Больше половины респондентов (53% опрошенных) основной причиной, ограничивающей приток бюджетных финансовых ресурсов в систему финансирования дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, назвали дефицит государственного бюджета. Также необходимо пересмотреть на федеральном уровне нормативы затрат времени на проведение занятий в рамках дополнительного образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов, так как респонденты отмечают, что они занижены (25,9%).
Основные причины, ограничивающие приток внебюджетных средств в систему финансирования дополнительного образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов, - низкий уровень информирования общественности о существующих потребностях в дополнительном образовании таких детей (40,7%), налоговые барьеры (38,9% ответов респондентов), низкий уровень доходов семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (33,3% ответов) и недостаточный уровень развития некоммерческих организаций (20,4% ответов).
Литература
1. Анурин В., Муромкина И., Евтушенко Е. Маркетинговые исследования потребительского рынка. СПб.: Питер, 2006.
2. Божук С.Г. Маркетинговые исследования. Основные концепции и методы. СПб.: Вектор, 2005.
3. Дмитриев В.Н. Изучение спроса. М., 1999.
УДК: 334.025
КОНСАЛТИНГОВЫЕ УСЛУГИ И ВОЗМОЖНОСТЬ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ПЛАНИРОВАНИИ
Христофорова Ирина Владимировна, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики, [email protected],
Кулешов Сергей Александрович, аспирант, [email protected],
ГБОУ ВПО Московской области «Финансово-технологическая академия», г. Королев
В статье проанализированы тенденции развития рынка профессиональных услуг, которые могут быть наиболее востребованы при реализации функции планирования предприятия. Описаны сегменты услуг по оказанию рыночных исследований и
управленческого консалтинга. Рассмотрена целесообразность передачи ряда функций, связанных с планированием, на аутсорсинг.
Ключевые слова: профессиональные услуги, рыночные исследования, консалтинг, аутсорсинг, система внутрифирменного планирования.
CONSULTING SERVICES AND OPPORTUNITY FOR THEIR USE IN PLANNING Khristoforova I.V., Kuleshov S.A.
The article analyzes market development tendencies of professional services that can be in demand while realizing enterprise planning functions. The article describes service sectors that render market researches and management consulting. The article considers rationale for shifting a range of services connected with planning to outsourcing.
Key words: professional services, market research, consulting, outsourcing, incompany planning system.
В современной экономике достаточно широкое применение получила практика привлечения сторонних организаций для выполнения тех или иных функций бизнеса [4] или выполнения услуг и работ, поддерживающих выполнение этих функций. Речь идет о так называемых «профессиональных», или «деловых услугах», используются также такие термины, как «интеллектуальные услуги», «услуги инфраструктуры», «услуги рынка B2B», «услуги предприятиям и организациям», к которым относятся: исследования рынка, консалтинг по направлениям деятельности, оценка и аудит, разработка проектов и прогнозов, услуги маркетинговых коммуникаций и т. д. В последнее время появились работы, направленные на систематизацию понятийного аппарата данного рынка и обобщение тенденций его развития [6]. Оценивая этот рынок промежуточного потребления, специалисты утверждают, что за период 2000-2010 гг. его объем увеличился почти в 6 раз, причем темпы его роста были стабильны и колебались в пределах 123-125%
[5].
Все управленческие функции, в том числе и планирование, могут базироваться на выполнении комплекса подобного рода услуг, избавляя предприятия от выполнения некоторых видов деятельности, которые востребованы время от времени и требуют наличия специальных навыков, знаний от персонала и особой технической оснащенности процесса выполнения.
Подобные услуги по реализации тех или иных бизнес-процессов могут носить разовый или эпизодический характер, быть ограниченны началом и концом, а могут обеспечивать бесперебойное обслуживание и поддержку работоспособности отдельных систем и инфраструктур предприятия. В последнем случае принято говорить об
аутсорсинге (от англ. outsourcing: (outer-source-using) - использование внешнего
источника/ресурса) - передаче предприятием на основании длительного контракта (не менее 1 года) определённых бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области [9].
Крупные компании могут обеспечить самостоятельное выполнение широкого спектра бизнес-функций. Их плановые структуры и службы функционируют, используя данные, полученные штатными специалистами собственных подразделений: аналитических отделов, исследовательских центров, служб мониторинга и т. п. Крупный масштаб бизнеса и весомая ресурсная база обеспечивают целесообразность этого. Управленческие решения принимаются специалистами топ-менеджмента с использованием соответствующей методологии принятия коллегиальных решений. Однако даже крупные компании нередко прибегают к услугам профессиональных компаний, используя их опыт и специализацию в сфере рыночных исследований и консалтинга. Что касается компаний среднего и малого бизнеса, то их возможности ограничены как в самостоятельном выполнении подобного рода бизнес-функций, так и в привлечении внешних специалистов. Поэтому необходимо определять оптимальное взаимодействие между собственными специалистами и внешними исследователями и консультантами. Для небольших компаний наиболее приемлемы так называемые «проекты под ключ» - результаты готовых рыночных исследований, проведение которых инициируется исполнителем, а не заказчиком. Они реализуются разным клиентам по относительно низкой цене, однако качество подобных исследований очень часто ставится под сомнение.
