Научная статья на тему 'О применении современных информационных и коммуникационных технологий в области аудита и консалтинга'

О применении современных информационных и коммуникационных технологий в области аудита и консалтинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1676
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИТ / КОНСАЛТИНГ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / AUDIT / CONSULTING / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Муруева Элеонора Карловна

Статья посвящена вопросам применения современных технологий в деятельности аудиторско-консалтинговых компаний. При оказании консультационных услуг широко применяются информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. В статье рассматриваются новые направления развития рынка консультационных услуг в России и Восточно-Сибирском регионе: аутсорсинг в сфере финансов и бухгалтерского учета, Due Diligence, ИТ-консалтинг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON APPLICATION OF MODERN INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE FIELD OF AUDIT AND CONSULTING

The article is devoted to the issues of application of modern technologies in activities of audit and consulting companies. When providing consulting services the information and communication technologies (CT) various devices, mechanisms, ways, algorithms of information processing are widely applied. In the article the new directions of development of the market of consulting services in Russia and the East Siberian region are considered: outsourcing in the sphere of finance and accounting, Due Diligence, IT consulting.

Текст научной работы на тему «О применении современных информационных и коммуникационных технологий в области аудита и консалтинга»

УДК 338.33 © Э.К. Муруева

О ПРИМЕНЕНИИ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЛАСТИ АУДИТА И КОНСАЛТИНГА

Статья посвящена вопросам применения современных технологий в деятельности аудиторско-консалтинговых компаний. При оказании консультационных услуг широко применяются информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) - различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. В статье рассматриваются новые направления развития рынка консультационных услуг в России и Восточно-Сибирском регионе: аутсорсинг в сфере финансов и бухгалтерского учета, Due Diligence, ИТ-консалтинг.

Ключевые слова: аудит, консалтинг, информационные и коммуникационные технологии.

E.K. Murueva

ON APPLICATION OF MODERN INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE FIELD OF AUDIT AND CONSULTING

The article is devoted to the issues of application of modern technologies in activities of audit and consulting companies. When providing consulting services the information and communication technologies (CT) - various devices, mechanisms, ways, algorithms of information processing are widely applied. In the article the new directions of development of the market of consulting services in Russia and the East Siberian region are considered: outsourcing in the sphere of finance and accounting, Due Diligence, IT consulting.

Keywords: audit, consulting, information and communication technologies.

Актуальность и значимость темы исследования определяется тем, что одним из ценных ресурсов в XXI веке является актуальная информация. Информация, полученная от экспертов, - ресурс, позволяющий повышать прибыль компании-работодателя, увеличивать стоимость ее специалистов-профессионалов высокого класса, обладающих уникальными знаниями. Консалтинг - деятельность по созданию и удержанию конкурентных преимуществ во все усложняющейся бизнес-среде, консультант должен знать состояние бизнеса заказчика в настоящее время, его бизнес-ожидания, а также способы претворения этих ожиданий в жизнь.

Основой квалифицированного бизнес-решения является правильная оценка специфической информации о бизнесе клиента (положение на рынке, фаза организационного развития, характер системы управления, качество и количество трудовых, материальных, финансовых ресурсов, особенности организационной культуры и др.). Такая информация может быть получена в результате проведения серии исследовательских мероприятий: доконтрактный мониторинг как составная часть постоянного анализа рынка, экспресс-анализ и последующее комплексное исследование предприятия, интервью с руководством компании, экспертные опросы, «обратная связь» после внедрения решения и др.

Комбинация достаточно абстрактного «как должно быть» с конкретной информацией о бизнесе заказчика порождает до нескольких вариантов бизнес-решений. Профессионализм консультанта заключается в том, чтобы выбрать из всей совокупности единственно правильное решение.

