Научная статья на тему 'Сравнительный анализ направлений современной российской консервативной общественно-политической мысли'

Сравнительный анализ направлений современной российской консервативной общественно-политической мысли Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1879
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСЕРВАТИЗМ / ТРАДИЦИЯ / ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ / РОССИЯ / СONSERVATISM / TRADITION / SOCIAL-POLITICAL THOUGHT / RUSSIA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Коновалов Денис Александрович, Мельникова Инна Валерьевна

Произведён анализ концептуальной раздробленности российского консерватизма, показан «право-левый» спектр данного течения мысли, связанного со степенью укоренённости Традиции в современном мире и социально-политических отношениях; произведено сравнение выделенных направлений современной российской консервативной общественно-политической мысли в отношении к различным историческим, общественным, политическим аспектам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The comparative analysis of the tendencies of the modern Russian conservative social-political views

The article analyses conceptual dissociation of the Russian conservatism is made, the «right-left» spectrum of the given current of the thought connected with degree rooted ness of Tradition in the contemporary world and sociopolitical relations is shown; comparison the allocated directions of contemporary Russian conservative political thought in the relation to various historical, public, political aspects is made.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ направлений современной российской консервативной общественно-политической мысли»

ПОЛИТОЛОГИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2013. № 1. С. 181-188.

УДК 32.001

Д.А. Коновалов, И.В. Мельникова

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НАПРАВЛЕНИЙ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ КОНСЕРВАТИВНОЙ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Произведён анализ концептуальной раздробленности российского консерватизма, показан «право-левый» спектр данного течения мысли, связанного со степенью укоренённости Традиции в современном мире и социально-политических отношениях; произведено сравнение выделенных направлений современной российской консервативной общественно-политической мысли в отношении к различным историческим, общественным, политическим аспектам.

Ключевые слова: консерватизм, Традиция, общественно-политическая мысль, Россия.

Приверженность части российского общества консервативным идеям обусловлена сложными процессами развития национального самосознания в условиях модернизации и резкого снижения геополитического статуса России, кризисом национальной идентичности и потерей исторической перспективы. Быть консерватором сейчас - значит «занимать онтологическую, философскую, социально-политическую, индивидуальную, нравственную, религиозную, культурную, научную позицию, которая отрицает тот ход вещей, с которым мы сейчас сталкиваемся...» [2]. Мы понимаем консерватизм не только как стиль политико-философского мышления, но и как идеологию, опирающуюся на национальную традицию, рассматривающую общество как органическую систему, уделяющую значительное внимание религиозному фактору, противопоставляющую абстрактному «просвещенческому» разуму, как отмечал К. Мангейм, понятия «История, Жизнь и Нация» [4].

В настоящее время российский консерватизм как единое и целостное политико-философское мировоззрение концептуально раздроблен по причине глобальных изменений в России и мире. Это свидетельствует о специфической реакции данного типа мышления на различные негативные проявления общественно-политической жизни, об изменении восприятия действительности, а потому неизбежной смене некоторых принципов консервативного сознания. Для современного консерватизма характерна резкая полемика между ведущими представителями данной традиции мышления при отсутствии стройной системы координат в современном мире. Консерватизм находится в фазе становления, но уже сейчас очевидно его противостояние отечественному либерализму и социализму по тем же позициям, по которым классический консерватизм противостоял классическому либерализму и социализму. Главные системообразующие принципы новейшей модификации консерватизма представлены антииндивидуализмом и антирационализмом; следованием традиции, вытекающей из религиозной веры; неприятием радикальных перемен и ориентацией на стабильное устойчивое развитие.

Современные консерваторы имеют неоднозначное видение различных исторических, социально-культурных, этнических, политических проблем, что в очередной раз свидетельствует о политико-культурной разнородности консервативного крыла идеологического спектра (см. таблицу). Отношение к Российской империи и вообще к дореволюционному прошлому до сих пор остаётся одним из главных исторических противоречий российских консерваторов. Данную проблему производит, безусловно, «двойной» разрыв традиции: часть консерваторов отрицает то, что было после 1917 г.; некоторые, наоборот, опираются на традицию советского периода и только на неё.

