Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ДОСТОВЕРНОСТИ И ПОЛНОТЫ ИНФОРМАЦИИ О СОСТОЯНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ'

ПРОБЛЕМА ДОСТОВЕРНОСТИ И ПОЛНОТЫ ИНФОРМАЦИИ О СОСТОЯНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
408
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ / РЫНОК ЗЕМЛИ / ДОСТОВЕРНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ПОЛНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ЗЕМЕЛЬНЫЕ ДОЛИ / НЕВОСТРЕБОВАННЫЕ ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Арзамасцева Н. В., Прохорова Н. В., Хамидова Л. Л.

Достоверная и полная информация о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения позволяет принять рациональные управленческие решения в сфере АПК, нацеленные на развитие сельского хозяйства, в частности, обеспечивающие эффективное использование земель сельскохозяйственного назначения. Исследование информационных ресурсов о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения показывает, что имеются информационные ловушки по данным о площади сельскохозяйственных угодий, площади сельхозугодий, используемых не по целевому назначению. В работе выявлено, что в информационной системе существует дезинформация о площади пустующих земель сельскохозяйственного назначения, площади невостребованных земельных долей в Российской Федерации. Информация о площади земель сельскохозяйственного назначения по формам собственности вызывает вопросы о ее достоверности при условии, что разграничение земель в сельском хозяйстве происходит в медленном темпе. Достоверная полная своевременная информация на рынке земель сельскохозяйственного назначения, точность государственной кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий позволят снизить асимметричность информации, ухудшающей отбор, и улучшить условия функционирования рынка земли. Имеющиеся проблемы с достоверностью и полнотой информации о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения необходимо решить за счет совершенствования Единой федеральной информационной системы о землях сельскохозяйственного назначения (ЕФИС ЗСН), введенной Минсельхозом России в эксплуатацию в 2018 г., осуществляющей сбор и консолидацию сведений о землях сельскохозяйственного назначения. Для этого требуется разработать механизм, позволяющий ЕФИС ЗСН получать сведения из различных источников, при этом обязательно один из источников информации не должен быть заинтересован в ее содержании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Арзамасцева Н. В., Прохорова Н. В., Хамидова Л. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF THE ACCURACY AND COMPLETENESS OF INFORMATION ON THE STATUS AND USE OF AGRICULTURAL LANDS

Accurate and complete information on the status and use of agricultural lands is required to take rational managerial decisions in the agricultural industry. Their aim is to ensure agricultural development and the effective use of agricultural lands, in particular. Analysis of information sources containing data on the status and use of agricultural lands shows that there are data pitfalls related to the area of agricultural lands and the area of agricultural lands not used as intended. This study revealed that there is misinformation about the area of vacant agricultural lands and the area of unclaimed land areas in the Russian Federation. The reliability of the available information on the area of agricultural lands of different ownership forms is questionable, provided that the division of agricultural land occurs at a slow pace. Accurate, complete, and timely information on the land market and accurate state cadastral assessment of agricultural lands will reduce the information asymmetry that impairs the selection, and improve the conditions for the agricultural land market operation. The existing problems with the accuracy and completeness of information on the status and use of agricultural lands should be resolved through improvements in the Unified Federal Information System for Agricultural Lands. The system was put into operation in 2018 by the Ministry of Agriculture of the Russian Federation, which collects and consolidates information on agricultural lands. To do this, it is required to develop a mechanism that allows the EFIS ZSN to receive information from various sources, while one of the information providers should not be interested in its content.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ДОСТОВЕРНОСТИ И ПОЛНОТЫ ИНФОРМАЦИИ О СОСТОЯНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ»

УДК 332.633

БО! 10.26897/0021-342Х-2021-3-119-128

Известия ТСХА, выпуск 3, 2021

ПРОБЛЕМА ДОСТОВЕРНОСТИ И ПОЛНОТЫ ИНФОРМАЦИИ О СОСТОЯНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Н.В. АРЗАМАСЦЕВА, Н.В. ПРОХОРОВА, Л.Л. ХАМИДОВА

(ФГБОУ ВО Российский государственный аграрный университет -МСХА имени К.А. Тимирязева)