Главным признаком правильности сделанного решения является его инновационный характер. Качественная услуга может иметь аналоги, но не копии. Профессиональный консалтинг - это всегда индивидуальные услуги и соответствующие требования к консультантам: они должны быть энциклопедично образованы, иметь глубокие специальные знания, но вместе с тем иметь незакостенелый, «ищущий» ум, позволяющий творчески подойти и к постановке, и к разрешению проблемы.

Третьей критически важной составляющей консалтингового проекта является внедрение решения и на данном этапе многое зависит как от консультанта, так и от последовательности клиента в реализации. Внедрение является обязательной составляющей любого консалтингового проекта.

Для формирования и развития методики в сфере профессиональных услуг следует, прежде всего, определить цели создания самой организации, ее тактические и стратегические задачи, решение которых в дальнейшем будет обусловливать и развитие самого рынка профессиональных услуг. Исходя из того, что профессиональные организации оказывают, по сути, индивидуальные услуги, которые влекут за собой тесное взаимодействие с клиентом потребляемых услуг, данная взаимосвязь, по мнению А.Л. Пименовой, лежит в основе определения целей и задач консалтинговых и аудиторских компаний, таких как оказание высокопрофессиональных услуг; повышение доходности; внедрение инновационных технологий оказания деловых услуг; привлечение и развитие высококлассного персонала [5]. При этом такие организации должны не только профессионально вес-

Э.К. Муруева. О применении современных информационных и коммуникационных технологий в области аудита и консалтинга

ти свой бизнес, но и умело конкурировать на рынке, грамотно работать с клиентами, развивать новые технологии оказания услуг и, конечно, повышать показатели эффективности своей деятельности.

На начальном этапе внедрения системного подхода разработчиками должна быть четко сформирована организационная структура компании, определены функции и обязанности каждого отдела и подразделения. При этом необходимо учитывать все факторы, влияющие на систему: объемы выполняемых работ; численность персонала и их квалификационный уровень; спектр предлагаемых услуг; стоимостную оценку вложенных инвестиций и др.

Завершающим этапом создания аудиторско-консалтинговой фирмы как функциональной системы на базе комплекса разработанных модулей будет написание компьютерной программы, которая может иметь различные конфигурации в зависимости от пользователей: менеджеров и руководителей; аудиторов и специалистов; служащих по работе с персоналом и др.[4].

В литературе разные авторы выделяют следующие направления консалтинга: стратегический, управленческий, финансовый, налоговый, юридический консалтинг, Due Diligence, ИТ-консалтинг.

Согласно обзору рынка консалтинговых услуг за 2011 год «Снова в строю», подготовленному рейтинговым агентством «Эксперт РА», в связи с восстановлением клиентского спроса рынок консалтинговых услуг растет докризисными темпами. По данным «Эксперт РА», суммарная выручка 150 крупнейших консалтинговых групп России по итогам 2011 года увеличилась на 21% и достигла 104 млрд рублей. Прирост выручки участников рэнкинга наблюдается практически по всем направлениям консалтинга и отраслям, в которых они оказывали услуги [7].

Для консалтингового бизнеса складывается благоприятная конъюнктура: в основе нынешнего роста - восстановление инвестиционных процессов и спроса на их сопровождение, сделки с активами, а также отложенные потребности клиентов в повышении эффективности деятельности. В перспективе вполне вероятно замедление темпов роста выручки в секторе ИТ-консалтинга, на который приходится почти половина объема рынка. Спрос на внедрение крупных ИТ-систем снижается, бум комплексных проектов в этом направлении завершился.

По мнению специалистов Института аутсорсинга (Outsourcing Institute, США), наибольший рост аутсорсинга как необычайно динамично развивающегося вида оптимизации деятельности предприятий проявляет аутсорсинг бизнес-процессов именно в сфере финансов и бухгалтерского учета.

