Научная статья на тему 'МГУ в Севастополе (к единому образовательному пространству)'

МГУ в Севастополе (к единому образовательному пространству) Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

62
9
Поделиться

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Садовничий В. А., Коханова Л. А.

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова закончил прием в свой первый зарубежный филиал Черноморский в городе Севастополе. Более ста абитуриентов этого года и примерно столько же поступивших в прошлом году и обучавшихся в Москве приступили к занятиям в Крыму. О том, как МГУ реализует столь широкомасштабный проект, попросила рассказать ректора университета, действительного члена Российской академии наук В.А. Садовничего наш корреспондент Л.А. Коханова.

Текст научной работы на тему «МГУ в Севастополе (к единому образовательному пространству)»

МИР И МЫ

ка. садошичии МГУ в Севастополе

Л.А. КОХАНОВА ... .

(К единому образовательному

пространству)

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова закончил прием в свой первый зарубежный филиал - Черноморский в городе Севастополе. Более ста абитуриентов этого года и примерно столько же поступивших в прошлом году и обучавшихся в Москве приступили к занятиям в Крыму.

О том, как МГУ реализует столь широкомасштабный проект, попросила рассказать ректора университета, действительного члена Российской академии наук В.А. Садовничего наш корреспонлент Л.А. Коханова.

- Итак, в Севастополе уже создан филиал Московского государственного университета. Каково его будущее?

- Я уверен, что через несколько лет он станет одним из лучших университетов в этом регионе, поскольку с первых его шагов мы закладываем университетские традиции. Это и высокие требования при приеме абитуриентов, и соответствующий МГУ уровень преподавания, и наш университетский диплом, и главное - наш университетский дух. Уже сам факт открытия филиала является подтверждением сказанному.

Напомню, что мысль о филиале университета возникла четыре года назад, когда правительство Крыма обратилось к ректорату МГУ с просьбой рассмотреть их идею создания первоклассного учебного заведения в этом регионе, конкретно - в Севастополе. Черноморский флот и мэрия Москвы поддержали идею. Уже в марте 1999 года Ученый совет МГУ принимает решение о создании филиала. Тем более, что подобные прецеденты в практике университета были. Один из них - Ульяновский государственный университет, который сегодня насчитывает уже пять тысяч студентов. Он тоже вырос за восемь лет из филиала МГУ.

Мне кажется, университет делается очень правильно. Он сразу получил прекрасное здание - правительства Москвы. Заканчивается реконструкция учебного корпуса в Лазаревских казармах. Мы закупили хорошее оборудование. С первых дней филиал имеет необходимое финансирование. Я был недавно в Министерстве финансов, где мы согласовали для него необходимый государственный бюджет на следующий год. Так что есть все предпосылки для будущего развития.

Сегодня мы можем с полным основанием сказать, что идея создания Черноморского филиала МГУ становится реальностью. Только что вернулась приемная комиссия из Севастополя, где закончился прием первокурсников. Как и в прошлом году, мы принимали абитуриентов на четыре факультета: естественных наук, компьютерной математики, экономики и управления, историко-филологический с отделением журналистики.

В принципе можно уже сказать, что не только в Крыму, но и за его пределами авторитет Черноморского филиала постепенно растет. Среди поступавших в этом году на учебу были не только выпускники севастопольских и крымских школ, но и представители 17 городов России, и даже Казахстана. Но в основном это были жители Российской Федерации и Украины. Университет верен принципам, записанным в Уставе МГУ. Суть их - любой гражданин мира может учиться у нас, если он выдержал вступительные экзамены.

Как и в прошлом году, большой популярностью пользовались такие специальности, как экономика и управление. Увеличилось число заявлений на отделение журналистики. Стабильный интерес наблюдается к прикладной математике.

Преподаватели, принимавшие экзамены, отмечают, что уровень подготовки абитуриентов достаточно высокий. Среди поступивших студентов треть - медалисты. Это хороший показатель. Причем мы учитывали как российскую, так и украинскую медали.

На следующий год мы планируем увеличить прием. В ближайшее время определимся с количеством студентов: будет ли это увеличение на треть, или в два раза. Филиал университета уже зарегистрирован, и мы получим в самое ближайшее время возможность вести информационную деятельность. Безусловно, это скажется на конкурсе и, соответственно, будет способствовать дальнейшему повышению уровня подготовки абитуриентов.

Честно говоря, сегодняшние абитуриенты филиала не сильно отличаются от тех молодых людей, которые поступали в Москве. Но учебные программы России и Украины по истории, русскому языку и литературе все больше начинают отличаться друг от друга. Мы теряем единое образовательное пространство. Конечно, это скажется в самое ближайшее время на уровне работ по этим предметам. К сожалению, преподаватели, вернувшиеся из Севастополя, эту тенденцию уже определяют. Перевод всей системы образования только на украинский язык и преподавание русского как иностранного вряд ли будет способствовать соответствию международным стандартам образования. Очевидно, поэтому университет должен подумать и уже думает, каким образом сориентировать будущих абитуриентов на уровень требований Московского университета. Решению этой задачи могут помочь подготовительные курсы и отделения, услугами которых смогут воспользоваться молодые люди, стремящиеся получить образование международного уровня. Мы планируем уже в этом году постараться открыть очно-заочные курсы силами преподавателей университета.

