Научная статья на тему 'КОНСОЛИДАЦИЯ ЗЕМЕЛЬ И РЕНТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ'

КОНСОЛИДАЦИЯ ЗЕМЕЛЬ И РЕНТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
100
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬХОЗЗЕМЛИ / ЗЕМЕЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / КОНСОЛИДАЦИЯ СЕЛЬХОЗЗЕМЕЛЬ / ЗЕМЕЛЬНЫЙ РЫНОК / ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕНТА / РЕНТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СЕЛЬХОЗПРОИЗВОДСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сагайдак Александр Эрнестович, Сагайдак Анна Алексеевна

Достижение национальных интересов государства в сфере продовольственной безопасности на долгосрочный период невозможно без оптимизации землевладения и землепользования сельхозтоваропроизводителей на основе консолидации сельхозземель, которая предполагает ликвидацию дальноземелья, мелконтурности, чересполосицы, вклиниваний, вкрапливаний земельных массивов, неясности и запутанности прав собственности на землю и т.д. в целях повышения эффективности сельхозпроизводства. Консолидация сельхозземель тесно взаимосвязана с институтом земельной собственности в сельхозпроизводстве, что проявляется во владении, пользовании и распоряжении землей как всеобщим условием материального производства, предметом и средством труда в аграрном секторе. В свою очередь развитие консолидации сельхозземель непосредственно связано с совершенствованием рентного регулирования сельскохозяйственного производства, которое отражает процесс формирования, распределения, перераспределения и использования земельной ренты в аграрном секторе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LAND CONSOLIDATION AND RENT REGULATION IN THE AGRICULTURAL SECTOR

Achieving the national interests of the state in the field of food security for the long term is impossible without optimizing land ownership and land use of agricultural producers on the basis of consolidation of agricultural land, which involves the elimination of long-range land, small-scale, interlacing, interspersing land masses, ambiguity and confusion of land ownership rights, etc. in order to increase the efficiency of agricultural production. The consolidation of agricultural land is closely interrelated with the institution of land ownership in agricultural production, which manifests itself in the possession, use and disposal of land as a universal condition of material production, the subject and means of labor in the agricultural sector. In turn, the development of agricultural land consolidation is directly related to the improvement of rent regulation of agricultural production, which reflects the process of formation, distribution, redistribution and use of land rent in the agricultural sector.

Текст научной работы на тему «КОНСОЛИДАЦИЯ ЗЕМЕЛЬ И РЕНТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ»

Консолидация земель и рентное регулирование в аграрном секторе

Сагайдак Александр Эрнестович,

д-р экон. наук, профессор, зав. кафедры экономики и организации сельскохозяйственного производства, Государственный университет по землеустройству E-mail: asagaydak2014@mail.ru

Сагайдак Анна Алексеевна,

к-т экон. наук, доцент кафедры экономики и организации сельскохозяйственного производства, Государственный университет по землеустройству E-mail: ann1806@mail.ru,

Достижение национальных интересов государства в сфере продовольственной безопасности на долгосрочный период невозможно без оптимизации землевладения и землепользования сельхозтоваропроизводителей на основе консолидации сельхозземель, которая предполагает ликвидацию дальноземелья, мелконтурности, чересполосицы, вклиниваний, вкра-пливаний земельных массивов, неясности и запутанности прав собственности на землю и т.д. в целях повышения эффективности сельхозпроизводства. Консолидация сельхоззе-мель тесно взаимосвязана с институтом земельной собственности в сельхозпроизводстве, что проявляется во владении, пользовании и распоряжении землей как всеобщим условием материального производства, предметом и средством труда в аграрном секторе. В свою очередь развитие консолидации сельхозземель непосредственно связано с совершенствованием рентного регулирования сельскохозяйственного производства, которое отражает процесс формирования, распределения, перераспределения и использования земельной ренты в аграрном секторе.

Ключевые слова: сельхозземли, земельная собственность, консолидация сельхозземель, земельный рынок, земельная рента, рентное регулирование сельхозпроизводства

В Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина от 21 января 2020 г. № 20 [1]отмечается, что в развитие положений Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [2] национальными интересами государства в сфере продовольственной безопасности на долгосрочный период является, в частности, восстановление и повышение плодородия сельхозземель, предотвращение сокращения их площадей, рациональное использование, защита и сохранение сельхозугодий от водной и ветровой эрозии и опустынивания [3].

