Научная статья на тему 'Марина Леонтьевна ремнёва: 20 лет во главе филологического факультета МГУ'

Марина Леонтьевна ремнёва: 20 лет во главе филологического факультета МГУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
231
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Марина Леонтьевна ремнёва: 20 лет во главе филологического факультета МГУ»

ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕР. 9. ФИЛОЛОГИЯ. 2011. № 2

ЮБИЛЕИ

МАРИНА ЛЕОНТЬЕВНА РЕМНЁВА

20 лет во главе филологического факультета МГУ

27 марта — день рождения Марины Леонтьевны Ремнёвой. Каждая такая дата заставляет вспоминать и говорить о заслугах и достижениях человека, особенно если он прошел большой и яркий жизненный путь — путь ученого, воспитавшего целую плеяду талантливых учеников, общественного деятеля, тесно связанного с судьбами русского языка и русской культуры в современном мире, руководителя ведущего центра филологической науки и образования России.

Из статей о М.Л. Ремнёвой и многочисленных интервью с ней1 о нашем декане известно, казалось бы, всё. Но сегодня хотелось бы вспомнить о том, что Марина Леонтьевна не только филолог, один из крупнейших

1 См., в частности, биографический словарь «Профессора Московского университета», т. II (М.: Изд-во Моск. ун-та, 2005), а также посвященные М.Л. Ремнёвой материалы в № 2 «Вестника Московского университета» (серия 9: Филология) за 2006 г., в энциклопедическом словаре «Филологический факультет Московского университета» (М.: Изд-во Моск. ун-та, 2005), в сборниках «Филологический факультет Московского университета: очерки истории: В 2 частях» (М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001) и «Время, оставшееся с нами: Филологический факультет в 1953—1958 гг.: Воспоминания выпускников» (М.: МАКС Пресс, 2004) и в других изданиях.

исследователей истории русского литературного языка и старославянского языка, доктор филологических наук, профессор, заслуженный профессор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, заведующая кафедрой русского языка, главный редактор научного журнала «Вестник Московского университета. Серия 9. Филология», председатель диссертационного совета по русскому и славянскому языкознанию, председатель Совета по филологии Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию, действительный член двух Международных академий, член Совета по русскому языку при Правительстве Российской Федерации, кавалер правительственных наград. М.Л. Ремнёва еще и первая женщина за всю историю МГУ, которая стала деканом факультета, победив на первых свободных выборах в 1991 г. С тех пор прошло 20 лет, и 2011 г. в жизни декана филологического факультета можно считать в полном смысле слова юбилейным.

К началу 1990-х гг. факультет с устоявшейся структурой подразделений, специальностей и кадров, относительной стабильностью научных программ и десятилетиями отлаженных методик оказался перед лицом неотвратимых изменений, которые диктовала сама жизнь. Марина Леонтьевна Ремнёва, став руководителем факультета, репутация которого формировалась трудами не одного поколения выдающихся отечественных филологов, столкнулась с весьма неординарной задачей — было важно, изменяя в соответствии с требованиями времени структурно и содержательно сложившиеся направления деятельности факультета, создавая новые ее формы, сохраняя тонкий баланс между традициями и инновациями, не потерять главного, существенного, того, что составляет неповторимый и столь значимый для каждого из нас облик alma-mater.

Структурные преобразования начинаются в 1992 г., когда в состав факультета вводятся кафедры русского языка для иностранных учащихся естественных и гуманитарных факультетов (которые ранее существовали в рамках особого межфакультетского подразделения) и создается специальная кафедра русского языка для иностранных учащихся филологического факультета. В 1995 г. открывается отделение теории и практики перевода, и в этом же году появляется принципиально новое для отечественного образования отделение византийской и новогреческой филологии, организуется кафедра, ведущая это направление. В 1996 г. возникает Центр новых технологий в гуманитарном образовании, разрабатывающий и внедряющий компьютерные и телекоммуникационные сетевые технологии в процесс подготовки филологов всех специализаций, собирающий обширные аудио- и видеотеки учебного назначения по всем изучаемым на филологическом факультете языкам. В 1999 г. структура факультета пополняется учебно-научным центром «Язык СМИ», и в этом же году, поддерживая установку ректора В.А. Садовничего на создание сети филиалов МГУ в странах ближнего зарубежья, факультет берет на себя организацию обучения филологов в Черноморском филиале в Севастополе.

