Научная статья на тему 'Консервативная партия Великобритании и земельный вопрос в конце XIX - нач. XX вв'

Консервативная партия Великобритании и земельный вопрос в конце XIX - нач. XX вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1708
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСЕРВАТИВНАЯ ПАРТИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ / АГРАРНЫЙ ВОПРОС ВЕЛИКОБРИТАНИИ / ИРЛАНДСКАЯ ЗЕМЕЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА / ДЖ. ЧЕМБЕРЛЕН / CONSERVATIVE PARTY OF GREAT BRITAIN / LAND QUESTION IN BRITAIN / IRISH LAND PROBLEM / J. CHAMBERLAIN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Степанова В. В.

Статья посвящена анализу идеологических установок и практике английских консерваторов по аграрным проблемам в конце XIX начале XX вв. В статье рассматриваются аграрное законодательство консервативных правительств, их отношение к земельному вопросу в Ирландии и реакция консерваторов на аграрную политику либеральных кабинетов в изучаемый период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONSERVATIVE PARTY OF Great Britain AND THE LAND QUESTION AT THE in the late 19th and early 20th centuries

The evolution of views on the agrarian problem of the Conservative Party of Great Britain in the late 19th and early 20th centuries is discussed in the article. The main solutions of agricultural problems in this period, the solution of the Irish land problem, the conservatives' attitude to the liberal land policy (1906-1910) were analyzed

Текст научной работы на тему «Консервативная партия Великобритании и земельный вопрос в конце XIX - нач. XX вв»

УДК 94(415).08

Степанова В.В., аспирант, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева (Россия)

КОНСЕРВАТИВНАЯ ПАРТИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ И ЗЕМЕЛЬНЫЙ ВОПРОС

В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.

Статья посвящена анализу идеологических установок и практике английских консерваторов по аграрным проблемам в конце XIX - начале XX вв. В статье рассматриваются аграрное законодательство консервативных правительств, их отношение к земельному вопросу в Ирландии и реакция консерваторов на аграрную политику либеральных кабинетов в изучаемый период.

Ключевые слова: Консервативная партия Великобритании, аграрный вопрос Великобритании, ирландская земельная проблема, Дж. Чемберлен.

Опыт изучения сложившейся ситуации в аграрном секторе английской экономики в начале XX в. весьма важен, поскольку принятые тогда решения предопределили развитие сельского хозяйства в стране в последующие десятилетия. Неслучайно английские и российские исследователи периодически обращаются в своих научных изысканиях к земельным вопросам и их отражению в программах политических партий Великобритании. Например, представители английской исторической школы (Л. Джебб, Д. Г. Харбен, Б. Шорт, Я. Пакер[16, 13, 23, 20]) акцентировали внимание на проблемах сельской миграции, развитии мелких сельских хозяйств, земельном налоге и т.д. В отдельных трудах (Дж. Паркер «Земля для народа», Х. Эми «Либералы, радикалы и социальная политика. 1892-1914.» и др.[21, 7]) затрагиваются отношения представителей консервативного движения к

реформаторским инициативам либералов, в т.ч. и в аграрном вопросе. Среди английских исследований особое место занимают работы по истории Ирландии, в которых анализируется аграрная политика в регионе[14, 19, 8, 18]. В отечественной исторической науке аграрная тема практически не разработана, хотя отдельные ее аспекты затрагиваются М.Н. Лукьяновым, С.А. Котовым, О.А. Науменковым, В.А. Подольским[3, 2, 4, 5].

В своих программах Консервативная партия Великобритании, главным образом, предлагала решение проблем

сельскохозяйственного характера, чему было свое объяснение. Традиционно эту партию считали партией представителей сельских

кругов. В ее состав входили отдельные лица и группы, связанные с сельским хозяйством, стремящиеся вернуть свое положение и доходы к уровню 1846 г., когда после отмены хлебных законов наблюдался резкий рост уровня доходов крупных торговых компаний при инерционном сохранении прибыли землевладельцев-аристократов. Последние как раз и лоббировали проведение реформ в сельском хозяйстве.