Решение этих важных народнохозяйственных задач невозможно без оптимизации землепользования сельхозтоваропроизводителей на основе консолидации сельхозземель, которая предполагает ликвидацию дальноземелья, мелконтурности, чересполосицы, вклиниваний, вкрапливаний земельных массивов, неясности и запутанности прав собственности на землю и т.д. в целях повышения эффективности сельхозпроизводства.

Процесс консолидации сельхозземель непосредственно связан с институтом земельной собственности в сельхозпроизводстве. Земельная собственность выступает в качестве основы формирования земельных отношений, которые выражают весь комплекс отношений между людьми, складывающихся в процессе воспроизводства в сельском хозяйстве по поводу земли как объекта собственности и объекта хозяйствования в сельском хозяйстве.

Сущность земельной собственности как экономической категории заключается в следующем: она представлена совокупностью прав на землю, при этом каждое отдельное право, с одной стороны, является относительно самостоятельным компонентом земельных отношений (единичного), с другой же - взаимосвязанным и взаимообусловленным элементом всей системы (особенного), что определяет функционирование всей системы общественных отношений, связанных с использованием земли (общего).

Основными целями консолидации сельхозземель выступают:

- рост результативности сельхозпроизводства;

- обеспечения устойчивости осуществления расширенного воспроизводства сельхозтоваропроизводителями;

- эффективное использование ограниченных производственных ресурсов сельхозпроизвод-ства;

- совершенствование пространственно-отраслевой организации отрасли сельского хозяйства;

сз о со от m Р от

от А

о.

е

еч еч о см

- формирование экспортного потенциала отечественных товаропроизводителей;

- защита и охрана окружающей среды в сельском хозяйстве и сельской местности;

- обеспечение социального развития села и сельского образа жизни.

Принципами консолидации сельхозземель являются:

- отсутствие внеэкономического принуждения;

- транспарентность реализации;

- эффективность и результативность;

- обеспечение консенсуса интересов различных участников, собственников и выгодополучате-лей данного процесса;

- реализация целей консолидации на основе принципа «шаг за шагом»;

- принятие в учет локальных условий и факторов; поддержка со стороны общественного мнения и государства.

Важнейшим принципом консолидации сель-хозземель выступает государственная поддержка данного процесса. В современных условиях особую актуальность, например, имеет имплемента-ция госпрограммы консервации сельхозземель с целью воспроизводства их экономического плодородия ввиду отказа сельхозтоваропроизводителей от землеустроительного проектирования, внутрихозяйственного землеустройства, а также системы севооборотов.

В теории, консолидация сельхозземель может быть реализована как методами внеэкономического принуждения (насильственная консолидация), так и на добровольных началах на основе развития рынка сельхозземель, который выступает как механизм, посредством которого соединяются продавец и покупатель земельных участков из состава земель сельхозназначения и определяется их равновесная цена.

Однако рынок сельхозземель функционирует в качестве рынка несовершенной конкуренции, вследствие влияния которое оказывают отрицательные экстерналии, а именно: число агентов данного рынка (продавцов и покупателей сельхозземель) не коррелирует между собой; объективная, достоверная информация о сделках купли-продажи, аренда и залога сельхозземель, как правило, отсутствует; трансакции с сельхоз-землями носят в ограниченный территориально-пространственный характер; спрос, а также предложение на данном рынке на сельхозземли являются неэластичными.

К отрицательным экстерналиям на рынке сель-хозземель относятся: госрегистрация трансакций, существующие законодательно-правовые ограничения на сделки с сельхозземлями, препятствующие формированию объективной цены земель сельхозназначения.

Отрицательными экстерналиями также выступают: нерациональное, неэффективное использованием сельхозземель; незаконное изъятие их для коммерческих, несельскохозяйственных целей, загрязнение окружающей среды и т.д.

Несовершенный характер рынка сельхозземель также формируется вследствие того, что для него не характерна чистая конкуренция, что, как правило, свойственно рынкам сельхозпродукции.