Достоверная и полная информация о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения позволяет принять рациональные управленческие решения в сфере АПК, нацеленные на развитие сельского хозяйства, в частности, обеспечивающие эффективное использование земель сельскохозяйственного назначения. Исследование информационных ресурсов о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения показывает, что имеются информационные ловушки по данным о площади сельскохозяйственных угодий, площади сельхозугодий, используемых не по целевому назначению. В работе выявлено, что в информационной системе существует дезинформация о площади пустующих земель сельскохозяйственного назначения, площади невостребованных земельных долей в Российской Федерации. Информация о площади земель сельскохозяйственного назначения по формам собственности вызывает вопросы о ее достоверности при условии, что разграничение земель в сельском хозяйстве происходит в медленном темпе. Достоверная полная своевременная информация на рынке земель сельскохозяйственного назначения, точность государственной кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий позволят снизить асимметричность информации, ухудшающей отбор, и улучшить условия функционирования рынка земли. Имеющиеся проблемы с достоверностью и полнотой информации о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения необходимо решить за счет совершенствования Единой федеральной информационной системы о землях сельскохозяйственного назначения (ЕФИС ЗСН), введенной Минсельхозом России в эксплуатацию в 2018 г., осуществляющей сбор и консолидацию сведений о землях сельскохозяйственного назначения. Для этого требуется разработать механизм, позволяющий ЕФИС ЗСН получать сведения из различных источников, при этом обязательно один из источников информации не должен быть заинтересован в ее содержании.

Ключевые слова: земли сельскохозяйственного назначения, рынок земли, достоверная информация, полная информация, информационная система, земельные доли, невостребованные земли сельскохозяйственного назначения.

Введение

Достоверная и полная информация о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения снижает неопределенность и риски в отрасли, обеспечивает достижение определенных целей в сельском хозяйстве [6]. Информацию о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения органы Федеральной службы государственной статистики, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Министерство сельского хозяйства получают от федеральных, региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, сельхозпроизводителей в результате государственного мониторинга земель, Россельхознадзора, структурных подразделений Минсельхоза России [7].

Недостоверная и неполная информация может привести к неправильному пониманию ситуации и, как следствие, к принятию неправильного решения в сфере АПК. Недостоверная информация о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения возникает по причине преднамеренного искажения (дезинформации) или искажения в результате воздействия помех («испорченный телефон»), недостаточно точных средств ее фиксации. Каждый регион стремится предоставить в соответствующие органы «хорошие» данные об использовании земель сельскохозяйственного назначения, о введении в оборот неиспользуемых сельскохозяйственных угодий, земельных долей, что не соответствует объективной достоверной информации, которую ФГБУ «АЦ Минсельхоза России» получает от дистанционного зондирования Земли [1].

С учетом направлений цифровой трансформации бесспорную актуальность приобретает разработка мер по увеличению степени достоверности и полноты информации о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения, совершенствованию функционирования информационных систем в области мониторинга земель сельскохозяйственного назначения, автоматизации процессов сбора и переработки информации. При этом необходимо соблюдать принципы получения достоверной информации: подтверждение информации как минимум из двух независимых друг от друга источников; проверка незаинтересованности источника информации в ее содержании; сопоставление полученной информации с уже известной по этой теме; проверка достоверности полученной информации у авторитетных экспертов; затребование у источника информации дополнительных деталей, подтверждающих истинность основного сообщения.

Потребность в достоверной и полной информации о состоянии и об использовании земель сельскохозяйственного назначения вызвана тем, что она предназначена для принятия управленческих решений в сфере АПК, направленных на устойчивое развитие сельского хозяйства при рациональном использовании земель сельскохозяйственного назначения [9, 16].

Неполнота и недостоверность информации о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения доказываются в работе сопоставлением данных различных источников и обобщением свидетельств, приведенных в научной литературе. Информационной базой исследования послужили материалы Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (Федерального государственного бюджетного учреждения «Аналитический центр Минсельхоза России»).

Результаты исследования

В работе рассмотрена информация о состоянии и об использовании земель сельскохозяйственного назначения с точки зрения достоверности и полноты:

1. Данные о площади земель сельскохозяйственного назначения у Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службы государственной статистики, Министерства сельского хозяйства РФ разнятся (табл.). На основании того, что информация о площади сельскохозяйственных угодий у авторитетных источников различается, можно заключить, что степень достоверности данных вызывает вопросы и необходимость решения этой проблемы.

