УДК 37.012.4
СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕРСОНАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ
О. В. Арефина, С. Г. Кукушкин, Ю. С. Рудько
АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева» Российская Федерация, 662972, г. Железногорск Красноярского края, ул. Ленина, 52
E-mail: kadr@iss-reshetnev.ru
Рассмотрены структурно-содержательные основы инновационных компетенций персонала, описаны условия их формирования в системе непрерывного образования на предприятии ракетно-космической отрасли.
Ключевые слова: инновационные компетенции, персонал, непрерывное образование, ракетно-космическая отрасль.
THE SYSTEM OF CONTINUOUS EDUCATION AS THE FACTOR OF STUFF INNOVATIVE COMPETENCES DEVEPOPMENT AT THE SPACE AND ROCKET ENTERPRISE
O. V. Arefina, S. G. Kukushkin, Y. S. Rudko
JSC Academician M. F. Reshetnev Information Satellite Systems 52, Lenin Str., Zheleznogorsk, Krasnoyarsk region, 662972, Russian Federation E-mail: kadr@iss-reshetnev.ru
There are structural and content basis of stuff innovative competences and its forming conditions at the system of continuous education
Keywords: innovative competences, stuff, continuous education, space and rocket enterprise.
Современный период развития космической промышленности связан с преодолением глобальной кризисной тенденции стратегического целеполагания и выбора долгосрочных приоритетов развития. За более чем шестидесятилетнюю историю космонавтики решено множество прорывных научно-технических задач, достижения в области ракетно-космической деятельности заложили основы для ряда новых отраслей. Начало XXI века уже определило векторы будущей космической эры - отмечается, что в настоящее время в мире поднимается новая волна освоения космоса, расширяются границы сферы космической деятельности, идет переход к новым космическим технологиям, обеспечивающим разработку и реализацию сверхглобальных космических проектов, охватывающих пространство Солнечной системы и нашей Галактики [1].
В холдинге «Российские космические системы» приступили к созданию и антенной системы нового поколения, которая станет частью создаваемого в России сетевого наземного комплекса управления космическими аппаратами в дальнем космосе. В 2017 году в ракетно-космической корпорации «Энергия» был открыт первый в России Центр виртуального проектирования космических кораблей и модулей.
Космические аппараты, разработанные и произведенные АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева», составляют основу орбитального флота России. На предприятии создано и развивается несколько научных школ, высокими темпами идет разработка собственных техно-
логий, обеспечивающих полный цикл поддержки космических систем. Одно из основных перспективных направлений деятельности предприятия - разработка и производство собственных полезных нагрузок для космических аппаратов. Работая над новыми проектами, специалисты компании делают упор не просто на улучшение технических характеристик спутников, а на новое качество услуг, которые будут обеспечены с их помощью. Это позволяет постоянно расширять сферы применения космических аппаратов, созданных в АО «ИСС», и совершенствовать их потребительские свойства.
Системная работа на перспективу в части обеспечения новых функциональных характеристик космических аппаратов, поддержания качества бизнес-процессов предприятия опирается на высокий уровень компетенций персонала. На протяжении более чем пятидесяти лет в АО «ИСС» успешно развивается корпоративная система непрерывного профессионального образования персонала, и сегодня компания является не только отраслевым лидером формирования инновационного потенциала работников, но занимает одну из передовых позиций в корпоративном развитии R&D навыков в секторе высокотехнологичных производств на уровне всей страны. Необходимо отметить, что ключевыми принципами непрерывного образования на предприятии стал гибкий проактив-ный характер управления образовательными программами, а также внутренняя и внешняя интеграция подготовки, переподготовки и повышения квалификации.
Экономика труда и управление человеческими ресурсами на предприятиях ракетно-космической отрасли
Первое означает, что планирование и реализация обучения исходит из перспективных запросов корпоративной стратегии и синхронизировано с планами развития отраслевой системы квалификаций. Так, с 2013 года в компании разрабатываются и внедряются профессиональные стандарты, ведется активная работа по включению требований профессиональных стандартов в образовательные программы партнерских образовательных организаций. Непрерывное образование интегрировано с системой стандартизации работ и должностей, адаптацией, оценкой персонала, работу с кадровым резервом. Внешнее взаимодействие ведется по вектору многоуровневого целевого набора, в профориентационных проектах, проведении практик учащихся. В 2016 году по инициативе предприятия и при поддержке Роскосмоса в Красноярском крае создан центр оценки квалификаций слесарей-сборщиков автоматических космических аппаратов. Непрерывное профессиональное образование, согласно международному определению, охватывает все виды образовательной активности. В космической отрасли, и в АО «ИСС», в частности, непрерывное образование носит наукоемкий характер и трансформируется в научно-образовательные проекты, совместные исследования и разработки в высокотехнологичной инновационной среде [2].