Таким образом, для рынка сельхозземель характерно: ограниченность местными рамками; малый объем трансакций как в натурально-вещественной, так и в стоимостной формах; госрегулирование сделок; регламентация целевого использования земель сельхозназначения; определение сроков совершения сделок [4].

Консолидация сельхозземель представляет собой многогранный общественный и экономический феномен, выражающий комплексное, многоаспектное развитие села, поскольку в современных условиях она выступает в качестве важнейшего фактора производственного и социального развития села и сельского образа жизни, т.к. способствует росту эффективности сельхозпроизвод-ства за счет увеличения масштаба деятельности и сокращения трансакционных издержек [5].

Конкретной формой имплементации консолидации сельхозземель выступает землеустроительный проект (далее земпроект), который выступает как система взаимосвязанных и взаимообусловленных мер, направленных на получение прибыли как результата консолидации сельхозземель при ограничениях по финансированию и времени.

Земпроект реализуется в рамках временного интервала, который выступает в качестве промежутка времени появления его концепции до его практического воплощения, который может дифференцироваться в зависимости от сроков и объема землеустроительных работ.

В свою очередь, от продолжительности жизненного цикла земпроекта зависит ставка дисконта, применяемая для определения индикаторов его финансовой и экономической результативности.

Земпроект включает в себя фазы: подготовки и внедрения. Фаза подготовки непосредственно включает в себя этапы: состоит из следующих стадий: формулирования идеи и целей; технико-экономического обоснования (предварительного и окончательного); детализации; экспертизы.

Фаза внедрения включает в себя этапы: переговоров; заключения кредитного договора; непосредственного осуществления земпроекта; наблюдения за ходом земпроекта; завершения и ретроспективного анализа.

Рассмотрим сущность отдельных этапов земпроекта. На этапе формулирования идеи и целей происходит конституирование концепции, целей и задач земпроекта, который должен обеспечить получение прибыли, а также способствовать повышению финансовой и экономической эффективности сельхозпроизводства.

В силу этого имплементация земпроекта опосредованно приведет к количественному увеличению размера земельной ренты, а также росту цены и стоимости сельхозугодий в связи с повышением финансовой и экономической устойчивости сельхозпроизводства.

Концепция земпроекта базируется на реализации GAP-Analysis рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия. При она должна быть сфокусирована на производство такого товара, который может генерировать выгоды его участникам, собственникам и бенефициарам.

Однако получение прибыли не должно вступать в противоречие как с интересами как народного хозяйства страны в целом, так и региона, в частности.

Концепция земпроекта находит свою детализацию в детерминировании целей, объемов и видов землеустроительных работ, инвестиций, а также источников их финансирования, требующихся для его имплементации.

На этой основе осуществляется актуализация суперцели земпроекта в которой находит свое проявление и реализация его концепция.

Далее на базе иерархического принципа, исходя из суперцели земпроекта происходит обоснование его детализированных целей (задач), раскрывающих ее содержание и сущность.

Далее, определяются виды и объемы землеустроительных работ, проведение которых позволит реализовать детализированные цели (задачи) земпроекта, и, следовательно, в конечном итоге достигнуть выполнение и суперцели вышеуказанного проекта (Таблица 1).

Таблица 1. Матрица «логической основы» землеустроительного проекта консолидации сельхозземель

Содержание Показатели землеустроительного проекта консолидации сельхозземель Средства проверки показателей землеустроительного проекта консолидации сельхоз-земель Результаты землеустроительного проекта консолидации сельхозземель

Суперцель землеустроительного проекта консолидации сельхозземель Получение прибыли после реализации землеустроительного проекта консолидации сельхозземель Повышение эффективности сельхозпроизводства Рост земельной ренты, цены и стоимости земель сельхозназначения в рамках землеустроительного проекта консолидации сельхозземель

Детализированные цели землеустроительного проекта консолидации сельхозземель Оптимизация размера земельных участков, ликвидация мел-коконтурности, дальноземелья, чересполосицы, вклиниваний, вкрапливаний, определение прав собственности на сель-хозземли Повышение эффективности использования сельскохозяйственной техники Концентрация земельной собственности в руках эффективных инвесторов землеустроительного проекта консолидации сельхозземель