Таблица

Распределение земель сельскохозяйственного назначения по угодьям,

млн га [1, 11, 12]

01.01.2020 г. Росреестр Росстат Минсельхоз

Сельскохозяйственные угодья: 221,95 193,35 197,77

пашня 122,69 115,78 116,21

сенокосы 24,02 13,94 18,72

многолетние насаждения 1,92 1,81 1,24

пастбища 68,40 43,17 57,23

залежь 4,93 3,46 4,37

2. Перевод земель сельскохозяйственных угодий в другую категорию земель допускается в исключительных случаях, согласно ст. 7 Федерального Закона от 21 декабря 2004 г. № 172- ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». При соблюдении определенных критериев: особо ценные сельскохозяйственные угодья, сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научных организаций высшего образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району, - использовать в других целях недопустимо. За последние 10 лет (2010-2020 гг.) 18,3 млн га земли сельскохозяйственного назначения трансформировались в другие категории земли. В 2019 г. при двухсторонней трансформации (имеются земли, которые переходят в категорию сельхозземель, и сельхозземли, которые перешли в другие категории земель) земли сельскохозяйственного назначения уменьшились на 836,8 тыс. га.

1,41%

6,63% 4,63%

0,12% _

I в земли лесного фонда I в земли промышленности, транспорта, связи и иного специального назначения I в земли населенных пунктов I в земли запаса

I в земли особо охраняемых территорий I в земли водного фонда

Рис. 1. Площади земель сельскохозяйственного назначения, переведенные в земли других категорий на 01.01.2020 г., % [1]

Согласно данным Минсельхоза наибольшая площадь сельхозземель (около 87%) трансформировалась в земли лесного фонда (рис. 1). Длительное неиспользование сельхозземель приводит к сильной степени зарастания, и становятся экономически невыгодными финансовые вложения для восстановления сельхозземель [10].

Также происходит перевод земель сельскохозяйственного назначения в категории земель промышленности, транспорта и связи, в земли населенных пунктов. При этом отсутствует достоверная информация о целевом использовании земли. Всероссийская сельскохозяйственная перепись (ВСХП) 2016 г. выявила, что доля сельхозпредприятий, не занимающихся сельским хозяйством, в среднем по России составляет 37%. По состоянию на 1 января 2020 г., по данным Минсельхоза, в полном объеме использовались земли сельскохозяйственного назначения в Республике Ингушетия, Ставропольском крае, Чукотском автономном округе. Всероссийская сельскохозяйственная перепись 2016 года показала, что не занимаются сельским хозяйством: в Республике Ингушетия - 12,2% сельхозпредприятий, в Ставропольском крае -10,3%, в Чукотском автономном округе - 10,5% [5]. Информация о наличии определенной площади сельхозугодий по документам и фактическая их трансформация в другие категории земли является дезинформацией о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения в РФ.

3. Проблему роста пустующих сельхозугодий пытаются решить на всех уровнях власти [4]. При этом масштаб проблемы неизвестен. Согласно ВСХП 2016 г. в переписи не участвовало 51 млн га, ни за кем не закрепленные сельхозугодья -30 млн га. Многие эксперты автоматические включают их в категорию невостребованных земель, хотя эта же перепись показала, что за фермерами числится намного больше земли, чем по документам, и попавшие под перепись 17 млн га, которые, по ее данным, не использовались. Таким образом, эксперты считают, что пустующих земель сельскохозяйственного назначения в России около 100 млн га [15, 17]. По данным, представленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с запросом Министерства сельского хозяйства России, пустующих сельскохозяйственных земель на 1 января 2020 г. - 44,93 млн га (рис. 2).

Рис. 2. Площади неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственных угодий в сравнении с их общими площадями на 1 января 2020 г., млн га [1]

4. Вопрос о разграничении земель сельскохозяйственного назначения по формам собственности решается медленно. 86,8% площади государственной и муниципальной земли сельскохозяйственного назначения не разграничены, имеется проблема разграничения сельхозземель у физических и юридических лиц [17]. Возникает дезинформация о площадях земель сельскохозяйственного назначения по формам собственности. Если не определены границы земельных участков, соответственно юридически не определены права собственности на землю. При этом информация о площади земель сельскохозяйственного назначения по формам собственности имеется, что вызывает вопросы о достоверности этих данных (рис. 3).