Оценим уровень развития секторов профессиональных услуг, которые могут быть задействованы в процессе реализации функции планирования на современном, посткризисном этапе развития экономики Росси. Прежде всего, остановимся на рынке услуг рыночных исследований, который, по мнению экспертов, «есть, но сильно фрагментирован, слабо развит» [3]. Следует подчеркнуть, что некоторые сплавочные издания включают до 600 фирм, организаций и временных трудовых коллективов, позиционирующих себя в качестве исследовательских. Однако по количеству реально работающих компаний рынок маркетинговых исследований существенно меньше.
По оценкам Гильдии маркетологов, в 2011 году общее количество исследовательских компаний, работающих в России, выросло на 7,5% и составило около 220 организаций [8]. Причем это количество в 200-220 организаций на протяжении последних десяти лет оставалось условно стабильным, существенный рост произошел в
предкризисный период, а экономический кризис 2008 года вернул численность компаний на уровень 2006-2007 гг. (рисунок 1).
290 ~~ М
270 щ
250 ' I
2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Рисунок 1 - Динамика изменения оценки числа реально работающих на рынке исследовательских компаний в 2003-2011 гг. [8]
Что касается структуры рынка по масштабу организаций, то, по оценкам Президента Гильдии И. Березина, в «первом дивизионе», насчитывающем после кризиса 6-8 крупных компаний, ротация невысока, исключая 2010 год, когда произошло сразу два события. Летом одна из крупнейших российских компаний «Бизнес Аналитика» объявила о сворачивании своего масштабного проекта по аудиту розничной торговли, а осенью еще одна российская компания из топовой десятки «Комкон» была продана международной исследовательской сети Бупоуа1е. Однако эти события являются скорее исключением, чем правилом. Во «втором дивизионе», к которому могут быть причислены 30-40 средних по российским меркам компаний, ротация может составлять 10-15% в год. В «третьем дивизионе», состоящем из 160-180 небольших исследовательских коллективов, ротация может составлять до 20-25% в год [8].
Эти оценки сопоставимы с оценками рынка, сделанными генеральным директором ВЦИОМ В. Федоровым. Он выделяет как минимум три группы компаний крупных операторов, включающих 10-12 компаний, половина из которых иностранные, сегмент «середняков», в который входят около двух десятков фирм, и несколько сотен небольших организаций [3].
По взвешенной оценке экспертов Гильдии маркетологов, объем рынка маркетинговых и социологических (они составляют не более 5% от общего объема) исследований в 2011 году (так же как и в 2010 г.) увеличился весьма незначительно (на 5%) и составил 315 млн. дол. (рисунок 2).
ДОС
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2003 2010 2011
Рисунок 2 - Динамика изменения оценки объема рынка маркетинговых и социологических исследований в 2001-2011 гг., млн. USD [8]
Таким образом, отечественный российский рынок маркетинговых исследований за 10 лет вырос в объеме почти в шесть раз и достиг уровня 1% от объема мирового рынка маркетинговых исследований, по оценке ESOMAR. (В 2010 году ESOMAR констатировала обороты глобальной индустрии маркетинговых исследований (research) на уровне $31,2 млрд, из которых на долю Европы приходилось $13,1 млрд (доля рынка -42%), Северной Америки - $10,6 млрд (34%), Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) -$5,1 млрд (16%), Латинской Америки - $1,8 млрд (6%) и Ближнего Востока и Африки -$573 млн (2%)) [3]. Как отмечает И. Березин, это, несомненно, существенно лучше, чем
0,3% 10 лет назад, но явно не соответствует доле России в мировом населении (2%), и доле России в мировом ВВП (2,4%). У рынка сохраняется 2,5-кратный потенциал роста, но есть очень серьезные сомнения, что этот потенциал сможет реализоваться в ближайшие три года [8].
Выделяя причины столь неактивного развития рынка маркетинговых исследований, нужно обратить внимание на следующие обстоятельства.
