Научная статья на тему 'Музыканты-педагоги в культуре Якутии середины ХХ в'

Музыканты-педагоги в культуре Якутии середины ХХ в Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
301
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / РУССКАЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАДРЫ МУЗЫКАНТОВ / MUSICAL EDUCATION / MUSICAL CULTURE / RUSSIAN PERFORMING SCHOOL / PEDAGOGICAL EXPERIENCE / PROFESSIONAL MUSICIANS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Устьянцева Елена Валентиновна

Становление профессионального музыкального образования в культуре Якутии началось в середине XX в., когда в республике плодотворно работали выпускники Московской, Ленинградской и Киевской консерваторий. Благодаря их мастерству и педагогическому таланту формировалась профессиональная музыкальная культура республики. Освещение деятельности выдающихся музыкантов-преподавателей, рассмотрение линий их жизни и творчества способствуют построению целостной истории музыкальной культуры Якутии. В статье показано значение деятельности педагогов Якутского музыкально-художественного училища, стоявших в середине XX в. у истоков профессионального музыкального образования Якутии, в развитии отечественной музыкальной культуры. На основе архивных документов, публикаций разных лет, личной переписки автора представлены линии творческой преемственности учителей и их выдающихся учеников, работавших в разных городах России. Особое внимание уделено драматическим судьбам талантливых музыкантов-преподавателей Василию Александровичу Супруненко и Акиве Иудовичу Земмелю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Musicians are teachers of mid-twentieth century in culture of Yakutia

The formation of professional music education in the culture of Yakutia began in the middle of the 20th century, when graduates of the Moscow, Leningrad and Kiev conservatories fruitfully worked in the republic. Thanks to their skill and pedagogical talent, the professional musical culture of the republic was formed. Coverage of the activities of outstanding musicians, teachers, consideration of the lines of their life and work contribute to building a holistic history of the musical culture of Yakutia. The article shows the importance of the activities of teachers of the Yakutsk Music and Art School, who in the middle of the 20th century were at the origin of professional music education in Yakutia, in the development of Russian musical culture. On the basis of archival documents, publications of dif erent years, the personal correspondence of the author, the lines of creative continuity of teachers and their outstanding students working in dif erent cities of Russia are presented. Particular attention is paid to the dramatic fate of talented music teachers and teachers Vasilij Aleksandrovich Suprunenko and Аkiva Iudovich Zemmel’.

Текст научной работы на тему «Музыканты-педагоги в культуре Якутии середины ХХ в»

УДК 78.071.4(470+571.56)«195»

Е. В. Устьянцева Музыканты-педагоги в культуре Якутии середины ХХ в.

Становление профессионального музыкального образования в культуре Якутии началось в середине XX в., когда в республике плодотворно работали выпускники Московской, Ленинградской и Киевской консерваторий. Благодаря их мастерству и педагогическому таланту формировалась профессиональная музыкальная культура республики. Освещение деятельности выдающихся музыкантов-преподавателей, рассмотрение линий их жизни и творчества способствуют построению целостной истории музыкальной культуры Якутии. В статье показано значение деятельности педагогов Якутского музыкально-художественного училища, стоявших в середине XX в. у истоков профессионального музыкального образования Якутии, в развитии отечественной музыкальной культуры. На основе архивных документов, публикаций разных лет, личной переписки автора представлены линии творческой преемственности учителей и их выдающихся учеников, работавших в разных городах России. Особое внимание уделено драматическим судьбам талантливых музыкантов-преподавателей Василию Александровичу Супруненко и Акиве Иудо-вичу Земмелю.

Ключевые слова: музыкальное образование, музыкальная культура, русская исполнительская школа, педагогический опыт, профессиональные кадры музыкантов

Yelena V. Ust'yantseva Musicians are teachers of mid-twentieth century in culture of Yakutia

The formation of professional music education in the culture of Yakutia began in the middle of the 20th century, when graduates of the Moscow, Leningrad and Kiev conservatories fruitfully worked in the republic. Thanks to their skill and pedagogical talent, the professional musical culture of the republic was formed. Coverage of the activities of outstanding musicians, teachers, consideration of the lines of their life and work contribute to building a holistic history of the musical culture of Yakutia. The article shows the importance of the activities of teachers of the Yakutsk Music and Art School, who in the middle of the 20th century were at the origin of professional music education in Yakutia, in the development of Russian musical culture. On the basis of archival documents, publications of different years, the personal correspondence of the author, the lines of creative continuity of teachers and their outstanding students working in different cities of Russia are presented. Particular attention is paid to the dramatic fate of talented music teachers and teachers Vasilij Aleksandrovich Suprunenko and Akiva ludovich Zemmel'.

