издание «Русской мысли», 19Q5. VI, 359 с.
15. Баренбойм П., Захаров A. Философия нрава в начале XXI столетия через призму конституционализма и конституционной экономики. M.: Mосковско-Петербyргский Философский Клуб, 2Q1Q. 324с.
References and Sources
1. Liverovskij A.A., Gadzhiev G.A., Barenbojm P.D. Ezhegodnik konstitucionnoj ekonomiki. 2019. M.: Lum, 2019. 528 s.
2. Andrichenko L.V., Postnikov A.E. Instituty konstitucionnogo prava. M.: ID «YUrisprudenciya», 2011. 49б s.
3. Gadzhiev G.A., Barenbojm P.D., Lafitskij V.I., Mau V.A., Zaharov A.V. Konstitucionnaya ekonomika. M.: VSHE, 2017. 488s.
4. Vitte S.Yu. Konspekt lekcij o narodnom i gosudarstvennom hozyajstve, chitannyh ego imperatorskomu vysochestvu velikomu knyazyu Mihailu Aleksandrovichu v 1900-1902 gg. SPb.: Brokgauz-Efron, 1912. 5б8 s.
5. Bondar' N.S. Vlast' i svoboda na vesah konstitucionnogo pravosudiya: zashchita prav cheloveka Konstitucionnym Sudom Rossijskoj Federacii. M.: Yusticinform, 2005. 592 s.
6. Musalova Z.M. Konstitucionnaya ekonomika: tendencii i perspektivy razvitiya // Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. 2008. N° 17. S. 11-14.
7. Ozerov I.H., Osnovy finansovoj nauki. M.: YurInfor, 2008. б22 s.
8. Ivanov V.S. M.M. Speranskij o korennyh zakonah // Istoriya, teoriya, praktika rossijskogo prava. Kursk, 2010. S.116-122.
9. Speranskij M.M. Izbrannoe. M.: Statut, 2013. 359 s.
10. Tomsinov V.A., Speranskij M.M. Yuridicheskie proizvedeniya. M.: Zercalo, 2008. 480 s.
11. Vojtovich V.Yu., Teoreticheskie osnovy sushchnosti konstitucii: uchebnoe posobie. Izhevsk: Izd-vo «Udmurtskij universitet», 2012. 60 s.
12. Lassal' F. O sushchnosti konstitucii: rech', proiznesennaya v odnom Berlinskom ferejne. Odessa: Burevestnik, 1905. 32 s.
13. Krasheninnikov P.V. Yuristy, izmenivshie pravo, gosudarstvo i obshchestvo. M.: Statut, 2015. 368 s.
14. Speranskij M.M. Plan gosudarstvennogo preobrazovaniya grafa M.M. Speranskogo. M.: izdanie «Russkoj mysli», 1905. VI, 359 s.
15. Barenbojm P., Zaharov A. Filosofiya prava v nachale XXI stoletiya cherez prizmu konstitucionalizma i konstitucionnoj ekonomiki. M.: Moskovsko-Peterburgskij Filosofskij Klub, 2010. 324s.
КИСЕЛЕВА АЛЛА ВАСИЛЬЕВНА - кандидат юридических наук, доцент, кафедра финансового права юридического факультета Южного федерального университета ([email protected]).
КОЛЕСНИКОВ ЮРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ - доктор юридических наук, доцент заведующий кафедрой финансового права юридического факультета Южного федерального университета ([email protected]).
KISELEVA, ALLA V. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of Financial Law of Southern Federal University ([email protected]).
KOLESNIKOV, YURIY A. - Doctor of Law, Associate Professor, Head of Department of Financial Law of Southern Federal University ([email protected]).