Научная статья на тему 'Национальный вариант ирландской истории в трудах ирландских конституционалистов (на примере памфлетов Дж. Э. Редмонда «Правда о 98-м годе» и «Ирландия с 98-го года»)'

Национальный вариант ирландской истории в трудах ирландских конституционалистов (на примере памфлетов Дж. Э. Редмонда «Правда о 98-м годе» и «Ирландия с 98-го года») Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC-ND
234
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИРЛАНДИЯ / НАЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ МИФОЛОГЕМА / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ ИСТОРИИ / АНГЛО-ИРЛАНДСКАЯ УНИЯ / ГОМРУЛЬ / ИРЛАНДСКАЯ ПАРЛАМЕНТСКАЯ ПАРТИЯ / ОБЩЕСТВО ОБЪЕДИНЕННЫХ ИРЛАНДЦЕВ / IRELAND / NATION / NATIONAL MYTH / NATIONAL VARIANT OF HISTORY / THE ACTS OF UNION 1800 / HOME RULE / IRISH PARLIAMENTARY PARTY / SOCIETY OF UNITED IRISHMEN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Колышевская Елена Юрьевна

В статье дан краткий анализ двух малоизученных публицистических произведений, принадлежащих перу лидера Ирландской парламентской партии Джона Эдварда Редмонда. Данные памфлеты представляют собой любопытный срез видения ирландскими конституционалистами ирландской национальной истории после принятия Англо-ирландской унии 1800 г. Проведенный анализ позволяет утверждать, что национальная ирландская идея была сконструирована вокруг консенсусных моделей конституционного и республиканского направлений ирландского национализма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

National variant of Irish history in the works of Irish constitutionalists (In the pamphlets of J.E. Redmond “The Truth about '98” and “Ireland since '98”)

The article represents a brief analysis of two rare publicistic works written by the leader of the Irish Parliamentary Party, John Edward Redmond. The following pamphlets are an interesting vision of national Irish history made by Irish constitutionalists after the adoption of the Acts of Union 1800. The analysis allows to prove that national Irish idea was constructed by the common points between the constitutional and the republican branches of Irish nationalism.

Текст научной работы на тему «Национальный вариант ирландской истории в трудах ирландских конституционалистов (на примере памфлетов Дж. Э. Редмонда «Правда о 98-м годе» и «Ирландия с 98-го года»)»

Е.Ю. Колышевская

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ ИРЛАНДСКОЙ ИСТОРИИ В ТРУДАХ ИРЛАНДСКИХ КОНСТИТУЦИОНАЛИСТОВ

(на примере памфлетов Дж.Э. Редмонда «Правда о 98-м годе» и «Ирландия с 98-го года»)

В статье дан краткий анализ двух малоизученных публицистических произведений, принадлежащих перу лидера Ирландской парламентской партии Джона Эдварда Редмонда. Данные памфлеты представляют собой любопытный срез видения ирландскими конституционалистами ирландской национальной истории после принятия Англо-ирландской унии 1800 г. Проведенный анализ позволяет утверждать, что национальная ирландская идея была сконструирована вокруг консенсусных моделей конституционного и республиканского направлений ирландского национализма.

Ключевые слова: Ирландия, нация, национальная мифологема, национальный вариант истории, Англо-ирландская уния, гомруль, Ирландская парламентская партия, Общество объединенных ирландцев.

В современных исследованиях ирландского национализма XIX - начала XX в. на сегодняшний день восстановилось консенсусное разделение его направлений на республиканский, представляющий «традицию физической силы», и конституционный, или «традицию моральной силы». Подобный подход предполагает размежевание этих «традиций», однако более тщательный анализ публицистики ирландских республиканцев и конституционалистов заставляет вновь возвращаться к проработке типологии направлений ирландского национализма. Особенно актуальным этот вопрос становится при работе с ирландской публицистикой начала XX в., когда процессы поиска Ирландией собственного «национального лица» выходили на новый этап. Известный отечественный исследователь ирландской проблематики А.В. Миро-шников считает феномен ирландского национализма сложной взаи-

