Научная статья на тему 'АКСЕЛЕРАЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

АКСЕЛЕРАЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1488
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОТОВНОСТЬ К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / АКСЕЛЕРАЦИОННАЯ ПРОГРАММА / ENTREPRENEURIAL ACTIVITY / ENTREPRENEURIAL READINESS / ACCELERATION PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Землина Екатерина Михайловна

В статье рассматриваются особенности реализации программ акселерации, которые являются одним из средств формирования готовности студентов университета к предпринимательской деятельности. В статье представлены результаты проведённого исследования акселерационных программ, реализуемых на базе ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет». Исследование позволило сделать выводы о том, что программы акселерации позволяют повысить потенциал и возможности обучающихся университета в части готовности к предпринимательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Землина Екатерина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACCELERATION PROGRAMS AS A MEANS OF DEVELOPING STUDENTS 'READINESS FOR ENTREPRENEURIAL ACTIVITY

The article discusses the features of the implementation of acceleration programs, which are one of the tools for the way of university students' readiness for entrepreneurial activity. The article presents the results of a diagnostic study with students of acceleration programs, implemented on the basis of the Southern Federal University. The study made it possible to conclude that acceleration programs can increase the potential and capabilities of university students in terms of readiness for entrepreneurial activity.

Текст научной работы на тему «АКСЕЛЕРАЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Педагогика

УДК 371

ведущий специалист координационно-аналитического центра развития карьеры Землина Екатерина Михайловна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону)

АКСЕЛЕРАЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности реализации программ акселерации, которые являются одним из средств формирования готовности студентов университета к предпринимательской деятельности. В статье представлены результаты проведённого исследования акселерационных программ, реализуемых на базе ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет». Исследование позволило сделать выводы о том, что программы акселерации позволяют повысить потенциал и возможности обучающихся университета в части готовности к предпринимательской деятельности.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, готовность к предпринимательской деятельности, акселерационная программа.

Annotation. The article discusses the features of the implementation of acceleration programs, which are one of the tools for the way of university students' readiness for entrepreneurial activity. The article presents the results of a diagnostic study with students of acceleration programs, implemented on the basis of the Southern Federal University. The study made it possible to conclude that acceleration programs can increase the potential and capabilities of university students in terms of readiness for entrepreneurial activity.

Keywords: entrepreneurial activity, entrepreneurial readiness, acceleration program.

Введение. Стремительное проникновение современных технологий и инноваций в различные сферы жизни общества обуславливает потребность модернизации системы профессиональной подготовки современного специалиста, особенно в части формирования у них новых компетенций, а также освоение и проработку новых видов деятельности в различных отраслях экономики.

В Российской Федерации преобразования, связанные с переходом к новому технологическому укладу, а также последствия четвёртой промышленной революции серьёзно повлияли на запросы государства к подготовке профессиональных кадров. Темп обновления знаний в различных профессиональных сферах очень высок. Учитывая данные трансформации и актуальные тренды, образовательные учреждения высшего образования нацелены на качественную подготовку специалиста, востребованного на рынке труда. Сегодня одной из ключевых целей высшей школы выделяют взращивание компетентного, конкурентоспособного специалиста, способного к самостоятельной профессиональной деятельности в условиях динамично меняющейся реальности [9, С. 66-67].

В нашей стране политика государства направлена на поддержку малого и среднего бизнеса, а также вовлечение студенческой молодёжи в предпринимательскую деятельность [5, С. 73]. Реалии рынка труда определяют наличие необходимого ряда гибких или мягких навыков у современного специалиста, например: развитие системного и критического мышления; готовность работать в ситуации неопределенности с большими потоками информации; способность генерировать и отбирать новые жизнеспособные идеи; реализовывать проекты; командная работа и многие другие. Компания HeadHunter проводит ежегодный опрос работодателей, результаты которого свидетельствует о том, что ряд представителей различных компаний и предприятий (ManpowerGroup Russia & CIS, РосЕвроБанк, Digital HR, Braininglab и многие другие) одной из корпоративных задач выделяют изменение восприятия и мышления сотрудников в сторону предпринимательского мышления [8]. По их мнению, каждый работник должен учиться мыслить, как предприниматель, сокращать неоправданные расходы, а также осуществлять управленческие функции на всех уровнях организационной деятельности, особенно при создании и выводе на рынок новых продуктов, услуг и разработок [4, С. 30].