Сегмент услуг в области аутсорсинга учетных функций уже несколько лет подряд демонстрирует постоянный, хотя и умеренный рост. Динамичность развития передачи бухгалтерского и кадрового учета на сторону из года в год обеспечивается повышением внимания отечественных компаний к аутсорсингу бизнес-процессов. Согласно очередному списку ведущих компаний в области аутсорсинга учетных функций, прирост их суммарной выручки в 2012 году составил 23%, а ее объем - 5,99 млрд рублей. Уверенное повышение динамики данный рынок услуг демонстрирует третий год подряд: в предыдущие два года темпы роста доходов его участников составили 17 и 13% за 2011 и 2010 г., соответственно (см. «Советы посторонних» или «Эксперт» №18 за 2012 год). Среди главных факторов, стимулирующих развитие этого рынка, - растущий спрос со стороны отечественных компаний. Согласно опросу участников рэнкинга рейтингового агентства «Эксперт РА», число компаний российской клиентуры за последний год увеличилось как минимум на 10 процентов.

Российские компании все чаще выбирают стратегию повышения прозрачности бизнес-процессов, что в свою очередь ведет к переосмыслению кадровых и финансовых функций и способствует повышению уровня доверия к поставщику аутсорсинговых услуг.

Высокая динамика по направлениям бухгалтерского и налогового учета, с одной стороны, обеспечена повышенным вниманием клиентуры к вопросам налогообложения и возможностью успешного оспаривания налоговых выплат. А с другой - наличием у ряда участников рэнкинга, в частности аудиторско-консалтинговых групп, ресурса в виде уже существующих по другим направлениям клиентов, которым они продают технологии аутсорсинга. На аутсорсинг бухгалтерского и налогового учета традиционно приходятся наибольшие объемы выручки. Так, согласно рэнкингу, на 88 компаний, практикующих в этом сегменте в 2012 году, пришлось почти 2,5 млрд рублей (44% от общего объема выручки участников рэнкинга) и 2148 клиентов.

Активизация спроса на подготовку отчетности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности в целом обусловлена вступлением в основную фазу реформы по переходу отечественных предприятий на МСФО. Спрос традиционно сохраняется и со стороны крупного бизнеса. В сегменте подготовки отчетности по МСФО аутсорсинг-провайдеры заработали 577,2 млн рублей, по данным участников рэнкинга, эта выручка приходится на 186 клиентов.

Доходы от расчета зарплат составили по итогам 2012 г. 1,2 млрд рублей (22% от общей выручки), увеличившись, по сопоставимым данным, на 11%. В этом сегменте число провайдеров - 39 компаний, число клиентов - 304 компаний. Еще 376 млн рублей (437 клиентов) и 303,5 млн рублей (270 клиентов) заработаны на услугах по подготовке отчетности в соответствии с РСБУ, а также кадровом учете и делопроизводстве, соответственно.

Как отмечает в своей работе А.Л. Пименова [3], «появляются новые формы взаимодействия консалтинговых организаций и потребителей услуг. Одним из более перспективных направлений оказания консалтинговых ус-

луг становятся долгосрочные формы договорных отношений на основе аутсорсинга. После IT-аутсорсинга передача функций сторонним исполнителям в сфере услуг занимает в мире второе место. Важно отметить, что аутсорсинг сферы услуг может осуществляться в двух направлениях: внутреннем и внешнем. Под внутренним направлением подразумевается организация аутсорсером выполнения функций, ранее принадлежавших самой компании, под внешним понимается оказание услуг конечным потребителям организации-клиента. Такой аутсорсинг считается комплексным, так как в данном случае делегируются полномочия по оказанию услуг основного продукта компании-клиента. Естественно, что такого вида услуги характеризуются дополнительной ответственностью и требуют более серьезного подхода к взаимодействию между специалистами консалтинговой фирмы и потребителями услуг».

Аутсорсинг бухгалтерии является частным случаем аутсорсинга бизнес-процессов и одним из способов бухгалтерского обеспечения деятельности предприятия. Подразумевает вынесение функций, связанных с организацией, ведением бухгалтерского учета и составлением отчетности на предприятии за пределы компании, передачу их для исполнения аутсорсеру.

