Научная статья на тему 'Консалтинг и аутсорсинг как факторы повышения конкурентоспособности предприятия в условиях экономики знаний'

Консалтинг и аутсорсинг как факторы повышения конкурентоспособности предприятия в условиях экономики знаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1677
279
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНСАЛТИНГ / АУТСОРСИНГ / ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / CONSULTING / OUTSOURCING / KNOWLEDGE ECONOMY / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Игнатьев Алексей Владимирович, Тихонов Егор Николаевич

Цель работы состоит в исследовании инструментов повышения конкурентоспособности фирмы в условиях экономики знаний. В качестве таких инструментов нами рекомендуются аутсорсинг и консалтинг, которые позволяют фирме повысить эффективность своей деятельности за счет привлечения внешних компетенций. В работе выявлены достоинства и недостатки этих инструментов и дан анализ практики их использования в России. Описаны наиболее часто передаваемые на аутсорсинг функции. В качестве одной из проблем, препятствующих активному применению этих инструментов, выделена недостаточная защищенность интеллектуальной собственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSULTING AND OUTSOURCING AS COMPETITIVE STRENGTH FACTORS IN KNOWLEDGE ECONOMY

The goal of the present paper is to carry out a research of tools that help to increase competitiveness of a firm in knowledge economy. We recommend to use outsourcing and consulting as such tools because they help the firm to increase its effectiveness thanks to external competences. The paper contains a description of advantages and inconveniences of these tools and an analysis of their use in Russia. We describe the functions that are outsourced most often. Poor protection of intellectual property is described as one of the main obstacles that hinder development of outsourcing and consulting in Russia.

Текст научной работы на тему «Консалтинг и аутсорсинг как факторы повышения конкурентоспособности предприятия в условиях экономики знаний»

УДК 330

КОНСАЛТИНГ И АУТСОРСИНГ КАК ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ

Игнатьев А.В., Тихонов Е.Н.

Цель работы состоит в исследовании инструментов повышения конкурентоспособности фирмы в условиях экономики знаний.

В качестве таких инструментов нами рекомендуются аутсорсинг и консалтинг, которые позволяют фирме повысить эффективность своей деятельности за счет привлечения внешних компетенций.

В работе выявлены достоинства и недостатки этих инструментов и дан анализ практики их использования в России. Описаны наиболее часто передаваемые на аутсорсинг функции. В качестве одной из проблем, препятствующих активному применению этих инструментов, выделена недостаточная защищенность интеллектуальной собственности.

Ключевые слова: консалтинг, аутсорсинг, экономика знаний,

конкурентоспособность.

CONSULTING AND OUTSOURCING AS COMPETITIVE STRENGTH FACTORS IN KNOWLEDGE ECONOMY

Ignatyev A.V., Tikhonov E.N.

The goal of the present paper is to carry out a research of tools that help to increase competitiveness of a firm in knowledge economy.

We recommend to use outsourcing and consulting as such tools because they help the firm to increase its effectiveness thanks to external competences.

The paper contains a description of advantages and inconveniences of these tools and an analysis of their use in Russia. We describe the functions that are outsourced most often. Poor protection of intellectual property is described as one of the main obstacles that hinder development of outsourcing and consulting in Russia.

Keywords: consulting, outsourcing, knowledge economy, competitiveness.

Термины "инновационная экономика", "общество знаний", "информационное общество" общеизвестны и широко распространены в научной литературе. В настоящей статье используется понятие "экономика знаний", введенное Фрицем Махлупом [1]. Сегодня “экономика знаний” подразумевает высший этап развития постиндустриальной и инновационной экономики и определяет тип экономики, основанной на знании. При этом именно производство знаний обуславливает рост экономики. Основным активом предприятий при таком типе экономики является человек, его знания, умения и опыт. Экспоненциальное развитие технологий, постоянно растущая роль информации и скорости ее обмена, жесткие условия конкуренции - все это создает острую необходимость для дальнейшего разделения труда, появления и развития новых форм деятельности, основанных на знаниях. В рамках статьи рассмотрены такие стремительно развивающиеся виды деятельности как консалтинг и аутсорсинг.

