Научная статья на тему 'Консервативные концепции будущего государства в современной России'

Консервативные концепции будущего государства в современной России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
544
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИИ / CONCEPTIONS / БУДУЩЕЕ / FUTURE / КОНСЕРВАТИЗМ / CONSERVATISM / НАЦИОНАЛИСТЫ / NATIONALISTS / ПРАВОСЛАВНЫЙ / ORTHODOX / ЕВРАЗИЙСКИЙ / EURASIAN / МОНАРХИЯ / MONARCHY / ИМПЕРИЯ / EMPIRE / ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА / FUNCTIONS OF STATE / STATE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Касимов Т.С.

Статья посвящена исследованию проектов будущего российского государства, излагаемых в трудах современных российских консерваторов. Рассмотрены признаки консерватизма и предложена классификация консервативных концепций будущего государства. Анализируются представления об основных элементах теории государства: форме правления, форме государственного устройства, политического режима, функциях и механизме государства. Показана критика консервативных концепций с точки зрения представителей различных идеологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSERVATIVE CONCEPTIONSS OF THE FUTURE STATE IN PRESENT-DAY RUSSIA

The projects of the future of the Russian State written in the works of modern Russian conservatives are considered. The characteristics of conservatism are considered, and the classification of conservative slamictions of the future of the state is suggested. The conceptions of the main elements of the theory of state and law: the form of rule, the form of state structure, political regime, functions and agencies of state are analyzed. The criticism of conservative conceptions is given from the points of view of different ideologies.

Текст научной работы на тему «Консервативные концепции будущего государства в современной России»

Государство как социально-политический институт общества, будучи призванным выражать волю членов этого общества, главным приоритетом должно иметь защиту национальных интересов на междуна-

родной арене и направлять усилия на укрепление государственного суверенитета, на выполнение в безусловном порядке общепризнанных принципов и норм международного права.

Пристатейный библиографический список

1. Лукашук И.И. Глобализация, государство, право, XXI век. - М.: СПАРК, 2000.

2. Философия : учебник / под общ. ред. В.В. Миронова. - М.: Норма: ИНФРА - М, 2011.

3. Философия: учебник / А.Г. Спиркин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011.

4. Мартышин О.В. Совместимы ли основные типы понимания права? - М: Государство и право.2003. № 6.

5. Теория государства и права: учебное пособие / Н.М. Чистяков. - М.: КНОРУС, 2014.

6. Примаков Е.М. Мысли вслух. - М.: Российская газета, 2011.

7. Dunn J. introduction: Crisis of the Nation State? // Political Studies. 1994. Vol.42. Special issue. Contemporary crisis of the Nation State?

8. Марченко M.H. Государство и право в условиях глобализации. - М.: Проспект, 2009.

9. Осьмова М.В. Государство в эпоху глобализации // Глобализация мирового хозяйства и эволюция экономической роли государства / Под ред. М.В. Кулакова. М., 2001.

10. Андреев A.JL Современная Россия в неустойчивом мире: объективные реалии в зеркале массового сознания // Философия хозяйства. 2002. № 2 (20).

11. Дубянская Г.Ю. Глобализация и развитие как императивы XXI в. и шансы России // Глобализация мирового хозяйства и эволюция экономической роли государства.

12. Сорос Дж. Открытое общество. Реформируя глобальный капитализм. Пер. с англ. - М.: Некоммерческий Фонд «Поддержки Культуры, Образования и Новых Информационных Технологий», 2001.

13. Глобализация и развитее законодательства: Очерки / Отв. ред. Ю.А. Тихомиров, А.С. Ииголкин - М.: ОАО «Издательский дом «Городец». 2004.

14. Шахрай С.М. Глобализация в современном мире: политико-правовые аспекты. - СПб: Фонд поддержки науки и образования в области правоохранительной деятельности «Университет», 2004.

15. У. Бек. Что такое глобализация? Ошибки глобализма - ответы на глобализацию / Пер. с нем. А. Григорьева и В. Седельника. -М.: Прогресс-Традиция, 2001.

16. Яновский Р. Глобальные изменения и социальная безопасность. - М.: Academia, 1999.