Земли сельскохозяйственного назначения (млн га)

Сельскохозяйственные угодья (млн га)

44 93 32,68

■ Общая площадь

■ Общая площадь

■ Неиспользуемая площадь

нн Ч

ИН

й 350 2°.9

§ 300 275,8 264,3 , 20 I

2 а 250 - - 15 §

х

5§ & * 200 ^ ч

" & 150 120,7 ^^17,6 106>6 Ю «

Ни л 100 ^ • 5 ц»

¿и 50 I

¡1 0 0 ё 2005 2010 2019 о

« д

• в собственности граждан ^^в государственной и муниципальной собственности ■ в собственности юридических лиц

Рис. 3. Динамика распределения земель сельскохозяйственного назначения по формам собственности в 2005-2019 гг., млн га [1]

5. Оценка стоимости сельскохозяйственных угодий является ключевым фактором земельных отношений в аграрном секторе [8, 19]. Государственная кадастровая оценка земли лежит в основе расчета земельного налога, арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности. Создание методик оценки сельскохозяйственных угодий, учитывающих специфику и особенность этих земель, является важным фактором регулирования оборота земли. При оценке сельскохозяйственных угодий необходимо принимать во внимание свойства почвенного покрова земельного участка [13, 14]. Но почвенные карты в системах государственного кадастрового учета отсутствуют. Недостоверная информация о состоянии почвы накладывается на несовершенство методики расчета кадастровой стоимости земли, что приводит к неточной оценке земельных участков.

6. Проблема достоверности и полноты информации касается института общей долевой собственности на земельный участок [20]. Часть земель в общей долевой собственности не используется. У этих сельскохозяйственных земель границы не определены, и они не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, что не позволяет применить механизмы принудительного прекращения прав и их изъятия в связи с неиспользованием. Но благодаря мероприятиям, которые начаты в 2012 г., площадь невостребованных земельных долей сократилась. В данные мероприятия включается процесс перехода невостребованных земельных долей в собственность муниципалитета. Органы местного самоуправления выявляют новые доли, проводят собрания дольщиков и обращаются в суды, которые в одних случаях признают их муниципальной собственностью, в других случаях - нет, но наблюдается положительная динамика. Около 19 млн га невостребованных земельных долей перешло в собственность муниципалитета. Вследствие отсутствия данных по реальной суммарной площади невостребованных земельных долей примерный их диапазон на 1 января 2020 г. составляет от 14 до 20 млн га. По официальным данным, площадь невостребованных земельных долей составляет 14,2 млн га. Наибольшие площади невостребованных земельных долей установлены в Приволжском, Сибирском, Дальневосточном федеральных округах (рис. 4).

7. Субъекты рынка земель сельскохозяйственного назначения не владеют полной достоверной информацией и вынуждены тратить ресурсы для поиска недостающих данных. По причине отсутствия или неполноты информации на рынке земли РФ возникают высокие трансакционные издержки поиска информации. Имеющаяся ситуация благоприятна для структур, монопольно владеющих информацией и оказывающих помощь в предоставлении данных о земельном участке [3].

Приволжскийфедеральныйокруг

Сибирскийфедеральныйокруг 18,0%

Дальневосточныйфедеральныйокруг 15,8%

Центральныйфедеральныйокруг 13,8%

Уральский федеральный округ 7,7%

Северо-Западныйфедеральныйокруг 5,1%

Южныйфедеральныйокруг 3,2% Северо-Кавказский федеральный округ 0,2%

Рис. 4. Распределение общей площади невостребованных земельных долей на 1 января 2020 г. по федеральным округам Российской Федерации, % [1]

Также на рынке земель сельскохозяйственного назначения с асимметричной информацией происходит нарушение действия рыночного механизма, поскольку ценовые сигналы не отражают реального положения дел. При покупке или аренде сельскохозяйственных угодий физические или юридические лица не знают, что именно приобретают: хороший земельный участок или же «лимон». При этом на рынке земель сельскохозяйственного назначения возникает проблема ухудшающего отбора. На основании этих предпосылок земли сельскохозяйственного назначения со скрытыми негативными характеристиками находятся в обороте, дабы каждый последующий покупатель занимал место продавца, чтобы избавиться от некачественного участка земли («лимоны») [2].