© Д.А. Коновалов, И.В. Мельникова, 2013

182

Д.А. Коновалов, И. В. Мельникова

Социальные, политические и религиозные причины революции 1917 г. также оцениваются неоднозначно, начиная с отсутствия каких-либо веских предпосылок для её свершения и заканчивая деградацией православной веры в качестве основной причины прошедшей революции.

В межпоколенной преемственности Российской империи, Советского Союза и Российской Федерации заключена сегодня миссия современных консерваторов: осмысление исторического опыта, восстановление прерванных связей, примирение в сознании непримиримых в прошлом идей, т. е. примирение не в смысле эклектики, а в смысле осознания их как эпизодов общей национальной судьбы. Это, с нашей точки зрения, главное историко-политическое и культурное противоречие, ныне не преодолённое не только консерваторами.

Отношение консерваторов к Русской православной церкви, православию как исторической вере, а также к другим традиционным религиям России. Тема Русской православной церкви (далее - РПЦ) при разговоре о современном отечественном консерватизме является ключевой. Церковь является традиционным институтом, сохраняющим неизменную связь с прошлым святой Руси и защищающим высокие христианские идеалы, облачённые в форму тысячелетней национальной традиции. Именно она выступает «надмирным оплотом консервативных ценностей» [5], так или иначе к ней апеллируют те общественно-политические силы, которые можно назвать «консервативными». Но РПЦ придерживается строгого нейтралитета по отношению к политическому процессу, в ряде своих документов оговорив невозможность поддержки той или иной политической силы и тем более - участия в политической борьбе [6]. Что касается ряда существующих общественных объединений православного толка, участвующих в политическом процессе («Союз православных граждан», «Союз православных хоругвеносцев»), то решением Архиерейского собора 1997 г. они не могут иметь благословения церковного священноначалия и выступать от имени РПЦ. Этот подход был закреплён в принятом Архиерейском собором 2000 г. документе «Основы социальной концепции РПЦ». Вместе с тем всё это не означает, естественно, отказа РПЦ от активной социальной позиции, ибо, как часто повторяют церковные иерархи, «Церковь отделена от государства, но не от общества» [3].

Отношение к Европе и США. Представителей современного русского консерватизма объединяет критическое и резко негативное отношение к западной цивилизации, выраженное в неприятии глобализации. Современные консерваторы убеждены в том, что ныне имеет место комплексная

агрессия Запада против России, которая скоординирована в своих политических, экономических и культурных составляющих и по своей активности не имеет аналогов в истории. В частности, такого мнения придерживается Т. Грачёва в книге «Невидимая Хазария» [1]. Консерваторы полагают, что изменённое качество современной западной цивилизации напрямую связано с такими её особенностями, как «гордыня» западного человека, считающего свою цивилизацию высшей и склонного к пренебрежительному отношению к другим странам; ориентация западной культуры на материальное, нежели на духовное; неуклонное стремление к повсеместному увеличению потребностей, которое удовлетворяется через интенсификацию производства, чрезмерное использование природных ресурсов. По мнению российских консерваторов, во второй половине XX в. эти особенности способствовали созданию мифа о безальтернативности западной модели и оправданности её навязывания другим народам. Формируемый Западом новый мировой порядок видится российскими консерваторами как внерелиги-озный, демократический, плутократический космополитический «режим особого типа». Надежды на прекращение мондиалистской экспансии в лице США возлагаются на творческие и особенно духовные потенции наций и этносов, населяющих Россию, их стремление к социальной справедливости, верность своим традициям и религиям, в первую очередь православию - источнику формирования русской духовности, государственности, экономического и бытового облика народа.

Взгляд на природу человека, общественные отношения, государство и власть. Если человеческая личность оценивается консерваторами почти однозначно в аспекте духовно-социальных ее характеристик, а общественные отношения должны способствовать гармонии человека и общества, то взгляды консерваторов на природу государства и власти многозначны. Так, социал-консерваторы полагают, что Российское государство носит светский характер, призвано защищать человека и благотворно сотрудничать с бизнесом и обществом; национал-консерваторы выступают за неизбежность и возможность переходной национальной диктатуры, а «новые правые» считают Российское государство воплощением «Абсолютной Идеи».

