К. К. Сазонова
кандидат искусствоведения
Константин Иванович Горбатов: Штрихи к портрету
Константин Иванович Горбатов - художник сложной творческой судьбы. Его имя, хорошо известное в дореволюционное время, впоследствии исчезло из художественной жизни России. Прошли десятилетия, давно ушел из жизни художник, так и не дождавшийся признания на Родине, и неожиданно в последнее время новые поколения вдруг стали открывать для себя замечательного поэта-живописца. Появился жадный интерес к его искусству, несправедливо забытому и недооцененному исследователями.
константин Иванович Горбатов с первых шагов своей самостоятельной творческой деятельности проявил себя талантливым рисовальщиком, автором жанровых полотен, проникновенных лирических портретов, тонких, одухотворенных поэтических пейзажей, натюрмортов, интересных театральных эскизов и костюмов к многочисленным театральным постановкам. Его произведения, отмеченные ярким, своеобразным талантом, свидетельствовали о серьезном отношении к жизни и людям, искренности и ясности позиции художника, его вере в высокое назначение художника. Как бы трудно ни складывалась творческая судьба живописца, он никогда не изменял своим идеалам в искусстве.
Мир его образов всегда оставался поэтичным и ясным, гармоничным и чистым. Его произведения, к каким бы темам и жанрам искусства ни обращался художник, отмечены яркой личностью живописца. Особенно глубоко и ярко раскрывается поэтическое дарование художника в пейзажной живописи, да и известен он больше как пейзажист.
Горбатов принадлежал к тому поколению русских художников, творческое становление которых совпало с блестящим периодом в русском искусстве - началом ХХ столетия. Вместе с ним в Академии учились братья С. и И. Колесниковы, А. Савинов, И. Бродский, С. Сорин, А. Любимов, Н. Фешин, Б. Греков. П. Шил-линговский, А. Лаховский, Г. Горелов, Д. Бучкин, К. Вещилов, М. Авилов, И. Дроздов, В. Тихов, Е. Чепцов, Г. Савицкий, В. Кучу-мов, П. Кочнов, из скульпторов - В. Симонов, В. Лишев, М. Кер-зин, В. Козлов. В искусство входит новый отряд художников. Творчество этих молодых художников было неразрывно связано с прямым или косвенным, порой едва уловимым, воздействием на них окружающей жизни.
Родился Константин Иванович Горбатов 5 июня (17 июня) 1876 г. в г. Ставрополье Самарской губ. Это был один из уездных волжских городов Центральной России, со своим провинциальным укладом. Уютный город со звонами старинных церквей, широкой Волгой, гружеными баржами, стоящими у пристани. Ничего особенного как будто бы здесь и не было - тихая жизнь, и в то же время здесь особенно чувствовалась связь с землей, которая дарует силы человеку, на всю жизнь способна заворожить его, заставить задуматься о своей причастности к природе.
Интерес к искусству проявился у Горбатова рано. Он начал заниматься в Самаре в художественной школе Ф. Е. Бурова в начале 1890-х гг., затем в ЦУТР (1895) и в Рижском политехникуме у Кларка (1896-1903). Окончив в 1903 г. Рижский политехникум, поступил на архитектурное отделение Высшего художественного училища Академии художеств. В 1904 г. появилось желание стать живописцем, и Горбатов решает поступать на живописное отделение. «Был самый конец лета 1904 года, когда начались экзамены в Высшее
художественное училище при Академии художеств, - вспоминает один из товарищей Горбатова, - записавшихся было 57 человек. Экзамен по рисунку проходил в классах, а по живописи в больших залах по главному фасаду здания Академии художеств. Расставлены были мольберты с номерами по три в ряд. Места занимались по жребию. Я вытянул билет и нашел свое место в Тициановском зале у стены. Рядом со мной сидел юноша с длинными гладкими волосами, совсем как послушник с картины Нестерова, -Павел Наумов. Вторым соседом был красивый франт высокого роста, по типу - артист, играющий главных героев, лет двадцати пяти - Константин Горбатов. Он окончил Рижский политехникум, учился год на архитектурном отделении в Академии, но решил перейти на живописное отделение. У него сзади на шее был здоровенный фурункул, покрытый большим пластырем. Головой он двигать не мог. Двигался он всей фигурой на каблуках: повернется, посмотрит на натуру, и снова поворот к холсту. Так и вертелся весь экзамен... Вскоре были вывешены результаты конкурса. Еще издали мне кричали: „Прошел!". Моя фамилия по счету идет вторым номером. Первый А. Рубцов. Всего выдержали испытания девятнадцать человек. Мои соседи П. Наумов и К. Горбатов также были в числе принятых. С ними я впоследствии сдружился, особенно с Костей Горбатовым, с которым неоднократно писал этюды на Волге. Фамилии выдержавших конкурс в Высшее художественное училище были опубликованы в газетах»1.