Keywords: musical education, musical culture, Russian performing school, pedagogical experience, professional musicians DOI 10.30725/2619-0303-2019-3-104-108

Становление профессионального музыкального образования в культуре Якутии началось в середине XX в., когда в республике плодотворно работали выпускники Московской, Ленинградской и Киевской консерваторий. Благодаря их мастерству и педагогическому таланту формировалась профессиональная музыкальная культура республики. Освещение деятельности выдающихся музыкантов-преподавателей, рассмотрение линий их жизни и творчества способствуют построению целостной истории музыкальной культуры Якутии. Опорой в решении этой задачи стало не только изучение историографической базы, но и обращение к материалам Национального архива Республики Саха (Якутия), а также личная переписка с выдающимся музыкантом современности ком-

позитором и пианистом М. Г. Коллонтай (Ермолаевым), осуществленная автором.

Широкому кругу любителей музыки хорошо известны первые деятели музыкальной культуры Якутии: пианисты П. К. Розинская (1912-2010) и С. К. Джангваладзе (1909-1982), хормейстер Ф. А. Баишева (1925-2017) и другие музыканты, посвятившие республике несколько десятилетий своей творческой жизни. Вклад в развитие профессионального музыкального образования П. К. Розинской отражен в книгах Т. В. Павловой-Борисовой «Касаясь клавишей душою...» (2013) и В. К. Захаровой «Ей слышалась музыка во всем.» (2002). О жизни и творчестве первого хормейстера Ф. А. Баише-вой написаны книги Т. В. Павловой-Борисовой «Первый профессиональный якутский хормей-

стер» (2017), «Феврония означает лучезарная» (2018).

Педагогическая деятельность таких музыкантов, как В. А. Супруненко, А. И. Земмель, А. Д. Тимкин, была менее продолжительной, однако нельзя отрицать значимость их вклада в музыкальное образование и культуру Якутии. Причина редкого упоминания имен этих преподавателей в официальных источниках может быть связана с репрессиями, в результате которых они были сосланы в Сибирь, в Якутию. Так, в архивных документах отмечено, что В. А. Супруненко был осужден особым совещанием (ОСО) от 5 октября 1940 г. О ссылке

A. И. Земмель упоминается в статье Е. З. Альпе-ра «Тропинка, ведущая в небо», о А. Д. Тимкине пишет В. Е. Звягинцев в документальном исследовании «Трибунал для флагманов» [1, л. 8 об.; 2; 3, с. 142].

Начальное музыкальное образование в Якутии ведет свою историю с 1944 г., когда открылась первая детская музыкальная школа. В 1948 г. по решению Совета Министров СССР на базе Художественного училища, реорганизованного в Якутское музыкально-художественное училище (ЯМХУ), открыты вокальное и хореографическое отделения. С этого года в республике началась профессиональная подготовка специалистов-музыкантов. С февраля 1949 г. в это учебное заведение преподавателем по музыкальной литературе был принят В. А. Супруненко. Его профессионализм, педагогический опыт явились определяющим фактором открытия в новом учебном году фортепианного отделения. Помимо фортепианного, в 1949 г. был произведен набор на струнно-смычковое и духовое отделения.

Преподавательский состав в 1949/1950 уч. г. на музыкальных отделениях был следующим:

B. Р. Артемьева - сольфеджио; С. К. Джангвалад-зе - концертмейстер; В. А. Ефремов - кларнет; Г. Я. Завьялов - тромбон; Е. В. Зинкова - общее фортепиано; С. П. Ивашков, И. В. Крыжин - сольное пение; С. Е. Лучко - виолончель; А. И. Павленко - ударные инструменты; М. Н. Семеня-га - валторна; В. А. Супруненко - фортепиано, музыкальная литература; Т. А. Шафер, А. И. Зем-мель - скрипка.