Экономическая ситуация в стране также заставляла консерваторов обратить свое внимание на ключевые секторы экономики: сельское хозяйство и промышленность. В 1873-1896 гг. страна находилась в состоянии депрессии, а с 1900г. - рецессии. Наконец, представители Консервативной партии поддались модным тенденциям, бытующим в британском обществе - натурализму, движению «Городской сад» Эбенезера Говарда, основанных на убеждении в превосходстве сельской жизни и сельской местности над городской. Вслед за отдельными представителями либералов, социалистов, фабианцев, идеализируя прелести сельской жизни, в среде консерваторов оформляется так называемый «сельский миф», согласно которому решение всех социальных проблем - в «возвращении» в сельскую местность.

Высокий уровень урбанизации, трудности сельской жизни, постепенно увеличивающаяся арендная плата и сложность процесса купли-продажи земли заставляли сельских работников уезжать в город. Консерваторы выдвигали тезис о необходимости изменить сложившуюся ситуацию и остановить отток населения из сельской местности. Тем самым они

акцентировали свое внимание не столько на проведении в стране аграрной реформы, сколько на улучшении положения сельских работников. Решение социальных вопросов в сельском хозяйстве оказалось на первом месте их аграрной программы.

В истории земельной политики Великобритании к. XIX - н. XX вв. можно выделить три группы вопросов: основные аграрные решения консервативных правительств 1886-1892, 1895-1902 гг., ирландская земельная политика (1896-1909 гг.), аграрный вопрос и либеральные реформы 1906-1910 гг.

При обсуждении аграрных вопросов в 1895-1910 гг. внутри Консервативной партии возникла острая дискуссия. Большинство консерваторов сходились во мнении, что решение социальных проблем сельского хозяйства должно проходить без использования принудительного выкупа земли государством у лендлордов. Главным аргументом данной точки зрения становился дефицит бюджета. Юнионисты (либералы, отделившиеся от Либеральной партии в 1886 г. и выступающие единой фракцией с консерваторами за сохранение Унии с Ирландией) придерживались

противоположенной позиции, выступая за «принудительный принцип» (государство могло выкупить землю независимо от согласия на то помещика, с последующей ее передачи фермерам или арендаторам) и увеличение количества пахотных акров земли на одного сельскохозяйственного рабочего.

Первой попыткой решения проблемы регулирования уровня арендой платы за землю стало принятие «Билля 1887 г.», в котором удалось провести поправку о принципе принуждения при аренде приусадебных участков. Лидер юнионистов Дж. Чемберлен в этой связи подчеркивал, что расширение системы подобных участков, которые обязаны были сдаваться в аренду, было «делом государственной важности»[15, 7].

Дальнейший поиск путей возрождения деревни Дж. Чемберлен связывал с созданием небольших независимых крестьянских хозяйств, о чем он говорил еще в 1885 г., считая, что у каждого

сельского работника должно быть «три акра земли и корова»[20, р.10]. В 1892 г. он внес очередной билль о мелких

сельскохозяйственных холдингах. Данный документ был поддержан и премьер-министром лордом Солсбери, для которого имело значение не его экономическая, а социальная составляющая: «Я не думаю, что небольшие холдинги являются наиболее экономичным способом возделывать землю. Но есть вещи более важные, чем экономика. Я считаю, что небольшая собственность представляет собой сильнейший оплот против революционных изменений в сельской местности»[11, Col. 1443].

Из окончательного варианта билля убрали положение о принудительном выкупе земли у лендлордов. Отныне советы графств должны были заручиться согласием владельцев на выкуп земли без принуждения и перепродавать или сдавать ее в аренду малыми наделами всем желающим.

К сожалению, предпринятые инициативы консерваторов не дали ожидаемых результатов. Вторая волна сельскохозяйственной депрессии повлияла на сокращение числа посевных площадей зерновых культур и овощей и привела к провалу земельной политики

консервативного правительства. К решению аграрного вопроса возвратятся вновь после 1906 г., после прихода к власти либералов.

Нельзя оставить без внимания период с 1896 по 1906 гг., когда консервативные правительства пытались решить земельный вопрос в Ирландии. Консерваторы настаивали на проведении

широкомасштабной аграрной реформы в Ирландии и превращении, несмотря на громадные затраты, безземельного ирландского арендатора в мелкого собственника. Таким способом они хотели вернуть землю, отнятую в XVII столетии, ирландским обезземеленным крестьянам, а лендлордов, которые этой землей владели и сдавали ее в аренду безземельным ирландцам, вознаградить в той или иной мере из государственных средств.