По воспоминаниям учеников, которые поступили в Училище после окончания Училища Штиглица, занятия проходили стихийно. Строгого программного плана, какой был в Училище Штиглица, здесь не было. Профессиональные навыки приобретались путем систематических занятий по рисунку и живописи. Живописи отводилось ежедневно три часа, рисунку - два часа. До поступления в индивидуальные мастерские ученик обязан был пройти первоначальные классы по рисунку и живописи. Руководили классами профессора, которые дежурили в классах посменно. После первых обходов работ учеников советом училища (оценки ставились мелом на этюдах и рисунках) становилось ясно, какие
требования предъявлялись школой. Первые полгода были испытательными, в этот период решалась судьба каждого, будет ли он оставлен на весь курс обучения или будет отчислен, как не выдержавший испытания.
Горбатов выдержал экзамен. В рождественские каникулы, наконец, ученикам можно было спокойно заняться самостоятельной работой, во втором полугодии предстояло выполнять не только классные постановки, но и делать эскизы композиций, а для этого необходимо было собрать натурный материал. Горбатовские альбомы постепенно наполнялись многочисленными набросками, рисунками.
Настало время приступить к занятиям второго полугодия. Однако студенческая жизнь была прервана революционными событиями 1905 г., в результате которых Академия оказалась закрытой почти на два года. Разгон мирной демонстрации на 5-й линии Васильевского острова вызвали волнение в студенческой среде училища. На одном из студенческих митингов в круглом академическом саду собралось возмущенных учеников более трех тысяч. На куполе здания Императорской Академии художеств был водружен красный флаг. После этого ученики Академии были отпущены в отпуск на неопределенный срок.
Возмущенный январскими расстрелами 1905 г., Горбатов, как и многие прогрессивно настроенные студенты, принимает участие в сатирических журналах, исполняя рисунки на революционные темы. Вместе с товарищами по академии Фешиным, Бродским он создает карикатуры для петербургских сатирических журналов «Секира», «Жало», «Зарница», подписываясь «Г» или «ГК».
В этот же период многие ученики Академии, желающие принять посильное участие в борьбе против несправедливости, организовывают вечера помощи революционерам. Такие вечера, на которых собирались известные писатели, артисты, музыканты, ученые устраивались у актера П. В. Самойлова, художницы Е. С. Зарудной-Кавос, ее подруги, тоже художницы, жены Д. И. Менделеева, А. И. Поповой и в других домах интеллигенции Петербурга. Молодые художники делали обложки, куда вкладыва-
лись программы благотворительных концертов, которые успешно продавались. За один вечер иногда создавалось до ста обложек. Главными участниками таких вечеров были К. Горбатов, И. Бродский, М. Греков, братья Колесниковы, Г. Горелов, А. Любимов, Н. Фешин, Е. Грабовский.