Виды деятельности землеустроительного проекта консолидации сельхозземель Перечень необходимых мероприятий по имплементации землеустроительного проекта консолидации сельхозземель Объем землеустроительных работ по видам, внедрение системы севооборотов и консервации сельхозземель Определение собственников и бенефициаров землеустроительного проекта консолидации сельхозземель проекта

Инвестиции землеустроительного проекта консолидации сельхозземель Финансирование мероприятий в рамках землеустроительного проекта консолидации сельхоз-земель Инвестиции землеустроительного проекта консолидации сельхозземель Привлечение внешних инвесторов землеустроительного проекта консолидации сельхоз-земель

Источники финансирования инвестиций землеустроительного проекта консолидации сельхозземель Обеспечение финансирования инвестиций землеустроительного проекта консолидации сельхозземель Размер кредитных ресурсов для финансирования землеустроительного проекта консолидации сельхозземель Обслуживание кредита для финансирования землеустроительного проекта консолидации сельхозземель

Конституирование концепции земпроекта требует формулирование методологии и разработку методики имплементации, анализа и оценки эффективности вышеуказанных проектов, что требует сбора необходимой информации, проведение анализа, изучения и обобщения отечественного и международного опыта консолидации сельхозземель.

Исходя из этого суперцелью землеустроительных проектов консолидации сельхозземель выступает стимулирование вышеуказанного процесса, сфокусированное на повышение эффективности сельхозпроизводства.

В связи с этим технический анализ земпроекта нацелен на реализацию землеустроительных работ и мероприятий, способствующих устранению мозаичного землевладения и землепользования,

вклиниваний,вкрапливаний,чересполосицы, улучшению конфигурации и оптимизации контурности и размеров земельных массивов, а также развитию дорожной сети, производственной и социальной инфраструктуры на селе с целью роста результативности сельхозпроизводства.

Институциональный анализ основан на селекции юрлиц, способных осуществить имплемента-цию вышеуказанных проектов, на основе реализации собственной миссии организации. Бенефициаром при этом могут выступать частные хозяйства, сельхозорганизации, агрохолдинги, консалтинговые фирмы, международные и неправительственные организации, а также другие юрлица.

Финансовый анализ заключается в определении выгод и затрат, а также индикаторов финансовой эффективности консолидации земель для

юрлиц, непосредственно участвующих в ее импле-ментации.

Следует отметить, что с увеличением размеров земельных массивов, используемых для сельхозпро-изводства, эффективность его ведения возрастает за счет относительного снижения трансакционных издержек на единицу площади сельхозугодий.

Максимальная результативность сельхозпроиз-водства достигается в том случае, когда уровень трансакционных издержек на единицу сельхозугодий сводится к минимуму.

Вместе с тем последовательной увеличение размеров сельхозугодий, приводит к снижению эффективности сельхозпроизводства за счет увеличения трансакционных издержек на их единицу и потери управляемости сельхозпредприятиями.

В связи с этим возникает проблема оценки эффективности землеустроительных проектов консолидации сельхозземель. По нашему мнению, оценка эффективности указанных выше проектов должна проводиться на основе анализа выгод и затрат сельхозпроизводства по международной методике путем расчета показателей NPV, PI, IRR, PP, AAR и других.

Оценка сельхозземель в рамках проведения финансового анализа должна реализовываться на платформе рыночных цен и фактической арендной платы за сельхозугодья.

Важнейшей исходной предпосылкой для импле-ментации анализа выгод-затрат для оценки землеустроительных проектов консолидации сельхоз-земель является обеспечение сопоставимости показателей затрат, выгод, а также эффективности на основе международной системы финансовой отчетности. Это, безусловно, и однозначно будет генерировать улучшение инвестиционного климата в сельхозпроизводстве и будет, тем самым, способствовать привлечению внешних инвесторов в сельское хозяйство.

Экономический анализ состоит в расчете экономической эффективности земпроекта по вышеприведенным показателям для народного хозяйства страны в целом и конкретного региона, но на основе анализа экономических затрат и выгод. Следует отметить, что экономические издержки и выгоды, указанных выше проектов должны оцениваться исходя из их «теневых» или «замещающих» цен.