Согласно «Земельного закона 1896 г.» безземельным ирландцам было выделено 33000000 стерлингов на покупку земли.

Однако закон содержал множество юридических препонов, из-за которых был фактически недействующим. К 1901 г. было выплачено только 13500000 стерлингов, выделенных на покупку земли у лендлордов[14, p. 288]. Вместе с тем, закон 1896 г. имел и положительный момент. Благодаря ему была разрешена продажа сельскохозяйственных угодий, ранее не учувствовавших в земельных аукционах. Местные суды были уполномочены продать земли 1500 обанкротившихся к этому времени имений. Опосредованно влияние закона сказалось и на проведении реформы местного самоуправления в 1898 г., по которой в состав местных органов власти были включены новые арендаторы и землевладельцы, что исключало контроль лендлордов над системой самоуправления Ирландии. В последующие годы законы 1896 и 1898 гг. легли в основу предвыборной программы ирландской национальной партии «Соединенная ирландская лига», с которой ими были выиграны всеобщие выборы 1900 г. и заложены правовые основы долгосрочного решения земельного вопроса в Ирландии.

В декабре 1902 г. по инициативе «Соединенной ирландской лиги» была организована земельная конференция. В числе делегатов - представители ирландских помещиков во главе с лорд Данрэвеном и арендаторы во главе с Уильямом О'Брайеном, Джоном Редмондом, T.C Харрингтона и Т.У. Расселом. Последний представлял интересы ольстерских арендаторов-фермеров. Участники

заседания разработали новую схему приобретения арендаторами земли. В ее основе лежала идея об участии государства в процессе ее купли-продажи. Правительство должно было взять на себя обязательства по выплате разницы в цене, предложенной помещиками и

арендаторами[18, pp. 77-94].

Результаты конференции легли в основу «Ирландского земельного акта Уиндгема», утвержденного парламентом в 1903 г. В нем впервые констатировалась возможность покупки земли под государственные кредиты. На выкуп земли у лендлордов и передачи ее крестьянам-фермерам (на основе

облегченных и рассроченных платежей) правительство выделяло 112 миллионов фунтов стерлингов. Уже к 1914 г., таким образом, удалось передать 9 миллионов акров земли [8, pp. 62-63].

Существенные изменения в документ были внесены в 1909 г. «Земельным актом Бирелла». Согласно ему ирландские фермеры-арендаторы, в отличие от остальных представителей Соединенного Королевства, получили более широкие права [18, pp. 74-75]. Акт 1909 г. стал началом внутрипартийного кризиса Консервативной партии. Ирландские юнионисты увидели в действиях консервативного правительства нежелание сотрудничать с ними.

К сожалению, законодательные инициативы по земельным вопросам консервативных правительств лорда Солсбери и А. Бальфура не принесли ожидаемых результатов. В конце 1907 г. в стране было создано всего 244 сельскохозяйственных холдингов, включая ирландские. Консерваторы рассчитывали, что землю сельскохозяйственные рабочие будут приобретать в частную собственность, однако они предпочитали брать ее в аренду для организации подсобных хозяйств. В ежегодном отчете совета по сельскому хозяйству и рыболовству («Board of Agriculture and Fisheries. Annual report of proceedings under the small holdings and all of ments Act 1908») приводятся следующие данные: из 244 сельскохозяйственных холдингов только 59 хозяйств общей площадью 716.75 акров были организованны на земле, выкупленной в частную собственность, остальная часть -примерно % или 164.75 акров - были заняты на правах аренды[6, p. 26].

Среди причин, которые повлияли на создание такой ситуации можно назвать, во-первых, продолжительную

сельскохозяйственную депрессию,

сделавшую занятие сельским трудом нерентабельным. Большинство сельских работников, как отмечалось выше, предпочитали уезжать в города в поисках больших заработков. Во-вторых - высокие цены на землю и арендную плату. По данным Л. Джебба, средняя цена за землю в начале XX в. колебалась от 32 до 100 фунтов

стерлингов; арендная плата - от 2 до 2,5 фунтов стерлинга за акр; аренда крупной фермы - от 15 шиллингов до 1 фунт [16, р. 23]. В-третьих, на большинстве выставленных на продажу земель отсутствовали какие-либо жилые и хозяйственные постройки. В-четвертых, часть потенциальных покупателей не имели собственного сельскохозяйственного

инвентаря[13, рр. 57-58].

