ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 8. ИСТОРИЯ. 2017. № 6
В.А. Кутергин
(аспирант кафедры новой и новейшей истории стран Европы и Америки исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова)*
АГРАРНЫЙ ВОПРОС В ИДЕОЛОГИИ ИРЛАНДСКОГО
РЕСПУБЛИКАНСКОГО БРАТСТВА (ФЕНИЕВ)
В статье рассматривается проект земельных преобразований в идеологии Ирландского республиканского братства (фениев), возникшего в 1858 г. Этот проект вписан в широкий контекст взглядов на решение аграрного вопроса в Ирландии (от консервативных до демократических), который остро стоял на повестке дня во второй половине века. Для выявления фенианской аграрной программы автор восстанавливает дискурс фениев, историческую концепцию, представления об ирландской нации.
Ключевые слова: фении, ирландский национализм, Майкл Дэвитт, аграрный вопрос.
The article deals with the agrarian question of the Irish Republican Brotherhood (or the so-called fenians). The fenians had their own project of the solving the agrarian problems in Ireland. However the historians did not focus on this issiu. The author puts their views in the context of the discussion in the Victorian society on the agrarian question in Ireland. The author reveals an agrarian discourse of the fenians.
Key words: the fenians, irish nationalism, Michael Davitt, agrarian question.
* * *
Фенианское братство было одним из заметных явлений ирландской политической жизни второй половины XIX в. Будучи продолжателями республиканской традиции, начало которой положил еще в конце XVIII столетия Теобальд Вольф Тон, фении пытались добиться полной независимости Ирландии, после чего, уже в независимом ирландском государстве, должны были последовать реформы. Братство просуществовало до 1922 г., когда его место на ирландском политическом ландшафте заняла Ирландская республиканская армия (ИРА) в различных «изданиях».
Казалось бы, что за более чем столетие изучения фениев и их идеологии многие исследовательские проблемы должны были быть решены, однако буржуазная историография, подходя к изучению фенианства, руководствовалась позитивистской методологией и рассматривала факты без изучения общественной среды1. Совет-
* Кутергин Василий Алексеевич, тел.: 8-916-206-99-12; e-mail: [email protected]
1 См., например: Kenna S. War in the Shadows: The Irish-American Fenians Who Bombed Victorian Britain. Dublin, 2003.
ские историки рассматривали фениев в контексте мелкобуржуазных городских движений и особенностей классового сознания мелкой буржуазии. Такой подход мог привести к неточным выводам. Одним из таких выводов было утверждение о том, что фении не уделяли внимания аграрным проблемам Ирландии2. Однако последующий поворот в гуманитарных науках, а также определенные достижения, сделанные неомарксистом Э. Саидом в изучении империализма3 позволяют по-новому подойти к исследованию идеологии Фенианского братства, анализируя его дискурсы по тем или иным вопросам.
Первым шагом, на наш взгляд, является изучение аграрного вопроса в идеологии фениев. Чтобы увидеть фенианский аграрный проект, необходимо его вписать в широкий контекст дискуссий по решению земельного вопроса в Ирландии в Викторианской Британии, где эта проблема особенно остро заявила о себе после Великого голода (1845—1849 гг.) на Изумрудном острове.
Проекты решения аграрного вопроса в Викторианском обществе
В викторианском обществе существовало несколько вариантов решения аграрного вопроса в Ирландии — от реакционных до демократических. Консервативное направление мысли высказывалось за сохранение лендлордизма. Например, член либеральной партии Хью Чилдерс, выступая против первого земельного билля Гладстона, заявлял: «Я считаю, что ничего не может быть опаснее, чем ослабление принципа частной собственности»4.
Иначе смотрел на вопрос историк Джордж Чарльз Бродрик. В своем трактате «Ирландский земельный вопрос», анализируя ситуацию в Ирландии, он писал, что наилучшим вариантом был бы перевод ирландского сельского хозяйства на капиталистические рельсы, установление лизгольда и возможность кредита для выкупа у лендлордов участков земли, а также установление земельных отношений, основанных на договоре, что «освободит ирландцев от страха быть выгнанными» с земли и в конце концов позволит им занять прочное место в европейской семье народов5. Примерно такой же позиции придерживался шотландский политик Джеймс Кэрд, утверждавший, что в Ирландии нужно создать равные условия для фермера и лендлорда, чтобы между ними происходило взаи-
2 ЕрофеевН.А. Очерки по истории Англии 1815—1917. М., 1959. С. 105.