При этом срок экономической эффективности земпроекта в отличие от показателя финансового срока его окупаемости следует определять на базе показателя DPP, что уже само по себе предполагает большее распределение экономической эффективности проекта по времени по сравнению с его финансовой результативностью.

В рамках расчета экономической эффективности земпроекта оценку земли как главного фак-Е тора воспроизводственного процесса в сельском S хозяйстве, согласно неоклассической школы по— литэкономии, следует осуществлять по так назы-g ваемой «экономической ренте», которая учитыва-S ет дефицитность сельхозугодий по их плодородию Ü и местоположению [6].

Экологическим анализ земпроекта реализуется на платформе экологической оценки и экологического мониторинга на базе учета влияния консолидации сельхозземель на окружающую среду на основе имплементации прямых и косвенных методов.

Социальный анализ земпроекта реализуется на базе оценки влияния консолидации сельхоз-земель на социально-культурную и демографическую составляющую воспроизводственного процесса в сельском хозяйстве, включая социальную организацию производственной деятельности, культурную, национальную и религиозную толерантность, а также влияние вышеуказанного процесса на различные группы населения, такие как женщины, коренные и малочисленные народы, молодежь и т.д.

Таким образом, консолидация земель сельхозназначения является основой для развития воспроизводственного процесса в сельском хозяйстве расширенными темпами, что позволяет повысить его эффективность за счет снижения трансакционных издержек и привлечения внешних инвесторов для размещения своего капитала в сельхозпроиз-водстве.

При этом, необходимо реализовать многоаспектные меры для поддержки и стимулирования развития консолидации сельхозземель на основе расширения земельного рынка с целью дальнейшего повышения эффективности сельхозпроиз-водства.

Важное значение в указанном аспекте приобретает рентное регулирование в аграрном секторе экономики, которое представляет собой единый процесс формирования, распределения, перераспределения и использования земельной ренты на основе функционирования таких экономических инструментов как: цена земли, земельный налог, арендная плата за землю, стоимость земли при ипотеке, а также прочих рентных регуляторов [4].

В рамках рыночной экономики архиважное значение, место и роль занимает экономический механизм реализации отношений земельной собственности в аграрном секторе, т.е. взаимосвязанной и взаимообусловленной системы рентного регулирования сельхозпроизводства, функционирующей на единообразной теоретической и методологической платформе рентного детерминизма.

Фундаментом для ее формирования является классическая теория трудовой стоимости, обеспечивающая теоретическую и методологическую составляющую для построения системы платного землевладения и землепользования в сельском хозяйстве, приматом которой выступает научное обоснование формирования, изъятия, распределения, перераспределения и использования ренты, полученной в сельхозпроизводстве.

При этом, в настоящее время теоретические и практические вопросы рентных отношений продолжают носить спорный и неодназначный характер, что во многом обусловлено существующем антагонизмом между концепциями рентообразо-вания.

Развитие экономической категории «земельная рента» в историческом и логическом контексте предполагает формирование ее натуральной и «стоимостной» форм, которые выступают в качестве экономических форм реализацию прав земельной собственности и отражают стадии развития общественно-экономических формаций.

Натуральная земельная рента, реализующаяся в виде барщины, издольщины и испольщины выступает в качестве арендного платежа за использование частного земельного надела. Непосредственный производитель сельхозпродукции получал его в аренду от «лендлорда» (помещика) и вел воспроизводство сельхозпродукции на базе применения личного труда и собственных орудий труда. Тем самым, сельский труженик создавал средства существования для себя и своей семьи. Тем самым, в качестве арендных платежей за использование чужого земельного участка непосредственный производитель сельхозпродукции «передавал» лендлорду свой труд, посредством потребления которого он создавал на земле помещика прибавочную стоимость, значительная часть которой абсорбировалась собственником сельхозземли. Формирование так называемой «отработочной земельной ренты» характерно для крепостнического периода развития общества, однако, вышеуказанные отношения существуют в ряде стран и в настоящее время как инструмент рентного детерминизма.