В 1906 г к власти приходит Либеральная партия с широкой программой реформ. В числе приоритетных направлений - поддержка сельскохозяйственных рабочих. Либералы были заинтересованы в привлечении их на свою сторону. Ранее сельские избирательные округа традиционно поддерживали консерваторов, однако в ходе избирательных реформ в число избирателей были включены и безземельные сельские рабочие. Именно их интересы стремилась поддержать Либеральная партия.

В 1906 г. либералы принимают «Акт о сельскохозяйственном землепользовании», согласно которому впервые четко прописываются права арендаторов на запрет увеличения ренты в случае, если цена участка возросла за счет

усовершенствований арендатора; на возмещение ущерба от диких зверей и на право самостоятельного отстрела дичи. Более широкие права были предоставлены также арендаторам Шотландии и Ирландии[20, р. 15].

Либералы при создании небольших хозяйств делали ставку на субаренду при государственной поддержке. В «Акте о мелких держаниях и наделах 1907 г.» как раз зафиксировано право местных властей не только покупать, но и брать в аренду землю для дальнейшей субаренды.

Консерваторы поддерживали действия либералов. Наиболее острые дискуссию вызывала лишь поправка, которая касалась предоставления арендаторам более широких прав в Ирландии. На официальную позицию консерваторов оказывало сильное влияние ирландское юнионистское крыло, для которого рост прав ирландца-арендатора равносилен был угрозе роста национализма[24, р. 16]. Действия либералов вынуждали консерваторов

вырабатывать встречные предложения, являющиеся продолжением их

политической линии 1880-х гг.

Представители Консервативной партии выступали с программой реорганизации сельского устройства под эгидой крупных землевладельцев. Реформаторские идеи нашли поддержку не только среди основной части членов партии, но и среди тех землевладельцев, которые традиционно поддерживали либералов. Английский историк Я. Пакер по этому поводу писал: «Традиционно либералы были плохо представлены в английской сельской местности (в отличие от Шотландии и Уэльса), так как большинство фермеров отождествляли свои интересы с консерваторами как с

«сельскохозяйственной партией». Но новые предложения Дж. Чемберлена нашли отклик и у части либералов. Ситуация 1885 г. повторилась»[20, р. 10].

В основе программы консерваторов лежала идея о создании крупными землевладельцами на своих землях новых крестьянских хозяйств, которые бы приносили им прибыль и давали доход для сельских рабочих. Однако внутри партии существовала крупная группа сторонников традиций «патронажа лендлордами» и невмешательства государства в улучшение положения сельских работников. Их идеи нашли воплощение в организации частных проектов «колоний» - комплексов земельных наделов, с развитой инфраструктурой и необходимыми постройками, для

дальнейшей аренды; создание фондов взаимопомощи землевладельцев[17, рр. 230231].

В 1909 г. консерваторы меняют свое отношение к сельским проблемам. Они начинают рассматривать сельский вопрос в прямой взаимосвязи с другими социальными проблемами. В памфлете «Земля для народа» (1909 г.) они заявляют: «Работники покидают поле. Лучшие из них эмигрируют развивать зарубежные страны, худшие еще больше переполняют наши города. Сельская местность пустеет, города запружены бедными... мы сокращаемся, теряем богатство, людей. <...> Потеряв пропорции между полем и фабрикой,

национальное равновесии яростно нарушается, что создает серьезные социальные и экономические проблемы»[21, p. 32]. Иными словами, они считали, что причиной безработицы, перенаселения и бедности в городах Великобритании является отток населения из сельской местности.

Установление зависимости социальных проблем от сельскохозяйственной миграции было не новым явлением. Еще в 1873 г. евгенист Фрэнсис Гальтон утверждал, что сельская депопуляция, и, как следствие, дисбаланс между сельским и городским населением ведут к «ухудшению положения расы»[9]. После публикации его выводов в британском обществе развернулась широкая дискуссия по вопросу социального благосостояния [10, pp. 219-221], в которой подчеркивалась важность устранения этого дисбаланса.