Однако нельзя было останавливаться в приобретении профессиональных навыков, необходимо было работать с натуры. В это время Константину Горбатову было уже 28 лет, и он чувствовал себя вполне сложившимся человеком с определенными взглядами и отношением к искусству. Постоянная работа с натуры, наброски, рисунки заменили работу в учебных классах. С ранней весны Горбатова, как и его товарищей, потянуло на природу. «Восторг перед природой и приступ отчаяния из-за неумения передать ее охватили меня с особой силой, - вспоминает один из товарищей Горбатова по Училищу, - дома, заборы, деревенские избы, покосившиеся сараи - эти мотивы легче поддаются изображению, а небо, облака, причудливые, постоянно меняющиеся, - как научиться их передать? Было от чего прийти в отчаяние. Этого всего в школе мы не проходили. Природа - вот настоящая школа, вот что надо изучать. Работа на натуре ставила новые трудные вопросы, не возникавшие в стенах училища». И дальше он вспоминает: «В Углич приехал мой товарищ Костя Горбатов. Его привлекла старинная архитектура города. Я решил показать ему наши красоты. Мы, разные по характеру, но связанные общим влечением к искусству, ходили по городу и окрестностям, совершали длинные прогулки в поисках мотивов. Обвороженный красотой Углича, Горбатов решил остановиться в нем на длительное время.
Каждый день, обвешанные холстами, мы отправлялись писать этюды. Краски в ящике, зонтик, мольберт и складные стулья носили на себе. Трудились, не зная усталости. Соревнование подхлестывало.
Работа на природе рождала радостное восприятие жизни, была полна неизъяснимым ощущением свободы.
- А знаешь что, - говорил Костя, - надо делать свое, только свое, никому не подражать, упрямо искать свою дорогу. Надо.
вот что надо, - и делал при этом выразительный жест рукой, дополняя им то, для чего не мог подыскать слов.
- Большой картинки не надо, - продолжал он, переводя дух, - зачем это? „Московский дворик" Поленова, „Зеленый шум" Рылова - картины небольшие, а сколько нового в них!
Перед нами расстилался вид поднимающейся и уходящей вдаль дороги, с затейливыми поворотами тропинок и группой высоких тополей. Пути, пути. Вот картина. Пути-дороги. Как их изобразить? Писали этюды, сочиняли эскизы. Вечером расставляли работы, устраивали конкурс - какой этюд лучше. Наградой служил пирог с ягодами. На утро хозяйка подавала победителю горячий пирог... Впоследствии, уже после окончания Академии, встречаясь с К. Горбатовым, мы часто вспоминали это счастливое время»2.
В этот период Горбатов увлеченно работает над эскизами будущих пейзажных картин. Уже тогда наиболее ярко одаренность художника проявлялась в пейзаже. После того как занятия в училище возобновились, Горбатов поступает в мастерскую пейзажной живописи, которой руководили А. А. Киселев и Н. Н. Дубовской. Киселев по достоинству оценил склонность Горбатова к пейзажной живописи. Пейзажист формировался в нем непосредственно под влиянием, как он сам говорил, Левитана, Поленова, Рылова и многих других уже известных художников.
В работах этого периода появляется особая требовательность к себе, к точности рисунка, законченности, столь свойственной пейзажной мастерской А. А. Киселева и Н. Н. Дубовского. Горбатов часто бывал в мастерской И. Е. Репина, где работали его друзья и где он сам иногда рисовал и писал. Он пытался постичь то, чему учили преподававшие в это время И. Е. Репин, Д. Н. Кардовский, В. Е. Савинский. Именно его учителями определялась жизненность его учебных работ, приобретавших характер творческих заданий.
В 1909 г. Горбатов выставляет несколько тонко выполненных акварелей. Один из исследователей писал по поводу этих работ: «Историчность горбатовских работ появилась не потому, что худож-
ник хотел ее изобразить, как, например, Н. К. Рерих, но поскольку она входила в современную жизнь как ее составная часть. И причудливо раскрашенные рыбацкие лодки с парусами, и спускающиеся к самой воде тяжелые каменные башни («На реке Великой»), и купола соборов невольно уводят в прошлое северного края. Тема сумерек у художников-пейзажистов встречается очень часто. Горбатов заставил присмотреться к сумеркам окраин провинциального городка в конкурсной работе «Сумерки» (1911), к темным силуэтам деревьев, к поломанным мостикам, к уходящим в глубину улицам; вглядеться в уютно освещенные окна домов и в то глубокое спокойствие мягко проникающей в сердце городской тишины, когда жизнь кажется милой и легкой. Как художнику удалось достигнуть этого, трудно ответить»3.
