Научная статья на тему 'КОНКУРСНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК АКСЕЛЕРАТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ'

КОНКУРСНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК АКСЕЛЕРАТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
260
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Конкурсное движение / личностный потенциал / акселератор развития личностного потенциала педагогических работников / формы активности / Сompetitive movement / personal potential / actor of professional and personal development of teaching staff / forms of activity.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильина И. В., Беленцов С. И., Бражник О. Ю., Никитина С. В.

В статье охарактеризованы ведущие компоненты личностного потенциала педагогов, определены факторы развития личностного потенциала участников конкурсного движения: раннее погружение в профессиональную деятельность, развитие личностного потенциала педагогических работников в образовательных сообществах. Особый акцент сделан на реализацию стратегии и тактики «выращивания педагогов в едином неформальном коллективе», где все учатся у всех, обеспечивая успех каждого, создавая условия для развития личностного потенциала участников. Раскрываются возможности акселератора развития личностного потенциала педагогических работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильина И. В., Беленцов С. И., Бражник О. Ю., Никитина С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITIVE MOVEMENT AS AN ACCELERATOR OF PERSONAL POTENTIAL DEVELOPMENT OF TEACHERS AND EDUCATIONAL COMMUNITIES

This article characterizes the leading components of the personal potential of teachers, professional and personal development of participants in the competitive movement. Early immersion in professional activity, the formation of a personality-oriented system of continuous professional and personal development of teaching staff requires a certain unification of criteria for mixed groups of contestants. Special emphasis is placed on the implementation of the strategy and tactics of educating teachers in a single informal team. Success is guaranteed to each participant. Conditions for the development of the personal potential of the participants are being implemented.

Текст научной работы на тему «КОНКУРСНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК АКСЕЛЕРАТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ»

УДК 37.013+355.233

КОНКУРСНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК АКСЕЛЕРАТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ

© 2023 И. В. Ильина1, С. И. Беленцов2, О. Ю. Бражник3, С. В. Никитина4

1 доктор педагогических наук, профессор, директор института непрерывного образования е-mail: irinaviktorovna5276@yandex. ru 2доктор педагогических наук, профессор, заместитель директора института непрерывного образования е-mail: si bel@mail.ru 3кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и профессионального образования е-mail: shulgina.oksana2014@yandex.ru

Курский государственный университет

4кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики, управления и гуманитарных наук е-mail: marnica@yandex.ru

Курская государственная сельскохозяйственная академия имени И.И. Иванова

В статье охарактеризованы ведущие компоненты личностного потенциала педагогов, определены факторы развития личностного потенциала участников конкурсного движения: раннее погружение в профессиональную деятельность, развитие личностного потенциала педагогических работников в образовательных сообществах. Особый акцент сделан на реализацию стратегии и тактики «выращивания педагогов в едином неформальном коллективе», где все учатся у всех, обеспечивая успех каждого, создавая условия для развития личностного потенциала участников. Раскрываются возможности акселератора развития личностного потенциала педагогических работников.

Ключевые слова: конкурсное движение; личностный потенциал; акселератор развития личностного потенциала педагогических работников; формы активности.

COMPETITIVE MOVEMENT AS AN ACCELERATOR OF PERSONAL POTENTIAL DEVELOPMENT OF TEACHERS AND EDUCATIONAL COMMUNITIES

© 2023 I. V. Ilina1, S. I. Belentsov2, O. Y. Brazhik3, S. V. Nikitina4

1Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Director of the Institute of Continuing Education е-mail: irinaviktorovna5276@yandex.ru 2Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Deputy Director of the Institute of Continuing Education е-mail: si bel@mail.ru

3Candidate of Pedagogical Sciences, Docent of Department of Pedagogy and Professional Education е-mail: shulgina.oksana2014@yandex.ru

Kursk State University

4Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Economics, Management and Humanities e-mail: marnica@yandex.ru

Kursk State Agricultural Academy named after I.I. Ivanov

This article characterizes the leading components of the personal potential of teachers, professional and personal development of participants in the competitive movement. Early immersion in professional activity, the formation of a personality-oriented system of continuous professional and personal development of teaching staff requires a certain unification of criteria for mixed groups of contestants. Special emphasis is placed on the implementation of the strategy and tactics of educating teachers in a single informal team. Success is guaranteed to each participant. Conditions for the development of the personal potential of the participants are being implemented.

