Научная статья на тему 'Четыре грани деятельности академика В. А. Садовничего четыре грани деятельности академика В. А. Садовничего (взгляд из провинции)'

Четыре грани деятельности академика В. А. Садовничего четыре грани деятельности академика В. А. Садовничего (взгляд из провинции) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Четыре грани деятельности академика В. А. Садовничего четыре грани деятельности академика В. А. Садовничего (взгляд из провинции)»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 20. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2009. № 2

B.C. Листенгартен

ЧЕТЫРЕ ГРАНИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АКАДЕМИКА В .А. САДОВНИЧЕГО

(Взгляд из провинции)

Считаю для себя большой честью участие в номере журнала, посвященном юбилею Виктора Антоновича Садовничего. Дело в том, что его высокий авторитет, которым он заслуженно пользуется в вузовском сообществе, — это прежде всего авторитет личности, по-государственному мыслящей, мудрого человека, ученого и руководителя, всегда действующего исходя из интересов всей высшей школы и побуждающего к этому других.

Все мы, уверен, хорошо понимаем, какой груз дел лежит на плечах ректора такого университета, каким является МГУ имени М.В.Ломоносова. Казалось бы, одного этого человеку должно хватить, чтобы до предела заполнить все время и все помыслы. Но у Виктора Антоновича достает сил и таланта вести многогранную деятельность в интересах всей высшей школы страны.

О четырех гранях многолетней и плодотворной работы академика В.А. Садовничего, а на самом деле их значительно больше, как они воспринимаются не в непосредственной близости, а из провинции, мне и хочется поведать читателям.

1. Виктор Антонович для всех, кому довелось общаться с ним, является примером того, каким должен быть ректор вуза: бережно относящимся к традициям, уважительным и внимательным к людям, заботящимся о молодежи, объединяющим коллектив для решения сложных задач, вселяющим в коллег уверенность в своих силах для преодоления трудностей, видящим перспективы развития. Причем сказанное — не абстрактные понятия, а наполненные каждодневным трудом и конкретным содержанием ректорские будни. Берусь со всей ответственностью утверждать, что планка ректорства, установленная для себя Виктором Антоновичем, имела и имеет огромное значение для ректоров вузов страны. В Воронежском государственном университете за период ректорства в МГУ В.А. Садовничего сменилось три ректора — В.В. Гусев, который безвременно ушел из жизни в 2007 г., И.И. Борисов и В.Т. Титов. Мне довелось видеть их ежедневно в делах и заботах, и на каждого из них Виктор Антонович оказал огромное влияние своим примером, стилем своего поведения и подхода к делу. Это, так сказать, самые близкие мне, лично наблюдаемые примеры. В дополнение могу сослаться и на то, как оценивали значение для себя ректорского опыта В.А. Садовничего ректоры университетов

из Казани, Великого Новгорода, Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону, Краснодара, Кабардино-Балкарии... А они вовсе не новички в деле управления вузовскими коллективами и сами по себе весьма уважаемые люди.

И этот ректорский образец, к счастью, продолжает действовать, оказывая плодотворное влияние на обновляющийся ректорский корпус страны.

2. Очень существенной и яркой гранью деятельности В.А. Са-довничего является его многотрудная и бескорыстная работа во главе общественных вузовских объединений: Российского Союза ректоров, Евразийской Ассоциации университетов, Ассоциации классических университетов России.

Виктор Антонович возглавил Российский Союз ректоров (PCP) в самую, пожалуй, тяжелую пору в жизни высшей школы страны, в период кризиса 90-х гг. прошлого века, когда вопрос стоял о выживаемости вузов за пределами Московской кольцевой дороги, когда приходилось всеми возможными силами доказывать необходимость сохранения системы высшего профессионального образования. Нет сомнений, что каждому вузу в одиночку с этой задачей просто невозможно, да и не под силу было бы справиться. В.А. Садовничий сумел объединить ректоров вузов, доказать в правительстве, президентской администрации, Государственной Думе государственно значимую и стабилизирующую общество роль высшей школы, организовал ряд встреч ректоров с руководителями государства, нашел убедительные доводы и так повлиял на общественное мнение, что вузы страны не только выжили, но и достаточно прочно встали на путь устойчивого развития. Сегодня, с высоты времени, очень полезно хотя бы перелистать страницы материалов съездов PCP, прошедших за эти годы под руководством В.А. Садовничего, чтобы наглядно представить, какие проблемы стояли перед вузовским сообществом, какие пути их решения коллективно вырабатывались и как много удалось сделать.