Общемировая тенденция такова, что для высокотехнологичного предприятия инновационная деятельность заключается не только в поддержании постоянной высокой квалификации подразделений, занятых собственно исследованиями и разработками. Инновационной готовностью должны обладать также рабочие, специалисты и руководители вспомогательных и обслуживающих подразделений. Как показывает практика, выход из строя любого звена цикла создания и сопровождения ракетно-космической техники приводит к значительным системным проблемам. Специфика предприятий РКО, в том числе и АО «ИСС», состоит в том, что они реализуют либо аккумулируют действительно прорывные новшества, поэтому просто вынуждены обеспечивать своих работников возможностями быстрого и экологичного (доступного по ресурсам предприятия и работника) приобретения новых навыков как в одной, так и в смежных профессиональных сферах.
В организациях сегодня выделяется две модели реализации компетентностного подхода. Первая модель представляет собой подробное развернутое представление компетенций персонала подразделения исследований и разработок. В работе Г.Э. Афанасьева [3] описана как раз такая модель, включающая следующие компетенции:
- лидерские, организационные и управленческие компетенции сотрудника, организация процессов внутри компании и в экосистеме;
- компетенции сотрудника в плане коммуникации и координации во внешней экосистеме: в деловой среде, в сетях партнеров и с потребителями;
- технологические и специальные профессионально-отраслевые компетенции сотрудника;
- когнитивные компетенции сотрудника (работа со знаниями и информацией), создание новых потреби-
тельских свойств и ценностей. Ориентированность сотрудника на рынок и потребление;
- предпринимательские компетенции;
- видение будущего, долгосрочное прогнозирование, определение сотрудником долгосрочных стратегических целей.
Аналогичный подход характерен для набора компетенций, необходимых инженеру Boeing, включающего:
- понимание фундаментальных инженерных наук;
- понимание дизайна и производственных процессов;
- мультидисциплинарное системное мышление;
- представление о контексте инженерной деятельности (экономика и бизнес-практика, история, потребности общества и заказчика и др.);
- хорошие коммуникативные навыки;
- высокие этические стандарты;
- способность мыслить критически и творчески, самостоятельно и совместно;
- способность адаптироваться к быстрым или существенным изменениям;
- тяга к знаниям и желание учиться на протяжении жизни;
- глубокое понимание важности командной работы.
Требования НАСА к системным инженерам:
1. Интеллектуальная любознательность-способность и желание учиться новому;
2. Способность к выделению общесистемных связей и закономерностей;
3. Выраженная готовность к лидерству и к работе в команде;
4. Приспособленность к работе в условиях неопределенности и недостаточности информации;
5. Специфическая убежденность в том, что следует надеяться на лучшее, но планировать худшее;
6. Уверенность в себе и решительность, но не высокомерие;
7. Способность строго выполнять предписания по реализации процесса при понимании того, когда надо остановиться и внести изменения;
8. Наличие разнообразных технических навыков -способность применять обоснованные технические решения;
9. Готовность к изменениям;
10. Высокая коммуникабельность - способность слушать, писать и говорить;
11. Способность видеть целое даже при наличии множества мелких деталей. [4].
В АО «ИСС» используется второй подход, когда инновационные компетенции встроены в общую модель компетенций руководителя или специалиста. В 2018 году специалистами службы управления персонала АО «ИСС» продолжена работа по модернизации действующей системы оценки персонала в формате «Словаря деловых характеристик» и решена задача разработки модели корпоративных компетенций персонала. Данная модель представляет собой детализированную модификацию модели компетенций, представленную в 2017 г. ГК «Роскосмос» для применения на предприятиях отрасли. Модель компетенций, сформированная в АО «ИСС», включает 40 компетенций руководителей оперативного уровня по кла-
стерам: «Стратегическое мышление», «Мотивация достижения», «Управленческая ответственность», «Командное лидерство», «Системное мышление», «Персональное влияние». К инновационному типу в предложенной модели относятся такие компетенции, как:
- ориентация на стратегические цели предприятия;
- понимание бизнеса;
- масштаб мышления;
- готовность к изменениям;
- принятие решений в условиях неопределенности;
- инициативность;
- перспективное развитие подразделения;
- развитие команды;
- работа с сопротивлением при продвижении идей;
- креативное мышление.