17. Керимов Д.А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). - 2 изд.- М.: Аванта, 2001.

18. Мальцев Г.В. Реформа юридического образования и Болонский процесс // Право и образование. 2006. № 6.

19. Садовничий В.А. Образование, которое мы можем потерять / сб. статей под ред. В.А. Садовничего. - М.: Московский государственный университет, 2003.

20. Садовничий В.А.УниверситетХХ1 века. Размышления об университетском образовании // Об образовании. Евразийское пространство: к 20-летию Евразийской ассоциации университетов. - М.: МАКС Пресс, 2009.

Т.С. Касимов

КОНСЕРВАТИВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ БУДУЩЕГО ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Статья посвящена исследованию проектов будущего российского государства, излагаемых в трудах современных российских консерваторов. Рассмотрены признаки консерватизма и предложена классификация консервативных концепций будущего государства. Анализируются представления об основных элементах теории государства: форме правления, форме государственного устройства, политического режима, функциях и механизме государства. Показана критика консервативных концепций с точки зрения представителей различных идеологий.

Ключевые слова: концепции, будущее, консерватизм, националисты, православный, евразийский, монархия, империя, функции государства.

T.S. Kasimov

CONSERVATIVE CONCEPTIONSS OF THE FUTURE STATE IN PRESENT-DAY RUSSIA

The projects of the future of the Russian State written in the works of modern Russian conservatives are considered. The characteristics of conservatism are considered, and the classification of conservative slamictions of the future of the state is suggested. The conceptions of the main elements of the theory of state and law: the form of rule, the form of state structure, political regime, functions and agencies of state are analyzed. The criticism of conservative conceptions is given from the points of view of different ideologies.

Key words: conceptions, future, state, conservatism, nationalists, Orthodox, Eurasian, monarchy, empire, functions of state.

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: теория и практика

Г* *

Российские консервативные концепции будущего государства требуют исследования, поскольку с начала XXI в. Они оказывают постоянно возрастающее влияние на властную элиту страны, вызывая переход в некоторых аспектах государственной политики от либеральной идеологии к консерватизму. В России консерватизм имеет значительную социальную базу. Всероссийский опрос ВЦИОМ, обобщенный в пресс-релизе от 4 апреля 2014 г. Показал, что более половины россиян (56%) уверены, что консерватизм не только способствует сохранению традиций и общественного строя, но также помогает поступательно идти вперед, не совершая резких рывков. Причем за последние 10 лет доля респондентов, давших аналогичный ответ, увеличилась (с 44% в 2003 году). Идеи консерватизма приобретают популярность в российском обществе: если в 2003 г. Им симпатизировали 37% наших сограждан, то в настоящее время приверженцев консервативных взглядов уже относительное большинство - 48% респондентов [1].

К консервативным ценностям относятся следующие принципы и идеи: существование универсального порядка, объективированного в религии; нежелательность радикальных преобразований, недоверие к прогрессу, если он порывает с национальными корнями; неравенство людей, прежде всего в умственном и физическом развитии; ограниченность человеческого разума и предпочтение интуиции, традиции, ритуалам, символам; незыблемость частной собственности как основы экономического благосостояния семьи и социального порядка; приверженность социальной стратификации общества и неприятие идеи уравнять всех при помощи закона; симпатии к элитарности, к тому, чтобы «лучшие» управляли государством [2, с. 47]. Признавая данный перечень универсальным, отметим, что россиянам до сих пор (хотя и не так как 2030 лет) больше, чем консерваторам на Западе, присущи эгалитарные убеждения, меньшее уважение к частной собственности и невысокая доля людей, являющихся практикующими («воцерковленными») верующими. Добавим к перечню идеи современных российских консерваторов: единство власти и народа; стремление к восстановлению России как империи или великой державы; культ сильного государства, национального лидера, армии и флота, традиционной семьи, национальных традиций; важность традиционных религий, особенно Русской Православной Церкви; неприятие Запада, западных ценностей: индивидуализма, общества потребления, тотальной толерантности. Названные ценности нашли отражение в воззрениях современных российских консерваторов на желаемый образ государства.

Классификации видов консерватизма разнообразны. Одна из наиболее полных предложена В.А.