По данным исследования, проведённого ВЦИОМ в 2020 году, около 22% жителей крупных городов Российской Федерации планируют открыть собственное дело в ближайшие пару лет, практически в двое чаще такой выбор делают молодые люди до 25 лет - 42%, а также опрошенные в возрасте от 25 до 34 лет -38%. Это подтверждает тот факт, что занятие предпринимательской деятельностью становится всё более востребованным в среде студенческой молодёжи. Одной из преград для открытия бизнеса участники выделили отсутствие необходимых знаний и опыта (59%) [1]. Следует сказать, что важным и наиболее актуальным является не только соответствующая подготовка современных специалистов к ведению предпринимательской деятельности, но в большей степени формирование готовности студентов и выпускников вузов к реализации такого вида деятельности.

Вопросы формирования готовности студентов к предпринимательской деятельности в различных её аспектах вызывают большую заинтересованность отечественных и зарубежных современных учёных. Формированию готовности студентов экономических специальностей к предпринимательской деятельности посвящены исследования Е.В. Максимова, Е.П. Сулаевой. В научных трудах С.В. Жарковой, Т.А. Мильгуй и других учёных рассматриваются ключевые направления развития предпринимательской деятельности в системе образования. Дж. Акерлоф, М. Спенс, Дж. Ю. Стиглиц анализировали различные стороны предпринимательства как воспроизводства общественного интеллектуального капитала. Исследования Д.Ю. Матвиенко, Ю.Б. Рубина, А.М. Скурихиной, Т.Г. Скурихиной касаются вопросов создания благоприятных условий, способствующих вовлечению молодежи в предпринимательскую деятельность, также влияния акселерационных программ на формирование предпринимательских компетенций у студентов.

Сегодня во всём мире всё большую популярность набирают акселерационные программы, участие в которых становится точкой роста для различных предпринимательских проектов. Акселерация в переводе с латинского «acceleratio» означает ускорение. Данный термин применяется при описании явлений в биологических науках, а также активно используется в психологии, педагогике и экономике. Акселерационные программы представляют собой структурированное краткосрочное обучение (как правило

до 12 недель), которое позволяет получить знания, умения, навыки необходимые для развития предпринимательских проектов и личностного потенциала, а также экспертную, менторскую поддержку и привлечь инвестиции.

Акселераторы появились в середине 2000-х годов в Европе, были инициированы венчурными фондами и изначально специализировались на выращивании стартапов в области IT, мобильных приложений, но в настоящее время в рамках акселерационных программ можно развивать и инновационные, и социальные проекты. В нашей стране первый акселератор - AddVenture был открыт в 2008 году в технопарке г. Троицка. На сегодняшний день самыми популярными акселераторами в нашей стране являются Generations, Pulsar Ventures, API Moscow. Последние несколько лет акселерационные программы активно реализуется на базе высших учебных заведений. Среди университетских крупнейших акселераторов в России наиболее известные: бизнес-инкубатор ВШЭ, бизнес-акселератор МГУ, акселератор РЭУ им. Плеханова, акселератор социальных инициатив RAISE (РАНХиГС). Университетские пространства становятся площадкой взаимодействия проектных студенческих коллективов, выпускников, молодых предпринимателей с сотрудниками университета, успешными предпринимателями, представителями топовых компаний для создания и развития студенческого предпринимательского проекта. Как правило, работа в акселераторах выстраивается следующим образом: вначале проходит предварительный отбор перспективных проектов и талантливых предпринимателей в акселератор. Оценивает проекты экспертное жюри, в состав которого водят действующие предприниматели. Далее происходит закрепление трекеров, наставников за участниками. После этого в течение нескольких недель реализуется образовательный процесс на групповых занятиях (тренинги, семинары, мастер-классы, деловые игры и др.). На протяжении всего периода обучения в акселераторе ведётся работа над проектами. Трекеры и наставники еженедельно проводят индивидуальные консультации, в рамках которых они дают обратную связь и экспертную оценку студентам по итогам их деятельности над проектами за неделю. По окончании обучения участники акселератора принимают участие в демонстрационном дне (Демо-дне), который представляет собой защиту «обновлённого» или проработанного бизнес-проекта перед экспертами и инвесторами. Итоговое событие позволяет не только получить рекомендации и ценные контакты представителей бизнес-среды, но и привлечь дополнительное финансирование.