Экономика знаний обладает некоторыми отличительными чертами [2]. Первой является дискретность знаний, т.е. знание либо создано, либо нет. Второй особенностью является доступность. Это означает, что знания, становятся доступны после производства всем без исключения. Основой экономики знаний является информационный продукт, который не исчезает после потребления подобно материальным продуктам - это является третьей особенностью.

Глобализация, рост открытости хозяйства, трансформация экономики в сторону формирования экономики знаний приводит к росту конкуренции и конкурентоспособности. Изменение структуры и природы цен и стоимости, рост значимости уровня подготовки персонала, качества его обучения и адаптации к изменению условий - все это факторы, влияющие на конкурентоспособность. Возведение разнообразных барьеров: таможенных, финансовых, информационных и т.д. является одним из классических примеров элементов конкурентной стратегии, существовавшей до сих пор. Однако, указанная стратегия так же постепенно изменяется. В условиях экономики знаний, для динамично развивающихся инновационных предприятий уже не так важно воздвигать барьеры, как повышать скорость реакции на изменения рынка и его опережение. Здесь применимо выражение компании Мс^шеу: «Напротив, стратегия, базирующаяся на «широком кругозоре», сосредотачивается на создании объемной красочной картины настоящего и будущего, которая дает энергичным сотрудникам высокую степень свободы и гибкости для поиска своего шанса» [5]. Это позволяет переосмыслить понятие и содержание конкуренции и конкурентоспособности. Получают распространение новые формы ведения бизнеса - сетевые [6] и виртуальные [7]. Знания становятся самым существенным фактором конкурентоспособности. С каждым годом растет доля ВВП, затрачиваемая на новые знания и технологии (см. рис.1). Значимость традиционных факторов - ресурсов и труда по их переработке в современной экономике снижается, а значимость новых факторов - разработки и создания знаний как новых объектов рынка -технологий, материалов, оборудования и т.д. только растет. В стоимости товара или услуги компенсируются не только непосредственно сырье, используемое в производстве, но и во все большей мере - затраты на вывод продуктов на рынок, в том числе в форме выплат владельцам интеллектуальной собственности разного рода лицензионных отчислений [8]. В настоящее время цена и иные характеристики товара зависят в большей степени от таких

факторов, как интеллектуальная составляющая, инфраструктурнокоммуникационная, факторы прошлого труда. Все это позволяет сделать вывод об изменении характеристик конкуренции. Роль, весьма значимой для рынка «простых» товаров (однородных товаров с небольшим количеством характеристик и устоявшимися способами использования) ценовой конкуренции снижается, сменяется знаниеемкой, качественной, основанной на индивидуализированном сочетании качеств конкретной продукции.

Рис. 1. Внутренние затраты на исследования и разработки в процентах

к ВВП в 2005 г. [8]

Количество участников, степень сложности входа и присутствия на рынке, тип адаптации к рыночным условиям - все это определяет конкурентное поведение участников рынка. В условиях экономики знаний так же изменяются взаимоотношения участников рынка. Возникают новые факторы вхождения на рынок, такие как «интеллектуальная стоимость вхождения», оказывающая влияние на параметры отрасли вследствие создания и распространения инновационных идей. Экономика знаний так же формирует такие формы конкуренции, как конкуренция за компетенции, интеллектуальные ресурсы,

новейшие технологии, навыки и умения. Необходимо не только получать необходимые компетенции, интеллектуальные ресурсы, новейшие технологии, навыки и умения, но и строить необходимые базы знаний, уметь управлять и применять эти знания.

Указанные особенности обосновывают высочайшие требования к профессионализму участников производственного процесса и способствуют дальнейшему развитию разделения труда в экономике, а также формированию и совершенствованию новых сфер услуг, с помощью которых участники рынка получают возможность применять в своей деятельности новые знания, умения и технологии. Среди таких сфер можно выделить наиболее динамично развивающиеся консалтинг и аутсорсинг.