Во-первых, общие маркетинговые бюджеты компаний увеличивались в номинальном выражении в 2010 и 2011 гг. примерно на 15% в год. А вот расходы на маркетинговые коммуникации, в частности на самую финансово емкую медийную рекламу, - на 20-25% в год. Причем рост рекламных расходов не был связан с каким-то качественным ростом или повышением отдачи, а был связан с дефицитом рекламных ресурсов и порождаемой им медиа-инфляцией. Соответственно, расходы по другим статьям бюджета маркетинга, если и увеличивались, то в существенно меньшей
пропорции [8]. Эта ситуация представляется экспертам крайне опасной, т.к. экономия на исследованиях, аналитике, оплате труда специалистов неизбежно ведет к снижению качества принимаемых решений. А это, в свою очередь, приводит к ослаблению позиций российских компаний в конкурентной борьбе.
Во-вторых, структура предложения на российском рынке маркетинговых исследований весьма специфична и определяет условия конкуренции на нем. Более половины рынка приходится на долю 5-6 крупных компаний, являющихся российскими подразделениями международных исследовательских групп. Они растут на российском рынке на 10-12% в год (в долларах и евро), что вполне соответствует целям их развития: эти темпы в два раза превосходят темпы их роста на рынках Западной Европы и Северной Америки. При этом российские средние и небольшие исследовательские компании последние два года не только не растут в объемах, но даже теряют свои позиции. Это связано с тем, что они не смогли противостоять навязанной им через систему тендеров жесткой ценовой конкуренции. Кроме того, в 2011 году количество небольших компаний, функционирующих на российском рынке, увеличилось на 10%, а их совокупная доля в общем объеме рынка уменьшилась. В результате их средний годовой оборот, и без того небольшой, сократился приблизительно на 10% - до 275 тысяч дол. в год. Результатом является «ценовая ловушка»: низкие цены на услуги исследовательских компаний позволяют поддерживать существование на грани рентабельности, но лишают ресурсов для разработки новых технологий, новых продуктов, повышения квалификации сотрудников и качества оказываемых услуг. В отсутствии новых продуктов и услуг с большой добавленной стоимостью аргументом в конкурентной борьбе остается низкая цена [8].
В-третьих, рост рынка маркетинговых исследований обеспечивается ростом других секторов рынка, т.е. является отражением эффективного развития экономики в целом. Однако пока услуги исследовательских организаций востребованы, в основном, на тех рынках, где сильнее всего выражена открытая и честная конкуренция: рынки ритейла, мобильной связи, финансовых услуг [3]. Следует констатировать, что пока в России большая доля бизнеса, особенно в промышленных секторах экономики, зачастую существует вне конкурентного рынка и не нуждается в профессионально организованных и регулярных рыночных исследованиях. Однако некоторые руководители исследовательских организаций в сложившейся ситуации видят возможности перспективного роста: по их мнению, рано или поздно не только коммерческий, но и государственный сектор столкнется с необходимостью принятия взвешенных
ориентированных на рынок решений, тогда и произойдет рост спроса со стороны отечественных заказчиков, вызванный усилением конкуренции за потребителя. Сегодня же по количеству проектов частные и государственные соотносятся как 2:1, по объему средств - как 1:1 [3]. Впрочем, существует и другая точка зрения среди специалистов, которые считают, что рынок маркетинговых исследований не будет расти в ближайший год из-за общего замедления роста рынка исследований и нестабильности других секторов экономики.
Примерно такая же ситуация и на рынке консалтинга в целом и управленческого в частности, который напрямую связан с реализаций управленческих функций, том числе и планированием. Консалтинг - деятельность по консультированию производителей, продавцов, покупателей по широкому кругу вопросов в сфере технологической, технической, экспертной деятельности. Цель консалтинга - помочь менеджменту в достижении заявленных целей [2]. Консалтинговые компании специализируются по отдельным направлениям деятельности (например, финансовой, организационной, стратегической) [1].
Виды консалтинга
1ЛТ - разработка и системная интеграция 14Т - упра вле ж еск^й консалтинг Оценочная деятельность Зл^нанссеый На логоеьй Юридический Стратегичео<ий Управление персоналом Производстве иный
Маркетинг и связи с общественностью Гр оч ее
Рисунок 3 - Структура выручки консалтинговых компаний по итогам 2010 года [10]
Как видно из диаграммы на рисунке 3, в настоящее время наиболее востребованы консалтинговые услуги в области информационных технологий - по системной интеграции и управленческим вопросам (39% и 21% соответственно). Консультации в области разработки стратегий компании, оказание помощи в процессе реализации разработанной стратегии занимают лишь 3% от общей доли рынка. Как показывает
1%2%
21%
анализ, в большинстве своём консалтинговые компании в сфере внутрифирменного планирования на отечественном рынке предлагают реализацию функций стратегического планирования и прогнозирования, бизнес-планирования, в том числе консультирование специалистов и руководства компании в сфере внутрифирменного планирования. Кроме этого, к сфере услуг консалтинговых компаний можно отнести помощь в построении системы внутрифирменного планирования на предприятии, обычно единоразового характера.