Keywords: competitive movement; personal potential; actor of professional and personal development of teaching staff; forms of activity.

В настоящее время развитие личностного потенциала педагогов и профессиональных педагогических сообществ, повышение статуса и престижа профессии педагога, формирование его положительного образа в общественном сознании рассматривается на самом высоком, государственном уровне. Национальный проект «Образование» направлен на достижение национальной цели Российской Федерации, определенной Президентом России В.В. Путиным как обеспечение возможности самореализации и развития талантов. Одной из задач национального проекта «Образование» является «формирование системы профессиональных конкурсов в целях предоставления гражданам возможностей для профессионального и карьерного роста», создания условий для претворения в жизнь личных интересов, развития их личностного потенциала в конструктивном взаимодействии с профессиональными сообществами [1].

Категория «личностный потенциал», по мнению одного из ведущих исследователей данной научной проблемы А.Г. Асмолова, соотносится с феноменом «жизнестойкость» (способность в ситуации давления сохранять устойчивость и оптимизм, проявлять настойчивость, быть готовым к изменениям), содержательно раскрывает идею «изменяющейся личности в изменяющемся мире» [2]. Как отмечают А.Г. Асмолов и Д.А. Леонтьев, только личность является носителем изменений, источником изменений, а социум выполняет функцию закрепления «полезных изменений посредством самоизменений» [8, с. 46]. Эти выводы для нас особенно важны, поскольку именно в процессе участия в конкурсном движении обеспечиваются условия для формирования способности к самоизменениям и самосовершенствованию в условиях конкурентной среды.

Конкурсы сегодня являются развивающей образовательной средой, которая предоставляет возможность получения опыта «жизнестойкости», формирует готовность к самоизменениям. Как «эффективный менеджер» конкурс способствует творческому подъему, стремлению к достижению цели, формированию умения

перестроиться в случае неудачи. Как подчеркивает Д.А. Леонтьев, это позволяет рассматривать развитие конкурсного движения в качестве одного из возможных путей решения проблемы повышения конкурентоспособности участников, развития их личностного потенциала, «формирования таких психологических характеристик, как активность, продуктивность, субъектность, целенаправленность, гибкость». Важную роль в этом процессе играет «практика развития личностного потенциала в условиях фасилитации процесса самоорганизации, формирования среды, возможностей, деятельности» [8].

К настоящему времени вопросы развития личностного потенциала, личностного, профессионального и карьерного роста достаточно широко представлены в психолого-педагогической литературе (А.Г. Асмолов, Т.О. Гордеев, Г.В. Иванченко, Е.И. Казакова, Д.А. Леонтьев и др.). Теоретические основы конкурсного движения рассматриваются в работах С.С. Астаева, Я.Г. Белогурова, Л.Г. Вакуленко, А.Н. Ганичевой, Л. В. Головчанская, В. А. Дубровской и др. (см.: [4-7]).

Современное конкурсное движение отличается разнообразием форм (конкурсы профессионального мастерства, олимпиады, интеллектуальный марафон, проекты и др.). Ежегодно по традиции в регионах проходят конкурсы «Учитель года», «Воспитатель года», «Сердце отдаю детям», «Самый классный классный», «Педагогический дебют», «Моя страна - моя Россия», «Лучшие школы России». Вместе с тем в этом сегменте больше инноваций, чем традиций.

Лучшие практики развития личностного потенциала в условиях конкурсного движения подтверждают, что конкурс помогает участникам найти себя, свое место в этом нетрадиционном коллективном сотворчестве, где преобладает дух состязания. Он создает условия, в которых каждый должен определить собственную роль и значимость в этом событии, продемонстрировать свои уникальные способности, учитывая опыт других. Это всегда стимулирует любого человека, молодого в особенности, и помогает сформировать в будущем самоэффективность и жизнестойкость.

Следует подчеркнуть, что на современном этапе развития общества как никогда возросла потребность в нестандартно мыслящих личностях, способных думать творчески, свободно, уметь сотрудничать с другими людьми, осознанно рисковать, адаптироваться к быстро меняющимся условиям, толерантно относиться к другим людям, культурам, мнениям, что соответствует концепции развития личностного потенциала [3; 8].

