ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
EDUCATIONAL AND PEDAGOGICAL STUDIES
DOI: 10.12731/2658-4034-2019-1-6-17 УДК 1174
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ С ДОШКОЛЬНИКОМ, ИМЕЮЩИМ ДЦП
Ефремова Н.С., Шуляк Н.А., Ларина Е.А.
Цель. Статья посвящена актуальной теме дефектологического образования, а именно, коррекции речевого нарушения детей дошкольного возраста, имеющим детский церебральный паралич (ДЦП). Предметом выступает специфика коррекции речевой и психомоторной функции у детей имеющих ДЦП. Авторы ставят целью подготовку конспекта логопедического занятия, который учитывает все особенности речи и опорно-двигательного аппарата ребёнка, на основе федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Метод или методология проведения работы. Основу исследования составляют теоретические и практические методы для проведения коррекционной работы.
Результаты. Результаты работы заключаются в том, что составленный конспект отвечает требованиям ФГОС по варианту обучения 6.2(), таким образом, его могут использовать логопеды в своей практике. Авторы делают предположение, что данная разработка будет полезна логопедам ДОУ и студентам специального (дефектологического) образования.
Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены в сфере коррекционной педагогики и специального дефектологического образования.
Ключевые слова: ДЦП; коррекция; развитие; конспект.
OUTLINE OF SPEECH THERAPY LESSON WITH PRESCHOOLER WITH CP
Efremova N.S., Shuliak N.A., Larina E.A.
Purpose. The article is devoted to the actual topic of defectological education, namely, the correction of speech disorders of children of preschool age with cerebral palsy (CP). The subject is the specific of the correction ofspeech and psychomotor function of children with CP. The authors aim to prepare an outline of speech therapy lesson that takes into account allfeatures of child's speech and musculoskeletal system, based on the federal state educational standard (FSES) ofpreschool education for children with disabilities.
Method or methodology of work conduction. The research is based on theoretical methods, namely, analysis and synthesis, as well as practical methods, that is, description and experiment.
Results. Work's results are consist in the fact that the complied outline meets the requirements of the FSES for training option 6.2, thus, it can be used by speech therapists in their practice. The authors make the assumption that this development will be useful for preschool educational institution speech therapists andfor students of special (defectological) education to make proper and spot correction work.
Area of the results applying. The research results can be applied in areas correctional pedagogy and special defectological education.
Keywords: cerebral palsy; correction; development; outline.
Данный конспект логопедического занятия подготовлен в рамках организации коррекционно-развивающего подхода для ребёнка 5 лет, имеющего ДЦП, который обучается по образовательному варианту
6.2 (обучающийся, с НОДА получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием здоровых сверстников, но в более пролонгированные календарные сроки, находясь в среде сверстников со сходными ограничениями здоровья, не противоречащими образовательными потребностями или в среде здоровых сверстников при условии создания необходимых условий для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей. Среда и рабочее место организуются соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся с НОДА и дополнительно приспосабливаются к конкретному ребёнку) [5].
Термином «детские церебральные параличи» объединяются синдромы, возникшие в результате повреждения мозга на ранних этапах онтогенеза и проявляющиеся неспособностью сохранять нормальную позу и выполнять произвольные движения. Двигательные расстройства(параличи, парезы, нарушения координации, насильственные движения) могут сочетаться с изменениями психики, речи, зрения, слуха, судорожными припадками, расстройствами чувствительности [4].
Далее представлено логопедическое заключение, составленное послекомплексного обследования.
Объективно на данный момент времени при обследовании фонематической стороны речи выявился шипящий парасигматизм; ламбдацизм, ротацизм, дефект смягчения, дефект озвончения. Фонематический строй речи недостаточно сформирован. Наблюдается нарушение звуко-буквенного анализа и синтеза. Слоговая структура слова недостаточно сформирована, а именно наблюдается искажение структуры мало употребляемых, многосложных слов. Словарный запас меньше нормы, качественно неполноценен, преимущественно употребляет существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Нарушение словообразования. Грамматический строй речи недоразвит. Типы употребляемых предложений (простые, чаще - односложные); отсутствуют сложные синтаксические конструкции; в речи
аграмматизмы. Фразовая речь искажена. Отмечаются сложности в понимании причинно-следственных связей. Темп речи нормальный. Голос модулированный. Дыхание диафрагмально-реберное, ритмичное, достаточное по глубине. Речь выразительная. Темпо-ритмическая сторона речи нарушена. Девочка с трудом запоминает стихи. Артикуляционная моторика развита слабо. При выполнении артикуляционных упражнений отмечается тонус мышц; невнятность речи. Мелкая моторика и пространственная ориентация сохранны. Общие моторные нарушения: ДЦП, гемиплегическая форма (правосторонний гемипарез) - поза Вернике-Манна (мышечный тонус патологически повышается в сгибателях верхних конечностей и разгибателях нижних. Это определяет типичную позу больного: рука приведена к туловищу, согнута в локте и кисти; нога разогнута в колене и при ходьбе описывает полукруг) [2].