© Колышевская Е.Ю., 2013

мосвязью культурных, религиозных и политических факторов, наличие которой делает появление точной классификации его направлений невозможным1. На взаимопроникновение многочисленных общественных и политических аспектов в ирландском национализме указывает и отечественный исследователь Е.Ю. Полякова2. В зарубежной историографии одним из хрестоматийных примеров подобной позиции стал взгляд английского исследователя ирландского культурного национализма Джона Хатчинсона, образно описавшего выполнение задачи классификации ирландского национализма как «прокладывание дороги через джунгли национализма»3 вообще и ирландского национализма в частности. Все эти размышления отечественных и зарубежных исследователей справедливы и базируются на факте переплетенности (вполне аналогичной знаменитым «кельтским орнаментам») экономических, политических, культурных аспектов внутри феномена ирландского национализма. Особенно интенсивным в период конца XIX - начала XX в. был процесс переплетенности политических и культурных аспектов. Это связано с параллельным развитием культурной компоненты, выражающейся в широком распространении общественных организаций, научных обществ и общественно-политических сообществ, созданных вокруг идеи возрождения национальной культуры, языка, спортивных состязаний, популяризации национальной ирландской культуры в ирландском обществе, и политической компоненты - борьбы за введение гомруля, предполагающего воссоздание независимого ирландского парламента.

Указанный процесс особенным образом отразился в публицистических произведениях ирландских конституционалистов - членов Ирландской парламентской партии (далее - ИПП), которые были единственными легитимными носителями «национальной ирландской идеи» в глазах их современников-англичан4. Создателем партии и ее лидером с 1882 по 1891 г. был Ч.С. Парнелл - ха-ризматичный человек и смелый политик, который сумел вернуть «ирландский вопрос» в повестку обсуждения в Вестминстере. Пар-нелл успешно сочетал тактику обструкции, земельную агитацию и природное красноречие, претворяя в жизнь собственный политический курс, направленный на возрастание роли «ирландской нации» в политическом дискурсе и поиска независимых путей развития Ирландии. Популярность Парнелла в ирландском обществе была ошеломляющей - современники называли его «некоронованным королем Ирландии», сравниться по «народной любви» он мог разве что с «Великим освободителем» Д. О'Коннеллом, даровавшим Ирландии в 1829 г. долгожданный «акт о католической эмансипа-

ции». Позиции Парнелла в Вестминстере пошатнулись в связи с рядом скандалов, в которых фигурировало имя политика. Громкие кампании в английской прессе, самой известной из которых стала кампания старейшей английской газеты «Таймс» вокруг якобы одобрения Парнеллом убийства в дублинском Феникс-парке поверенного по делам Ирландии лорда Кавендиша, в итоге привели к расколу внутри ИПП и серьезно пошатнули здоровье самого Пар-нелла, который скончался после продолжительной болезни осенью 1891 г.

Раскол партии и смерть Парнелла сильно ослабили позиции ИПП в Вестминстере. Из 80 избранных на выборах 1892 г. только 9 членов партии были намерены продолжать поддерживать политический вектор, заданный Парнеллом. Среди них был и преемник Парнелла на посту лидера ИПП - Джон Эдвард Редмонд. Редмонд был достаточно опытным политиком, однако ему не удалось заменить масштабную политическую фигуру Парнелла, главным образом потому, что он придерживался тактики компромисса с правительственными мерами, принимаемыми в отношении Ирландии. В 1886 г. премьер-министром Великобритании В.Э. Гладстоном было инициировано обсуждение проекта гомруля - первый билль о гомруле. В ходе обсуждения билля Редмонд выступил в Палате общин Вестминстера5. Речь Редмонда показала направление политической дискуссии по вопросу гомруля, начатой Ч.С. Парнеллом и продолженной Редмондом после смерти первого лидера ИПП: это не только обсуждение самоуправления для Ирландии, но в значительной степени обсуждение Англо-ирландской унии. Уния, как и гомруль, после смерти Парнелла стала в значительной степени самостоятельным феноменом, культурным архетипом, вокруг которого объединялись политические и интеллектуальные силы Великобритании.

О Редмонде-политике в отечественной и западноевропейской историографии существует устоявшаяся точка зрения, в основном связанная с его политической деятельностью во время Первой мировой войны или же рассматриваемая в контексте Дублинского восстания 1916 г. Джон Редмонд вошел в историю Ирландии как политик, ищущий с Великобританией компромисс по вопросу гомруля. Однако его вклад в поиск национального ирландского архетипа остается недооцененным историками. Между тем перу Редмонда принадлежит ряд любопытных сочинений, в которых он излагает свое видение ирландской истории. Одним из них является памфлет, посвященный истории заключения Англо-ирландской унии, - «Правда о 98 годе»6. Памфлет был опубликован в шестом