Конкурсное движение способствует росту профессиональных качеств педагогов, содействию с различными участниками образовательного сообщества. Это можно рассматривать как хороший стимул для их профессионального и личностного роста. И в этой части необходимо продумать обновление основных процессов системы обеспечения качества образования, особенно в области фасилитации, консультативного сопровождения участников конкурсного движения [8, с. 46].

Конкурсная палитра в настоящее время разнообразна, она ориентируется как на молодых и опытных педагогических работников, так и на тех, кому еще только предстоит прошагать трудной педагогической тропой. И это еще один из аспектов обеспечения качества образования - раннее погружение в профессиональную деятельность, работа в образовательных сообществах на основе «содействия» (А.Г. Асмолов).

Конкурсное движение набирает силу на разных уровнях, начиная со школьной, затем студенческой скамьи, заканчивая активностью образовательных сообществ и работодателей, которые в данном контексте выполняют функции фасилитаторов [2; 7].

Движение серьезно помолодело, поскольку субъектами этой развивающейся системы сегодня становятся школьники. Примером тому всероссийская инициатива Сириуса для активизации инновационной деятельности регионов. Так, в номинации «Сириус. Лето: начни свой проект» данный конкурс проводится с 2020 г. для школьников, студентов, вузов, научно-исследовательских институтов. Все названные субъекты вместе с социальными партнерами работают над актуальными задачами российской науки и приоритетными технологиями для развития регионов и муниципалитетов. Задачи, предложенные работодателями, в 2020-2022 гг. соответствуют приоритетам Стратегии научно-технологического развития России: цифровые технологии и искусственный интеллект, экологически чистая и ресурсосберегающая энергетика, персонализированная медицина и высокотехнологичное здравоохранение, рациональное агро- и аквахозяйство, эффективное взаимодействие человека, природы и технологий [2]. Участники конкурса, представители Курского государственного университета, выбрали большинство из предложенных направлений. С каждой исследовательской командой работали наставники - старшекурсники и аспиранты университета, обучающиеся по направлению «Педагогическое образование». На этом конкурсе впервые была предложена новая система подготовки будущих и уже состоявшихся педагогов, с применением «технологии полисубъектного взаимодействия разновозрастных проектных команд» [7, с. 4].

Важно, что в конкурсном движении большую заинтересованность проявляют работодатели, которые принимают активное участие в разработке проектных задач, выступают в качестве членов жюри, предоставляют свою базу, уникальное оборудование, материалы для подготовки и проведения конкурсных событий, а по окончании выполнения проекта готовят справку о внедрении результатов проектной деятельности в работу организации, подписывают результаты цифрового следа каждого участника проектной деятельности, что позволяет в конечном счете составить цифровой профиль и школьника и студента. В контексте развития личностного потенциала участников это обеспечивает персонализацию и цифровизацию данного процесса.

Команды развивают проекты в течение учебного года, а затем представляют результаты не только на внутриуниверситетском уровне, но и на всероссийском конкурсе «Большие вызовы». Лучшие решения партнеры программы внедряют в производство, а студенты-наставники, проявившие себя с самой творческой стороны, продемонтрировавшие такие качества, как активность, продуктивность, субъектность, целенаправленность, гибкость, получают приглашение на работу в этих организациях. Так, по результатам данного конкурса в 2021 г. 17 из 31 студента-наставника стали сотрудниками организаций-партнеров. В то же время 12 школьников получили целевое направление для обучения в лучших вузах страны, демонстрирующих опережающие темпы развития и креативные решения актуальных проблем высшего педагогического образования. По завершении проходит Парад проектов как вершина творческой саморелизации и развития личностного потенциала каждого участника.

Много конкурсов сегодня предлагается студентам, будущим учителям. Так, в 2021 г. впервые прошел всероссийский конкурс «Учитель будущего. Студенты» «по развитию и поддержке перспективных студентов образовательных организаций высшего образования, обладающих высоким уровнем предметных знаний, ключевых психолого-педагогических компетенций и надпрофессиональных навыков». Конкурс реализовывался в рамках федерального проекта «Социальные лифты для каждого» национального проекта «Образование» и входил в президентскую платформу «Россия -страна возможностей» [1].

