Совершенствование рентных отношений в сельском хозяйстве
Сагайдак Александр Эрнестович
д-р экон. наук, профессор, заведующий кафедрой экономики и организации сельскохозяйственного производства, Государственный университет по землеустройству, [email protected]
Сагайдак Анна Алексеевна
к-т экон. наук, доцент кафедры экономики и организации сельскохозяйственного производства, Государственный университет по землеустройству, [email protected]
В статье сформулированы основные теоретические и методологические положения, раскрывающие необходимость и сущность совершенствования рентных отношений в целях повышения эффективности сельскохозяйственного производства на основе консолидации земель в сельском хозяйстве. Консолидация земель в сельском хозяйстве объективно обуславливается необходимостью повышения эффективности данной отрасли и невозможна без использования экономических методов, и, в первую очередь, рентного регулирования. В основе экономического регулирования рентных отношений в сельском хозяйстве лежит процесс формирования, изъятия, распределения, перераспределения и использования всех форм земельной ренты в классической трактовке, либо экономической ренты в неоклассической трактовке в целях повышения эффективности сельскохозяйственного производства и аграрного сектора национальной экономики в целом. Ключевые слова земельная собственность, консолидация земель, земельная рента, рентное регулирование, рентные отношения
Земельная собственность представляет собой определенную историческую форму производственных отношений между людьми по поводу присвоения земли как средства производства, объекта владения, пользования и распоряжения конкретными лицами или их объединениями.
В свою очередь реализация права собственности на землю в сельском хозяйстве находит свое выражение в формировании и присвоении земельной ренты.
Отношения по поводу земли как объекта собственности и хозяйствования в аграрной сфере национальной экономики определяют всю совокупность производственных отношений между людьми, складывающихся в системе воспроизводственных процессов в сельском хозяйстве.
Необходимость повышения эффективности сельского хозяйства объективно потребовала проведения консолидации земель в отрасли на основе использования экономических методов, и, в первую очередь, рентного регулирования.
Современный этап развития земельных отношений в сельском хозяйстве характеризуется консолидацией земельных долей агрохолдингами и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами. Данные тенденции проявляются как на федеральном, так и на региональном уровне.
Консолидация земель, прежде всего, осуществляется агрохолдингами (Таблица 1), что нашло свое выражение соответственно в так называемых «белгородской» и «орловской» моделях развития сельского хозяйства, основанных соответственно на покупке и аренде земельных долей, вышеуказанными агропромышленными формированиями.
Как следует из таблицы 1, агрохолдинги консолидировали значительные массивы сельскохозяйственных земель. Средний размер агрохол-динга при этом в 2018 году составил 513,6 тыс. га. При этом в 2018 году по сравнению с 2015 годом он возрос на 4,8 %. Размер крупнейшего агрохол-динга в 2018 году, как это следует из таблицы 1, варьировался от 362 тыс. га до 790 тыс. га.
Несмотря на имеющуюся тенденцию сокращения числа крестьянских (фермерских) хозяйств, их средний размер продолжает возрастать (Таблица 2).
Анализ таблицы 2 показывает, что средний размер крестьянского (фермерского) хозяйства в
х
X
о
го А с.
X
го т
о
ю 6
м о
а>
о
см
О!
О Ш
т х
<
т о х
X
стране возрос в 2017 году по сравнению с 1995 годом на 71,1 %. За этот же период их число сократилось на 7,5 %.
Таблица 1
Крупнейшие агрохолдинги в Российской Федерации в 2018
Агрохолдинги С.-х. угодья Структура, %
Продимекс + Агрокультура 790 15,4
Мираторг 676 13,2
Русагро 675 13,1
Агрокомплекс 644 12,6
Волго-Дон Агроинвест 452 8,8
Авангард-Агро 400 7,8
Степь+РЗ Агро 380 7,4
Василина 380 7,4
РосАгро 377 7,3
Иволга-холдинг 362 7,0
Всего 5136 100,0
Таблица 2
Динамика крестьянских (фермерских) хозяйств в Российской
Показатели 1995г. 2000г. 2010г. 2015г. 2017г. 2017г.в % к 1995г.