Для многих преподавателей музыкальных учебных учреждений Якутска основным местом работы был Радиокомитет. Так в нем работали: А. К. Лобанов, М. Н. Семеняга, В. А. Ефремов, Г. Я. Завьялов, С. П. Ивашков и многие другие [4, л. 8]. В Радиокомитете работали также А. И. Земмель и А. Д. Тимкин, представители знаменитой ауэровской школы Санкт-Петербургской консерватории, которые до ссылки в Сибирь,

в Якутию, работали в Чувашском музыкально-театральном техникуме. «Полоса подъема и успешного роста художественной культуры Чувашии неожиданно пресеклась в 1937-1938 годах, когда по всей стране развернулись политические репрессии. Вдруг было объявлено, что музыкальные учреждения [Чувашии] заполнены „чуждыми элементами" и „врагами народа"» [3, с. 142-143].

В конце 1930-х гг. Якутия нуждалась в профессиональных кадрах. Многие музыканты, в том числе А. И. Земмель и А. Д. Тимкин, работали в нескольких организациях. Имея основное место работы в Радиокомитете, они по совместительству преподавали в детской музыкальной школе. С открытием Якутского музыкально-художественного училища А. И. Земмель совмещал основную работу с преподаванием в данном учебном заведении.

Через несколько лет А. Д. Тимкин переехал в Астрахань. В 1947 г. он работал в Астраханском музыкальном училище и филармонии. На страницах печати, описывающих историю музыкальной культуры края, авторы отмечают: «На сцене филармонии часто выступали преподаватели Астраханского музыкального училища им. М. П. Мусоргского. Особой любовью астраханцев пользовались выступления инструментального трио в составе А. Мышкиной (фортепиано), И. Шошиной (скрипка) и А. Тимкина (виолончель)» [5].

Среди учеников А. Д. Тимкина в Чувашском музыкально-театральном техникуме был П. Ф. Филиппов (1916-1999) - народный артист Чувашии, виолончелист, дирижер, возглавлявший музыкальное училище в Чебоксарах в 1959-1960 и в 1968-1976 гг. [6].

В классе преподавателя А. И. Земмеля в Чувашском музыкально-театральном техникуме обучался будущий композитор, художественный руководитель и главный дирижер симфонического оркестра Чувашской государственной филармонии (1946-1958), заслуженный деятель искусств РСФСР В. А. Ходяшев (1917-2000). О своем учителе А. И. Земмеле он рассказывал: «До сих пор помню его звук, красивый, сочный, я старался подражать ему, расти в профессиональном отношении. Он дал мне основное направление, когда инструмент поет. Скрипка - певучий инструмент. Несмотря на все свои фокусы, она все же поет» [цит. по: 7]. Поступив на композиторское отделение музыкального училища при Московской консерватории им. П. И. Чайковского, а затем и на композиторское отделение Государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных, В. А. Ходяшев занимался в классе

известного педагога и композитора Г. И. Ли-тинского.

Среди учеников А. И. Земмеля в Якутском музыкальном училище были И. З. Керем и

B. Р. Ладэ, которые после окончания учебного заведения остались в нем в качестве преподавателей. Впоследствии В. Р. Ладэ много лет работал в Санкт-Петербургской музыкальной школе им.

A. К. Глазунова [8].

В 1950-х гг. А. И. Земмель переезжает в Душанбе. В то же время обстоятельства заставили переехать туда семью будущего всемирно известного скрипача Э. М. Шмидера. А. И. Земмель стал первым педагогом Эдуарда Шмидера, открыв ему дорогу к профессии музыканта. Иегу-ди Минухин, известный всему миру музыкант, с восхищением сказал о нем следующее: «Эдуард Шмидер - один из выдающихся преподавателей игры на скрипке. Я восхищен его работой, его самоотверженностью и честностью» [цит. по: 9]. Многие журналисты отмечают незаурядность Э. М. Шмидера как педагога, который сочетает современные направления западной скрипичной школы с блестящей виртуозностью и музыкальной выразительностью русского классического исполнительства. Обладая глубокими знаниями, он является носителем богатых скрипичных традиций. В настоящее время Э. М. Шмидер ведет активную творческую деятельность, продолжая передавать накопленные знания своим ученикам. Он часто приезжает в Россию, проводит мастер-классы в профессиональных учебных заведениях, является членом жюри многочисленных международных исполнительских конкурсов.

Еще один музыкант - представитель русской классической музыкальной школы - заслуживает особого внимания. Свой вклад в становление фортепианного отделения ЯМХУ внес В. А. Супруненко, ученик выдающегося пианиста Г. Н. Беклемишева. Его отличали широкая эрудиция, профессионализм, честность, безукоризненное отношение к своим обязанностям, стремление посвятить всего себя преподавательской деятельности.