«Стоимостная» или денежная форма земельной ренты возникает в связи со становлением развитого рыночного хозяйства в результате доминирования товарно-денежных рыночных отношений, когда окончательно происходит дифференциация права земельной собственности на сельхозземлю на право землевладения и право землепользования, что априори ведет к конституированию арендных платежей в виде «товара товаров» или «всеобщего эквивалента», т.е. в стоимостной, денежной форме.

Н. Суханов указывал, что концепция рентных отношений, «прежде всего, рассматривает вопрос о том, в каком отношении находятся между собой земельная рента и земельная собственность. При этом важно детерминировать является ли рента самостоятельной категорией дохода или существует так доход земельного собственника» [7]. К. Маркс отмечал, что «экономическая реализация права земельной собственности осуществляется посредством присвоения земельной ренты» [8].

Данный тезис К. Маркса базировался на идеях его предшественников, в частности, Д. Рикардо, который отмечал, что рента представляет собой часть сельхозпродукции, которая выплачивается арендатором лендлорду за использование плодородия почвы. [9]. При этом Д. Рикардо, по сути, обосновал взаимосвязь земельной ренты и путей развития сельхозпроизводства, детерминировав категории «экстенсивной» и «интенсивной» земельной ренты, которые К. Маркс, развивая учение Д. Рикардо, конституировал, соответственно, как дифференциальную земельную ренту I и дифференциальную земельную ренту (в дальнейшем-

дифренты), а также разработал учения об абсолютной земельной ренте и монопольной земельной ренте.

Как известно, согласно классической теории земельной ренты, в сельском хозяйстве, в противоположность других сфер народного хозяйства, стоимость сельхозпродукции, а, следовательно, ОНЗТ на ее производство формируются не в средних, а в относительно худших условиях воспроизводства, т.е. на землях относительно худшего качества, поскольку сельхозпродукции, генерируемой на относительно лучших (средних и лучших) сельхозземлях, априори, недостаточно для удовлетворения спроса на нее как на внутренних, так и на внешних рынках, что особенно рельефно проявилось в условиях пандемии.

При этом сельхозтоваропроизводителям, функционирующим на сельхозземлях относительно худшего качества, также требуется генерировать собственную прибыль, исходя как минимум из общественно необходимого уровня рентабельности ведения сельхозпроизводства, поскольку иначе их стимулы осуществления процесса расширенного воспроизводственного процесса в отрасли будут подорваны. Исходя из этого, цена производства сельхозпродукции, создаваемой на относительно худших сельхозземлях, вследствие формирования там общественно необходимых затрат труда на ее производство, а, следовательно и ее стоимости, априори, будет выступать в качестве рыночной цены данного вида сельхозпродукции.

Вследствие этого, согласно классической теории земельной ренты исходным пунктом формирования дифренты является монополия на землю как на объект сельхозпроизводства, которая произрастает из дефицитности относительно лучших по плодородию и местоположению сельхозземель.

Предпосылками же формирования дифренты выступает дифференциация в уровнях производительности труда, обусловленная неодинаковыми плодородием сельхозземли, местоположением сельхозтоваропроизводителей, а также различной эффективностью вложений капитала на сельхозземлях. Исходя из этого, детерминируется дифрен-ту первого рода и дифрента второго рода, которые различаются условиями рентообразования, соответственно, различия в плодородии и местоположении сельхозземель, а также различиями в отдаче инвестируемого в сельхозземли капитала.

Однако, по сути, как отмечал К. Маркс, обе эти формы дифренты являются взаимосвязанными и взаимообусловленными, поскольку дифрента второго вида является лишь иным выражением дифренты первого вида, а по существу совпадает с нею [8].

В итоге, сельхозтоваропроизводители, работающие на относительно лучших сельхозземлях, генерируют сверхдоход, выступающий в качестве спреда между общественной, а также индивидуальной стоимостями сельхозтовара данного вида и являющийся материальной платформой для возникновения дифренты.

сз о

со £

m Р

сг

от А

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Q. в

OJ OJ

о

CM

Согласно классической концепции рентообра-зования, абсолютная земельная рента не коррелирует с качеством земли, а базисом для ее возникновения выступает монополия частной собственности на сельхозземлю. Предпосылкой же для ее формирования является существующая дифференциация соотношения постоянного и переменного капитала в рамках функционирования сель-хозотрасли в АПК и народном хозяйстве страны в целом.

