Земельная рента и совершенствование налогообложения земли в сельском хозяйстве
Сагайдак Александр Эрнестович,
д-р экон. наук, профессор, заведующий кафедрой экономики и организации сельскохозяйственного производства (Государственный университет по землеустройству), [email protected]
Сагайдак Анна Алексеевна,
канд. экон. наук, доцент кафедры экономики и организации сельскохозяйственного производства (Государственный университет по землеустройству), [email protected],
Развитие сельскохозяйственного землевладения в нашей стране является уникальным относительно других стран мира. Роль государства всегда была и остается доминирующей в регулировании земельных отношений в российском сельском хозяйстве. Сельскохозяйственное землевладение характеризуется развитием агрохолдингов и увеличением размеров частных фермерских хозяйств в настоящее время. Средний размер агрохолдинга в 2019 году составил 575 тыс. га. По сравнению с 2018 годом он вырос на 12,0 % в 2019 году. Средний размер частной фермы в 2017 году оценивался в 75,2 гектара. Он увеличился на 75,3% по сравнению с 1995 годом. Развитие землевладения во многом зависит от региональной земельной политики. В Калмыкии наблюдается уникальная тенденция, которая заключается в увеличении количества крестьянских (фермерских) хозяйств и их средних размеров. В 2018 году средний размер частного фермерского хозяйства в регионе составил 1022 гектаров. Он увеличился более чем в 1,8 раза по сравнению с 1992 годом. В связи с этим очень важно разработать и внедрить новую, инновационную методику оценки сельскохозяйственных земель и налогообложения сельскохозяйственных угодий, основанную на принципах рыночной экономики. Ключевые слова земельная собственность, консолидация земель, земельная рента, цена земли, земельный налог, арендная плата за землю, залоговая стоимость земли
о
CSI
0
CSI
n!
01
п
S I-О ш m х
<
m о х
X
Мы можем рассматривать земельную собственность в аграрном секторе национальной экономики как «bundle of rights» или «пучок прав». Она включает в себя неограниченное количество прав на землю, но наиболее важными из них являются права владения, пользования и распоряжения землей.
Система отношений землевладения в аграрном секторе национальной экономики «landlord-tenant» предполагает существование двух основных субъектов этих отношений - земельного собственника и арендатора.
Лендлорд обладает целым "пучком прав", а арендатор- только правом пользования на основе уплаты абсолютной земельной ренты.
Развитие отношений земельной собственности в сельском хозяйстве нашей страны всегда было уникальным относительно других стран мира. Это объясняется тем, что роль государства всегда была и остается доминирующей в решении земельного вопроса, но до октября 2017 г. она оптимально сочеталась с рыночным механизмом в сфере земельных отношений.
В период 1917-1991 гг. роль государства в регулировании земельных отношений была сильно гипертрофирована. Роль и значение рыночных регуляторов, таких как земельный налог, арендная плата, цена земли, а также аренда и ипотека, отрицались как в теории, так и на практике. Любые сделки на рынке сельскохозяйственных земель были запрещены.
Формирование землевладения в аграрном секторе национальной экономики нашей страны всегда было противоречивым, спиралевидным. Можно выделить следующие этапы развития землевладения в российском сельском хозяйстве:
- эмансипационная реформа 1861 года;
- столыпинская земельная и аграрная реформы (1906-1917 гг.);
- национализации земли (1917-1918);
- коллективизация частных крестьянских хозяйств (1928-1940 гг.);
- укрупнение колхозов и преобразование некоторых из них в совхозы (50-60-е годы прошлого века);
- земельная и аграрная реформа 80-90-х годов прошлого века.
Отмена крепостного права и столыпинская реформа были направлены на развитие частной земельной собственности в российском сельском хозяйстве.
Однако в результате принудительной коллективизации в 1928-1940 годах около 25 миллионов крестьянских хозяйств были преобразованы в 240 тысяч колхозов.
В середине прошлого века произошло административно-командное укрупнение колхозов и преобразование многих их них государственные советские хозяйства (совхозы), что привело к сокращению численности «коллективных» хозяйств до 44,5 тыс. к 1960 г и до 29,1 тыс. к 1990 г.
В 1990 году средний размер колхоза и совхоза составлял соответственно 5873 га и 15276 га сельхозугодий.
Сверхзадача земельно-аграрной реформы 80-90-х годов прошлого века заключалась в создании условий и стимулов для обеспечения устойчивого развития сельскохозяйственного производства в нашей стране.