Для дальнейшего реформирования филологического образования в Московском университете коллективом факультета под руководством М.Л. Ремнёвой был выбран путь открытия целого ряда актуальных и новых для факультета направлений научно-образовательной деятельности.

В 2001 г. возобновляется набор студентов на отделение русского языка как иностранного (РКИ), в 2002 г открываются два новых отделения: отде-

ление филологического обеспечения связей с общественностью, которое готовит специалистов широкого филологического профиля для работы в PR-компаниях, рекламных агентствах, маркетинговых отделах фирм и предприятий, и отделение лингвокриминалистики, готовящее высококвалифицированных специалистов широкого профиля для работы в экспертных центрах и фоноскопических лабораториях системы органов внутренних дел, суда и прокуратуры, адвокатуры, а также для проведения теоретических исследований и прикладных работ в области речевых технологий. В этом же году расширяется деятельность факультета в филиальной сети МГУ — организуется первый набор студентов в Казахстанском филиале МГУ в Астане по специализации «Русский язык и литература».

2004 г. становится годом открытия кафедры общей теории словесности (дискурса и коммуникации), в задачу которой входит изучение речи как деятельности общения в сложном, исторически изменчивом контексте культуры, и в учебный план студентов всех отделений специальности «Филология» включается коллективный общий курс «Коммуникация. Речь. Культура». В это же время начинает работу отделение филологического обеспечения журналистики (СМИ), созданного на базе специализации «Язык СМИ», которая существовала на факультете с 2000 г.

В 2006 г. на основе возрожденной кафедры финно-угорской филологии восстанавливается финно-угорская специализация, финский и венгерский языки начинают преподаваться как в качестве основных или вторых языков, так и в рамках факультативов на самых разных отделениях факультета.

Главной новацией 2008 г становится открытие на факультете группы изучения эстонского языка и литературы. В этом же году ведется активная работа по организации Центра балтистики как нового структурного подразделения, взаимодействующего с научными и образовательными организациями Литвы и Латвии. 2008 г. ознаменовался также открытием двух отделений факультета в Бакинском филиале МГУ.

В 2009 г. появляется первая группа литовского языка на филологическом факультете, начинают работать группы балтийских языков на историческом факультете МГУ и на факультете телевидения. Этот год приносит существенные изменения и в жизнь славянского отделения — в дополнение к традиционно изучаемым на факультете языкам и литературам западных и южных славян открывается специализация по украинскому языку и литературе, начинается преподавание белорусского языка и литературы. В этом же году открывается первая за всю историю факультета теоретическая кафедра РКИ — кафедра дидактической лингвистики и теории преподавании русского языка как иностранного. Данное направление успешно развивалось на факультете с 1951 г. Филологический факультет стал авторитетнейшим мировым и российским центром изучения и преподавания русского языка как иностранного. В состав факультета теперь входят четыре кафедры, специализирующиеся на преподавании русского языка как иностранного, и одной из них с 1972 по 1979 г. руководила Марина Леонтьевна Ремнёва.

Еще одним важным направлением деятельности М.Л. Ремнёвой на посту декана стал существенный пересмотр номенклатуры специализаций. В основу этого процесса было положено желание дать выпускникам «ремесло», позволяющее трудоустроиться сразу по окончании университета. В отличие от ряда родственных вузов, где специализации носят чисто

прикладной характер, филологический факультет стремится обеспечить их научную составляющую: возможно написание курсовых и дипломных работ, на факультете проводятся конференции по соответствующей тематике, т.е. фактически за каждой специализацией стоит и новое научное направление. Так, в условиях отсутствия государственного заказа на выпускников вузов через создание специализаций происходит ориентация студента на конкретное практическое поле деятельности, в котором ему предстоит профессионально раскрыться и осознать научные перспективы избранного направления.