Выводы

В итоге исследования становится ясно, что проблему достоверности и полноты информации о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения может решить только совершенствование Единой федеральной информационной системы о землях сельскохозяйственного назначения для последующей обработки и анализа информации для принятия управленческих решений.

Для улучшения землепользования с 12 апреля 2018 г. в соответствии с приказом Минсельхоза России от 2 апреля 2018 г. № 130 начала функционировать Единая федеральная информационная система о землях сельскохозяйственного назначения. Введение информационного ресурса ЕФИС ЗСН реализует Федеральное государственное бюджетное учреждение «Аналитический центр Минсельхоза России». Создание ЕФИС ЗСН направлено на повышение эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения при сохранении плодородия [1].

В целях повышения достоверности, точности и качества данных, предоставляемых различными источниками, перед загрузкой в ЕФИС ЗСН специалистами ФГБУ «АЦ Минсельхоза России» проводится верификация данных, включающая в себя проверку корректности географической привязки данных; наличия ошибок топологии в векторных данных (взаимное пересечение контуров полей, самопересечение, петли и др.); соответствия структуре и содержанию атрибутивной таблицы; наличия ошибок в семантической составляющей атрибутивных данных (опечаток в текстовых ячейках, логических ошибок в данных, ошибок в численных значениях). В случае выявления ошибок проводятся корректировка и уточнение данных во взаимодействии с ответственным исполнителем в регионе. На 1 января 2020 г. доля площади земель сельскохозяйственного назначения, сведения о которых включены в ЕФИС ЗСН, составляла 49,2% от общей площади сельскохозяйственных земель.

Доля сельскохозяйственных угодий, чьи данные по показателям плодородия почвы внесены в ЕФИС ЗСН, составляет 18,1% от общей площади сельхозугодий [1].

Для дальнейшего повышения степени достоверности и полноты информации о землях сельскохозяйственного назначения в ЕФИС ЗСН необходим механизм предоставления одного и того же показателя землепользования и землеустройства из различных источников [1]. Данный подход учитывает один из принципов получения достоверной информации. ЕФИС ЗСН необходимо усовершенствовать в разделе получения информации. Она должна одновременно получать информацию по определенному показателю из двух и более источников, сравнивать и выявлять на этом этапе (входные данные) ошибки, недостоверную информацию, дезинформацию. Для этого необходимо:

• увеличить количество источников информации для решения имеющейся проблемы достоверности и полноты информации о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения. Сведения о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения для ЕФИС ЗСН предоставляют региональные органы управления АПК, федеральные органы исполнительной власти, ФГБУ агрохимической службы, ФГБУ мелиорации, ГК Роскосмос, МЧС, Росреестр, научные и учебные учреждения и организации [1]. Для контроля достоверности сведений необходима интеграция с информационными системами других федеральных органов исполнительной власти, обладающих информацией о различных аспектах состояния и использования земель сельскохозяйственного назначения.

• расширить получение данных с дистанционного зондирования Земли из космоса, со съемок с использованием беспилотных летательных аппаратов, а также с удаленного сбора показателей датчиков, размещенных на сельскохозяйственной технике, строениях или непосредственно на сельскохозяйственных угодьях, для верификации данных о землях сельскохозяйственного назначения, от региональных органов управления АПК, федеральных органов исполнительной власти, подведомственных учреждений Минсельхоза. Использование цифровых технологий позволяет соблюсти принцип незаинтересованности источника информации в ее содержании.

Реализация механизма предоставления данных из различных источников в Единую федеральную информационную систему о землях сельскохозяйственного назначения позволит оценить входную информацию на достоверность, полноту и точность.

Библиографический список

1. Аналитический центр Минсельхоза России. Официальный сайт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.mcxac.ru/monitoring-zemel/state_land/

2. Арзамасцева Н.В. Особенности структуризации трансакционных издержек на рынке земель сельскохозяйственного назначения Российской Федерации // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии, 2020. - № 9. - С. 113-117.

