Научная статья на тему 'Классическое и педагогическое Университетское образование: истоки и традиции взаимодействия'

Классическое и педагогическое Университетское образование: истоки и традиции взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матросов Виктор Леонидович

Становление системы подготовки педагогических кадров как самостоятельной отрасли высшего профессионального образования России неразрывно связано с историей Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. В далеком 1872 г. именно по инициативе ведущих профессоров университета были созданы Московские высшие женские курсы, положившие начало отечественному высшему педагогическому образованию. К преподаванию на курсах В.И. Герье были привлечены выдающиеся ученые Московского университета. На Московских высших женских курсах астрономические исследования начинал профессор Ф.А. Бредихин, возглавивший знаменитую Пулковскую обсерваторию. Изучение проблем физики осуществлялось под руководством профессора А.Г. Столетова выдающегося русского физика и электротехника. Научные изыскания в области общего землеведения закладывались географом, антропологом, этнологом и археологом, основателем российской научной географической школы Д.Н. Анучиным. Прочный фундамент знаний по истории и филологии обеспечивали профессора В.И. Герье, С.Ф. Фортунатов, П.Г. Виноградов, М.С. Корелин, Ф.И. Буслаев, Н.С. Тихонра-вов, А.Н. Веселовский. Ректор Московского университета С.М. Соловьёв был председателем Педагогического совета курсов. Именно благодаря влиянию передовых профессоров Московского университета в модели образования Московских высших женских курсов были заложены принципы, впоследствии ставшие основой для всей системы педагогического образования, которое всегда равнялось на лучшие академические традиции фундаментальной подготовки, складывавшиеся в Московском университете. В советские годы значительно расширились направления взаимодействия двух крупнейших вузов страны, МГУ и второго МГУ МГПИ-МПГУ от организации и проведения совместных научных исследований до внедрения в отечественную систему образования новейших образовательных технологий. Современный период в истории образования России хронологически совпадает с глобальными изменениями во всех сферах жизни российского общества, произошедшими на рубеже 80-90-х гг. XX в. В условиях поиска и апробации новых маршрутов и моделей образования с особой отчетливостью проявилась системообразующая роль Московского государственного университета в деле сохранения лучших традиций отечественного образования и внедрения подтвердивших свою жизнеспособность инноваций. И все эти годы ведущим российским университетом руководит известный во всем мире ученый, доктор физико-математических наук, профессор, действительный член Российской академии наук В.А. Садовничий, избранный на должность руководителя Московского университета на первых в его истории демократических выборах ректора, которые состоялись 23 марта 1992 г. К тому времени В.А. Садовничий уже был хорошо известен научной и педагогической общественности как крупный ученый, организатор науки и образования, прошедший путь от ассистента до профессора, заведующего кафедрой функционального анализа и его приложений факультета вычислительной математики и кибернетики (1981-1982), первого проректора МГУ (1984-1992). Годы ректорства Виктора Антоновича пришлись на весьма непростой период в истории российского образования. Характер проблем и сложностей этого времени очень точно передает название коллективной монографии, выпущенной под редакцией В.А. Садовничего в 2003 г. "Образование, которое мы можем потерять". Сегодня мы можем с уверенностью говорить о том, что активная общественная деятельность самого В.А. Садовничего, его непосредственное участие в работе представительных советов, комиссий, комитетов, яркие выступления на самые злободневные темы во многом способствовали формированию взвешенной государственной политики в области образования и науки. С личной позицией Виктора Антоновича, сдержанной и выработанной с учетом мнения научной и педагогической общественности, всегда считались. Эта позиция ректора МГУ открыто и последовательно доносилась до высших руководителей страны на всем протяжении его деятельности в качестве Президента Российского Союза ректоров (с 1994 г. до настоящего времени), что позволило предотвратить реализацию наиболее радикальных и недостаточно методологически обеспеченных планов реформирования науки и образования в России. Нельзя не сказать о значительном вкладе Виктора Антоновича и в сохранение лучших традиций системы непрерывного педагогического образования. В.А. Садовничий активно поддерживал инициативы и концептуальные подходы МПГУ, направленные на обновление системы общего среднего и высшего педагогического образования и широко обсуждавшиеся в рамках секционной работы съездов Российского Союза ректоров. Подготовленный рабочей группой МПГУ проект развития педагогического образования был распространен в качестве официального документа VIII съезда Российского Союза ректоров. Осознавая важность именно педагогических основ современного образования, В.А. Садовничий стал инициатором создания в структуре МГУ самостоятельного педагогического факультета, известные ученые которого сегодня совместно с ведущими научными подразделениями МПГУ осуществляют исследования в области актуальных проблем развития российского образования. Невозможно переоценить значение деятельности В.А. Садов-ничего, направленной на укрепление кадрового потенциала системы общего образования. Благодаря авторитету и принципиальной позиции ректора главного университета страны на высшем государственном уровне удалось добиться значительного увеличения оплаты труда школьного учителя и повышения престижа учительской профессии. С именем Виктора Антоновича Садовничего связано всероссийское движение "Учитель года России", направленное на поиск и поддержку талантливой молодежи в педагогической среде, поощрение и внедрение инновационных образовательных технологий в реальную практику образования. С 1995 г. бессменным председателем жюри этого самого престижного конкурса профессионального мастерства не случайно является ректор ведущего российского университета. Авторитет МГУ и его ректора среди нашего учительства абсолютен и непререкаем. Московский государственный университет достойно представлен в созданных на базе МПГУ государственно-общественных организациях системы педагогического образования, в том числе в Совете по педагогическому образованию, Учебно-методическом объединении по специальностям педагогического образования, Ассоциации развития педагогических университетов и институтов. В свою очередь первый педагогический университет России, который реализует программы классического университетского образования, продолжает планомерную работу по укреплению и расширению направлений взаимодействия с МГУ. Огромную роль в популяризации достижений науки играет созданный по инициативе мэра Москвы Ю.М. Лужкова и ректора МГУ В.А. Садовничего "Фестиваль науки в г. Москве". Осознавая значимость просветительской деятельности, направленной на формирование общественного представления о значении фундаментальной науки в жизни современного общества, МПГУ принял самое активное участие в мероприятиях, проходивших в рамках этого фестиваля, к которому проявили особый интерес школьники. Именно к ним, представляющим будущее нашей науки, неоднократно обращался со словами напутствия В.А. Садовничий. Отдельное направление деятельности МГУ и его ректора поиск и поддержка одаренных детей, в том числе через систему предметных олимпиад школьников. Сотрудникам Московского педагогического государственного университета особенно памятно выступление В.А.Садовничего на торжественном заседании, посвященном 125-летию МПГУ. Необычайно важным для нас был тезис о необходимости совместной деятельности двух ведущих российских университетов, которая может рассматриваться как одно из важнейших условий сохранения и упрочения фундаментальных основ российского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Классическое и педагогическое Университетское образование: истоки и традиции взаимодействия»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 20. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2009. № 2