Неотъемлемым структурным звеном PCP являются региональные Советы ректоров, осуществляющие на уровне областей, краев и республик взаимодействие и сотрудничество вузов, реализацию решений и рекомендаций руководящих органов Союза. Совет ректоров как общественная организация, объединяющая все аттестованные и аккредитованные учреждения высшего профессионального образования своего региона, поддерживает и координирует усилия по открытию новых направлений, специальностей и специализаций подготовки, инновационную деятельность, взаимодействие с властными структурами, работодателями и бизнес-сообществом, анализирует и обобщает накопленный опыт.

Так, в состав Совета ректоров вузов Воронежской области входят руководители 35 учебных заведений высшего профессио-

нального образования, в том числе 14 государственных вузов и 7 филиалов государственных вузов, 5 негосударственных вузов и 8 филиалов негосударственных вузов, муниципальный вуз. На своих заседаниях члены Совета обсуждали вопросы приема студентов на 1-й курс, участия в выполнении приоритетных национальных и инновационных проектов, взаимодействия с общеобразовательной школой и работодателями, укрепления здоровья студентов, воспитания студенческой молодежи и др., выступали организаторами различных межвузовских мероприятий (конференций, выставок, смотров, конкурсов и т.д.). И это далеко не полный перечень того, что делает Совет. Говорю об этом, может быть, подробнее, чем требуют рамки данной статьи, чтобы на фоне большой работы, проводимой Советом ректоров (а так обстоит дело не только в Воронеже, о чем сужу по знанию, как действуют эти структуры в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Красноярске, Нижнем Новгороде, областях Центрального Черноземья), отметить, что вся его деятельность находится в поле внимания В.А. Садовничего, внимания заинтересованного и весьма компетентного.

Откликом на потребность после распада СССР сохранить образовательное пространство, сотрудничество вузов на всей территории бывшего Союза стала инициатива В.А. Садовничего по созданию Евразийской Ассоциации университетов (ЕАУ) — инициатива, которая была успешно реализована при непосредственном участии Виктора Антоновича и во многом благодаря его усилиям и умению объединять людей. Сегодня эта организация завоевала прочный авторитет и в государственных структурах стран СНГ, и, главное, в международном университетском сообществе, стала действенным инструментом интеграции и плодотворного сотрудничества как важного фактора прогресса образования и науки на евразийском пространстве и в мире. Вот только один пример: в конце 2003 г. в МГУ имени М.В.Ломоносова состоялась Вторая международная научно-практическая конференция "Университеты и общество. Сотрудничество университетов в XXI веке", проходившая под эгидой ЕАУ. В ней приняли участие более 1 тыс. представителей университетов стран СНГ, Балтии, других государств, международных ассоциаций университетов. Передо мной объемный (свыше 750 страниц) том материалов конференции, отражающих ключевые проблемы развития современных университетов в контексте происходящих в мире и на евразийском пространстве изменений: место университетов в современном мире; изменение содержания образования; формы сотрудничества университетов и др. [1]. Они не потеряли своей актуальности и сегодня.

Можно говорить и о плодотворности съездов ЕАУ, которые проходили в Москве, Минске, Киеве и других столицах и много способствовали сближению позиций и укреплению сотрудничества университетов на постсоветском пространстве.

Под влиянием ЕАУ сложился целый ряд локальных международных объединений университетов, в частности Консорциум университетов приграничных государств — России, Белоруссии, Украины, — решающий вопросы сотрудничества и взаимодействия, организующий полезный обмен опытом. В октябре 2008 г. очередное заседание Совета консорциума состоялось в Таврическом национальном университете имени Вернадского (г. Симферополь), который является членом ЕАУ. Надо было видеть, с какой заинтересованностью руководители университетов знакомились с опытом университета-хозяина встречи, обсуждали вопросы развития сотрудничества; надо было слышать, с каким уважением участники говорили о роли Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова и В.А. Сздовничего.

