Научная статья на тему 'Аутсорсинг в России и США (обзор тенденций и перспектив аутсорсинга)'

Аутсорсинг в России и США (обзор тенденций и перспектив аутсорсинга) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4958
483
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АУТСОРСИНГ / IT-АУТСОРСИНГ / АУТСОРСИНГ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ / РЕЙТИНГ АУТСОРСИНГА БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ / АУТСОРСИНГ УЧЕТНЫХ ФУНКЦИЙ / БУХГАЛТЕРСКИЙ АУТСОРСИНГ / BUSINESS PROCESS OUTSOURCING (BPO) / OUTSOURCING / IT-OUTSOURCING / BPO RATING / OUTSOURCING OF ACCOUNTING FUNCTIONS / ACCOUNTING OUTSOURCING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Луцкая Нонна Владиславовна, Лонцих Павел Абрамович

Дается анализ тенденций и перспектив развития аутсорсинга бизнес-процессов в России. Проведен обзор предпосылок и истории развития аутсорсинга в США и России. Представлены результаты исследования, цель которого сравнить отношение к аутсорсингу в российских и иностранных компаниях, работающих в России. Сфокусировано внимание на особенностях развития аутсорсинга учетных функций (бухгалтерского аутсорсинга) в России. Приведены рейтинги популярности среди различных видов аутсорсинга бизнес-процессов, обозначены основные причины, препятствующие развитию аутсорсинга учетных функций, и факторы, влияющие на выбор компаний-подрядчиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OUTSOURCING IN RUSSIA AND THE U.S. (OUTSOURCING TRENDS AND PROSPECTS REVIEW)

The article analyzes the trends and development prospects for business process outsourcing (BPO) in Russia. It reviews the backgrounds and development history of outsourcing in the U.S. and Russia; presents the results of the study, which aims at comparing the attitude to outsourcing in Russian and foreign companies; focuses on the development features of the outsourcing of accounting functions (accounting outsourcing) in Russia; presents popularity ratings of BPO among the different types of outsourcing; indicates the main reasons preventing the development of the outsourcing of accounting functions and the factors affecting the choice of contracting companies.

Текст научной работы на тему «Аутсорсинг в России и США (обзор тенденций и перспектив аутсорсинга)»

УДК 330.46

АУТСОРСИНГ В РОССИИ И США (ОБЗОР ТЕНДЕНЦИЙ И ПЕРСПЕКТИВ АУТСОРСИНГА)

Н.В.Луцкая1, П.А.Лонцих2

Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Дается анализ тенденций и перспектив развития аутсорсинга бизнес-процессов в России. Проведен обзор предпосылок и истории развития аутсорсинга в США и России. Представлены результаты исследования, цель которого сравнить отношение к аутсорсингу в российских и иностранных компаниях, работающих в России. Сфокусировано внимание на особенностях развития аутсорсинга учетных функций (бухгалтерского аутсорсинга) в России. Приведены рейтинги популярности среди различных видов аутсорсинга бизнес-процессов, обозначены основные причины, препятствующие развитию аутсорсинга учетных функций, и факторы, влияющие на выбор компаний-подрядчиков. Ил.4. Табл. 2. Библиогр. 9 назв.

Ключевые слова: аутсорсинг; IT-аутсорсинг; аутсорсинг бизнес-процессов; рейтинг аутсорсинга бизнес-процессов; аутсорсинг учетных функций; бухгалтерский аутсорсинг.

OUTSOURCING IN RUSSIA AND THE U.S. (OUTSOURCING TRENDS AND PROSPECTS REVIEW) N. V. Lutskaya, P.A. Lontsikh

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The article analyzes the trends and development prospects for business process outsourcing (BPO) in Russia. It reviews the backgrounds and development history of outsourcing in the U.S. and Russia; presents the results of the study, which aims at comparing the attitude to outsourcing in Russian and foreign companies; focuses on the development features of the outsourcing of accounting functions (accounting outsourcing) in Russia; presents popularity ratings of BPO among the different types of outsourcing; indicates the main reasons preventing the development of the outsourcing of accounting functions and the factors affecting the choice of contracting companies. 4 figures. 2 tables. 9 sources.