Реализовывался он поэтапно. Вначале студенты, участники конкурса, прошли онлайн-тестирование, состоящее из трех частей: предметный или метапредметный тест, оценка функциональной грамотности, тест на общие знания. Следующий этап - очные полуфиналы, в процессе которых участникам предстояло преодолеть «Кейс-турнир», «Проектный спринт», «Деловую игру», «Портфель развития личностного потенциала». Очный финал был направлен на разработку, проведение обучающего и воспитательного мероприятия. В ходе очного этапа все студенты попробовали свои силы в работе в смешанных группах. Таким образом, проверялась устойчивость сформированных проектных компетенций и надпредметных навыков. Важным итогом этого конкурса стало формирование сообщества учителей будущего из числа полуфиналистов и финалистов. Члены сообщества получили возможность участия в образовательных событиях на базе Мастерской управления «Сенеж» -образовательного центра АНО «Россия - страна возможностей», а также в ключевых событиях сферы образования, в акселерационных программах, направленных на развитие их личностного потенциала.

Конкурсная деятельность в прошлом была направлена на развитие профессионального мастерства и познавательной активности конкурсантов. Сегодня это уже устарело, поскольку конкурсы призваны помочь участникам развивать «механизмы взаимодействия с миром, механизмы саморегуляции в широком смысле слова» [8].

В традиционном формате проведения конкурсов ориентация осуществлялась на однородные группы (по стажу, по опыту, по категориям), но сегодня всё меняется.

Повышение профессионального уровня и личностных качеств педагога достигается посредством учета системы инновационных факторов. Конкурсное движение позволяет педагогу самореализоваться. Но и здесь тоже возникает определенная проблема: а каковы измерители, которые будут использоваться для определения цифрового следа и профиля каждого участника проекта?

Главные цели любого конкурса профессионального мастерства - пропаганда приоритетов образования, формирование общественного представления о творчески работающих педагогах, повышение престижа педагогической профессии. Это несомненно, но при этом нужно учитывать основные тенденции развития образования до 2030 г., определенные в национальном проекте «Образование» [1].

Конечно же, это требует научно-методического и методического сопровождения всех участников конкурсного движения. Федеральный Центр научно-методического и методического сопровождения ФГБОУ ВО «Курский государственный университет» (далее - Центр) предоставляет разнообразные возможности для реализации персонализированной траектории в условиях постоянно развивающихся цифровых образовательных технологий.

В процессе разработки дорожной карты Центра учитывалось, что развитие личностного потенциала будущих и уже состоявшихся педагогов будет более эффективно реализовываться в рамках «Педагогической студии», которая создана в Центре как акселератор развития личностного потенциала будущих и состоявшихся педагогических работников, опирающийся на материально-технические, кадровые и интеллектуальные ресурсы университета.

Акселератор призван был ответить на вопрос, как сделать обучение личностно значимым для каждого участника конкурсного движения, то есть обеспечить персонализацию обучения. Ведь нужно учесть возможности, склонности и даже личные особенности всех. В итоге нами была разработана структура акселератора:

1. Самопроектирование персональных целей, чтобы сделать обучение максимально полезным для каждого, обеспечивая развитие их личностного потенциала.

2. Разработка персональных траекторий обучения.

3. Консалтинг (менторы из топ-экспертов сферы, которых привлекли к работе над персональным проектом или профессиональной задачей каждого участника).

4. Систематичная работа в коворкинг-центре Педагогической студии, встречи с трекингом поставленных целей и работой над контентом персонального проекта. Участники учились тому, как, где и кому рассказывать о своих проектах, как создавать образовательное сообщество вокруг себя, выступали в качестве спикеров на профильных конференциях, на которых делились своими лучшими практиками.

5. «Взлетная полоса» как специальный карьерный блок, включающий в себя вебинары и тренинги по прохождению собеседований и встречи один на один с карьерными консультантами и фасилитаторами [8].