Сколько поэзии заключено в работе «У причала на реке Пскове» (1910-1911, частное собрание)! Художник мастерски передает общий тон сумерек. Кажется, быстро наступила темнота и ждущие у причала люди, и идущая круто в гору улочка города с уходящими вверх деревянными домами и светящимися теплым янтарным светом окна, и поблескивающая вода у причала - все окутано наступившими сумерками. Чувство общего тона, найденное художником, и есть самое главное в живописи этой работы. Верно взятый тон помогает ему уйти от внимательного выписывания деталей, дает глубину картине, гармонично размещает все в пространстве. Полотно наполнено таинственной красотой и поэзией. Острое наблюдение художника создает тонально цельную мелодию жизненного мотива.
Горбатову нравилось работать на псковской земле. Холмы, озера, березы, тополя, церкви, базарная площадь, пахнущая дегтем, сеном - таков был облик многих губернских и уездных городов. Таким был и Псков, особенно любимый художником. Ему нравилось бывать в окрестностях Пскова - Изборске, деревнях у Мальского озера, Печер; в Псково-Печерском, Снетогорском, Мальском, Крыпецком монастырях и других местах. Выразителен рисунок Горбатова «Изборский крест» (частное собрание). Он словно напоминает живым о подвиге тех, кто в грозную годину
защищал эту землю. Он, как дозорный, охраняющий холмы, окруженные пойменными лугами, воздух которых наполнен терпким запахом талой весенней воды и дурманом оттаявшей земли. Художник воспринимает памятные места древней культуры как чистый и вечный родник, питающий искусство, как образ дум и чаяний народа.
В 1907 г. Горбатову объявлена похвала за работы на академической даче и назначена стипендия им. Венецианова в 240 рублей. В следующем году стипендия была продолжена. В 1909 г. - продолжена стипендия им. Венецианова, объявлены хвала Совета, похвала за этюд. В 1910 г. были отмечены все работы, выполненные в мастерской. В этом же году он окончил научный курс, была продолжена стипендия и он был выпущен на конкурс.
Горбатов начал готовиться к выпускной картине задолго до конкурсного года. Многочисленные альбомы с пейзажами и рисунками древнерусских памятников, крестьянских построек, волжских причалов, рыбацких лодок с парусами, тихо покачивающихся на водной глади, дают возможность проследить поиски художника. Эти серии рисунков, тщательно проработанных итальянским карандашом или карандашом вместе с акварелью, гуашью, размером в лист большого альбома таят в себе характер видения художника, его тонкое поэтическое чувство природы. Уже в этот период стиль и манера Горбатова постепенно определяются, а ко времени защиты конкурсной работы он выступает уже вполне сформировавшимся художником, обладающим ярко выраженной индивидуальностью и остротой видения.
В 1911 г. за картину «Приплыли» и несколько пейзажей Горбатову было присуждено звание художника и двухлетнее заграничное пенсионерство. Картина «Приплыли», отмеченная золотой медалью на международной выставке в Мюнхене, несомненно, была для художника программной по манере исполнения и образной трактовке.
Кончилась школа, началась пора самостоятельной деятельности. Художник по-прежнему много работает, пишет этюды
маслом, акварелью, гуашью, делает зарисовки. То засыпанная снегом, продуваемая злыми ветрами деревенька у леса, то богатая красками осень, то ликующая, звенящая весна. В его работах - вся многоликая природа со всеми нюансами и цветами. Удивительно тонко подмечает художник состояние природы. Достигает он этого разными, только ему присущими средствами, но прежде всего ему помогает замечательное чувство природы - умение воплотить в этих небольших по размеру поэтических шедеврах особенности жизни природы. Художник наполняет их каким-то особым духовным содержанием, превращая в произведения, имеющие большое художественное значение.