Тамаком, согласно которой в России существуют, как минимум, пять основных разновидностей консерватизма: 1) русский национальный (подварианты: языческий, православный, имперский, великороссийский и т.д.) консерватизм; 2) российский старорежимный (в том числе - евразийский, православный, славянский, имперский) консерватизм, основанный на ценностях и догматах дореволюционной России; 3) коммуно-патриотический консерватизм; 4) консерватизм западного и прозападного типа; 5) постсоветский консерватизм «новых русских» - новорусский корпоративный консерватизм нового правящего класса России [3, с. 133].

По нашему мнению, современные консервативные концепции будущего российского государства следует разделить на виды: 1) националистические; 2) православные; 3) исламские; 4) неоязыческие; 5) евразийские; 6) этические; 7) советские. Некоторые концепции относятся одновременно к нескольким из приведенных категорий.

1. Националистические концепции. А.Н. Савельев видит будущее российского государства в мо-ноцентричности государственной власти - одна страна, один парламент, один президент, плюс имперская модель управления периферией и нерусскими провинциями и анклавами [4, с. 106]. Взгляды таких приверженцев этих концепций, как М. Беляева, В. Ларионова, Б. Миронова, В. Осипова, А. Савельеав (Кольева), Е. Холмогорова могут считаться консервативными, так как в основе их представлений о будущем российском государстве лежат большей частью общие основы: гибкость подходов к формам правления и политического режима при предпочтении авторитаризма, акцентировании идеологической функции государства и роли Русской Православной Церкви [5, с. 49].

2. Православные концепции. Наиболее крупными по объему консервативными концепциями будущего российского государства являются «Русская Доктрина» и «Проект Россия». «Русская Доктрина» провозглашает несомненным условием будущего возрождения и усиления России - союз государства с Церковью. Национальной властью России должна стать совокупность трех государственных начал -демократии, компетентной аристократии и единоначалия в их конкретных политических формах. Приоритет отдается республике с сильной властью выборного главы государства, однако обсуждается и монархическая форма правления [6, с. 119, 260-263, 772-775]. В четырехтомном «Проекте Россия» Ю. Шалыганова проповедуется идея о построении теократии нового типа путем перехода государственной власти на планете Вселенскому Собору.

М.Б. Смолин пишет об имперском консерватизме, который является достоянием лишь великих наций, желающих дать миру свой национальный

идеал справедливого государственного общежития. Его государство будущего близко к классическим характеристикам империи-монархии. Православная Империя есть попытка организации Православной цивилизации в государственных рамках. Идеалом Русского Самодержавия являются понятия Верховенства, Самодержавия и Неограниченности его Верховной Власти [7, с. 9, 90, 91, 127].

В другой монархической имперской концепции источник высшей власти в империи - Бог, наделяющий ею Императора, который избирается Народным Собором из числа сословия, состоящего из воинов и государственных служащих на длительный срок. В составе новой Российской Империи предполагаются два типа территорий: 1) коренные имперские территории, разделенные на области во главе с генерал-губернаторами, и подчиняющиеся непосредственно Имперскому Правительству; 2) союзные имперские территории с суверенным статусом, широким внутренним самоуправлением, особенностями законодательства и судопроизводства. В числе органов центральной имперской власти: Император. Народный Собор. Сенат. Совет руководителей имперских территорий. Имперский церковный совет [8, с. 119, 126127, 132]. В. Ларионов находит оправдание монархии в исторических и психологических особенностях русского народа, считая, что «монархия и народ появляются в истории синхронно и неразрывно. Монарх создает народ, народ вживается в монархию» [9, с. 209]. Активный поборник имперского проекта будущего России - В. Аверьянов, директор Института динамического консерватизма, доктор философских наук, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, постоянный член и исполнительный секретарь Изборского клуба последовательно излагает свои взгляды в целом ряде концептуальных трудов.

Государствовед и политик С.Н. Бабурин заявляет, что движение общества в сторону консерватизма - залог успешности Русского прорыва в будущее. Он считает, что наличие наследственной или выборной монархии признаком империи не является, но может быть ее атрибутом. Империя - это пассионарное воплощение в государственно-правовой форме конкретно-исторической сущности государства [10, с. 170].

