Научная статья на тему 'Конкурс в профессиональной среде как эффективный управленческий инструмент мотивации персонала ракетно-космической отрасли'

Конкурс в профессиональной среде как эффективный управленческий инструмент мотивации персонала ракетно-космической отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
186
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА / МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ / EMPLOYEE MOTIVATION / MANAGEMENT MEANS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маймакова Л.Н., Бабенкова Ю.Е.

Проведен анализ эффективности применения конкурса в профессиональной среде как управленческого инструмента мотивации персонала в ракетно-космической отрасли на примере проекта «Космическая Одиссея».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL SKILL COMPETITION IN CONTEXT OF BEING EFFECTIVE MANAGEMENT MEANS MOTIVATING THE ROCKET&SPACE INDUSTRY PERSONNEL

The professional skill competition effectiveness is analyzed in terms of effective management means motivating the rocket & space industry personnel and illustrated by the Space Odyssey project.

Текст научной работы на тему «Конкурс в профессиональной среде как эффективный управленческий инструмент мотивации персонала ракетно-космической отрасли»

Решетневские чтения. 2017

УДК 331

КОНКУРС В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СРЕДЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

Л. Н. Маймакова1, Ю. Е. Бабенкова2*

1 АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева» Российская Федерация, 662972, г. Железногорск Красноярского края, ул. Ленина, 52

2 НКО «Центр Событий» Российская Федерация, 660041, г. Красноярск, ул. Красной Армии, 10/3. E-mail: iulia.babenkova@mail.ru

Проведен анализ эффективности применения конкурса в профессиональной среде как управленческого инструмента мотивации персонала в ракетно-космической отрасли на примере проекта «Космическая Одиссея».

Ключевые слова: мотивация персонала, методы управления.

PROFESSIONAL SKILL COMPETITION IN CONTEXT OF BEING EFFECTIVE MANAGEMENT

MEANS MOTIVATING THE ROCKET&SPACE INDUSTRY PERSONNEL

L. N. Maymakova1, I. E. Babenkova2*

1JSC Academician M. F. Reshetnev Information Satellite Systems 52, Lenin Str., Zheleznogorsk, Krasnoyarsk region, 662972, Russian Federation

2ANO "Center of Events" 10/3, Krasnoy Armii Str., Krasnoyarsk, 660041, Russian Federation *E-mail: iulia.babenkova@mail.ru

The professional skill competition effectiveness is analyzed in terms of effective management means motivating the rocket & space industry personnel and illustrated by the Space Odyssey project.

Keywords: employee motivation, management means.

Мотивация - побуждение персонала к активной деятельности, осуществляемой в интересах организации. И не всегда между понятиями «эффективная мотивация» и «материальная мотивация» можно ставить знак равенства, ведь так мы рискуем лишить работника удовольствия от работы, творческого и карьерного роста. Любая из существующих теорий мотивации персонала основана на ранжировании приоритетов/потребностей работника. И обращаясь к любой из них, мы можем убедиться: нигде этот важный показатель не ограничен только лишь материальным благополучием.

В данной статье мы применяем начальный подход к формированию процессуальной мотивации сотрудника ракетно-космической отрасли с помощью конкурсов в профессиональной среде. В качестве примера конкурса в профессиональной среде, который стал эффективным инструментом мотивации сотрудников, мы рассматриваем научно-образовательный проект «Космическая Одиссея», автором которого является лётчик-космонавт, Герой России, А. И. Лазуткин. Данный проект представлял собой уникальную научно-образовательную, зрелищную, событийную платформу, предназначенную для мотивации нескольких категорий молодых людей строить карьеру в ракетно-космической промышленности: речь об абитуриентах, студентах вузов профильных направлений, а также

о молодых сотрудниках предприятий ракетно-космической отрасли. В рамках проекта предполагался первичный набор участников - тех, кто желает узнать всё о ракетно-космической отрасли России и попробовать себя в роли «космонавта».

На протяжении 10 месяцев молодые люди должны были пройти курс физической и теоретической подготовки, написать и защитить научный проект под руководством специалистов этой сферы, пройти этап «выживания», парашютной подготовки и, наконец, отправиться в Звёздный городок, чтобы пройти обучение и совершить учебно-тренировочный полёт на симуляторе «Союз-ТМА».

Изначально были отобраны 48 студентов и сотрудников предприятий ракетно-космической отрасли Красноярского края. В процессе отсева участники проекта поделились на 2 группы: конкурсантов, продолжающих бороться за поездку в Звёздный городок и «исследователей», занимающихся научными работами по актуальным темам ракетно-космической сферы.