В отличие от бухгалтерских услуг, оказываемых внешними исполнителями, бухгалтерский аутсорсинг является формой взаимодействия, при которой внешняя компания включается в рабочие бизнес-процессы компании-заказчика как целостное функциональное подразделение, оставаясь при этом организационно и юридически самостоятельным. Зарубежные эксперты в области аутсорсинга отмечают, что вместе с передачей определенных финансовых функций, выполнение которых аутсорсером происходит часто в ежедневном режиме, обычно передается также управление этими функциями и процессами.

В отличие от бухгалтерских услуг, которые чаще имеют эпизодический характер, аутсорсинг бухгалтерии -это стратегия на перспективу, которая влечет за собой серьезную перестройку бизнес-процессов внутри компании.

Преимущества аутсорсинга в сфере финансов и бухгалтерского учета: финансовая экономия, квалифицированное обслуживание, непрерывная работа, своевременная сдача отчетности, застрахованные налоговые риски. Аутсорсинг на 20-50% дешевле по сравнению с содержанием штатного бухгалтера и на 100% надежнее, чем сотрудничество с приходящим бухгалтером. Кроме того, сокращаются затраты организации на оборудование рабочих мест для бухгалтерии (на приобретение компьютеров, программного обеспечения, справочно-правовых систем, бухгалтерских программ, периодических изданий и т.п.).

В регионах Восточной Сибири появляется необходимость использования достаточно новых информационных и коммуникационных технологий оказания услуг в области консалтинга по следующим направлениям: Due Diligence, ИТ-консалтинг, подготовка отчетности по МСФО.

Due Diligence (DueD, DDG, дью-дилидженс, англ. due diligence - должная добросовестность) - это процедура формирования объективного представления об объекте инвестирования, включающая в себя инвестиционные риски, независимую оценку объекта инвестирования, всестороннее исследование деятельности компании, комплексную проверку ее финансового состояния и положения на рынке.

Процедура due diligence является обязательным предварительным этапом при слияниях и поглощениях, покупке акций и долей предприятий, приобретении недвижимого имущества, учреждении новых партнерств, предоставлении заемных средств, целевом финансировании, других операциях, в большинстве своем обусловленных необходимостью предоставления покупателю (инвестору, кредитору и пр.) достоверной информации о предмете сделки, о финансируемом предприятии или проекте.

Метод состоит из сбора и анализа информации, принятия решения и формы его подачи относительно целесообразности вступления в те или иные взаимоотношения с контрагентами. С помощью DueD оцениваются возможные риски (например, финансовые, юридические и т. д.). При сборе информации учитывается любая информация, независимо от источников ее происхождения. Изучение полученной информации делается различными специалистами по отдельности, затем делается сводный анализ. Решение принимается экспертами DueD отдельно от заказчика. Форма подачи бывает развернутой (с приложением отдельных промежуточных выводов специалистов, источников информации) или в виде краткой рекомендации о дальнейших действиях.

По завершении всех этапов командной работы, направленной на всестороннюю проверку законности и коммерческой привлекательности планируемой сделки или инвестиционного проекта, на основании предоставленной и обработанной информации исполнителем процедуры «Due Diligence» генерируется заключение (отчет), позволяющее инвесторам сделать выводы и оценить все преимущества и недостатки анализируемого сотрудничества, так необходимые для принятия правильных решений [6].

Услуга по предоставлению ИТ-консалтинга, как правило, включает:

• оптимизацию затрат на внедрение информационных технологий, ИТ-решений в рамках компании;

• повышение эффективности бизнес-процессов компании;

• повышение управляемости, прозрачности деятельности организации за счет создания единой инфраструктуры (ИТ-инфраструктуры);

• внедрение систем уровня предприятия (ERP, CRM, Business Intelligence, Groupware-системы, NIS-системы).