В.Л. Матросов

КЛАССИЧЕСКОЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ

УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:

ИСТОКИ И ТРАДИЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Становление системы подготовки педагогических кадров как самостоятельной отрасли высшего профессионального образования России неразрывно связано с историей Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. В далеком 1872 г. именно по инициативе ведущих профессоров университета были созданы Московские высшие женские курсы, положившие начало отечественному высшему педагогическому образованию.

К преподаванию на курсах В.И. Герье были привлечены выдающиеся ученые Московского университета. На Московских высших женских курсах астрономические исследования начинал профессор Ф.А. Бредихин, возглавивший знаменитую Пулковскую обсерваторию. Изучение проблем физики осуществлялось под руководством профессора А.Г. Столетова — выдающегося русского физика и электротехника. Научные изыскания в области общего землеведения закладывались географом, антропологом, этнологом и археологом, основателем российской научной географической школы Д.Н. Анучиным. Прочный фундамент знаний по истории и филологии обеспечивали профессора В.И. Герье, С.Ф. Фортунатов, П.Г. Виноградов, М.С. Корелин, Ф.И. Буслаев, Н.С. Тихонра-вов, А.Н. Веселовский. Ректор Московского университета С.М. Соловьёв был председателем Педагогического совета курсов.

Именно благодаря влиянию передовых профессоров Московского университета в модели образования Московских высших женских курсов были заложены принципы, впоследствии ставшие основой для всей системы педагогического образования, которое всегда равнялось на лучшие академические традиции фундаментальной подготовки, складывавшиеся в Московском университете.

В советские годы значительно расширились направления взаимодействия двух крупнейших вузов страны, МГУ и второго МГУ — МГПИ—МПГУ — от организации и проведения совместных научных исследований до внедрения в отечественную систему образования новейших образовательных технологий.

Современный период в истории образования России хронологически совпадает с глобальными изменениями во всех сферах жизни российского общества, произошедшими на рубеже 80—90-х гг. XX в. В условиях поиска и апробации новых маршрутов и моде-

лей образования с особой отчетливостью проявилась системообразующая роль Московского государственного университета в деле сохранения лучших традиций отечественного образования и внедрения подтвердивших свою жизнеспособность инноваций.