Консерваторы видели разрешение существующих социальных трудностей в поощрении тех людей, которые возвращались к сельской жизни. В качестве стимула к изменению ситуации в

«Несанкционированной программе 1908 г.» они называли организацию малых сельских хозяйств на принципах кооперации. Небольшие сельские холдинги должны были поддерживаться государственными

субсидиями. Реализация задуманного могло дать положительный социальный эффект.

Появление идеи о создании мелких хозяйств стало следствием принятия протекционизма и тарифной реформы как одной из программ Консервативной партии. Еще в 1904 г. тарифная комиссия сельскохозяйственного комитета отмечала растущий интерес к кооперативам и коллективным договорам среди

сельскохозяйственных рабочих и

фермеров[10, p. 213]. Практика коллективной покупки удобрений, растений и орудий позволяла мелким фермерам экономить и направлять средства на иные нужды, что было невозможно, если бы они выступали единолично. Консерваторы считали, что кооперация позволяла фермерам конкурировать с крупными сельскохозяйственными предприятиями[ 10, p. 218].

«Несанкционированная программа 1908 г.» включила в себя ряд пунктов, которые касались кредитования таких малых холдингов или кооперативов, их техническую поддержку[25], а так же создание системы сельскохозяйственного образования на начальном уровне[22].

На наш взгляд, важным является и то, что впервые консерваторы начали рассматривать сельскохозяйственные

вопросы в контексте проблем социального реформирования, решения вопросов благосостояния, роста труда,

прогрессивного налогообложения и конкурентоспособности промышленности[10, p. 259]. Предложения консерваторов по земельной реформе не противоречили прогрессивным идеям времени и служили для удовлетворения широких политико-экономических

требований. Например, пункт о начальном агрокультурном образовании в «Программе 1 908 г.» являлся прямым продолжением политики консерваторов в сфере народного образования.

Важным радикальным моментом в либеральной земельной политике в 19061910 гг. стало зарождение движения за поземельный налог. Концептуальной основой движения стала теория «общественного характера земли», суть которой состояла в том, что земля принадлежит обществу в целом, а, следовательно, прибыль, которую она приносит, должна не сосредотачиваться в руках землевладельцев, а в равной степени распределяться среди членов общества с помощью налогов. Консерваторы негативно отзывались о идеях, предложенных либералами.

Общественность достаточно

неоднозначно относилась к введению налога на землю, о чем свидетельствуют местные газетные публикации в «Lancashire Evening Post», «Yorkshire Post», «Sheffield Independent», широко освещающие развернувшуюся дискуссию. Интерес к налогу на землю легко понять: на тот момент в Великобритании он был единственным местным налогом и источником поступлений в местный бюджет[23, p. 81]. По мере развития

социальных программ в графствах вопрос их финансирования вставал все более остро.

Либералы предлагали формировать земельный налог за счет трех основных источников: налога на возросшую стоимость земли в результате ее общественного использования, налогообложения

неиспользуемой земли и лицензирования. Следует заметить, что понятие «налог на возросшую стоимость земли в результате ее общественного использования» был введен в законодательный оборот впервые. До бюджета 1909 г. существовал единый налог на землю, не учитывавший характер ее использования в сельскохозяйственных целях, промышленном производстве, личном пользовании. Для этого надо было провести оценку земли. Принцип, который лежал в основе земельной оценки, определил в дальнейшем подходы в земельной реформе и учитывал оценку земли как таковой и ее стоимости в совокупности с теми постройками и предприятиями, которые на ней располагались. В ходе парламентских дебатов оценку земли решено было проводить на основе второго подхода: стоимость земли возрастала за счет построек и предприятий, созданных арендаторами, и облагалась 20%-м налогом[12, Col. 532-536].

Оценку прироста стоимости планировали проводить не ежегодно, а только при продаже земли или ее наследовании. Данные всеобщего замера земли, проведение которого было запланировано реформой, должны были стать отправной точкой для последующих подсчетов. От налога освобождались земли, использовавшиеся как

сельскохозяйственные угодья.