3. Арзамасцева Н.В. Трансакционные издержки как сдерживающий фактор развития рынка сельскохозяйственных земель в современной России // Известия Международной академии аграрного образования. - 2019. - № 47. - С. 50-53.

4. Волков С.Н. Правовые и землеустроительные меры по вовлечению неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения в хозяйственный оборот и обеспечению их эффективного использования / С.Н. Волков, С.А. Липски // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. - 2017. - № 2. - С. 5-10.

5. Всероссийская сельскохозяйственная перепись 2016. Т. 3. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.vshp2016.ru.

6. Гайсин Р.С. Институциональная экономика: Учебное пособие / Р.С. Гайсин, Р.А. Мигунов. - М.: РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, 2020. - 155 с.

7. Коваленко Н.Я. Экономика сельского хозяйства: Учебник для академического бакалавриата / Под ред. Н.Я. Коваленко. - М.: Издательство Юрайт, 2020. - 406 с.

8. Малышева Н.В. Совершенствование механизма изъятия ренты через налог на землю сельскохозяйственного назначения в современной российской экономике // Экономический журнал. - 2008. - № 3 (13). - С. 97-100.

9. Прохорова Н.В., Хамидова Л.Л. Тенденции функционирования потребительской кооперации в России / Н.В. Прохорова, Л.Л. Хамидова // Известия Международной академии аграрного образования. - 2019. - № 47. - С. 92-97.

10. Родин В.К. К эффективному использованию сельхозугодий // Экономика сельского хозяйства России. - 2018. - № 5. - С. 32-38.

11. Росреестр. Официальный сайт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://rosreestr.gov.ru/site/activity/gosudarstvennoe-upravlenie-v-sfere-ispolzova-niya-i-okhrany-zemel/gosudarstvennyy-natsionalnyy-doklad-o-sostoyanii-i-ispolzova-nii-zemel-rossiyskoy-federatsii/.

12. Росстат. Официальный сайт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.gks.ru/.

13. Сагайдак А.Э. Совершенствование рентных отношений в сельском хозяйстве / А.Э. Сагайдак, А.А. Сагайдак // Инновации и инвестиции. - 2019. - № 6. - С. 176-181.

14. Сычев В.Г. Современное состояние плодородия почв и основные аспекты его регулирования. - М.: РАН, 2019. - 349 с.

15. Узун В.Я. «Белые пятна» и неиспользуемые сельхозугодья: что показала сельскохозяйственная перепись 2016 года // Экономическое развитие России. -2017. - № 12. - С. 36-43.

16. Чертовицкий А. Актуальные вопросы рационального и эффективного использования земельных ресурсов // Международный сельскохозяйственный журнал. - 2019. - № 4. - С. 44-47.

17. ШагайдаН.И. Земля для людей / Н. Шагайда, В. Алакоз. - М.: Центр стратегических разработок, 2018. - 28 с.

18. Frolova E.Yu. Contradictions to regulatory measures and their impact on global and national agricultural markets / E.Yu. Frolova A.A. Nikonov, R.R. Mukhametzyanov, A.F. Korol'kov, A.S. Zaretskaya // Advances in Economics, Business and Management Research (AEBMR). Proceedings of International Scientific and Practical Conference Russia 2020 - a new reality: economy and society, 2021. - P. 276-280.

19. KireychevaL.V. Evaluation of Efficiency of Land Reclamation in Russia // Journal of Agriculture and Environment, 2018. - No 3 (7). - Р. 36-46.

20. Lipski S.А. Joint Shared Ownership of Land as a Condition and Factor of the Agricultural Sector in Post-Soviet Russia // Studies on Russian Economic Development. -2019. - Vol. 26. - No 1. - P. 74-78.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

PROBLEM OF THE ACCURACY AND COMPLETENESS OF INFORMATION ON THE STATUS AND USE OF AGRICULTURAL LANDS

N.V. ARZAMASTSEVA, N.V. PROKHOROVA, L.L. KHAMIDOVA

Moscow, Russian, State Agrarian University - Moscow Timiryazev Agricultural Academy