Вышеуказанная реформа, по нашему мнению, включала в себя нижеследующие этапы:
- внедрение аналога китайской HRS (Household Responsible System), получившей советское наименование «коллективный подряд»;
- развитие аренды земли в сельском хозяйстве;
- реорганизация и приватизация колхозов и совхозов путем разделения их на доли и имущественные паи;
- консолидация сельскохозяйственных земель агро-холдингами и частными крестьянскими и фермерскими хозяйствами.
Однако система «земельный собственник - арендатор» до сих пор еще не имплементирована в аграрном секторе национальной экономики. Подавляющее большинство земель, включая сельскохозяйственные угодья, по-прежнему находятся в государственной и муниципальной собственности.
В этой связи очень важно перераспределить земельные участки из государственной и муниципальной собственности в частную собственность. Наиболее полезным средством для достижения этой цели является развитие рынка сельскохозяйственных земель на основе проведения аукционной торговли земельными участками.
Не сформирован также адекватный рыночной экономике механизм рентного регулирования сельскохозяйственного производства.
Теоретические и практические аспекты формирования, распределения и перераспределения земельной ренты в сельском хозяйстве, а также других секторах национальной экономики продолжают оставаться дискуссионными.
На современном этапе развития аграрного сектора национальной экономики имеет место процесс концентрации сельскохозяйственного производства на базе роста размеров земельной собственности в сельском хозяйстве.
Он находит свое конкретное проявление в консолидации земель в вышеуказанном секторе народного хозяйства. Консолидация земель сельскохозяйственного назначения — это объединение, укрупнение, ликвидация чересполосицы, мозаичного землевладения и улучшение конфигурации, а также оптимизация размеров земельных участков с целью повышения эффективности сельскохозяйственного производства за счет рационального использования дефицитных ресурсов: земли, труда и капитала на основе снижения трансакционных издержек.
Так, средний размер агрохолдинга в 2019 г. составил 575 тыс. га.[1] По сравнению с 2018 г. он возрос на 12,0 % в 2019 году. Средний размер частного фермы в 2018 г. оценивался в 75,2 гектара. Он увеличился на 75,3% по сравнению с 1995 годом [2].
Развитие землевладения в нашей стране во многом зависит от региональной земельной политики. В Республике Калмыкия наблюдаются уникальная тенденции, которые заключаются:
- в увеличении площади сельскохозяйственных угодий;
- в росте количества крестьянских (фермерских) хозяйств;
- увеличение среднего размера частных ферм.
В 2018 г. по сравнению с 2017 г. площадь сельскохозяйственных угодий в Калмыкии возросла на 2,9 тыс.га, а средний размер вышеуказанного хозяйства в регионе составил 1022 га [3]. Он увеличился более чем в 1,8 раза по сравнению с 1992 г.
В связи с этим очень важно разработать и внедрить новую, инновационную методику оценки сельскохозяйственных земель и налогообложения сельскохозяйственных угодий, основанную на рыночных принципах.
Для этого необходимо определить стартовую рыночную цену сельскохозяйственных земель на основе модели цены аукциона на земельном рынке в аграрном секторе национальной экономики или ALAPM (Agricultural Land Auction Price Model) выглядит следующим образом [4]:
Va= [R0(1+g) (1-t)] / {[k(1-at) - g] (1+c) +p (1-t)}, (1) где
Va - рыночная стоимость сельскохозяйственного земельного аукциона, руб/га^0 - кадастровая стоимость земли в аграрном секторе национальной экономики, руб/га^1 - кадастровая стоимость земли в сельском хозяйстве, скорректированная с учетом темпа роста ренты, руб/га; R0 - аграрная земельная рента, руб/га; g -рост земельной ренты в сельском хозяйстве с учетом инфляции и диспаритета цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, %; t - налог на прибыль сельскохозяйственных товаропроизводителей вне рамок единого сельскохозяйственного налога, %; p -действующая ставка земельного налога за земли сельскохозяйственного назначения, %;k - ставка ссудного процента коммерческого банка с учетом премии за риск,%;с - операционные трансакционные издержки проведения земельного аукциона и оформления сделки, %;a - коэффициент корректировки налога на прибыль, рассчитываемый по формуле:
a=R0(1+g)/ [ R0(1+g) +(V1-V0)] (2)
Цифровые оценки указанных выше элементов ALAPM были определены как нижеследующие:
- ценностная оценка величины земельной ренты на основе кадастровой стоимости аграрных земель (R0) была рассчитана как отношение кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий, рассматриваемых как V0, и нормативной процентной ставки (3%), которая применяется для расчета вышеуказанной стоимости земли в аграрном секторе национальной экономики; ежегодный рост земельной ренты (g) на основе экспертной оценки с учетом фактора инфляции и неэквивалентности обмена между первой и второй сферами АПК был определен как 12%; операционные трансакционные издержки проведения земельного аукциона и оформления сделки-купли-продажи земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения (c) были оценены в 10%; налог на прибыль (t) был принят равным 20 % как для сельскохозяйственных товаропроизводителей, занимающихся переработкой аграрной продукции и не перешедших на уплату единого сельскохозяйственного налога; сельскохозяйственный земельный налог (p) был оценен как 0,3 % от кадастровой стоимости земли в аграрном секторе национальной экономики в соответствии с главой 31 Налогового кодекса РФ «Земельный
X X
о
го А с.