Развитие консалтинга и аутсорсинга, как инструментов формирования конкурентных преимуществ в условиях информационного общества - одна из актуальнейших тенденций в современном мире и России. Новые управленческие задачи расширяют предметные области консалтинга и аутсорсинга в сторону организации и управления процессами внедрения новаций в практику, то есть в сторону поддержки конкурентоспособности предприятий [9].

Консалтинг в условиях экономики знаний

Существует множество определений консалтинга, но одним из наиболее подходящих в данном случае представляется определение В.И. Алешниковой: «консультирование — деятельность, осуществляемая профессиональными консультантами и направленная на обслуживание потребностей коммерческих и некоммерческих организаций, физических лиц в консультациях, обучении, исследовательских работах по проблемам их функционирования и развития»[17].

Развитие экономики России обуславливает влияние консалтинга на конкурентоспособность. Если в 1997 году внутренний спрос на консалтинговые

услуги в России составлял примерно 76.3 млн. долларов, то к 2003 он приблизился к полумиллиарду и продолжает стремительно расти.

Пример роста спроса на консалтинговые услуги в различных отраслях деятельности в период с 2005 г. по 2007г. представлен на рисунке 2 [11].

Рис. 2. Рост спроса на консалтинговые услуги в 2005 - 2007 годах

Использование консультационных услуг, как фактор повышения конкурентоспособности становится актуален для России, где только недавно начали проявляться признаки насыщения некоторых рынков товаров и услуг.

Рис. 3. Прирост выручки консалтинговых компаний в различных отраслях

экономики с 2005 по 2007 гг.

Наиболее высокие темпы роста выручки консультантов в нефтяной и нефтегазовой отрасли. В сравнении с показателями 2005 года их доходы увеличились более чем в два раза - с 3,4 до 7 млрд рублей, или до 15% их общей выручки в этом сегменте против 12,3% двумя годами раньше. Стремительными темпами росли доходы консультантов и в металлургической промышленности - увеличение за последние два года составило более 87%. Им соответствовала и выручка от услуг металлургам: по итогам 2007 года она составила 2,43 млрд рублей против 1,3 млрд рублей в 2005-м. Со стороны данных отраслей наиболее востребованы услуги в области ИТ и налогового консалтинга. В нефтегазовом секторе на долю этих услуг приходится более 50% и 17% от общего дохода консультантов в отрасли, в металлургии - около 57% и 12% соответственно.

Здесь необходимо заметить, что за исключением государственного управления и некоторых монополий, спрос на консалтинговые услуги велик в сферах, где конкуренция играет существенную роль. Торговля, строительство, пищевая промышленность - это те сферы, где сегодня наблюдается высочайший рост конкуренции. Как показало исследование компании «ТОЙ-ОПИНИОН» [12] по Санкт-Петербургу - уже более 70% предпринимателей предпочитают услуги отечественных консультантов и около 40% предпринимателей не согласны с преемственностью зарубежного опыта. Задачи же, стоящие перед руководителем при обращении в консалтинговую фирму, имеют такое процентное распределение: реорганизация - 7%, бизнес проекты -14%, управленческие задачи - 15%, маркетинговые задачи - 18%, финансовые задачи - 38%. Эту тенденцию напрямую отображает зависимость прибыли консалтинговых фирм в зависимости от направления их деятельности (рис. 4). Как видно из рис.4, направление финансового консультирования, которое включает в себя аудит, налоговый консалтинг, консалтинг в области финансового управления и, частично, юридический консалтинг приносит наибольшую прибыль относительно других видов консультирования.

Рис. 4. Распределение консалтинговых услуг по видам деятельности

(доля в % от выручки). [11]

Общий объем выручки от консалтинговых практик 150 компаний, вошедших в рейтинг «Эксперт РА» в 2007 году, достиг 70 млрд. рублей (почти

3 млрд. долларов). Это в 30 раз больше, чем в 1999 году! При этом в рейтинге по-прежнему не участвуют компании «большой четверки», чья доля на российском консалтинговом рынке, по различным оценкам, составляет от 20% до 50%.