Неоднозначно консерваторами оценивается и феномен нации - либо этнически, либо только политически, и отсюда возникают споры относительно построения в России единой российской нации и статуса русского народа, которого многие консерваторы считают государствообразующим, опираясь на исторический и политический опыт.

Анализ направлений консервативной общественно-политической мысли России

183

Социально-экономические преобразования, цели и задачи модернизации достаточно очевидны - достижение Россией высокого уровня экономического развития и качества жизни. В этом случае появляется противоречие между модернизацией и изменением в этом процессе национальных традиций. Консерваторы в большинстве своём понимают модернизацию как глубокие позитивные изменения, но это не совсем так, ибо модернизация означает реализацию общества modernity, характеризующегося рыночной экономикой, отделением гражданского общества от государства, демократической формой правления, тяготеющего если не к американскому, то к европейскому образцу, что уже неминуемо происходит со странами, вставшими на путь модернизации.

По вопросам формы правления и административно-территориального устройства (АТУ) консервативное движение также расколото: часть из них выступает за тот или иной вариант монархического правления, хотя в основном современные отечественные консерваторы придерживаются демократического принципа и республиканской формы правления. В области АТУ консерваторы по большей части придерживаются возвращения России к имперскому типу нациестроительства и государствообразова-ния. Но в современном мире российские консерваторы считают, что в процессе политического самоопределения России предстоит стать не новой империей, а, подобно наиболее развитым странам мира, - нацией-государством, представляющим собой сплав различных этносов, объединённых общей экономикой, культурой и политическими отношениями.

Демократия как форма общественно-политического устройства по-разному понимается консерваторами. Либеральные консерваторы считают её самоцелью, социал-консерваторы говорят о глубоких русских демократических традициях, православные неотрадиционалисты нейтрально относятся к демократии, а монархисты и национал-консерваторы вообще полагают, что демократия непосредственно может реализоваться только на уровне местного самоуправления.

Внешняя политика России всегда была для российских консерваторов основной темой их мировосприятия. Здесь также разнородная палитра представлений о будущем международном положении России. Например, либерал-консерваторы выступают за многополярный мир с тесными контактами с Европой и США; национал-консерваторы и монархисты считают необходимым возвращение России к принципам национальной имперской внешней политики; православные традиционалисты ратуют за религиоз-

ную и культурную миссию России, а российские «новые правые» призывают к восстанию в союзе с Европой против США.

Главный метафизический, историко-культурный вопрос «Что такое Россия?» приводит в замешательство некоторых консерваторов. Здесь мнения расходятся, начиная от социального светского государства, с одной стороны, и утверждением особой миссии Русской цивилизации - с другой, и заканчивая «государством Абсолютной Идеи», что, конечно, порождает многие проблемы для консерваторов в восприятии России как страны.

Мы выделяем семь основных консервативных направлений в «едином» консервативном направлении. Критерием классификации выступает степень укоренённости Традиции в современном мире и социально-политических отношениях. Для начала поясним следующее:

1. Существование левого консерватизма бесспорно, ибо он ориентируется на идеалы социальной справедливости, преимущественно опираясь на социал-демократические и советские ценности.

2. Некоторые направления русского консерватизма тяготеют к центризму, но, придерживаясь линии рассуждений М. Дю-верже, мы утверждаем, что может быть либо левый, либо правый консерватизм с различными направлениями, центризм считается лишь собирательным понятием.

3. Традиция носит не только интегральный философский, религиозный, историко-культурный, но и общественно-политический характер, что показывает степень отношения общества и государства, в том числе консерваторов, к ней. Соотношение Традиции и современного мира размывает единое консервативное движение.

4. Большую значимость для классификации определяют основные истоки мировоззрения того или иного направления российского консерватизма.

Итак, представим семь направлений консерватизма в рамках право-левого спектра «слева направо» (см. таблицу).