номере английского политического альманаха «Ирландский вопрос». Четыре части своего сочинения Редмонд предваряет обстоятельным вступлением, в котором обращается в первую очередь к английскому читателю. Как и подавляющее большинство ирландских конституционалистов, Редмонд стремится к историческому диалогу с Англией, но при этом последовательно доказывает политическую целесообразность гомруля. Уния 1800 г., упразднившая независимый ирландский парламент, является для Редмонда образцом «намеренной и постыдной политики угнетения»7. Подобная риторика была свойственна и ирландской республиканской традиции, главным образом построенной на противоставлении «ирландско-сти» и «английскости» по национальной модели «мы-они». Еще одним показательным сходством является выбранная Редмондом тема - история заключения Англо-ирландской унии 1800 г., восстание Общества объединенных ирландцев 1798 г. и фигура лидера Общества - Т.В. Тона. Тон - излюбленный герой ирландских республиканцев, герой поистине легендарный, достаточно вспомнить яркую фразу, передающуюся из уст в уста и переходящую из сочинения в сочинение, гласящую, что «тон республиканца - это тон Вольфа Тона»8. Во вступлении Редмонд заявляет, что стремится пролить свет на английскую политику конца XVIII в. в отношении Ирландии. Показательно, что свой ретроспективный анализ Редмонд делает не только как политик и, безусловно, талантливый публицист, но и как историк, пусть не профессиональный, но хорошо владеющий источниками и историческими трудами историков-англичан. При этом Редмонд адресует свое сочинение английскому читателю, но описывает он историю Ирландии, т. е. де-факто пишет об Ирландии с точки зрения национального варианта истории.

Весь памфлет, начиная с первой части, посвящен доказательствам закономерности восстания 1798 г. В развязывании восстания и принятии Унии Редмонд обвиняет премьер-министра Великобритании Вильяма Питта, который стремился «спровоцировать восстание <...> чтобы обмануть надежды католиков»9 на отмену угнетающего их права законодательства - свода так называемых карательных законов, принятых в конце XVII - начале XVIII в., по которым католическое население Ирландии серьезно ущемлялось в правах. Последовательное принятие «карательных законов» подорвало социально-экономическое развитие Ирландии. «Законы против папизма и папистов» - как именовались эти законодательные акты в Англии - послужили поводом для народных выступлений и начала ирландской эмиграции. Редмонд считает Питта виновным не только в создании условий для восстания в Ирлан-

дии, а прямо обвиняет премьер-министра в осуществлении целенаправленного курса по лишению Ирландии ее независимого парламента. В доказательство Редмонд приводит цитаты из сочинений английского историка В.Э. Лекки, а также ссылается на комментарии лордов-лейтенантов по делам Ирландии - лорда В. Фитцвильяма и пришедшего ему на смену Джона Джефриса Пратта, лорда Камдена. «Возможно, что он [Питт] ждал принятия Унии. Вся суть его политики в Ирландии сводилась к <...> уничтожению там независимого законодательного органа. <...> Восстание 1798 года стало прямым и предсказуемым последствием этой политики» (выделено автором. - Е. К.), - приводит Редмонд строки из работы В.Э. Лекки «Лидеры общественного мнения в Ирлан-дии»10. Через лорда Фитцвильяма В. Питт стремился осуществить свой политический курс и «не дать сбыться надеждам католиков» на принятие законодательства, возвращающего им основные гражданские права, и Фитцвильям должен быть «разжечь огонь восстания» в Ирландии11. «Разочаровать надежды католиков означало раздуть в этой стране огонь такой силы, который мог быть подавлен только силой оружия»12, - цитирует Редмонд слова лорда Фитцвильяма. Однако, по утверждению Редмонда, Питт не был полностью уверен в своем ирландском ставленнике и решил предусмотрительно сменить его, «дабы наверняка поднять бунт в Ир-ландии»13. Доводы Редмонда вряд ли могли убедить консервативного читателя-англичанина, разделявшего идею укрепления Британской империи, однако к ним мог бы прислушаться читатель, разделяющий позиции вигов, особенно если учесть, что во время издания памфлета Вестминстер во главе с Гладстоном был либеральным. Поэтому Редмонд-публицист во второй части сочинения уступает место Редмонду-политику, который, во-первых, стремится подчеркнуть правильность выбранного Гладстоном курса «справедливости для Ирландии», а во-вторых, искусно пользуется конфессиональным аргументом, встраивая в рассказ о несправедливостях к католическому населению английской политической элиты историю создания Общества объединенных ирландцев, отличающегося «духом религиозного братства и свободы, быстро распространяемым по стране»14.