3 Саид Э. Культура и империализм. СПб., 2012.
4 The sayings of the liberal politicians on the Irish land question 1869—1879. London, 1881. P. 18.
5 Brodrick G.B. The Irish land question. Edinburgh, 1870. P. 51—53.
модействие6. Он сформулировал программу решения аграрного вопроса в Ирландии: компенсация за произведенные улучшения при сгоне с земли, если нет договора — выгонять фермера не имеют право 5 лет, срок, достаточный, чтобы окупить расходы; гарантии государства об аренде на 20 и больше лет; признать Ольстерский обычай (компенсация за улучшения, которая выплачивалась крестьянам в случае лишения их права на держание) на законодательном уровне, создание специального органа по решению конфликтов, никакой сгон фермера не будет легальным, пока решение не подтвердят в местных органах и не опубликуют в официальной газете7. Лидер ирландской парламентской фракции Исаак Батт в одном из своих памфлетов предлагал меры по защите держания и независимый арбитраж при определении размера ренты, но на лендлор-дизм он не посягал8. К либеральной позиции примыкал и конституционалист О'Донохью, который высказывался за договорную основу отношений между арендатором и лендлордом. Если это не будет сделано, фении будут пользоваться в Ирландии успехом: «Пока они (аграрные проблемы. — В.К.) остаются — люди будут видеть друзей в тех, кто пытается освободить их страну»9.
Интересные идеи выдвинул влиятельный общественный деятель Генри Джордж в памфлете «Земельный вопрос». Его работа «Прогресс и бедность» стала одним из идейных стимулов «социалистического возрождения», хотя сам он социалистом не был. Он предложил ликвидировать неравную собственность и наделить всех равными наделами, потому что «вся земля принадлежит всем людям». Ренту, которую до этого платили лендлордам, предлагалось выплачивать в общее казначейство (common treasury) для помощи бедным фермерам10. Еще один проект был выдвинут экономистом Томасом Эдвардом Клиффе Лессли. Он доказывал, что Ирландия наилучшим образом приспособлена для мелких ферм, причем даже заброшенную землю можно вернуть в оборот, используя фламандский опыт11. При этом лендлордизм должен остаться — предлагалось просто заключать долгосрочные арендные договоры. Американский предприниматель Джордж Фрэнсис Трэйн предлагал вариант установления американской системы фермерства12. Известный английский ра-
6 Caird J. The Irish land question. London, 1869. P. 10—11.
7 Ibid. P. 23-24.
8 Butt I. The Irish people and the Irish land: a letter to Lord Lifford. Dublin, 1867. P. 124.
9 HC Deb. 08 February 1866. Vol. 181. P. 195-274.
10 George H. The Land Question. New York, 1884. P. 42.
11 Cliffe Leslie T.E. Land systems and industrial economy of Ireland, England and continental economies. London, 1870. P. 18.
12 Train G.F. Speech of George Francis Train on Irish Independence and English neutrality. Philadelphia, 1865. P. 44.
дикал Джон Брайт выступал за систему выкупа земли за справедливую плату, в первую очередь — у отсутствующих лендлордов, подчеркивая, что не настаивает на конфискации13.
Необходимо также отметить историческую концепцию известного английского теоретика либерализма Джона Стюарта Милля. Сравнивая Ирландию с другими европейскими странами, он приходит к выводу, что там самые худшие условия для крестьян (за исключением России) из-за перенаселенности, отсутствия договорных основ в отношениях лендлорда и фермера14. Проект Милля — это индустриализация Ирландии для оттока лишних рук и создания слоя мелких фермеров и ликвидация лендлордизма, что называется им «мирной законодательной революцией»15. Это позволило бы Ирландии и Англии с Шотландией оставаться в лоне одного государства, что весьма выгодно с точки зрения интересов стран, по Миллю (иначе в Ирландии произойдет восстание, лендлордов все равно выгонят и страна получит «в утешение временное удовлетворение от независимости»). По мнению Милля, это стало бы лекарством от фенианства16.