Получили известность православные консервативные проекты будущего России «Как нам обустроить Россию» А. Солженицына, «Самодержавие духа» Митрополита Иоанна (Снычева), Манифест возрождения России Конгресса русских общин, публикации из изданий общественного комитета «Преемственность и возрождении России», Фонда «Русский проект», и Изборского клуба. Особенно важное место занимают Основы социальной концепции Русской Православной Церкви.

3. Исламские концепции. Наиболее известными сторонниками исламского проекта будущего российского государства являются Гейдар Джемаль и Али Вячеслав Полосин. Согласно их концепции, Россия может стать авторитетным духовным и политическим мировым лидером, если воспримет ислам как свою новую идеологию. Представители традиционного российского ислама заявляют, что мусульмане в России не имеют целей создания исламского государства (халифата) и достижения власти в российском государстве. Однако, крупнейший специалист по исламскому экстремизму в Поволжье P.P. Сулейманов отмечает, что по «оценкам экспертов в Поволжье сложилась устойчивая группа исламских фундаменталистов, состоящая из разных по политическим предпочтениям сообществ (ваххабиты, Хизб-ут-Тахрир, Нурджулар, Джамаат Таблиг, Братья-мусульмане, Такфир ва аль-Хджра) и др.) [11, с. 15]. Конечная цель исламистов в России - захват власти, подобно тому, как это делалось и делается в последние годы во многих странах Большого Ближнего Востока.

4. Неоязыческие концепции. Неоязычество в целом не имеет значительного распространения среди россиян.Тем не менее, это направление консерватизма представлено в ряде печатных изданий.

Б.М. Новиков-Новгородцев предлагает концепцию народно-сословного государства в форме соборной монархии (синархии) с выбираемым Главой Государства - Синархом. Автор делит общество на четыреста сословий, от каждого из которых через пятиступенчатую систему выборщиков избирается по одного депутату нижней палаты парламента. При этом он признает приоритет Православия перед язычеством - Древней Русской Ведой [12, с. 129-135]. В.М. Демин призывает к трансформации из демократии в славянскую и арийскую Державу (поначалу в форме Славянской Конфедерации, а в последующем в форме родо-племенной организации), так как Россия прошла через самодержавно-христианский и авторитарно-коммунистический периоды своего развития [13, с. 30-36].

П.М. Хомяков именует неоязыческий «арийский» проект будущего «национально-аристократическим государством» и считает, что имперская концепция невыполнима и неконструктивна, так как она предполагает семитскую, а не арийскую модель [14, с. 137]. В данном ряду стоит еще одна неоязыческая концепция, изложенная в книге Ярослава Ария «Идеальное русское государство».

5. Евразийские концепции. Наиболее видным представителем данного направления является А.Г. Дугин. Он объясняет, что евразийство относится к разряду консервативных идеологий и имеет черты как фундаментального консерватизма (традиционализма), так и Консервативной Революции (включая социал-консерватизм левых евразийцев), а кон-

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: теория и практика

Г *

W ^

сервативный проект - это нащупывание точки концентрации бытия в будущем [15, с. 98, 103]. Важное место занимает идея империи. 1. Грядущая Империя не должна быть «региональной державой» или «государством-нацией». 2. Новая Империя должна строиться сразу именно как Империя, и в основание ее проекта должны уже сейчас быть заложены полноценные и развитые сугубо имперские принципы. Империя не просто очень большое государство. Это стратегический и геополитический блок, это Сверхгосударство [16, с. 120 - 121].

А.Г. Дугин считается главным идеологом современного евразийства (неоевразийства) в России. Наряду с ним идеи будущего России как своеобразной неклассической империи, а также «Государства Правды» вслед за классиками евразийства H.H. Алексеевым, М.В. Шахматовым развивают в своих работах С.Т. Алексеев «Россия: мы и мир», Н.С. Михалков «Манифест Просвещенного Консерватизма «Право и правда», М. Мошкин «Политический солдат Евразии», М. Юрьев «Третья Империя». Н.С. Михалков пишет о гарантийном государстве как о новом государственно-общественном типе организации власти, в котором государственный аппарат, гражданское общество и граждане действуют солидарно с целью достижения единых общенациональных целей. Образ будущего России как «Государства Правды» используется М. Юрьевым. В своем утопическом произведении он описывает российское государство в будущем как империю, возглавляемую избираемым пожизненно из представителей служивого сословия (или опричников) императором. Два других сословия - духовенство и податное сословие (земцы). Третья Империя не имеет административно-территориальных единиц, провинций. В ней есть только имперская власть с органами в центре и на местах.