Для студенческой молодёжи участие в акселерационных программах - это возможность за короткий промежуток времени получить знания, умения и навыки, необходимые для того, чтобы довести проект до продукта, развить свои личностные характеристики, получить экспертную, менторскую поддержку и привлечь инвестиции.

Цель проведённого исследования - доказать, что акселерационные программы являются одним из средств формирования готовности студентов университета к предпринимательской деятельности.

Изложение основного материала статьи. В одном из положений Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» зафиксировано, что «...экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется <...> с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации...» [6]. Это говорит о том, что выпускники образовательных организаций высшего образования должны быть готовы к выполнению профессиональной деятельности в стремительно изменяющихся условиях. Чтобы достичь ключевых целей Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года необходимо: «.создание и реализация образовательных программ по основам предпринимательства, проектной деятельности <...>; развитие инструментов наставничества в сфере ведения бизнеса при участии предпринимательского сообщества, вузов, <...>; поддержка молодежного предпринимательства.» и прочие меры. Ярко выражена потребность государства в «.формировании нового поколения предпринимателей, предпринимательских компетенций и активного вовлечение в предпринимательскую деятельность граждан.» [7]. Анализ перечисленных документов приводит к выводу о том, что перед современной системой высшего образования стоит задача подготовить специалистов, имеющих набор определённых личностных качеств, знаний, умений и навыков для реализации бизнес-проектов, а также готовых к ведению такого типа деятельности, как предпринимательская.

Сегодня некоторые компании, фонды и некоммерческие структуры (Enactus, Social Impact Award, Инносоциум, Преактум и другие) привлекают студентов к участию в конкурсах и программах с целью получения обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков, необходимых для ведения предпринимательской деятельности, однако это реализуется не комплексно и этого не хватает для того, чтобы сформировать в полной мере у обучающихся готовность к предпринимательской деятельности. Потребности запросов государства и работодателей, в частности, в кадрах, готовых к предпринимательской деятельности, можно удовлетворить, привлекая студентов к обучению по программам акселерации. Акселерационная программа - это инструмент интенсивного развития идей или действующих предпринимательских проектов через обучение, менторство и экспертную поддержку. Акселерационные программы позволяют слушателям:

• получить знания основ предпринимательской деятельности, а также знания в области проектирования и управления бизнес-проектами;

• научиться применять в своей деятельности основные инструменты предпринимателя;

• развить личностную эффективность;

• проработать проект с лидерами бизнеса;

• существенно нарастить сеть полезных контактов;

• подготовить проект к привлечению инвестиций за короткие сроки.

В ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет» особое внимание уделяют процессу формирования готовности студентов к предпринимательской деятельности. На площадках университета на протяжении двух лет реализуются акселерационные программы, благодаря которым за небольшой отрезок времени у студентов есть возможность проработать свои проекты до стартапа, а также сформировать знания, умения, навыки, необходимые для ведения предпринимательской деятельности. Акселерационные программы опираются на положения системного, личностно-деятельностного, событийного и пространственного подходов. Положения системного подхода позволяют рассмотреть подготовку студентов к предпринимательской деятельности как единую систему, обеспечивающую формирование их профессиональных и личностных качеств в процессе выполнения проектной деятельности. В аспекте

личностно-деятельностного подхода развитие личностного потенциала обучающихся происходит в процессе их работы над проектами. Событийный подход к образованию, детерминирует понимание образовательного события как единицы процесса профессиональной подготовки будущего специалиста [3]. Проявление событийного характера образования позволяет представить развитие в ходе реализации акселерационных программ необходимых hard, soft skills и личностных характеристик студентов, используемых ими для дальнейшей работы с социальными и инновационными проектами, участвуя в комплексе образовательных событий, реализующихся в различных форматах. Положения пространственного подхода позволили выстроить университетское образовательное пространство, которое способствует системному интегративному взаимодействию образования, бизнеса и производства [2]. Следовательно, акселерационная программа реализуется в образовательном пространстве университета, которое интегрирует обучающихся, преподавателей, представителей индустрии и лидеров бизнеса, взаимодействуя на различных мероприятиях, используя современные сервисы и инструменты для реализации предпринимательской деятельности.

