Научная статья на тему 'Либеральные и консервативные проекты решения ирландского вопроса в 1880-х гг'

Либеральные и консервативные проекты решения ирландского вопроса в 1880-х гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3553
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИРЛАНДИЯ / КОНСЕРВАТОРЫ / ЛИБЕРАЛЫ / СОЛСБЕРИ / ГЛАДСТОН / IRELAND / CONSERVATIVES / LIBERALS / SALISBURY / GLADSTONE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Аль-нура Махир Хамед Джасим Мохаммед

В последней трети XIX в. проблема Ирландии не только стала одной из важнейших в политической и социальной жизни Соединенного Королевства. Она стала играть роль ключевого фактора в межпартийной борьбе на выборах. Обещание решить ирландский вопрос давало партии возможность привлечь к себе голоса избирателей. Но и крах партии чаще всего был порожден невозможностью умиротворения Ирландии. Проанализированы вопросы решения ирландского вопроса ведущими партиями Великобритании в 1880-х гг. К этому времени проекты лидера либералов У. Гладстона по успокоению Ирландии зашли в тупик. На повестку дня все больше выходил не отдельно взятый вопрос, а комплекс проблем, которые требовали внимания всей политической элиты страны. Важно, что консерваторы впервые столь серьезно обратили свое внимание на ирландский вопрос. Несмотря на желание консерваторов и либералов сохранить влияние Англии в Ирландии, их методики решения вопроса отличались. Различаясь по методике, ни консервативная программа, ни либеральная не допускали независимости Ирландии, а основывались на интересах самой Англии. Поэтому контакты либералов с представителями умеренного крыла ирландских националистов ограничивались лишь предложениями о самоуправлении в рамках Королевства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIBERAL AND CONSERVATIVE PROJECTS OF DECISION OF IRISH QUESTION IN 1880-s

In the last third of the 19th century the problem of Ireland was not only one of the most important political and social life of the United Kingdom. It also began to play a role of a key factor in the inter-party struggle in the elections. The promise to solve the Irish question gave the party an opportunity to attract votes. But the collapse of the party most often was born from the inability to pacify Ireland. The questions asked by the decision of the Irish Party of Great Britain in the 1880-s is analyzed. By this time the project leader William Gladstone’s Liberals at calming Ireland deadlocked. On the agenda is increasingly out was not an isolated issue, but complex issues that require the attention of the entire political elite of the country. It is important that the conservatives for the first time so seriously turned their attention to the Irish question. Despite the desire of conservatives and liberals to maintain influence in Ireland, Britain, and their methods of solution of the problem differed. Differences in the method nor a conservative program, nor a liberal do not allow the independence of Ireland, and are based on the interests of the UK. Therefore, contacts with representatives of the moderate Liberal wing of the Irish nationalists were limited to proposals for self-government within the Kingdom.

Текст научной работы на тему «Либеральные и консервативные проекты решения ирландского вопроса в 1880-х гг»

СВЯЗЬ ВРЕМЕН: ИСТОРИЯ ОБЩЕСТВ И ЦИВИЛИЗАЦИЙ

УДК 94(47).065

ЛИБЕРАЛЬНЫЕ И КОНСЕРВАТИВНЫЕ ПРОЕКТЫ РЕШЕНИЯ ИРЛАНДСКОГО ВОПРОСА В 1880-х гг.

© Махир Хамед Джасим Мохаммед Аль-Нура

Воронежский государственный университет, г. Воронеж, Российская Федерация, аспирант, кафедра новой и новейшей истории, e-mail: [email protected]

