Научная статья на тему 'ПРОФЕССОР МАХФУЗА КАЗАКБАЕВА: ЕЁ ПОБЕДЫ И ДОСТИЖЕНИЯ'

ПРОФЕССОР МАХФУЗА КАЗАКБАЕВА: ЕЁ ПОБЕДЫ И ДОСТИЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
63
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАТУС / ТВОРЧЕСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ / ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТВО / КЛАССИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ / АВТОРИТЕТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Баширова А. А.

роль личности и её влияние на ход истории - неоспоримый факт. Надо сказать, неординарные личности всегда становились двигателем прогресса в жизни общества, необходимыми ему своей значимостью, способностью влиять на рост, развитие коллективного потенциала, преумножить профессиональный статус и результативность его достижений. Саморазвитие личности происходит в сложном процессе профессионального обучения, которое предполагает способность обобщения, усложнения функций, рост сознания и самосознания, опыта, объёма деятельности, инициативы и самостоятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSOR MAKHFUZA KAZAKBAYEVA: HER VICTORIES AND ACHIEVEMENTS

the role of personality and its influence on the course of history is an indisputable fact. I must say that extraordinary personalities have always become the engine of progress in the life of society, necessary for it by their significance, the ability to influence growth, the development of collective potential, to increase the professional status and the effectiveness of its achievements. Personal self-development takes place in a complex process of vocational training, which involves the ability to generalize, complicate functions, increase consciousness and self-awareness, experience, scope of activity, initiative and independence.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССОР МАХФУЗА КАЗАКБАЕВА: ЕЁ ПОБЕДЫ И ДОСТИЖЕНИЯ»

ПРОФЕССОР МАХФУЗА КАЗАКБАЕВА: ЕЁ ПОБЕДЫ И ДОСТИЖЕНИЯ

Баширова А.А.

Баширова Альфия Аскаровна - доцент, кафедра общего фортепиано, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: роль личности и её влияние на ход истории - неоспоримый факт. Надо сказать, неординарные личности всегда становились двигателем прогресса в жизни общества, необходимыми ему своей значимостью, способностью влиять на рост, развитие коллективного потенциала, преумножить профессиональный статус и результативность его достижений.

Саморазвитие личности происходит в сложном процессе профессионального обучения, которое предполагает способность обобщения, усложнения функций, рост сознания и самосознания, опыта, объёма деятельности, инициативы и самостоятельности.

Ключевые слова: личность, профессиональный статус, творческая одаренность, исполнительское искусство, классические традиции, авторитет, профессиональное мастерство.

PROFESSOR MAKHFUZA KAZAKBAYEVA: HER VICTORIES AND

ACHIEVEMENTS. Bashirova A. А.

Bashirova Alfiya Askarovna - Associate Professor, DEPARTMENT GENERAL PIANO, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the role ofpersonality and its influence on the course of history is an indisputable fact. I must say that extraordinary personalities have always become the engine ofprogress in the life of society, necessary for it by their significance, the ability to influence growth, the development of collective potential, to increase the professional status and the effectiveness of its achievements.

Personal self-development takes place in a complex process of vocational training, which involves the ability to generalize, complicate functions, increase consciousness and self-awareness, experience, scope of activity, initiative and independence.

Keywords: personality, professional status, creative talent, performing arts, classical traditions, authority, professional skills.

Творческая одарённость способствует саморегуляции, понимая под этим высокую степень активности и работоспособности личности, пластичность в выборе целей и тактике их достижений. Согласимся: «Наличие творческих способностей является мощным фактором, способствующим самореализации личности» [1, 14].

Артур Шнабель говорил: «Познать и наметить трудности - это значит овладеть ими, упорядочить и преодолеть их» [2, 32]. Как точно сказано, ведь высокие цели, направленность и система мотиваций, постоянная самоотдача в конечном итоге приводят к реализации способностей личности, становясь движущей силой любого рабочего процесса. Требовательность же у таких людей к себе обусловлена пониманием важности своей деятельности.