Каждая из компетенций включает 5 уровней поведенческих индикаторов - негативный, базовый, уровень развития, сильный, лидерский уровень. Последние три уровня предполагают перспективу дальнейшего карьерного роста руководителя через участие в «Программе развития кадрового потенциала АО «ИСС». Таким образом, оценка инновационных компетенций задает траекторию непрерывного образования руководителей предприятия.
В рамках этой программы решаются не только конкретные кадровые задачи, но также реализуются способы диагностики управленческих ситуаций, отрабатываются способы принятия и осуществления управленческих решений с использованием новых образовательных технологий проектно-командного обучения, моделирования бизнес-кейсов, деловых игр, тренингов и т. д.
Основными индикаторами эффективности реализации Программы являются следующие показатели:
- снижение масштабов оттока молодых и средневозрастных кадров;
- ежегодный приток молодых специалистов, в соответствии с планом потребностей в персонале;
- поддержание среднего возраста работников Общества на постоянном уровне
- создание перспективного резерва и совершенствование работы с кадровым резервом.
Применение структурированного и формализованного подхода к определению инновационных компетенций позволяет как можно раньше начать процесс планирования карьеры, профессионального и личностного развития персонала, что, в свою очередь, ведет к росту привлекательности предприятия и отрасли на руке труда, обеспечивает устойчивость про-
цессов жизненного цикла космических аппаратов и систем.
Библиографические ссылки
1. Кричевский С. В. Перспективы космической эры: сверхглобальные проекты и экологичные технологии [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/nperspektivy-kosmicheskoy-ery-sverhglobalnye-proekty-i-ekologichnye-tehnologii (дата обращения: 03.09.2018)
2. Кукушкин С. Г., Арефина О. В., Косенко В. В. Факторы устойчивости корпоративной системы непрерывного профессионального образования персонала на предприятии ракетно-космической отрасли // Управление человеческими ресурсами - основа развития инновационной экономики. Красноярск, 2017. С. 45-49.
3. Афанасьев Г. Э. Карта компетенций и перспективных профессий R&D [Электронный ресурс]. URL: http://federalbook.ru/files/FS0/soderganie/Tom%208/V/ Karta.pdf (дата обращения: 30.08.2018)
4. Батоврин В. К. Системная инженерия [Электронный ресурс]. URL: http://www.csr-nw.ru/files/csr /file_content_1250.pdf (дата обращения: 12.08.2018)
References
1. Krichevskij S. V. Perspektivy kosmicheskoj jery: sverhglobal'nye proekty i jekologichnye tehnologii [Space Age Perspectives: Superglobal Projects and Green Technologies]. Available at: https://cyberleninka.ru/ arti-cle/n/perspektivy-kosmicheskoy-ery-sverhglobalnye-proekty-i-ekologichnye-tehnologii (accessed: 03.09.2018).
2. Kukushkin S. G., Arefina O. V., Kosenko V. V. Faktory ustojchivosti korporativnoj sistemy nepreryvnogo professional'nogo obrazovanija personala na predprijatii raketno-kosmicheskoj otrasli [Sustainability factors of the corporative long-life professional learning system at space and rocket enterprise] Human resources management as the basis of innovative economy development, 2017. P. 45-49. (In Russ.)
3. Afanas'ev G. Je. Karta kompetencij i perspektivnyh professij R&D [Competency and perspective professions R&D map]. Available at: http://federalbook.ru/ files/FSO/soderganie/Tom%208/V/Karta.pdf (accessed: 30.08.2018).
4. Batovrin V. K. Sistemnaja inzhenerija [The system engineering]. Available at: http://www.csr-nw.ru/files/ csr/file_content_1250.pdf (accessed: 12.08.2018).
© Арефина О. В., Кукушкин С. Г., Рудько Ю. С., 2018