Число хозяйств, 279,1 263,7 261,7 261,6 258,2 92,5
тыс.ед.
Общая земель- 11982,1 15368,7 16284,1 18130,4 18958,2 158,2
ная площадь,
тыс.га
Средний раз- 42,9 58,3 62,2 69,3 73,4 171,1
мер хозяйства,
га
Безусловно следует отметить, что вышевыяв-ленные тенденции проявляются также и на региональном уровне, например, в Орловской области. В 2017 году в области работало 1294 крестьянских (фермерских) хозяйств. При этом также как и на федеральном уровне имеет место тенденция сокращения количества крестьянских (фермерских) хозяйств и увеличения их среднего размера. Так, средний размер крестьянского (фермерского) хозяйства в Орловской области в 2017 году составил 163,8 га, что в 3,2 раза больше, чем в 1994 (Таблица 3).
Таблица 3
Динамика крестьянских (фермерских) хозяйств в Орловской области в 1994-2017 гг.[4]
стями ведения сельскохозяйственного производства в регионе (Таблица 4).
Таблица 4
Динамика крестьянских (фермерских) хозяйств в Республике
Однако, не обходится и без исключений. К примеру, в Республике Калмыкия четко выражена уникальная тенденция как роста числа крестьянских (фермерских) хозяйств, так и увеличения их среднего размера, что обусловлено особенно-
Показатели 1992 2010 2015 2017 2017/1992,раз
Число хозяйств 292 2796 2956 2959 10,1
Общая земельная 168 2149,2 2845,3 3073,7 18,3
площадь. тыс.га
Средний размер 575 769 962 1039 1,8
хозяйства, га
Показатели 1994г. 2000г. 2010г. 2015г. 2017г. 2017г.в % к 1994г.
Количество хо- 1754 1420 1247 1292 1294 73,8
зяйств, ед.
Общая земель- 89,2 124,6 177,5 201,0 212,2 2,4 раза
ная площадь,
тыс. га
Средний размер 50,8 87,7 142,3 155,6 163,8 3,2 раза
хозяйства,га
Как показывает таблица 4, средний размер крестьянского (фермерского) хозяйства в республике возрос в 2017 году по сравнению с 1992 годом в 1,8 раза при увеличении числа хозяйств в 10,1 раза.
В условиях многоукладной экономики в сельском хозяйстве, основанной на многообразии форм собственности и хозяйствования на селе, функционирование крестьянских (фермерских) хозяйств является действенным рычагом повышения эффективности всего аграрного сектора.
При этом, на федеральном уровне наблюдается тенденция консолидации земель, в том числе сельскохозяйственных, юридическими лицами на основе поглощения частных земель.
В сельском хозяйстве страны государственная и муниципальная собственность продолжала играть доминирующую роль в 2017 году и составила 255,4 млн. га или 66,7% от общей площади земель сельскохозяйственного назначения. В 2017 году по сравнению с 2015 годом государственная и муниципальная собственность на земли сельскохозяйственного назначения возросла на 0,3 млн.га.
Удельный вес государственной и муниципальной собственности в 2017 году по сравнению с 2015 годом в структуре земельной собственности в стране возрос на 0,2 процентных пункта.
В собственности граждан в 2017 году в сельском хозяйстве находилось 108,5 млн. га или 28,3% от общей площади земель сельскохозяйственного назначения. Таким образом, земельная собственность граждан в 2017-ом по сравнению с 2015-ым уменьшилась на 2,6 млн. га или на 2,4%. Удельный вес земельной собственности граждан в 2017-ом по сравнению с 2015-ым сократился на 0,7 процентных пункта.
В собственности юридических лиц в 2017 году в сельском хозяйстве страны находилось 19,2 млн. га или 5,0% от общей площади земель сельскохозяйственного назначения. Тем самым, по сравнению с 2015 годом земельная собственность юридических лиц возросла на 1,9 млн. га или на 11,0%. Удельный же вес земель, находящихся в собственности юридических лиц возрос в 2017-ом по сравнению с 2015-ым на 0,5 процентных пункта.
