ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 20. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2009. № 2
Г.А. Китайгородская
КОНКУРС "УЧИТЕЛЬ ГОДА РОССИИ"
И В.А. САДОВНИЧИЙ
Школьный учитель — особая педагогическая профессия. Не все и не всегда понимают, какой невидимый глазу труд стоит за этой профессией, какие неожиданные проблемы приходится подчас решать учителю спонтанно, впервые. А как сложна система отношений, которую он должен грамотно построить, — нет, не только с учениками, а с руководством школы, с коллегами, с родителями своих учеников!
Какими качествами, способностями, знаниями и умениями должен обладать учитель, чтобы его можно было выбрать среди многих других как лучшего, как мастера в своей профессии? Именно эта задача стоит перед Большим жюри российского конкурса "Учитель года". И организует решение этой непростой задачи бессменный председатель Большого жюри — ректор Московского университета академик РАН Виктор Антонович Садовничий. Конечно, этому предшествуют региональные конкурсы, многомесячные, многоуровневые. Идет большая работа в каждом регионе. Выбрать должны одного. И это еще больше усложняет задачу выбора: ведь надо выбрать лучшего из лучших!
Чем руководствуется каждый регион, выбирая лучшего учителя? Почему именно этого учителя рассматривают как возможного победителя, как лучшего учителя России? Конечно, ежегодно изменяются конкурсные задания и соответственно перерабатываются критерии их оценивания. В прошлом году, например, я, как председатель Большого жюри того же конкурса в Москве, была включена в рабочую группу, которая была создана по распоряжению А.А. Фурсенко, министра образования и науки РФ, специально для выработки критериев оценивания каждого конкурсного задания. Проводилась серьезная работа специалистов. Но... Как бы точно и правильно ни были разработаны критерии мастерства педагога, всегда есть личностное субъективное восприятие конкурсанта членом жюри.
В этом году вот уже в 20-й раз Виктор Антонович Садовничий будет руководить трудным выбором. Но это не случайно. Будучи ректором ведущего университета страны, Виктор Антонович всегда уделял много внимания школе и учителям. Он был практически единственным, кто последовательно, ярко и аргументированно отстаивал преимущества российской системы образования, вы-
ступал против тех реформ в школе (например, ЕГЭ) и в вузах (бакалавриат и магистратура), которые ликвидируют национальную специфику российского образования, ее несомненные преимущества перед зарубежной системой.
В.А. Садовничий не только создавал и поддерживал общеобразовательные и специальные школы непосредственно при МГУ, не только обратил внимание на значение олимпиад для выявления одаренных учеников — будущих студентов (в частности Московского университета, где ежегодно проходят олимпиады практически на каждом факультете), он создал факультет педагогического образования. Факультет, где студенты-старшекурсники и аспиранты других факультетов уже более 10 лет имеют возможность осваивать образовательные программы педагогического профиля и получать дипломы МГУ с квалификациями "Преподаватель" и "Преподаватель высшей школы". В этом проявилась забота ректора Московского университета и понимание им необходимости подготовки нового поколения учителей.
Дело в том, что ни один педагогический университет не имеет возможности готовить учителя школы такого профессионального уровня. Желающий заниматься преподавательской деятельностью студент МГУ оказывается снабжен глубокими фундаментальными знаниями своего и смежных предметов (как это возможно на основном факультете МГУ). Одновременно на факультете педагогического образования этот студент получает абсолютно необходимые будущему учителю знания и умения в других весьма обширных областях — психолого-педагогической, методической и гуманитарной (общеобразовательной). При этом хотелось бы подчеркнуть, что занятия с будущими педагогами ведутся лучшим профессорским составом, в том числе и других факультетов МГУ (например, факультета психологии).
Отметим, что такая форма организации подготовки учителя гораздо ближе европейской модели педагогического образования, чем существующая в наших педагогических университетах. В Европе основная тенденция с конца прошлого столетия заключается в организации Высших школ, педагогических институтов и отделений при университетах.
На всех этапах конкурса "Учитель года" выпукло проявляются недостатки подготовки учителя в каждой из упомянутых областей знаний. Не случайно в выступлении Президента РФ Д.А. Медведева на недавнем заседании по проблемам школьного образования Совета при Президенте по науке, технологиям и образованию прозвучала мысль о вариативности траектории получения педагогического образования новым поколением учителей. Думаю, это связано и с тем, что форма и содержание обучения, которые существуют в педагогических вузах, не дают системных фундамен-
тальных знаний в преподаваемых учителями дисциплинах, не в полной мере оснащают студентов современными психолого-педагогическими и методическими знаниями и умениями и существенно упускают гуманитарный, общеобразовательный комплекс предметов. А ведь именно этот комплекс предметов позволяет формировать культурную, широкообразованную личность, способную воздействовать, развивать интеллект, творчество своих учеников, их критическое мышление, учить их самостоятельности и ответственности, умению занимать активную гражданскую позицию.
Мне представляется, что та модель, которую создал В.А. Садовничий для подготовки педагогов в стенах Московского университета, наиболее эффективна и оправданна не только в современных условиях, но и на перспективу. Работа выпускников факультета педагогического образования в школе, отзывы об этой работе дают мне возможность уверенно сказать: выпускники Московского университета с базовой квалификацией и квалификацией "Преподаватель" обязательно станут победителями конкурса "Учитель года России".
Для престижа конкурса "Учитель года России" и для каждого его участника исключительно важно, что Большое жюри бессменно возглавляет такого масштаба личность, человек, которому абсолютно доверяют все конкурсанты, к которому прислушиваются все члены жюри. Для них всех он УЧИТЕЛЬ.
Китайгородская Галина Александровна — доктор педагогических наук, профессор, директор Центра интенсивно го обучения иностранным языкам МГУ имени М.В. Ломоносова, заве дующая кафедрой истории и философии образования факультета педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова.