Научная статья на тему 'Конные скачки в Туве'

Конные скачки в Туве Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
688
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
конные скачки / езда / история / праздник / народ / эпос / обычаи / физические качество. / horse racing / riding / history / holiday / people / epic / customs / physical quality.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мендот Элла Эрес-Ооловна, Мендот Инга Эрес-Ооловна, Мендот Эмма Эрес-Ооловна

Тува издревле была и является страной животноводов. Девять традиционных видов скота, разводимых аратами, обеспечивали их всем, начиная от мясных и молочных продуктов и кончая шерстью и кожей для одежды, войлока для юрт, ремней для арканов и бытового обихода. Многие животные используются как тягловая сила, без которых не обойтись в хозяйстве лошади, волы, верблюды, но человек приручил лошадь к верховой езде 3 тыс. лет назад. Она стала ему незаменимым помощником на многие века в труде, охоте, быту и на войне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HORSE RACING IN TUVA

Tuva has been a country of cattle breeders since ancient times. Nine traditional types of livestock, bred by ARATS, provided them everything, starting from meat and dairy products to hair and skin for clothing, felt for a Yurt, belts and harnesses for everyday use. Many animals are used as draught power, without which you can not do in the economy horses, oxen, camels, but a man tamed a horse to riding 3 thousand years ago. She became his indispensable assistant for many centuries in work, hunting, life and war.

Текст научной работы на тему «Конные скачки в Туве»



Мендот Элла Эрес-ооловна,

к.п.н., доцент кафедры физической культуры и спорта, ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет»,

Мендот Инга Эрес-ооловна, к.п.н., ст.преподаватель физической культуры Кызылского педагогического колледжа, ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет»,

Мендот Эмма Эрес-ооловна, ст.преподаватель кафедры физической культуры и спорта, ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет», DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10342

КОННЫЕ СКАЧКИ В ТУВЕ

Mendot Ella Erez-oolovna,

candidate of pedagogic Sciences, associate Professor Department ofphysical culture Of the "Tuvan state University», Kyzyl, Republic of Tyva, Russian Federation Mendot Inga Eres-oolovna

candidate ofpedagogical Sciences, senior lecturer of the Kyzyl pedagogical College,

Of the "Tuvan state University», Kyzyl, Republic of Tyva, Russian Federation

Mendot Emma Eres-oolovna, senior lecturer Department ofphysical culture Of the "Tuvan state University»,

Kyzyl, Republic of Tyva, Russian Federation

HORSE RACING IN TUVA

Аннотация.

Тува издревле была и является страной животноводов. Девять традиционных видов скота, разводимых аратами, обеспечивали их всем, начиная от мясных и молочных продуктов и кончая шерстью и кожей для одежды, войлока для юрт, ремней для арканов и бытового обихода. Многие животные используются как тягловая сила, без которых не обойтись в хозяйстве - лошади, волы, верблюды, но человек приручил лошадь к верховой езде 3 тыс. лет назад. Она стала ему незаменимым помощником на многие века в труде, охоте, быту и на войне.

Abstract.

Tuva has been a country of cattle breeders since ancient times. Nine traditional types of livestock, bred by ARA TS, provided them everything, starting from meat and dairy products to hair and skin for clothing, felt for a Yurt, belts and harnesses for everyday use. Many animals are used as draught power, without which you can not do in the economy - horses, oxen, camels, but a man tamed a horse to riding 3 thousand years ago. She became his indispensable assistant for many centuries in work, hunting, life and war.

Ключевые слова: конные скачки, езда, история, праздник, народ, эпос, обычаи, физические качество.

Keywords: horse racing, riding, history, holiday, people, epic, customs, physical quality.

Тувинская порода лошадей выведена аратами-скотоводами Тувы. Она близка к монгольской лошади, однако обладает более крупным телосложением. У этой породы лошадей удлинённый корпус, хорошо развитые грива, щётки и хвост. Вайнштейн С.И., в своих научных трудах писал, что лощади тувинской породы отличаются низкорослостью и имеют среднюю высоту в холке около 128 см. В начале 20 века другие ученые выявили то, что рост лошадей изменился и стал около 141 см. Можно предположить, что на рост повлияло то, что в этот период в Туву начали приезжать переселенцы из России. Они завозили своих упряжных лошадей и произошло скрещивание, что и явилось причиной укрупнения качеств тувинской лошади. В основном на сегодняшний день тувинская лошадь так и осталась низкорослой.

Отличительная черта тувинской породы лошадей - это ее выносливость, высокая работоспособ-

ность и приспособленность к суровым климатическим условиям среды обитания именно на территории республики Тува. Эта порода приспособлена к длительным верховым поездкам. Она выдерживает перепады температуры, отсутствие воды и корма (при длительных переездах). Каждая лошадь тувинской породы отличается от другой не только своим размером и характером, но и мастью. Масть является индивидуальной особенностью лошади. В своих трудах Вячеслав Даржа впервые привел тувинские и русские название 15 различных мастей лошадей. У тувинских лошадей выраженность отдельных оттенков мастей четко не проявляется, как у культурных пород лошадей, например, золотистая (тув.алдын-сарыг). Тувинская порода лошадей по масти очень разнообразна, выделяют основные масти: вороная (тув. кара), гнедая (тув. доруг), рыжая (тув. шилги), серая (тув. бора) и пегая (тув. ала). Совершенно белых лошадей тувинцы называют манган ак.