Такой личностью является Махфуза Казакбаева, которая, обладая высокопрофессиональными достоинствами, заслужила авторитет среди коллег-музыкантов.

В 2013 году она возглавила кафедру «Общего фортепиано», которая по сей день слаженно и результативно трудится под её руководством. М.С. Казакбаева сразу внесла в работу коллектива свои конкретные требования, направленные на ответственную самоотдачу каждого члена кафедры, сплочённость, качественное выполнение педагогических обязанностей, самодисциплину.

Такая требовательность относилась, прежде всего, к себе, что говорит о её профессиональном отношении к работе.

Характер у Махфузы Султановны непростой, но справедливый: бывает резкой, но по делу, правда, быстро отходит и прощает. Её главные достоинства - честность, открытость во всех вопросах, профессионализм, ответственность, принципиальность, редкое трудолюбие - вызывают уважение, доверие со стороны кафедры и желание плодотворно трудиться.

В народе есть поверье: характер - это судьба! Но она не всегда бывает благосклонной и щедрой, поэтому Махфуза с детства привыкла преодолевать любые трудности и добиваться поставленной цели, как учил её отец. Каждая ступень её жизненного и творческого пути обозначена нелёгкими, но значительными победами. Семья, отец, большой музыкант, стали её компасом и ориентиром в сложных, жизненных ситуациях.

Махфуза родилась в семье известного в Узбекистане музыканта, исполнителя на духовых инструментах, Султана Казакбаева. Отец вспоминал, что всё его детство прошло под звуки духовых инструментов.... В 20-30-е годы 20 века в республике начался подъём культурной и общественной жизни населения. Усилиями русских и зарубежных музыкантов, таких как А.Ф. Эйхгорн, Ф.В. Лейсак, Н.Н. Миронов и другие. В Узбекистане (Туркестане) повсеместно стала звучать музыка духовых оркестров: в парках, кинотеатрах. Вначале это осуществлялось силами музыкантов военных оркестров (конечно малочисленных на тот момент), потом появились желающие обучаться игре на духовых инструментах.

Видя неподдельный интерес к духовой музыке, вышеперечисленные музыканты стали организовывать по всей республике начальные классы при так называемых «народных» школах. Позже, в 1936 году при Ташкентском Дворце пионеров и школьников была открыта музыкальная школа, в которой уже функционировали классы фортепиано, струнных, а также духовых инструментов.

У Султана, которому исполнилось 11 лет, сформировался губной аппарат, что является обязательным для обучения на духовых инструментах, и он поступает в класс тромбона, к преподавателю Морозову Алексею Ефимовичу. Ему повезло, он попал в руки настоящего Учителя, специалиста своего дела, который очень много сделал для развития культуры, духового исполнительства и образования. Его высокий профессионализм исполнительского искусства отличало ровное звучание инструмента во всех регистрах, чистота интонаций, свобода звукоизвлечения. Работе с детьми он придавал особое значение. Свои педагогические задачи Алексей Ефимович видел в воспитании грамотного, образованного, культурного музыканта и человека, что в полной мере ощутил на себе Султан Казакбаев.

В 1939 году открылась музыкальная школа - 10-летка при Ташкентской консерватории, в которой Султан продолжил своё обучении у А.Е. Морозова. Во время войны (1941-45 гг.) в Ташкент была эвакуирована Ленинградская консерватория. Там, на военно-морском факультете Алексей Ефимович вёл класс тромбона и тубы. Вместе с узбекскими педагогами работали профессора Ленинградской консерватории, в том числе и знаменитый Рейхе Евгений Адольфович (класс тромбона). Это был уникальный музыкант, основоположник ленинградской школы игры на тромбоне, автор классических концертов, этюдов, «Школы игры на тромбоне», 40 лет прослуживший солистом Ленинградского (Кировского) театра. Годы пребывания Е.А. Рейхе в Ташкентской консерватории считаются поистине «золотыми».