Похожий проект был выдвинут политиком Левисом Моффатом, с одной лишь разницей, что класс мелких фермеров позволит, по его мнению, развить систему географического разделения труда внутри Соединенного королевства: ирландские фермеры поставляют продукты на английский рынок, за что получают возможность приобретать промышленные товары17. Еще более радикальные идеи высказывал ирландский художник Генри О'Нил в своем памфлете «Ирландия для ирландцев». Он предложил ликвидировать ленд-лордизм, но сделать это путем постепенного выкупа государством земли и создания из ирландцев коллективного собственника всей земли, что привело бы к увеличению доходов, обработке запустевших почв, улучшению старых18. Немецкий коммунист Карл Маркс выступал за полную ликвидацию лендлордизма (что и будет национальной революцией в Ирландии), а затем проведение аграрной революции самими ирландцами19. Еще один интересный радикальный проект выдвинул русский анархо-коммунист П.А. Кропоткин: развитие системы огородничества в Ирландии и возможности адаптации ее во французском варианте20.
13 Брайт Дж. Избранные речи. СПб., 1873. С. 396-398.
14 Mill J.S. England and Ireland. London. 1868. P. 17.
15 Ibid. P. 18-19, 26.
16 Ibid. P. 32, 43.
17 Moffat L. Scheme for a Peasant Proprietary in Ireland. Toronto, 1886. P. 16.
18 O'Neil H. Ireland for the Irish. London, 1868. P. 118-119.
19 К. Маркс - Ф. Энгельсу // К. Маркс и Ф. Энгельс об Англии. М., 1953. С. 442.
20 Кропоткин П.А. Поля, фабрики и мастерские. М., 2013. С. 118-120.
Таким образом, перед нами предстал широкий спектр мнений о том, как решить аграрный вопрос в Ирландии: от консервативных до радикальных и социалистических. Какое место займет в этом ряду фенианский взгляд на аграрную проблему — мы рассмотрим ниже.
Историческая концепция фениев
Чтобы понять взгляды фениев на аграрный вопрос, необходимо рассмотреть такую важную составляющую их мировоззрения, как историческая концепция. Из нее непосредственно и вытекало фенианское решение аграрного вопроса. Мишель Фуко писал: «Можно сказать, что утверждение историко-политической области выражается в факте перехода от истории, которая до тех пор говорила о праве, рассказывая о подвигах героев или королей, об их битвах, войнах и т.д., к истории, как к способу современной войны, ибо она обнаруживает войну и борьбу, пронизывающую все институты права и мира. Таким образом, история становится знанием о борьбе, она разворачивается и функционирует в области борьбы: отныне связаны друг с другом политическая борьба и историческое знание <...>. Нельзя понять появление специфического современного измерения политики без понимания того, как историческое знание, начиная с XVIII века, становилось элементом борьбы: одновременно описанием борьбы и оружием в борьбе»21. Следуя этим размышлениям, рассмотрим, как понимали исторический процесс в Ирландии фении.
Один из видных членов братства Джон О'Махони, знаток ирландской истории, не зря адаптировал к организации название «фении». Это было отсылкой к древнему циклу саг о Фиане Мак-кумале и его дружине, которая являлась защитником Изумрудного острова. Отсюда и аллюзия к названию из саг: оно подчеркивает, что члены братства планируют сами, без опоры на массы, добиться независимости Ирландии. Примером для них служили США: «Жизнь нации в опасности, эта нация когда-то из подчиненной стала свободной силой меча». Фений Джон Девой освещает попытки земельных конфискаций, начиная с англо-норман. Эту линию он доводит до Вильгельма Оранского22. Во взглядах фениев присутствует идея о том, что их землю оккупировали чужаки, отобравшие ее у народа:
И не должна больше наша славная и известная земля Быть под игом чуждых нам законов и чужого короля.
21 Фуко М. «Нужно защищать общество». СПб., 2005. С. 187.
22 Devoy J. Recollections of an Irish rebel. New York, 1929. P. 2—3.
Лишь мы должны владеть этой Богом данной землей, И чтобы победить или умереть мы идем смело в бой23.