На практике проведение замера земли вызывало сложности. Землевладельцы, на которых возлагалось заполнение

необходимых документов и осуществление конкретных замеров, выполняли эту работу несвоевременно. Действовавшие

инструкции были неясными. Специалистов-землемеров не хватало. За несвоевременно предоставленную информацию

выписывались пятидесятифунтовые

штрафы[1]. Представители Консервативной

партии увидели в этом слабое звено либеральной земельной политике и в ходе выборов 1910 г. использовали его в качестве противовеса либеральной программе.

Таким образом, позиции

Консервативной партии в конце XIX - начале XX вв. по аграрным вопросам были вполне конкретны и отражали интересы наиболее устойчивой части консервативного электората - крупных землевладельцев. Для консерватров приоритетным направлением было не столько проведение в стране аграрной реформы, сколько улучшение социального положения сельских работников.

Список литературы

1. Коноплева С.В. Либеральные реформы 1908-1910 гг. в Великобритании в оценках современников: дис...канд. исторических наук. М., МГУ им. М.В. Ломоносова, 2014. 216 с.

2. Котов С.А. Борьба двух тенденций в правящем классе Великобритании в 19061908 гг.//Новая и новейшая история. Проблемы новейшей истории Англии и США. Саратов, 1983. С. 30-44.

3. Лукьянов М.Н.Борьба течений в лагере английских консерваторов на рубеже XIX-XX веков//Вопросы всеобщей истории и историографии. Томск, 1982. С. 60-70.

4. Науменков О.А. Роберт Солсбери и его время: Викторианская Англия в лицах. СПб.: Нева, 2004. 368 с.

5. Подольский В.А. Обоснование социальной политики в английской консервативной мысли XIX века//Вопросы философии №3, 2015. М., 2015. С.23-35.

6. Board of Agriculture and Fisheries. Annual Report of Proceedings under the Small Holdings and All of Ments Act 1908. Part 1. L., 1909.

7. Emy Н. Liberals, Radicals and Social Politics.1892-1914.Cambridge,1973. 318 p.

8. Ferriter D. The Transformation of Ireland, 1900-2000. L., 2004. 896 p.

9. Galton F. Deterioration of the British Race//The Times. 18 Jun. 1909.

10. Green E.H.H. The Crisis of Conservatism. The Politics, Economics and Ideology of the British Conservative Party, 1880-1914. L., NY. 1996. 412 p.

11. Hansard's Parliamentary Debates 4th Series. Vol. 5. Col.1443.

12. Hansard's Parliamentary Debates 5th Series. Vol. 4. Col.532-536.

13. Harben D.H. The Rural Problem. L., 1913.

14. Hickey, D. J., Doherty, J. E., A New Dictionary of Irish History from 1800, Land Acts. Dublin. 2003. 520 p.

15. Mr. Chamberlain's Speeches. Vol. 11. L., 1903.

16. Jebb L. The Small Holdings of England. L., 1907.

17. Kebbel T.E. The Agricultural Labourers: a Shot Summary of His Position. L., 1887.

18. Maume P. The Long Gestation, Irish Nationalist Life 1891-1918, Dublin. 1999. 340 p.

19. Miller D. W. Church, State and Nation in Ireland 1898-1921. Land for the People. Dublin. 1973. 579 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Packer I. Liberalism and the Land. The Land Issue and the Party Politics in England, 1906-1914. // Cercles. 2011. Vol. 21. P. 10-26.

21. Parker G. The Land for the People. L., 1909.

22. Ridley J. The Unionist Social Reform Committee, 1911-1914: Wets before the Deluge.//The Historical Journal. 1987. Vol. 30. No.2 (June). P. 391-413.

23. Short B. Land and Society in Edwardian Britain. Cambridge. 1997. 378 p.

24. Smith J. The Tories and Ireland: Conservative Party Politics and the Home Rule Crisis, 1910-1914. Dublin, 2000. 251 p.