6. Этические концепции. Существуют консервативные концепции будущего государства, основывающиеся на идее нравственного, этического государства. В они выражены в статьях, вошедших в сборник «Нравственное государство как императив государственной эволюции» Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования, книгах В.А. Шемчука «Этическое государство», O.A. Матвейчева «Суверенитет духа» и «Что делать Россия?». Последний автор полагает, что консервативную модернизацию в России можно осуществить с помощью нескольких радикальных мер, в том числе консервативных (существовавших во многих государствах в прошлом), таких, как введение образовательного ценза на выборах всех уровней, полная отмена налогов, отказ от права на интеллектуальную собственность, отмена банковской системы и фондовых рынков, деурбанизация [17, с. 282-293].

7. Советские концепции. Проекты будущего, содержащие синтез консерватизма и элементов советского строя включают программы ряда левых партий, в первую очередь, КПРФ, публикации С.Г. Кара-Мурзы, C.B. Кугушева и A.A. Проханова. Последние двое авторов известны как разработчики концепции «Пятой Империи». Если исходить из «двухмерной» партийной классификации, то в партийной системе России есть лево-консервативные и право-консервативные партии. В первой группе относятся КПРФ и «Патриоты России», ко второй -ЛДПР [18, с. 130- 131].

Консервативной партией именуется в собственной программе партия «За нашу Родину»; либерально-консервативной - партия «Против всех», национально-консервативной - «Российский общенародный союз». В программах еще нескольких партий провозглашается верность традиционным ценностям. Таковы программы партий «Истина», «Колокол», «Отчизна», «Партия Великое Отечество», «Развитие России», «Родина». В программе «Партии Духовного Преображения России» (ПДПР) слова «традиция» и «традиционный» используются 25 раз.

Современный российский консерватизм критикуется с разных позиций. Среди консерваторов лидирует точка зрения A.B. Кураева, полагающего, что в России нет нормальной патриотической партии, нам так и не удалось создать нормальное здравое консервативное издание с христианской традиционной системой ценностей, политических оценок и т.д. Нет аналогичного телеканала и нет такой партии» [19, с. 130- 131]. Можно обнаружить и вполне предсказуемые противоречия сторонников империи и национального государства, православных консерваторов, мусульман и язычников. Консерватизм подвергается критике в концептуальных публикациях русских националистов Е. Косова, А. Севастьянова, С. Сергеева. Причина - приоритет ценностей государства и Православной Церкви (институтов, имеющих, по их мнению, немало недостатков) перед нацией.

Предельно жесткая критическая оценка консерватизма дана известными исследователями русского национализма Татьяны Соловей и Валерия Соловей. Они утверждают, что современным русским не присущи консервативные ценности предыдущих поколений, в обществе не актуализирована ни одна из тех традиционных ценностей - отзывчивость, «милость к павшим», «нищелюбие», братский дух и др. То же самое можно сказать и о традиционных политических ценностях. Значимость большого пространства ничтожна в глазах русских, империя для них такой же симулякр, что и православие [20, с. 453-454].

Либералы подвергают консерватизм критике за попытки оправдать авторитаризм, коррупцию, неэффективность, что, по их мнению, все больше ста-

новится сущностью современного российского государства. Критикуется религиозное начало, которое есть в большинстве консервативных проектов. Консерватизм объявляется идеологией чиновничьей элиты, стремящейся сохранить свою власть.

Итогом реализации консервных концепций видится не сохранение, а отход назад, регресс. Наконец, либералы видят сложности в выборе «референта» - образца для подражания, которым одни консерваторы считают дореволюционную Россию, другие - советскую, третьи - постсоветскую. У каждого из этих идеалов противников больше, чем сторонников. В результате обобщения консервативных концепций будущего государства в современной России можно выделить идеи и принципы, присущие большинству из них.

