О.А. Леонова
Консультация для родителей и педагогов «Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста»
Леонова Ольга Анатольевна - учитель-логопед высшей квалификационной категории, муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №88 комбинированного вида» (Новосибирск, Россия)
Профилактика - (от греч. prophylakti-kos - предохранительный) - система мер по предупреждению речевых нарушений. Она является одной из важнейших задач образовательного учреждения и одним из важных направлений логопедической работы.
Ребенку дошкольного возраста необходима своевременная логопедическая диагностика, так как она позволяет в полной мере использовать возможности сензитивных периодов становления речи; эффективно кор-регировать темпы психоречевого развития ребенка и предупреждать возникновение вторичных нарушений.
Диагностика и коррекция речи особенно актуальны в работе с детьми младшего дошкольного возраста, потому что, как показывает практика, с каждым годом увеличивается число плохо говорящих малышей. Причины этого явления неоднозначны: это и перинатальные поражения центральной нервной системы, и неблагополучное течение внутриутробного периода и родов, заболевания новорожденных, неблагоприятная наследственность. Неврологическая симптоматика проявляется в виде минимальной мозговой церебральной дисфункции, психоорганического и гидроцефального синдрома, ДЦП.
Актуальность проблемы определяет цель нашей работы - развивать коммуникативные умения, речь и создавать благоприятные условия для индивидуального развития каждого ребенка.
Реализация этой цели требует выполнения ряда взаимосвязанных видов работы, как с родителями детей, так и непосредственно с детьми.
Для чистого звукопроизношения нужен своевременно сформированный артикуляци-
онный аппарат, то есть подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Все речевые органы состоят из мышц. Если мы, взрослые, занимаясь спортом, тренируем и развиваем мышцы рук, ног, спины, шеи и т.д., значит, можно по аналогии тренировать и мышцы артикуляционного аппарата (язык, губы). Для этого существует специальная артикуляционная гимнастика. Выполняя артикуляционную гимнастику с ребенком в домашних условиях, под руководством специалистов можно предупредить появление речевых нарушений. Даже если ваш ребенок нормально говорит, то артикуляционная гимнастика только усовершенствует работу мышцы органов речи.
При подборе упражнений необходимо соблюдать определенную последовательность - идти от простых упражнений к более сложным.
Артикуляционная гимнастика с детьми младшего дошкольного возраста проводится как пассивная, так и активная.
Пассивные движения органов артикуляции, которые выполняет взрослый, способствуют включению в процесс артикулирования мышц, до этого бездействующих. Это создает условия для формирования произвольных движений речевой мускулатуры.
Например, пассивная гимнастика для губ предполагает проведение следующих упражнений:
1) собирание губ в «трубочку»;
2) растягивание губ в улыбку, поставив указательные пальцы обеих рук в углы губ;
3) поднимание верхней губы - движения от углов губ по носогубным складкам вверх к крыльям носа, обнажая верхние десны.
Все движения выполняют 3-4 раза, неоднократно повторяя в течение дня.
Активная гимнастика сначала выполняется в медленном темпе обязательно перед зеркалом. На первых занятиях можно ограничиться и двукратным выполнением упражнения, главное, чтобы оно было сделано качественно. Затем количество повторений увеличивают, доводя до 10-15 раз. Когда ребенок научится правильно выполнять все упражнения, зеркало можно убрать.
Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, а лучше два раза в день -утром и во второй половине дня после прогулки. Будьте терпеливы, спокойны и ласковы. Если у ребенка не получается какое-то движение, можно оказать ему механическую помощь, используя зондозаменители. Ручкой чайной ложечки, палочкой от мороженого, соской или просто чистым пальцем помогите ребенку поднять язык вверх, отвести в сторону.
Занятия должны проходить в игровой форме, ведь это основная деятельность детей. Можно привлечь любимую игрушку: «Давай покажем мишке, птичке, лошадке, как правильно выполнять гимнастику для язычка». Или: «Давай попробуем показать, «как мишка рычит», «как птичка поет», «как лошадка скачет» и т.д. Также подбираем к каждому упражнению картинку - образ, который служит образцом для подражания какому-либо предмету.
Известно, что развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка. В фольклоре существует множество потешек, в которых сочетаются речь и движения рук.
Пальчиковая гимнастика
Стенка, стенка (указательными пальчиками показывают щеки),
Потолок (показывают лоб),
Два окошка (указательными пальцами показывают на глазки ),
Дверь (на ротик),
Звонок (дзинь-дзинь-дзинь, нажимают пальчиками на носик),
Никто не открывает (сцепляют руки в замок),
Только зря звоним в звонок (выпрямляют большие пальцы),
На дверях большой замок.
Вот он ключик (правуюруку выставляют вперед при этом, соединив большой и указательный пальцы),
И открыт замок (к левой ладошке приставляют большой и указательный пальцы, поворачивая их по часовой стрелке).
