Научная статья на тему 'Профессиональный стандарт как основа профессионального образования'

Профессиональный стандарт как основа профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / PROFESSIONAL STANDARD / КОСМИЧЕСКИЕ АППАРАТЫ / ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ / ТРУДОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ / LABOR ACTIONS / НАВЫКИ / SKILLS / УМЕНИЯ / ABILITIES / SPACE VEHICLES / WORK FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арефина О.В., Кукушкин С.Г.

Раскрываются аспекты разработки профессиональных стандартов методом функционального анализа. Описывается возможность применения профессиональных стандартов как основы для формирования образовательных стандартов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Арефина О.В., Кукушкин С.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL STANDARD AS A PROFESSIONAL EDUCATION BASIS

The aspects of the development of professional standards by functional analysis are revealed. The possibility of using professional standards as the basis for the formation of educational standards is described.

Текст научной работы на тему «Профессиональный стандарт как основа профессионального образования»

Современное состояние и перспективы развития инженерного образования

УДК 006:658.386

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

О. В. Арефина, С. Г. Кукушкин

ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева» Россия, 662972, г. Железногорск Красноярского края, ул. Ленина, 52 E-mail: arefina@iss-reshetnev.ru

Раскрываются аспекты разработки профессиональных стандартов методом функционального анализа. Описывается возможность применения профессиональных стандартов как основы для формирования образовательных стандартов.

Ключевые слова: профессиональный стандарт, космические аппараты, трудовые функции, трудовые действия, навыки, умения.

PROFESSIONAL STANDARD AS A PROFESSIONAL EDUCATION BASIS

O. V. Arefina, S. G. Kukushkin

JSC "Academician M. F. Reshetnev "Information Satellite Systems" 52, Lenin str., Zheleznogorsk, Krasnoyarsk region, 662972, Russia E-mail: arefina@iss-reshetnev.ru

The aspects of the development of professional standards by functional analysis are revealed. The possibility of using professional standards as the basis for the formation of educational standards is described.

Keywords: professional standard, space vehicles, work functions, labor actions, skills, abilities.

Тема разработки профессиональных стандартов в последнее время вызывает растущий интерес работодателей, и не только их. Образовательное сообщество также становится все более ориентированным на рынок труда и предъявляемые им требования к выпускникам системы профессионального образования. Более того, федеральные стандарты профессионального образования третьего поколения также ориентированы на требования работодателей, и в тех отраслях, где они есть, - на профессиональные стандарты как документ, где требования работодателей представлены в системной форме. Как показывает международный опыт, системное описание требований работодателей может иметь различный формат, который определяется традициями взаимодействия системы профессионального образования и рынка труда и характером этого взаимодействия. Однако при всем существующем многообразии подходов их объединяет одно, а именно, профессиональные стандарты описывают требования к качеству и содержанию труда в определенной области профессиональной деятельности. Именно эти параметры и являются значимыми для сферы профессионального образования.

В 2012 г. вышло распоряжение Правительства Российской Федерации о разработке в период с 2012 по 2015 гг. профессиональных стандартов в самых разных сферах деятельности. Они нужны для того, чтобы определять, какие компетенции и какой квалификационный уровень необходим работнику, чтобы он в полной степени соответствовал той или иной профессии. В общей сложности государством плани-

руется утвердить около 800 профессиональных стандартов. Профессиональный стандарт специалиста по проектированию и конструированию космических аппаратов и систем разрабатывает одно из ведущих предприятий космической отрасли страны - открытое акционерное общество «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева» (далее ОАО «ИСС»).

Разработка единых профессиональных стандартов стала насущной потребностью. Слишком часто в последнее время работодатели сетуют на то, что, имея диплом по профильной специальности и устраиваясь на работу, потенциальный сотрудник не обладает элементарными знаниями и навыками, которые предъявляются современным производством к данной профессии. Не востребованы и сами специалисты, которые несколько лет учились одному, а в реальной жизни требуется совсем другое.

Вплоть до настоящего времени должностные обязанности работников различных профессий закреплены в единых тарифно-квалификационных справочниках, которые, несмотря на неоднократные переиздания, не дают полного представления о реальных квалификационных требованиях к работнику. Со временем меняются функции представителей различных специальностей, с развитием науки и техники появляется немало новых профессий и должностей, которых в справочниках нет.

ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнёва» как крупный работодатель заинтересовано в разработке многих

Решетневскуе чтения. 2013

профессиональных стандартов, в том числе специалиста по проектированию и конструированию космических аппаратов и систем. Такой документ законодательно закрепит требования к действующим и потенциальным сотрудникам. Кроме того, он должен лечь в основу и соответствующих образовательных стандартов, что гарантирует получение действительно востребованных знаний, умений и навыков студентами не только тех вузов, которые работают с ОАО «ИСС» по программе целевой подготовки, но и всех профильных университетов страны. А это позволит организации минимизировать «доучивание» молодых специалистов после получения ими образования, организовывая различные курсы повышения квалификации.

ОАО «ИСС» выбрано разработчиком профессионального стандарта по результатам открытого конкурса Министерства труда и социальной защиты РФ. Для организации работ создана экспертная группа, в состав которой вошли представители проектных и конструкторских подразделений. Кроме того, к участию в подготовке документа приглашены предприятия, входящие в интегрированную структуру ОАО «ИСС», другие организации космической отрасли, заинтересованные в появлении такого профессионального стандарта, а также высшие учебные заведения, готовящие специалистов для Роскосмоса.

В основе методики разработанного профессионального стандарта специалиста по проектированию и конструированию космических аппаратов и систем лежит метод функционального анализа. Данный метод позволил провести «инвентаризацию» определенной области профессиональной деятельности с точки зрения тех функций, которые должны быть выполнены для того, чтобы эта область профессиональной деятельности могла выполнить свое предназначение.

Метод функционального анализа пришел на смену ранее очень популярному методу описания профессиональных стандартов с позиции должностных обязанностей, который признан устаревшим, поскольку не способен учесть динамику современного производства космических аппаратов и систем и развития экономики и социальной сферы. В отличие от метода «описания должностей», который осуществлялся небольшой группой экспертов посредством наблюдения за деятельностью ограниченного количества работников на конкретных рабочих местах, метод функционального анализа предполагает проведение широкого опроса предприятий отрасли, а также учет перспективных тенденций ее развития, включая международные.

Следует подчеркнуть, что эта ориентированность на перспективу и на международные тенденции имеет принципиальное значение для профессионального образования, в частности, для обеспечения того, что в российской традиции называется опережающим характером профессионального образования.

Таким образом, профессиональный стандарт специалиста по проектированию и конструированию космических аппаратов и систем описывает перспективные требования к выполнению трудовых функций, обеспечивающих эффективность предприятий ракетно-космической отрасли. При этом каждая трудовая функция формирует структурную единицу описания профессионального стандарта, которая получила условное название единицы профессионального стандарта. Каждая единица профессионального стандарта четко описывает следующие параметры: название трудовой функции профессионального стандарта, действия, обеспечивающие выполнение этой функции, характеристики квалификационного уровня, требуемые знания и умения.

Благодаря такой структуре входящих в него единиц, профессиональный стандарт может быть прозрачно и непротиворечиво спроецирован в требования образовательных стандартов и программ профессионального образования. А именно, каждая единица профессионального стандарта может быть трансформирована в модуль обучения, при этом результатом обучения по каждой единице профессионального стандарта становится та функция, которая подлежит освоению.

На основании вышеизложенного можно заключить, что использование метода функционального анализа позволяет прозрачно и непротиворечиво описать требования к трудовой деятельности, которые проецируются в результаты обучения и требования к оценке достижения этих результатов.

Разработанный профессиональный стандарт специалиста по проектированию и конструированию космических аппаратов и систем будет использоваться предприятиями страны как база для составления должностных инструкций проектантов и конструкторов космической техники, а также станет основой для приема сотрудников на работу и оценки соответствия квалификации специалистов профессиональным требованиям. И особое значение имеет то, что его появление повлечет за собой корректировку образовательных стандартов, а значит, при подготовке будущих специалистов учебные учреждения будут учитывать реальные потребности современного производства.

© Арефина О. В., Кукушкин С. Г., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.