Работы этого периода свидетельствуют, что характер поисков художника нельзя понять вне того направления русской пленэрной живописи, которое связывается в истории искусства с именами В. Поленова, А. Архипова, А. Степанова, С. Виноградова, С. Малютина и некоторых других художников конца XIX - начала ХХ в. Все живописцы испытывали воздействия новых открытий в искусстве, но восприятие этих открытий было сугубо индивидуальным, и они получали неповторимую национальную окраску.
В 1911 г. Горбатов на два года уезжает за границу. Он посещает Италию, Францию, Германию.
«Однажды ко мне в мастерскую в Париже, - вспоминает его однокурсник по академии, - заявился мой товарищ по Академии Костя Горбатов.
- А я прямо из Венеции, - сообщил он. Хочу побыть в Париже несколько дней, посмотреть выставки, а отсюда домой, во Псков или на Волгу. Свое ближе и понятней, и куда лучше. Я в Венеции неплохо и с пользой провел время. Вышло так удачно. Поселился в хорошем, просторном номере лучшей гостиницы. Погода хорошая. Щеголял в летнем костюме всюду, где вздумалось, писал на небольших дощечках красного дерева виды Венеции. В гостинице распространился слух, что я знаменитый русский художник. Устроил в номере у себя выставку и все продал иностранцам. Идем праздновать победу»4.
В письме И. И. Бродского М. Горькому, написанном в апреле-мае 1912 г. в конце есть приписка: «В Риме теперь Г. Н. Горелов и К. И. Горбатов, оба пенсионеры, я их вызову на Капри». Несколькими месяцами позже (10 октября 1912 г.) Бродский пишет Горькому: «Дорогой Алексей Максимович! Начали съезжаться каприйцы, запахло лимонами, апельсинами и показалось солнце. Какие они все счастливые, я им от всей души завидую, ведь они лето прожили возле очаровательного Алексея Максимовича. Ваше имя с уст не сходит у них. Как только сойдемся, только о Вас и рассказывают, все Вами очарованы, иначе и не могло быть. Я ясно видел всех товарищей у Вас по вечерам и как Вы им рассказывали, ясно видел рыбную ловлю, счастливые лица всей компании и всем завидовал, сколько есть сил. Одно меня утешало, что обо мне часто говорили, вспоминали хорошо, и мне казалось иногда, что я был с Вами. Я буду просить (как говорится, Бога), чтобы К. И. Горбатов получил вторую поездку, и мы вместе заявились на Капри, мне очень хочется с ним пожить на Капри; когда мы вместе, нам очень весело бывает, а если еще с нами будет Алексей Максимович, то это уже получится праздник. На днях соберусь к Фалилеевым смотреть работы, меня интересует весьма его успех, не дождусь работ Кости (Горбатова), что он наиталил, как он понял Италию. Говорят, что похоже на Псков и Новгород, правда ли? Сам он писал, что не выходит, но ведь у нашего брата всегда не выходит.»5
Эти поездки художника, каждая перемена места запечатлены циклом великолепных, полных солнца и трепета жизни произведений - живописных работ, акварелей, рисунков, набросков.
Еще будучи учеником Академии, Горбатов успешно участвовал в весенних выставках в залах Императорской Академии художеств, его работы неоднократно удостаивались различных премий. Видную роль играли его работы на выставках Общества имени А. И. Куинджи. Активное участие принимает художник и в обществе «Община художников», основанном выпускниками Академии художеств при близком участии И. Е. Репина, который в 1915 г. становится его почетным председателем. К. И. Горбатов
принимает участие в объединении «Товарищество независимых» (Санкт-Петербург, 1911-1917), а также в Товариществе передвижных художественных выставок (ТПХВ).
За время пенсионерства Горбатов отчитывался выполненными за границей работами и отчетами о поездках по разным городам и музеям.
Горбатов - поэт, тонко чувствующий пространство, мир природы светлый и лучезарный, был вместе с тем и художником чувства эпохи, причем у него это чувство выражалось как-то само по себе.