Key words: outsourcing; IT-outsourcing; business process outsourcing (BPO); BPO rating; outsourcing of accounting functions; accounting outsourcing.

Аутсорсинг - относительно новый вид услуг на российском рынке. Успешно осуществляющиеся на западе аутсорсинговые услуги сегодня находят своего потребителя и в России. Классическим считается определение этого термина, сформулированное Институтом аутсорсинга США - далее Институт аутсорсинга, согласно которому аутсорсинг (outsourcing, англ. от outside resource using.) - это организационное решение по передаче стороннему подрядчику некоторых бизнес-функций или отдельных бизнес-процессов организации [4].

Понятие «аутсорсинг» вошло в практику в конце 80-х гг. ХХ века в результате углубления разделения труда и производственной кооперации в условиях глобализации. Первым опытом аутсорсинга стали услуги американских и английских юридических фирм, в рамках которых решение юридических вопросов передавалось высококвалифицированным и опытным специалистам (например, разрешение деловых споров в судебном порядке). Но в дальнейшем спектр услуг расширился за счет внедрения практики бизнес-

консультирования [2].

Важность применения аутсорсинга в современных компаниях объясняется тем, что он позволяет добиваться конкурентных преимуществ за счет возможности каждой из сторон выполнять те функции, в которых она наиболее успешна. Использование услуг аутсорсинга позволяет снизить внутренние издержки компании, добиться высокого качества выполненных работ за счет высокой квалификации сотрудников поставщика услуг аутсорсинга [4].

Международная организация по стандартизации ISO в 2003г. приняла «Руководство по применению процессов аутсорсинга» ISO/TC 176/SC 2/N 630R2. Цель этого документа состоит в том, чтобы дать руководящие указания по применению пункта 4.1 стандарта ИСО 9001:2000 относительно управления процессами аутсорсинга. В этом пункте сформулировано: «Если организация решает передать сторонним организациям выполнение какого-либо процесса, влияющего на соответствие продукции требованиям, то организация должна обеспечивать контроль

1Луцкая Нонна Владиславовна, аспирант, тел.: 89501100787, e-mail: nona_lv@rambler.ru Lutskaya Nonna, Postgraduate, tel: 89501100787, e-mail: nona_lv@rambler.ru

2Лонцих Павел Абрамович, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой управления качеством и механики, тел.: (3952) 405179, e-mail: palon@istu.edu

Lontsikh Pavel, Doctor of technical sciences, Professor, Head of the Department of Quality Management and Mechanics, tel.: 8(3952)405179, e-mail: palon@istu.edu

над такими процессами. Управление такими процессами должно быть определено в системе менеджмента качества».

Имеются две ситуации, которые часто рассматриваются при определении соответствующего уровня управления процессом аутсорсинга:

а) Когда организация обладает соответствующей компетентностью и способна сама выполнить процесс, но выбирает процесс аутсорсинга (по коммерческим или другим соображениям).

В этой ситуации критерии управления процессом должны быть заранее определены и при необходимости преобразованы в требования для поставщиков процесса аутсорсинга.

б) Когда организация не обладает соответствующей компетентностью для выполнения процесса своими силами и принимает решение аутсорсинга процесса.

В этой ситуации организация должна быть уверена, что меры по управлению процессом аутсорсинга, предложенные поставщиком, адекватны. В некоторых случаях необходимо привлечь внешних специалистов для оценки адекватности этих мер.