Логопедическое заключение: общее недоразвитие речи II уровня. ДЦП, гемиплегическая форма, дизартрия (по заключению невролога).
Спастическая гемиплегия характеризуется двигательными нарушениями преимущественно на одной стороне. Нога при спастической гемиплегии поражается меньше, чем рука. Мышечный тонус в руке выше, она согнута во всех суставах, приведена к туловищу, кисть у детей раннего возраста сжата в кулачок [1].
Дизартрия - это нарушение произносительной стороны вследствие органического поражения центральной нервной системы [3].
Представим конспект логопедического занятия с дошкольником, имеющего ДЦП.
ФИО Амира М. Возраст 5 лет
Материально-техническое обеспечение: зеркало, мяч, мягкая игрушка медведь (2 шт.), ноутбук, наглядные картинки, дидактическое пособие «Снеговик», «Четвёртый лишний», цветные карандаши. Тема: «Зимние забавы» Продолжительность: 40 минут
Тип занятия: индивидуальное занятие для ребёнка с ДЦП Вид занятия: лексико-грамматическое занятие Методы: словесный, наглядный, игровой.
Цель: Ребёнок закрепил знания по теме «Зимние забавы» Задачи:
Образовательные:
1. Обобщить знания по теме зима;
2. Обогатить словарный запас. Коррекционно-развивающие:
1. Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику.
2. Совершенствовать слуховое и зрительное восприятие.
3. Учить образовывать уменьшительно-ласкательные существительные.
4. Совершенствовать фонематический речевой и неречевой слух.
5. Образовывать родственные слова со словом «снег».
6. Развивать произвольное внимание.
7. Учить образовывать существительные родительного и винительного падежа.
Коррекционно-воспитательные:
1. Воспитывать активность и внимательность.
2. Следить за правильной осанкой. Здоровьесберегающие:
1. Обращать внимание на осанку.
2. Организовать смену видов деятельности.
№ Задачи Содержание Организация Результат
1. Вводная часть
Привлечь внимание ребёнка к теме занятия Объявление темы занятия Отгадывание загадки Удалось привлечь внимание ребёнка
2. Основная часть
1. Актуализация опорных знаний
1.1 Развивать артикуляционный аппарат Артикуляционная гимнастика по подражанию. Упражнения: окошко, улыбка, щёчки, дудочка, чистим зубки, чашечка, блинчик, иголочка (сосулька), горочка. Все упражнения выполняются в статике и динамике несколько раз. Ребенок повторяет за логопедом упражнения. Ребёнок всё повторил за логопедом
Продолжение табл.
1.2
Обобщить знания по теме зима
Ребёнок отвечает на вопрос логопеда, какая, по его мнению, зима и чем ребята любят заниматься зимой. После ребёнку логопед показывает картинку с признаками зимы. Ребенок с помощью логопеда называет все признаки зимы.
Опорная картинка «Признаки зимы»
Ребенок назвал все признаки зимы
1.3
Развивать
произвольное
внимание
Логопед просит ребёнка внимательно посмотреть на картинки и ответить на вопросы. Сколько картинок изображено, что на них изображено и какая картинка лишняя?
Дидактическое пособие «Четвёртый лишний»
Ребёнок ответил на все вопросы, справился полностью с заданием
1.4
Учить образовывать уменьшительно-ласкательные существительные
Ребёнку предлагают сыграть в игру. Ребёнку объясняются правила игры. Логопед называет слово и кидает ребёнку мяч. Ребёнок ловит, и заданное слово называет ласково и кидает мяч обратно учителю. Речевой материал: снег - снежок; сосулька - сосулечка; мороз - морозец; дерево - деревце; ветер - ветерок; горка - горочка; лёд - ледок; холод -холодок; зима - зимушка; санки -саночки.
Мячик
Ребёнок играет в игру и все правильно называет
Продолжение табл.