Из представленных выше результатов ясно, что популярность использования консалтинговых услуг растет. Таким образом, в условиях нестандартных проблем, стоящих перед предприятием, использование консультантов дает ощутимые преимущества, поскольку позволяет получить решение высококвалифицированного специалиста и не держать его в штате на постоянной основе. Перечень оказываемых услуг позволяет решить практически любые нестандартные задачи в процессе работы предприятия.

Это, в сою очередь, является показателем уровня внедрения передовых технологий в процессы производства и обслуживания. Представленные выше данные свидетельствуют о значительном росте доли консалтинга в экономике России, который является важным инструментом на пути развития постиндустриального типа экономики, то есть экономики знаний. Однако, особенности ведения предпринимательской деятельности, выявляют проблемы развития таких услуг в России. Нередко наблюдается недоверие предпринимателей к консалтинговой деятельности. Часто руководители даже не подозревают, что им необходимо использовать такого рода услуги и доводят ситуацию до крайности, когда решение проблем значительно усложняется.

Аутсорсинг в условиях экономики знаний

Аутсорсинг (outsourcing - «использование внешних ресурсов») - это современный способ производства, основанный на отношениях субподряда в глобальных масштабах при использовании принципа сравнительных преимуществ. В процессе аутсорсинга участвуют две стороны: заказчик и исполнитель; при этом заказчик в целях снижения себестоимости или улучшения качества продукции делегирует исполнителю реализацию процессов, которые не являются жизненно важными для заказчика [17].

Аутсорсинг предполагает достаточно тесную кооперации, и опирается не только на рыночные, но и на иерархические инструменты взаимодействия [19].

Аутсорсинг более всего способствует оптимальному использованию возможностей разделения труда, позволяет участникам рынка приобретать ресурсы (особенно, компетенции, интеллектуальные ресурсы, новейшие технологии, навыки и умения), которых она до этого не имела и не могла по каким-либо причинам приобрести.

В российской практике аутсорсинг, как и консалтинг, явление известное и стремительно развивающееся. При этом, если в недавнем прошлом основными потребителями аутсорсинга были преимущественно представительства иностранных предприятий и совместные предприятия, то в последние десять лет к услугам аутсорсеров все чаще прибегают отечественные предприятия [16]. В 2009 году, рейтинговое агентство РБК провело опрос более 3500 компаний, среди которых 200 компаний крупного бизнеса, 1700 предприятий сегмента малого и среднего бизнеса, 500 компаний банковского и страхового сектора, а также порядка 1000 представительств иностранных компаний в России, по результатам которого были составлены рейтинги популярности видов аутсорсинга в России и вероятности передачи на аутсорсинга внутренних функций. Главной задачей исследования было определить, какие функции предприятия обычно отдают или готовы отдать на аутсорсинг, чтобы сократить затраты или повысить качество профессионального исполнения. В течение 3,5 месяцев методом анкетирования респондентов специалисты контролировали общественное мнение, ранжируя количественные показатели по 10-балльной шкале (1 - не популярен, 10 -популярен), а качественные - по количеству положительных и отрицательных ответов. Результаты рейтингов приведены ниже.

Самые популярные виды аутсорсинга в 2009 году в России [20]

* - Уборка офиса, уборка территории, организация питания сотрудников,

курьерская служба

** - Реклама, пиар, дизайн, мониторинга публикаций в СМИ, услуги по организации различных мероприятий (корпоративные праздники, семинары и пр)

Рейтинг вероятности передачи на аутсорсинг внутренних функций в %

[20].