Желательно, или даже необходимо, в контракте между организацией и поставщиком определять некоторые или все методы, которые нужно использовать для управления процессами аутсорсинга. В работе с поставщиком должна быть проявлена осторожность, однако она не должна подавлять инициативу совершенствования процесса аутсорсинга (предложения новшеств к процессу аутсорсинга). В некоторых ситуациях невозможно проверить (верифицировать) выход процесса аутсорсинга (продукцию) последующим контролем или измерением. В этих случаях организация должна гарантировать, что управление процессом аутсорсинга включает валидацию процесса в соответствии с пунктом 7.5.2 ИСО 9001:2000 «Валидация процессов производства и обслуживания»[9].

Специалисты Института аутсорсинга выделяют следующие основные виды аутсорсинга:

1) Производственный аутсорсинг, при котором компания отдает часть своей цепочки производственных процессов или целиком весь цикл производства сторонней компании с целью дальнейшего взаимодействия с ними уже в рамках аутсорсинга;

2) IT-аутсорсинг (лидер в данном сегменте) заключается в передаче сторонней организации полностью или частично функций по обслуживанию информационных потребностей предприятия: настройка техники, консультирование пользователей, установка и сопровождение бухгалтерских и кадровых программ, офисного ПО и т.п.

3) Аутсорсинг бизнес-процессов (ВРО business process outsourcing) подразумевает под собой аутсорсинг высокоуровневых процессов, которые, как правило, связаны с управлением финансами, персоналом, маркетингом, юридическим обеспечением, бухгалтерским учетом, рекламой и т.д. [6].

По мнению специалистов Института аутсорсинга, BPO является динамично развивающимся видом оптимизации деятельности предприятий, причем

наибольший рост наблюдается в сфере финансов и бухгалтерского учета. Однако лидером по развитию является IT-направление, такая тенденция сохраняется не только для США, но и для мирового рынка аутсорсинга в целом.

История бизнеса в России намного моложе западной в силу своих исторических причин. Бизнес в сфере аутсорсинга у нас пока не сформировался в отдельное направление, хотя и сложилась четкая тенденция его роста. Безусловным лидером в сфере аутсорсинга являются США, отсюда и несопоставимая разница в цифрах, и принципиально иной порядок развития аутсорсинга.

По данным Института, развитие рынка аутсорсин-говых услуг США происходит по экспоненте. Если в 1996 г. объем рынка был равен 100 млрд дол., то к 2000г. свыше 300 млрд дол. Согласно приведенным данным, общий рынок аутсорсинговых услуг к 2010 году уже достиг величины порядка 1 трлн дол., а темпы роста отдельных сегментов этого рынка составляют 10-30% ежегодно. Если в США все началось с аутсорсинга бизнес-процессов (далее BPO) и лишь затем стал активно развиваться ИТ-аутсорсинг (объем этого сегмента в США, по прогнозам Forrester Research, в нынешнем году должен составить 254 млрд дол.), то в России все как раз наоборот: более динамичная ИТ-отрасль задает тон.

По оценкам российской Ассоциации стратегического аутсорсинга (АСТРА), в 2010 г. коммерческий рынок ИТ-аутсорсинга в России преодолел планку в 1 млрд дол., а в текущем году может достичь 1,3 млрд дол. (динамика годового роста - от 25 до 27%). Это уже небольшой, но рынок со своим пулом игроков и присущей ему конкуренцией.

Сегмент же BPO фактически еще не оценен в полной мере. Представленные на Russia BPO Summit 2011 результаты исследования, проведенного журналом «Эксперт», охватывают только аутсорсинг учетных функций (включая бухгалтерский и налоговый учет, расчет зарплаты, подготовку финансовой отчетности, кадровое делопроизводство и т. д.). По итогам 2010 г. «Эксперт» оценил этот рынок в 3,8 млрд руб. (немногим более 130 млн дол.). В BPO-аутсорсинге сегмент учетных функций - преобладающий. Данный рынок в России ненасыщен, недостаточно информации о его игроках, нет реальной конкуренции, отсутствует культура договорных отношений и управленческие компетенции, которые позволяли бы заказчикам грамотно встраивать в свои бизнес-процессы аутсор-синговые элементы. Тем не менее, целесообразность в BPO-аутсорсинге как инструменте повышения эффективности компании, безусловно, есть, так как для компаний - это возможность сделать качественный рывок за относительно небольшое время, воспользовавшись чужими компетенциями. Для рынка РФ это очень актуально [3].

