Научная статья на тему 'КОНСЕРВАТОРИЯ: ОБИТЕЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕРИОДЫ СТАНОВЛЕНИЯ)'

КОНСЕРВАТОРИЯ: ОБИТЕЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕРИОДЫ СТАНОВЛЕНИЯ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
60
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
консерватория / музыка / искусство / культура / образование / творчество / наука / процесс / интеграция. / conservatory / music / art / culture / education / creativity / science / process / integration.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Абдуллаев Фарход Рустамбекович

период становления консерватории способствовали возникновению академического и народного инструментального исполнительства, вокального и хорового искусства, дирижирования, композиции и музыковедения, а также традиционного исполнительства. Это позволило окончательно сформировать преподавательскую, научно-исследовательскую, учебно-методическую и концертно-исполнительскую направленность консерватории. Глобализация, активизация интеграционных процессов в последние годы привели к вовлечению культуры и искусства Узбекистана в мировой художественный процесс, адаптации новых тенденций и технологий, в особенности, в систему высшего художественного образования, их связь с современным контекстом, а также идеями этнокультурной идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSERVATORY: HOME OF MUSIC EDUCATION (PERIODS OF FORMATION)

the period of formation and development of the conservatory contributed to the emergence of academic and folk instrumental performance, vocal and choral art, conducting, composition and musicology, as well as traditional performance. This made it possible to finally form the teaching, research, educational, methodological and concert-performing orientation of the conservatory. Globalization, the activation of integration processes in recent years have led to the involvement of the culture and art of Uzbekistan in the world artistic process, the adaptation of new trends and technologies, in particular, to the system of higher art education, their connection with the modern context, as well as the ideas of ethno-cultural identity.

Текст научной работы на тему «КОНСЕРВАТОРИЯ: ОБИТЕЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕРИОДЫ СТАНОВЛЕНИЯ)»

КОНСЕРВАТОРИЯ: ОБИТЕЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕРИОДЫ

СТАНОВЛЕНИЯ) Абдуллаев Ф.Р.

Абдуллаев Фарход Рустамбекович - проректор по учебной работе, Государственная консерватория Узбекиcтана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: период становления консерватории способствовали возникновению академического и народного инструментального исполнительства, вокального и хорового искусства, дирижирования, композиции и музыковедения, а также традиционного исполнительства. Это позволило окончательно сформировать преподавательскую, научно-исследовательскую, учебно-методическую и концертно-исполнительскую направленность консерватории.

Глобализация, активизация интеграционных процессов в последние годы привели к вовлечению культуры и искусства Узбекистана в мировой художественный процесс, адаптации новых тенденций и технологий, в особенности, в систему высшего художественного образования, их связь с современным контекстом, а также идеями этнокультурной идентичности.

Ключевые слова: консерватория, музыка, искусство, культура, образование, творчество, наука, процесс, интеграция.

CONSERVATORY: HOME OF MUSIC EDUCATION (PERIODS OF FORMATION)

Abdullayev F.R.

Abdullayev Farkhod Rustambekovich - Vice Rector for Academic Affairs, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the period of formation and development of the conservatory contributed to the emergence of academic and folk instrumental performance, vocal and choral art, conducting, composition and musicology, as well as traditional performance. This made it possible to finally form the teaching, research, educational, methodological and concert-performing orientation of the conservatory.

Globalization, the activation of integration processes in recent years have led to the involvement of the culture and art of Uzbekistan in the world artistic process, the adaptation of new trends and technologies, in particular, to the system of higher art education, their connection with the modern context, as well as the ideas of ethno-cultural identity.

Keywords: conservatory, music, art, culture, education, creativity, science, process, integration.

В своем историческом развитии консерватория прошла несколько этапов, своеобразие которых определялось в эти периоды многими факторами политической и социально-экономической жизни страны. С точки зрения наших представлений о времени в эти сроки может уместиться полная жизнь одного человека. По событийности, концентрированности и количеству свершений - это целая эпоха, на протяжении которой происходило не только становление и развитие первого творческого вуза в Узбекистане (но и в регионе Центральной Азии) и всей системы профессионального музыкального образования республики, но и формирование феномена новой музыкальной культуры, которая за этот период сумела освоить и адаптировать складывавшиеся столетиями культурные традиции Европы, не утратив при этом своей национальной самобытности.

Период становления - формирование музыкального образования в совокупности всех его звеньев (1936-1961). В связи с большим подъемом искусства республики, встал вопрос о создании в Узбекистане высшего музыкального учебного заведения. И первым шагом к разрешению этой задачи явилось открытие в 1934 году высшей музыкальной школы, которая в 1936 году была реорганизована в Ташкентскую государственную консерваторию, в то время ставшего первым высшим музыкально-учебным заведением в Центральной Азии. Новое учебное заведение значительно отличалось от «народных консерваторий» 20-х годов ХХ века, как Туркестанская народная консерватория с её филиалами - Привокзальной и Старогородской в Ташкенте, а также аналогичных в других городах Узбекистана (Бухара, Самарканд, Фергана и другие).