Атмосфера русских провинциальных городов, воздух деревень со злыми метелями и морозцем, опушки псковского леса с женщинами в красных юбках и платках, собирающими грибы - всем этим был зачарован художник и наполнен крепким, здоровым народным мировосприятием. В его работах «На реке Пскове», «У озера», «Ильмень-озеро», «У Волхова», «Нижегородский кремль», «В Муроме», «Новгородский торг» оживает духовный мир поколений. Эти произведения помогают проникать в суть культурного наследия, яснее представлять себе основы нашего национального самосознания. Совершенствуя метод быстрого живого изображения, обостряя свой глаз и зрительную память, Горбатов со временем достиг серьезных творческих результатов. Он убедился, что работы, выполненные по памяти, приобретают по сравнению с рисунками, сделанными непосредственно с натуры, более убедительный характер, становятся более трепетными, цельными и обобщенными, особенно в колористическом и композиционном решении. Постепенно обогащается его творческий метод.
С 1917 г. активизируется выставочная деятельность художника. Он по-прежнему много работает. Любовь к изображению жизни русских провинциальных городов, их архитектурных пейзажей не только не ослабла, но стала более настойчивой и необходимой. Появляются серии пейзажей, написанных в Новгороде, Пскове, Нижнем Новгороде, Ярославле, Муроме, Вологде. В них художник проникновенно выразил себя.
Можно сказать, что в творчестве художника весна - это особая тема, раскрывающая одну из важнейших сторон его поэтического характера. В соприкосновении с обновляющейся природой художник как бы обретает силы и сам внутренне обновляется. Его солнечные пейзажи согреты внутренним теплом. Ликующая, одухотворенная природа близка душевному складу художника. Пейзажи «На даче» (частное собрание), «Парники» (1913, частное собрание), «Мартовский день» (частное собрание) написаны под непосредственным впечатлением оживающей природы, и каждая из них наполнена особым настроением. В каждой их них своя весна, разная и по изобразительному мотиву, и по эмоциональному строю. Своей виртуозной живописной манерой художник передает неповторимость весеннего дня. Если в «Мартовском дне» яркое солнце освещает еще не совсем оттаявшую землю, пахнущую прохладой, небо, воздух прописаны мягко, прозрачно, нежными красками, то в картине «Парники» уже торжествует яркое весеннее солнце, освещающее два строения, стены которых светятся чарующим зеленовато-голубым цветом, а черные крыши звучат музыкальным контрастом, стоя в хороводе деревьев, еще не одетых в листья. Небо ярко-голубое, по-весеннему несколько тревожное, но ликующее - все пробуждается. Идет весна, снег сошел, и на переднем плане парники, длинные и короткие, заботливыми руками закрытые рамами - рыжие, красноватые, они декоративно смотрятся на фоне земли, в которой кое-где уже торжествующе поднимается ярко-зеленая трава. Фигуры женщин, одетых в яркие одежды, усиливают мелодию общей цветовой симфонии, мелодию весеннего гомона. Пробуждается природа, ее живительная энергия передается и человеку, стремящемуся к созиданию. Талант Горбатова заключался в его изумительном феноменальном умении заставить жить, звучать «жизнью красок» подчас самый обыденный мотив.
Созданные в этот период многочисленные пейзажи бесспорны в своей художественной ценности. Горбатов в своих исканиях в области пейзажной живописи был близок Савинову, Фешину, Лаховскому, Бродскому, с которыми он учился и был дружен,
но каждый из них имел свою индивидуальность и свой стиль. Врожденная любовь к природе, лиризм роднит его с некоторыми большими пейзажистами прошлого, а также со старшими современниками, такими как Виноградов, Жуковский, Юон, Крымов и другие.
Великую Октябрьскую социалистическую революцию Горбатов принял безоговорочно. Он активно работает, постоянно выставляется:
1918 г. - выставки ТПХВ в Москве и Петрограде;
1919 г. - «Государственная свободная выставка произведений искусств» в Петрограде, размещавшаяся в 17 залах Зимнего дворца, на которой были представлены работы 299 художников.