Изначальную конституционность Общества, стремление решить непростые вопросы англо-ирландских отношений в русле закона поддерживал и ряд английских политиков, к которым Редмонд относит и ушедшего с поста лорда-лейтенанта по делам Ирландии лорда Фитцвильяма, однако правительство Питта отвергло идеи ослабления законодательного гнета для католического населения.

В результате Общество объединенных ирландцев было вынуждено обратиться к насильственным методам борьбы. Самой большой частью памфлета является третья - «О том, как стало возможно стихийное восстание». В ней Редмонд обвиняет лорда-лейтенанта по делам Ирландии лорда Камдена в подготовке «системы восстаний», распространении по стране сети «оранжистских лож», а также судов, на которых тысячи людей приговаривались к смертной казни. Отмечу, что лорд Камден предстает в сочинении Редмон-да поразительно жестоким человеком. В начале памфлета Редмонд приводит высказывание лорда Камдена о том, что «меры, принятые правительством, заставили восстание разразиться быстрее, чем оно могло бы случиться без них» (выделено автором. - Е. К.)15, а в третьей части своего сочинения Редмонд дает оценку действий лорда Камдена в цитатах современников последнего. Так, например, сэр Ральф Аберкромби, лорд Холланд, обвиняет лорда Камдена в злоупотреблениях своими полномочиями и неумении командовать армией16, лорд Мойра указывает на невыносимые условия жизни ирландцев, созданные при лорде Камдене17, а современник Редмонда, названный в памфлете «видным юнионистом» Гол-дуин Смит открыто называет оранжистскую политику лорда Камдена «террористической» и направленной на разжигание «ужасной гражданской войны 1798 года»18.

Интересно отметить, что сам Редмонд четко обозначает свою позицию по поводу высказанных английскими историками и политиками мнений о католическом восстании в Вэксфорде - южном регионе страны, где были самые массовые выступления католиков-крестьян и самое жестокое подавление этих выступлений со стороны английской армии. Редмонд выступает здесь истинным продолжателем идеи Ч.С. Парнелла о главенстве светского государства, основанного на соблюдении закона, - «вопрос религиозной принадлежности не имеет ничего общего с вопросом восстания»19, безаппеляционно заявляет политик в заключительной части своего памфлета.

Сочинение Редмонда ценно расстановкой акцентов, в которых он как политик конца XIX - начала XX в. отражает противопоставление уже сложившихся к тому времени ирландской культурной модели и английской модели «высокой» культуры. Редмонд видит в англичанах «угнетателей Ирландии», но одновременно с этим он отделяет образ угнетателя от образа протестанта, заявляя, что «католическое восстание в Вэксфорде было направлено не против протестантизма, а против тирании»20. В этом Редмонд следует сложившемуся культурному и политическому архетипу конституци-

онного национализма, сконцентрированного вокруг идеи христианской Ирландии, «земли святых и ученых», как называет страну в своих сочинениях еще один сторонник курса Ч.С. Парнелла А.М. Салливан. Также подтверждением этого следует считать манеру героизации Редмондом Вольфа Тона. Образ Тона под пером Редмонда приобретает конституционное прочтение: это прежде всего просвещенный, интеллигентный и образованный человек, который понимал ирландскую нацию вне конфессиональных догм и был вынужден пойти на революционные меры в результате отказа в диалоге со стороны английских политиков.

К этой же тематике Редмонд обратился в 1898 г. в связи со столетней годовщиной восстания. В небольшом сочинении «Ирландия с 98 года»21, опубликованном в апрельском номере консервативного американского журнала «North American Review», Редмонд развивает свое видение истории страны за столетний период. Хотя композиционно данный памфлет является сплошным текстом, его организации стоит уделить немного внимания. На условные части памфлет разделяет повторяющаяся фраза «Результат был неизбежен»: заключение Унии привело к противодействию со стороны «ирландской нации» (в оценке Редмонда ирландское противостояние является сложившимся национальным противостоянием) - «результат был неизбежен»; аграрные волнения охватили всю страну - но этот «результат был неизбежен», ведь англичане проводили в Ирландии «грабительскую налоговую политику». Неизбежность результата английской политики видится Редмонду даже в восстании фениев 1845 и 1867 гг., более того, Ред-монд, в общем не одобряя политику «физической силы», подчеркивает национальный компонент восстаний - «Даже если фении не добились ничего <...> их восстания доказали, что национальный ирландский дух жив»22. Героизация «ирландских мучеников», более свойственная традиции республиканцев, соседствует у Редмон-да с героизацией Ч.С. Парнелла. Сразу же после вышеприведенной оценки фенианских восстаний - в глазах англичан однозначно преступных актов против Короны - Редмонд героизирует Парнелла, не только «возродившего бессмертный национальный дух ирландцев», но и сделавшего национальный ирландский дискурс «величайшей практической ценностью»23. Особо подчеркну, что излагаемая Редмондом в памфлете «национальная доктрина» базируется на конституционном фундаменте - идеях В. Молино, Дж. Свифта, Г. Граттана, которых Редмонд прямо называет «учителями ирландской нации»24, но вместе с тем в памфлете Редмонда немало точек соприкосновения с республиканскими идеями. Например, харак-