Длительность каждой из программ составляет семь недель. Структура акселерационной программы включает следующие образовательные модули:

• проверка идей, целеполагание;

• основы работы с целевой аудиторией;

• построение бизнес-модели;

• ресурсы и инструменты предпринимателя;

• привлечение клиентов и организация предпринимательской деятельности;

• ценность и юридические аспекты;

• создание MVP;

• личная эффективность.

Отдельным модулем в программе выделены мероприятия, направленные на развитие личностной эффективности, которые позволяют развить коммуникационные навыки, навык презентации себя, своих продуктов, разработок, а также навык эффективного использования времени.

Для того, чтобы пройти обучение по акселерационной программе в Южном федеральном университете, студенты проходят предварительный отбор с участием предпринимателей-практиков, по результатам которого к зачислению допускаются слушатели, имеющие перспективные проекты, которые можно монетизировать и реализовать. После этого происходит реализация образовательных модулей, организуется совместная работа участников/команд с преподавателями, а также наставниками и трекерами -представителями компаний, предприятий, предпринимателями, используя различные формы организации обучения (открытые лекции, митапы, тренинги, консультации и работа с наставниками, вебинары, дизайн- и проектные сессии, хакатоны, квесты и многое другое). Для реализации своих проектов уже вовремя обучения по акселерационной программе студенты применяют в своей деятельности ключевые инструменты предпринимателя, например: работу с целевой аудиторией, анализ рынка, формирование ценностных предложений, формирование бизнес-модели, расчёт финансового плана и unit-экономики, повышение эффективности продаж, самопрезентация.

Для доказательства того, что акселерационные программы есть средство формирования готовности студентов к предпринимательской деятельности нами было проведено тестирование участников, прошедших обучение по акселерационной программе, реализуемой в Южном федеральном университете в 2020 гг (выборка составила 60 человек). Сразу после отбора обучающихся в акселератор, студенты прошли тестирование, по результатам которого у 71% слушателей был выявлен низкий уровень готовности к предпринимательской деятельности и у 9% студентов - высокий уровень. Полученные данные можно объяснить тем, что в рамках только некоторых образовательных программ университета реализуются такие дисциплины, как: «Экономика и право», «Менеджмент», «Экономика и предпринимательство» и другие, но этого недостаточно для того, чтобы сформировать знания, умения и навыки для реализации предпринимательской деятельности. Несмотря на то, что многие студенты активно участвуют в различных программах, направленных на поддержку предпринимательских инициатив (международная программа предпринимательских студенческих проектов Enactus, всероссийский молодёжный Кубок по менеджменту «Управляй» и многие другие), а также образовательных мероприятиях от компаний-партнёров (ПАО «Сбербанк России», Coca-Cola HBC Россия, KPMG, ПАО МТС, ГК «Гэндальф», OOO "Стар Травел" и многие другие) этого не хватает для формирования готовности к предпринимательской деятельности в полной мере. На следующем этапе слушатели проходили обучение по акселерационной программе, после чего было снова проведено тестирование, которое позволило выявить у 34% студентов низкий уровень готовности к предпринимательской деятельности, а высокий уровень - у 18%. Полученные результаты свидетельствуют о том, что интенсивное обучение в акселераторе и прохождение всех образовательных модулей программы позволяет сформировать готовность к предпринимательской деятельности у студентов на более высоком уровне. Дополнительно слушателями по окончании акселерационной программы был проведён самоанализ, по результатам которого, себя оценили как бизнесмена, 74 % (учитывая новые знания и сформированные личностные характеристики); 52% подчеркнули, что благодаря пройденному обучению они освоили основные предпринимательские инструменты; 21% ответили, что они опасаются риска, а 38 % открыли свой бизнес.

Выводы. Анализируя полученные данные можно прийти к выводу о том, что прохождение обучения по акселерационной программе является одним из средств формирования готовности студентов к предпринимательской деятельности. Самоанализ дал возможность обучающимся оценить самим себя -«готов» или «не готов» к предпринимательской деятельности, а ощущение себя как бизнесмена большинства опрошенных говорит об их готовности к реализации такого вида деятельности, как предпринимательская. Реализация студенческих проектов до стартапов у 38 % выпускников акселерационных программ, свидетельствует о том, что акселерационные программы, реализуемые в пространстве университета, выступают одним из средств формирования готовности к предпринимательской деятельности.