Таким образом, как в целом по земельному фонду страны, так и по землям сельскохозяйственного назначения имеется тенденция сокращения удельного веса собственности граждан за счет роста долей земельной собственности юридических лиц и государственной и муниципальной собственности.
Это, в частности, проявляется и в том, что доминирующую роль в российском сельскохозяйственном землепользовании играют акционерные общества, а также производственные кооперативы.
Основную роль в использовании сельскохозяйственных угодий предприятиями и организациями в 2017 г. играли хозяйственные товарищества и общества. Так, их удельный вес в общем землепользовании предприятий и организаций в 2017 г. составил 53,3%, а в пашне - 58,6%.
Доля производственных кооперативов в землепользовании предприятий и организаций в 2017 году составила 35,6%, а в пашне 31,7 %. Доля акционерных обществ и товариществ в общей площади сельскохозяйственного землепользования крупных и средних сельскохозяйственных предприятий в 2017-ом по сравнению с 2015-ым увеличилась на 1,5 процентных пункта.
В 2017 году по сравнению с 2015-ым доля акционерных обществ и товариществ в пашне увеличилась на 1,8 процентных пункта.
В то же время в 2017 году доля производственных кооперативов в общей площади сельскохозяйственного землепользования крупных и средних сельскохозяйственных предприятий по сравнению с 2015 годом снизилась на 1,3 процентных пунктов.
В 2017 году по сравнению с 2015 годом доля производственных кооперативов в пашне снизилась на 1,5 процентных пункта.
При этом имеется тенденция роста удельного веса хозяйственных товариществ и обществ, при одновременном сокращении доли производственных кооперативов в землепользовании предприятий и организаций.
Аналогичные тенденции действуют и на региональном уровне, например, в Орловской области. В 2017 г. по сравнению с 2015 г. землепользование хозяйственных товариществ и обществ в Орловской области возросло на 0,1%. При этом удельный вес данной формы хозяйствования в землепользовании организаций за этот период возрос на 0,4 процентных пункта и достиг 86,4 %.
В 2017 голду по сравнению с 2015 годом землепользование производственных кооперативов в Орловской области сократилось на 4,7 % и составило 136,7 тыс. га. Доля этих хозяйственных субъектов также сократилась на 0,5 процентных пункта в структуре землепользования организаций в регионе в 2017 году.
Таким образом, наблюдается тенденция, как на федеральном, так и региональном уровне
снижения землепользования производственных кооперативов и увеличения землепользования акционерных обществ и товариществ, что также свидетельствует о дальнейшем развитии консолидации земель сельскохозяйственного назначения крупными и средними сельскохозяйственными предприятиями.
Экономическое регулирование рентных отношений в сельском хозяйстве объективно предполагает процесс формирования, изъятия, распределения, перераспределения и использования как абсолютной и монопольной, так и дифференциальной форм земельной ренты (в классической трактовке) и экономической ренты (в неоклассической трактовке) в целях повышения эффективности сельскохозяйственного производства на основе консолидации земель в аграрном секторе национальной экономики.
Однако как в теории, так и на практике данные вопросы продолжают оставаться дискуссионными, несмотря на то, что сформировался и функционирует, хотя и не далеко идеально, экономический механизм платного землепользования в сельском хозяйстве, включающий в себя: цену земли, земельный налог и арендную плату за землю, а также ипотечные отношения.
Недостаточная эффективность системы платы за землю в аграрном секторе экономики страны, прежде всего, обусловлена несовершенством так называемой «кадастровой оценки» сельскохозяйственных земель, поскольку она оторвана от реальных рыночных отношений, сложившихся в сельском хозяйстве и АПК.
В связи с этим важное значение приобретает развитие аукционной торговли земельными участками из состава земель сельскохозяйственного назначения, поскольку она позволит определить объективную цену земли в сельском хозяйстве.
Однако в данном случае возникает проблема определения стартовой аукционной цены земли, поскольку рынок сельскохозяйственных земель выступает в качестве рынка несовершенной конкуренции, что не дает сформироваться так называемой «равновесной цене» земельных участков на основе спроса и предложения.