X
го m
о
м о м о
о
CS
0
CS
01
о ш m
X
3
<
m О X X
налог»; рыночная процентная ставка кредитования (к) с учетом премии за риск и без учета государственного субсидирования была принята равной 15,25 %.
В целом мы можем рассматривать цену аукциона на земельном рынке в аграрном секторе национальной экономики как соотношение между земельной рентой за сельскохозяйственные земли и процентной ставкой, скорректированной на налогообложение и инфляцию. Соотношение между ценой аукциона на рынке сельскохозяйственных земель и залоговой стоимостью ипотеки в аграрном секторе национальной экономики было принято равным 0,7.
Проектируемая плата за земельные участки из состава сельскохозяйственных земель и их ипотечная залоговая стоимость, рассчитанная на основе ALAPM для Калмыкии показана в таблице 1.
По нашему мнению, эти ценности могут быть использованы совершения аграрных земельно-ипотечных сделок [5].
Коэффициент роста ставок арендной платы за землю в аграрном секторе национальной экономики с учетом абсолютной ренты, формируемой в сельском хозяйстве, по отношению к ставкам земельного налога был определен как 1,4.
Таблица 1
Плата за землю и залоговая стоимость земли в Республике
Районные му- Кадаст- Старто- Залого- Земель- Аренд-
ниципальные ровая вая вая ныи ная
образования стои- аукцион- стои- налог плата
(РМО) мость ная цена мость за землю
Городовиков-ское 84580 14912 10438 44,74 62,63
Ики-Буруль-ское 10760 1904 1332 5,71 7,99
Кетченеров-ское 11800 2080 1456 6,24 8,74
Лаганское 2800 494 345 1,48 2,07
Малодербе-товское 12430 2186 1530 6,56 9,18
Октябрьское 4200 740 518 2,22 3,11
Приютненское 19800 3490 2443 10,47 14,66
Сарпинское 13570 2397 1678 7,19 10,07
Целинное 10980 1939 1357 5,82 8,14
Черноземель-ское 2900 511 358 1,53 2,15
Юстинское 3150 546 382 1,64 2,29
Яшалтинское 39050 6874 4812 20,62 28,87
Яшкульское 2440 2115 1481 6,34 8,88
В среднем 15760 2961 2073 8,88 12,44
Для совершенствования, повышения организационной и институциональной устойчивости налогообложения земель сельскохозяйственного назначения необходимо осуществить следующие мероприятия:
- законодательство о землевладении в сельском хозяйстве и налоге на сельскохозяйственные земли должно быть пересмотрено и усовершенствовано на основе принципов рыночной экономики как на федеральном, так и на региональном уровнях;
- институциональная база для внедрения системы "землевладелец-арендатор" и сельскохозяйственного земельного налога, основанного на принципах рыночной экономики, должна быть внедрена как на федеральном, так и на региональном уровне;
- необходимо расширить практику проведения аукционов в аграрном секторе национальной экономики для стимулирования развития рынка сельскохозяйственных земель и улучшения их налогообложения, а также системы ипотеки в сельском хозяйстве;
- необходимо ввести программы подготовки и переподготовки кадров, связанные с вопросами землевладения в сельском хозяйстве и совершенствования платы за землю в аграрном секторе национальной экономики;
- необходимо начать кампанию по связям с общественностью для укрепления способности людей понимать роль и значение сельскохозяйственного землевладения, развития и совершенствования налогообложения аграрных земель;
- для достижения демонстрационного эффекта в некоторых субъектах Российской Федерации, по нашему мнению, должны быть запущены пилотные проекты, направленные на развитие сельскохозяйственного землевладения и совершенствование налогообложения земель в аграрном секторе национальной экономики;
- опыт развития аграрного землевладения и налогообложения сельскохозяйственных земель должен быть собран, тщательно изучен и проанализирован, а также распространен.