Уже ранние кочевники ценили лошадь. Они считали, что и в загробном мире человек не может обойтись без коня, что нашло отражение в возникшем у них обычае - погребении ее вместе с хозяином. Яркий пример тому: раскопки царского кургана Аржаан в Уюкской долине Тувы, где обнаружены 160 конских костяков и останки съеденных на поминальных тризнах еще почти 300 лошадей [2]. Лошадь - незаменимое животное для кочевого образа жизни. Прежде всего, это вызвано ее необходимостью как средства передвижения: многочисленные перекочевки, выпас скота, перевозка грузов и многое другое совершалось с ее помощью.

Тувинский героический эпос рисует огромную роль лошади в жизни далеких предков тувинцев. В эпосе все время говорится о табунах; вместе с героем постоянно упоминается его конь. Даже имя герою дается после того, как он получает коня [3].

Для большинства людей наличие в хозяйстве лошади являлось необходимостью. Для состоятельных и богатых хозяев это было предметом престижа, богатства и гордости. У многих из них поголовье лошадей переваливало за несколько сотен, а у богатейших и за несколько тысяч [10].

В жизни местных племен Тувы, как и в других районах расселения кочевых скотоводов, конь играл большую роль. Особое место занимал конь и системе культовых представлений, в совершении обрядов, он был одним из важных образов в изобразительном искусстве и мерилом богатства. Поместить коня рядом с покойником для сопровождения его в «загробный мир» могли позволить себе лишь немногие знатные люди [5,6].

Тувинцы испокон веков выращивали местную породу лошадей. Они были низкорослы, с мохнатой гривой и шерстью, чрезвычайно выносливы и неприхотливы [5]. Тувинский конь способен пройти по горной тропинке - одуруг (узкому скальному карнизу, с одной стороны которого пропасть, а с другой - отвесная стена), легко находит удобную дорогу среди огромных валунов, легко переходит быстрые горные реки скользящими камнями. Терпение и закаленность тувинской лошадки просто поразительны - она могла простоять в ледяной скале несколько часов, пока наездник, сидя в седле, рубил топором проход в прибрежной кромке льда, чтобы выбраться на берег форсируемой реки. Так же стоически она переносит летнюю жару, которая в Туве бывает подчас невыносимой. Ее сообразительность порой не уступает человеческой.

Вдобавок ко всем своим достоинствам тувинский конь весьма непритязателен в походном содержании, способен прокормиться и в зимнее время года. За такие похвальные качества, многие охотники отдают предпочтение тувинской породе -низкорослой лошадке, обладающей бесценным для охотника качеством - приспособленностью к бездорожью тайги и пустыни. Такие природные специфические черты у тувинской лошади выработаны в процессе длительного приспособления к условиям резкоконтинентального климата Тувы.

Итак, мы видим, что тувинский конь помимо своей ловкости при преодолении разных препятствий в горах и тайге необычайно вынослив, неприхотлив, способен выносить любой холод и жару, поэтому и тувинцы большей степени содержали

большое количество лошадей и коней, но из массы лошадей по известным критериям отбирали лучших. Самые распространенные формы выбраковки - ежегодные конные соревнования самого разного уровня, которые проводились в летнее время, а также осенние облавные охоты на волков и лис.

С давних времен необъезженных лошадей приучали к верховой езде, существуют несколько методик приучения верхового коня. Приучение коня к верховой езде требует от наездника четкой координации движений, ловкости, смелости, физической силы и выносливости. Приучение к верховой езде коней являлись непременной обязанностью каждого мальчика или подростка. Они соревновались между собой: брали обязательства, кто, сколько коней объездит. Во время объезда главным моментом является удержание себя в седле, а это требовало от человека постоянной тренировки, умения, навыка. Обычно конь, особенно впервые 10 минут, изо всех сил старается сбросить седока, поэтому они садятся без седла, чтобы избежать травм. Дети тувинцев уже с раннего возраста начинают готовить себя к этому занятию. Первые навыки и умения на разбушевавшемся животном они получают в 7-8-летнем возрасте, когда приучают к верховой езде телок, бычков. Когда детям исполнится 9-10 лет, им доверяют приучать к верховой езде необъезженных коней, и «... тувинские дети очень рано овладевали правилами верховой езды» - писала В.П. Дьяконова (1975) [4].