В последней трети XIX в. проблема Ирландии не только стала одной из важнейших в политической и социальной жизни Соединенного Королевства. Она стала играть роль ключевого фактора в межпартийной борьбе на выборах. Обещание решить ирландский вопрос давало партии возможность привлечь к себе голоса избирателей. Но и крах партии чаще всего был порожден невозможностью умиротворения Ирландии. Проанализированы вопросы решения ирландского вопроса ведущими партиями Великобритании в 1880-х гг. К этому времени проекты лидера либералов У. Гладстона по успокоению Ирландии зашли в тупик. На повестку дня все больше выходил не отдельно взятый вопрос, а комплекс проблем, которые требовали внимания всей политической элиты страны. Важно, что консерваторы впервые столь серьезно обратили свое внимание на ирландский вопрос. Несмотря на желание консерваторов и либералов сохранить влияние Англии в Ирландии, их методики решения вопроса отличались. Различаясь по методике, ни консервативная программа, ни либеральная не допускали независимости Ирландии, а основывались на интересах самой Англии. Поэтому контакты либералов с представителями умеренного крыла ирландских националистов ограничивались лишь предложениями о самоуправлении в рамках Королевства.

Ключевые слова: Ирландия; консерваторы; либералы; Солсбери; Гладстон.

Новый парламент начал свою работу 19 августа 1886 г. Выступление королевы Виктории с тронной речью состояло главным образом из перечисления мер, направленных на нормализацию финансовой политики; ничего определенного относительно разрешения англо-ирландского кризиса сказано не было. В палате лордов глава правительства Солсбери подчеркнул намерение своего кабинета сохранить Унию 1801 г., восстановить общественный порядок в Ирландии. Он пообещал, что если обычные меры не смогут положить конец аграрным беспорядкам, то вполне возможно, правительству придется пойти на принятие репрессивных мер по отношению к антиправительственным выступлениям в Ирландии [1, р. 315-316].

У. Гладстон в своей ответной речи, с одной стороны, одобрил отсутствие каких-либо конкретных планов правительства по поводу политики репрессий, но, с другой стороны, осудил стремление кабинета Солсбери от-

срочить корректировку плана о введении новой системы местного самоуправления до февраля 1887 г. [1, р. 316]. В это же время Ч.С. Парнелл в палате общин заявил: «Нежелание консерваторов провести хотя бы аграрную реформу на зеленом острове может вызвать всплеск недовольства народных масс. Ни я, ни мои коллеги не сможем в таком случае сдержать волну насилия, которая обязательно возникнет в результате новых мер кабинета Солсбери по массовому выселению людей за их неспособность вносить существующие на данном этапе арендные выплаты... Поэтому-то и нужен пересмотр размера арендных выплат, установленных Актом о земле 1881 г. Необходимо подвести новые категории арендаторов под действие нового закона, плюс к этому приостановить выселение арендаторов, которые честно выплатили арендную плату...» [1, с. 317].

В результате была создана специальная правительственная комиссия для того, чтобы

пересмотреть положения Акта о земле 1881 г., а также для того, чтобы в дальнейшем оказывать положительное влияние на экономическое и социальное развитие Ирландии. Однако выводы и решения данной комиссии не были обязательными и представляли собой благие пожелания, носящие больше рекомендательный характер, которые, естественно, были проигнорированы лендлордами [2, р. 298-299].

Сразу же после этого в Ирландии прокатилась волна народных беспорядков, которые охватили почти всю страну. В северной провинции острова Ольстер, в городе Белфаст, народные волнения были спровоцированы представителями оранжистов, которые выступили против ирландских националистов. Дело дошло до кровавых столкновений. Происходили частые стычки между толпами оранжистов и отрядами Ирландской королевской полиции, прибывшими в Белфаст (большинство полицейских в этих подразделениях были католиками). В городе Лондондерри происходили аналогичные столкновения, после которых в город прибыли представители консервативной партии, настаивавшие на необходимости того, чтобы представители Ольстера действовали заодно с английскими тори. Приверженцы ирландской националистической партии, узнав о таком призыве консерваторов, стали организовывать многочисленные демонстрации. Наконец, характерным штрихом, дополняющим картину событий, стали зажигательные проповеди, которые читались священником Хью Хана (1821-1892), в которых он выступал в защиту гомруля для Ирландии, а в случае отказа английских властей предоставить ирландцам автономию призывал их взяться за оружие.