Весна 1920 г. - «Выставка картин русских художников» в Пскове.
1921 г. - «З-я периодическая выставка Общины художников» в Петрограде в помещении Общины художников.
1922 г. - «47-я передвижная выставка картин» в Москве в Центральном доме просвещения и искусств; «Выставка картин группы художников-передвижников» и V выставка Общины художников - обе в Петрограде в залах Общества поощрения художеств.
15 октября - 6 декабря 1925 г. - 24-я международная выставка современной живописи в Питсбурге (США).
1927 г. - выставка театрально-декорационного искусства «1917-1927» в Ленинграде в залах Академии художеств, на которой были выставлены театральные эскизы и костюмы Горбатова.
В 1924 г. Горбатов с женой Ольгой Александровной уезжает в Италию, а позже в Германию. Живет в Берлине.
В 1928 г. в Берлине произошла встреча Горбатова с приехавшим из России художником Ф. Богородским. Об этой встрече Богородский вспоминал: «.палитра, перегруженная красками, лежавшая на грязном столике, указывала на постоянное рабочее состояние хозяина. Поймав взгляд гостя на этой палитре, Константин Иванович сказал: „.палитра у меня грязновата, да зато
живопись чистая и свежая. А вот у моих немецких коллег палитра как стеклышко, а живопись темная, чумазая..."»6 Годы, проведенные за границей, не изменили реалистический характер его творчества, он остался русским душой и верным традициям русского реалистического искусства.
Глубокая любовь к родной земле, восхищение ее неброской красотой, памятниками русской старины, ее историей, людьми, художественной красотой их деяний до последних дней вдохновляла художника. На многие годы история России, ее замечательные архитектурные памятники, среднерусская природа стали любимыми темами Горбатова, открывшего в этой дорогой его сердцу земле сказочно гармоничный мир, соприкосновение с которым до сих пор дарует всем, кто видит его произведения, радость, душевную ясность, вдохновение.
Еще до отъезда художника за границу И. Э. Грабарь восхищенно писал: «Из петербургских художников вряд ли кто так хорошо знал жизнь северных городов, как Константин Иванович Горбатов. С детства он привык к стоящим на приколе стареньким рыбацким лодкам, к тяжело груженным баржам, к запаху илистой воды и свежей рыбы, к расплавленному солнцу, беспощадно льющему свои лучи на земные, красные крыши прибрежных домов. Взрослым, когда он считал чуждым для себя все, кроме живописи, Горбатов неделями пропадал на берегах рек, прислушивался, присматривался, писал этюды, писал много, с наслаждением.. ,»7
Трудно понять И. Э. Грабаря, который значительно позже, 17 мая 1929 г., с интонацией раздражения напишет из Кёльна в Москву: «Затем моя выставка и группы, посланной сюда из Берлина Ost-Europa: Колесников, Фалилеев, Фалилеева, Масютины, Горбатов. Академист, лет 55, работающий „русские пейзажи" - исключительно с церквами, пропастью церквей - прямо пачками зараз, как он сам говорит: „без вас благодетель, без вашей истории ни на шаг, спать с ней ложусь, а то откуда церковки-то брать!" - вот тип. Имеет успех у немецкой публики, всюду делал выставки, много (больше всех вместе) продал и продолжает продавать»8.
На выставке в Кёльне были представлены следующие работы Горбатова: «В марте», «Зима», «Новгород Великий», «На Волге», «Волжский город Углич». Даты написания им не указаны.
Драгоценное качество творчества Горбатова - бесконечная преданность дорогой его сердцу России, преданность живописи. Ей, реалистической, полнокровной живописи, он не изменял никогда.
Идущая из глубины веков русская духовность, которая является смысловым стержнем живого творчества Горбатова, гнала его поближе к России. Он тосковал по России, понимал, что жизнь на чужбине для художника бессмысленна.
В 1928 г. художник приезжает в Финляндию. Он направляется прямо к И. Е. Репину в Куоккалу, которая к этому времени уже не принадлежала России.