Ирландия воспринимается фениями как страна, которую взяли на копье. Здесь идет отсылка к Кромвелю и к политике массовых плантаций, когда была разрушена клановая система землевладения и введена новая, основанная на фригольде и лизгольде: «Что касается чудовищности Кромвеля, разорившего всю Ирландию...». США для ирландцев — это Мекка24 (если вспомнить жизнь пророка Мухаммеда — из Мекки он бежал в Медину. — В.К.). Отсюда фениями выводится оценка системы земельных отношений, установленных в Ирландии англичанами: «Англичане пришли в Ирландию в огромном количестве; они жаждали ирландской земли, они прошлись по Ирландии огнем и мечом, избивая ирландцев. А потом они позволили многим остаться на земле на условиях, что ирландцы будут платить ренту и признавать их лендлордами. Именно так ирландцы и стали держателями земли, а англичане в Ирландии — лендлордами»25. Отчуждение усугубил Великий голод, который, по мнению ирландских националистов, был результатом целенаправленной политики англичан. Лендлорды и являются «проводниками» английской политики господства. Англичане сделали их лордами Ирландии для узурпации прав ирландцев26.
На взгляд фениев, когда в Ирландии был «золотой век» — в Англии господствовала феодальная тирания27, т.е. уже из глубины веков шло различие укладов в двух странах. Ирландия воспринималась фениями как прогрессивная страна, у ирландцев был свой парламент, свои свободы, отобранные англичанами. Установление в Ирландии английской системы землевладения («участки земли, где когда-то было множество деревень, теперь используются для выпаса скота, чтобы затем отправлять его на английский рынок») воспринимается, как попытка искоренить ирландскую нацию28.
Что касается лендлордов — они чужие еще потому, что не живут в своих поместьях, но исправно выкачивают средства из крестьян-арендаторов. Им удалось создать целую преступную сеть солидарности, которая опутывает всю Ирландию. Лендлорды, по мнению фениев, все являются преступниками (noble band)29. В воспомина-
23 Fenian Songster. Philadelphia, 1866. P. 46.
24 Kierman J.L. Ireland and America versus England. Detroit, 1864. P. 12.
25 O'Donovan Rossa J. Recollections. Boston, 1898. P. 15.
26 Ibid. P. 38, 71.
27 Kierman J.L. Ireland and America versus England. Detroit, 1864. P. 1.
28 Ibid. P. 6.
29 Ibid. P. 6, 9.
ниях Иеремии О'Донована Россы мы находим образ лендлорда-чужака, при котором ирландец должен говорить только на англий-ском30. Даже если лендлорд католик — он является англичанином в душе: это доказывается тем, что колонизация Ирландии началась при Генрихе II, который был католическим королем. Религия важна, но это лишь повод для вторжения31. Отсюда выводится интересная взаимосвязь: если человек является лендлордом — он в любом случае враг ирландцев («Он был католиком, но у него были свойства и внешность большого тирана, как у любого кромвелевского лендлорда баронии Кэрберри»32). По концепции фениев, англичане все это задумали, дабы из ирладнцев сделать нацию рабов33.
В итоге была установлена система, при которой Ирландия стала страной, находящейся в «руках 30 тысяч фамилий» («И были посланы тысячи, чтобы усилить тиранический закон»34), а ирландцы стали расой белых рабов35.
Мы видим негативное отношение фениев к системе лендлор-дизма. Историческая концепция фениев была типичным приемом националистов для обоснования необходимости создания национального государства. Это позволяло причислить народ к «нациям», а следовательно, делало притязания на независимость обоснован-ными36. Учитывая, что в тот период в теоретической мысли, относящейся к определению национализма и понятия «нация-государство», господствовал принцип, который можно передать словами Мадзини о том, что в Европе должно существовать двенадцать крупных национальных государств (куда Ирландия не входила. — В.К.), идея фениев становится понятной. Другим критерием являлась способность к завоеваниям, вооруженной борьбе, это позволяло осознать национальное единство37. Как мы видим, идея отвоевания Ирландии вписывается в данную парадигму. Таким образом, можно сказать, что ирландский национализм шел вопреки либеральным и марксистским принципам построения национального государства, основанного на гомогенизации и рационализации. Фении предложили альтернативу этому принципу, для опровержения которого им необходимы были обоснования экономического развития Ирландии, в первую очередь решение аграрного вопроса.
30 O'Donovan Rossa J. Recollections. P. 30.
31 Ibid. P. 71.
32 Ibid. P. 203.
33 The Fenian War Songs. New York, 1883. P. 31.
34 Idid. P. 29.
35 Train G.F. Op. cit. P. 34-35.
36 Хобсбаум Э. Нации и национализм. СПб., 1999. С. 61.