Литература:

1. Всероссийский центр изучения общественного мнения [Электронный ресурс]. Электрон. дан. ВЦИОМ, 2020. Режим доступа: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/moskva-stolicza-biznesa. Дата обращения: 03.12.2020.

2. Горюнова Л.В. Интеграция образования и производства как направление развития системы профессионального образования в условиях развивающейся России. / Сборник трудов I Всероссийской научно-практической конференции «Современное непрерывное образование» Под редакцией А.Н. Царькова и И.А. Бугакова. Серпухов: Межрегиональное общественное учреждение «Институт инженерной физики». 2011. С. 82-86.

3. Горюнова Л.В. Событийность как основа современного образования // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2011. № 1. С. 38-44.

4. Землина Е.М. Формирование предпринимательских компетенций обучающихся в условиях ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2019. № 10 (октябрь). С. 26-36. URL: http://e-koncept.ru/2019/191063.htm.

5. Малий Н.Н. Формирование компетенций по предпринимательской деятельности у студентов алтайского колледжа промышленных технологий и бизнеса. Формирование и развитие предпринимательских компетенций молодежи: сборник тезисов II международной научно-практической конференции; Алт. академия гостеприимства. Барнаул: Литера, 2017. С. 182

6. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (в редакции ФЗ от 25.12.2018г. №497-ФЗ) [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/. Дата обращения 05.12.2020.

7. Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года: Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 №1083-р (ред. от 30.03.2018). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_199462/. Дата обращения 05.12.2020.

8. Российская компания интернет-рекрутмента HeadHunter [Электронный ресурс]. Электрон. дан. Группа компаний HeadHunter, 2020. Режим доступа: https://rostov.hh.ru/. Дата обращения: 01.12.2020.

9. Эбзеев М.М., Семенова Ф.О. Формирование экономической компетентности студентов в процессе обучения. Педагогическое образование и наука. Издательство: Некоммерческое партнерство "Международная академия наук педагогического образования". №5. 2007. С. 66-67.

Педагогика

УДК 372.891

кандидат педагогических наук Зулхарнаева Анастасия Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Нижегородский государственный педагогический

университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

магистрант Мусеибова Тахмина Гаджиалиевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Нижегородский государственный педагогический

университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО

ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ ПО ЭКОЛОГИИ

Аннотация. В статье раскрывается актуальная проблема современного образования, связанная с формированием личности, способной к самоопределению и самореализации в профессиональной области. Однако решение поставленной задачи затрудняет отсутствие единого системного подхода к разработке теории и методики развития профессионального самоопределения в отдельных профессиональных областях. В исследовании представлена методическая система развития профессионального самоопределения обучающихся во внеурочной работе по экологии как одного из перспективных и обеспечивающих безопасность направлений. Методическая система разработана на теоретико-методологическом (представленном экологическим и личностно-деятельностным подходом) и методическом уровнях (включающего целевой, содержательный, технологический, процессуальный и результативно-оценочный компоненты). Данная методическая система положена в основу разработки внеурочного курса по экологии «Экологический менеджмент», который прошел апробацию в практике школы.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, внеурочная работа, экологическое образование, методическая система, внеурочный курс «Экологический менеджмент».

Annotation. The article reveals the urgent problem of modern education associated with the formation of a personality capable of self-determination and self-realization in the profession. However, the solution to this problem is hampered by the lack of a unified systematic approach to the development of the theory and methodology for the development of professional self-determination in certain professional areas. The study presents a methodological system for the development of professional self-determination of students in extracurricular work on ecology as one of the most promising and ensuring safety areas. The methodological system is developed on the theoretical-methodological (represented by the ecological and personal-activity approach) and methodological levels (including the target, content, technological, procedural and resultant-evaluative components). This methodological system is the basis for the development of an extracurricular course on ecology "Environmental Management", which has been tested in the practice of the school.

Keywords: professional self-determination, extracurricular work, environmental education, methodological system, extracurricular course "Environmental Management".

Исследование подготовлено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 19-013-00749 - "Исследование теоретических основ развития эколого-ориентированной жизнедеятельности школьников в культурном ландшафте")

Введение. Современный этап развития общества характеризуется значительными противоречиями в социоприродных системах. В связи с этим, профессии, связанные с их преодолением, обладают значительной актуальностью. Осознание необходимости профессионального подхода в решении экологических проблем и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.