Accurate and complete information on the status and use of agricultural lands is required to take rational managerial decisions in the agricultural industry. Their aim is to ensure agricultural development and the effective use of agricultural lands, in particular. Analysis of information sources containing data on the status and use of agricultural lands shows that there are data pitfalls related

to the area of agricultural lands and the area of agricultural lands not used as intended. This study revealed that there is misinformation about the area of vacant agricultural lands and the area of unclaimed land areas in the Russian Federation. The reliability of the available information on the area of agricultural lands of different ownership forms is questionable, provided that the division of agricultural land occurs at a slow pace. Accurate, complete, and timely information on the land market and accurate state cadastral assessment of agricultural lands will reduce the information asymmetry that impairs the selection, and improve the conditions for the agricultural land market operation. The existing problems with the accuracy and completeness of information on the status and use of agricultural lands should be resolved through improvements in the Unified Federal Information System for Agricultural Lands. The system was put into operation in 2018 by the Ministry of Agriculture of the Russian Federation, which collects and consolidates information on agricultural lands. To do this, it is required to develop a mechanism that allows the EFIS ZSN to receive information from various sources, while one of the information providers should not be interested in its content.

Key words: agricultural lands, land market, reliable information, complete information, information system, land shares, unclaimed agricultural lands.

References

1. Analytical Center of the Ministry of Agriculture of Russia. Official site. [Electronic resource]. Access mode: https://www.mcxac.ru/monitoring-zemel/state_land/ (In Rus.)

2. Arzamastseva N.V. Osobennosti strukturizatsii transaktsionnykh izderzhek na ryn-ke zemel' sel'skokhozyaystvennogo naznacheniya Rossiyskoy Federatsii [Specific features of the structuring of transaction costs in the agricultural land market of the Russian Federation]. Vestnik Kurskoy gosudarstvennoy sel'skokhozyaystvennoy akademii, 2020; 9: 113-117. (In Rus.)

3. Arzamastseva N.V. Transaktsionnye izderzhki kak sderzhivayushchiy faktor razvi-tiya rynka sel'skokhozyaystvennykh zemel' v sovremennoy Rossii [Transaction costs as a deterrent to the development of the agricultural land market in modern Russia]. Izvestiya Mezhdunarodnoy akademii agrarnogo obrazovaniya, 2019; 47: 50-53. (In Rus.)

4. Volkov S.N., Lipsky S.A. Pravovye i zemleustroitel'nye mery po vovlecheniyu ne-ispol'zuyemykh zemel' sel'skokhozyaystvennogo naznacheniya v khozyaystvennyy obo-rot i obespecheniyu ikh effektivnogo ispol'zovaniya [Legal and land management measures to involve unused agricultural land in economic circulation and ensure their effective use]. Zemleustroystvo, kadastr i monitoring zemel', 2017; 2: 5-10. (In Rus.)

5. All-Russian agricultural census 2016. Vol. 3. [Electronic resource]. Access mode: http://www.vshp2016.ru (In Rus.)

6. Gaisin R.S. Institutsional'naya ekonomika: uchebnoe posobie [Institutional economics: Study manual]. R.S. Gaisin,R.A. Migunov. - M.: RSAU - MTAA, 2020: 155. (In Rus.)

7. KovalenkoN.Y. Ekonomika sel'skogo khozyaystva: uchebnik dlya akademiches-kogo bakalavriata [Agricultural Economics: Textbook for Academic Bachelor's Degree students]. Ed. by N.Ya. Kovalenko. - M.: Yurayt Publishing House, 2020: 406. (In Rus.)

8.MalyshevaN.V. Sovershenstvovanie mekhanizma iz»yatiya renty cherez nalog na zemlyu sel'skokhozyaystvennogo naznacheniya v sovremennoy rossiyskoy ekono-mike [Improving the mechanism of rent withdrawal through taxes on agricultural land in the modern Russian economy]. Ekonomicheskiy zhurnal, 2008; 3 (13): 97-100. (In Rus.)

9. Prokhorova N.V., Khamidova L.L. Tendentsii funktsionirovaniya potrebitel'skoy kooperatsii v Rossii [Trends in the functioning of consumer cooperation in Russia]. Izvestiya Mezhdunarodnoy akademii agrarnogo obrazovaniya, 2019; 47: 92-97. (In Rus.)