Василий Александрович Супруненко родился 25 марта 1907 г. в с. Вербовки Черниговской губернии. Владел немецким, польским, французским, русским, украинским языками. Его преподавателями в разные годы были

C. И. Сомчевская, М. П. Фролов, Г. Н. Беклеме-шев, Н. Н. Загорный. Он дважды подвергался репрессиям и отбывал ссылки на Севере. В Вологодском музыкальном училище с 1937 по 1940 г. (по другим данным - 1935 по 1941 гг.)

B. А. Супруненко возглавлял исполнительский класс и класс ансамбля [10, л. 5 об.-6; 11, с. 21].

Одна из его учениц Т. Г. Бубен вспоминала о нем следующее: «Василий Александрович обладал редким умением организовать труд ученика, процесс его мышления, развивал музыкальную память, [он] давал огромное количество упражнений, работая над техникой, читал лекции о выдающихся музыкантах, художниках, композиторах, поставил фортепианные ансамбли» [цит. по: 12]. С 1941 г. в течение нескольких лет Супруненко работал на угольных шахтах на Колыме в п. Зырянка, затем, благодаря ходатайству одного из руководителей поселкового клуба Л. П. Петровой, стал управлять его музыкальной частью, где был единственный инструмент, который он отремонтировал и настроил. Заведуя музыкальной работой клуба, организовал для детей музыкальный кружок и в течение двух с половиной лет обучал их игре на фортепиано. Среди его учеников в Зырянке были И. А. Лузина, впоследствии, со слов А. А. Поповой (Даниловой), после окончания Алма-Атинской консерватории работавшая в профессиональных учебных заведениях Алма-Аты, и ее брат А. А. Лузин. В ноябре 1948 г. В. А. Супруненко был освобожден без права выбора места жительства в Москве, Ленинграде и Киеве. Не имея возможности переехать в Киев, где жили его родственники, он принял решение остаться в Якутске [10, л. 6 об.-7].

В феврале 1949 г. В. А. Супруненко приняли в штат преподавателей Якутского музыкально-художественного училища. Он был первым заведующим открывшегося в сентябре этого же года фортепианного отделения. С первых дней работы стремился систематизировать и упорядочить учебный процесс. Его ученики вспоминают, что их педагог сам ремонтировал и настраивал инструменты, знакомил воспитанников с новыми музыкальными произведениями, исполняя сочинения Ф. Шопена, А. Скрябина и других композиторов. Это был талантливый, яркий пианист, исполнительскому стилю которого были присущи монументальность, виртуозность и интонационная выразительность. Параллельно с самостоятельными занятиями организовывал дежурства, обязывающие учащихся содержать в чистоте рояли. Требовательный к себе, он требовал во всем того же от других. Это вызвало недовольство со стороны его коллег. В июне 1951 г. на В. А. Супруненко в Управление по делам искусств поступила коллективная жалоба. Для выяснения причин возникновения конфликта была создана комиссия в следующем составе: М. В. Власов, К. М. Дрерман, Н. И. Слепцов, А. И. Земмель, И. В. Крыжин [13, л. 21]. Тем не менее в новом 1951/1952 уч. г. он вновь приступил к педаго-

гической работе. В автобиографии В. А. Супруненко пишет: «... несмотря на свое несколько слабое здоровье, я от всей души желал бы отдать всю свою оставшуюся часть жизни на служение народу нашей дорогой необъятной родины и всегда любимому искусству - музыке» [10, л. 7]. Зимой 1951/1952 гг. его состояние здоровья значительно ухудшилось, он выехал в Томск, где перенес операцию. Улучшения не последовало. Скончался В. А. Супруненко в начале февраля 1952 г. Похоронен на больничном кладбище в Томске [14].