терной мыслью последнего сочинения является оценка автором жертв, принесенных за становление независимости ирландской нации, - начиная с «отчаянной попытки Эммета» и заканчивая восстаниями фениев 1848 и 1867 гг. в качестве мучеников за ирландский народ. Освещение Редмондом этих вопросов перекликается с концептами «общей жертвы» и «мученичества за ирландскую нацию», которые были развиты в рамках республиканской традиции. Общей с республиканцами является и точка зрения Редмонда на причины Великого голода, которыми послужила «политика англичан, а не болезнь картофеля»25.

Конституционная парадигма ирландского национализма развита Редмондом в заключительных абзацах его сочинения, в которых автор памфлета вступает в полемику (в привычный для конституционалистов политический диалог) со сторонниками сохранения Унии в Англии и Ирландии. Среди доводов в пользу отмены Унии и введения в Ирландии гомруля Редмонд справедливо указывает на ведущий фактор нового мирового развития, изменения мировой политической картины и образования новых европейских национальных государств. «Даже сторонники Унии в Ирландии признают этот факт, даже они склонны провозгласить самоуправле-ние»26, - пишет Редмонд в ответ на аргумент юнионистов о последствиях введения гомруля в Ирландии.

Памфлеты Дж.Э. Редмонда ценны в качестве документов, в которых дается оценка ирландской истории в традициях конституционной парадигмы ирландского национализма. Вместе с тем в сочинениях Редмонда прослеживается линия культурной архети-пизации на основе ирландской культурной модели: в погибших фениях он видит мучеников за ирландский народ, Вольф Тон и Генри Граттан поставлены им на один пьедестал «ирландских освободителей». Редмонд-политик олицетворяет заключительный этап векового поиска ирландцами собственной культурной и политической идентичности, создания идеологических границ ирландской нации. Редмон-публицист описывает историю Ирландии при помощи выработанных в ходе этого поиска консенсусных моделей национального восприятия ирландцев. Но дальнейший ход истории показал, что Редмонд явно недооценил значение ольстерского юнионизма, повлиявшего на драматический раздел страны.

Примечания

1 Мирошников А.В. Восстания и реформы. Ирландский национализм от Унии до Братства фениев (1800-1858 гг). Воронеж, 2001. С. 20-25.

2 Полякова ЕЮ. Ирландия в XX веке: Учеб. пособие. М., 2009. С. 27.

3 Hutchinson J. The Dynamics of Cultural Nationalism. The Gaelic Revival and the Creation of the Irish Nation State. L., 1987. Р. VII.

4 Понятие «национальной ирландской идеи» в данном случае весьма условно, так как английская элита крайне скептично относилась к ирландской национальной идее как таковой. Республиканцы-фении, представляющие лагерь «физической силы» ирландского национализма, объявлялись англичанами преступниками.

5 Hansard's Parliamentary Debates. 13 May 1886. Vol. 305. P. 912-1023.

6 Redmond J.E. The Truth About the '98 // The Irish Question. 1886. № 6.

7 Ibid. Р. 2.

8 См., например: «My tone is the tone of Wolfe Tone» (курсив мой. - Е. К.). O'LearyJ. Recollections of Fenians and Fenianism. L., 1896. Vol. 1. Preface. P. VIII.

9 Redmond J.E. Op. cit. Р. 8.

10 Ibid. Р. 7.

11 Ibid.

12 Ibid. Р. 8.

13 Ibid.

14 Ibid. Р. 11.

15 Ibid. Р. 8.

16 Ibid. Р. 17-18.

17 Ibid. Р. 18-19.

18 Ibid. Р. 24.

19 Ibid. Р. 31.

20 Ibid. Р. 30.

21 Redmond J.E. Ireland since '98 // The North American Review. 1898. April. № 497. Vol. 166. P. 385-397.

22 Ibid. P. 389.

23 Ibid.

24 Ibid. P. 386.

25 Ibid. P. 396.

26 Ibid. P. 397.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.