К этому времени лидер ирландских националистов Ч.С. Парнелл вынужден был из-за плохого состояния здоровья почти полностью передать руководство партией своим соратникам, редактору партийной газеты «United Ireland» Уильяму О' Брайену (18521928) и секретарю Национальной Лиги Тимоти Харрингтону (1851-1910), которые 23 октября 1886 г. разработали т. н. «План кампании», представлявший собой перечень организационных мер в пользу земельной реформы. «План кампании» предполагал следующие основные пункты: во-первых, в

каждом округе земля должны была бы переоценена специальным агентом, выделенным местным отделением Национальной Лиги; во-вторых, арендаторы имения должны были бы явиться к лендлорду и просить снижения арендной платы до определенного ими размера соответственно ухудшившемуся состоянию земледелия. Если лендлорд откажет им в этом, то тогда арендаторы возвращаются домой и продолжают жить на своих участках, внося предложенную ими и отвергнутую лендлордом арендную плату в особый фонд. Если со временем лендлорд уступит, тогда вся сумма внесенных денег поступит в его пользу, если же не уступит, а прибегнет для выселения арендаторов к помощи полицейских сил и разного рода принудительным мерам, то в этом случае фонд направляет собранные денежные средства на нужды борьбы против насильственных мер, применяемых лендлордами и полицией.

Между тем У. Гладстон и Ч.С. Парнелл сошлись во мнении, что такое новшество, как «План кампании», не сможет в должной мере разрядить англо-ирландский конфликт и подтолкнуть консерваторов на какие-либо уступки ирландцам. В частности, лидер националистов отмечал (и в этом его поддерживал У. Гладстон): «План кампании» - это один из тех проектов, которые не могут хорошо и слаженно работать. Он не может сочетаться с установленными принципами общественного порядка в цивилизованном государстве» [3, р. 238]. У. Гладстон и либеральная партия организовала поездку своих представителей на остров в конце октября 1886 г. Они сочли, что «План кампании» далек от совершенства, но при этом дали весьма нелицеприятную оценку положению в Ирландии: «то, что большинство землевладельцев ничего не предпринимает ради облегчения участи арендаторов, - это факт. Закон и правительство Солсбери на их стороне даже тогда, когда они самовольно поднимают плату земельных выплат. Некоторые владельцы лишают фермеров скота, что иногда переносится тяжелее, чем прямое выселение с участков. В течение 120 лет в извлечении чрезмерных арендных платежей британские штыки поддерживают землевладельцев. И каков же результат такой поддержки? Арендаторы объединили свои усилия против явной несправедливости, жестокого преследо-

вания за долги, а в каком положении находятся землевладельцы? Многие полные банкроты и ничего не представляют собой ни в политическом, ни в общественном смысле». Верный сторонник У. Гладстона, Дж. Морли, также посетил Ирландию и сумел собрать достоверную информацию о социально-экономическом положении колонии и о действиях полицейских подразделений, часто похожих на беззаконие. То, что он увидел, свидетельствовало о масштабных нарушениях свободы, с одной стороны, а с другой - о неэффективности принудительных мер, ярыми сторонниками которых являлись консерваторы. После таких поездок, предпринятых либеральными деятелями, 4 ноября 1886 г. состоялась конференция Федерации либеральных ассоциаций, на которой было продекларировано полное согласие со стратегической линией У. Гладстона - сосредоточении всего внимания либеральной партии на ирландской проблеме.

Таким образом, столкнувшись в первой половине 1880-х гг. с кризисными явлениями в идеологии либерализма, У. Гладстон и поддерживающее его большинство партии в ходе переформатирования идеологии партии в 1885-1886 гг. избавились от «крайних» течений, и, тем самым, с их точки зрения, укрепили партию. Дж. Морли утверждал: «Мы никогда не были так едины, как сейчас». Ему вторил А. Розбери: «Партия обрела подлинное единство под руководством единого лидера... и имеет сейчас в наличии единственный политический вопрос на повестке дня (предоставление Ирландии автономии)». Концентрация усилий либералов в 1886-1890 гг. на ирландском вопросе, по мнению У. Гладстона, свидетельствовала о «прогрессивном» характере партии и «жизненности» традиционных либеральных принципов [4, р. 316].