За 10 месяцев участники сдали сложные физические нормативы, сессию по дисциплинам ракетно-космической сферы, прошли этап «Выживание в тайге», успешно сдали парашютную подготовку, занимались научными исследованиями и отправлялись в Звездный городок. Среди навыков и умений, кото-

Экономика труда и управление человеческими ресурсами на предприятиях ракетно-космической отрасли

рые приходилось проявлять участникам в проекте, особенно выделяем следующие: способность быстро усваивать и использовать получаемую информацию, умение работать в мини-группах и большой команде, лидерство и ответственность, изобретательность, коммуникабельность.

Факторы, воздействующие на мотивацию сотрудника в процессе участия в конкурсе в профессиональной сфере следующие:

1. Азарт и конкуренция - следствие: стремление развить свои навыки и упрочить знания для опережения соперников.

2. Быстрая сменяемость видов работы и руководителей групп - следствие: развитие коммуникабельности и работы в команде.

3. Разнонаправленные задания, требующие оперативного исполнения - следствие: умение распределять приоритеты, трезво оценивать свои ресурсы и эффективно ими управлять, а также управлять несколькими сложными задачами.

Обязательные элементы мотивирования:

- поддержание личной заинтересованности в проекте;

- формирование единого командного духа посредством создания специальных событий;

- создание символических ритуалов, отождествляющихся у каждого с единством команды;

- погружение в среду профессионалов высокого уровня, профессиональное и непосредственное общение;

- соревновательный элемент.

Приобретённые навыки, характеристики и умения:

Сдача физических нормативов, улучшение качества здоровья;

Знакомство с работой профильных предприятий Красноярского края;

Знакомство с сотрудниками предприятий ракетно-космической отрасли нашего региона, расширение профессиональных связей внутри своей сферы;

Знакомство с особенностями работы космической техники и актуальными новациями данной сферы;

Усвоение насыщенного курса по предметам, связанным с изучением пилотируемой и непилотируемой космонавтики - значительное расширение спектра профессиональных компетенций работников.

Фактические результаты проекта:

Пятеро участников получили повышения по службе, среди которых один приглашён работать в федеральную структуру сферы РКП.

Двое участников начали заниматься научной и изыскательской деятельностью.

Одна участница поощрена институтом в виде повышенной стипендии.

Одна участница приняла предложение заниматься наукой в Опорном вузе.

Шесть из шести финалистов проекта подали заявки на вхождение в состав отряда космонавтов России.

Учитывая специфичность такого параметра, как личная мотивация сотрудника, обуславливающую трудность измерений, мы вывели коэффициент эффективности конкурса мотивации сотрудников РКП на примере реализации научно-образовательного проекта «Космическая Одиссея»: из 48 участников качественные изменения профессиональной карьеры и сопутствующих факторов претерпело 15, что соответствует 31,25 % от общего числа участников.

Библиографические ссылки

1. Лячин М. А., Подвербных О. Е. Мотивация сотрудников на инновационный труд // Управление человеческими ресурсами - основа развития инновационной экономики. 2015. № 6. С. 165-170.

2. Гребнева М. В. Современные методы мотивации // Экономические науки. 2014. № 19-1. С. 81-85.

3. Вдовиченко Д. В. Эффективные методы мотивации персонала. // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 3 (54) С. 77-81.

4. Пигасова Е. В. Современные тенденции влияния организационных ценностей на индивидуальные ценности сотрудников // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 1(2). С. 185-191.

5. Жигун Л. А. Современные модели оплаты труда государственных служащих США // Управление персоналом. 2014. № 3. С. 48-55.

6. Ветлужских Е. Мотивация и оплата труда: Инструменты. Методики. Практика. М. : Альпина Бизнес-Букс, 2007. С. 149.

References

1. Lyapin M., Podverbnyh O. Motivacia sotrudnikov na innovacionnyj trud [Motivation of employee for innovative work]. 2015. № 6. P. 165-170.

2. Grebneva M. Sovremennye metody motivacii [modern methods of motivation] // Ekonomicheskie nauki.2014. № 19-1. P. 81-85.

3. Vdovichenko D. Effektivnye metody motivacii personala [Effective methods of multiple staff] // Ekonomika i menedgment innovacionnyh technologii. 2016. № 3 (54). P. 77-81.

4. Pigasova E. Sovremennye tendencii vliyaniya organizacionnyh cennostey na individualnye cennosti sotrudnikov [Modern trends in the impact of organizational values on individual values of employees] // Gumanitarnye nauchnye issledovaniya. 2013. № 1(2). P. 185-191.

5. Zhigun L. Sovremennye modeli oplaty truda gosudarstvennyh sluzhachih Soedinennyh Shtatov Ameriki [Modern models of payment of civil servants' salaries in USA] // Upravlenie personalom. 2014. № 3. P. 48-55.

6. Vetluzhskih Motivacia I oplata truda: Instrumenty. Metodiki. Praktika [Motivation and payment:Instruments. Methods. Practice]. M. : Alpina Buisness . 2007. 149 p.

© Маймакова Л. Н., Бабенкова Ю. Е., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.