* - Уборка офиса, уборка территории, организация питания сотрудников, курьерская служба

Летом 2010 года аутсорсинговым подразделением группы BDO в России и агентством РБК [21] был составлен еще один рейтинг популярности видов аутсорсинга бизнес-процессов, но уже в иностранных компаниях в России. Всего в проекте участвовало более 6000 иностранных компаний в России, представленных во всех сегментах рынка. Главной целью исследования было не только определить отношение представителей иностранных компаний к передаче внутренних функций на аутсорсинг, но и сравнить его популярность в российских и в иностранных компаниях, представленных в РФ, по видам внутренних функций. Выборка исследования формировалась на основе единственного критерия — доли иностранного капитала в уставном капитале. И как показали результаты исследования, отношение к аутсорсингу принципиально различается.

Первое место по популярности в иностранных компаниях в России занимает оформление виз и разрешений на работу для иностранцев и юридическое обеспечение деятельности (58%), на втором — услуги в сфере логистики и транспорта (53%), на третьем — передача отдельных участков бухгалтерского учета. Кроме того, согласно ответам респондентов, иностранные компании предпочитают передавать расчет заработной платы сотрудников.

На основании указанных двух исследований, может быть сделан вывод, что в отечественных компаниях самыми популярными функциями для передачи на аутсорсинг остаются такие функции как физическая охрана, сфера обслуживания (уборка, питание), логистика и транспорт. Именно они занимают первые три строки рейтинга. Типичные функции по аутсорсингу бизнес-процессов, требующие высокого уровня профессионализма, в настоящий момент отечественные компании реализуют, используя внутренние ресурсы [20].

Объяснение такой ситуации может быть дано следующее: руководители российских предприятий прибегают к аутсорсингу с целью финансовой

экономии, а не как к механизму повышения конкурентоспособности за счет применения новых компетенций, интеллектуальных ресурсов, новейших технологий, навыков и умений. В связи с этим, а также с определенной «непрозрачностью» экономической среды, и, предположительно, всеобщим недоверием чаще всего в России на аутсорсинг передают, как правило, стандартные, хорошо отработанные процессы, не требующие формирования и применения нового знания.

Кроме того, нестабильность и непредсказуемость отечественной среды также сдерживает развитие аутсорсинга. Российские предприятия ориентированы, в основном, на краткосрочные договорные отношения, тогда как аутсорсинг предполагает заключение долгосрочных контрактов. Соответственно, культура общения с заказчиком развита слабо, отсутствует четкое понимание механизмов заключения контракта и разрешения конфликтных ситуаций.

Здесь необходимо отметить еще один сдерживающий фактор: в России широко распространенно нарушение авторских прав и прав интеллектуальной собственности (что особенно критично в условиях экономики знаний), и это, без сомнения, является важной причиной, отпугивающей многие компании от применения аутсорсинга.

Тем не менее, несмотря на вышеуказанные сложности, в настоящее время консалтинг и аутсорсинг являются базовыми трендами развития экономики знаний и являются, фактически, двумя разными гранями одной сферы услуг. По существу, консалтинг подразумевает генерацию новых знаний, что для участников рынка означает повышение конкурентоспособности, при этом сгенерированное знание переходит в собственность к потребителю консалтинговых услуг. Аутсорсинг же, в отличие от консалтинга, подразумевает генерацию и использование знаний, что также влечет повышение конкурентоспособности заказчика, однако, знание, при этом, остается в собственности у поставщика услуг.

Список литературы

1. Махлуп Фриц. Производство и распространение знаний в США. М.: Прогресс, 1966.

2. Макаров В. Л. Экономика знаний: уроки для россии // Вестник российской академии наук. 2003. Том 73. № 5. С. 450.

3. Антипина О.Н. Сетевые отрасли информационной экономики: характерные особенности, отражение в теории и подходы к ценообразованию // Журнал экономической теории. 2009. №1.

4. Карпова Н.Н., Азгальдов Г.Г., Базанчук Е.А., Шаранова Н.А. Практика Оценки нематериальных активов и интеллектуальной собственности. - М.: ФА При правительстве РФ, 2000. 128с.