1.5 Повторить признаки зимы, развивать общую моторику Ребёнку предлагают сыграть в игру с мячом под названием «Путаница». Ребёнку логопед объясняет, что он будет кидать мяч и задавать вопрос, задача ребёнка поймать мяч, правильно ответить на вопрос и обратно кинуть мяч логопеду. Речевой материал: - Снег белый или синий? - Лед твердый или мягкий? - Снег капает или идет? - Зимой бывает снегопад или листопад? - На улице мороз или жара? - Зимой одеваемся тепло или легко? - Снеговика лепят или строят? - На коньках катаются или качаются? Мячик Ребёнок играет в игру и все правильно называет
1.6 Развивать мелкую моторику Ребёнку объясняется, что сейчас мы будем делать гимнастику для наших пальчиков. Пальчиковую гимнастику выполняем для правой и левой руки, уделяя особое внимание правой руке. Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики) Мы во двор пошли гулять (указательным и средними пальчиками «идем» по столу) Бабу снежную слепили (катаем ручками «суджок») Птичек крошками кормили (по очереди соединяем большой палец с другими) С горки мы потом катались (рисуем зигзаг правой рукой на левой и наоборот) А ещё в снегу валялись (кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой) Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки) Суп поели (согнуть ладошку чашечкой), спать легли (ладошки под щечку). Выполнение пальчиковой гимнастики Ребёнок выполнил пальчиковую гимнастику
Продолжение табл.
1.7
Совершенствовать фонематический речевой и неречевой слух, развивать мелкую моторику
1. Логопед просит ребёнка, послушать сколько раз он простучит и выложить счётными палочками ритмический рисунок. Затем логопед напоминает ребёнку, что такое пауза и даёт новый ритмический рисунок.
2. Затем, логопед даёт новый ритм, но уже просит повторить (простучать) его за логопедом.
1 серия:
Счётные палочки, карандаш
Ребёнок выполняет ритмическую гимнастику
Образовывать родственные слова со словом «снег
Ребёнку объяснятся, что сейчас мы поиграем со словом «снег», и он будет заканчивать строчку стихотворения, которое читает логопед.
«Тихо, тихо, как во сне, Падает на землю. (Снег.)
С неба всё скользят пушинки -Серебристые. (Снежинки.)
На дорожки, на лужок Всё снижается. (Снежок.)
Вот веселье для ребят -Всё сильнее. (Снегопад.)
Все бегут вперегонки, Все хотят играть в. (Снежки.)
Словно в белый пуховик Нарядился. (Снеговик.)
Рядом снежная фигурка -Эта девочка - (Снегурка.)
На снегу-то, посмотри -С красной грудкой. (Снегири.)
Словно в сказке, как во сне, Землю всю украсил. (Снег.)»
Ребёнок внимательно слушает логопеда и выполняет задание
Ребёнок правильно заканчивает каждую строчку стихотворения
Продолжение табл.
1.9 Развивать общую моторику Ребёнка объясняется, что сейчас мы немного разомнёмся, и что ему необходимо повторять движения под музыку за логопедом. Песня Железновых «Мишка». Ребёнок с мягкой игрушкой повторяет движения за логопедом. Ребёнок справился с заданием
1. 10 Развивать произвольное внимание, мелкую моторику, учить образовывать существительные родительного и винительного падежа Ребёнку задают вопрос о том, кто сует картины. После логопед пока вает ребёнку снеговика и объясняв что этих снеговиков тоже нарисов художник, что он очень любит рис вать зимние картины. И как то раз захотел нарисовать братьев снегов ков, но поторопился, и не всё дори совал. Ребёнку предлагается помо художнику, дорисовать снеговиков и рассказать об этом. После логоп даёт речевой образец на примере его снеговика. Речевой материал: моего снеговика нет ведра и носа. дорисую метлу и нос». ризы- ;т, ал он ич-- чь ед ;во-<У Я 1/ Дидактическое пособие «Снеговик», цветные карандаши Ребёнок всё задание выполнил верно
1. 11 Расслабить ребёнка Психогимнастика . Откинься на спинку стула, спина прямая и расслабленная, руки сложены на груди так, чтобы пальцы сходились. Глубоко вдохни воздух носом, представь, что твой живот - это воздушный шарик. Чем глубже вдыхаешь, тем больше шарик. А теперь выдыхай ртом, чтобы воздух улетел из шарика. Не торопись, повтори. Дыши и представляй себе, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше. Медленно выдыхай ртом, как будто воздух уходит из шарика. Сделай паузу, досчитай до пяти. Снова вдохни и наполни легкие воздухом. Выдохни, почувствуй, как вы наполняетесь энергией и хорошим настроением. Логопед воспроизводит текст Ребёнок внимательно слушает и расслабляется
Окончание табл.