37 Там же. С. 62.
Решение аграрного вопроса в Ирландии
Помня об отношении членов фенианского братства к лендлор-дизму, необходимо сказать и об их восприятии крестьян. Фении прекрасно понимали значение агитации среди фермеров еще до Земельной войны: «Когда Джеймс Стивенс (один из основателей братства. — В.К.) появился в Скибберене в мае 1858 года и основал Ирландское революционное братство, мы начали работать в этом направлении. Некоторые горожане говорят, что фермеры были против нашего движения. Я не могу сказать этого. Я могу сказать, что, наоборот, вовлек в движение много уважаемых фермеров из приходов Килкоу, Аугхадов, Кахерах, Дримолиг, Динах, Каилмасабеа, Мирос, Кэстлхэван. Дэн Маккарти, Морти Майнахан, два других центра, занимались тем же самым»38. Как объясняется далее, это делалось для того, чтобы консолидировать массы для битвы с англичанами. Джеймс Стивенс в одном из своих писем отмечал, что для фениев была важна работа с фермерами для достижения их поддержки39. Об этом также пишет Джон О'Лири: «Тем не менее, "запад" (имеется в виду аграрный Коннахт. — В.К.), казалось, просыпается, и это пробуждение всё продолжало нарастать, так что сейчас, грубо говоря, ни север, ни юг, ни восток не могут быть названы в любом смысле более национальными, нежели запад»40. Фении гордились тем, что им удалось создать ячейки в Коннахте, хотя в Палате общин в 1868 г. считали, что Коннахт не связан с фе-нианством41.
Фении прекрасно знали, что происходит в аграрном секторе и сочувствовали крестьянам: «Если и был когда-либо человек с глубокой симпатией к сельскохозяйственным классам., так это Кик-хэм (Чарльз Кикхэм — один из лидеров братства. — В.К.)»42. Об отношении фениев к крестьянам можно судить по их песням: «Ее крестьяне слышат и охотно приветствуют, хотя они не защищены от зимы такой холодной, все дни и ночи они трудятся, чтобы увидеть свободу на этом чудном острове, зовущемся Зеленым»43. Или другой показательный фрагмент: «Ее крестьянство не может получить и коры, чтобы выжить, когда наступает голода пора». Фении знали про огораживания, выселения44. Таким образом, мы видим, что они сочувствовали бедам ирландского крестьянина. Логику
38 O'Donovan Rossa J. Recollections. P. 200.
39 Ibid. P. 316.
40 O'Leary J. Recollections. Vol. 1. London, 1896. P. 156.
41 HC Deb. 16 March 1868. Vol. 190. P. 1688-1792.
42 O'Leary J. Op. cit. Vol. 2. P. 43.
43 Fenian Songster. P. 29.
44 The Fenian War Songs. P. 42.
фениев можно передать словами известной американской анархистки Эммы Гольдман: «Я отрицаю большинство как творческую силу не потому, что я не сочувствую всем притесненным и обездоленным, и не потому, что не знаю ужасные, позорные условия, в которых живут народные массы. Вовсе нет и нет! ... Я верю вместе с Эмерсоном, что "массы — грубы, убоги, их влияние, их требования вредны, им нельзя льстить, их нужно только учить и учить"»45.
Перейдем непосредственно к рассмотрению аграрной программы фениев. Сошлемся на оранжиста Джона Разерфорда, знакомого с источниками и бережно относившегося к их цитированию: «В случае успеха их борьбы с Англией. они бы установили новые отношения между лендлордом и держателем, основанные на принципах прусских реформ фон Штейна и Харденберга, что значит, дать каждому крестьянину возможность купить его ферму по цене, определенной комиссией. Это предполагалось для тех поместий, которыми владели члены братства. Что касается конфискаций, которые предусматривали 8/9 всей территории острова — должен был быть сформирован фонд национальной собственности, который должен был бы затем распродан в пользу государства, чтобы создать большой слой крестьян-собственников, такой же, как и во Франции»46. Данные подтверждаются памфлетом Джеймса Стивенса 1863 г., где он проводит мысль о том, что в Ирландии должна быть установлена такая же система, как и во Франции с правовой точки зрения, а также в сфере земельных отношений47.