Кроме того, лендлорд сдаст свою сельхозземлю в пользование арендатору исключительно на платной основе, что выступает в качестве экономической реализации его частных интересов. В результате, арендные платежи взимаются и с относительно худших по качеству сельхозземель, вследствие имеющейся настоятельной необходимости увеличения производства сельхозпродукции. При этом арендатор должен получить не только общественно необходимый размер прибыли, но и сверхнормальную прибыль, которая затем превращается в абсолютную земельную ренту при выплате ее лендлорду.

Таким образом, в случае, когда собственник сельхозземли и ее арендатор выступают в качестве одного лица (сельхозтоваропроизводителя), абсолютная земельная рента не только не исчезает, а, наоборот, используется для развития сель-хозпроизводства на платформе дополнительных возможностей инвестирования.

Что касается, монопольной земельной ренты, то она образуется при реализации сельхозпродукции по свехвысоким ценам в виду ее редкости. Данный вид земельной ренты, формируется в основном на наиболее плодородных сельхозземлях, где размещаются не типичные, имеющие высокий рыночный спрос сельхозкультуры.

Однако на практике все вышеуказанные разновидности земельной ренты реализуются для сельхозтоваропроизводителей как некая интегрированная экономическая рента, поскольку указанные виды земельной ренты органично связаны друг с другом.

По сути, в данном пункте происходит нивелирование существующих антагонизмов между классической и неоклассической концепциями земельной ренты, что особенно актуально для формирования системы рентного регулирования сельхозпроиз-водства.

В рамках сформировавшейся рыночной среды рентное регулирование в сельхозпроизводстве существенно модифицируется, что ведет к возрастанию его роли, места и значения. Прежде всего, это обусловлено трансформацией государственного регулирования и поддержки сельхозтоваропроизводителей, что проявляется в переходе от прямого их субсидирования к косвенным методам воздействия на ход процесса расширенного воспроизводства в сельском хозяйстве посредством имплементации рыночных регуляторов, таких как ценовой и финансово-кредитного механизм. Кроме того, в рамках рыночной экономики

происходит расширение области функционирования рентных отношений за счет развития многоу-кладности, а также возникновения и развития различных организационно-правовых форм ведения непрерывного процесса производства в сельском хозяйстве. В результате, формируются абсолютная и монопольная земельная рента.

Таким образом, весьма важно пересмотреть и продолжить совершенствование федерального и регионального земельного законодательства, а также принять новые законодательно-правовые акты, регламентирующие проведение консолидации сельхозземель на основе развития рыночных отношений в земельной сфере.

Литература

1. Указ Президента Российской Федерации от 21 января 2020 года № 20 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации». -URL: http://www.con-sultant.ru.

2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. -URL: http://www.consult-ant.ru.

3. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации. -URL: http://www.con-sultant.ru.

4. Сагайдак А.Э., Сагайдак А.А. Экономика и организация сельскохозяйственного производства: учебник. - Москва: КноРус, 2021.

5. Сагайдак А.Э., Сагайдак А.А. Консолидация земель и пространственное развитие сельских территорий // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель-2022.-№ 4.-С. 259-263.

6. Маршалл А. Принципы экономической науки, т. 1. - Москва: Издательская группа «Прогресс», 1993.

7. Суханов Н. Земельная рента и принципы земельного обложения -Петроград: Госиздат 1922.

8. Маркс К. Капитал T.III, ЧЖМаркс К. Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.-Т.25-Ч.11.

9. Рикардо Д. Сочинения. - Москва: Госполитиздат-Соцэкгиз, 1955-1961.

10. Чаянов А.В. Крестьянское хозяйство. - Москва: Экономика,1989.

11. Солнцев С.И. Земельная рента и крестьянское хозяйство. -Ленинград: ГИОА,1929.

12. Студенский Г.А. Крестьянское хозяйство и принципы его обложения. - Москва: Центросоюз, 1925.