1) Социальный консерватизм. Основами мировоззрения считается европейская социал-демократия; русский консерватизм; европейский социал-консерватизм. Представители данного направления считают приоритетной социальную политику, основанную на принципах социальной справедливости и заботе государства о незащищённых слоях населения. Кроме того, социал-консерваторы выступают за совмещение социальной справедливости с национальными традициями. Культурное противоречие сводится к тому, что на практике консерватизм воспроизводит советские либо социал-демократические ценности.

Показатель Направления консервативной общественно-политической мысли

Социальный консерватизм Либеральный консерватизм Неоевразийство Национал-консерватизм Православный неотрадиционализм Консервативно-монархическое направление Российские «новые правые»

Представители М. Леонтьев, Л. Поляков, Г. Габриелян, В. Мединский, Н. Михалков А. Макаров, А. Малер, А. Дворкин, В. Фадеев А. Панарин, А. Дугин, В. Кожинов, 3. Юзбеков, В. Ермолаев, Е. Хилтухина В. Махнач, Е. Холмогоров, A. Савельев, С. Пыхтин, К. Крылов, Д. Володихин, B. Аверьянов, И. Артёмов В. Легойда, А. Осипов, К. Корепанов, И. Айвазов, Р. Конь, А. Волков, М. Дунаев, Т. Грачёва Н. Лукьянов, А. Чуев, Д. Меркулов, К. Немирович-Данченко, В. Кудрявцев, В. Захаров, В. Аксючиц, Г. Фёдоров, А. Турик А. Дугин, Е. Семеняка, А. Волошин, М. Борозенец, 0. Фомин, С. Кардинская, Э. Юрченко, Н. Сперанская, А. Мухиэддин, М. Мусин, Г. Джемаль, А. Буранчин

Основы мировоззрения Европейская социал-демократия; русский консерватизм; европейский социал-консерватизм Политическая экономия; национал-либерализм; умеренный консерватизм Почвенничество; евразийство; геополитика; пассионарная теория этногенеза Л. Гумилёва Русский консерватизм XIX-начала XX в.; национализм; православный традиционализм Священное Писание и Священное Предание; Русское богословие; концепция «Москва - Третий Рим» Русский консерватизм XIX-начала XX в.; теория «официальной народности»; концепции народной монархии Л. Тихомирова, И. Ильина, И. Солоневича Философия традиционализма Р. Генона и Ю. Эволы; германская «консервативная революция» 1920-х гг.; евразийство; европейские «новые правые»; геополитика(особенно труды К. Хаусхофера, К. Шмитта)

Основной концепт Справедливость Свобода Евразия Нация, народ и их традиции Святая Русь (святость) Святая Русь (святость) Абсолютная Идея Интегральной Традиции

Всеобъемлющая Традиция Человек, общество, государство Естественное право; общечеловеческие ценности вместе с национальными особенностями стран Россия - наследница великой империи Чингисхана Священная государственность Православное христианство; «Москва -Третий Рим» Православие, Самодержавие, Народность Традиция - передача сакрального эзотерического знания и практик, обладающих онтологическим статусом канала восхождения, и к совокупности основанных на сакральном опыте форм культуры и социальной организации

Что такое Россия? «Сердце Евразии» Европейская страна Россия-Евразия -Ойкумена (Большое пространство, исторически сложившееся и необходимое) «Третий Рим», Русская цивилизация, православная страна «Третий Рим» Православное царство «Федеральная Империя», «Большое пространство», «Государство Абсолютной Идеи»

Ьа §

1 о

ш §

0

Ш

1

о-1

?! О СО

Продолжение табл

Показатель Направления консервативной общественно-политической мысли

Социальный консерватизм Либеральный консерватизм Неоевразийство Национал-консерватизм Православный неотрадиционализм Консервативно-монархическое направление Российские «новые правые»

Прошлое до 1917 г. Неоднозначное, но необходимо взять всё лучшее из российской дореволюционной практики Недостаток свободы Просчёты власти, особенно в I Мировой войне Напрасное отречение Николая II Упадок в обществе православной веры, ставший главной причиной революции Преимущественно положительные результаты; не существовало объективных причин для революции Внешние черты имперского величия при неэффективной деятельности правящего класса