За годы работы в Вологодском музыкальном училище В. А. Супруненко выпустил ряд учеников, среди которых В. П. Рученкова - впоследствии преподаватель Вологодского музыкального училища, Т. Г. Бубен, которая, окончив Музыкально-педагогический институт им. Гне-синых, преподавала в Брестском музыкальном училище, О. Д. Титова - в дальнейшем преподаватель Архангельского музыкального училища, мать известного пианиста и дирижера М. В. Плетнева, И. К. Шведов - позднее окончивший институт им. Гнесиных и воспитавший известных в настоящее время пианистов, лауреатов и дипломантов международных и всесоюзных конкурсов: М. Г. Коллонтай (Ермолаева) - композитора, профессора Тайваньского национального университета искусств, С. В. Белякова - доцента кафедры МГГУ им. М. А. Шолохова. В личных беседах с автором данной статьи в социальных сетях М. Г. Коллонтай сообщал, что его учитель, И. К. Шведов, «считал годы, проведенные в Вологде, с точки зрения становления своего мастерства, самыми значительными». В то время в его репертуар входили Первый концерт П. И. Чайковского, несколько концертных этюдов и Испанская рапсодия Ф. Листа, а также другие произведения, свидетельствующие как о значительном исполнительском уровне И. К. Шведова, так и о высоком профессионализме и педагогическом мастерстве его наставника, замечательного пианиста В. А. Супруненко [11, C. 21].

В Якутском музыкально-художественном училище первыми учениками В. А. Супруненко стали А. А. Данилова, Н. И. Охлопкова, В. Н. Дьячковская, К. М. Догордурова, получившие профессиональное музыкальное образование. А. А. Попова (Данилова) после окончания Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского преподавала на фортепианном отделении Якутского музыкального училища и в Детских музыкальных школах г. Якутска. Ее учениками были известные в республике музыканты: П. Н. Иванова, Л. А. Донская, В. Ф. Шадрин, Ч. К. Скрыбыкина и

многие другие. По окончании Якутского музыкально-художественного училища Н. И. Федотова (Охлопкова) преподавала в Детской школе искусств и в Высшей школе музыки Республики Саха (Якутия). В. Н. Дьячковская окончила ЯМХУ, работала во Дворце пионеров. Ее ученицей была известная исполнительница песен, лауреат международных конкурсов Н. С. Трапезникова. К. М. Догордурова, окончив ЯМХУ, на протяжении многих лет преподавала общее фортепиано на отделении хорового дирижирования в Якутском культпросветучилище [15, с. 8-10; 16, с. 21].

Первые преподаватели детской музыкальной школы и Якутского музыкального училища заложили фундамент музыкального образования в республике. Благодаря профессионализму, преданному отношению к педагогической деятельности, особому вниманию к своим воспитанникам, они активно воздействовали на учащихся, не только совершенствуя их мастерство, но и способствуя их духовному становлению. Поддерживая и накапливая музыкальные традиции, представители русской исполнительской школы передавали своим ученикам понимание значимости сохранения векового наследия в «долгой цепи поколений, устремленной в будущее». Рассмотрев связи между музыкальными учебными заведениями страны, мы обнаружили общие истоки мастерства ряда известных музыкантов, благодаря которым воспитывались профессиональные кадры, в настоящее время продолжающие развивать традиции русского исполнительского искусства.

Список литературы

1. Национальный архив Республики Саха (Якутия). Ф. Р-1006. Оп. 6. Д. 166. Личное дело Супруненко В. А. Личный листок по учету кадров.

2. Eugene Alper: Certified Russian Translation & Interpreting. URL: http://www.eugenealper.com (дата обращения: 18.08.2018).

3. Звягинцев В. Е. Трибунал для флагманов. Москва, 2007. 575 с. URL: https://books.google.ru/ books?isbn=5275015186 (дата обращения: 22.12.2018).

4. НА РС (Я) Ф. Р-1068. Оп. 1. Д. 20. Якутское музыкально-художественное училище. Списки преподавателей и работников.

5. Девятова А. 75-летие Астраханской филармонии. 30.04.2013. URL: http://archive.gazetaigraem.ru/a28201304 (дата обращения: 14.10.2018).

6. Пахмутов Д. Год культуры: с благодарностью в Чебоксарском музыкальном училище чтят имя народного артиста Чувашии Петра Филипповича Филиппова. 09.04.2014. URL: http://www.cap.ru/news?type=news&id=2797153 (дата обращения: 22.03.2019).

7. Макарова С. И. К 95-летию со дня рождения композитора, дирижера, педагога и музыкального писателя В. А. Ходяшева. URL: http://muzuch.ru (дата обращения: 18.12.2018).

8. Детская музыкальная школа им. А. К. Глазунова. Отдел струнных инструментов. URL: http://glazunovschool. ru (дата обращения: 17.03.2019).