3. Обобщающая часть
3.1
Дать рекомендации
Логопед даёт рекомендации к домашнему заданию ребенка. Выучить стихотворение о зиме, дорисовать снеговика, обвести рисунок по точкам, нарисовать снежинки по клеточкам, повторить признаки зимы.
Ребёнок
внимательно
слушает
Ребенок внимательно выслушал.
4. Заключительная часть
4.1
Похвалить ребёнка и узнать о его состоянии
Логопед задает вопросы. Что делали мы сегодня на занятии? Что запомнилось больше всего. Хвалит ребенка. Прощается.
Ребенок отвечает на вопросы логопеда
Ребенок развернуто ответил на задаваемые вопросы
Информация о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Список литературы
1. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. М.: 1999. 95 с.
2. Бадалян Л.О. Детские церебральные параличи / Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, О.В. Тимонина. М., 2002. 139 с.
3. Белякова Л. И. Логопедия. Дизартрия / Л. И. Белякова, Н. Н. Воло-скова. М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2016. 287 с.
4. Веренич С.В. Нервная система в норме и патологии: учебно-методическое пособие / Веренич С.В. Мн.: БГПУ, 2005. 76 с.
5. Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся, с ограниченными возможностями здоровья: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 февраля 2015 г., №35847 / Министерство образования и науки Российской Федерации. Москва: 2015 г.
References
1. Arkhipova E.F. Korrektsionnaya rabota s det'mi s tserebral'nympara-lichom [Correctional work with children with cerebral palsy]. M.: 1999. 95 p.
2. Badalyan L.O., Zhurba L.T., Timonina O.V. Detskie tserebral'nyepara-lichi [Cerebral palsy]. M., 2002. 139 p.
3. Belyakova L.I., Voloskova N.N. Logopediya. Dizartriya [Speech therapy. Dysarthria]. M.: Gumanitar, izd. Tsentr VLADOS, 2016. 287 p.
4. Verenich S.V. Nervnaya sistema v norme ipatologii [Nervous system in health and disease]. Mn.: BGPU, 2005. 76 p.
5. Federal'nyy Gosudarstvennyy obrazovatel'nyystandartnachal'nogo ob-shchego obrazovaniya obuchayushchikhsya, s ogranichennymi vozmozh-nostyami zdorov'ya: utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 3 fevralya 2015, №35847 / Ministerstvo obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii. Moskva: 2015 [Federal State Educational Standard of Primary General Education of Students with Disabilities: approved by order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated February 3, 2015, No. 35847 / Ministry of Education and Science of the Russian Federation. Moscow: 2015].
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Ефремова Нина Сергеевна, студент 4 курса направление «Дефектологическое образование».
Тихоокеанский государственный университет ул. Тихоокеанская, 136, г. Хабаровск, Хабаровский край, 680035, Российская Федерация nina. efremova15@yandex.ru
Шуляк Наталья Андреевна, студент 4 курса направление «Дефектологическое образование».
Тихоокеанский государственный университет
ул. Тихоокеанская, 136, г. Хабаровск, Хабаровский край, 680035,
Российская Федерация
rive-of-life@yandex.ru
Ларина Елена Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент, учитель-логопед высшей квалификационной категории
Тихоокеанский государственный университет
ул. Тихоокеанская, 136, г. Хабаровск, Хабаровский край, 680035,
Российская Федерация
ella_rina@mail.ru
DATA ABOUT THE AUTHORS Efremova Nina Sergeevna, Student of 4 Course, Direction of "Special Education"
Pacific National University
136, Tikhookeanskaya Str., Khabarovsk, Khabarovsk Krai, 680035,
Russian Federation
nina.efremova15@yandex.ru
Shulyak Natalya Andreevna, Student of 4 Course, Direction of "Special Education"
Pacific National University
136, Tikhookeanskaya Str., Khabarovsk, Khabarovsk Krai, 680035,
Russian Federation
nina.efremova15@yandex.ru
Larina Elena Anatolyevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Teacher-Speech Therapist of the Highest Qualification Category
Pacific National University
136, Tikhookeanskaya Str., Khabarovsk, Khabarovsk Krai, 680035,
Russian Federation
ORCID: 0000-0003-1871-1161
ella_rina@mail.ru