Революция 1917 г. Отрицательно, несмотря на то, что царский режим исчерпал себя Революция прервала демократические тенденции в России (Гос. Дума, Учредительное Собрание) Национальные корни октябрьской революции Отрицательно (прервалось эволюционное развитие общества) Революция произошла с точки зрения промысла Божия; духовные корни революции Революция нелегитимна; отречение Николая II выглядит сомнительным; монархический строй до сих пор существует на законных основаниях Революцию сделали левые силы, отчего не произошло консервативной революции. Народный характер революции, которую нужно было преобразовать в национальную, а не социалистическую. Революция - новый этап развития России

Продолжил ли СССР национальные традиции? Социальная политика; национальная политика Формальные демократические тенденции в сочетании с тоталитарным режимом Сохранение и развитие территории; поворот к национализму при Сталине; связь между собой евразийских народов Народ, но не государство, был носителем традиций Народ по-прежнему оставался верующим; некоторые послабления со стороны власти на разных этапах были сделаны Незаконная антихристианская власть не имела корней в народе; СССР-«мёртворождённое существо» СССР оставался империей; проводил активную внешнюю политику, причём славянскую по существу («социалистический лагерь»)

Развал СССР Разрушение постсоветского пространства, социально-экономические негативные последствия Отрицательно, но Россия - новое государство, и потому должно развиваться отдельно Разрушение веками создаваемого евразийского проекта Исчезновение территории исторической России Отрицательно, ибо это принесло множество страданий для отделившихся народов Потеря территорий исторической России; позитивная оценка крушения коммунистического режима Победа талассократии над теллурократией, мировая геополитическая катастрофа

Преемственность поколений Да Да СССР проводил подлинную евразийскую политику. Это нужно продолжать и сейчас Частичная, но, в сущности, достижениям, сделанным при советской власти, отводится малое значение Остается, несмотря на отрицательные явления советской эпохи Против преемственности поколений в лице СССР; данный период истории почти исключается Есть преемственность, поскольку советское общество во многом воспроизводило старые схемы

1 §

§

£ §

О) 1

?!

0

1

0 £

со

со

1 о

о

£ О)

0

0)

1 1

0

а

1 3

■с 0)

я

о

а

СР

е

тз

о §

5

00

Продолжение табл.

Показатель Направления консервативной общественно-политической мысли

Социальный консерватизм Либеральный консерватизм Неоевразийство Национал-консерватизм Православный неотрадиционализм Консервативно-монархическое направление Российские «новые правые»

Человек Центр традиционных ценностей общества Гражданин с наборов естественных и гражданских прав Сочетание славянского и туранского элемента даёт евразийскую личность с особым психическим складом Духовно-социальная личность Духовно-социальная личность Духовно-социальная личность Радикальный субъект

Семья Социально-экономическая помощь семье: строительство жилья, материнский капитал Семейные ценности -опора общества; главная экономическая единица Евразийская семья российско-евразийского будущего Права семьи вместо прав человека Православная семья Православная семья в сочетании с русскими национальными традициями Семья - главный признак растворения человека в коллективе и мире Традиции

Государство, власть Государство для человека; сочетание и взаимовлияние власти, бизнеса и общества Повышенное внимание к гражданскому обществу Государство обеспечивает социальную гармонию; сильная власть Возможность и неизбежность переходной национальной диктатуры Священная государственность Священная государственность Идеократическое государство Абсолютной Идеи

Отношение к демократии Положительно Положительно Демократические традиции существуют в России Демократия возможна на уровне МСУ Форма правления не имеет значения, и при демократии человек может спасти свою душу Демократические элементы - часть национальной традиции; Россия - монархическая и демократическая страна одновременно Демократические традиции в России имеются, и их необходимо перевести в демотию -органическую демократию

Форма правления Республика, демократическая форма правления Республика, демократическая форма правления Демотия, идеократический этатизм Конституционная монархия Не имеет особого значения, лишь бы не тоталитарный строй Православная самодержавная монархия Идеократия