Вот уж повезло, так повезло Султану. Он с утра до вечера пропадал в консерватории, посещая занятия всех профессоров. Уроки Е.А. Рейхе запомнились на всю жизнь. Профессор заметил талантливого юношу и, когда окончилась война, он порекомендовал его для поступления в Ленинградскую консерваторию.

В 1946 году С. Казакбаев едет поступать в Ленинградскую консерваторию. Несмотря на послевоенную разруху, город живёт полноценной культурной и музыкальной жизнью. Обстановка в консерватории была творческой, потрясающей. Султана приняли в класс А.А. Козлова (ученика Рейхе). Аким Алексеевич Козлов, ярчайший тромбонист современности, профессор, заслуженный артист РСФСР, долгие годы служил в симфоническом оркестре Ленинградской филармонии под управлением Е.Мравинского.

Трепет и восторг охватывал С. Казакбаева каждый раз, когда он посещал уроки по специальности, репетиции корифеев-дирижёров И. Мусина и Н. Рабиновича, лекции А. Должанского.

А.А. Козлов, в дальнейшем, порекомендовал своего ученика в оркестр Оперной студии, а позже они уже вместе сидели в оркестре Е.Мравинского. Общепризнано: дирижёрское творчество Мравинского в симфоническом искусстве явление исключительное, поэтому опыт работы с таким мастером отложился у молодого музыканта бесценным сокровищем на всю его профессиональную жизнь. Он помнил слова маэстро на репетициях: «у меди должно быть выразительное «объёмное» звучание, никогда не переходящее в резкость...». Каждая репетиция была впечатляющей и поучительной, как и все его блестящие концерты.

Жаль было расставаться с Ленинградской консерваторией, сосредоточием талантов, энергией просвещённых людей своего времени передовых музыкантов всех специальностей. Учёба стала для Султана школой высокого профессионального мастерства. Он не забудет «всеобщее братство», взаимовыручку консерватории, студенчества тех лет, что помогало выживать в эти непростые годы. Прощаясь с городом на Неве, С. Казакбаев, молодой музыкант, уносил с собой бесценные знания и оставлял частичку своего сердца в знак любви и благодарности за годы пребывания на этой благодатной земле.

В 1951 году, окончив Ленинградскую консерваторию, Султан вернулся в родной Ташкент. Его исполнительская деятельность продолжилась в симфонических оркестрах ГАБТ имени А. Навои и Государственной филармонии. Как педагог он проявил себя в детском доме № 22, организовав там духовой оркестр и ведя уроки по тромбону. В дальнейшем продолжил преподавательскую деятельность в специальной республиканской музыкальной школе - 11-летке имени В. Успенского и музыкальном училище им. Хамзы. Он передал свой бесценный опыт многочисленным ученикам и воспитал отличных музыкантов, как З. Азизов, Д. Карамзин, Б. Исабеков, которые в дальнейшем стали лауреатами

конкурсов исполнителей на духовых инструментах, солистами оркестров: симфонических, духовых, эстрадных.

Махфуза всегда гордилась своим отцом. Конечно, будучи ребёнком, она не всегда понимала: почему он заставляет её часами сидеть за инструментом. Понимание пришло с годами. С таким требованием и высокообразованным отцом, прошедшим ленинградскую школу профессионализма, не могло быть иначе. Ей было предопределено учиться в лучшей музыкальной школе, где работал отец, и у лучшего педагога.

С 1971 по 1982 годы Махфуза учится в специализированной республиканской школе им. В.Усиенского, на отделе специального фортепиано у Т.А. Попович.

Тамара Афанасьевна Попович.... Её имя при жизни стало «брендом» для всего музыкального мира республики и за рубежом. Ученики Попович стали известными, мировыми исполнителями: Алексей Султанов, Бекзод Абдураимов и другие.