В многих исследованиях народных традиций Тувы И.У.Самбу, Эл.Э.Мендот, Эм.Э.Мендот, И.Э.Мендот, тувинцы изготавливали своим детям маленькие «аргамчы»-«сыдым» (арканы из кожи длиной от 10 до 12 м), для того чтобы учились метать аркан - предмет для ловли лошади. Дети и подростки тренировались в метании аркана - на попадание в цель и на дальность. Многие дети и подростки мечтали стать лучшими среди метателей аркана в спортивных состязаниях и крупных праздниках «Шагаа» (Новый год, по лунному календарю) и «Наадым» (праздник - урожая), в настоящее время был переименован в «Праздник животновода» [6,7, 9].

Конные скачки для подрастающего поколения является не только праздничным развлечением, но и проверкой физической подготовленности и морально-волевой крепости многих юношей и девочек, утверждением их жизнестойкости, непоколебимости духа, личности сочетающей в себе храбрость, мужество, выдержку, честность, уважение [7,10].

Объяснять потребность тувинцев в конной игре только как в народном развлечении было бы ошибкой. Из истории тувинцев и их предков известно, что современная территория Тувы была театром кровопролитных многочисленных войн. Долгое время здесь хозяйничали монголы, маньчжуры, кыргызы, джунгарские алдынханы и т. д. Известно, что еще в Х^Ив. среди войск других народов выделялась отборная кавалерия Мунгат-ской Армии из Урянхая. В истории Монголии мы читаем имена чингисхановских полководцев из Урянхая - Субутая, Цевен-Рабтана, Церен-Дондука и др. Интересы защиты своей земли и сохранения

самостоятельности народа, естественно, требовали хорошо подготовленных воинов.

На современном этапе развития общества у исследователей наблюдается повышенный интерес к истории национальных видов спорта, особенно как конные скачки, где в настоящее время идет возрождение, сохранение традиций и национальной культуры, так как, национальные виды спорта, как конные скачки имеют богатейшие педагогические возможности для развития и укрепления здоровья подрастающего поколения Тувы.

Таким образом, с вышесказанного известно, что национальные виды спорта, как «аът чарыжы» (конные скачки), но и другие виды, как стрельба из лука, борьба «хуреш» возникли давно, исторически они связанны с укладом жизни и особенностями тувинского народа.

В Туве многие века формировались и развивались национальные виды спорта, как конные скачки на протяжении подвергались различным изменениям от условий, уклада жизни, а также под воздействием военных действий и различных идеологий. В настоящее время некоторые традиции национальных видов спорта, как конные скачки в Республике Тыва заново возрождается. Много проводятся различные соревнования по скачкам, поэтому в восстановлении национальных традиций заключается и решение данной проблемы.

Впечатляющим зрелищем всегда были и остаются конные скачки тувинского народа. На лошадях без седла всегда соревновались мальчики и девочки от семи до тринадцати лет. Количество юных наездников было большим - до сотни и более. Победителя, быстрее других преодолевшего дистанцию в десять-двадцать километров, прославляли. Называли кличку его коня и в гриву вплетали «ха-дак» - ленту из дорогого шелка, преподносившуюся в знак глубокого уважения. Коню-победителю читали благопожелание «йорээл».

Список использованной литературы:

1. Вайнштейн С.И. Тувинцы-тоджинцы / С.И.Вайнштейн. М.: Наука. 1959 г. 158с.

2. Вайнштейн С.И. Мир кочевников центра Азии / С. И. Вайнштейн. Москва: Наука, 1991. -296с.

3. Дэвлет М. А. Каменный «компас» в Саянском каньоне Енисея / М. А. Дэвлет - Москва: Научный мир, 2004. - С. 86.

4. История Тувы / под ред. С. И. Вайнштейна, М. Х. Маннай-оола. - Новосибирск: Наука, 2001. -Изд. 2-е, доп. и испр. - 268с.

5. Мендот Эл.Э., Мендот Эм.Э., Мендот И.Э. Отражение некоторых древних традиций в подвижных играх молодежи тувинского народа // Успехи современной науки. 2017. № 3, Т.1. - С.56-59.

6. Мендот Эм.Э., Мендот И.Э., Мендот Эл.Э. Тувинские народные зрелищные игры [Статья]. Вестник Бурятского Государственного Университета. Выпуск 13. Физическая культура и спорт. -Улан-Удэ Издательство Бурятского Госуниверситета, 2011. - С.109-113.

7. Мендот И.Э., Мендот Эм. Э., Мендот Эл.Э. Национальные виды спорта и игры как этнопедаго-гическое и духовное воспитание на уроках физической культуры // Вестник Бурятского государственного университета. Выпуск 13. / И.Э. Мендот, Эм.Э. Мендот, Эл.Э. Мендот. - Улан-Удэ, 2013. -С. 96-99.

8. Потапов Л. П. Тувинцы. Народы Сибири / Л. П. Потапов. - Москва, Ленинград: Изд-во АН СССР, 1956. - С.420-472.

9. Самбу И. У. Тыва оюннар (Тувинские игры) / И.У. Самбу. - Кызыл: Тувинское книжное издательство, 1978. - 68 с.

10. Самбу И.У. Тувинские народные игры / И.У.Самбу. - Кызыл, 1969. - 69с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.