Административно-территориальное устройство Федерация Федерация Империя, но, по сути, это носит смысл Федерации Империя Или федерация, или империя Империя Империя как «большое пространство»

Нация Единая российская нация «Россияне» Евразийский народ Русский народ, из которого складывается русская нация Русская православная нация Русская православная нация Русская нация, понимаемая преимущественно расово

Статус русского народа Значимость русского народа, его вклад в строительство единой российской нации Равенство всех народов Народ, оставшийся без государства, забывающий свою историю; нужно помнить о значимости туранского элемента Государствообразующи й статус Русский народ больше всех пострадал в истории и современности Имперский этнос Цивилизационная миссия русского народа

00 о\

Ьа §

1 о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

со §

0

Ш

1

о-1

?! О СО

Окончание табл.

Показатель Направления консервативной общественно-политической мысли

Социальный консерватизм Либеральный консерватизм Неоевразийство Национал-консерватизм Православный неотрадиционализм Консервативно-монархическое направление Российские «новые правые»

Православие и роль других религий Особая роль православия при значении других конфессий; отделение Церкви от государства Равенство всех религий перед законом; отделение Церкви от государства Особый статус Православия вместе с традиционными религиями народов Ведущая роль православия в истории России и современном положении дел Ведущая при учёте диалога с другими религиями Православие -главенствующая, государствообразующая религия Повышенное внимание к исламу; старообрядческий и единоверческий варианты православия

Экономика Социально ориентированная рыночная экономика Инновационная рыночная экономика Национал-капитализм в сочетании с плановой экономикой Национальная экономика с приоритетом аграрного хозяйства Сочетание духа и материи в хозяйстве, национал-капитализм, ценностно ориентированная рыночная экономика Многоукладная, социал- и национал-капитализм, рыночная экономика Конец экономики, начало новой эры, необходимо создавать новое направление

Отношение к прогрессу Нормальное Положительное Прогресс - это иллюзия НТП создаёт иллюзию прогресса, неся в себе негативные духовные последствия НТП создаёт иллюзию прогресса, неся в себе негативные духовные последствия НТП создаёт иллюзию прогресса, неся в себе негативные духовные последствия Иллюзия прогресса, он ведёт к деградации, основываясь на философии традиционализма

Модернизация (цель) Устойчивое развитие Экономика знаний Сохранение и улучшение евразийского пространства; возвращение конкурентоспособности с Западом Улучшение социально-экономических условий жизни русского народа, не идущее вразрез с национальными традициями Модернизация не должна приводить к отрицательным последствиям; улучшение состояния человека Повышение материального благосостояния Модернизация ради консервативной революции, где радикальный субъект резко поворачивает в сторону структуры

Геополитика Многополярность Контакты с Европой Евразийская миссия; Россия должна быть одним из главных центров многополярного мира Возвращение к принципам имперской внешней политики Религиозная и культурная миссия России Восстановление исторической России; религиозная миссия империи Восстание в союзе с Европой против США

Отношения с Западом «Здоровый диалог» Сотрудничество с Западом, не нужно противопоставлять себя Западу Критика западной либеральной демократии; против гегемонии Запада Отрицательное отношение с духовно-нравственных позиций Критика с духовной точки зрения Отрицательно Союз с Европой против США

Культурное противоречие современности На практике консерватизм воспроизводит левые ценности, преимущественно как это было в СССР Синкретизм либеральных и консервативных ценностей, мало духовности - базового положения консерватизма Соотношение России и Евразии, русской и евразийской идентичности Подлинные русские национальные ценности оказываются мало востребованными в современном мире Православие остаётся во многом не понятым современными людьми (противоречие их восприятия) В глобальным меняющемся мире самодержавная монархия практически означает полную изоляцию, причём Запад отвернётся от России первым,нежели она Неоязычество, старообрядчество, единоверие, оккультизм; «эзотерический традиционализм» вместо декларируемого православия

1 §

§

£ §

О) 1

?!