Горбатов в своем дневнике так описывает встречу с Репиным:
«- Здравствуйте, вот не ожидал, - воскликнул Репин. Вы
- Горбатов, передвижник! Ну как же! Помню, помню. Знаю ваши вещи: старые города, лодки с парусами, снег такой сверкающий.
- 84-летний Репин с молодым блеском в глазах, неиссякаемым остроумием, кажется едва ли не таким, каким я его видел в 1916 году в последний раз. Илья Ефимович забрасывает вопросами о жизни русских художников за границей, их выставках. Беседуем о современных путях искусства.
- Как я рад, что столько русских художников живет в Европе и Америке, - говорит Репин. И почти все имеют успех, зарабатывают. Некоторые уже знамениты. Да, наше искусство должно взять верх. У нас большая интуиция и провидение. Вообще, за славянами будущее.
Он замолкает, потом опять грустно глядит мне в глаза.
- Жаль, очень жаль нашу бедную Родину. Ну да, может быть, все к лучшему.
Репин вспоминает о своих знаменитых „Бурлаках".
- Никак не ожидал, что все это выльется в такую зловещую форму.
Ругает молодых художников.
- Учиться не хотят. Забывают, что искусство - это подвиг, а не веселое препровождение времени. Надеюсь, что это у них пройдет, возьмет верх искреннее и глубокое.
На прощание Илья Ефимович говорит:
- Слышал, что вы имеете успех в Европе, мне хотелось бы увидеть ваши новые вещи.
В следующий раз приношу в Пенаты свои этюды из Италии. Репин внимательно рассматривает и аттестует их:
- Благодарю вас. Вы доставили мне большую радость увидеть такие яркие, колоритные и убедительные вещи. Желаю вам еще большего успеха, который вы заслужили.
Репин ведет меня в ателье, чего не всякий визитер удостаивается, и показывает мне свои последние работы: „Запорож-скую Сечь", „Явление Христа".
В первой картине фигуры пляшущих запорожцев удивительны по экспрессии и движению. „Явление Христа" полностью еще не закончена, но показывающий свои раны Христос незабываем. Такой головы Спасителя я еще не видал: образ неземной красоты и милосердия. Окружающие Христа фигуры Фомы Неверующего и других учеников поразительны экспрессией и рисунком. От холста веет совершенно новым для Репина духом - глубокой религиозной проникновенностью.
- Это божественно, - только и могу сказать о своем впечатлении»9.
Поездка к Репину, природа Карельского перешейка - это была по сути дела встреча с родной Россией, которая была самым дорогим для художника местом.
После поездки в Пенаты Горбатов много и плодотворно работает. Его солнечные пейзажи по-прежнему любимы зрителями, ибо его предназначение (по его мнению) - выражать то лучшее, что выстрадало человеческое сердце, а выстрадало оно красоту, гармонию, справедливость.
Для того чтобы понять художника, надо постичь природу русского характера. Достоевский писал: «... один лишь русский.
получил способность становиться наиболее русским только лишь тогда, когда он наиболее европеец».
Константин Иванович Горбатов умер 24 мая 1945 г. Жена его не смогла перенести утрату и вскоре ушла из жизни по собственному желанию.
В завещании, оставленном художником, он написал: «... После войны прошу все мои картины отправить в Академию художеств, в Ленинград, пусть она поступит так, как найдет должным».
Архив и работы Горбатова были отправлены в Московский областной краеведческий музей в г. Истра, который находится на территории Ново-Иерусалимского монастыря.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1 Бучкин П. Д. О том, что в памяти. Записки художника. Л., 1963. С. 33-35.
2 Там же. С. 38-39.
3Мунин А. Н. Север и художники. Вологода, 1964. С. 72-73. 4Бучкин П. Д. Указ. соч. С. 86
5Бродский И. И. Статьи, письма, документы. М., 1956. С. 234. 6Мунин А. Н. Указ. соч. С. 73. 7 Грабарь И. Э. Письма. 1917-1941. М., 1977. С. 223. 8Антикварное обозрение. 2002. № 1. С. 13. 9 Там же.