Будущим участникам конкурсного движения акселератор предложил поучаствовать в акселерационной программе, помогающей диагностировать уровень развития личностного потенциала, выявлять направление его «приращения» в процессе реализации персональной траектории развития каждого по выполнению индивидуального проекта. На протяжении 1,5 месяцев конкурсанты работали с двумя трекерами, преподавателями университета, опытными наставниками, которые помогали в составлении и реализации персонализированных планов, разработке авторского проекта. Важной формой взаимодействия стали общие трекшн-митинги (ТМ), комьюнити образовательного сообщества (КП), нетворкинги (НВ). Акселерационная программа была рассчитана как на контактную работу, так и на смешанную форму взаимодействия с трекерами и тьюторами программы. Онлайн-встречи с ведущим трекером предполагали обсуждение стратегии развития индивидуального проекта, выявление того, что в нём происходит, быстрое решение возникающих сложностей в процессе его разработки. Участие в них было обязательным. Трекшн-митинги проходили еженедельно онлайн. За это время обсуждался персональный педагогический проект с ведущим трекером. Участникам программы предоставлялась возможность задать ему вопросы, которые самостоятельно, без научно-методической помощи, решить было сложно. Совместно с трекерами определялись цели проекта. Участвовать на ТМ необходимо было с подготовленной по шаблону презентацией. Шаблон задавал параметры обсуждения и определял возможные способы решения проблемы.

После этого состоялась онлайн-встреча авторов персонального педагогического проекта с линейным трекером для более подробного рассмотрения всех вопросов, связанных с реализацией будущего проекта.

Трекер задавал группе формат диагностики личностного потенциала, а также самоанализа профессиональных дефицитов, которые необходимо было ликвидировать в процессе реализации акселерационной программы. Все участники программы включались в самоисследование. По сути, миссия акселерационной программы заключалась в том, чтобы участники поняли, что «от личности и мотивации в конечном итоге зависит больше, чем от интеллекта и одаренности» (Д.А. Леонтьев).

По завершении авторские проекты обсуждались всеми участниками акселерационной программы, которые делились друг с другом важной и во многих случаях закрытой информацией о своих проектах. Использовался «эффект содействия» между участниками образовательного сообщества, сформировавшегося в процессе реализации акселерационной программы. Таким образом, в рамках её выполнения реализовывалась стратегия и тактика «выращивания педагогов в едином неформальном коллективе, где все учатся у всех», развивая в этом процессе свой личностный потенциал.

Акселератор запустил механизмы развития личностного потенциала, способствовал тому, что были сняты страхи, появилась уверенность в своих силах, готовность работать в образовательном сообществе, наращивая свой личностный потенциал. И этому способствовала развивающая среда Центра, её синергетический эффект, опора на концепцию развития личностного потенциала педагогических работников.

Библиографический список

1. «Паспорт национального проекта «Образование» (Утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16).

2. Асмолов, А. Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. - Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1990. - 367 с.

3. Дубровская, В. А. Конкурсного движения педагогов / В. А. Дубровская // Вестник ТГПУ. - 2007. - № 7 (70). - С. 35-40.

4. Желнова, О. Д. Профессиональное развитие личности: межпредметный подход / О. Д. Желнова // Сборник статей магистрантов МП «Управление образованием» / НИУ ВШЭ. - 2012. - № 1. - 84 с.

5. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального развития / Э. Ф. Зеер. - Москва: Академия, 2006. - 240 с.

6. Ильина, И. В. Подготовка конкурентоспособных кадров в условиях полисубъектного управления развитием образовательного процесса в вузе / И. В. Ильина // Педагогическое образование и наука. - 2017. - № 1. - С. 12-14.

7. Леонтьев, Д. А. Личностное изменение человеческого развития / Д. А. Леонтьев // Вопросы психологии. - 2013. - № 3. - С. 67-80.

8. Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д. А. Леонтьева. -Москва: Смысл, 2011. - 639 с.

9. Пахомова, Е. М. Конкурс профессионального мастерства как средство повышения квалификации учителя квалификации учителя / Е. М. Пахомова. - иЯЬ: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-konkurs-professionalnogo-masterstva-kak-sredstvo-povysheniya-kvalifikatsii-uchitelya#ixzz59RHlXaYJ (дата обращения: 13.12.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.