И все эти годы ведущим российским университетом руководит известный во всем мире ученый, доктор физико-математических наук, профессор, действительный член Российской академии наук В.А. Садовничий, избранный на должность руководителя Московского университета на первых в его истории демократических выборах ректора, которые состоялись 23 марта 1992 г.

К тому времени В.А. Садовничий уже был хорошо известен научной и педагогической общественности как крупный ученый, организатор науки и образования, прошедший путь от ассистента до профессора, заведующего кафедрой функционального анализа и его приложений факультета вычислительной математики и кибернетики (1981—1982), первого проректора МГУ (1984—1992).

Годы ректорства Виктора Антоновича пришлись на весьма непростой период в истории российского образования. Характер проблем и сложностей этого времени очень точно передает название коллективной монографии, выпущенной под редакцией В.А. Садовничего в 2003 г. — "Образование, которое мы можем потерять".

Сегодня мы можем с уверенностью говорить о том, что активная общественная деятельность самого В.А. Садовничего, его непосредственное участие в работе представительных советов, комиссий, комитетов, яркие выступления на самые злободневные темы во многом способствовали формированию взвешенной государственной политики в области образования и науки. С личной позицией Виктора Антоновича, сдержанной и выработанной с учетом мнения научной и педагогической общественности, всегда считались. Эта позиция ректора МГУ открыто и последовательно доносилась до высших руководителей страны на всем протяжении его деятельности в качестве Президента Российского Союза ректоров (с 1994 г. до настоящего времени), что позволило предотвратить реализацию наиболее радикальных и недостаточно методологически обеспеченных планов реформирования науки и образования в России.

Нельзя не сказать о значительном вкладе Виктора Антоновича и в сохранение лучших традиций системы непрерывного педагогического образования. В.А. Садовничий активно поддерживал инициативы и концептуальные подходы МПГУ, направленные на обновление системы общего среднего и высшего педагогического образования и широко обсуждавшиеся в рамках секционной работы съездов Российского Союза ректоров. Подготовленный рабочей группой МПГУ проект развития педагогического образования

был распространен в качестве официального документа VIII съезда Российского Союза ректоров.

Осознавая важность именно педагогических основ современного образования, В.А. Садовничий стал инициатором создания в структуре МГУ самостоятельного педагогического факультета, известные ученые которого сегодня совместно с ведущими научными подразделениями МПГУ осуществляют исследования в области актуальных проблем развития российского образования.

Невозможно переоценить значение деятельности В.А. Садов-ничего, направленной на укрепление кадрового потенциала системы общего образования. Благодаря авторитету и принципиальной позиции ректора главного университета страны на высшем государственном уровне удалось добиться значительного увеличения оплаты труда школьного учителя и повышения престижа учительской профессии.

С именем Виктора Антоновича Садовничего связано всероссийское движение "Учитель года России", направленное на поиск и поддержку талантливой молодежи в педагогической среде, поощрение и внедрение инновационных образовательных технологий в реальную практику образования. С 1995 г. бессменным председателем жюри этого самого престижного конкурса профессионального мастерства не случайно является ректор ведущего российского университета. Авторитет МГУ и его ректора среди нашего учительства абсолютен и непререкаем.

Московский государственный университет достойно представлен в созданных на базе МПГУ государственно-общественных организациях системы педагогического образования, в том числе в Совете по педагогическому образованию, Учебно-методическом объединении по специальностям педагогического образования, Ассоциации развития педагогических университетов и институтов.

В свою очередь первый педагогический университет России, который реализует программы классического университетского образования, продолжает планомерную работу по укреплению и расширению направлений взаимодействия с МГУ.

Огромную роль в популяризации достижений науки играет созданный по инициативе мэра Москвы Ю.М. Лужкова и ректора МГУ В.А. Садовничего "Фестиваль науки в г. Москве". Осознавая значимость просветительской деятельности, направленной на формирование общественного представления о значении фундаментальной науки в жизни современного общества, МПГУ принял самое активное участие в мероприятиях, проходивших в рамках этого фестиваля, к которому проявили особый интерес школьники. Именно к ним, представляющим будущее нашей науки, неоднократно обращался со словами напутствия В.А. Садовничий. Отдельное направление деятельности МГУ и его рек-

тора — поиск и поддержка одаренных детей, в том числе через систему предметных олимпиад школьников.

Сотрудникам Московского педагогического государственного университета особенно памятно выступление В.А. Садовничего на торжественном заседании, посвященном 125-летию МПГУ. Необычайно важным для нас был тезис о необходимости совместной деятельности двух ведущих российских университетов, которая может рассматриваться как одно из важнейших условий сохранения и упрочения фундаментальных основ российского образования.

Матросов Виктор Леонидович — доктор физико-математических наук, профессор, ректор МПГУ, академик РАН, академик РАО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.