Поэтому, по нашему мнению, стартовая аукционная цена земли должна рассчитываться на основе специаль5]ной модели, которая является производной модели роста дивидендов, используемой для определения цены акций.
Это обусловлено тем, что земля как объект недвижимости реально выступает наряду с акциями в качестве финансового актива, имеющего инвестиционную привлекательность.
В связи с этим модель стартовой аукционной земли представляет собой отношение земельной ренты и ссудного процента, откорректированной с учетом влияния таких макроэкономических фак-
X X
о
го А
с.
X
го т
о
ю 6
м о
торов как инфляция и налогообложение [5, с.41]. Стартовая аукционной цена земли является, в свою очередь, базой для расчета ставок земельного налога и определения ипотечной стоимости земли[6, 7].
Литература
1. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2017 году. -М.: Росреестр, 2018. -197 с.;
2. Доклад о состоянии и использовании земель в Республике Калмыкия в 2017 году. -Элиста: Управление государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия, 2018. -107 с.;
3. Крупнейшие владельцы сельскохозяйственной земли в России на 2018 год. - Режим доступа: www.agrovesti.net 4 июня 2018 г.;
4. Региональный доклад о состоянии и использовании земель в Орловской области за 2017 год. -Орел: Управление Росреестра по Орловской области, 2018.- 118 с.;
5. Сагайдак, А.Э., Сагайдак, А.А. Проблемы формирования аукционной цены земли в сельском хозяйстве// Землеустройство, кадастр и мониторинг земель-2016 -№7, с.38-47;
6. Sagaydak, Alexander, Sagaydak, Anna
(2018). New trends in development of Agricultural Land Consolidation in the Russian Federation/Coordinates,vVolume 14, Issue 12, December 2018;
7. Sagaydak, Alexander, Sagaydak, Anna
(2019). New trends in development of Agricultural Land Consolidation in Russia/ Land and Poverty Conference, March, 25-29, World Bank, Washington DC, USA, 2019.
Improvement of rent relations in agriculture Sagaydak A.E., Sagaydak A.A.
State University of Land Use Planning
The article formulates the main theoretical and methodological provisions that reveal the necessity and essence of improving rental relations in order to improve the efficiency of agricultural production on the basis of Land Consolidation in agriculture. Land Consolidation in agriculture is objectively determined by the need to improve the efficiency of this industry and is impossible without the use of economic methods, and, first of all, rental regulation. The economic regulation of rent relations in agriculture is based on the process of formation, withdrawal, distribution, redistribution and use of all forms of land rent in the classical interpretation, or economic rent in the neoclassical interpretation in order to improve the efficiency of agricultural production and the agricultural sector of the national economy as a whole. Key words: agricultural land ownership, agricultural land
consolidation, land rent, rent regulation, rent relations Refeences
1. State (national) report on the state and use of land in the
Russian Federation in 2017. -M .: Rosreestr, 2018. - 197 s .;
2. Report on the state and use of land in the Republic of Kalmykia
in 2017. -Elista: Department of State Registration, Cadastre and Cartography in the Republic of Kalmykia, 2018. -107 p .;
3. The largest owners of agricultural land in Russia in 2018. -
Access mode: www.agrovesti.net June 4, 2018;
4. Regional report on the state and use of land in the Oryol region
for 2017. -Orel: Department of Rosreestr in the Oryol region, 2018.- 118 c .;
5. Sagaidak, A.E., Sagaydak, A.A. Problems of formation of the
auction price of land in agriculture // Land management, cadastre and monitoring of land - 2016 -№7, p.38-47;
6. Sagaydak, Alexander, Sagaydak, Anna (2018). Coordinates, Volume 14, Issue 12, December 2018;
7. Sagaydak, Alexander, Sagaydak, Anna (2019). Landscapes Conference and Landscapes, March, 25-29, World Bank, Washington DC, USA, 2019.
a>
о
СЧ
to
Ol
О Ш
m
X
3
<
m о x
X