Тем не менее, выступая 22 ноября 1886 г. в палате общин лидер либералов утверждал, что идеологи «плана кампании» затрудняют выработку позитивных шагов в сторону Ирландии консервативного правительства: «Все эти упомянутые мероприятия членов Национальной Лиги ведут к дальнейшим несчастьям арендаторов и фермеров, к затруднению процесса признания того, что Ирландия способна самостоятельно заниматься своими внутренними делами, своим внутренним устройством».

В целом можно констатировать, что в течение лета 1886 - зимы 1887 гг. ни сам У. Гладстон, ни либеральная партия, как организационная структура, не сумели выработать единого варианта решения ирландской проблемы. Нежелание тори адекватно рассмотреть англо-ирландский вопрос повлекло за собой некоторый рост популярности либеральной партии и гомрулеров, которые оказывали населению Ирландии определенную поддержку в их борьбе за более справедливые отношения между лендлордами и арендаторами. С другой стороны, в палате общин У. Гладстон и его партия заняли выжидательную позицию, поскольку ее дальнейшие действия в ирландском вопросе напрямую зависели от мероприятий, которые предпримет консервативное министерство.

А это министерство шло по пути неукоснительного проведения в жизнь жесткой репрессивной политики. 28 марта 1887 г. палате общин А.Д. Бальфуром, который сменил М. Хикс-Бича на посту главного секретаря по делам Ирландии, был представлен законопроект о введении в Ирландии чрезвычайного положения. Билль о предупреждении преступлений отличался от предыдущих тем, что сроки действия чрезвычайного положения были неограниченны, а само оно могло провозглашаться без особого уведомления населения острова в любом его графстве, в любой момент, только лишь по решению вице-короля. Билль разрешал переносить судебные дела из одного округа в другой, и даже в саму Англию. Выступая с представлением законопроекта, А.Д. Бальфур признал, что правительство не желает связывать себя какими-либо конституционными соображениями в этом вопросе.

У. Гладстон и либеральная оппозиция, поддержанная ирландскими депутатами, выступила резко против билля А.Д. Бальфура. Они указывали на то, что степень в Ирландии совершаемых преступлений не так высока, чтобы появились предпосылки для принятия данного репрессивного законопроекта: «До сих пор бойкот являлся вполне «законным оружием» в борьбе против не всегда справедливых арендных выплат. Анализ всех преступлений, совершаемых после принятия предыдущего Акта о предупреждении преступлений, должен был позволить понять существующую ситуацию и выявить все «за»

и «против» для принятия вышеупомянутого билля. Такое разрешение консерваторами англо-ирландского конфликта вызовет лишь никому не нужное обострение между англичанами и ирландцами и в палате общин, и в целом по всей стране». Особенно резко оппозиция протестовала против тех разделов билля, которые предоставляли ирландскому вице-королю полномочия запрещать политические и общественные организации и вводить чрезвычайное положение в отдельных районах зеленого острова, а также положение о фактической ликвидации суда присяжных.

Несмотря на протесты либеральной оппозиции, законопроект А.Д. Бальфура был принят в середине июля 1887 г. и сразу же введен в действие: почти три тысячи человек были арестованы на основании того, что они помогали или проявляли сочувствие участникам движения «Плана кампании», а также добивались возвращения законных прав на свою землю. Национальная Лига была запрещена, ее газеты конфискованы, а собрания разгонялись полицией.

Одновременно консерваторы начали продвижение в парламенте нового земельного акта для Ирландии. Гладстонианцы и гом-рулеры пытались всячески воспрепятствовать вотированию билля в палате общин путем обструкции, но, тем не менее, новый Земельный акт был принят в августе 1887 г. Он позволял теперь арендаторам требовать снижения задолженности по аренде. Сразу 150 тыс. фермеров и арендаторов должны были получить государственную ссуду для погашения недоимок и выкупа земельных. Чтобы успокоить ирландских крестьян, было проведено снижение арендной платы (в среднем на 28 %). Но сами землевладельцы при таком раскладе ничего не теряли: они получали государственную субсидию на весьма выгодных условиях. Примерно 15 тыс. арендаторов превращались в собственников.