Мы должны предлагать только качественное образование, которое при всех обстоятельствах должно оставаться таковым. Именно это является основным лейтмотивом в деятельности нашего первого зарубежного филиала, объединяющего научность, фундаментальность и энциклопедичность образования.

Мы отчетливо понимаем всю трудность организации учебного процесса в Черноморском филиале, тем более, что профессора и доценты, которые будут вести занятия вахтовым методом в Севастополе, одновременно читают свои курсы и в Москве. Тем не менее мы со всей ответственностью заявляем, что сделаем все возможное, чтобы качество подготовки в любой университетской структуре было одинаково высоким.

- А зачем это университету, когда у него и так много проблем?

- Московский университет получает возможность реализовать свою программу развития, в которой деятельность по формированию и развитию единого об-

разовательного пространства СНГ является одним из основных приоритетов Московского университета. Эта идея была заявлена мною на Ученом совете МГУ в 1992 году, получила поддержку и с той поры плодотворно реализуется, принимая самые разные формы.

При этом мы исходим, как минимум, из следующего. Всему мировому сообществу хорошо известна особая роль и высокий статус МГУ в России и за ее пределами. Это предопределяет активное и самостоятельное осуществление университетом целого комплекса практических мер по формированию единого образовательного и научного пространства на территории бывшего Советского Союза.

Учитывая особую роль классических университетов как центров образования, науки и культуры своих стран, мы пытаемся сосредоточить эти усилия прежде всего на формирование единого образовательного пространства СНГ через повышение уровня их сотрудничества и взаимодействия.

До этого мы создавали Центры МГУ за рубежом. Один из них существует при Пекинском университете. Его цель - представлять МГУ в Китайской Народной Республике. Теперь мы думаем о создании таких центров в Юго-Восточной Азии и Японии.

Сейчас вот удалось реализовать идею создания филиала в Севастополе, которая полностью вписывается в его программу развития.

По-прежнему мы принимаем граждан СНГ на равных условиях с российскими гражданами по итогам вступительных экзаменов. В настоящее время их в МГУ обучается свыше полутора тысяч человек за счет университетского бюджета. Хотя российские контролирующие органы считают наши действия нарушением принятых в России норм и инструкций, мы считаем свою позицию по подготовке кадров для стран СНГ принципиальной, имеющей стратегическое значение для России и стран СНГ, реально способствующей формированию единого образовательного пространства. Думаю, другого будущего у нас нет.

Поэтому недавно мы выдвинули предложение о создании специального фонда стран СНГ для подготовки специалистов в МГУ. На некоторых факультетах, в частности на факультете журналистики, возобновили обучение студентов стран СНГ с третьего курса, которые до того учились в своих национальных университетах. Тем самым откликнулись на просьбу многих ректоров вузов СНГ, членов нашей Евразийской Ассоциации университетов, которые высказывают опасения по поводу открытия частных вузов, не обеспечивающих еще достаточного уровня образования. Здесь мы предпочитаем идти не по пути открытия филиалов в этих регионах, а устанавливаем тесные деловые связи, подкрепляя их Договорами о сотрудничестве.

В МГУ их сейчас заключено более 200 - со всеми странами мира и прежде всего с университетами ближнего зарубежья: Ташкентским, Ереванским, Белорусским, Тбилисским, Молдавским, Приднестровским.

Евразийская Ассоциация университетов (ЕАУ) создана в 1989 году как международная неправительственная организация, объединившая тогда университеты бывшего Советского Союза.

В настоящее время она объединяет уже 69 классических университетов стран СНГ и Балтии. Регулярно проводятся ее съезды. В марте этого года мы провели конференцию «Университеты и общество. Сотрудничество университетов стран СНГ на рубеже веков», которая стала важным этапом в развитии реальных интеграционных процессов. По ее итогам мы предполагаем выработать и согласо-

вать конкретные планы совместной деятельности университетов, факультетов, кафедр и ученых в области науки и образования, определить меры по координации их деятельности.

Конечно, что-то удается сделать сразу, что-то лишь обозначено как программа действий на будущее. Но важно то, что все участники встречи осознали: только уважая друг друга, наше общее прошлое и настоящее, которое на глазах формируется, мы можем двигаться вперед.

- Именно это принцип вы и закладываете в организацию Черноморского филиала МГУ?

- Мы открыли свой филиал с соблюдением всех формальностей, уважая законы Украины, на территории которой он будет функционировать. Мы признательны руководству нашей страны, президенту России В. В. Путину, президенту Украины Л.Д. Кучме, которые поддержали нашу идею и оказали огромную помощь в ее реализации.