9. Eduard Schmieder. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/ Eduard_Schmieder (дата обращения: 12.12.2018).

10. НА РС (Я). Ф. Р-1006. Оп. 3. Д. 166. Личное дело Супруненко В. А. Автобиография.

11. Кириллова Э. А. Вологодский музыкальный колледж. Вологда, 2008. 304 с. URL: https://www.booksite.ru/ fulltext/coll/ege/ella/book.pdf (дата обращения 19.08.2018).

12. Жебит Н. В. Вела по этой жизни музыка... К юбилею замечательного брестского педагога и музыканта Тамары Григорьевны Бубен. URL: // Брест. курьер. 2014. № 30 (1222), июль http://news.21.by/culture/2014/07/18/959986.html (дата обращения: 30.03.2019).

13. НА РС (Я) Ф. Р-1068. Оп. 1. Д. 8. Управление по делам искусств при СМ Якутской АССР. Приказ № 51 от 6 июня 1951 г.

14. Борисова О. В. Был удивительным человеком. URL: https://pandia.ru/text/78/225/35788.php (дата обращения: 13.08.2018).

15. Наш любимый педагог / гаст. Г. Г. Алексеева. Якутск: Изд-во респ. Дома нар. творчества, 2001. 112 с.

16. Захарова В. К. «Ей слышалась музыка во всем.» (воспоминания П. К. Розинской). Якутск, 2002. 32 с.

References

1. National Archive Republic of Sakha (Yakutia) (NARS (Ya)). F. R-1006. In. 6. F. 166. A personal file of Suprunenko V. A. Personal list on personnel registration (in Russ.).

2. Eugene Alper: Certified Russian Translation & Interpreting. URL: http://www.eugenealper.com (accessed: Aug.18.2018).

3. Zvyagintsev V. E. Tribunal for flagships. Moscow, 2007. 575. URL: https://books.google.ru/books?isbn=5275015186

URL: https://books.google.com (accessed: Dec.22.2018) (in Russ.).

4. NARS (Ya). F. P-1068. In. 1. F. 20. Yakut Music and Art School. Lists of teachers and workers (in Russ.).

5. Devyatova A. 75th anniversary of Astrakhan Philharmonic. Apr.30.2013. URL: http://archive.gazetaigraem. ru/a28201304 (accessed: 0ct.14.2018) (in Russ.).

6. Pakhmutov D. Year of Culture: with gratitude in Cheboksary musical school honor name of national artist of Chuvashia Peter Filippovich Filippov. Sept.06.2014. URL: http:// www.cap.ru/news?type=news&id=2797153 (accessed: March 22.2019) (in Russ.).

7. Makarov S. I. To 95th anniversary of birth of composer, conductor, teacher and music writer V. A. Khodyashev. URL: http://muzuch.ru (accessed: Dec.18.2018) (in Russ.).

8. Children's Music School. A. K. Glazunov. Department of stringed instruments. URL: http://glazunovschool.ru (accessed: March 17.2019) (in Russ.)

9. Eduard Schmieder. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/ Eduard_Schmieder (accessed: Dec.12.2018).

10. NARS (Ya). F. R-1006. In. 3. F. 166. Personal file of Suprunenko V. A. Autobiography (in Russ.).

11. Kirillova E. A. Vologda Musical College. Vologda, 2008. 304. URL: URL: https://www.booksite.ru/fulltext/coll/ege/ella/ book.pdf (accessed: Aug.19.2018) (in Russ.)

12. Zhebit N. V. Music on this life ... To anniversary of wonderful Brest teacher and musician Tamara Grigor'evna Buben. Brest Courier. 2014. July, 30 (1222). URL: http://news.21. by/culture/2014/07/18/959986.html (in Russ.)

13. NARS (Ya). F. P-1068. In. 1. F. 8. Department of Arts at Council of Ministers of Yakut Autonomous Soviet Socialist Republic. Order № 51 of June 6, 1951 (in Russ.).

14. Borisova O. V. He was an amazing person. URL: URL: https://pandia.ru/text/78/225/35788.php (accessed: Aug.13.2018) (in Russ.).

15. Alekseeva G. G. (comp.) Our favorite teacher. Yakutsk: publ. by Resp. house of folk creativity, 2001. 112 (in Russ.)

16. Zakharova V. K. «She could hear music in everything ...» (memoirs of P. K. Rozinskaya). Yakutsk, 2002. 32 (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.