25. The Morning Post. 25 Sept. 1908.

THE CONSERVATIVE PARTY OF GREAT BRITAIN AND THE LAND QUESTION AT THE IN THE LATE 19TH AND EARLY 20TH CENTURIES

The evolution of views on the agrarian problem of the Conservative Party of Great Britain in the late 19th and early 20th centuries is discussed in the article. The main solutions of agricultural problems in this period, the solution of the Irish land problem, the conservatives' attitude to the liberal land policy (1906-1910) were analyzed Keywords: Conservative Party of Great Britain, Land Question in Britain, Irish Land Problem, J. Chamberlain.

References

1. Konopleva, S.V. (2014). Liberalnye reformy 1908-1910 gg. v Velikobritanii v otsenkah sovremennikov: dis.kand. istor. nayk. Moskva, MSU. 216 s.

2. Kotov, S.A. (1983). Bor'ba dvyh tendentsiy v pravyaschem klasse Velikobritanii v 1906-1908 gg. [The struggle of two tendencies in the ruling class of Britain in 1906-1908.] Novaya i noveyshaya istoriya. Problemy noveyshey istorii Anglii i SShA.[ Modern and Contemporary History. The problems of recent history of England and the United States], 30-44.

3. Lukyanov, M.N. (1982). Bor'ba techeniy v lagere angliyskih konservatorov na rubezhe XIX-XX vekov. [Struggle of currents in the camp of English conservatives at the turn of the XIX-XX centuries] Voprosyi vseobschey istorii i istoriografii .[Questions of general history and historiography.], 60-70.

4. Naumenkov, O.A. (2004). Robert Solsberi i ego vremya: Viktorianskaya Angliya v litsah. [Robert Salisbury and his time: Victorian England in faces.] Sankt-Peterburg: Neva

5. Podolskiy, V.A. (2015). Obosnovanie sotsialnoy politiki v angliyskoy konservativnoy myisli XIX veka [Substantiation of social policy in the English conservative thought of the XIX century] Voprosyi filosofii [Questions of philosophy],3, 23-35.

6. Board of Agriculture and Fisheries. Annual Report of Proceedings under the Small Holdings and All of Ments Act 1908. Part 1. (1909).

7. Emy, H. (1973). Liberals, Radicals and Social Politics.1892-1914.Cambridge, 318 p.

8. Ferriter, D. (2004). The Transformation of Ireland, 1900-2000. L., 896 p.

9. Galton, F. (1909). Deterioration of the British Race//The Times.

10. Green, E. H. (1996). The Crisis of Conservatism. The Politics, Economics and Ideology of the British Conservative Party, 1880-1914. L., NY., 412 p.

11. Hansard's Parliamentary Debates 4th Series. Vol. 5. Col.1443.

12. Hansard's Parliamentary Debates 5th Series. Vol. 4. Col.532-536.

13. Harben D.H. (1913). The Rural Problem. L.

14. Hickey, D. J., Doherty, J. E., (2003). A New Dictionary of Irish History from 1800, Land Acts. Dublin. 520 p.

15. Mr. Chamberlain's Speeches. (1903) Vol. 11.

16. Jebb, L. (1907). The Small Holdings of England.

17. Kebbel, T.E. (1887). The Agricultural Labourers: a Shot Summary of His Position.

18. Maume, P. (1999). The Long Gestation, Irish Nationalist Life 1891-1918. Dublin. 340

p.

19. Miller, D. W. (1973). Church, State and Nation in Ireland 1898-1921. Land for the People. Dublin. 579 p.

20. Packer, I. (2011). Liberalism and the Land. The Land Issue and the Party Politics in England, 1906-1914. // Cercles, 21, 10-26.

21. Parker, G. (1909).The Land for the People.

22. Ridley, J. (1987). The Unionist Social Reform Committee, 1911-1914: Wets before the Deluge.//The Historical Journal. 30, 2 (June), 391-413.

23. Short, B. (1997). Land and Society in Edwardian Britain. Cambridge. 378 p.

24. Smith, J. (2000). The Tories and Ireland: Conservative Party Politics and the Home Rule Crisis, 1910-1914. Dublin. 251 p.

25. The Morning Post. 25 Sept. 1908.

Об авторе

Степанова Валерия Владимировна - аспирант кафедры всеобщей истории и регионоведения, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева (Россия), E-mail: [email protected]

Stepanova Valeriia Vladimirovna - graduate student department of General History and Regional Studies, Orel State University named after I.S. Turgenev (Russia), E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.