Вследствие этого подхода единственная традиционная для факультета дополнительная специализация «Преподаватель русского языка как иностранного» дополнилась новыми специализациями, открывающими широкие возможности для трудоустройства выпускников факультета в системе среднего и высшего образования: «Преподаватель иностранного языка в школах и неязыковых вузах», «Кельтология», «Сопоставительное страноведение и культурология», «Язык СМИ», «Теория и практика межкультурной коммуникации», «Сравнительное литературоведение», «Сравнительно-историческое индоевропейское языкознание» и др. Ряд специализаций носит принципиально междисциплинарный, интегративный характер, что предполагает не только участие в них студентов разных отделений, но и тесную координацию работы преподавательских коллективов разных кафедр, а в некоторых случаях и факультетов, работающих в смежных областях гуманитарного знания.

В русле этого же направления в 2008—2009 гг. проведена большая работа по подготовке и открытию целого ряда инновационных магистерских программ.

За последние два десятилетия произошли серьезные изменения в сфере дополнительного филологического образования, которое теперь охватывает широкий диапазон задач: это и различные формы довузовского обучения абитуриентов, и постоянно обновляющиеся программы профессиональной переподготовки, повышения квалификации, стажировки и курсы для желающих совершенствоваться в одном из европейских языков. Можно сказать, что из всех направлений деятельности центра дополнительного образования филологического факультета традиционным сегодня осталось лишь одно — Школа юного филолога. Остальные направления сложились в последнее десятилетие: тесное сотрудничество с подшефными общеобразовательными школами, оказание помощи в организации школьных научных конференций, проведение конкурсов научных студенческих работ, научное обеспечение Государственной экспериментальной площадки «Лингвистический компонент обучения и его роль в формировании ключевых компетентностей школьников», проведение очных и дистанционных предметных олимпиад для старшеклассников, участие в крупнейших всероссийских выставках, связанных с карьерой будущих выпускников, развитие новых форм межфакультетского сотрудничества для расширения гуманитарной компоненты в естественнонаучном образовании МГУ.

Ведущие позиции филологического факультета в системе российской высшей школы за последние годы не только не ослабились, но и укрепились деятельностью Совета по филологии и Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию. Совет под председательством профессора М.Л. Ремнёвой объединяет в настоящее время

175 подразделений филологического профиля вузов Российской Федерации. За годы существования Совета была организована, в частности по инициативе филологического факультета МГУ, серия научно-методических конференций по насущным проблемам филологического образования, к числу которых относятся обновление содержания курсов новейшей отечественной литературы, перспективы развития романистики и германистики, создание и применение новых информационных технологий в филологии, новые формы преподавания филологических дисциплин и др. М.Л. Ремнёва придает этой деятельности большое значение не только в связи с приоритетами, которые факультету удается отстоять в улучшении качества филологического образования, но и в силу мощных интегратив-ных функций УМО, позволяющих сохранить отечественное образовательное пространство.

К важнейшим результатам работы факультета в этой сфере следует отнести подготовку проектов Государственных стандартов по направлению и специальности «Филология», а также сопровождающей их учебно-методической документации: примерных учебных планов различных специализаций (ныне их число превысило 40), программ основных учебных дисциплин, положений о текущей и итоговой аттестации студентов и т.п. В последние годы главной целью работы Совета стало методическое обеспечение реформы высшего профессионального образования в России, и благодаря предпринятым усилиям переход на уровневую систему подготовки бакалавров и магистров филологии на основе новых Федеральных государственных образовательных стандартов осуществляется без потери фундаментальности и качества филологической подготовки. Немаловажной заслугой Совета по филологии и филологического факультета МГУ под руководством М.Л. Ремнёвой является экспертная и координационная деятельность между Министерством образования и науки РФ и вузами России, поддержка русского языка в нерусских районах РФ и в ближнем зарубежье, содействие реализации федеральной программы «Русский язык».

Таким образом, благодаря широкомасштабной научной и организационно-методической деятельности Марины Леонтьевны Ремнёвой и сегодня филологический факультет МГУ является современным центром филологического образования, деятельность которого развивается на основе синтеза лучших традиций и необходимых инноваций, обусловленных тенденциями последних лет.

В центре внимания руководства факультета все эти годы находилась не только образовательная, но и научная работа. Продвигаясь по пути создания в составе факультета структурных подразделений, ориентированных на новейшие современные тенденции развития науки и общества, М.Л. Ремнёва стимулировала научный поиск, расширяя научные горизонты исследований в области филологии, стремясь учитывать традиционные для отечественной филологии фундаментальные направления исследований, поддерживая их, способствуя расцвету научных школ факультета, поощряя перспективные инновационные проекты сотрудников.