Благодаря ЕАУ установились и укрепились межвузовские контакты. Так, общение на мероприятиях Ассоциации способствовало развитию сотрудничества Воронежского государственного университета с университетами Харькова, Донецка, Минска, Таджикистана.

Пишу лишь о тех примерах и фактах, свидетелем и участником которых был сам. На деле же их, конечно, значительно больше. И все они свидетельствуют о плодотворности тех идей, которые выдвинул и предложил вузовскому сообществу В.А. Садовничий.

Должен хотя бы упомянуть и об еще одном практическом отклике академика В.А. Садовничего на созревшую потребность высшей профессиональной школы — увиденную и остро почувствованную им необходимость поднять роль классических университетов в стране, когда размытость требований породила множество университетских образований — аграрных, педагогических, технических и т.д. Виктор Антонович, не преуменьшая значения профильных вузов, всегда отстаивал и продолжает отстаивать главные принципы, характерные для университетов классического типа (сочетание факультетов естественно-научной и гуманитарной направленности, фундаментальность образования, органичное соединение обучения и научных исследований, гуманистическая составляющая всей университетской жизни), а также выступил инициатором и организатором Ассоциации классических университетов России. Мне приятно отметить, что наряду с Московским государственным университетом имени М.В.Ломоносова среди ее учредителей значится и Воронежский государственный университет. Уже первые собрания членов ассоциации, состоявшиеся в Москве и Нальчике, показали своевременность и плодотворность такого

взаимодействия университетов классического типа на основе общности понимания проблем, которые необходимо решать, и объединения для этого коллективных усилий. Нет сомнений, что и эта инициатива В.А. Садовничего принесет положительные результаты, окажется полезной для всей высшей школы России.

3. Виктор Антонович хорошо знает, что делается в вузах страны. Он побывал во многих из них, и каждая такая поездка, — сужу по личным впечатлениям, когда доводилось присутствовать на таких встречах, — не поверхностное ознакомление высокого гостя, а заинтересованное общение с коллегами, постоянное стремление увидеть то лучшее, что дает возможность вузу развиваться, поделиться своими раздумьями, убедить, что те критерии, которые он определил для себя, посильны для других. Мне многократно довелось быть свидетелем таких встреч (в Воронеже, Санкт-Петербурге, Казани, Туле, Ростове-на-Дону и Нальчике), и каждый раз ощущались огромное внимание к тому, о чем говорил Виктор Антонович, признательность за понимание сложных проблем, предложенный конструктивный подход, полученную поддержку и советы. Не случайно многие вузы отметили такое участие В.А. Садовничего присуждением ему звания Почетный доктор, Почетный профессор. Коллектив Воронежского государственного университета гордится тем, что академик В.А. Садовничий — его Почетный доктор.

4. Наконец, нельзя не сказать о публикациях Виктора Антоновича, имеющих, на мой взгляд, большое значение для всех, кому небезразличны проблемы высшей школы. Их непреходящая ценность заключается и в актуальности поднимаемых вопросов, и в глубоко продуманном и конструктивном подходе, и в четкой и подлинно гражданской авторской позиции. Отсюда их востребованность в вузовской среде.

Оставляю компетентным специалистам анализ трудов Виктора Антоновича, отражающих его научные интересы. А из всего большого числа работ по проблемам высшей школы позволю себе привлечь внимание читателей лишь к трем из них. Это сборник статей "Россия. Московский университет. Высшая школа" [2], книга "На рубеже веков. Диалоги об образовании и воспитании" [3] и статья "Университет XXI века: размышления об университетском образовании" [4].