Знак качества, которые они получали из рук Тамары Афанасьевны, подтвержден на лучших сценах всего мира. Педагогические принципы Попович были суровые и заключались в строгом ограничении бездействия, многочасовых занятиях, в усложнении всех поставленных исполнительских задач по принципу Суворова: «тяжело в учении, легко в бою». Были слёзы, срывы со стороны детей, но результат говорил сам за себя - её ученики на сцене чувствовали себя свободно и легко. Состояние технической свободы давало возможность для творческого, более тонкого прочтения исполнительского материала.

Пройдя все этапы ученического мастерства и профессионализма в классе у Тамары Афанасьевны Попович, Махфуза Казакбаева получила из её рук надёжную путёвку в дальнейшую жизнь. Этот период стал переломным для выпускницы школы, так как из рук одного Мастера, она попала к другому, не менее гениальному.

В 1982 году М. Казакбаева поступает в Ташкентскую консерваторию им. М. Ашрафи в класс профессора Анатолия Марковича Геккельмана.

Поцелованный богом неординарный человек и педагог создал свою неповторимую пианистическую школу, основанную на глубоких знаниях, высокой духовности, индивидуальной интерпретации исполняемых музыкальных произведений. Его педагогический и исполнительский стиль был безупречен, являясь эталоном для музыкальной общественности того времени. Ученики продолжали традиции своего учителя: Тамара Игноян, Татьяна Контуашвлили, Людмила Газиева и другие.

А.М. Геккельман не только ярчайший педагог, но и уникальный исполнитель, который проявлялся в неповторимой индивидуальности, высочайшем интеллекте, энциклопедических знаниях, тончайшем художественном вкусе. Его уроки, репетиции носили характер творческой лаборатории, где рождались поистине новые идеи, новый взгляд на привычные классические тенденции. Каждый студент был для Анатолия Марковича единомышленником, с которым решались высокие художественные задачи. Уровень общения с таким Мастером заставлял готовиться студентов к каждой встрече.

«Думаю, что всякий опытный педагог воспринимает каждого своего ученика, прежде всего, как индивидуальность, несмотря на обилие общих черт с другими. И чем яснее индивидуальное, тем яснее и общее. Самое же общее в нашем деле, из которого вытекают все частности и детали, - это создавать высокую музыкальную культуру, достойную нашего великого времени.... » [3, 218]. Эти слова великого Генриха Густавовича Нейгауза в полной мере относятся к педагогике А. Геккельмана.

Махфуза Казакбаева осознавала свою причастность к такому неординарному явлению как А.М. Геккельман и старалась соответствовать критерию высокого художественного процесса, происходящего на уроках. Его концерты она вспоминает как откровения пианиста - небожителя, наделённого духовной силой, способной влиять на слушателей, вызывая восторг от услышанного.

Пять лет пролетело и дипломированный специалист, М. Казакбаева вступает в самостоятельную жизнь, понимая, что впереди предстоит решать немало творческих, педагогических и организаторских задач. Её исполнительское и педагогическое кредо на протяжении всех лет дальнейшего становления как музыканта выразились в следующем: учиться, достигать, совершенствоваться. Эту установку она получила от своих наставников, которые сыграли большую и решающую роль в её судьбе: заслуженный учитель республики, почётный профессор ГКУз Тамара Афанасьевна Попович и профессор Анатолий Маркович Геккельман.

Эти грандиозные личности являлись профессионалами вселенского масштаба, мощной двигательной силой для развития в Узбекистане фортепианной исполнительской школы, в частности, и музыкального искусства в целом. Их педагогическая и исполнительская деятельность вызывали восхищение и трепет у благодарных учеников, коллег, поклонников. Поэтому очевидно, что образовательный багаж Махфузы Казакбаевой с годами пополнялся глубоким содержанием искусства фортепианной игры, фантастическими методами педагогического мастерства и просто человеческого, духовного самосознания.