С целью изучить тенденции развития, а также сравнить отношение к аутсорсингу в российских и иностранных компаниях, представленных в РФ, обратимся к итогам проекта по исследованию востребованности BPO-аутсорсинга в России. Проект прово-

дился совместными усилиями «РБК Рейтинг» и «БДО Юникон Бизнес Сервис3» в 2009-2010 г.

Частично результаты проекта представлены в данной статье и сопровождаются комментариями и мнением авторов статьи.

В выборку исследования вошло более 3500 компаний, среди которых 200 компаний крупного бизнеса, 1700 предприятий сегмента малого и среднего бизнеса, 500 компаний банковского и страхового сектора, около 1000 представительств иностранных компаний в России.

В качестве респондентов участвовали генеральные и финансовые директора предприятий, директора по персоналу и главбухи.

Главные задачи исследования заключались в следующем:

1. Определить отношение представителей российских и иностранных компаний в России к передаче внутренних функций на аутсорсинг.

2. Сравнить популярность представленного в РФ аутсорсинга по видам внутренних функций.

3. Определить, какие внутренние функции предприятия обычно передают или готовы передавать на аутсорсинг.

В качестве объекта исследования спроса на аутсорсинг в иностранных компаниях было выбрано 11 наиболее распространенных функций. Это оформление виз и разрешений на работу для иностранцев, юридическое обеспечение деятельности, транспорт и логистика, бухгалтерский учет полностью и его отдельные участки, расчет заработной платы, подбор/обучение персонала, документальный кадровый учет, аутсорсинг сопровождения программного обеспечения и еще несколько видов функций, которые чаще всего передаются на аутсорсинг специализированным провайдерам [1].

Первое место по популярности у иностранных компаний в России занимают услуги по оформлению виз и разрешений на работу для иностранцев (58%). Присутствие в рейтинге столь «узкопрофильной» услуги можно объяснить тем, что наличие полного и правильно оформленного пакета документов на работников является обязательным условием для беспрепятственного функционирования представительств иностранных компаний. Данный вид аутсорсинга столь востребован только для компаний, имеющих представительства в других странах, и не характеризует общие тенденции развития рынка. Поэтому авторы предлагают не учитывать данное направление при составлении прогнозов развития и при формировании общего рейтинга популярности по видам аутсорсинга для РФ.

Далее в списке популярности следуют юридические (58%), логистические и транспортные услуги (53%), третье место, согласно рейтингу, занимает пе-

3БДО Юникон Бизнес Сервис - представительство в России ведущей национальной аудиторско-консалтинговой группы компаний, пятой в мире по объемам совокупной выручки международной организации независимых аудиторских и консультационных компаний, объединившей свыше 48 000 сотрудников в 135 странах.

редача на аутсорсинг отдельных участков бухгалтерского учета (рис.1).

В российских компаниях самыми популярными функциями для передачи являются «неключевые и некритичные», такие как физическая охрана, сфера обслуживания (в том числе уборка помещений, корпоративные обеды и прочее), логистика и транспорт, именно они занимают первые три строчки рейтинга. Учетные функции аутсорсинга бизнес-процессов в настоящий момент занимают вторую половину списка (рис.2).