Литература
1. Крупнейшие владельцы сельскохозяйственной земли в России на 2019 год, www.befl.ru
2. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2018 году. -М.: Росреестр, 2019. - 198 с.;
3. Доклад о состоянии и использовании земель в Республике Калмыкия в 2018 году. -Элиста: Управление государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия, 2019. - 94 с.;
4. Сагайдак, А.Э., Сагайдак, А.А. Проблемы формирования аукционной цены земли в сельском хозяйстве// Землеустройство, кадастр и мониторинг земель-2016 -№7, с.38-47;
5. Sagaydak, Alexander, Sagaydak, Anna (2019). Agricultural Land Consolidation in Russia/ Land and Poverty Conference, March, 16-20, World Bank, Washington DC, USA, 2020.
6. Попова Е.В., Смирнов А.А. Инвестиции в агропромышленный комплекс // Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2011. Т. 6. № 1 (19). С. 65-68.
7. Гончаренко И.А. Некоторые налоговые механизмы, способные смягчить негативные последствия финансового кризиза для России // Вестник МГИМО Университета. 2009. № 3-4 (6-7). С. 122-126.
8. Гужина Г.Н. Методика интегрированной ранговой оценки уровня конкурентоспособности сельскохозяйственного предприятия // Научные труды Вольного экономического общества России. 2006. Т. 73. С. 50-51.
9. Мумладзе Р.Г., Борисова Ю.Р., Чернавина М.Р. Проблемы управления финансовым развитием сельскохозяйственных предприятий // Вестник Российского государственного аграрного заочного университета. 2008. № 4 (9). С. 196
Land rent and improvement of land taxation in agriculture Sagaydak A.E., Sagaydak A.A.
State University of Land Use Planning
The development of agricultural land tenure is unique in Russia
compared to other countries of the world. The role of the state
has always been dominant in the regulation of land relations in Russian agriculture. Agricultural land tenure in Russia is featured by the development of agricultural holdings and the increasing size of private farms now. The average size of an agricultural holding amounted to 575 thousand hectares in 2019. Compared to 2018 it increased by 12.0 % in 2019. The average size of a private farm was estimated at 75.2 hectares in 2017. It increased by 75.3 % compared to 1995. The development of land tenure in Russia is mostly dependent on regional authorities and their policy. In Kalmykia, there is a unique trend, which is in the increase in the farmland as well as number of private farms and their average size. In 2018, the average size of a private farm amounted to 1,022 hectares in the region. It increased by more than 1.8 times compared to 1992. Due to it, it's very important to develop and introduce a new, innovative agricultural land valuation and agricultural land taxation methodology based on market economy principles.
Key words: agricultural land ownership, agricultural land consolidation, land rent, price of land, land tax, lease payment for land, land mortgage value
References
1. The largest owners of agricultural land in Russia for 2019, www.befl.ru
2. State (national) report on the state and use of land in the Russian
Federation in 2018. -M .: Rosreestr, 2019 .-- 198 p .;
3. Report on the state and use of land in the Republic of Kalmykia
in 2018. - Elista: Department of State Registration, Cadastre and Cartography in the Republic of Kalmykia, 2019. - 94 p .;
4. Sagaidak, A.E., Sagaidak, A.A. Problems of the formation of the
auction price of land in agriculture // Land management, cadastre and monitoring of land-2016 -№7, p.38-47;
5. Sagaydak, Alexander, Sagaydak, Anna (2019). Agricultural Land
Consolidation in Russia / Land and Poverty Conference, March, 16-20, World Bank, Washington DC, USA, 2020.
6. Popova E.V., Smirnov A.A. Investments in the agro-industrial
complex // Bulletin of Kazan State Agrarian University. 2011. T. 6. No. 1 (19). S. 65-68.
7. Goncharenko I.A. Some tax mechanisms that can mitigate the
negative consequences of the financial crisis for Russia // Bulletin of MGIMO University. 2009. No. 3-4 (6-7). S. 122-126.
8. Guzhina G.N. The method of integrated rank assessment of the
level of competitiveness of an agricultural enterprise // Scientific works of the Free Economic Society of Russia. 2006. T. 73. S. 50-51.
9. Mumladze R.G., Borisova Yu.R., Chernavina M.R. Problems of
managing the financial development of agricultural enterprises // Bulletin of the Russian State Agrarian Correspondence University. 2008. No. 4 (9). P. 196
X X O 00 A c.
X
00 m
o
ho o ho o