В настоящее время 102 разрабатываемые факультетом научные темы объединены в 20 научных направлений, в соответствии с которыми строится стратегия развития факультетской науки. Одним из важнейших итогов прошедших лет стало утверждение приоритетных направлений фундаментальных научных исследований, в рамках которого сформировано

35 научно-исследовательских проектов, вошедших в Программу развития МГУ до 2020 г.

К числу уникальных, не имеющих аналогов в мировой науке результатов, полученных учеными факультета за последние годы, относятся новые методики идентификации личности по особенностям речи; впервые обнаруженные акустические показатели возраста, веса и роста говорящего; новые данные о комплексе акустических характеристик психофизического состояния личности; усовершенствованная методика технологии онлайнового трехмерного томографирования артикуляционной зоны головы в процессе порождения речи и др.

Следует признать, что многие достижения ученых факультета связаны с активной деятельностью декана по дополнительному финансированию факультетской науки из средств государственных, международных и частных фондов: федеральных целевых программ Министерства образования и науки РФ, в том числе ФЦП «Русский язык», фондов «Русский мир», РФФИ, РГНФ, института «Открытое общество», фондов Фулбрайта, НАТО, АЙРЕКС, программ Темпус, МИД Франции, МИД Испании, Института Сервантеса и др. Формы научной работы, финансируемые за счет привлеченных средств, весьма разнообразны: это собственно исследовательские проекты, стажировки и командировки, в том числе зарубежные, организация экспедиций, издание монографий, сборников и журналов, проведение конференций и симпозиумов.

В этой связи нельзя обойти вниманием активно развивающееся сотрудничество филологического факультета МГУ с ведущими университетами мира. Сегодня в базе данных факультета зарегистрировано 101 соглашение об академическом и научном сотрудничестве с зарубежными странами. Расширение географии и тематики международных договоров ведется в зависимости от актуальных стратегических направлений развития филологического факультета (выше уже упоминались, в частности, новые специальности по эстонской филологии, литовской филологии, прибалтийским исследованиям и украинистике). Все это потребовало интенсификации работы по уже существующим соглашениям и включения в сферу международной деятельности факультета ряда новых для него географических регионов — Белоруссии, Украины, стран Прибалтики и Средней Азии, Великобритании, Испании, Южной Кореи, Индии, Австралии, стран Центральной и Южной Америки и др. Важно, что многие соглашения и договоры инициированы не только университетами, но и международными организациями разных уровней, усматривающими большие перспективы в сотрудничестве с филологическим факультетом МГУ. Среди них АСПРЯЛ-АКСЕЛС (Американские советы по международному образованию), ФИЕАЛК (Международная федерация по изучению Латинской Америки и Карибского Бассейна), национальные комиссии по преподаванию языков ряда стран Европы, ЮНЕСКО, международные фонды и программы, поддерживающие сотрудничество в области науки и образования.

Таким образом, минувшие годы стали временем активного установления контактов разного уровня — от кафедральных до факультетских — со всеми международными структурами, готовыми к сотрудничеству, и новая международная политика факультета привела к увеличению количества

иностранных учащихся, приезжающих к нам на разные ступени и формы обучения, к усилению обменных программ с зарубежными вузами.

Можно еще многое сказать о факультете и его современном облике: о принципиальном обновлении его материальной базы, создании центра интерактивного обучения, внедрении информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс и международные научные исследования в области филологии; о многоплановой поддержке молодых ученых и совершенствовании содержательной стороны послевузовского образования, о популяризации научных достижений факультета в молодежной среде университета, города и страны; о бережной кадровой политике, нацеленной на упрочение авторитета преподавательской профессии, максимальную поддержку старых кадров и содействие профессиональному росту молодежи, на творческое сотрудничество разных поколений и преемственность научных школ и преподавательских традиций...

Мы сердечно поздравляем профессора Марину Леонтьевну Ремнёву с днем рождения и 20-летием успешной деятельности на посту декана филологического факультета и обращаем к ней слова большой любви, глубокого уважения, наши пожелания доброго здоровья, осуществления новых планов и творческих замыслов.

Коллектив филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.