Знакомство с произведениями фольклора расширяет кругозор детей, обогащает их чувства и речь, благотворно действует на развитие речи и игровые упражнения, влияющие на постановку правильного дыхания.
Правильное речевое дыхание способствует четкому произношению звуков. Поэтому перед тем как приступить к выполнению артикуляционной гимнастики, необходимо сделать упражнения для развития речевого дыхания. Все эти упражнения помогают выработке плавного выдоха и способствуют быстрому освоению труднопроизносимых звуков.
Воздух обязательно необходимо набирать через нос, плечи не поднимать. Выдох должен быть длительным, плавным. Необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладошами). Примеры упражнений на развитие дыхания.
Упражнение на дыхание «Ветерок»
Педагог незаметно для детей имитирует скрип снега.
Логопед. Послушайте, снег скрипит. Посмотрите, это кого-то замело. Да это же наш снеговик! Давайте снег с него сдуем. Сначала подуем тихо «Ф», потом подуем, как ветер дует сильно «В».
(Дети дуют, а взрослый в это время со снеговика убирает платочек со снежинками.)
Логопед. Вот наш снеговик: нос морковкой, рот картошкой, на голове ведерко, а в корзинке снежинки, белые пушинки!
Игра «Футбол»
Из кусочка ваты скатать шарик. Это мяч. Ворота - два кубика или карандаша. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол», вата должна оказаться между кубиков.
Игра «Ветряная мельница»
Для этой игры нужна вертушка. Ребенок дует на лопасти игрушки, взрослый сопровождает действия малыша стихотворным текстом:
Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч!
Игра «Шторм в стакане»
Для этой игры необходима соломинка для коктейля и стакан с водой. Посередине языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Следите, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.
Из опыта работы могу сказать, что детям со значительными речевыми расстройствами для коррекции звукопроизношения недостаточно только педагогического воздействия, заключающегося в развитии, например, артикуляционной и дыхательной гимнастики. Необходима квалифицированная медицинская помощь, характеризующаяся строго индивидуальным подходом к лечению. ■
Рекомендуемая литература
1. Архипова Е.Ф. Логопедическая помощь детям раннего возраста. Библиотека программы «От рождения до школы». Коррекционная работа в ДОУ. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
2. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. - М.: АСТ: Астрель, 2007. - 222 с.
3. Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии. - 2-е изд., испр. - М.: АСТ: Астрель, 2012.
4. Дьякова ЕА. Логопедический массаж. - М., 2005.
5. Краузе Е.Н. Логопедия. Логопедические занятия с детьми раннего и младшего возраста. - М.: Корона-Принт, 2008.
6. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! - СПб.: Литера, 2006.
7. Леонова ОА. Внедрение технологии сенсорной комнаты в коррекционно-ло-гопедическую работу / Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, г. Новосибирск, 22-23 марта 2011 г. Т. 2. - С. 176-180.
8. Леонова О.А. Использование оборудования в коррекционной работе // Ребенок в детском саду. - 2011. - №1. - С. 70-72.
9. Леонова ОА. Использование фольклора в работе с детьми с ограниченными возможностями // Ребенок в детском саду. -2013. - №2. - С. 22-28.
10. Леонова ОА. Консультация для педагогов и родителей «Классический логопедический массаж лица без учета формы и степени выраженности дефекта» [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Педагогический мир», опубликовано 20.06.2016 г. Режим доступа: http: |//pedmir. ru /102598
11. Леонова О.А. Консультация для педагогов и родителей «Классический логопедический массаж лица без учета формы и степени выраженности дефекта» / Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, г. Новосибирск, 2016 г. Т. 1. -С.271-274.
12. Леонова ОА Консультация для родителей «Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста» [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Педагогический мир», опубликовано 09.04.2015 г. Режим доступа: http://pedmir. ru/86426
13. Леонова ОА Консультация для родителей и педагогов «Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. - 2016. -№6. - С. 18-20.
14. Леонова ОА Наша дружная семья. Фольклорно-музыкальный калейдоскоп // Дошкольное воспитание. - 2013. - №2. -С. 73-76.
15. Леонова ОА. Приобщение малышей к истокам народной культуры в доме ребенка // Дошкольная педагогика. - 2013. - №2. -С. 20-24.
16. Леонова ОА. Профилактика речевых нарушений у младших дошкольников. Консультация для родителей // Логопед -2016. - №1. - С. 80-83.
17. Леонова ОА. Путешествие в сказочную страну ребят-снегурят // Дошкольное воспитание. - 2010. - №12. - С. 63-65.
18. Материал по логопедии (подготовительная группа) по теме: материал на стенд/ Социальная сеть работников образования, [Электронный ресурс], http: nsportal.ru
19. Поваляева МА. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 352 с.