Если подходить более тщательно к определению термина аутсорсинг, согласно которому это - организационное решение по передаче стороннему подрядчику некоторых бизнес-функций или отдельных бизнес-процессов организации, на наш взгляд, можно не принимать во внимание в рейтинге популярности российских компаний такие виды аутсорсинга, как физическая охрана и сфера обслуживания. Заметим, что в рейтинге популярности среди иностранных компаний данные функции не упомянуты. Однако это не означает, что компании не прибегают к услугам охранных агентств или, например, клиннинговых компаний, а лишь свидетельствует о более грамотном понимании термина аутсорсинг у сотрудников иностранных компаний. Сотрудники иностранных компаний относят передачу этих функций - к субподряду. В отличие от субподряда, аутсорсинг - это стратегия управления компанией, а не просто вид партнерского взаимодействия. Эта стратегия позволяет, во-первых, сосредоточиться на разработке новых услуг, что важно в условиях стремительно изменяющихся технологий и спроса для обеспечения конкурентного преимущества; во-вторых, увеличить гибкость процессов.

В целом, сравнение рейтинга популярности видов аутсорсинга представлено на рис.3. По результатам сравнения становится очевидным, что российские и иностранные компании в первую очередь для передачи на аутсорсинг выделяют юридическое и логистическое направления. В настоящее время предприятиям ежедневно приходится решать вопросы трудового, налогового, гражданского и административного права. Юридический аутсорсинг предоставляет компаниям-заказчикам в распоряжение целый штат опытных юристов, что в итоге оказывается надежнее, чем держать у себя в штате одного-двух юристов, и дешевле, чем содержать целый штат высококвалифицированных юристов.

Логистика на сегодня также является неотъемлемым бизнес-процессом организаций вне зависимости от их размера и видов деятельности. Перевозка людей и доставка грузов давно стали жизненно необходимыми составляющими функционирования компаний. Высокий рейтинг популярности передачи функций логистического направления можно объяснить тем, что далеко не все компании могут позволить себе наличие логистических мощностей: свой автопарк легковых и грузовых автомобилей, распределительный центр и т.п. Логистический аутсорсинг существенно снижает финансовые, операционные и «административные» риски и позволяет компаниям получать полный спектр логистических услуг.

т I I I I

Рис. 1. Рейтинг популярности по видам аутсорсинга в иностранных компаниях в России [5]

Рис. 2. Рейтинг популярности по видам аутсорсинга в российских компаниях [1]

:

□ Российские компании □ Иностранные компании в России

Рис. 3. Сравнение рейтинга популярности по видам аутсорсинга в иностранных и российских компаниях [5]

Бухгалтерский учет как особый вид аутсорсинга бизнес-процессов имеет свои «подводные камни» и специфику. Сегодня для успешного ведения бизнеса в любой сфере деятельности очень важно квалифицированное бухгалтерское обслуживание. То есть бухгалтерские услуги должны оказываться в полном соответствии с Налоговым кодексом, Трудовым кодексом, Законом «О бухгалтерском учете» и другими законодательными актами. Только в случае профессионально оказываемых бухгалтерских услуг ру-

ководство компании может быть уверено в стабильности своего бизнеса.

Как правило, услуги бухгалтерского аутсорсинга востребованы среди предприятий среднего и малого бизнеса, которые не могут позволить себе содержать профессиональный штат бухгалтеров. Бухгалтерский аутсорсинг предлагает услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского и налогового учета, оптимизации налоговых платежей, по составлению промежуточной и годовой отчетности, а также по ведению дел

с налоговыми органами. Безусловно, основным преимуществом данного направления для заказчика является снижение рисков неправильности отражения операций в бухгалтерском учете и искажения отчетности, соответственно снижается и вероятность неверного исчисления налоговых платежей, попадания на штрафные санкции.

Несмотря на видимый ряд преимуществ данного направления аутсорсинга, российские компании пока не стремятся отдавать свою бухгалтерию на «стороннюю территорию». Заметим, что в рейтинге вероятности передачи на аутсорсинг внутренних функций передача «бухгалтерского учета полностью» не фигурирует вовсе, хотя рейтинг фактической популярности данного направления составил 51% и 34% среди российских и иностранных компаний соответственно.

Возможно, это связано либо с очень настороженным отношением респондентов к полной передаче своей бухгалтерии на аутсорсинг, либо с отсутствием данного пункта в опрос-листах (рис. 4).