В первом из них собраны статьи, выступления и интервью В.А. Садовничего за период с 1992 по 1998 г. Они предваряются очень содержательным предисловием "Единственная в России должность" профессора МГУ имени М.В.Ломоносова В.И.Ильченко и объединены в три раздела — "Московский университет в последнем десятилетии XX века", "Татьянин день" и "Высшая школа в категориях педагогики и политики". Сама их компоновка

показывает главные темы, волнующие автора и не оставляющие равнодушным читателя, — проблемы сохранения и развития университета, живой силы университетских традиций и вхождения высшей школы в новые социально-экономические реалии накануне XXI в.

Вторая книга, написанная в соавторстве с известным в мире японским педагогом Д. Икедой, представляет собой достаточно редкое сегодня искусство диалога, в котором, как пишут авторы, «реализуется процесс понимания собеседника как представителя "другого мира", то есть мира, отличного от того, в котором ты сам живешь» [3: 5]. При всей разности жизненного опыта собеседников их сближает общее понимание роли университетского образования и воспитания в современном мире. Позиция В.А. Садовничего, о чем бы ни шла речь — о соотношении знания и мудрости, свободы и равенства, науки и веры, месте университетов в системе общество—государство—человек или о будущем университетского образования (а всего диалогов 8), — отстаивает научную, культурную и нравственную ценность университетского образования, проверенной временем педагогики сотрудничества преподавателей и студентов.

И о третьей вышеупомянутой статье В.А. Садовничего. Но сначала несколько слов о сборнике, в котором она опубликована в 2008 г., хотя отдельным оттиском ранее вручалась участникам совещания ректоров. Когда Совет ректоров вузов Воронежской области решил издать в память профессора В.В. Гусева (1931— 2007), которого Виктор Антонович хорошо знал по совместной работе в PCP и высоко ценил, сборник статей "Современное образование: опыт и проблемы", В.А. Садовничий охотно откликнулся на просьбу редколлегии и предоставил свою статью "Университет XXI века: размышления об университетском образовании". В ней выделяются вопросы мирового исторического опыта университетов, образовательной миссии университета, внутренних законов развития университетского образования и информатизации, университетской науки, содержания университетского образования в связи с потребностями общества, университетской автономии, соотношения понятий "университет и молодежь". Даже такое простое перечисление дает представление о том, что волнует автора, к чему он стремится привлечь внимание вузовской общественности. Вот только одна цитата из заключительной части статьи: "Университетская корпорация — мощная сила. При этом университеты должны сегодня совмещать в себе противоречивые, на первый взгляд, роли — готовить элиту общества и обеспечивать массовое высшее образование, бескорыстно искать новые знания и создавать полезные, хорошо продаваемые технологии; быть частью общества, служа ему всеми силами, и остаться

автономными и самостоятельными; сохранять лучшие традиции и достойно отвечать на вызовы времени" [4: 40].

Преодолевая огромный соблазн обильного цитирования высказываний В.А. Садовничего по проблемам высшей школы и вузовской педагогики, ограничусь призывом к читателям обращаться к его трудам, где они найдут пищу для размышления, вдумчивые и конструктивные подходы и советы, основу для принятия собственных решений.

Хорошо осознаю, что Виктор Антонович меньше всего нуждается в похвалах и тем более восхвалениях. Он просто органически чужд им. Мудрый собеседник, глубокий ученый и воспитатель, с неиссякаемым чувством юмора и всегда принципиальной позицией, В.А. Садовничий во всех гранях своей деятельности принадлежит не только своему любимому Московскому университету, но и всему научному и образовательному сообществу страны.

Список литературы

1. Университеты и общество. Сотрудничество университетов в XXI веке // Мат-лы Второй Междунар. науч.-практ. конф. университетов. М.. 2004.

2. Садовничий В.Л. Россия. Московский университет. Высшая школа: Статьи. Выступления. Интервью: 1992—1998. М.. 1999.

3. Икеда Д., Садовничий В.Л. На рубеже веков: Диалоги об образовании и воспитании. М., 2004.

4. Садовничий В.Л. Университет XXI века: размышления об университетском образовании. Воронеж, 2008.

Листенгартен Владимир Семенович — кандидат исторических наук, доцент Воронежского государственного университета, ученый секретарь Совета ректоров вузов Воронежской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.