Туркестанская народная консерватория - первое музыкально-образовательное учреждение Туркестана, сыгравшая важную просветительскую роль, положила начало государственному музыкальному образованию в Узбекистане и, что особенно важно, воспитанию национальных музыкальных кадров. На основе народных консерваторий в 1923-24 годы были организованы музыкальные техникумы (реорганизованные в училища). Так к середине 30-х годов в Узбекистане действовали только среднее звено (например, вместо Туркестанской народной консерватории и его Привокзального филиала - Ташкентский музыкальный техникум) и одна детская музыкальная школа (позднее имени Р.М.Глиэра). Функции учебного

заведения выполнял и научно-исследовательский институт по изучению народной и классической музыки узбеков в Самарканде (1928, Инмузхоруз; с 1932 года в Ташкенте, ныне НИИ искусствознания АН Узбекистана). Подготовкой музыкальных кадров занималась и Узбекская оперная студия при Московской консерватории (1935). Деятельность Туркестанской народной консерватории и в дальнейшем, Ташкентского музыкального техникума (с 1936 года музыкальное училище) подготовили базу для становления высшего профессионального музыкального учебного заведения - Ташкентской государственной консерватории.

В этот период вопрос о подготовке кадров, особенно национальных, стал центральным вопросом, определявшим успехи культурного строительства в Узбекистане, который требовал все больше кадров специалистов. Соответственно, консерватория, в подлинном смысле, была музыкальным вузом, созданная по типу крупнейших и старейших консерваторий Москвы, Ленинграда и др. городов. И основная задача нового вуза заключалась в подготовке профессиональных кадров: композиторов, музыкантов-исполнителей, педагогов и музыковедов. Первичный набор обусловил активный поиск абитуриентов как среди талантливой молодежи, так и среди участников творческих коллективов, не имевших, в подавляющем большинстве, высшего музыкального образования. Соответственно, при консерватории были открыты фортепианный, оркестровый, вокальный, музыкально-педагогический, композиторский и историко-теоретический факультеты (первым ректором был назначен большой организатор Александр Бочкарёв).

Большую помощь Ташкентской консерватории оказала Московская консерватория, направляя в Узбекистан своих педагогов и воспитанников. В организации консерватории в Ташкенте большую роль сыграл доцент Московской консерватории С.А. Козловский, несколько лет проработавший в Ташкенте. Во всем комплексе проблем, требовавших своего решения, самой сложной была задача комплектования педагогического коллектива. Реальными кандидатами являлись наиболее опытные м квалифицированные музыканты и композиторы, старожилы Узбекистана - В. Успенский, Е. Романовская, С. Цвейфель, А. Гольберг, А. Власов, А. Подгорный и др. В 1936-1941 годы в Ташкентской консерватории работали композиторы А. Козловский, выпускники Московской консерватории Б. Надеждин, А. Лепин и Г. Мушель; музыковеды Ю. Фортунатов, И. Мартынов, Ю. Тюлин, Ф. Таль, пианист Ю. Венков, Ю. Кнорре (скрипка), Г. Васильев (виолончель). Так в 1936-37 учебном году на историко-теоретическом факультете Ташкентской консерватории курс анализа читал В.А. Цуккерман, историю русской музыки - Л.В. Данилевич; периодически приезжал Г.М. Коган, объединявший лекции по истории пианизма с концертными выступлениями. Позднее к преподавательской деятельности были привлечены выпускники Московской, Ленинградской и Киевской консерваторий - Н. Орлов, Я. Пеккер, А. Коляревский, Ю. Кон, Б. Зейдман, К. Михайлов, Т. Котляревская, А. Бирмак, В. Слоним, Н. Яблоновский, А. Литвинов, А. Коральский. Формирование, становление молодых узбекских композиторов и музыкантов республики проходило в этот период также в тесном общении с известными композиторами, как Р.М. Глиэр и С.Н. Василенко.

Первые выпуски Ташкентской консерватории (22.06.1941) дали замечательных музыкантов-исполнителей (пианисты Л. Мальмберг, И. Юсман, И. Кальницкая, скрипач В. Беленький, вокалисты В. Казанская, М. Лесная, Н. Исламова), композиторов (Б. Гиенко, В. Мейен, И. Хамзин), музыковедов (И. Акбаров, Т. Вызго, И. Карелова, К. Болховитинова), педагогов (О. Поликарпова, М. Полянская, Н. Черниловская), которые уже имели большой стаж практической работы. Они сыграли в дальнейшем исключительную роль в становлении музыкальной культуры Узбекистана. Помимо основной, педагогической миссии, Ташкентская консерватория включилась и в более широкую музыкально -общественную деятельность. При её активном участии организовывались всякого рода мероприятия общерегионального значения, например, научная конференция (1939), посвященная музыкальным культурам республик Центральной Азии, оставившая заметный след в их истории. Консерватория также вела концертно-исполнительскую деятельность (камерные концерты скрипачей А. Кнорре, В Артемьева, пианиста Н. Яблоновского и др.).