Спрос на консалтинговые услуги в России во время всемирного экономического кризиса так же, как и сектор рыночных исследований, испытал достаточно серьёзный упадок (рисунок 4). Как мы видим из графика, в период с 2008 по 2009 гг. темпы роста выручки снижались и наблюдающийся рост этого показателя до сих пор не восстановился до значений докризисного периода.
Рисунок 4 - Динамика темпов роста выручки консалтинговых компаний
в 2009-2011 гг.,(%)[10]
Очевидно, что пока компании не готовы выйти на докризисные уровни расходов, связанных с привлечением консультантов. С другой стороны, очевидное и весьма резкое изменение внешней среды и поведения потребителей объективно подталкивало руководство компаний как потребительского, так и промышленного секторов к обращению за помощью в определении новой стратегии к консультантам.
Ситуация на рынке услуг консалтинга повторяет картину рынка маркетинговых исследований: количество реально работающих компаний после резкого сокращения в 2009 году стабилизировалось на уровне 2006-2007 гг. - около 115 (рисунок 5).
Кроме формально существующих компаний, рынок маркетингового консалтинга покинули некоторые из тех, для кого маркетинговый консалтинг не являлся профильной сферой деятельности: рекламные агентства, аудиторы, 1Т-консультанты и т.п., решившие
в условиях кризиса и посткризисного умеренного роста сосредоточить усилия и ресурсы на своем основном бизнесе.
Рисунок 5 - Динамика изменения оценки числа реально работающих на рынке консалтинговых компаний в 2003-2011 гг. [8]
Объемы рынка консалтинговых услуг оцениваются экспертами в 2011 году в 121 млн. дол. Увеличение по сравнению с 2010 годом менее 5% (рисунок 6).
140
120
100
80
60
40
20
0
У 114 ИВ ™
Г"
К
65
1 39 4 7
п п
1
2003 2004 2005 2006 2007 2008 2008 2010 2011
Рисунок 6 - Динамика оценки объема рынка консалтинга 2002-2010 гг.,
млн. ШЮ [8]
Консалтинговые компании для поддержания реализации функции планирования чаще всего предлагают:
- осуществление консультаций сотрудников плановых отделов,
- консультации по организации системы внутрифирменного планирования,
- разработку и сопровождение бизнес планов, финансовых планов, оценку их эффективности,
- построение систем бюджетирования, финансово-экономического планирования, внедрение и сопровождение,
- анализ эффективности внедренных систем планирования бизнеса и финансов, планирование продаж, расходов.
Если выполнение перечисленных функций формируется на долгосрочной основе, можно задействовать аутсорсинг. На аутсорсинг могут быть переданы функции по разработке бизнес-планов и стратегии предприятия. Комплексная система планирования при этом не может быть полностью выведена за границы компании и формируется внутренними плановыми службами предприятия [5]. Услуги рыночных исследований могут стать основой разработки планов, консалтинговые - обеспечат принятие решений стратегического характера. Следует подчеркнуть, что специалисты исследовательских компаний планируют включать в комплекс предлагаемых услуг не только все возможности research, но и консалтинг и другие продукты в рамках общего стремления к повышению клиентоориентированности: «будет происходить укрепление небольшого числа крупных глобальных компаний за счет расширения комплекса предлагаемых ими исследовательских решений, и возможно, что in-house консалтинг войдет в их число» [3].
Литература
1. Глоссарий // Мурманский государственный технический университет. МГТУ:
2009.
2. Горемыкина Т.К., Осипенкова О.Ю. Международные стандарты аудита. М: Изд-во МГИУ, 2007.
3. Жеглова Ю. Задержка в развитии // Компания. 2011. №39 (676).
4. Кулешов С. А. Роль консалтинга и аутсорсинга в решении задач внутрифирменного планирования // Сб. материалов всероссийской научно-практической конференции «Проблемы практического маркетинга и менеджмента в сфере сервиса». М: ИС, 2012.
5. Поворина Е.В. Подходы к определению места и структуры рынка услуг предприятиям и организациям в экономических отношениях // Сервис plus. 2011. №2.
6. Поворина Е.В., Вапнярская О.И., Платонова Н.А. Становление и современный этап сервиса в секторе В2В // Сервис plus. 2010. №3.
7. Аутсорсинг - ОТ и ДО: Как и что можно отдать внешнему подрядчику. [Электронный ресурс] // http://restat.ru/article/showarticle/17/. (Дата обращения: 17.05.12).
8. http:// www.marketologi.ru. (Дата обращения: 04.04.12).
9. http:// www.wikipedia.org/wiki/. (Дата обращения: 17.05.12).
10. Рейтинговое агентство Эксперти РА - «Российский консалтинг» 2010 год. [Электронный ресурс] // http://www.raexpert.ru/ratings/consulting/2010/. (Дата обращения: 17.05.12).