Другой источник, написанный членом братства, говорит о том же самом, что и предыдущие фрагменты: «Все люди имеют право на свободу и счастье. Веря в то, что не бывает прочной свободы или счастья, не основанных на свободном труде, не бывает свободного труда, когда средства производства не свободны, учитывая к тому же, что первое средство производства — это земля, и что ирландская почва, вместо того, чтобы быть в руках ирландских тружеников, находится в руках эгоистических и деспотичных олигархов. Мы утверждаем, что наша цель — это вернуть землю силой»48. Данный памфлет вышел одновременно в Ирландии и США и был рассчитан на то, что его прочитает много людей. В 1867 г. накануне попытки восстания, фении выпустили прокламацию: «Земля Ирландии, принадлежащая олигархии, является землей ирландского
45 Гольдман Э. Анархизм. М., 2013. С. 45.
46 Rutherford J. The Secret History of the Fenian Conspiracy: Its Origin, Objects, Ramification. Vol. 1. London, 1877. P. 68-69.
47 Ibid. P. 290.
48 Savage G. Fenian heroes and martyrs. Boston, 1868. P. 85.
народа, и это право должно быть восстановлено»49. Еще одним фенианским источником служит памфлет Беггса «Первый шаг к ирландской свободе»: «Лендлорды не имеют и не имели никакого права на землю, ведь земля является общественной собственностью и принадлежит всем людям, ибо дана Богом»50. Фенианский фольклор содержит отражение этих взглядов: «Лишь хижины всегда для несчастных тружеников51».
Таким образом, мы видим, что фении собирались решать аграрный вопрос в Ирландии по французскому образцу. Эта модель предполагала использование опыта французской промышленной революции, которая не отличалась такой остротой социальных конфликтов, как то было в Англии. «Агитаторы (имеются в виду фении. - В.К.) убеждали мелких фермеров, и фермеры читали в газетах, что они получат во владение как собственники ту землю, что они обрабатывают и платят ренту»52. Таким образом, мы видим наличие у фениев своей аграрной программы, которую можно поставить в один ряд с программой Джона Стюарта Милля или другими радикальными проектами.
После этого мы можем правильно воспринять некоторые высказывания фениев. Например, Иеремия О'Донован Росса писал о решении земельного вопроса: «Пока он (лендлордизм. - В.К.) не будет уничтожен, в Ирландии не будет свободы»53. Но сможет уничтожить его только свободное ирландское правительство. В тюремных дневниках он показал свое отношение к Земельному биллю 1870 г.: «Я сказал ему, что не верю, будто мистер Гладстон проведет какой-либо билль, который даст ирландскому держателю защиту от произвола лендлорда, против его права изгонять и отбирать ренту, когда ему вздумается»54. По мнению О'Донована Россы -все эти акты нужны англичанам, чтобы одурачить (to gull) ирландцев. Отсюда становится понятна позиция фениев: только после освобождения национальное правительство сможет провести справедливые реформы.
Представляется необходимым сравнить аграрную программу фениев с программой Майкла Девитта, который был членом ИРБ, но к концу 70-х гг. перешел на другие позиции и стал, наряду с Де-воем, активным участником Земельной войны (1879-1882 гг.), в которой они использовали и фенианские ресурсы для мобилиза-
49 ^t. no: Kee R. The Green Flag. London, 2000. P. 334.