5. Койн К., Буарон Р.,.Фостер Р, Бхайд А. Как превзойти конкурентов // Вестник МсЫшеу. 2002. №1. http://Www.Mckinsey.Com/Russianquarterly (дата обращения 26.05.2012).

6. Котляров И. Д. Формы ведения предпринимательской деятельности в виртуальном пространстве: попытка классификации // Экономическая наука современной России. 2011. № 2. С. 89-100.

7. Котляров И. Д. Шкала оценки степени виртуализации предприятия // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2011. № 4. С. 34-38. иКЬ: http://journal-aael.intelbi.ru/main/wp-

content/uploads/2011/10/%D0%9A%D0%BE%D 1 %820/с^0%ВВ0/с^ 10/с^0/с^ 1 %80 %D0%BE%D0%B2-%D0%98.%D0%94..pdf

8. Явлинский Г.А. Перспективы России. М.: ГАЛЛЕЯ-ПРИНТ, 2006. 143 с.

9. Рейнгольд Е. А. Проблемы конкурентоспособности в современной экономике // Проблемы современной экономики. 2008. № 3 (27).

10. Индикаторы науки: 2007. Статистический сборник. М.: ГУ-ВШЭ, 2007. С. 306.

11. Список крупнейших аудиторско-консалтинговых групп России по итогам 2010 года. http://www.raexpert.ru (дата обращения 20.05.2012).

12. http://www.opinion.spb.ru/ (дата обращения 01.06.2012).

13. CNews Analytics, 2005 (на основе данных РОССТАТа).

14. Аникин Б.А., Рудая И.Л. Аутсорсинг и аутстаффинг: высокие технологии менеджмента: Учеб. Пособие. М.: ИНФРА-М, 2007. 288 с.

15. Черемисин Д. В. Аутсорсинг как элемент современного

хозяйственного механизма: теоретический аспект. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М. 2005.

16. Аутсорсинг как инструмент реструктуризации, перевод Малышева В.С. // Логинфо, 2003, №4

17. Лабышкина Р.Н. Проблемы и перспективы развития

аутсорсинговых услуг в сфере образования // Взаимодействие трех секторов: государственного, частного и общественного в развитии образования. Материалы международной научно-практической конференции. Под ред. д.э.н., проф. Н.П. Литвиновой, Санкт-Петербург. Изд-во «Тускарора», 2008. С. 114118.

18. Ашмянская И. Индия и глобальный аутсорсинг, или

«бангалоризация» мировой экономики. // Азия и Африка сегодня. 2007. №1, С. 6-10.

19. Котляров И. Д. Аутсорсинг и иные формы межфирменной кооперации: анализ отличий // Бухучет в строительных организациях. 2011. №

1. С. 39-43.

20. http://rating.rbc.ru/article.shtml72009/12/16/32653318 (дата обращения

26.05.2012).

21. http://www.rbcdaily.ru/focus/opinion/562949981652441.shtml (дата обращения 28.05.2012)

22. Алешникова В.И. «Использование услуг профессиональных консультантов: 17-модульная программа для менеджеров «Управление

развитием организации». Модуль 12. М.: ИНФРА-М, 1999. 240 с. С. 25.

References

1. Machlup F. Proizvodstvo i rasprostranenie znaniy v SSHA (Production and distribution of knowledge in the USA). Moscow: Progress Publ., 1966.

2. Makarov V. L. Vestnik Rossiyskoy Akademii Nauk [Herald of the Russian Academy of Sciences], no. 5 (2003): 450.

3. Antipina O. N. Zhurnal ekonomichskoy teorii [Journal of economic theory], no. 1 (2009).

4. Karpova N. N., Azgaldov G. G., Bazanchuk E. A., Sharanova N. A. Praktika Otsenki nematerial'nykh aktivov i intellektual'noy sobstvennosti [Practice of valuation of non-material assets and intellectual property]. Moscow: Financial Academy, 1993. 128 p.