Результаты рейтинга (рис.4) подтверждают предположение экономистов и аналитиков о наличии ряда факторов, «сдерживающих» развитие аутсорсинга учетных функций. Так, на вопрос о популярности аутсорсинга бухгалтерского и кадрового учета в России 58% респондентов ответили, что данное направление еще не получило достаточного распространения в нашей стране, но имеет большие перспективы. 37% считают, что оно активно применяется в российских и иностранных компаниях различных форм собственности и типов бизнеса, 19% полагают, что данный вид

аутсорсинга не «приживется» в нашей стране [1].

Согласно другому исследованию, которое в 2010 году было проведено журналом «Финансовый директор» и компанией UCMS Group, больше половины опрошенных респондентов в качестве причин, препятствующих передаче бизнес-процессов на аутсорсинг, отметили боязнь утечки конфиденциальной информации (53%), высокую стоимость услуг (26%). По 25% получили факторы-препятствия: неготовность топ-менеджмента к подобной бизнес-практике и несовершенство законодательства в сфере регулирования налогового и бухгалтерского учета (табл.1).

Представленные результаты журнала «Эксперт» коррелируют с выводами аналитиков UCMS Group, согласно которым наиболее требовательно клиенты аутсорсинговых компаний относятся к гарантиям безопасности сохранения конфиденциальности данных, что является самым значимым фактором при выборе компании-аутсорсера (табл.2).

Действительно, значительным препятствием для развития аутсорсинга бухгалтерии в России являются психологические барьеры, а именно, неготовность многих руководителей доверить внутреннюю информацию внешним исполнителям. Аутсорсинг учетных функций как раз и подразумевает, что руководство фирмы предоставит доступ аутсорсеру к сведениям и документам, часто относящимся к коммерческой тайне предприятия, и даже если особых секретов в доверяемой информации не содержится, преступить черту и доверить «сокровенное» посторонним людям многим руководителям не так просто.

Рис. 4. Рейтинг вероятности передачи на аутсорсинг внутренних функций в российских компаниях [1]

Таблица 1

Причины, препятствующие передаче бизнес-процессов учетных функций на а утсорсинг [7]

№ п/п Причины Рейтинг, %

1 Боязнь утечки конфиденциальной информации 53

2 Высокая стоимость услуг 26

3 Неготовность топ-менеджмента 25

4 Несовершенство законодательства в сфере регулирования налогового и бухгалтерского учета 25

ВЕСТНИК ИрГТУ №8 (67) 2012 197

Таблица 2

Ключевые факторы, влияющие на выбор компании-аутсорсера учетных функций [1]_

№ п/п Факторы Рейтинг, %

1 Гарантия безопасности сохранения конфиденциальности данных 88

2 Квалификация персонала провайдера 83

3 Стоимость услуг провайдера 81

Вместе с тем, многие организации все же предпочитают передавать ряд функций именно на аутсорсинг, что экономически выгодно с любой стороны. Представители опрошенных компаний, считают, что затраты на оплату услуг аутсорсинговых компаний так или иначе оправданы. Впрочем, для малого бизнеса, в силу ограниченности ресурсов, стоимость услуг будет играть не последнюю роль в принятии решений о передаче на аутсорсинг той или иной функции.