50 Beggs C. The first step to Irish liberty. Dublin, 1857. P. 22.
51 The Fenian War Songs. P. 35.
52 HL Deb. 24 February 1868. Vol. 190. P. 1039-1052.
53 O'Donovan Rossa J. Six years in six English prisons. 1874. P. 77.
54 Ibid. P. 423.
ции крестьян. В нашем распоряжении имеются «Тюремные записки» Девитта, в которых проявляются его идейные искания. Главным бичом Ирландии Девитт считает лендлордизм, который сформировался в результате завоевания и установления феодализма в Ир-ландии55. Он отстаивает идею о мелкой крестьянской собственности, которая, по его мнению, предотвратит появление класса пауперов. Девитт видел решение в национализации земли и просвещении масс56. В политическом плане он высказывался за отмену Унии и упразднении режима Дублинского замка. И деятельность Земельной лиги должна была служить этой цели, приближая реформы в Ирландии: «Я не верю в выжидательную политику»57. От фенианской программы Девитта отличала скорее тактика, как то подчеркивали некоторые советские ирландисты58, хотя Девитт не отрицал и возможность федерации с Англией, что позже привело его к мысли о сотрудничестве с английским рабочим классом. Важно отметить, что для Девитта важным было поднять общее движение всех ирландцев путем разжигания классового конфликта с помощью ирландских крестьян. В целом же его аграрная программа не отличалась от фенианской, что говорит о том, что именно в фенианский период политической деятельности у Майкла Дэвитта сформировались представления о необходимых аграрных преобразованиях в Ирландии.
Таким образом, фении выработали определенные взгляды на модернизацию Ирландии и решение аграрного вопроса, но на первом месте для них стояло обретение независимости. Возможно, поэтому историки-ирландисты «не доходили» до представлений Ирландского республиканского братства по аграрному вопросу, а фокусировались на таких событиях, как рейды, теракты, попытки восстаний. Аграрная программа фениов основывалась на американском и французском опыте. Фактически фении действовали в том русле, какое предполагал Карл Маркс: «Ирландцам необходимо следующее: 1. Самоуправление и независимость от Англии. 2. Аграрная революция. Англичане, при самом искреннем желании, не могут сделать революцию за ирландцев, но они могут дать им легальные средства, чтобы те сами сделали ее для себя. 3. Покровительственные пошлины против Англии»59. В другом письме Маркс подчеркивал, что социальный вопрос в Ирландии неотделим от национального60
55 Davitt M. Jottings in Solitary. Dublin, 2003. P 4, 34.
56 Ibid. P. 23, 44.
57 Ibid. P. 83, 90, 94.
58 Кунина В.Э. Майкл Девитт. М., 1973. С. 19.
59 К. Маркс — Ф. Энгельсу // К. Маркс и Ф. Энгельс об Англии. С. 442.
60 К. Маркс — З. Мейеру и А. Фогту // К. Маркс и Ф. Энгельс об Англии. С. 448.
(сразу вспоминается антилендлордисткая риторика фениев). Поэтому становится понятно отношение Маркса к фениям и их роли, которую он видел в том, чтобы «взорвать» тогдашний центр миро-системы, находившийся в Англии.
Фении, как мы видели, имели взгляд на то, как решить аграрный вопрос в Ирландии: первый шаг — это национальное освобождение, которое связано одновременно с социальным, Ирландия освобождается от «ненавистных» лендлордов, которые были чужды ирландцам (даже если этнически они были ирландцами). Затем следовало создание системы землевладения на основе французского опыта, про который известный отечественный франковед А.В. Адо сказал, что он позволил Франции смягчить социальные последствия промышленной революции61. На наш взгляд, в условиях низкого уровня урбанизации в Ирландии, это было бы выходом для простых ирландцев. Поэтому, используя термины Иммануила Валлерстайна, можно говорить, что фениев необходимо вписывать в широкий контекст «старых левых» со стратегией двух шагов: захват власти, затем реформы62.
Список литературы
1. Адо А.В. Крестьяне и Великая французская революция. Крестьянское движение в 1789-1794 гг. М., 1987.
2. Валлерстайн И. Структурный кризис или почему капиталисты могут считать капитализм невыгодным // Есть ли будущее у капитализма? М., 2015.
3. Ерофеев Н.А. Очерки по истории Англии 1815-1917. М., 1959.
4. Кунина В.Э. Майкл Девитт. М., 1973.
5. Саид Э. Культура и империализм. СПб., 2012.
6. Фуко М. «Нужно защищать общество». СПб., 2005.
7. Хобсбаум Э. Нации и национализм. СПб., 1999.
8. Kee R. The Green Flag. London, 2000.
9. Kenna S. War in the Shadows: The Irish-American Fenians Who Bombed Victorian Britain. Dublin, 2003.
Поступила в редакцию 25 октября 2017 г.
61 Адо А.В. Крестьяне и Великая французская революция. Крестьянское движение в 1789-1794 гг. М., 1987. С. 364.
62 Валлерстайн И. Структурный кризис или почему капиталисты могут считать капитализм невыгодным // Есть ли будущее у капитализма? М., 2015. С. 47.