5. Koyn K., Boiron R., Foster R., Bhyde A. Vestnik Mckinsey [McKinsey Journal], no. 1 (2002). http://www.mckinsey.com/Russianquarterly/ (accessed on

26.05.2012).

6. Kotliarov I.D. Ekonomicheskaya nauka sovremennoy Rossii [Economical science in contemporary Russia], no. 2 (2011): 89-100.

7. Kotliarov I.D. Vestnik Altayskoy akademii ekonomiki i prava [Journal of the Altai Academy of Economics and Law], no. 4 (2011): 34-38.

8. Yavlinskiy G. A. Perspektivy Rossii [Perspectives of Russia]. Moscow: Galleya Print, 2006. 143 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Reyngold E. A. Problemy sovremennoy ekonomiki [Problems of modern economy], no. 3 (2008).

10. Indicatory nauki. Statisticheskiy sbornik [Science Indexes. Statistics]. Moscow: GU-VSHE, 2007.

11. Spisok krupneyshikh auditorsko-konsaltingovykh grupp Rossii po itogam 2010 goda [List of main audit and consulting companies in Russia in 2010]. http://www.raexpert.ru (accessed 26.05.2012).

12. http://www.opinion.spb.ru/ (accessed 01.06.2012).

13. CNews Analytics, 2005.

14. Anikin B. A, Rudaya I. L. Autsorsing i autstaffing: vysokie tekhnologii menedzhmenta [Outsourcing and outstaffing: high management technologies]. Moscow: INFRA-M Publ., 2077. 288 p.

15. Cheremisin D. V. Autsorsing kak element sovremennogo

khozyaystvennogo mekhanizma: teoreticheskiy aspekt [Outsourcing as a part of the modern economical model: a theoretical approach]. Ph. D. Thesis. Moscow, 2005.

16. Autsorsing kak instrument restrukturizacii. Transl. by V. S. Malyshev. Loginfo, no. 4 (2005).

17. Labyshkina R. N. Vzaimodeystvie trekh sektorov: gosufarstvennogo, chastnogo i obshchestvennogo v razvitii obrazovaniya. Materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii [Interaction between three sectors: state, private and public in education development. Proc. of the International scientific Conference]. Ed. by N. P. Litvinova. SPb.: 2008.

18. Ashmyanskaya I. Aziya i Afrika segodnya [Asia and Africa today], no. 1 (2007): 6-10.

19. Kotliarov I. D. Bukhuchet v stroitelnykh organizaciyakh [Accounting in building companies], no. 1 (2011): 39-43.

20. http://rating.rbc.ru/article.shtml72009/12/16/32653318 (accessed

26.05.2012).

21. http://www.rbcdaily.ru/focus/opinion/562949981652441.shtml (accessed

28.05.2012).

22. Aleshnikova V. I. Ispolzovanie uslug professionalnykh konsultantov [Working with professional consultants]. Moscow: INFRA-M, 1999. 240 p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Игнатьев Алексей Владимирович, аспирант

Санкт-Петербургский Институт Гуманитарного Образования ул. Лифляндская, дом 4, г. Санкт-Петербург, 190020, Россия e-mail: alexig85@yandex. ru Тихонов Егор Николаевич, аспирант

Институт образования взрослых Российской Академии образования ул. Черняховского, дом 2, г. Санкт-Петербург, I9III9, Россия e-mail: etix@yandex. ru

DATA ABOUT THE AUTHORS

Ignatyev Alexey Vladimirovich, Post graduate student

Saint-Petersburg institute of education in the sphere of humanities and social sciences

4, Liflyandskaya street, Saint-Petersburg, 190020, Russia

e-mail: alexig85@yandex. ru

Tikhonov Egor Nikolaevich, Post graduate student

Institute of adult education of the Russian academy of education

2, Chernyahovskogo street, Saint-Petersburg, I9III9, Russia e-mail: etix@yandex. ru

Рецензент:

Литвинова Нина Петровна, проф., д.э.н., профессор кафедры ГМУ, СПб Институт Гуманитарного Образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.