Безусловно, немаловажным фактором, препятствующим более стремительному развитию аутсорсинга бухгалтерии в России, является отсутствие четко сформированного бухгалтерского и налогового законодательства. Все виды экономической деятельности в РФ описаны в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОК 029-2001, ОКВЭД), который разработан Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 6 ноября 2001 года № 454-ст. Такого вида деятельности, как «аутсорсинг», ОКВЭД не описывает. Понятия «аутсорсинг» не содержится и в Гражданском Кодексе РФ, отношения оформляются обычным договором возмездного оказания услуг либо договором подряда. В настоящее время стороны бизнес-процессов заключают договоры, руководствуясь общепринятой терминологией и общероссийским законодательством [6]. Но практика показывает, что не всегда такие договоры составлены грамотно и в полной мере учитывают специфику данной деятельности - особый характер взаимоотношений аутсорсера (поставщика услуг) и клиента. Так, применение бухгалтерского аутсорсинга основано на достаточно высоком уровне управленческих знаний и опыта. Поэтому при оформлении договорных отношений должны быть четко определены цели и задачи работы, ясно сформулированы процедуры деятельности и организационные регламенты. Также в договоре должны быть четко прописаны недвусмысленные критерии оценки выполнения работы, указаны ясные обязанности и определены пределы ответственности. Привлекая исполнителя-аутсорсера, целесообразно продумать, обговорить и документально зафиксировать упомянутые аспекты сотрудничества. Но, по мнению экспертов рынка, к такому детальному и профессиональному уровню обсуждения работы готовы не все руководители, в силу отсутствия соответствующих навыков и компетенций.

Несмотря на очевидный значительный сдвиг в развитии аутсорсинговых услуг учетных функций, остается актуальной проблема недостаточного уровня профессионализма работников фирм-аутсорсера.

Предпосылками к существующей проблеме стал тот факт, что на начальном этапе формирования данного вида аутсорсинга (7-10 лет назад) услуги удаленного ведения бухгалтерии в основном предоставляли аудиторские и юридические компании в качестве дополнительного источника дохода к своей основной деятельности. Но бухгалтерский аутсорсинг - это весьма сложный и довольно специфический вид деятельности. Бухгалтерское обслуживание по своей сути кардинально отличается от аудита. Поэтому в последние несколько лет наметилась четкая тенденция к появлению специализированных бухгалтерских организаций, для которых предоставление бухгалтерских услуг является основным видом деятельности. Это позволяет значительно повысить эффективность работы, в том числе за счет четкой отлаженности бизнес-процессов, начиная от взаимоотношений с клиентами относительно документооборота и заканчивая непосредственно сдачей отчетности в налоговые органы. Кроме того, в специализированных организациях все ресурсы фирмы, включая и управленческие, всецело направлены именно на ведение бухгалтерского учета в интересах клиента, а знание провайдером аутсорсинга специфики бизнеса компании и наличие опыта работы в определенной отрасли становятся дополнительными плюсами и помогают клиенту легче перейти на аутсорсинг.

Таким образом, Россия сегодня идет по пути США, где бухгалтерский аутсорсинг является самостоятельным видом бизнеса, который относится к компетенции соответствующих специализированных компаний.

Несмотря на трудности, возникающие из-за несовершенства отечественного законодательства и рынка в сфере аутсорсинга, преимущества от его применения очевидны. При грамотном расчете использование аутсорсинга бизнес-процессов позволяет снижать цены на продукты/услуги, уменьшая при этом внутренние издержки компании и делая ее более конкурентоспособной. Аутсорсинг повышает качество выполненных работ, финансовую устойчивость и, как следствие, эффективность работы компании.

Анализ российского рынка аутсорсинговых услуг показал, что наряду с такими мощными направлениями, как аутсорсинг информационных технологий (К-аутсорсинг), аутсорсинг юридических услуг и логистики, начинает активно развиваться аутсорсинг финансовых и бухгалтерских услуг. Основными сегментами его потребителей являются, предприятия малого и среднего бизнеса, ограниченные в финансовых и человеческих ресурсах.

Таким образом, в России сложились предпосылки к активному внедрению новой стратегии ведения биз-

неса - аутсорсинга. Однако для его успешного применения необходимо внести ряд значительных изменений в бухгалтерское и налоговое законодательство РФ. Необходимо выделить структуру, ответственную

за развитие данного направления. Также важно создавать благоприятные условия и формировать рынок аутсорсинга, повышать культуру договорных отношений.

Библиографический список

1. Крыловская С. Рейтинг популярности видов аутсорсинга в России [Электронный ресурс] // Агентство РБК, Рейтинг. URL: http://rating.rbc.ru/article.shtml?2009/12/16/32653318 (дата обращения 20.02.2012).