Э.Л. Доржиева. Проблемы перехода российских промышленных корпораций на путь инновационного развития

Подготовка отчетности по МСФО

Международные стандарты финансовой отчетности (стандарты IFRS/IAS и интерпретации IFRIC/SIC, разработанные IASC и IASB) в настоящее время известны и применяются в той или иной степени почти во всех странах мира. Все страны Европейского союза, а также многие другие разрешают или обязывают компании составлять отчетность по МСФО. IASC и IASB проводят работу по сближению стандартов финансового учета США (US GAAP) и МСФО. Правительство Российской Федерации также выпустило ряд законодательных актов по постепенному внедрению на территории РФ МСФО. Компании финансового сектора РФ уже составляют отчетность по МСФО на регулярной основе.

Основные преимущества, получаемые компанией при составлении отчетности по МСФО: улучшение репутации, имиджа компании, возможность выхода компании на IPO, повышение доверия банков, инвесторов, клиентов, улучшение качества систем финансового и управленческого учета.

Новые достижения на рынке информационных технологий, глобальные информационные сети изменяют представления о границах деятельности аудиторско-консалтинговых компаний и о технологиях обслуживания, управления и ведения бизнеса. В результате насыщение традиционных рынков консультационных услуг требует поиска новых подходов к привлечению заказов на услуги и в работе с клиентами, применения самых современных информационных и коммуникационных технологий.

Литература

1. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307-Ф3 от 30.12.2008 г.

2. Официальный сайт министерства финансов РФ. - URL: http://www1.minfin.ru.

3. Пименова А.Л. Виды и формы развития консалтинговых услуг: теория и практика // Проблемы современной экономики. - 2012. - №3(43). - С. 409-411.

4. Пименова А.Л. Методологические подходы к совершенствованию аудиторских услуг в РФ // Проблемы современной экономики. - 2010. - №4 (36).

5. Пименова А.Л. Методологические аспекты развития рынка аудиторских и консалтинговых услуг // Проблемы современной экономики. - 2011. - №3 (39).

6. Вишневецкий А.В. Отчет инвестору. - М.: Москва-сити, 2010.

7. URL: raexpert.ru.

Муруева Элеонора Карловна, кандидат экономических наук, доцент, аудитор ООО «АКФ "Аудит-Этигэл"», моб. тел. +79149877954, e-mail: [email protected]

Murueva Eleonora Karlovna, candidate of economic sciences, associate professor, auditor of Limited Liability Company "Audit-Etigel", mobile: +79149877954, E-mail: [email protected].

УДК 338.24 © Э.Л. Доржиева

ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА РОССИЙСКИХ ПРОМЫШЛЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ НА ПУТЬ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

Рассмотрены основные показатели инновационной деятельности российских промышленных корпораций, которые дают интегральную оценку состояния корпоративного сектора в целом. Определены возможные причины и факторы низкой инновационной активности российских промышленных корпораций.

Ключевые слова: промышленные корпорации, инновации, инновационная активность.

E.L. Dorzhieva

PROBLEMS OF TRANSITION OF THE RUSSIAN INDUSTRIAL CORPORATIONS TO A PATH OF INNOVATIVE DEVELOPMENT

The main indicators of innovative activity of the Russian industrial corporations which give an integrated assessment of a condition of corporate sector as a whole are presented. The possible reasons and factors of low innovative activity of the Russian industrial corporations are determined.

Keywords: industrial corporations, innovations, innovative activity.

В современных условиях конкуренции приоритетной задачей российской экономики является переход на путь инновационного развития. Инновационная деятельность становится одним из ключевых факторов эффективного развития и роста конкурентоспособности экономики России. Важную роль в этом процессе играют промышленные корпорации, которые, обладая значительными ресурсами, являются благоприятной площадкой для инноваций. Развитие промышленного корпоративного сектора экономики способствует выводу России на путь инновационного экономического роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.