Этот процесс сопровождался усиленной дифференциацией ирландского крестьянства; формировалась сельская буржуазия, скупавшая через подставных лиц участки у малоимущих крестьян. С другой стороны, аграрная реформа была крайне мучительна для бедняков; порожденная ожесточенной борь-

бой с правительством, она до некоторой степени способствовала ослаблению националистического движения, а также препятствовала последовательному и радикальному решению ирландского вопроса вообще.

Жесткая репрессивная политика А.Д. Баль-фура вызывала обратный эффект и способствовала усилению либерально-демократических настроений, стремлению компромиссно решить ирландскую проблему. Уже сессия парламента 1888 г. свидетельствовала о том, что союз либералов и националистов стал более крепким. У. Гладстон и Ч.С. Парнелл договорились не затрагивать ирландский вопрос в парламенте, за исключением случаев крайней необходимости, и пытались подвести общество к пониманию правильности гомруля для Ирландии. У. Гладстон окончательно признал тщетность репрессивных мер и деятельно агитировал в пользу предоставления Ирландии автономии [5, р. 452-453; 6, р. 293].

1. Shaw-Lefevre G. Gladstone and Ireland: the Irish Policy of Parliament from 1850-1894. L., 1912.

2. Vaughan W.E. Landlords and Tenants in Mid-Victorian Ireland. Oxford, 1994.

3. Handbook of Home Rule: Being Articles on the Irish Question. L., 2008.

4. The Prime Ministers Papers: W.E. Gladstone, IV: Autobiographical Memoranda, 1868-1894. L., 1981.

5. Hammond J.L. Gladstone and the Irish Nation. N. Y., 1938. xvii.

6. Magnus Ph. Gladstone. A Biography. L., 1954.

1. Shaw-Lefevre G. Gladstone and Ireland: the Irish Policy of Parliament from 1850-1894. L., 1912.

2. Vaughan W.E. Landlords and Tenants in Mid-Victorian Ireland. Oxford, 1994.

3. Handbook of Home Rule: Being Articles on the Irish Question. L., 2008.

4. The Prime Ministers Papers: W.E. Gladstone, IV: Autobiographical Memoranda, 1868-1894. L., 1981.

5. Hammond J.L. Gladstone and the Irish Nation. N. Y., 1938. xvii.

6. Magnus Ph. Gladstone. A Biography. L., 1954.

Поступила в редакцию 24.03.2015 г.

UDC 94(47).065

LIBERAL AND CONSERVATIVE PROJECTS OF DECISION OF IRISH QUESTION IN 1880-s Mahir Hamed Jasim Mohammed Al-noora, Voronezh State University, Voronezh, Russian Federation, Post-graduate Student, New and Newest History Department, e-mail: [email protected]

In the last third of the 19th century the problem of Ireland was not only one of the most important political and social life of the United Kingdom. It also began to play a role of a key factor in the inter-party struggle in the elections. The promise to solve the Irish question gave the party an opportunity to attract votes. But the collapse of the party most often was born from the inability to pacify Ireland. The questions asked by the decision of the Irish Party of Great Britain in the 1880-s is analyzed. By this time the project leader William Gladstone's Liberals at calming Ireland deadlocked. On the agenda is i n-creasingly out was not an isolated issue, but complex issues that require the attention of the entire political elite of the country. It is important that the conservatives for the first time so seriously turned their attention to the Irish question. Despite the desire of conservatives and liberals to maintain influence in Ireland, Britain, and their methods of solution of the problem differed. Differences in the method nor a conservative program, nor a liberal do not allow the independence of Ireland, and are based on the interests of the UK. Therefore, contacts with representatives of the moderate Liberal wing of the Irish nationalists were limited to proposals for self-government within the Kingdom. Key words: Ireland; conservatives; liberals; Salisbury; Gladstone.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.