2. Левицкая Е.А. Развитие аутсорсинговых отношений на предприятиях Иркутской области (теория и практика) // Вестник ИрГТУ. 2010. № 4. С.206-210.

3. Лапинский И. Аутсорсинг в России: в ожидании взрывного роста [Электронный ресурс] // Издание PC Week/RE URL: http://www.pcweek.ru/about/, 2011. Вып №19 (769), URL статьи: http://www.pcweek.ru/its/article/detail.php?ID=132464; (дата обращения 03.03.2012).

4. Луцкая Н.В. Аутсорсинг - инструмент повышения качества и эффективности компании // Экономика, социология и право: материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф., Москва, 10-11 апреля 2012 г. М.: Изд-во «Спецкнига», 2012.

5. Прытин Д., Тимофеева Ю., Кузнецова Н. Рейтинг попу-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

лярности услуг аутсорсинга среди иностранных компаний, представленных в России. Презентация с пресс-конференции информационного агентства «Росбизнесконсалтинг» и аутсорсингового подразделения BDO в России.

6. Селина М.В. Тенденции развития и эффективность использования аутсорсинга на мировых рынках: автореф. дис. канд.эк. наук. 23.03.2011. М: РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2011. 24 с.

7. Юцковская И.Д. Аутсорсинговые услуги: понятия и виды, тенденции и прогнозы // Энциклопедия «Экспертиза рынка аудита и консалтинга» / под. ред. Е.С. Коренкова. М. : Эксперт РА, 2009. Т.1. С. 111-118.

8. Что ждут финансовые директора от аутсорсинга [Электронный ресурс] // Финансовый директор. URL статьи: http://www.fd.ru/res_opros.html. (дата обращения 15.03.2012).

9. Руководство по применению процессов аутсорсинга ISO/TC 176/SC 2/N 630R2.

УДК 330.332.214

АНАЛИЗ ОПЫТА КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ЗА РУБЕЖОМ И.Д.Матвеев1

Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Исследованы состояния строительного рынка и уровня строительства за рубежом. Проведен анализ направлений комплексного развития строительства в зарубежных странах. Рассмотрены различные модели управления в строительстве и механизмы адаптации строительных организаций к негативному воздействию внешних и внутренних факторов развития. Выявлено влияние сети строительных ассоциаций и обществ на развитие строительства. Представлены характерные особенности строительных фирм Германии, Южной Кореи в области проектирования, управления строительством. Ил. 1. Библиогр. 4 назв.

Ключевые слова: строительный рынок; система управления капитальным строительством; строительный комплекс; строительные фирмы.

FOREIGN EXPERIENCE ANALYSIS OF INTEGRATED CONSTRUCTION DEVELOPMENT I.D. Matveev

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The paper examines the condition of construction market and the level of construction abroad. It analyzes the courses of integrated construction development in foreign countries; considers various management models in construction and adaptation mechanisms of construction companies to the negative impact of external and internal development factors; reveals the effect of building association networks and societies on the development of construction; and demonstrates specific features of construction companies in Germany and South Korea in designing and construction management. 1 figure. 4 sources.

Key words: construction market; management system for capital construction; building complex; building companies.

По мнению квалифицированного большинства экономических экспертов, строительство является одной из наиболее устойчиво функционирующих отраслей. Даже в периоды экономических кризисов объ-

емы строительства падают в меньшей степени по сравнению с другими сферами и видами деятельности. В то же время тренды развития строительства по различным странам отличаются, отражая сложившие-

^атвеев Иван Дмитриевич, соискатель кафедры экспертизы и управления недвижимостью, тел.: (3952) 405412, e-mail: expertiza@istu.edu

Matveev Ivan, Competitor for a scientific degree of the Department of Real Estate Expertise and Management, tel.: (3952) 405412, e-mail: expertiza@istu.edu

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.