10. Rodin V.K. K effektivnomu ispol'zovaniyu sel'khozugodiy [Towards the efficient use of farmland]. Ekonomika sel'skogo khozyaystva Rossii, 2018; 5: 32-38. (In Rus.)

11. Rosreestr. Official site. [Electronic resource]. Access mode: https://rosreestr.gov. m/site/activity/gosudarstvennoe-upravlenie-v-sfere-ispolzovaniya-i-okhrany-zemel/gosudar-stvennyy-natsionalnyy-doklad-o-sostoyanii-i-ispolzovanii-zemel-rossiyskoy-federatsii/ (In Rus.)

12. Rosstat. Official site. [Electronic resource]. Access mode: https://www.gks.ru/ (In Rus.)

13. Sagaidak A.E., Sagaidak A.A. Sovershenstvovanie rentnykh otnosheniy v sel'skom khozyaystve [Improvement of rental relations in agriculture]. Innovatsii i in-vestitsii, 2019; 6: 176-181. (In Rus.)

14. Sychev VG. Sovremennoe sostoyanie plodorodiya pochv i osnovnye aspekty ego regulirovaniya [Current state of soil fertility and the main aspects of its regulation]. - M.: RAS, 2019: 349. (In Rus.)

15. Uzun V.Ya. "Belyye pyatna" i neispol'zuyemye sel'khozugod'ya: chto pokazala sel'skokhozyaystvennaya perepis' 2016 goda ["White spots" and unused farmland: what the 2016 agricultural census showed] Ekonomicheskoye razvitiye Rossii, 2017; 12: 36-43. (In Rus.)

16. ChertovitskyA. Aktual'nye voprosy ratsional'nogo i effektivnogo ispol'zova-niya zemel'nykh resursov [Topical issues of rational and efficient use of land resources]. Mezhdunarodniy sel'skokhozyaystvennyy zhurnal, 2019; 4: 44-47. (In Rus.)

17. Shagaida N.I. Zemlya dlya lyudey [Land for people] / N. Shagaida, V. Alakoz. -M.: Tsentr Strategicheskikh Razrabotok, 2018: 28. (In Rus.)

18. Frolova E.Yu. Contradictions to regulatory measures and their impact on global and national agricultural markets / E.Yu. Frolova A.A. Nikonov, R.R. Mukhametzyanov, A.F. Korol'kov, A.S. Zaretskaya. Advances in Economics, Business and Management Research (AEBMR). Proceedings of International Scientific and Practical Conference Russia 2020 - a new reality: economy and society", 2021: 276-280.

19. KireychevaL.V. Evaluation of Efficiency of Land Reclamation in Russia. Journal of Agriculture and Environment, 2018; 3(7): 36-46.

20. Lipski S.A. Joint Shared Ownership of Land as a Condition and Factor of the Agricultural Sector in Post-Soviet Russia. Studies on Russian Economic Development, 2019; 26; 1; 74-78.

Арзамасцева Наталия Вениаминовна, канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры политической экономии РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева (127550, Российская Федерация, г. Москва, ул. Тимирязевская, 49; тел.: (905) 755-23-60; е-mail: [email protected]).

Прохорова Наталья Викторовна, канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры политической экономии РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева (127550, Российская Федерация, г. Москва, ул. Тимирязевская, 49; тел.: (916) 262-94-87; е-mail: [email protected]).

Хамидова Лиза Лечаевна, ст. преподаватель кафедры политической экономии РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева (127550, Российская Федерация, г. Москва, ул. Тимирязевская, 49; тел.: (926) 871-54-53; е-mail: [email protected]).

Natalia V. Arzamastseva, PhD (Econ), Associate Professor, the Department of Political Economy, Russian State Agrarian University - Moscow Timiryazev Agricultural Academy (Phone: (905) 755-23-60, E-mail: [email protected]).

Natalia V. Prokhorova, PhD (Econ),Associate Professor, the Department of Political Economy, Russian State Agrarian University - Moscow Timiryazev Agricultural Academy (Phone: (916) 262-94-87, E-mail: [email protected]).

Liza L. Khamidova, Senior Lecturer, the Department of Political Economy, Russian State Agrarian University - Moscow Timiryazev Agricultural Academy (Phone: (916) 262-94-87, E-mail: [email protected]).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.