0

1

0 £

со

01

со 1 о

о

£ 0)

0

0)

1 1

0

а

1 3

■с 0)

я

о

а

СР

е

тз

о §

5

00

188

Д.А. Коновалов, И. В. Мельникова

2) Либеральный консерватизм. Теоретические истоки взглядов либерал-консерваторов основаны на западной политической экономии, национал-либерализме и умеренном консерватизме. Это сторонники идеи естественного права, общечеловеческих ценностей с опорой на национальные. Культурное противоречие - синкретизм либеральных и консервативных ценностей; малое значение придаётся духовному фактору в жизни общества.

3) Неоевразийство. Фундаментом консервативного понимания неоевразийства являются почвенничество, евразийство, геополитика, пассионарная теория этногенеза Л. Гумилёва. Неоевразийцы считают себя приверженцами исторического наследия России в качестве ядра великой империи Чингисхана. Культурное противоречие в современнм мире проявляется в неясном соотношении России и Евразии, русской и евразийской идентичности.

4) Национал-консерватизм. Истоками данного мировоззрения являются русский консерватизм XIX - начала XX в., национализм, православный традиционализм. Основной ценностью признаётся русский народ, его история, культура и проблемы его существования в современных российских реалиях. Культурное противоречие современности выражается в том, что подлинные русские национальные ценности оказываются мало востребованными в современном мире.

5) Православный неотрадиционализм. В основе мировоззрения находится Священное Писание и Священное Предание; Русское богословие; концепция «Москва - Третий Рим». Интегральная ценность заключена в православном христианстве и православном царстве Третьего Рима. Культурное противоречие современности связано с тем, что православие во многом не соразмерно организации сознания и быта «современного человека» современными людьми (так называемое противоречие восприятия), что во многом связано с традиционализмом РПЦ.

6) Консервативно-монархическое направление. Основу мировоззрения составляют русский консерватизм XIX - начала XX в.; теории «официальной народности» и народной монархии. Традиция консервативно-монархического дискурса выражается в приверженности ценностям Православия, Самодержавия и Народности, а также принципе священной государственности.

Культурное противоречие современности: в глобальном меняющемся мире самодержавная монархия означает практически полную изоляцию, причём Запад может отвернуться от России первым.

7) Российские «новые правые». Основы мировоззрения заложены философией традиционализма Р. Генона и Ю. Эволы, германской «консервативной революцией», евразийством, европейскими «новыми правыми», геополитикой, в особенности немецкой (К. Хаусхофер, К. Шмитт). Государство представляется в качестве «Большого пространства Абсолютной Идеи». Культурное противоречие современности - ссылка на «революционный потенциал» старообрядчества, оккультизм, «эзотерический традиционализм» вместо декларируемого Православия.

Таким образом, мы наблюдаем теоретическую, концептуальную разобщённость консервативных направлений общественно-политической мысли в современной России, связанную с контекстуальностью консервативных идей как осмысленного употребления той или иной конкретной языковой единицы в речи с учётом её языкового окружения и системы коммуникаций в условиях динамично развивающегося современного мира.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Грачёва Т. В. Невидимая Хазария: алгоритмы геополитики и стратегии тайных войн мировой закулисы. Рязань : Зёрна, 2009. 400 с.

[2] Дугин А. Г. Дефиниции консерватизма (современная идентичность России) // Центр консервативных исследований. URL: http:// konservatizm.org/regions/rostov/210409122259. xhtml (дата обращения: 13.02.2012).

[3] Интервью Святейшего Патриарха Алексия телеканалу «Россия» // Православная газета Екатеринбургской епархии. URL:http://orthodox-newspaper.ru/numbers/at47697 (дата обращения: 25.03.2012).

[4] Мангейм К. Диагноз нашего времени. М. : Юристъ, 1994. 693 с.

[5] Пантелеев С. Современный русский консерватизм: история и перспективы. URL: http:// conservatism.narod.ru/pant/pant.doc (дата обращения: 09.04.2012).

[6] Рябых Ю. А. Политические партии России и Русская православная церковь // Экономика. Социология. Менеджмент : Федеральный образовательный портал ЭСМ. URL: http:// ecsocman.hse.ru/data/2012/03/11/1269111989/7. pdf (дата обращения: 01.05.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.