Став лауреатом Республиканского и дипломантом Международного конкурсов пианистов, она доказала свою профессиональную состоятельность, продолжая нелёгкий путь к вершинам своей профессии.

В 1988 году, окончив консерваторию, М. Казакбаева работает преподавателем кафедры Общего фортепиано, концертмейстером на оркестровом и вокальном факультетах. Активно участвует в

республиканских и международных конкурсах вокалистов, исполнителей на струнных инструментах: с А. Ахмедовой (вокал), А. Бегашевым, С. Ибрагимовым, М. Кибардиным. Э. Хисамиевым (струнные). В Большом и Малом залах она выступает в дуэте с народными артистами Узбекистана М. Раззаковой, К. Мухитдиновым. Министерство культуры и спорта Узбекистана награждает М. Казакбаеву сертификатом «Тасанно» за плодотворную концертную деятельность.

С 1992 года М. Казакбаева - преподаватель кафедры концертмейстерского мастерства, в 1994 году оканчивает ассистентуру-стажировку по специальности «Концертмейстерское мастерство» (класс профессора С.Э. Сафаровой).

С 1998 по 2012 годы Казакбаева заведует отделом аспирантуры и докторантуры. В 2008 году ВАК присваивает ей звание доцента. Успешная исполнительская, педагогическая, научно-методическая деятельность М. Казакбаевой говорит сама за себя:

- свыше 60 выпускников бакалавриата, 10 магистров, которые работают в республиканских музыкальных учебных заведениях, а также за рубежом (США, Германия, Россия);

- десятки научно-методических статей, пособие, учебник, посвящённые камерно-вокальной музыке композиторов Узбекистана в классе концертмейстерского мастерства.

Обозначим наиболее значимые: статьи - «Психологические проблемы сотворчества педагога и ученика в обучении игре на фортепиано»; «Особенности работы концертмейстера с узбекскими народными инструментами» (на примере «Концерта-Рапсодии М. Бафоева»); «Концерт для чанга и оркестра А. Хашимова в классе концертмейстерского мастерства»; «Романсы композиторов Казахстана в классе концертмейстерского мастерства»; «Поэзия Зульфии в камерно-вокальном творчестве композиторов Узбекистана» и другие, учебник «Концертмейстерлик махорати» и учебно-методическое пособие «Концертмейстерлик махорати ва концертмейстерлик амалиёти».

Концертная деятельность М.С. Казакбаевой плодотворна и многогранна. Это концерты вокальной музыки в лучших залах столицы и ГКУз. с известными вокалистами, солистами ГАБТ им. А. Навои: Ольги Александровой, Нормумином Султановым, Гулнарой Альджановой, Гульнарой Самыковой, Сайдой Мамадалиевой. В репертуаре золотой фонд мировой литературы: произведения Пуччини, Леонкавалло, Верди, Чайковского, Рахманинова, Шостаковича, Прокофьева, Абдуллаева, Ашрафи и другие.

Как видим, творческая и педагогическая деятельность Махфузы Султановны впечатляет и заслуживает уважения. Достигнутые многолетним трудом, безусловно, её талантом успехи получили признание - в 2020 году Государственная комиссия ВАК присудила М.С. Казакбаевой научное звание "профессор". Она состоялась как высокопрофессиональный музыкант, глубоко мыслящий педагог и ответственный руководитель.

Под руководством профессора М.С. Казакбаевой кафедра Общего фортепиано сохранила и преумножила лучшие традиции основоположников кафедры по обучению студентов всех факультетов со знаком качества: профессионального и духовно-нравственного.

Список литературы /References

1. Маслов А. Мотивация и личность. Нью-Йорк, 1945.

2. Гинзбург Г.Р. Статьи. Воспоминания. Материалы. М., 1984.

3. НейгаузГ. Об искусстве фортепианной игры. М., 1982.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.