13. Сагайдак А.Э., Сагайдак А.А. Проблемы формирования аукционной цены земли в сельском хозяйстве // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель-2016.-№ 7.-С. 38-47.

14. Sagaydak, Alexander, Sagaydak, Anna (2022) Agricultural Land Consolidation vs. Land Fragmentation in Russia/International Journal of Engineering and Geosciences- 2022. - № 2. - P. 128-141.

15. Сагайдак А.Э., Сагайдак А.А. Консолидация земель и развитие рентных отношений в сель-

ском хозяйстве // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель-2021.-№ 2.-С. 95-100.

16. Сагайдак А.Э., Сагайдак А.А. Консолидация земель и рентное регулирование в сельском хозяйстве - Москва: Русайенс, 2022.

17. Sagaydak, Alexander, Sagaydak, Anna (2022) Agricultural Land Consolidation in Russia. Experience and challenges. Scholar's Press.

LAND CONSOLIDATION AND RENT REGULATION IN THE AGRICULTURAL SECTOR

Sagaydak A.E., Sagaydak A.A.

State University of Land Use Planning

Achieving the national interests of the state in the field of food security for the long term is impossible without optimizing land ownership and land use of agricultural producers on the basis of consolidation of agricultural land, which involves the elimination of long-range land, small-scale, interlacing, interspersing land masses, ambiguity and confusion of land ownership rights, etc. in order to increase the efficiency of agricultural production. The consolidation of agricultural land is closely interrelated with the institution of land ownership in agricultural production, which manifests itself in the possession, use and disposal of land as a universal condition of material production, the subject and means of labor in the agricultural sector. In turn, the development of agricultural land consolidation is directly related to the improvement of rent regulation of agricultural production, which reflects the process of formation, distribution, redistribution and use of land rent in the agricultural sector.

Keywords: agricultural lands, land ownership, land consolidation, land market, land rent, rent regulation of agricultural production.

References

1. Decree of the President of the Russian Federation of January 21, 2020 No. 20 "On Approval of the Food Security Doctrine of the Russian Federation". -URL: http://www.consultant.ru.

2. National security strategy of the Russian Federation. -URL: http://www.consultant.ru.

3. Doctrine of food security of the Russian Federation. -URL: http:// www.consultant.ru.

4. Sagaidak A.E., Sagaidak A.A. Economics and organization of agricultural production: a textbook. - Moscow: KnoRus, 2021.

5. Sagaidak A.E., Sagaidak A.A. Land Consolidation and Spatial Development of Rural Territories // Land Management, Cadastre and Land Monitoring-2022.-No. 4.-S. 259-263.

6. Marshall A. Principles of economic science, v.1. - Moscow: Progress Publishing Group, 1993.

7. Sukhanov N. Land rent and principles of land taxation - Petrograd: Gosizdat 1922.

8. Marx K. Capital T.III, Part II//Marx K. Engels F. Soch. 2nd ed.-T.25-Part II.

9. Ricardo D. Works. - Moscow: Gospolitizdat-Sotsekgiz, 19551961.

10. Chayanov A.V. Peasant economy. - Moscow: Economics, 1989.

11. Solntsev S.I. Land rent and peasant economy. - Leningrad: GIOA, 1929.

12. Studensky G.A. Peasant economy and principles of its taxation. - Moscow: Tsentrosoyuz, 1925.

13. Sagaidak A.E., Sagaidak A.A. Problems of formation of the auction price of land in agriculture // Land management, cadastre and monitoring of land-2016.-№ 7.-p. 38-47.

14. Sagaydak, Alexander, Sagaydak, Anna (2022) Agricultural Land Consolidation vs. Land Fragmentation in Russia/International Journal of Engineering and Geosciences - 2022. - No. 2. -P. 128-141.

15. Sagaidak A.E., Sagaidak A.A. Land consolidation and development of rental relations in agriculture // Land management, cadastre and land monitoring-2021.-№ 2.-p. 95-100.

16. Sagaidak A.E., Sagaidak A.A. Land Consolidation and Rent Regulation in Agriculture - Moscow: Russcience, 2022.

17. Sagaydak, Alexander, Sagaydak, Anna (2022) Agricultural Land Consolidation in Russia. experience and challenges. Scholar's Press.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.