Может быть, мы даже излишне страхуемся в согласовании тех или иных вопросов. но ведь назначение филиала - не только обучать студентов, но и одновременно знакомить с культурой, обычаями, традициями жителей тех стран, в которых тот или иной филиал открыт. Только понимание друг друга может способствовать общению, более тесным деловым, межличностным контактам. Помимо функций коммуникационных центров, связывающих свои страны с зарубежьем, университеты призваны стать своего рода механизмами, которые отбирают, перерабатывают и адаптируют поступающие отовсюду знания к местным условиям. Это как бы экспертная функция университетов, и она распространяется на все постсоветское пространство.

Я давно говорю о том, что придет время, когда, например, Киевский университет откроет свои филиалы в России, потому что у нас есть люди, который хотят учить украинский язык, изучать культуру украинского народа. Мы уже на филологическом факультете ведем набор в группу изучения славянских языков, в частности чешского и украинского. Это наш встречный шаг, свидетельствующий о том. что мы хотим лучше друг друга знать. А своих ближних соседей - тем более.

- Значит, университеты доказали: мир един и неделим? Связан ли выбор стратегии МГУ с тем, что вы начали заниматься больше внешней, а не внутренней политикой?

- Я бы не противопоставлял одно другому. Мы равным образом занимаемся и тем, и другим. В данном случае речь идет о взаимодействии университета с обществом, о таких связях университетов между собой, которые помогли бы вернуться к единому образовательному пространству, сохранить нашу общность во имя тех детей, которых мы обучаем. Если хотите, это проблема единства мира.

Мне кажется, что мы все больше тяготеем к такой организации мира, когда части целого все более органично начинают соединяться. Стремительное развитие средств коммуникации радикально изменило мир, в котором мы живем. Вся эта новая технология и ее авторы, ученые, в буквальном смысле слова разрушили временные и пространственные ограничения, которые веками оказывали сдерживающее влияние на культуры и человеческий менталитет.

Мир вступил в новую постинформационную эпоху: мы переживаем период беспрецедентного господства технологий, когда носителем памяти уже является один электрон, а многие приборы изготовлены с применением нанотехно-

логий. С другой стороны, происходит гигантский рост быстродействующих суперкомпьютеров, и эти скорости измеряются величинами порядка 1014 и даже 1015 операций в секунду.

Ясно, что страна, обладающая такими возможностями в технологиях, на ближайшие годы займет господствующее место в мире и в экономике. Другие страны будут стремиться стать также членами такой корпорации. Возникает вопрос: смогут ли наши страны на равных конкурировать с ними? Каково будет место нашего образования, науки, наших технологий в таком мире?

Одна из тенденций развития университетов состоит в переводе всего образования, в первую очередь высшего, на принципиально иную методологическую и инструментальную базу, обусловленную новейшими прорывами в науке и технике, прорывами, которые еще только наметились, но проявятся в полную силу в ближайшие 10-20 лет.

Изменения, которые последуют за этим, столь же глубоки, как и трудны для того, чтобы их предвидеть. Но одно уже очевидно: пути назад, по своим квартирам, нет. И университеты доказывают это всем свои развитием.

Приведу лишь один пример. На одном из последних совещаний министров образования стран СНГ Московский университет выступил с инициативой проведения конференций широкой вузовской общественности. Цель их - профессиональное обсуждение проблем высшей школы. Скажем, по организации учебного процесса (которая уже прошла) или по бакалавриату и магистратуре. Как они внедряются в практику нашей высшей школы? Насколько они ей подходят? Или по обсуждению методик преподавания математики, физики, химии и других фундаментальных дисциплин.

Эти проблемы в равной степени волнуют не только ректоров, но и предметников всех университетов мира. В данном случае все министры стран СНГ поддержали идею, и мы ряд таких конференций готовим в развитие тех, которые уже провели. Планируем организовывать их уже не только в Московском университете, но и в нашем Черноморском филиале. Привлечение ученых стран СНГ, всего мира во вновь образующуюся образовательную структуру будет только способствовать ее становлению, формированию того университетского духа, о котором мы говорили.

Одной из проблем, которую мы можем уже обсудить осенью на базе Черноморского филиала, может стать проблема Интернета и будущего образования, которое мы ни в коем образе не сводим к одному «дистанционному», но тем не менее будем использовать в филиале. А вот каким образом - об этом можно подумать сообща. Или проблема толерантности, интересов местного населения, реализации установки на удовлетворение в первую очередь личных прав человека на образование. Однако эту установку не так просто сочетать с реальными экономическими и культурными интересами того или иного региона, государства, общества, с одной стороны, и с внутренним саморазвитием университетов - с другой. Например, в прошлом году в Черноморском филиале на географический факультет конкурс был одним из самых высоких, а в этом - снизился до предела. Почему? На эти и другие вопросы мы могли бы поискать ответ в ходе специальной научной конференции.

Словом, я готов заверить любого, что через пять-семь лет этот университет на берегу Черного моря будет самым престижным в этом регионе.