1. Идеократическое государство, политика которого должна основываться на традиционных ценностях народов России, прежде всего русского народа. 2. Понимание государства как живого организма или его аналога. Весьма распространненое среди теоретиков государства второй половины XIX

- начал XX веков, органическая концепция вновь обрела сторонников среди современных российских консерваторов, таких как В.В. Аверьянов С.Н. Бабурин, В.Е. Ларионов, O.A. Матвейчев, М.Б. Смолин, Н.Я. Чуксин. 3. Признание высшей ценностью для государства не прав человека или экономического развития, а исполнение норм религии и традиций, а также коллективных прав групп людей 4. Сильное влияние религии на государство. 5. Неоднозначность подхода к форме правления. 6. Обоснование необходимости авторитаризма (в отдельных концепциях). 7. Целесообразность перехода России к унитарному государству либо к империи нового типа. 8. Специфичность некоторых аспектов экономической функции будущего государства. 9. Акцентирование важности идеологической и воспитательной функций государства. 10. Идеи возрождения сословного деления общества либо опричнины (ордена избранных), содержащиеся в работах И. Ларионова, В.П. Петрова, М. Юрьева, Б.М. Новикова-Новгородцева, В.В. Волжанина. 11. Приоритет обязанностей, долга над субъективными правами.

Пристатейный библиографический список

<http://wcrom.m/index.php?id=459&uid=114768> (Дата обращения: 1 ноября 2014 г.).

Корнев A.B. Государство и право в контексте консервативной и либеральной идеологий: опыт ретроспективного анализа: монография. -М.: Проспект, 2013.

ТамакВ.А. Модернизация-2012. -М.: Типография «Новости», 2011. Савельев А.Н. Время русской нации. - М.: Книжный мир, 2007.

Касимов Т.С. Концепции будущего государства современных русских националистов // Правовое государство: теория и практика. 2013. №4 (34).

Русская доктрина (Сергиевский проект) / Под ред.А.Б. Кобякова и В.В. Аверьянова. - М.: Яуза-пресс, 2007. Смолин М. Б. Русский путь в будущее. - М.: Фондив, 2007.

8. Воложанин В.В., Петров В.П. Основы теории Новой Российской Империи. - М.: Кислород, 2012.

9. Ларионов В. Православная Монархия. Национальная Монархия в России. Утопия или политическая реальность. - М.: Издатель Быстров, 2007.

10. Бабурин С.Н. Лекция 6. Сущность государства // Философия права. Курс лекций. Учебное пособие: в 2-х т. Т. 1. / Отв. Ред. М.Н. Марченко. -М.: Проспект, 2011.

11. Сулейманов P.P. Основные идеологические установки религиозно-экстремистских организаций, действующих в Приволжском округе. Формирование информационного контента в целях дерадикализации молодежи: сб. материалов региональной науч,-практ. Конф., 27 июня 2013 года. - Нижний Новгород, 2013.

12. Новиков-Новгородцев Б.М. Ведическое мировоззрение протославян - основа подлинной российской государственности и геополитики. - М.: Белые альвы, 2007.

13. Демин В.М. Держава (прошлое, настоящее, будущее). - М.:Родович, 2009.

14. Хомяков П.М. Свои и чужие. Драма идей. - М.: Полиграфист, 2003.

15. Дугин А. Четвертая политическая теория. Россия и политические идеи XXI века / Александр Дугин. - СПб.: Амфора, ТИД Амфора, 2009.

16. Дугин А. Основы геополитики. -М.: АРКТОГЕЯ-центр, 2000.

17. Матвейчев O.A. Что делать, Россия? Прорывные стратегии третьего тысячелетия. - М.: Эксмо, 2013. (Политический бестселлер).

18. Лаврентьев С.Н. Новые основания классификации политических партий современной России // Власть. 2012. № 3.

19. Кураев A.B. Поднять Россию с колен! Записки православного миссионера / Андрей Кураев. - М.: Алгоритм, 2014..

20. Соловей Т.Д., Соловей В.Д. Несостоявшаяся революция: Исторические смыслы русского национализма. - М.: ACT, Астрель, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.