В годы войны (1941-1945), несмотря на тяжелые условия, Ташкентская консерватория продолжала работать, жить полнокровной музыкальной жизнью. Приток в Узбекистан (в связи с эвакуацией) выдающихся музыкантов, исполнительских коллективов и музыкальных театров Москвы, Ленинграда, Киева; активизация собственных художественных сил; помощь талантливых представителей братских народов, для которых Узбекистан в те годы стал вторым домом, способствовали тому, что узбекское искусство интенсивно развивалось и обогащалось новыми значительными достижениями в области музыкального образования, исполнительства и композиторского творчества. В Ташкентской консерватории широкую деятельность развернула Ленинградская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова, эвакуированная в узбекскую столицу в первые месяцы войны, значение которой в музыкальной жизни Узбекистана невозможно переоценить: профессора и педагоги этого старейшего вуза стимулировали развитие всех областей музыкальной культуры (музыкального образования и педагогики, концертной практики, композиторского творчества, музыкальной науки и т.д.). Ленинградская консерватория «считала своим прямым долгом не только наилучшим образом организовать на новом месте планомерную учебную, научную и концертную деятельность, но и всеми возможными средствами содействовать строительству музыкальной культуры оказавшего ей братское гостеприимство узбекского народа» [1, 3]. Некоторые профессора и педагоги Ленинградской консерватории (М. Штейнберг, Б. Арапов, В. Волошинов, С. Гинзбург, А. Егоров, С. Масловская, А. Островский, В. Струве, А. Мерович, И. Мусин, Е. Брик, Ю. Тюлин,

П. Серебряков) вели одновременно педагогическую работу и в Ташкентской консерватории; организовали курсы повышения квалификации для педагогов музыкально-учебных заведений Ташкента; вели музыкально-литературный лекторий и шефские концерты (вместе с ними работали и некоторые профессора Киевской консерватории - Л. Ревуцкий, Д. Бертье и др.). На концертах участвовали студенты и профессорско-преподавательский состав Ленинградской и Ташкентской консерваторий, симфонический оркестр, камерные ансамбли. С лекциями выступали видные музыковеды С.Гинзбург, А. Должанский, С. Богоявленский, Б. Струве, Ю. Тюлин, Я. Пеккер, В. Бунимович - Музалевский, А. Котляревский, Х.Кушнарев; некоторые из них стали участвовать в работе НИИ искусствознания (восстановленного в 1943 году). Событием большого художественного и политического значения вылилось исполнение 7-й симфонии Д. Шостаковича (22 июня 1942 года) симфоническим оркестром консерваторий под управлением профессора И.Я. Мусина.

Послевоенный период - время перемен, напряженных поисков, в результате которых определялось место Ташкентской консерватории в системе музыкального образования Узбекистана. Начиная с 50-х годов ХХ столетия в республике сложилась целостная система музыкального образования - от начального (в связи с открытием множества детских музыкальных школ - это процесс массового детского музыкального образования и просвещения) и среднего звена (функционирование музыкальных училищ во всех регионах Узбекистана) до высшего - Ташкентская консерватория. Это позволило окончательно сформировать преподавательскую, научно-исследовательскую, учебно-методическую и концертно-исполнительскую направленность консерватории. В 1947 году ректором Ташкентской консерватории становится Мухтар Ашрафи - видный композитор и дирижер, музыкально-общественный деятель и организатор.

Ташкентская консерватория становится базой для подготовки квалифицированных музыкантов, дирижёров, композиторов, музыковедов и педагогов. В учебный процесс включается весь комплекс предметов, необходимых для подготовки специалистов (учебные симфонический, народный и духовой оркестры, оперная студия, производственный оркестр народных инструментов, большой концертный зал с органом, студия звукозаписи и фонотека). На всех кафедрах вводятся такие дисциплины, как методика преподавания и педагогическая практика, а позднее педагогика и психология.

Итак, пройден определенный этап, первые и во многом самые трудные шаги, которые важны как исторический факт, открывающий новую страницу в истории узбекской музыкальной культуры, в частности, становления и развития новой системы музыкального образования, то есть подготовки национальных кадров музыкальной сферы на почве новой традиции, становящейся органической частью национальной культуры.

Список литературы /References

1. Пути развития узбекской музыки. Сборник статей под редакцией С.Гинзбурга. Л.-М., 1946.

2. Вызго Т.С. Развитие музыкального искусства Узбекистана и его связи с русской музыкой. М., 1970

3. Вопросы музыкознания, вып.2. Ташкент, 1971.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.